Меню
Бесплатно
Главная  /  Термины   /  Государственные корпорации. Государственные корпорации в российском законодательстве Что относится к государственной корпорации

Государственные корпорации. Государственные корпорации в российском законодательстве Что относится к государственной корпорации

УТВЕРЖДЕН
решением Правительственной комиссии
по высоким технологиям и инновациям
от 3 августа 2010 г., протокол № 4

П Е Р Е Ч Е Н Ь
акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных
государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития

Группа 1 - компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития осуществляется Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям

Наименование компании

ГК «Росатом»

ГК "Ростехнологии"

Мипромторг России

Открытое акционерное общество "РусГидро"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Холдинг МРСК"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Газпром"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту

нефти "Транснефть"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "РАО Энергетические системы Востока"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Современный коммерческий флот" ("Совкомфлот")

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Автоваз"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество «Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени СП. Королева"

Роскосмос

ФГУП "ГКНПЦ имени М.В. Хруничева"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Инвестиционная компания связи"

Минкомсвязь России

Закрытое акционерное общество "Акционерная компания "Алроса"

Минфин России

Группа 2 - компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития реализуется федеральными органами исполнительной власти

Наименование компании

Федеральный орган исполнительной власти (отраслевое ведомство)

Открытое акционерное общество "Концерн радиостроения "Вега"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Центр технологии судостроения и судоремонта"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Научно-производственное объединение "Аврора"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Корпорация "Росхимзащита"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Океанприбор"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Моринформсистема - Агат"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э.Дзержинского"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнева"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "СГ-Транс"

Минтранс России

ФГУП "Росморпорт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Шереметьево"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы"

Минэнерго России

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации

Минэнерго России

ФГУП "Космическая связь"

Минкомсвязь России

ФГУП "Почта России"

Минкомсвязь России

ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"

Минкомсвязь России

ФГУП "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген"

Минздравсоцразвития России

Открытое акционерное общество "Оборонсервис"

Минобороны России

Открытое акционерное общество "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром"

Минпромторг России

Которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502 "О порядке согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 1, ст. 221).

2. Рекомендовать организациям по перечню, предусмотренному приложением к Правилам согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502 "О порядке согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций" (в редакции настоящего постановления), в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить порядки согласования плановых и программно-целевых документов с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и согласовывать такие документы с указанным Министерством.

3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и федеральным органам исполнительной власти в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления подготовить директивы представителям государства в органах управления организаций с государственным участием об утверждении на очередном заседании органов управления организаций по перечню, предусмотренному настоящего постановления, порядка согласования плановых и программно-целевых документов, предусмотренного пунктом 2 настоящего постановления.

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502

1. В наименовании и пункте 1 слова "инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" заменить словами "плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций".

2. Дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Для целей применения настоящего постановления под плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций понимаются долгосрочные программы развития, стратегии, инвестиционные программы и программы инновационного развития государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций.".

3. В Правилах согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием, утвержденных указанным постановлением:

а) в наименовании слова "инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" заменить словами "плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящие Правила определяют порядок согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов, поступающих от государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, включенных в перечень согласно приложению (далее соответственно - государственные компании, программные документы), и порядок согласования изменений, которые вносятся в утвержденные программные документы.";

в) в пунктах 3 - 6 слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

г) в пункте 7:

в абзаце первом слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

в абзаце втором слова "инвестиционная программа" заменить словами "программный документ", слово "согласованной" заменить словом "согласованным";

д) в пунктах 8 - 11 слова "инвестиционная программа" в соответствующих числе и падеже заменить словами "программный документ" в соответствующих числе и падеже;

е) пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. При отсутствии согласованного решения по проекту программного документа по итогам согласительного совещания вопрос урегулирования разногласий рассматривается в Правительстве Российской Федерации с участием Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.";

ж) в пункте 13:

в абзаце первом слова "утвержденную инвестиционную программу" заменить словами "утвержденный программный документ", слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

в абзаце втором слова "утвержденные инвестиционные программы" заменить словами "утвержденные программные документы", слова "инвестиционной программы" заменить словами "программного документа";

з) дополнить приложением следующего содержания:

"ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам согласования
Министерством Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока
плановых и программно-целевых
документов государственных
корпораций, государственных компаний
и иных организаций

Перечень
государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, согласование плановых и программно-целевых документов которых осуществляется Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

1. Акционерная компания "АЛРОСА" (публичное акционерное общество)

2. Акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования"

3. Акционерное общество "Газпром газораспределение Дальний Восток"

4. Акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания"

5. Акционерное общество "Объединенная зерновая компания"

6. Акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация"

7. Акционерное общество "Росагролизинг"

8. Акционерное общество "Росгеология"

9. Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк"

10. Акционерное общество "Российская венчурная компания"

11. Акционерное общество "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации"

12. Акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"

13. Акционерное общество "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона"

14. Банк ВТБ (публичное акционерное общество)

15. Государственная компания "Российские автомобильные дороги"

16. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

17. Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"

18. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"

19. Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

20. Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

21. Некоммерческая организация "Фонд развития моногородов"

22. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

23. Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Дальний Восток"

24. Публичное акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии"

25. Публичное акционерное общество "Газпром"

26. Публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"

27. Публичное акционерное общество "Транснефть"

28. Публичное акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания"

29. Публичное акционерное общество "Интер РАО ЕЭС"

30. Публичное акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация"

31. Публичное акционерное общество "Российские сети"

32. Публичное акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро"

33. Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"

34. Федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития".

Обзор документа

Правила согласования Минвостокразвития России инвестиционных программ госкомпаний распространены на все их программные документы. Кроме того, речь идет не только об организациях с госучастием.

Под названными документами понимаются долгосрочные программы развития, стратегии, инвестиционные программы и программы инновационного развития.

Уточнен порядок рассмотрения вопроса об урегулировании разногласий по проекту документа.

Утвержден перечень организаций (всего 34), программные документы которых согласует Министерство. Помимо госкорпораций и госкомпаний, в него включены иные организации (АО, ООО, НКО, ФГАУ).

Государственная корпорация

Госуда́рственная корпора́ция (ГК ) - организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России . Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация , учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций . Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности и невозможность банкротства.

Особенности правового статуса

  • запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля - эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.
  • Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
  • Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации « », «Ростехнологии », «Роснанотех », «Олимпстрой ». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано « ». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация » и «Объединённая судостроительная корпорация » созданы в форме ОАО, а не ГК.

Список госкорпораций России

Название Федеральные законы,
определяющие правовой статус
Руководитель Судьба
Государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Генеральный директор - Турбанов Александр Владимирович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» Председатель - Дмитриев Владимир Александрович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 771)
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий ». Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» Генеральные директора:
  • Меламед Леонид Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. № 1152, освобожден от должности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1400)
  • Чубайс Анатолий Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1401)
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО».
Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Генеральный директор - Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) Фонд действует до 1 января 2013 года
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» Президенты:
  • Вайншток Семен Михайлович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1544-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 508-р)
  • Колодяжный Виктор Викторович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 509-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 764-р)
  • Боллоев Таймураз Казбекович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 765-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 97-р)
  • Гапликов Сергей Анатольевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 98-р)
Организация прекратит свою деятельность после решения уставных задач
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии » Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» Генеральный директор - Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575)
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» Генеральный директор - Кириенко Сергей Владиленович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 1663) В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии взят новый курс. "«Стратегическая цель Росатома – глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли»" (Руководитель Блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев).

История

Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году . В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.

По его мнению:

«Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо „повышения конкурентоспособности России на мировой арене“ данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».

Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованной Постановлением Правительства Российской Федерации для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями .

В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная государственной корпорации (Автодор).

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • RDP
  • Тёмное Братство

Смотреть что такое "Государственная корпорация" в других словарях:

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ, некоммерческая организация, учрежденная органами государственной власти на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих, общественно полезных функций. В Российской Федерации… … Энциклопедический словарь

    Государственная корпорация - некоммерческая организация, учрежденная органами государственной власти на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих, общественно полезных функций. В Российской Федерации государственные корпорации… … Политология. Словарь.

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - (public corporation) Государственная компания, организованная с целью оказания услуги в масштабах страны (например, Британская радиовещательная корпорация – Би Би Си) либо для управления национализированной отраслью (например, Британская угольная … Финансовый словарь

    государственная корпорация - Государственная компания, организованная с целью оказания услуги в масштабах страны (например, Британская радиовещательная корпорация Би Би Си) либо для управления национализированной отраслью (например, Британская угольная корпорация, прежде… … Справочник технического переводчика

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - (publlic corporation) Государственная компания, организованная с целью оказания услуги в масштабах страны (например, Би би си) либо для управления национализированной отраслью (например, Британская угольная корпорация (British Coal Corporation),… … Словарь бизнес-терминов

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество,… … Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - (public corporation) Организационная форма компаний в национализированных отраслях в Великобритании. Предполагалось, что государственные корпорации будут действовать в общественных интересах, используя предоставленный государством капитал, но… … Экономический словарь

    Государственная корпорация - в РФ форма некоммерческой организации, не имеющей членства, учрежденной РФ на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Г.к. создается на основании федерального… … Энциклопедия права

    Государственная корпорация - 1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных… … Официальная терминология

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - (public corporation) государственная компания, организованная с целью оказания услуг в масштабах страны или управления национализированными отраслями. Так, например, в Великобритании называется компания, управляющая угольной промышленностью… … Внешнеэкономический толковый словарь

Организационное единство . По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов. Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения.

Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления, в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Имущественная обособленность

Государственные компании

Для оценки произошедших изменений среди российских эмитентов и на российском фондовом рынке в целом эксперты агентства «РИА Рейтинг» подготовили очередной ежегодный, пятый по счету, Рейтинг 100 самых дорогих публичных компаний России по состоянию на начало 2018 года.

Основной рублевый индекс (МосБиржи) за год снизился на 5,5%, а долларовый (РТС) - вырос лишь на 0,2%. Тем не менее, несмотря на снижение индекса, среди крупнейших по капитализации компаний большинство демонстрировали рост котировок в 2017 году. Согласно рейтингу, суммарная капитализация ТОП-100 российских компаний за прошедший год выросла на 1,3% или на 8,4 миллиарда долларов до 643 миллиарда долларов на 29 декабря 2017 года. Для сравнения, в 2016 году рост был намного больше - +58% или +233 миллиарда долларов. Медианная капитализация российских 100 публичных компаний не изменилась и составляла 1,8-1,9 миллиарда долларов. В свою очередь, минимальный размер капитализации, с которым можно было попасть в число ТОП-100 самых дорогих компаний по итогам 2017 года, составил 318 миллионов долларов, против 267 миллионов долларов в прошлогоднем рейтинге и 157 на 31 декабря 2015 года. (Таким образом, нижняя планка для вхождения в число 100 самых дорогих компаний России за два года увеличилась вдвое.

В первой десятке, согласно рейтингу, также расположились компании: Сбербанк, Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, Норильский никель, Газпром нефть, Татнефть, Сургутнефтегаз и НЛМК. Стоит отметить, что сразу две компании по итогам года покинули ТОП-10, и соответственно в десятке две компании-новичка. Покинули число десяти крупнейших по капитализации компаний России Магнит и Банк ВТБ.

Среди 100 самых дорогих компаний рыночная капитализация в 2017 году выросла у 55, что заметно меньше прошлогоднего результата (91 компания). Лидером по темпам роста рыночной капитализации среди ТОП-100 компаний рейтинга в 2017 года стала девелоперская компания Инград. Капитализация этой компании в течение года возросла более чем в 8 раз. Второй компанией по темпам роста стала компания Ленэнерго, капитализация которой выросла в 4,7 раза, что также в основном связанно с допэмиссией. В целом же у 5 компаний рост капитализации в 2017 году был кратным, что в большинстве случаев было обусловлено допэмиссиями. Для сравнения, в 2016 году 25 компаний показали кратный прирост капитализации, что чаще всего определялось динамикой акций.

Наибольшее снижение капитализации в 2017 году из компаний, попавших в рейтинг, продемонстрировала компания финансового сектора ФГ «Будущее».

Публичное право и экономика

В числе компаний со значительным снижением рыночной капитализацией также оказались - «АФК «Система», Магнит, Башнефть, Банк ВТБ, Нижнекамскнефтехим, Лента, Челябинский цинковый завод, Русагро, Уралкалий и Полюс.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

Государственная компания

17 июля 2009 г. в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» появилась ст. 7.2 «Государственная компания» об этой новой организационно-правовой форме юридического лица. Государственная компания - некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создастся на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.

Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.

Минэкономразвития России

Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определен правовой статус этой единственной на сегодняшний день государственной компании. Так же как и на государственные корпорации, на государственную компанию не распространяются нормы законодательства о банкротстве и часть норм законодательства о некоммерческих организациях.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее - Государственная компания) создается и действует в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления, а также в целях поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог Государственной компании, увеличения их пропускной способности, обеспечения движения по ним, повышения качества услуг, оказываемых пользователям автомобильными дорогами Государственной компании, развития объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании.

Государственная компания открывает лицевые счета в Федеральном казначействе и вправе открывать расчетные счета в банках и иных кредитных организациях.

Создание Государственной компанией коммерческих организаций иди участие Государственной компании в уставных капиталах коммерческих организаций за счет имущества Государственной компании может быть осуществлено только в целях:

  1. реализации инвестиционных проектов, соответствующих целям деятельности Государственной компании и предусматривающих привлечение инвестиций третьих лиц;
  2. реализации инвестиционных проектов, соответствующих целям деятельности Государственной компании и связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и содержанием объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;
  3. исполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства;

    осуществления деятельности, направленной на достижение целей создания Государственной компании.

Система управления в Государственной компании схожа с корпоративной. Высшим органом управления Государственной компании является наблюдательный совет. Состав наблюдательного совета Государственной компании утверждается Правительством Российской Федерации сроком на четыре года.

В состав наблюдательного совета Государственной компании входят двенадцать членов:

  1. семь членов по представлению Правительства Российской Федерации, включая председателя наблюдательного совета Государственной компании и председателя правления Государственной компании, являющихся членами наблюдательного совета Государственной компании по должности;
  2. четыре члена по представлению Федерального Собрания Российской Федерации (два - от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и два - от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации);
  3. один член по представлению Счетной палаты Российской Федерации.

Председатель наблюдательного совета Государственной компании назначается Правительством Российской Федерации одновременно с назначением иных членов наблюдательного совета Государственной компании.

Коллегиальным исполнительным органом Государственной компании является Правление. Создан также Научно-технический совет Государственной компании, который является постоянно действующим консультативным органом, созданным в целях научно- методологического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения деятельности Государственной компании.

Порядок деятельности отражен в Регламенте Государственной компании, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Административные регламенты исполнения Государственной компанией предусмотренных федеральным законом полномочий (в том числе включающих в себя порядок взаимодействия Государственной компании с физическими или юридическими лицами) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, на основании Регламента Государственной компании, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период является документ, определяющий основные направления, финансово-экономические показатели и ожидаемые результаты деятельности Государственной компании на долгосрочный период. Финансовый план Государственной компании утверждается наблюдательным советом Государственной компании.

Годовая бухгалтерская отчетность и консолидированная финансовая отчетность Государственной компании подлежат ежегодной обязательной проверке аудиторской организацией.

Имущество Государственной компании является ее собственностью и обособляется от автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и переданных в доверительное управление Государственной компании, и земельных участков Государственной компании. Данные автомобильные дороги и земельные участки Государственной компании отражаются на отдельном балансе Государственной компании, и в их отношении Государственной компанией ведется самостоятельный учет.

Государственная компания вправе формировать фонд Государственной компании за счет средств, связанных с собственной деятельностью Государственной компании.

При передаче автомобильных дорог в доверительное управление Государственной компании заключение договора доверительного управления не требуется.

Годовой отчет о выполнении программы деятельности Государственной компании на долгосрочный период, утвержденный Правительством Российской Федерации, направляется в Счетную палату Российской Федерации, главному распорядителю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидии Государственной компании, и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом.

Государственная компания обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

  1. свидетельства о государственной регистрации Государственной компании;
  2. решения о назначении председателя правления Государственной компании;
  3. положений о филиалах, представительствах Государственной компании;
  4. документов, содержащих сведения о составе наблюдательного совета Государственной компании и правления Государственной компании;
  5. годовой бухгалтерской отчетности Государственной компании;
  6. аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности Государственной компании.

Государственные корпорации: создание, управление и использование имущества

2.1 Характеристика ГК "Российские автомобильные дороги"

Государственная компания "Российские автомобильные дороги" создана федеральным законом 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" для развития сети скоростных платных магистральных автомобильных дорог…

2.3 ОАО "Российские железные дороги"

Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. ОАО "РЖД" владеет 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяженностью 85 500 км (исключение составляют ряд железных дорог…

Естественные монополии в экономике России

2.4 ОАО "Российские коммунальные системы"

ОАО "Российские коммунальные системы" работает на территории более двухсот муниципальных образований России, оказывая услуги более 4,5 млн потребителей. В ведении РКС находятся 798 котельных (2746 котлов), 1006 ЦТП и насосных станций…

Изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ОАО Минерально-химическая компания "ЕвроХим"

1.2 Современные формы предпринимательской деятельности, их краткая характеристика

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности установлены Гражданским кодексом РФ, а механизм создания и функционирования отдельных из них — федеральными законами…

Инновационная деятельность предприятия

3.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Российские железные дороги»

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — российская государственная вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования…

Организация деятельности транснациональных компаний в России

2.2 Российские ТНК на рынке и их типы

В последние годы российские компании все чаще выступают в качестве инициаторов масштабных трансграничных слияний и поглощений. В качестве наиболее ярких примеров можно привести объединение алюминиевых предприятий «Русала»…

Перспективные направления социально-экономического развития на примере Республики Калмыкия

Глава 1. Общая характеристика и современные тенденции социально-экономического развития регионов

Перспективы развития инвестиций в России

2.3 Российские инвестиций за рубежом

Как сообщают vestifinance.ru в статье "Российские инвестиции за рубежом": По сравнению с III кварталом число сделок выросло больше чем в 1,5 раза. Да и стоимость купленных активов увеличилась втрое…

Применение нормативного метода планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) для выявления путей снижения себестоимости продукции

2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ДИРЕКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ » — КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ — ФИЛИАЛА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Система экономических отношений, структура рынка

4. Натуральное хозяйство: понятие, характеристика, современные проявления

Ответ Натуральное хозяйство — это такая форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для удовлетворения потребностей самих участников производства…

Транснациональные корпорации и их характеристика

1. Транснациональные корпорации и их характеристика

Фирма, как основа рыночной экономической системы

2.5. Государственные предприятия (публичные корпорации)

Государство — крупнейший работодатель, поэтому его доходы и расходы намного превышают доходы крупнейших компаний с ограниченной ответственностью.

Государственная компания

Многие предприятия общественной собственности, как и частные фирмы, продают то…

Формы организации бизнеса и структура фирмы

1.3 Корпорации

Корпорация — это третья основная форма организации предприятия. Корпорация организована как юридически независимый экономический объект…

Ценообразование на продукты и услуги (практика ОАО РЖД)

2.1 Общая характеристика организации ОАО «Российские железные дороги»

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий…

Экономический подход к коррупции

1.3 Специфические российские проблемы

Описанные ниже проблемы являются продолжением тех, которые по проявлению или происхождению уходят корнями в советский период Левин М., Сатаров Г. Явление коррупции России / Независимая газета. 1997. 02.10….

Государственные корпорации и государственные компании

Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризациикредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам. Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц, подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.

Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.

Организационное единство . По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов. Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления, в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Имущественная обособленность . Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Самостоятельная имущественная ответственность . Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).

Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Рефрерат

Тема: Корпорации и ее виды в сфере США.

Южно-Сахалинск

Введение

1.Корпорации и ее виды в сфере США

2. Транснациональные корпорации США в мировой экономике

Заключение

Список литературы

Введение

Современное российское законодательство используют термин "корпорация" относительно недавно, в отличие от законодательства и практики корпоративного менеджмента за рубежом, где этот термин имеет устойчивые понятийные границы и активно применяется при определении юридического лица либо характеристики различных организационно-правовых форм рассматриваемых юридических лиц.

Слово "корпорация" происходит от позднелатинского corporation — общество, союз, группа лиц, объединенная общностью профессиональных или сословных интересов. Корпорация (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое является объединением физических лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания.

Учредители или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин "корпорация" применяется как синоним термину "акционерное общество".

1. Корпорации и ее виды в сфере США.

Термин корпорация в англосаксонской системе права или в системе общего права используется весьма широко. Им пользуются всякий раз, когда хотят подчеркнуть, что организация, называемая этим именем, рассматривается как единое целое и может выступать участником в гражданском обороте.

Первая группа — публичные (государственные) корпорации (public corporations), которые создаются для осуществления отельных правительственных функций. Эти корпорации относятся к системе государственного аппарата, наделены соответствующими полномочиями и реализуют свои функции в пределах определенной территории страны.

Каждая публичная корпорация создается на основе акта государственного органа (Конгресса США или профильного министерства США), которым определяется правовой статус, а также указываются цели и задачи создаваемого органа управления, установленные виды деятельности, компетенции и структура. Имущество публичной (государственной) корпорации образуется за счет государства, хотя не исключено формирование имущества из взносов государственных образований различного уровня либо иных субъектов публичного права. Обособленное имущество корпорации, которым она отвечает по своим обязательствам, остается в государственной собственности. Публичные корпорации могут финансироваться на принципах самоокупаемости, быть прибыльными или заведомо убыточными. Чаще всего эти корпорации финансируются за счет бюджетных источников федерального или муниципального уровня. Вместе с тем уставы и другие нормотивные акты некоторых корпораций дают им возможность получать доходы от использования имущества, выпуска ценных бумаг, оказания услуг, иных видов деятельности. Финансовая отчетность публичной корпорации ежегодно представляется на рассмотрение и утверждение органа власти, ответственного за исполнение бюджета в соответствующем государственном ведомстве.

Вторая группа — полупубличные корпорации (quasi public corporations), созданные для координации деятельности и обслуживания значимых социальных и общественных нужд. Например, корпорации в области снабжения населения газом, водой, электричеством, железнодорожные корпорации и другие. К их числу относятся государственные предприятия военно-промышленного и аэрокосмического комплекса США, акции которых принадлежат государству.

Третья группа — предпринимательские корпорации (business corporations), создаваемые для осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли на этой основе. Фактически предпринимательские корпорации представляют собой коммерческие организации в форме акционерных обществ, которые могут быть открытого или закрытого типа. К их числу, например, относятся все акционерные страховые компании в США.

Четвертая группа — некоммерческие корпорации (non-profit corporations), которые осуществляют деятельность, в том числе хозяйственную, не связанную по своим целям с получением прибыли. К их числу, например, относятся общества взаимного страхования в США, а также корпорации, созданные в области высшего профессионального образования (обычно -университеты и колледжи, взимающие со студентов плату за обучение и оказание иных образовательных услуг), здравоохранения (медицинские стационары, предоставляющие населению медицинские услуги на платной основе, в том числе в системе медицинского страхования), различные благотворительные организации (включая специализированные учреждения социальной защиты населения).

В Великобритании рассматриваемые корпорации называются компаниями (companies) и подразделяются на публичные компании (public companies, аналог открытого акционерного общества континентального права) и частные компании (private companies, аналог закрытого акционерного общества континентального права). Все они, независимо от организационных особенностей, наделены правами юридического лица. Прочие организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, например, трасты, рассматриваются с точки зрения гражданского права как простая совокупность лиц.

В странах Западной Европы (континентальная часть) к числу корпораций относятся акционерные общества, товарищества, производственные и потребительские кооперативы, хозяйственные объединения и другие структуры, обладающие правосубъектностью. То есть с точки зрения теории менеджмента — практически все организации. Вместе с тем не во всех странах Западной Европы, несмотря на общеевропейскую интеграцию правовых систем ЕС, термин "корпорация" имеет законодательное закрепление. Например, во Франции термин "корпорация" вообще не используется, а юридические лица подразделятся на товарищества и ассоциации.

"Корпорация" в России

В социальном смысле корпорация это объединение работников (индивидов) в единое целое (трудовой коллектив) для совместного труда.

В правовом смысле корпорация представляет собой признаваемую законом правовую форму объединения лиц и (или) капиталов, выступающую в качестве самостоятельного участника гражданского оборота.

При этом имеется в виду, что корпорация это:

юридическое лицо, в отношении которого его участники имеют обязательственные права;

юридическое лицо, преследующее в качестве основной цели получение прибыли от своей деятельности и созданное за счет вкладов учредителей (участников);

коммерческая организация с разделением на доли учредителей (участников) уставным капиталом.

Развернутое определение корпорации в современной отечественной литературе формулируется

Государственные корпорации созданы для выполнения различных функций; деятельность каждой регулируется отдельным федеральным законом, которым определены цели корпорации, общие принципы структуры управления, особенности распоряжения имуществом, особенности публичной отчетности и аудита. При этом ответственность за неразмещение государственными корпорациями предусмотренных законодательством сведений отсутствует.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»

Год создания: 2004.

Основание: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Цель: обеспечение функционирования системы страхования вкладов, а также осуществление функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.

Органы управления: совет директоров, правление и генеральный директор. Высший орган управления - совет директоров.

Численность персонала:

Генеральный директор:
Исаев Юрий Олегович

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».

Цель: обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной законом деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Органы управления: наблюдательный совет, правление и председатель. Высший орган управления - наблюдательный совет, возглавляемый председателем Правительства РФ.

Председатель:
Горьков Сергей Николаевич

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ)

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Государственная корпорация должна была прекратить деятельность с 1 января 2013 года, но сроки окончания работы неоднократно переносились. В октябре 2017 года Государственная Дума в очередной раз продлила сроки деятельности Фонда до 1 января 2019 года.

Цель: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Органы управления: наблюдательный совет, правление, генеральный директор.

Численность персонала: на 01.01.2017 - 257 человек.

Генеральный директор:
Цицин Константин Георгиевич

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации "Ростехнологии"».

Цель: содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций, в которых корпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, а также участия в социальных и иных общественно значимых проектах в интересах государства и общества в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.

Органы управления: наблюдательный совет, правление и генеральный директор. Высшим органом управления является наблюдательный совет.

Численность персонала: на 31.12.2016 - 1 037 человек.

Генеральный директор:
Чемезов Сергей Викторович

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».

Цель: проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, а также судов с ядерными энергетическими установками - атомных ледоколов и транспортных судов), обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространение ядерных материалов и технологий, развитие атомной науки, техники и профессионального образования, осуществление международного сотрудничества в этой области; проведение государственной политики в области развития атомной отрасли, выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

Органы управления: наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Высший орган управления - наблюдательный совет.

Численность персонала:

Генеральный директор:
Лихачёв Алексей Евгеньевич

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Год создания: 2015.

Основание: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"».

Цель: реализация государственной политики и осуществление нормативно-правового регулирования в области космической деятельности; оказание государственных услуг в области космической деятельности и управления государственным имуществом; обеспечение проведения организациями Корпорации и организациями ракетно-космической промышленности работ по созданию ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально-экономического назначения, боевой ракетной техники стратегического назначения; координация работ по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах специальных, гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и для расширения международного сотрудничества Российской Федерации в области спутниковых навигационных систем; осуществление международной деятельности по исследованию и использованию космического пространства; осуществление функций по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур и космодроме «Восточный», и по руководству этими работами.

Органы управления: наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Высшим органом управления является наблюдательный совет.

Численность персонала: 249,94 тысяч человек (включая подведомственные организации).

Генеральный директор:
Комаров Игорь Анатольевич


Ограничения, запреты и обязанности

На сотрудников государственных корпораций распространены особые ограничения и обязанности, аналогичные запретам и ограничениям для госслужащих.

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает ограниченный перечень способов осуществления закупок (10 конкурентных способов и возможность закупки у единственного поставщика по основаниям, указанным в законе), а Федеральный закон № 223-ФЗ позволяет заказчику в своём положении о закупке самостоятельно определять виды закупок, выбирать площадки для электронных торгов и т.д. По № 44-ФЗ работают органы государственной и муниципальной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме закупок за счёт грантов, собственных средств, в рамках субподрядов). При своевременном утверждении положений о закупках по Закону № 223-ФЗ работают государственные компании с долей участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, бюджетные учреждений и государственные и муниципальные предприятия, в случае осуществления закупок за счет грантов, собственных средств и субподряду.

Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» закупают в основном по № 44-ФЗ, а остальные корпорации используют закон лишь для закупки ежегодных услуг по аудиту, который по закону осуществляется на конкурсной основе.

Более гибкий № 223-ФЗ позволяет государственным корпорациям самостоятельно определять способы закупок. С другой стороны, № 44-ФЗ накладывает на заказчиков обязанность публиковать всю документацию по закупкам, серьезно ограничивая использование неконкурентных способов закупки.

В 2014 году Сергей Кириенко, занимавший должность генерального директора «Росатома», сообщил , что госкорпорация первой и по своей инициативе перешла на № 44-ФЗ. По его словам, более жёсткие условия закупок позволили им сэкономить 35 млрд рублей.

На момент публикации этого исследования все государственные корпорации уже разместили свои положения о закупках в Единой информационной системе:

Агентство по страхованию вкладов - последние изменения внесены 09.12.2016

Внешэкономбанк - последние изменения внесены 02.03.2017

Фонд ЖКХ - последние изменения внесены 13.03.2017

Ростех - последние изменения внесены 31.03.2017

Росатом - последние изменения внесены 04.04.2017

Роскосмос - последние изменения внесены 26.06.2017

Корпорация «Роскосмос» нарушила сроки опубликования в Единой информационной системе изменений, вносимых в Положение о закупках. В соответствии с № 223-ФЗ положение и изменения в него должны публиковаться не позднее, чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. Утвержденные 26 июня 2017 года изменения «Роскосмос» опубликовал лишь 14 июля, спустя 20 дней.

За это правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере 5-10 тыс. рублей, на юридических лиц - от 10 до 30 тысяч рублей.

Конфликт интересов при закупках


В 2013 году первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков был избран председателем совета директоров АО «Концерн Созвездие», которое входит в состав госкорпорации (в настоящее время он не занимает этой должности).

Жена Владимира Артякова Татьяна с 2015 года владеет 42,5% ООО «АФК-Сервис», которому принадлежит бизнес-центр в Москве.

Здание бизнес-центра по адресу: Спиридоновка, 20, строение 2

В конце 2016 года АО «Концерн “Созвездие”» заключило контракт с ООО «АФК-Сервис» на аренду помещений в указанном бизнес-центре. Контракт на сумму 1 423 125 рублей заключался с единственным поставщиком в рамках федерального закона № 223-ФЗ , в котором отсутствует запрет на конфликт интересов.

На наш взгляд, в этой ситуации можно усмотреть признаки конфликта интересов, который, однако, не противоречит действующему законодательству.

Министерство финансов РФ подготовило поправки в закон № 223-ФЗ которые предусматривают запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. Предлагаемые поправки, фактически, повторяют определение конфликта интересов, которое содержится в федеральном законе № 44-ФЗ: ограничение не будут распространяться на руководство юридических лиц, которое владеет юридическими лицами, являющихся заказчиками.

Значительная часть лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупка которых осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации (АО «Национальная иммунобиологическая компания»).

Соответствующие распоряжения были приняты в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изучив государственные контракты АО «Нацимбио», АО «Российская электроника», АО «РТ-Проектные технологии» с органами государственной власти, с одной стороны, и документацию этих АО по закупкам аналогичных товаров, работ и услуг у поставщиков, мы обнаружили, что все три компании выступают лишь посредниками, оставляя себе до 10% стоимости государственных контрактов, хотя имеют статус статус единственных поставщиков.

В свою очередь, АО «РТ-Проектные технологии» заключало договоры на выполнение тех же самых работ с частными компаниями - ООО «Ланит-Технологии» и ООО «Онланта», связанными между собой через собственников. Договоры также заключались с единственным поставщиком. Ранее обе компании заключали контракты на аналогичные работы напрямую с подведомственными Казначейству России учреждениями.

Средняя разница стоимости государственного контракта и аналогичного договора с субподрядчиком составила 6%.

АО «Нацимбио»

Как госмонополия «Нацимбио» заработала на вакцинах и кто от этого выиграл.

Правительство назначило дочернюю компанию госкорпорации «Ростех» единственным поставщиком вакцин для Национального календаря профилактических прививок.

Достоверность сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников госкорпораций контролируются недостаточно. В вопросе определения круга лиц, чьи сведения доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежат публикации, отсутствует системность: в разных корпорациях соответствующие перечни публикуются на официальных сайтах в разных местах, сильно отличаются и постоянно меняются. Отсутствие реакции госкорпораций на выявленные нами нарушения говорит о том, что их руководство, возможно, не заинтересовано в соблюдении норм антикоррупционного законодательства.

Лишь две государственные корпорации, «Росатом» и «Роскосмос», активно используют федеральный закон № 44-ФЗ и добиваются существенной экономии средств. Мы считаем целесообразным на законодательном уровне предусмотреть обязанность осуществления ряда закупок по Закону № 44-ФЗ, например, проводить таким образом крупные закупки и/или установить долю конкурентных закупок у малого и среднего бизнеса.

Благодаря распоряжениям Правительства РФ ряд предприятий государственной корпорации «Ростех» получили монополию на оказание некоторых видов услуг для государственных нужд. При этом услуги они оказывают не самостоятельно, а через подрядчиков. Такие посреднические схемы приводят к снижению конкуренции и дополнительным расходам бюджета.

В связи с этим мы предлагаем дополнить некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность госкорпораций.

Дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей об ответственности за нарушение обязанностей государственных корпораций по подготовке и размещению в интернете предусмотренной законодательством отчетности госкорпораций. Ответственность должна быть предусмотрена в отношении должностных и юридических лиц, как это предусмотрено в отношении государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28 КоАП), саморегулируемых организаций (ст. 14.52 КоАП), организаций, работающих на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП). Ввести административную ответственность за непубликацию отчетности госкорпорациями.

Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 21 августа 2012 г. № 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации» об установлении единых критериев либо возложении на единый государственный орган обязанности по утверждению перечней должностей в государственных корпорациях, при замещении которых на сотрудников распространяется обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также распространяются запреты, предусмотренные пунктами 1-4 и 7-11 части четвертой статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязать госкорпорации ввести единый перечень должностей, при замещении которых на сотрудников распространяется обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также распространяются определённые запреты.

Внести изменения в ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» о запрете на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. Ввести запрет на участие в госзакупках госкорпораций лицам, которые аффилированы с заказчиком. Соответствующий проект в настоящее время разработан Министерством финансов Российской Федерации. Необходимо включить в число потенциальных участников конфликт интересов руководителей юридических лиц, которые владеют другими юридическими лицами, являющимися заказчиками.

Внести изменения в федеральные законы о государственных корпорациях в части установления доли закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», распространив его действие на крупные закупки государственных корпораций.