Меню
Бесплатно
Главная  /  Регистрация  /  Зачем нужны информационные ресурсы в менеджменте. Информационные ресурсы в менеджменте. Особенности связанные с менеджментом

Зачем нужны информационные ресурсы в менеджменте. Информационные ресурсы в менеджменте. Особенности связанные с менеджментом

166. Современное состояние и перспективы применения информационных технологий в управлении предприятием (организацией) в России.

167. Информационные коммуникации и эффективность управления предприятием (организацией).

168. Информационные ресурсы менеджмента.

169. Пути совершенствования процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации в системах управления предприятиями (организациями).

170. Анализ и пути совершенствования информационного обеспечения процессов управления на предприятии (организации).

171. Анализ и пути совершенствования информационного обеспечения процессов управления структурными подразделениями предприятия (организации).

172. Анализ и пути совершенствования технических и программных средств в управлении предприятием (организацией).

173. Анализ и пути совершенствования защиты информации в управлении предприятием (организацией).

174. Анализ правового и нормативно-методического обеспечения процессов управления предприятием (организацией).

175. Анализ информационных технологий документационного обеспечения управленческой деятельности предприятия (организации).

176. Анализ и пути совершенствования информационного обеспечения управления предприятием (организацией).

177. Анализ и пути совершенствования документационного обеспечения управления подразделением предприятия (организации).

178. Использование систем управления базами данных (СУБД), интегрированных прикладных программных пакетов в практической деятельности предприятия (организации).

179. Повышение качества управления на основе создания компьютерных информационных систем на предприятии (организации).

180. Повышение качества управления на основе создания компьютерных информационных систем в структурных подразделениях предприятия (организации).

181. Использование компьютерных технологий интеллектуальной поддержки управленческих решений и повышение их эффективности.

182. Определение путей рационального использования информационных ресурсов на предприятии (организации).



183. Опыт работы с современными системами поиска и сбора информации на предприятии (организации).

Управление персоналом

184. Современное состояние и проблемы управления человеческими ресурсами в условиях перехода к рыночной экономике.

185. Социальная политика предприятия (организации) на этапе перехода к рыночной экономике.

186. Гуманизация труда как составная часть политики управления персоналом.

187. Формирование личности руководителя.

188. Женщина в современном мире труда: место на рынке труда, управление и стимулирование занятости.

189. Управление трудовыми ресурсами на макро- и микроуровнях.

190. Рынок труда и проблемы формирования персонала предприятия (организации).

191. Исследование конъюнктуры рынка труда на примере конкретного предприятия (организации) региона (города).

192. Современное состояние и перспективы развития управления персоналом на предприятии (организации) в России.

193. Кадровый потенциал предприятия (организации) и основные направления его совершенствования.

194. Анализ и оценка развития потенциала руководящих сотрудников предприятия (организации).

195. Учёт и анализ персонала предприятия (организации).

196. Стратегическое планирование и управление персоналом предприятия (организации).

197. Разработка стратегии управления персоналом на предприятии (фирме): теория и практический опыт.

198. Персонал: проблемы управления подбором и наймом специалистов на предприятии (организации).

199. Правовые и организационные предпосылки участия наемных работников в управлении предприятием (организацией).

200. Личность и управление ее развитием на предприятии (организации).

201. Анализ и оценка личности менеджера на основе социологических исследований.

202. Планирование развития персонала предприятия (организации) на основе повышения его квалификации.

203. Совершенствование системы повышения квалификации персонала на предприятии (организации).

204. Анализ и пути совершенствования взаимодействия предприятий (организаций) с вузами и другими учебными заведениями в подготовке и повышении квалификации персонала.

205. Совершенствование управления аттестацией персонала предприятия (организации).

206. Управление деловой карьерой руководителей.

207. Разработка системы управления служебно-профессиональным продвижением кадров на предприятии (организации).

208. Управление конфликтами и стрессами на предприятии (организации).

209. Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии (организации).

210. Формирование группового поведения на предприятии (организации).

211. Анализ и совершенствование организации труда персонала на предприятии (организации).

212. Вознаграждение за труд в системе регулирования трудовых отношений на предприятии (организации): системы, формы, методы.

213. Разработка предложений по совершенствованию систем материального и морального поощрения персонала на предприятии (организации).

214. Анализ организационной структуры службы управления персоналом на предприятии (организации) и разработка предложений по ее совершенствованию.

215. Определение потребности предприятия (организации) в персонале.

216. Планирование и оптимизация затрат на персонал предприятия (организации).

217. Совершенствование организации и повышение производительности труда персонала на предприятии (организации).

218. Анализ состояния и разработка мероприятий по сокращению численности персонала на предприятии (организации).

219. Анализ и разработка предложений по высвобождению персонала на предприятии (организации): экономическая и социальная значимость, методы и варианты решений.

220. Аттестация рабочих мест: содержание, анализ и пути совершенствования проведения на предприятии (организации).

221. Принципы и методы построения системы управления персоналом на предприятии (организации).

222. Анализ и разработка предложений по уточнению должностных функций, выполняемых менеджером по персоналу на предприятии (организации).

223. Анализ и разработка предложений по уточнению должностных функций, выполняемых менеджером по обучению персонала на предприятии (организации).

224. Анализ и разработка предложений по уточнению должностных функций профориентатора-социолога на предприятии (организации).

225. Анализ и пути совершенствования деятельности службы управления персоналом на предприятии (организации).

226. Анализ и пути повышения эффективности работы территориальной службы занятости (региона, города и т.п.).

227. Анализ и пути совершенствования взаимодействия служб управления персоналом на предприятии (организации) с территориальными службами занятости (региона, города и т.п.).

Управление проектами

228. Анализ окружения проекта

229. Экспертные области в системе управления проектом

230. Управление интеграцией проекта

231. Разработка плана управления проектом

232. Оценка соотношения между жизненными циклами проекта и продукта

233. Анализ влияния организационной структуры на проект

234. Определение границ проекта

235. Инициация проекта

236. Управление изменениями в проекте

237. Разработка содержания проекта

238. Управление сроками проекта

239. Оценка ресурсов операций

240. Разработка и управление расписанием проекта

241. Управление стоимостью проекта

242. Разработка бюджета расходов проекта

243. Анализ эффективности исполнения проекта методом освоенного объёма

244. Проектное финансирование

245. Оценка эффективности инвестиционного проекта

246. Разработка бизнес-плана проекта

247. Планирование качества проекта

248. Контроль и обеспечение качества проекта

249. Многофакторная оценка надёжности проекта

250. Оценка затрат на качество

251. Управление рисками проекта

252. Количественный и качественный анализ рисков проекта

253. Планирование реагирования на риски

254. Мониторинг и управление рисками

255. Управление человеческими ресурсами проекта

256. Планирование человеческих ресурсов проекта

257. Оценка изменения уровня затрат и численности персонала в течение жизненного цикла проекта

258. Мотивация персонала в управлении проектом

259. Лидерство в управлении проектом

260. Управление коммуникациями проекта

261. Планирование коммуникаций проекта

262. Формальные и неформальные коммуникации в проекте

263. Оценка эффективности управления коммуникациям проекта

264. Управление поставками проекта

265. Управление контрактами проекта

266. Планирование закупок и контрактов проекта

267. Оценка эффективности закупок проекта

268. Администрирование и закрытие контрактов

269. Управление командой проекта

270. Набор и развитие команды проекта

271. Определение ролей формирование матрицы ответственности

272. Процессы закрытия проекта

273. Создание офиса (виртуального офиса) проекта

274. Кризис проекта и применяемые стратегии

275. Корпоративная культура в управлении проектами

276. Инжиниринг в управлении проектами

277. Управление корпоративными программами

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ КОМПАНИИ

Информация является одним из важнейших средств достижения целей любого вида деятельности. От полноты и качества информации зависит степень реализации и результативность в достижении целей.

Объем и качество информации, используемой в процессе решения любых задач (научных, технических, управленческих и экономических), определяется:

  • уровнем профессиональной подготовки исполнителя;
  • опытом, полученным при решении других задач;
  • осведомленностью в проблемных областях знаний, необходимых для решения поставленной задачи;
  • доступностью для конкретного исполнителя тех или иных информационных ресурсов, содержащих необходимую информацию;
  • наличием некоторого «базового уровня технической оснащенности», обеспечивающего доступ к информационным ресурсам и программным продуктам, позволяющим вести их обработку;
  • объемом финансовых и трудовых ресурсов, которые могут быть привлечены для получения и обработки информации;
  • правовыми нормами, определяющими доступ к информации и порядок ее использования в организации, стране и на международном уровне.

Каждый из перечисленных факторов накладывает ограничения на реально доступную исполнителю информацию и, следовательно, изменяет информационную среду, в которой исполнитель реализует стоящие перед ним задачи.

Реальная степень доступности к информационным ресурсам во всех странах существенно ниже рекламируемой. Например, современными национальными системами массового обслуживания по данным на 1991 г. в США могли пользоваться около 25% потребителей (высокообеспеченные слои населения - 5% и члены общества, обладающие свободными средствами), в то время как 75% рядовых граждан, как правило, не могли получить доступа к требуемой им информации .

Неопределенность при принятии информационных решений неизбежна, но работать в режиме неопределенности можно - и не просто работать, но и получать требуемые результаты. Управление большими системами всегда ведется в условиях недостатка информации.

Восполнение пробелов в информации подразделяется на две различные группы информационных задач:

  • первая связана с восполнением информации существующей, но отсутствующей у конкретного пользователя по тем или иным причинам (условия доступа, режимные ограничения, отсутствие требуемых документальных источников, недостаточная профессиональная подготовка персонала, привлекаемого для решения задачи и т.п.);
  • вторая связана с полным отсутствием информации по проблеме (отсутствие требуемых научных знаний, методов решения, необходимых стандартных и справочных данных, материалов, аппаратуры и т.п.).

Если первая группа задач, как правило, решается за счет повышения уровня и качества информационного обслуживания, то вторая - требует проведения дополнительных исследований и разработок, связанных с получением новой информации. В рамках второй группы задач решается и проблема выявления отсутствующих знаний, которую иногда определяют как «знание о незнании».

С другой стороны, в обращении находится значительный объем повторяющейся, несогласованной по методам получения и обработки, имеющей различные уровни достоверности и точности, а также заведомо ложной информации. Такая информация создает существенные, как правило, трудно преодолимые преграды при решении задач.

Кроме того, необходимо всегда помнить, что сам факт наличия всей (основной, наиболее важной и достоверной и т.п.) информации, есть необходимое, но недостаточное условие для принятия эффективных решений. Ибо человек, принимающий решения, действует исходя из определенных внутренних установок, свойственных только ему. Он не свободен от субъективности в оценке имеющейся в его распоряжении информации.

Поэтому, принимая любое информационное решение, необходимо заново оценивать информацию с точки зрения тех задач (целей), которые решаются в данный момент, исходя из конкретных условий этого момента.

К группе основных понятий, необходимых при рассмотрении вопросов принятия информационных решений, следует отнести: факт, знания, сведения, данные, информация, информационные ресурсы.

Факт - действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло .

Словарь синонимов русского языка дает следующее соотношение между понятиями «знания», «сведения», «познания»:

Знания - совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в процессе жизни и т.д. и обычно реализуемых в деятельности.

Познания - сумма определенных знаний, сведений в какой-либо области (областях).

Сведения - общие или очень неглубокие знания, представления о чем-либо .

Данные, как правило, определяют как информацию, которая хранится в базах данных и обрабатывается прикладными программами, или информация, представленная в виде последовательности символов и предназначенная для обработки в ЭВМ .

Информация - прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в буквальном смысле понятие «информация» тождественно понятиям «сведения, данные, знания».

Однако, как было показано выше, понятия «сведения» и «данные» входят в более общее понятие - «знания». Следовательно, понятие «информация» может быть определено как общий объем накопленных человечеством знаний. Но в разных источниках при определении знаний, включаемых в понятие «информация», используются различные подходы.

Предлагается за основу определения термина «информация» принять его толкование, выработанное в рамках среднесрочной программы ЮНИСИСТ , в которой информация определена как знания, являющиеся продуктом исследовательской деятельности в области естественных и общественных наук или касающиеся этой деятельности, с одной стороны, и знания, имеющие отношение к технике - с другой. Техника в широком смысле слова включает научные, инженерные, управленческие и другие смежные с ними знания, без которых не обойтись при производстве товаров и оказании услуги, в которых нуждается общество.

Обобщая подход, принятый в ЮНИСИСТ и других публикациях, определим информацию как общий объем знаний об окружающей нас действительности, т.е. информация в строгом смысле - это знание, включенное непосредственно в коммуникативный процесс.

Информационный ресурс. Несмотря на все более широкое использование понятия «информационный ресурс», в настоящее время отсутствует его общепринятое определение, что делает проблематичным разработку эффективной политики любого уровня (международного, национального, регионального, республиканского и отраслевого) по созданию информационных ресурсов и их промышленной эксплуатации в интересах науки, техники, производства и управления.

Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что понятие «информационный ресурс» возникло не в процессе переосмысления роли информации во всех видах общественной деятельности, а в результате внедрения в исследования по созданию и интеграции информационных служб программно-целевого подхода.

Ресурсами, как известно, называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития .

В рамках программно-целевого подхода информация рассматривается как один из видов ресурсов при реализации целевых программ наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т.д., т.е. информация стала рассматриваться как один из видов ресурсов, потребляемых в общественной практике.

Но включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина «информационный ресурс», поскольку нет однозначного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую не считать. Анализ определений, приведенных в различных источниках, показывает, что в состав информационных ресурсов включается либо вся (любая) информация, либо ее подмножества, для выделения которых разные авторы используют различные, несовместимые друг с другом критерии, например: классы информации, и/или виды документов, и/или виды носителей (способы фиксации), и/или организационные структуры, и/или возможность обработки на различных технических средствах и др.

Выше было определено, что информация в строгом смысле - это знание, включенное непосредственно в коммуникативный процесс.

Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на тех или иных видах носителей - документирование (закрепление на тех или иных материальных носителях), ибо только в этом случае она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве.

С момента фиксации знания на том или ином носителе оно становится информацией, и только эта информация может рассматриваться как информационный ресурс. Но «новый носитель - это... новые способы регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации и, следовательно, новые способы управления» .

Каждый новый тип носителя информации порождает свой класс информационных ресурсов, характеризуемый своим множеством свойств, связанных с фиксацией, воспроизводством, доступом, восприятием и процессами обработки зафиксированной на носителе информации, а также реализацией процессов передачи информации во времени.

Под информационными ресурсами предлагается понимать всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

Особо следует выделить положение о том, что ресурсом является вся накопленная информация, в том числе и информация недостоверная («дефектологическая»), представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация; несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам; информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований в процессе частных «теоретических» построений; заведомая дезинформация, поступившая в информационные потоки, и сбалансированная информация.

Только такой подход к определению информационных ресурсов создает предпосылки для выявления противоречивых данных, исключаются случаи пропуска «неудобной» информации и сложных ситуаций (под сложной ситуацией понимается информация о «необычном», «невозможном» использовании известных средств и методов, «принципиально невозможных» явлениях и действиях, т.е. всего того, что не укладывается в тезаурус отдельного исполнителя и/или целого коллектива исполнителей).

Учет фактора «дезинформирования» (возможности поступления к пользователю недостоверной и устаревшей информации), требует включения в процессы информационной деятельности специальных процедур оценки информации на достоверность. Без выявления недостоверной и устаревшей информации, накапливаемой в информационных ресурсах, создаются предпосылки принятия неэффективных, а ряде случаев и ошибочных решений, наносящих существенный ущерб.

В то же время следует подчеркнуть, что недостоверная и устаревшая информация не должна уничтожаться. Она должна локализовы- ваться, обособляться, и на ее основе необходимо строить системные фильтры для контроля информационных ресурсов любого уровня (организаций, объединений, национальных и международных). При этом сама недостоверная информация должна непрерывно переоцениваться, уточняться, и одновременно должны подвергаться переоценке решения, принятые ранее на основании такой информации.

Сбор всей информации и требование сохранности «дефектной», устаревшей информации лежит в основе деятельности наиболее эффективных информационных систем и является важным методологическим принципом их построения.

С другой стороны, когда мы говорим о том, что информационный ресурс - это вся информация, то имеется в виду мировой информационный ресурс, полнота и эффективность использования которого в настоящее время недостаточна и определяется уровнем достигнутого баланса соглашений на международной (через ООН), региональной, двух- и многосторонней основе между различными источниками и пользователями информационных ресурсов.

В реальной деятельности каждая из сторон обладает своим подмножеством информации, ограниченным по проблемам, полноте, качеству и актуальности для решения стоящих перед ней задач. Оно определяется как информационный ресурс конкретного пользователя (отдельного лица, группы лиц, предприятия, объединения, ведомства, региона, государства и т.п.).

В зависимости от носителей информация, информационные ресурсы предлагается разделить на пять основных классов.

Документы всех видов на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи).

Персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники.

Организационные единицы - научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

Промышленные образцы (любые материальные объекты, созданные в процессе производства), рецептуры и технологии, программные продукты, которые являются овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей.

Научный инструментарий (в том числе: автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний).

Создание национальных информационных ресурсов невозможно (особенно в условиях динамически изменяющихся задач) без изучения и учета всей структуры связей между различными классами информационных ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач построения эффективной информационной системы является создание в структуре документальных информационных ресурсов машиночитаемого регистра, который должен обеспечить координацию использования информационных ресурсов организаций, фирм и государственных учреждений, работающих в различных областях.

Следует обратить внимание на то, что принятое в Федеральном законе понятие «информационные ресурсы» значительно уже и включает только документы.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных, других видах информационных систем) .

Для обоснования принятого подхода к определению информационного ресурса, необходимо показать ограниченность и неполноту определения, используемого в законодательных документах.

  • 1. Одна и та же информация, относящаяся к той или иной проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях и/или различные информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы таким образом, что правильное восприятие информации становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях. Поэтому целостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только в том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.
  • 2. Сужение понятия информационных ресурсов до класса документов исключает из рассмотрения значительные объемы информации, зафиксированные на иных классах носителей. Но каждый класс информационных ресурсов - это еще и иные способы взаимодействия с информационными ресурсами, способы их создания, регистрации, сбора, сохранения, взаимодействия с ними и, следовательно, иные способы управления информационными технологиями, а также иная правовая база, определяющая их использование.
  • 3. Разрыв информационных связей между выделенными классами информационных ресурсов порождает разрывы в информационных процессах и технологиях. Это, в свою очередь, ведет к потере целостности восприятия окружающей действительности, резкому снижению качества информации и результативности при принятии информационных решений.
  • 4. Создаются предпосылки к безвозвратной утрате важнейшей информации, которая не может быть содержательно осмыслена только на основе документальных информационных ресурсов. Учет только документальных информационных ресурсов может привести к полной утрате конкретной проблемной информации.
  • 5. Нарушение целостности понимания информационных ресурсов создает предпосылки к нарушению информационной безопасности.

Учитывая, что предлагаемый подход к определению информационных ресурсов существенно отличается от определения, принятого в законодательстве, ниже приводится перечень прецедентов, свидетельствующих о неполноте законодательного определения, при котором информационные ресурсы сводятся к документальным информационным ресурсам:

  • 1. В уголовной практике:
  • 1.1. Дело сопровождается «вещественными доказательствами», без них нет дела (орудия взлома, орудие убийства и/или его элементы (гильзы, пули, веревки и прочее)). «Вещдоки» (или часть их) сохраняются «при деле».
  • 1.2. Формируются специальные коллекции из орудий, участвовавших в преступлении:
    • создание коллекций оружия для отождествления типа оружия по боеприпасу;
    • коллекции гильз («гильзотеки») и использованных пуль для прослеживания движения «стволов» по преступлениям.
  • 2. В экспертизе, метрологии, сельском хозяйстве:
    • эталонные образцы, реактивы и прочее;
    • реперные объекты (например, кронштадский футшток («уровень моря»); Гринвический и Пулковский меридианы, геодезические знаки опорной геодезической сети (по классам точности);
    • «линии производителей», элитный семенной материал и прочее;
    • мощнейший инструментальный комплекс «эталонного времени», сеть сейсмических и метеорологических станций, контрольно-измерительные полигонные комплексы.
  • 3. Отчетные материалы геологоразведки состоят из двух частей: собственно описательные и аналитические материалы и образцы. К этому классу относятся метеоритные коллекции и пробы грунта, полученные в результате планетарных исследований.

Утрата образцов резко снижает ценность отчетов. Результаты разных партий, проводящих исследования, могут стать несопоставимы. «Документальная ценность» образцов неисчерпаема (с появлением новых методов исследований происходит новое раскрытие информационного содержания). Например:

  • многократные переоценки экспедиционных материалов Кулика по Тунгусскому метеориту;
  • новые оценки гипотезы «жизни на Марсе» по результатам анализа метеоритного материала.
  • 4. И т.д.

Определение перечня классов информационных ресурсов и более точное определение границ и параметров каждого класса зависит от задач, возникающих при создании дееспособных национальных информационных ресурсов, обеспечении требуемого уровня информационной безопасности и желаемой полноты правового обеспечения информационной деятельности, а также достигнутым уровнем управления информационными ресурсами.

Приведем краткую характеристику каждого из перечисленных классов информационных ресурсов и их места в структуре информационных ресурсов.

  • Межправительственная программа международного сотрудничества вобласти научно-технической информации.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Управление качеством -3»

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по дисциплине: «Менеджмент»

на тему: «Использование мировых информационных

ресурсов в менеджменте»

Вариант № 2

Введение……………………………………………………………………. 3

1. Мировые информационные ресурсы………………………………… 5

1.1 Информационные потребности специалистов…………………… 5

1.2 Виды информации…………………………………………………….. 7

2. ОНЛАЙН ДОСТУП к информационным ресурсам………………. . 9

2.1 Технические средства…………………………………………………. 9

2.2 Форма доступа………………………………………………………… 11

3. Особенности связанные с менеджментом

информационных ресурсов……………………………………………… 13

Заключение………………………………………………………………… 17

Список использованной литературы…………………………………… 19

Введение

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Информация – являются решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.

Для полноты раскрытия темы необходимо дать несколько определений:

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Пользователь информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации.

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями информатизации во всем мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности.

Информационно - телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах государственных органов власти. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней. Информационные услуги, ресурсы и программные продукты распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены краевые центры. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.

Отечественная информационная индустрия должна развиваться с учетом мировых достижений в области информационных технологий и средств телекоммуникационного обмена. Это позволит России выйти на мировой уровень технического развития.

1. Мировые информационные ресурсы

1.1 Информационные потребности специалистов

На стадии фундаментальных исследований необходима следующая информация:

сведения о последних достижениях науки и техники;

информация о тенденциях развития данного вида техники;

сведения о патентах;

предложения фирм;

сведения о совокупности затрат на разработку и производство;

описание техники возможного производства;

характеристика периода морального старения объектов техники;

сведения о сырье и оборудовании.

На стадии прикладных исследований, конструкторских разработок и технологического освоения требуется следующая информация:

сведения о новых научно-технических достижениях и о НИОКР;

данные о затратах на изготовление;

о материалах;

о комплектующих и т. д.

На стадии производства идет отбор, анализ, внедрение научно-технической документации и оценка технических условий, что требует информации о мировых, региональных, национальных, отраслевых классификационных и оценочных показателях.

На стадиях эксплуатации, модернизации, утилизации необходима конъюнктурная и маркетинговая информация.

Параллельно с инновационным циклом осуществляется комплекс мероприятий по "защите" изделия, состоящий из двух блоков, каждый из которых имеет целью:

правовую охрану промышленной и интеллектуальной собственности, создаваемой производителем и в процессе реализации составляющей "изделие". Здесь необходима информация о патентной ситуации, о реализации патентования, лицензирования, экспертизы; о целесообразности приобретения лицензий и "ноу-хау" других фирм; о возможности коммерческого использования интеллектуальных продуктов инновационного цикла: патенты изобретений, принципиальные схемы, публикации, макеты изделий, образцы, чертежно-конструкторская документация, технологические образцы, технологическая документация, эксплуатационная документация, технология утилизации). Последнее, как показывает американский опыт, может дать до 80% от стоимости реализации всего инновационного проекта в целом;

защиту информации (организационной, управленческой, экономической, научно-технической и др.) от ее несанкционированного использования. Необходима информация о средствах охраны и защиты помещений и т. д.

1.2 Виды информации

Анализируя полный перечень информационных потребностей при реализации инновационного цикла можно выявить следующие виды информации (Таблица №1):

Таблица №1

Вид информации

Стадия

Научно-техническая

информация о тенденциях развития данного вида техники;

описание техники возможного производства;

характеристика периода морального старения объектов техники;

сведения о новых научно-технических достижениях и о НИОКР;

сведения по стандартизации, сертификации.

НИР и ОКР

Инвестиционное проектирование

Патентная

информация о:

патентах;

техническом уровне и тенденциях развития объектов техники;

их патентоспособности и чистоты.

НИР и ОКР

Проведение маркетинговых исследований (анализ маркетинговой стратегии конкурентов)

Производство

Маркетинговая

Коньюнктурно-экономическая

информация о:

структуре рынка;

сегменте предприятия на рынке;

предложении;

конкурентам;

потребителях;

конкурирующих товарах;

поставщиках;

общеэкономических тенденциях;

отраслевых тенденциях.

Маркетинговые исследования (исследование рынка и внешней среды)

Продолжение Таблицы №1

Бизнес-информация

(о предприятиях- конкурентах или возможных партнерах)

финансовая информация (активы и пассивы фирмы, оборот, стоимость продаж, доходы и расходы, налоги и т.д.);

кредитно-аналитические информация (информация о ликвидности, коэффициенты рентабельности);

платежно-аналитические информация (сроки исполнения платежей и т.д.)

Маркетинговые исследования

Поиск партнеров

Учетно-с татистическая

Информация сосредоточенная в органах Госкомстата, отраслевых и региональных ВЦ и т. д.

Сведения о:

переписи населения;

паспортах территорий;

экономике АПК;

производстве продукции и т.д.

Маркетинговые исследования

Нормативно-правовая, юридическая

Сведения о законодательных и нормативных актах и их практическом применении.

Инфраструктурная

Сведения об организациях действующих в сфере поддержки инновационной технологической деятельности, в т.ч. об источниках инвестиций.

Управленческая деятельность начинается со сбора, накопления и переработки информации, т.е. совокупности качественных и количественных сведений о процессах, протекающих в организации и ее окружении и способствующих преодолению неопределенности.

Информация сегодня превратилась в важнейший ресурс социально-экономического, технического, технологического развития любой организации. Особенностями информации как ресурса являются:

Неисчерпаемость;

Сохраняемость и накапливаемость;

Возможность параллельного использования;

Легкость передачи, в том числе на основе купли-продажи.

К информации предъявляются следующие требования:

· количественная и качественная полнота;

· актуальность;

· достоверность и точность;

· полезность, характеризующаяся экономией затрат на принятие решений;

· нормальная плотность, т.е. количество информации в единице носителя, соотношение полезных и общих сведений;

· доступность, легкость для восприятия.

Классификация информации:

§ по носителям (электронные, вещественные и т.п.);

§ по источнику (внешняя и внутренняя);

§ по направлению движения (входящая и исходящая);

§ по спектру применимости (одноцелевая связана с решением одной конкретной проблемы и многоцелевая – нескольких различных);

§ по назначению (оперативная для корректировки деятельности организации и отчетная для анализа);

§ по возможности закрепления и хранения (воплощенная в материальных объектах, фиксируемая на носителях, не фиксируемая, т.е. в памяти);

§ по степени готовности для использования (исходная информация, промежуточная – после предварительной «очистки» и конечная);

§ по степени важности (основная, вспомогательная, желательная);

§ по полноте (универсальная, функциональная – для решения родственных проблем, индивидуализированная);

§ по характеру потребности (постоянная и переменная);

§ по степени надежности (достоверная – 80-100%, вероятностная – менее 80%, ложная);

§ по способам распространения (устная, письменная и комбинированная);

§ по степени организованности (систематизированная информация, т.е. унифицированная по составу, показателям, адресатам, срокам, периодичности, формам предоставления и бессистемная);

§ по способам воспроизведения (визуальная, аудиовизуальная, аудиоинформация);

§ по степени открытости (открытая, конфиденциальная, секретная);

§ в соответствии с порядком предоставления (по предписанию, в установленные сроки, по запросу, по инициативе отправителя);

§ по степени охвата организационных процессов (сплошная и выборочная);

§ по пользователям (внешняя и внутренняя);

§ по видам (нормативная, плановая, фактическая);

§ по степени полноты (достаточная, недостаточная, избыточная).

Информационная база данных

Процесс управления невозможен без обладания широкой информацией. К внутренним источникам информации относятся бухгалтерская и статистическая отчетность, счета клиентов, текущие наблюдения, специальные обследования, результаты предыдущих исследований. Внешние источники информации более многочисленны и разнообразны. Прежде всего, это сотрудники организации. Далее партнеры, бывшие служащие конкурентов, бывшие госчиновники, профсоюзные активисты и представители предпринимательских объединений. Обширным источником являются публикации в книгах, каталогах, справочниках, журналах, газетах.

Сегодня возникает необходимость в целенаправленном систематическом сборе (в том числе покупке) информации о потенциале конкурентов, о личных особенностях, склонностях их руководства и формировании соответствующих досье. Эта деятельность – промышленная разведка, позволяет предугадать их будущую политику и приспособиться к ней. Для этого в крупных организациях создаются базы стратегических данных . Они обычно состоят из трех разделов. В первом характеризуются производственный, технологический, научный, трудовой потенциал организации, проводимая ею научно-техническая политики, взаимоотношения в коллективе, предпочтения руководства. Во втором – дается описание внешнего окружения фирмы (партнеры и конкуренты). В третьем – раскрываются главные препятствия и помехи деятельности организации.

Этапы обмена информацией

Неотъемлемым элементом любой организации является информационная система. Такая система, создаваемая одновременно с организацией и с учетом ее специфики, должна:

§ обеспечивать своевременность поступлений информации о происходящем в ней и за ее пределами (мониторинг); формирование базы данных:

§ позволить контролировать ее объективность и достоверность;

§ облегчить внутренний обмен сведениями, минимизировать их потери, неточности;

§ облегчать отбор, анализ, сопоставление нужных для принятия решения данных из разных источников;

§ быть удобной для использования.

Управление информационной системой предполагает ее планирование, приобретение элементов, модернизацию и использование. Движение информации от отправителя к получателю в рамках таких систем состоит из нескольких этапов.



На первом этапе происходит ее отбор. Он бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, предписанным или инициативным, произвольным или основывающимся на определенных критериях.

На втором этапе отобранная информация кодируется , т.е. облекается в ту форму, в которой будет доступна и понятна получателю, например письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т.п.

На третьем этапе происходит передача информации.

На четвертом этапе получатель воспринимает, расшифровывает и осмысливает информацию. Отправитель же ждет, чтобы тот каким-то образом подтвердил факт получения сообщения, степень понимания или непонимания его смысла, т.е. установил обратную связь .

Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надежность обмена информацией и хотя бы частично избежать ее потерь, различных помех, искажающих смысл.

К помехам относятся:

Ø предвзятости и стереотипы, которыми могут обладать все, поэтому после обмена информацией необходимо удостовериться в то, насколько она понята;

Ø предоставление ложных сведений из-за желания показать себя с лучшей стороны, скрыть ошибки, застраховаться от возможных конфликтных ситуаций и неприятностей;

Ø отсутствие интереса к информации вследствие ее неубедительности, неконкретности и проч.;

Ø технические неполадки, например, неодинаковое понимание символов, с помощью которых передается информация;

Ø физические или психологические моменты: усталость, слабая память, рассеянность или, наоборот, импульсивность, излишняя эмоциональность, нетерпеливость, не позволяющие сосредоточиться;

Ø информационные перегрузки, вызывающие пропуск или невосприятие сигнала, его фильтрацию, ошибочные или упрощенные ответы, их неадекватную реакцию, отключение от его источника.

Поэтому для надежности передачи информации необходимо правильно выбирать коммуникационный канал, спрямлять его, дублировать источники сведений, передавать их с некоторым избытком. Информационный обмен облегчают:

§ краткость, ясность, недвусмысленность сведений;

§ постоянный контроль над их содержанием, процессами передачи и приема;

§ координация процессов обработки информации;

§ обеспечение соответствия потребностей в данных возможностям их получения;

§ унификация основных характеристик информационных процессов, обеспечивающая и управление ими и позволяющая экономить средства.

Практическое занятие

1. Оформить визитную карточку любого образовательного учреждения.

2. Составить прайс-лист образовательных услуг учреждения.

3. Рассмотрите основные источники деловой информации, их достоинства и недостатки.

Литература

& Афанасьев С.В., Ярошенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. – М., 1987.

& Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М: Юристъ, 1998.

& Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб., 2000.

& Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1993.

Вопрос 5. Коммуникации в системе менеджмента

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.

Информационно-коммуникационное обеспечение системы управления оценивается по 7 разделам с помощью вопросов, которые предусматривают конкретные ответы. После чего составляется сводная таблица, по которой делается вывод о соответствии существующего информационного обеспечения эталонному.

Данная методика позволяет дать ответы на такие вопросы как:

– насколько полно используемое информационное обеспечение удовлетворяет требованиям решаемых задач, т.е. можно ли считать количественный и качественный состав существующего ИО необходимым и достаточным условием для эффективной реализации задач управления и принятия на основе полученных результатов оптимальных, своевременных и качественных решений

– целесообразен ли комплекс решаемых задач или требуется его корректировка

– рационально ли организованны информационные потоки, связывающие деятельность анализируемого управленческого подразделения с другими смежными подразделениями организации и со сторонними предприятиями

– каким образом влияет на эффективность решения управленческих задач электронная интерпретация информационного обеспечения

– каковы направления изменения технологий работы с информацией.

По результатам собранным в процессе применения данной методики материалов и последующего их анализа можно обнаружить различные аспекты в процессах обработки информации, на которые в повседневной деятельности, как правило, не обращается внимание, так как они выполняются постоянно в течении длительного времени и кажутся вполне естественными и рациональными. анализ результатов позволяет увидеть проблемы управленческой деятельности свежим взглядом и выявить негативные и позитивные моменты.

Кроме предложенной методики так же можно использовать методику экспресс - оценки системы управления , разработанной Скопиной И.В., Баклановой Ю.О. позволяющей при минимальных временных и трудовых затратах получить достоверный наглядный результат (рисунок 1)

Рис. 1. Информационное обеспечение менеджмента

В соответствии с данной методикой оценка информационного обеспечения проводится по 10 критериям с помощью двухбалльной шкалы.

Несомненными достоинствами данной методики являются:

  • минимизация времени проведения исследования;
  • достоверность полученной информации;
  • возможность наглядного воспроизводства полученной информации;
  • оперирование терминологией понятной современному менеджеру.

В тоже время данная методика экспресс - оценки информационного обеспечения менеджмента имеет ряд недостатков:

  • субъективность полученного результата;
  • невозможность однозначного ответа по некоторым пунктам опросного листа.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

Современный этап развития человечества характеризуется стремительным ростом социального и экономического значения информации. Согласно статистике, перераспределения трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную сферу привело к тому, что уже сейчас в информационной сфере развитых стран работает более 50% занятого населения.

Вот два основных показателя, каждый из которых убедительно свидетельствует о наступлении века информации:

1) время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 3-4 года;

2) материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.

Индустрия обработки информации играет для промышленно развитых стран ту же роль, которую на этапе индустриализации играла тяжелая промышленность. Информационные ресурсы становятся основным национальным богатством развитых стран, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом. Причем ведущую роль играют «активные» информационные ресурсы, то есть та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного хранения, поиска, передачи и обработки.

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» — разъяснение, осведомление, изложение.

Информацию передают:

Устно и письменно, с помощью электрических сигналов и радиоволн;

Информацию получают:

С помощью органов чувств, электрических датчиков фото и видеокамер.

В широком смысле информация — общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющиеся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

С XX века взгляд на информацию распространился как на общественный ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам.

Информация — это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации.

Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо учитывать источник информации и ее потребителей, так как информация — это новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечными потребителями как полезные. Информация, представленная на недоступном для понимания языке является бесполезной. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя об окружающем мире. Часто информацию сравнивают со словом «данные», но это не одно и то же. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Когда появляется возможность использовать данные, они превращаются в информацию.

Информационные ресурсы — документы и массивы документов в информационных системах.

К мировым информационным ресурсам имеет отношение информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе.

В течение всей истории развития цивилизации предметом труда оставались материальные объекты, деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводственных затрат.

Информационная технология

Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

В последние десятилетия менеджменты в наиболее развитых странах, в частности, в США и Японии, на творческие (созидающие) информационные технологии так называемого третьего (высшего) уровня. Они охватывают полный информационный цикл - выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования объекта, достижения новых более высших целей.

Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации менеджмента, позволяют задействовать ЭВМ в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники.

Полная интегрированная автоматизация менеджмента предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, подготовка текста, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач. Основные направления автоматизации информационно-управленческой деятельности компаний следующие: автоматизация процесса обмена информацией, включая учрежденческую АТС, " электронную почту”. К современным техническим средствам автоматизации информационно-управленческой деятельности относятся:

1. персональные компьютеры, объединенные в сети;

2. электронные пишущие машинки;

3. текстообрабатывающие системы (проблемноориентированные компьютерные системы, имеющие большие функциональные возможности);

4. копировальные машины;

5. коммуникационные средства, телефонную технику;

6. средства для автоматизации ввода архивных документов и поиска информации (к ним относятся нетрадиционные носители информации: магнитные диски и ленты, микрофильмы, диски с оптическими записями);

7. средства для обмена информацией - "электронная почта”;

8. видеоинформационные системы;

9. локальные компьютерные сети;

10. интегрированные сети учреждений.

УТОЧНИМ ТЕРМИНОЛОГИЮ

Информация - совокупность сведений, воспринимаемых из окружающей среды, выдаваемых в окружающую среду, либо сохраняемых внутри информационной системы.

Данные - информация, представленная в виде, позволяющем автоматизировать ее сбор, хранение и дальнейшую обработку человеком или информационным средствам.

Файл - последовательность записей, размещаемых на внешних запоминающих устройствах и рассматриваемых в процессе обработки, как единое целое.

База данных - совокупность взаимосвязанных данных при такой минимальной избыточности, которая позволяет ее использовать оптимальным образом для одного или нескольких приложений в определенной предметной области человеческой деятельности.

Предметная область - это отражение в БД совокупности объектов реального мира с их связями, относящихся к некоторой области знаний и имеющих практическую ценность для пользователей.

Прежде всего, существует база данных - совокупность данных, хранящихся во вторичной памяти - на дисках, барабанах или каком-либо другом носителе.

Во-вторых, имеется набор прикладных программ пакетной обработки, которые работают с этими данными (выборка, обновление, включение, удаление). Дополнительно может присутствовать группа оперативных пользователей, взаимодействующих с базой данных от удаленных терминалов.

В-третьих, база данных является "интегрированной”, т.е. содержит данные для многих пользователей. Базы данных создаются с целью централизованного управления определенными данными.

Совместное использование данных предполагает не только то, что все файлы существующих приложений интегрированы, а также и то, что новые приложения могут быть построены на существующей базе данных. Использование БД обеспечивает в основном: - независимость данных и программ; - реализацию отношений между данными; - совместимость компонентов БД; - простоту изменения логической и физической структур БД; - целостность; - восстановление и защиту БД и др. К другим целям использования БД относятся: сокращение избыточности в хранимых данных; устранение несовместимости в хранимых данных с помощью автоматической корректировки и поддержки всех дублирующих записей; - уменьшение стоимости разработки пакета программы; - программирование запросов к БД.

БД является динамической информационной моделью некоторой предметной области, отображением внешнего мира. Каждому объекту присущ ряд характерных для него свойств, признаков, параметров. Работа с БД осуществляется по атрибутам объектов.

Какие виды информации можно получить в internet.

Internet предоставляет следующие информационные услуги:

· электронная почта;

· Gopher (управление доступом к информации);

· группы новостей Usenet (обмен мнением с одним человеком или с группой людей);

· анонимный FTP (протокол передачи файлов);

· системы передачи файлов по почте;

· доступ к библиотечным каталогам с помощью Telnet;

· IRC или Место для любителей поболтать;

· pрадиовещание в Internet;

· Finger (механизм для распространения информации);

· базы данных Wais;

· погода;

· файлы свободного доступа;

· диалоговые журналы;

· FAQ — часто задаваемые вопросы;

· спорт и хобби;

· новости и обзоры;

· библиотеки колледжей;

· правительственная информация;

· путешествия;

· работа и карьера;

· коммерческие услуги Internet;

Основные понятия информационного менеджмента

Информационная сфера - это, во-первых, сфера экономики, занятая производством, обработкой, хранением и распространением информации и знаний, во-вторых, совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Информационный менеджмент — это специальная область менеджмента, охватывающая все аспекты проблемы управления в сфере создания и использования информационных ресурсов.

Поскольку информационные потоки пронизывают сегодня все сферы деятельности человека, для более точного определения необходимо ограничить понимание информационного менеджмента двумя значениями:

  • управление информацией (информационными потоками и информационными ресурсами), то есть ИТ-менеджмент, - это автоматизированная технология обработки информации в определенной предметной области;
  • управление с помощью информации, то есть ИТ-менеджмент, - это управленческая технология, менеджмент в собственном смысле этого слова.

Общественные отношения, возникающие в информационной сфере при осуществлении информационных процессов, называются информационными , в свою очередь, деятельность по осуществлению информационных процессов называется информационной .

Рассматривая информационные отношения, необходимо отметить, что, несмотря на все их разнообразие, они происходят между составными частями информационной сферы. Схематично информационную сферу можно представить в виде пяти областей (рис. 1).

Рис. 1. Структура информационной сферы

Хотя на схеме между областями проведены четкие границы, в жизни такое разграничение невозможно, поскольку функции областей информационной сферы часто пересекаются, а связи между областями носят характер сложный и взаимозависимый. Одни и те же действующие лица могут выступать в разных ролях и включаться в разные области.

  • Поиск, получение и потребление информации . Это основная область, поэтому она расположена в центре информационной сферы. Она инициирует процессы во всех остальных областях информационной сферы и является причиной их возникновения. Кратко эту область можно обозначить словом «потребление».
  • Создание и распространение исходной и производной информации . К этой области можно отнести все организации и всех частных лиц, тем или иным способом создающих как исходную информацию (научные факты, персональные данные и т.

    п., то есть по сути фактические данные), так и производную информацию (получившуюся в результате переработки исходной).

  • Формирование и подготовка информационных ресурсов, продуктов и услуг . В этой области происходят упорядочивание, анализ и дополнительная обработка информации. В результате первичная и производная информация превращаются в информационный ресурс (например, тематический сайт в Интернете), продукт (примером может служить правовая система «Гарант») или услугу (например, систематизированный и периодический обзор состояния рынка в выбранной отрасли).
  • Создание и применение информационных систем и средств, их обеспечение . Это сфера технологического обеспечения информационных процессов. С одной стороны, эта область может рассматриваться как вспомогательная (производство и потребление информации, оказание информационных услуг существовали и до появления информационных технологий в их современном виде), с другой стороны, эта область сама является мощным источником первичной и производной информации.
  • Создание и применение средств и механизмов информационной безопасности . В этой области происходит разработка технических и технологических решений, стандартов и методологий, позволяющих обеспечить целостность, непротиворечивость и защиту приватной информации или информации, подпадающей под тот или иной тип ограничения доступности. Эта же область связана с вопросами защиты человека от опасной и вредоносной информации.

Что же собой представляет сфера информационного менеджмента?

  • В узком смысле — это круг задач управления производственного и технологического характера в сфере основной деятельности организации, в той или иной мере использующих информационную систему и реализованные в ней информационные технологии.
  • В широком смысле — это совокупность задач управления на всех этапах жизненного цикла организации, включающая в себя действия и операции как с информацией в различных ее формах и состояниях, так и с организацией в целом на основе информации.

Информационный менеджмент охватывает все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов. Цель информационного менеджмента - повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем и технологий.

Предмет информационного менеджмента — процессы создания, эксплуатации и развития информационной системы предприятия.

Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение эффективного управления информационными ресурсами и информационными системами на уровне организации, обеспечение использования информации как стратегического ресурса, организация систем управления в отрасли информационного бизнеса, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные информационные ресурсы и информационные системы организаций экономической, производственной и социальной сфер, информационные ресурсы и информационные системы подразделений систем управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также различные организации в сфере информационного бизнеса. Профессиональная деятельность менеджера распространяется также на информационные ресурсы и информационные системы научно-производственных объединений, научных, конструкторских и проектных организаций, органов государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

Сферу информационного менеджмента составляет совокупность всех задач управления, связанных с формированием и использованием информации во всех ее формах и состояниях для достижения поставленных перед предприятием целей. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т.

Тема 7. Информационные ресурсы в менеджменте

д. В этих задачах управления в той или иной мере используются информационные системы и реализованные в них информационные технологии.

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы:

  • экономический - вопросы привлечения новой документированной информации рассматриваются исходя из соображений полезности и финансовых затрат;
  • аналитический - основывается на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях;
  • организационный - информационные технологии рассматриваются в их влиянии на организационные аспекты;
  • системный - обработка информации рассматривается на основе целостного, системно ориентированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организации, при этом особое внимание уделяется оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств и других затрат, методов работы.

Основные направления информационного менеджмента:

  • управление информационной системой на всех этапах ее жизненного цикла;
  • стратегическое развитие ИС;
  • ИС-маркетинг.

Задачи информационного менеджмента:

  • формирование технологической среды информационной системы;
  • развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания;
  • планирование в среде информационной системы;
  • формирование организационной структуры в области информатизации;
  • использование и эксплуатация информационных систем;
  • формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ;
  • управление персоналом в сфере информатизации;
  • управление капиталовложениями в сфере информатизации;
  • формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.

Информационный менеджмент в организации решает стратегические, оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач относятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление информационными технологиями. Оперативные и административные задачи носят более узкий характер, ориентированный на выполнение работ по конкретным направлениям.

15. Информационные ресурсы в менеджменте

Информационные системы как базовая компонента.

Информационные технологии как базовый инструмент информационного менеджмента.

Информационный ресурс как базовая составляющая информационного менеджмента.

Понятие информационного менеджмента, его структура и виды.

ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

__________________________________________________________________

Информационный менеджмент – совокупность методов и средств управления информацией и управление с помощью информации деятельностью предприятия (организации).

Цель информационного менеджмента ­– обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.Задачи информационного менеджмента: 1. качественное информационное обеспечение процессов управления в организации;2. осуществление управления информационными ресурсами;3. обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;4. обеспечение управления коммуникациями.

Объектом управления в информационном менеджменте являются:

· информация в разных формах ее существования;

· информационные системы и информационные технологии;

· информационная индустрия и информационный рынок;

· кадры, реализующие функции производства, использования и хранения информации.

Субъектами управления выступают специальные федеральные и региональные органы, реализующие государственную политику в области управления информацией и службы управления информационными ресурсами учреждений, организаций и предприятий.

Место и структура информационного менеджмента представлены на рис.

Информационные ресурсы в менеджменте

Технологии информационного менеджмента

Рисунок 2 — Виды информационного менеджмента

В соответствии с протяженностью задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ).

Понятие«стратегический» в отношенииинформационного менеджмента предполагает, с одной стороны , планомерное определение долгосрочных целей по всем направлениям (на срок 3-5 лет), с другой стороны – выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели.

Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации.

Выбранные решения долгосрочных задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного , т.е. наиболее краткосрочного уровня (в сфере обработки информации – это период времени до одного года).

В круг задач менеджмента входят разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации). В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами.

Итак, информационный менеджмент превращается в базовую технологию организации управленческой деятельности во всех сферах информационного общества.

123Следующая ⇒