Меню
Бесплатно
Главная  /  Регистрация  /  Тарифно квалификационный справочник 37. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Что такое еткс специалиста по охране труда? чем отличаются еткс от екс

Тарифно квалификационный справочник 37. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Что такое еткс специалиста по охране труда? чем отличаются еткс от екс

В большинстве случаев наименование должности формируется на основании профессиональной деятельности, которую не всегда возможно сформулировать в одном слове.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому возникают длинные названия должностей с целью конкретизации трудовой функции либо наименования, которые под престижным названием маскируют простые обязанности. А формирование названий должностей определено законом. В нем установлены и требования к наименованиям, и возможные варианты.

Нормативная база

Штатное расписание является одним из локальных актов, создаваемых с целью упорядочения организационной структуры компании и закрепления размера вознаграждений.

В оговоренном документе прописываются:

  • наименования всех должностей от руководящего состава до рядовых сотрудников;
  • численность штатных единиц по каждой вакансии;
  • размер оплаты труда от оклада или часовой тарифной ставки до надбавок в процентном соотношении.

Как правило, при определении оклада проблем не возникает, в связи с тем, что для данного вида вознаграждения за труд установлено единое правило, закрепленное в ст.133 ТК РФ. Общая должна быть не ниже МРОТ, который формируется с учетом стоимости продовольственной корзины и годового уровня инфляции и устанавливается на федеральном уровне.

То есть работодателю достаточно руководствоваться ст.133 ТК РФ и собственными финансовыми возможностями при установлении размеров вознаграждений. А вот с выбором наименование должностей сложнее, так как отраслей, да и наименований вакансий достаточно много, не говоря уже о законодательных нормах, закрепленных в ЕТКС и главе 31 ТК РФ, регулирующих соблюдение профстандартов.

Что говорит закон?

В соответствии с Постановлениями Минтруда в РФ сформирован Единый тарифно-квалификационный справочник. Он включает в себя множество выпусков, утвержденных те ми же Постановлениями Минтруда РФ с определением наименований должностей в разрезе каждой отрасли, с указанием квалификационных требований к вакансиям и примерным перечнем должностных обязанностей, необходимыми знаниями и характеристикой работ.

Также в ст.195.2 ТК РФ сказано, что наименование должности в штатном расписании должно формироваться с учетом ЕТКС в связи с требованиями, установленными к Профессиональным стандартам.

То есть руководитель компании при выборе наименования должности обязан учитываться несколько факторов, а именно:

  • соответствие наименования вмененным обязанностям;
  • соотношение требований к квалификации характеристикам работ.

К примеру, допустимо секретаря именовать помощником руководителя, ведь обязанности тождественны. Но вот слесарь инспектором по коммуникациям вряд ли возможно назвать, так как наименование вакансии должно формироваться с учетом выполняемых обязанностей, а не престижного названия.

Когда требуются справочники и профстандарты?

В ст.195.3 ТК РФ сказано, что соблюдение Профессиональных стандартов является обязательным к соблюдению многими работодателями - теми, которые руководят компаниями с государственной формой собственности либо учреждениями, в которых половина уставного капитала принадлежит РФ.

К примеру, в муниципалитетах, госуправлениях и иных госструктурах наименование должности должно соответствовать ЕТКС и оговоренным в указанном документе требованиям, в других же компаниях справочник может применяться в качестве рекомендаций.

Также ЕТКС и профстандарты должны соблюдаться и в тех случаях, когда на рабочих местах тружеников присутствуют условия труда, отклоняющиеся от нормы и дающие право на определенный перечень льгот.

Льготы гарантированы федеральным законодательством, соответственно в случае их предоставления применяются определенные требования. Например, то же соответствие наименования должности Профессиональных стандартам.

Так, можно проработать 20 лет маляром и дышать испарениями краски, но при этом иметь наименование должности» строительный рабочий». Это не соответствует ЕТКС и не предусматривает вредные условия занятости, а значит, и права на .

То есть в соответствии с нормами закона от наименования должности напрямую зависит перечень льгот, которые работнику будут предоставлены только в случае соответствия названия вакансии исполняемым обязанностям.

Следует учитывать и еще несколько важных факторов:

  • Если в компании присутствует тарифная система оплаты, то есть разряды, классность, то в соответствии со ст.143 ТК РФ наименование вакансии должно устанавливаться с учетом норм Квалификационных справочников. Связано это с тем, что перечень обязанностей к некоторым должностям приведен к каждому разряду отдельно, учитывая, что уровень квалификации и характеристика труда отличаются.
  • В порядке ст.18 ФЗ №426 при проведении аттестации рабочих мест в аттестационном листе помимо общих данных указывается и код профессии. Это предполагает соответствие наименования должностям Квалификационному справочнику. А так как аттестация должна проводиться на всех предприятиях как минимум 1 раз в пять лет, различия между реальным наименованием должности и названием вакансии в ЕТКС может привести к нарушениям процедуры оценки.

В остальных же случаях соблюдение профстандартов носит рекомендательный характер. Это подразумевает использование справочников только в качестве типовой формы, которую можно видоизменять с учетом специфики компании и вмененных обязанностей, но, тем не менее, не игнорировать полностью.

Можно ли придумать наименование самостоятельно?

Как правило, учреждениям, относящимся к государственным структурам, штатное расписание устанавливается вышестоящими органами, поэтому затруднений с подбором наименований у них не возникает, коль они его получают в готовом виде.

А вот у компаний, являющихся коммерческими структурами, при подборе наименований возникает множество вопросов, ведь перечень должностных обязанности не всегда совпадает с ЕТКС в силу специфики труда и может быть гораздо шире установленных стандартов.

В подобной ситуации руководство компании может придумать название самостоятельно, но с учетом и требований к профстандартам, и к разрядности по отдельным должностям. Если же вредные условия либо классность в компании отсутствуют, то наименование вакансии может быть произвольным, но в разумных пределах, учитывая, что от наименования должности иногда зависит и общий стаж труда в определенной отрасли.

Допустим, в некоторых компаниях имеется 1 штатная единица юриста, а данным направлением занимаются несколько специалистов, в наименовании должности которых может быть указано, к примеру, специалист по правовой работе. Или тот же сторож может стать охранником хозяйственной части, коль в его ведении находиться только придомовая территория компании, да и то в ночное время.

Особенности использования названий должностей в штатном расписании

Учитывая, что по состоянию на 2019 год на законодательном уровне не разработано единых правил по формированию наименований должностей, а нормы профстандартов должны соблюдаться только при наличии определенных условий труда и в государственных структурах, во многих компаниях названия должностей подбирают исходя из собственных правил.

Они заключаются в следующем:

  • престижное название с целью повышения мотивации;
  • длинное наименование с целью конкретизации вмененных обязанностей;
  • произвольное название в угоду моде и западным тенденциям.

К примеру, в настоящий момент достаточно распространенной и престижной является должность менеджера. Под ней можно завуалировать менее звучные профессии, допустим, ту же уборщицу, которая став менеджером клининговой службы мыть полы и вытирать пыль не перестанет, зато получит дополнительный повод гордиться своей должностью, а значит, и стимул развиваться.

Или в силу небольшой штатной численности один работник может занимать две должности. К примеру, это может быть заместитель директора – начальник отдела. Таким образом, совмещаются два рабочих места, а соответственно и обязанности в одной штатной инструкции, но с более масштабными полномочиями.

В некоторых компаниях практикуется наименование должности с использованием букв иностранного алфавита. К примеру, используется следующий вариант — IT – менеджер.

Основные принципы выбора

Оговоренные правила не всегда являются верными. Они нарушают и нормы действующего законодательства, и правила формирования наименований должностей в соответствии с соподчиненностью.

Следует руководствоваться такими принципами:

  • Первый - соответствие названия категории штатной иерархии, которая может быть выбрана произвольно, но с учетом соподчиненности.
  • Второй - соответствие названия должности выполняемым обязанностям.
  • Третий — применение норм закона.

Так, В Постановлении Правительства РФ № 225 в п.6 Инструкции по заполнению трудовых книжек сказано, что книга о труде заполняется только на государственном языке, коим на территории РФ является русский.

Соответственно наименования должностей на английском и иных языках вносить запрещено. Но при трудоустройстве название вакансии указывается обязательно, поэтому нормы закона в случае с IT – менеджером и будут нарушаться.

Базовые и производные варианты

Учитывая, что наименований должностей достаточно много, они подразделяются на виды:

  • базовые;
  • произвольные.

Базовыми являются наименования, закрепленные в Квалификационных справочниках. А вот произвольными могут быть наименования образованные от базовых либо придуманные самостоятельно.

Естественно, при наличии базового наименования проблем не возникает, коль его основа регламентирована ЕТКС. А вот в связи с применением произвольных наименований могут возникнуть вопросы определения права на досрочное пенсионное обеспечение.

В п.9 Постановления Минтруда РФ № 29 по этому поводу предоставлено разъяснение. Согласно ему производные наименования должностей, которые включают в себя и базовые наименования, могут быть признаны базовыми, и предоставляют право работнику на получение льгот.

К примеру, профессия аккумуляторщик присутствует в ЕТКС, а вот старший аккумуляторщик нет, при этом характер труда и код вредности соответствует первому наименованию, что автоматически дает право на льготы, установленные законом.

Если же произвольное наименование не содержит в себе базового названия, то претендовать на какие-либо льготы работнику будет сложно. Поэтому при начислении пенсии стаж труда по оговоренной должности будет засчитан в качестве общего и не более.

То есть, если компания занята в общей сфере и на рабочих местах вредные условия отсутствует, можно пользоваться и произвольными наименованиями, если же код вредности, 3.1, название профессии должно иметь хотя бы базовое наименование.

Правила использования отдельных слов

Квалификационный справочник содержит множество наименований должностей, большая часть которых состоит не из одного слова, а из нескольких.

К примеру, водитель погрузчика или зарядчик холодильных аппаратов. То есть законом допускается наименование профессии, состоящей из нескольких слов, содержащих уточнение определенного вида деятельности.

Также законом допускается использование в наименованиях вакансий предлогов, которые выступают в роли связи нескольких слов - к примеру, лаборант по ультразвуковой технике или консервировщик оборудования и металлоизделий, что опять же предполагает весьма широкий спектр различных словосочетаний.

Не установлен законом лимит и на определенное количество слов в наименовании должностей, учитывая, что некоторые отрасли могут иметь достаточно длинные названия, которые будут присутствовать и в вакансиях.

Так, достаточно обширные названия в настоящий момент распространены в сфере государственных структур, где присутствуют следующие должности:

  • экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности;
  • ведущий специалист по договорной и претензионной работе.

То есть ограничений на количество слов и использование предлогов для образования логических словосочетаний в наименованиях должностей на законодательном уровне не установлено, учитывая, что оговоренные аспекты присутствуют в названиях профессий в ЕТКС.

Следует отметить еще один аспект.

В соответствии с Квалификационным справочником, дополнительные слова к базовым названиям, таким как директор или секретарь, применяются в качестве уточнения полномочий и исполняемых обязанностей.

К примеру, секретарь может заниматься только делопроизводством, а вот секретарь-машинистка будет занята при формировании распорядительной и иной документации.

Соответственно директор будет непосредственно занят руководством компании, а вот исполнительный директор будет иметь полномочия только в одной из определенных сфер.

О чем нужно помнить?

При выборе наименования должности следует помнить о том, что правильное название профессии предопределяет право на получение льгот, установленных законом.

То же право на досрочную пенсию или льготы, предусмотренные для Ветеранов труда, которые на основании норм ФЗ №5 должны подтвердить свой стаж и вид деятельности в определенной отрасли.

Устраиваясь на какую-либо должность в сфере образования, вам необходимо соответствовать определенным квалификационным характеристикам. Данный текст расскажет об основных моментах создания должностных инструкций работников образования, нюансах получения должности в данной сфере, а также предоставит к ознакомлению полный перечень должностей с кратким описанием их характеристик. Дополнительно вы можете скачать справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в полном объеме.

Сфера образования – одна из базовых сфер, которые формируют единое общество, единые культурные, социальные и морально-этические ценности. Естественно, квалификационные требования, предъявляемые к работникам данной сферы довольно высоки. Они закреплены в специальном квалификационном справочнике должностей работников образования. В данной статье вы узнаете квалификационные требования из классификатора должностей 2019 года, что входит в эти требования, а также получите перечень должностей педагогических работников, с кратким описанием каждой из них.

Что такое Единый квалификационный справочник должностей?

Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС).

ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).

Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2019 году (далее - КХД), имеющий второе название - Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.

Основные положения раздела КХД

Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать .

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.

КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.

При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.

Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.

В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.

Из чего состоит квалификационная характеристика?

Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:

  • Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
  • Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
  • Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.

Перечень и краткая характеристика должностей работников образования 2019

Перечень должностей подразделяется на 3 уровня:

  1. Должности руководителей;
  2. Должности педагогических работников;
  3. Должности учебно-вспомогательного персонала.

Должности руководителей:

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

  • Заместитель руководителя.

ДО: Осуществляет организацию текущей деятельности учреждения образования, а также перспективное планирование его будущей деятельности. Координирует работу педагогических работников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

  • Руководитель структурного подразделения.

ДО: Осуществляет управление структурным подразделением: секцией, лабораторией, кабинетом, учебно-консультационным пунктом и так далее. Осуществляет организацию текущей деятельности подразделения, а также перспективное планирование его будущей деятельности с учетом целевых задач для которых оно создано.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по той специальности, которая соответствует профилю подразделения. Стаж работы в соответствии с профилем подразделения не менее 3 лет.

  • Старший мастер.

ДО: Осуществляет руководство учебно-производственными работами по профессиональному обучению, практическими занятиями, принимает участие в профориентации учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование соответствующее профилю обучения. Стаж работы по профилю обучения не менее 2 лет.

Должности педагогических работников:

  • Учитель.

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

  • Преподаватель. Не относятся преподаватели профессорских составов ВУЗов.

ДО: Осуществляет обучение учащихся в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Осуществляет контроль и организацию самостоятельной работы учащихся, применяет индивидуальные образовательные программы.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

  • Педагог-организатор.

ДО: Осуществляет содействие в развитии личностных качеств, индивидуальных способностей и талантов учащихся. Способствует расширению и формированию личностной культуры и социализации.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо, образование соответствующее профилю деятельности. Требований к стажу нет.

  • Социальный педагог.

ДО: Организует и реализует программы по воспитанию личности, общему образовательному процессу, развитию и социальной защите учащихся в учреждениях, организациях и по месту их жительства.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Владение навыками социально-педагогической коррекции и снятия стрессов.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет.

  • Учитель-дефектолог, логопед. Должность «логопед» применяется в учреждениях социальной направленности и учреждениях здравоохранения.

ДО: Осуществляет деятельность по максимальной коррекции недостатков в развитии у учащихся с нарушениями в развитии, учитывая воспитанников находящихся в коррекционных образовательных учреждениях.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы по вопросам профессиональной деятельности.

ТК: Высшее образование по дефектологическому профилю. Требований к стажу нет.

  • Педагог-психолог.

ДО: Осуществляет деятельность по профессиональной поддержке, коррекции и сохранению психосоматического и социального благополучия учащихся, в процессе их воспитания и обучения в учреждениях образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы в области психологии, психотерапии, сексологии и так далее.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Педагогика и психология». Требований к стажу нет.

  • Воспитатель (старший).

ДО: Осуществляет воспитание детей в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Способствует развитию личности ребенка, его нравственному формированию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методы воспитания, убеждения и аргументации собственной позиции.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет. Для старшего воспитателя необходим стаж не менее 2 лет.

  • Тьютор. Исключение: тьюторы работающие в сфере высшего и профессионального образования.

ДО: Разрабатывает и осуществляет индивидуальную работу с учащимися по определению, развитию и формированию их познавательных интересов. Организует персональное обучение по предпрофильной подготовке.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию воспитательной работы и организации свободного времени учащегося.

ТК: Высшее образование, направление «Образование и педагогика», стаж работы педагогом не мене 2 лет.

  • Педагог-библиотекарь .

ДО: Принимает участие в реализации образовательных программ основного уровня для всех уровней общего образования, в соответствии с государственными федеральными стандартами образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по вопросам организации библиотечной и информационной работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

  • Старший вожатый.

ДО: Ведет деятельность по способствованию в развитии детских общественных организаций, объединений, помогает разрабатывать, реализовывать программ их деятельности, руководствуясь принципами добровольности, самодеятельности с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по организации досуговой деятельности, выявлению и отбору талантов.

ТК: Высшее или среднее образование. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Педагог дополнительного образования.

ДО: Используя специализированные программы, направленные на развитие творческой деятельности, осуществляет дополнительное образование учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию по деятельности кружков, секций и развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование соответствующее профилю работы. Требований к стажу нет. Для старших педагогов – высшее образование по профессии и стаж работы в сфере педагогики не менее 2 лет.

  • Музыкальный руководитель.

ДО: Развивает эстетические вкус и музыкальные способности, а также эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию музыкального воспитания, физиологию детской моторики и музыкальных возможностей.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», владение техникой исполнения на музыкальном инструменте на уровне профессионала. Требований к стажу нет.

  • Концертмейстер.

ДО: Участвует в разработке профилирующих и специальных дисциплин, тематических программ и планов.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику проведения репетиций и текущих занятий.

ТК: Высшее или среднее музыкальное образование, владение профессиональными навыками игры на инструменте. Требований к стажу нет.

  • Руководитель физического воспитания.

ДО: Планирует, организует и проводит занятия по физическому воспитанию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику работы на спортивных снарядах, правила охраны жизни и здоровья.

ТК: Высшее образование в области физкультуры. Требований к стажу нет.

  • Инструктор по физической культуре.

ДО: Организация активного отдыха учащихся в учебное и внеучебное время.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику обучения игровым видам спорта, правила проведения спортивных мероприятий.

ТК: Высшее или среднее образование в области спорта. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Методист.

ДО: Проводит методические мероприятия в учреждениях образования: анализ учебно-методической и воспитательной работы. Разрабатывает планы по повышению ее эффективности.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику систематизации методических и информационных материалов, эффективные методы педагогической работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Стаж не мене 2 лет. Для старшего методиста – стаж не менее 2 лет на должности методиста.

  • (Старший) Инструктор-методист.

ДО: Осуществляет работу по организации координирования и методического обеспечения учреждений образования имеющих спортивную направленность.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Систему осуществления организации работы в учреждениях образования спортивной направленности, методики реализации педагогической работы в сфере культуры и спорта.

ТК: Высшее образование в сфере физической культуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего инструктора-методиста – стаж работы не менее 2 лет на должности инструктора-методиста, методиста.

  • Инструктор по труду.

ДО: Реализует программы по формирования у учеников трудовых умений и навыков, проводит их подготовку для практического применения полученных знаний.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Инструкции и методические материалы, касающиеся организации воспитания и трудового обучения. Методики развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

ДО: Обучает и воспитывает учеников, учитывая специфику проведения курсов по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Принципы защиты населения при катастрофах различных видов, авариях и стихийных бедствиях. Методы оказания первой помощи.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», Гражданская оборона. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Тренер-преподаватель .

ДО: Занимается проведением набора учащихся, которые имеют желание заниматься физкультурой и спортом и не имеют противопоказаний по здоровью.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в направлении физической культуры, здоровья и спорта.

ТК: Высшее или среднее образование в сфере физкультуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего тренера-преподавателя – опыт работы не менее 2 лет по специальности.

  • Мастер производственного обучения.

ДО: Проводит учебно-производственные работы и практические занятия, имеющие непосредственную связь с профессиональным обучением.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Производственные технологии по профилю обучения, правила эксплуатации технического оборудования.

ТК: Высшее или среднее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

Должности учебно-вспомогательного персонала:

  • (Старший) Дежурный по режиму.

ДО: Осуществляет контроль поведения учеников с поведением, которое отклоняется от нормы, в различные учреждениях обучения и воспитания, а также за их пределами.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Педагогику. Психологию. Документы, регламентирующие деятельность учебно-воспитательных учреждений.

ТК: Высшее или среднее образование, дополнительное образование по установленной программе. Требований к стажу нет.

  • Вожатый.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

  • Помощник воспитателя.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

  • Младший воспитатель.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, реализует учебные программы, организуемые воспитателем.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.

ТК: Среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Секретарь учебной части.

ДО: Работает с поступающей корреспонденцией, организует ее передачу в другие структурные подразделения, ведет делопроизводство и подготовку внутренней документации.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, методические материалы и инструкции по ведению делопроизводства, структуру учреждения и его кадрового состава.

ТК: Среднее образование в сфере делопроизводства. Требований к стажу нет.

  • Диспетчер образовательного учреждения.

ДО: Принимает участие в разработке расписания учебного процесса, а также оперативного регулирования организации учебного процесса.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы, касающиеся занимаемой должности.

ТК: Среднее образование в сфере организации труда. Требований к стажу нет.


4-е издание, дополненное
(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52 , от 22 февраля 1999 г. N 3 , от 21 января 2000 г. N 7 , от 4 августа 2000 г. N 57 , 20 апреля 2001 г. N 35 , от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44 . Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Общие положения

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях*(1) , в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

2. В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г.

3. Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

4. Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

5. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

6. В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

7. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

Применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.

Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации руководителей соответствующих бюро, когда они создаются вместо функциональных отделов (с учетом отраслевых особенностей).

8. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

9. Необходимость обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выдвигает проблемы охраны труда и окружающей среды в число неотложных социальных задач, решение которых непосредственно связано с соблюдением руководителями и каждым работником предприятия, учреждения, организации действующих законодательных, межотраслевых и других нормативных правовых актов по охране труда, экологических стандартов и нормативов.

В связи с этим должностными обязанностями служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей) наряду с выполнением функций, предусмотренных соответствующей квалификационной характеристикой должности, предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда, а должностными обязанностями руководителей - обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

При назначении на должность необходимо учитывать требования к знанию работником соответствующих стандартов безопасности труда, экологического законодательства, норм, правил и инструкций по охране труда, средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Уровень профессиональной подготовки и квалификации работника, сложность его труда определяют порядок тарификации работ, т. е. отнесение их к определенным тарифным разрядам или квалификационным категориям. Указанная тарификация производится с учетом (ст.ст. 57 , 143 ТК РФ):

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);
  • единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);

Говоря о тарификации труда бухгалтера, мы имеем в виду не ЕТКС, а ЕКС, ведь бухгалтер относится к перечню должностей руководителей и специалистов, а не рабочих специальностей.

Бухгалтер в ЕКС

ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих (абз. 3 п. 1 Постановления Правительства от 31.10.2002 № 787).

Эти квалификационные характеристики должны способствовать (п. 4 Порядка, утв. Постановлением Минтруда от 09.02.2004 № 9):

  • правильному подбору и расстановке кадров;
  • рациональному разделению труда;
  • эффективному разграничению функций, полномочий и ответственности между категориями работников;
  • установлению единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Квалификационные характеристики каждой должности в ЕКС состоят из трех разделов:

1) «Должностные обязанности»;

2) «Должен знать»;

3) «Требования к квалификации».

В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37) должность «ведущий бухгалтер» отсутствует. Поименованы лишь следующие бухгалтерские должности:

  • главный бухгалтер;
  • бухгалтер;
  • бухгалтер-ревизор.

В то же время Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утв. Постановлением Госстандарта от 26.12.1994 № 367) должность ведущего бухгалтера предусмотрена и имеет следующую кодировку: .

Это означает, что при определении квалификационных характеристик ведущего бухгалтера работодатель самостоятельно определяет состав предъявляемых требований, руководствуясь своими отраслевыми особенностями, размером организации, численностью, структурой и иными факторами, а также классификаторами и требованиями профстандартов.

С чего начинается любая компания? С идеи и людей, совместно ее осуществляющих. Каждый из участников имеет определенную роль, список обязанностей и компетенций. Все это определяется занимаемой должностью. В этой статье рассматривается, какие бывают должности в компании в зависимости от отрасли и направления деятельности, минимальный состав штатного расписания, а также краткий экскурс в обязанности руководящих должностей, специалистов и рабочих.

Какие должности могут быть

Должности в компании, как роли у актеров в театре, - у каждой свой сценарий работы, обязанности, компетенции, задачи, функции. Для каждой отдельной должности нужен определенный человек, обладающий специализированным набором знаний, умений, опыта и личных качеств. В любой организации все существующие должности можно разделить на три группы:

  • специалисты;
  • рабочие должности.

Каждая группа требует определенных знаний и умений, опыта и образования.

Самая главная должность

Любая группа людей, объединенная общими целями и интересами, не может нормально функционировать без лидера. Один человек или группа людей должны находится у руля компании, принимать важные решения, корректировать курс развития организации и решать внутренние проблемы. В российских компаниях эту роль выполняет человек, занимающий высшую должность в компании. В зависимости от типа компании, ее правовой формы, количества собственников и учетной политики главенствующая должность может носить разные названия. В обществах с ограниченной ответственностью - директор или генеральный директор. В акционерных обществах - совет директоров или акционеров. В сельскохозяйственных производственных кооперативах - председатель.

ООО может быть открыто и одним человеком. В этом случае основатель общества и директор может быть одним и тем же лицом, принимать решения единолично и самостоятельно управлять всеми процессами организации. В ОАО и ЗАО уже сложнее. В акционерных обществах директора выбирают на совете акционеров. Выполняя свои должностные обязанности, он обязан прислушиваться к мнению держателей акций компании.

Руководители в компании

Только что открывшееся ООО, штат которого не превышает двух-трех человек, вряд ли нуждается в большом количестве руководящих должностей. Но если компания разрастается, появляются отделы, выполняющие принципиально разные функции, штат сотрудников увеличивается до десятков и даже сотен человек, тогда без руководителей среднего звена просто не обойтись. Человек, занимающий такую должность, не обладает абсолютной властью над подчиненными, не принимает единолично важных решений, не руководит компанией в целом. Его задача состоит в контроле за работой своего отдела, координировании занятости его людей, решении вопросов, входящих в его компетенцию. Среди наиболее часто встречающихся руководящих должностей можно выделить следующие:

  • финансовый директор, или руководитель финансового отдела;
  • технический директор;
  • директор по производству и выпуску продукции;
  • главный инженер;
  • руководитель кадрового отдела;
  • главный бухгалтер;
  • руководитель отдела торговли;
  • руководитель отдела закупок;
  • руководитель отдела по связям с общественностью.

Безусловно, у каждой организации есть право на включение в штатное расписание должностей, которые необходимы именно в их направлении. Наименования отделов и должностей людей, ими руководящих, может различаться, при этом функционал работников достаточно схож.

Работа главного инженера

Главный инженер - должность, которая встречается в организациях, производящих продукцию, содержащих собственный автопарк или парк специализированной техники: сельскохозяйственные организации, заводы, фабрики, транспортные фирмы и так далее. Работа главного инженера требует высшего технического образования по направлению деятельности организации. Именно от него зависит техническая оснащенность предприятия запасными частями, ГСМ, необходимой техникой и станками, слаженная работа механиков и обслуживающего персонала. С его предложения производятся закупки всех технических узлов, их запчастей, прием на работу людей, которые обслуживают все эти машины и устройства. Схожий функционал у работы техническим директором. В некоторых организациях это тождественные понятия.

Производственный директор

Директор по производству - должность, имеющая смысл в организациях, осуществляющих выпуск какой-либо продукции. Это должностное лицо занято тем, что исследует структуру рынка, спроса и предложения, изучает предложения конкурентов, определяет, что необходимо выпускать, по каким ценам и в каких объемах. От эффективности его работы зависит объем и качество выпущенной продукции, ее цена и размещение на рынке сбыта. В его задачи входит поиск поставщиков сырья надлежащего качества и с приемлемой стоимостью, запуск процесса выпуска, контроль за ним на протяжении всего производственного цикла.

Специалисты

Должности в компании не ограничиваются руководителями разных уровней. Без обычных специалистов им просто некем будет управлять. Специалистами принято называть соискателей с высшим или средним профессиональным образованием, окончившим учебное заведение по определенной специальности. В организациях к должностям специалистов относятся: бухгалтер, менеджеры разного направления, операционисты, инженеры, врачи и другие.

Рабочие должности

Существуют еще и рабочие должности в компании. В отличие от вышеописанных должностей рабочие не требуют определенного образования, опыта или характеристик. На такой работе обычно требуется выполнение определенных физических действий: грузчики, комплектовщики, водители, уборщики. Для выполнения этих работ нет нужды в высшем образовании, опыте работы, организаторских или лидерских способностях. Достаточно обладать физическим здоровьем и выносливостью.