Меню
Бесплатно
Главная  /  Материалы  /  Презентация "Российская молодежь в современном обществе" по обществознанию – проект, доклад. Презентация к уроку обществознания на тему " Молодежь в современном обществе" (11 класс) Презентация на тему молодежь в современном обществе

Презентация "Российская молодежь в современном обществе" по обществознанию – проект, доклад. Презентация к уроку обществознания на тему " Молодежь в современном обществе" (11 класс) Презентация на тему молодежь в современном обществе

В демократических странах каждое новое поколение – новый народ . Алексис Токвиль



Молодежь как социальная группа

  • Переход в индустриальное общество;
  • Люди в возрасте от 16 до 25 (30) лет;
  • Особенный стиль жизни и поведения;
  • Открытие собственного «Я»;
  • Собственная уникальность осознается как ценность.

Гражданское совершеннолетие

  • Конституция РФ «Права и свободы человека и гражданина»;
  • 18 лет – права и обязанности;
  • 18 лет – социальные позиции;


Образование и профессиональная подготовка

  • Учащиеся и студенты;
  • Образование – показатель социального статуса;
  • Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ»

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.


Начало трудовой деятельности

14 лет

16 лет

18 лет


Подумайте

  • Доля молодежи среди безработных в крупных городах ниже общероссийского показателя. В то же время в отдельных регионах молодые безработные составляют половину всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?


Домашнее задание

  • Параграф 13 прочитать
  • Задание на выбор:

2.1. Приведите не менее двух аргументов подтверждающих и опровергающих следующую точку зрения: «Знания, за которые платят, запоминаются лучше».

2.2. Признак хорошего образования - говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Презентацию на тему "Российская молодежь в современном обществе" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Обществознание. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Российская молодежь в современном обществе

Выполнила: ученица 11 В кл. МОУ СОШ №38 г. Уфы Хамзина Зарема

Слайд 2

МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

«Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие соц. функции»; «Молодежь – соц.-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения». Социальная стадия – еще не взрослые, но и не дети; свой особенный стиль жизни, поведения и мироощущения формирует почву для складывания молодежных сообществ с собственными отличительными чертами.

Слайд 3

Ж.-Ж. Руссо, французский философ-просветитель, один из первых выразил необходимость в обособлении молодежи как особой социальной группы. Но только около ста лет назад молодежь обратила на себя внимание и заставила говорить о себе. Отличительные черты как соц. группы: осознание собственного «Я», познание своего внутреннего мира, самооценки, сравнение себя со сверстниками; особый порыв, ощущение большого энтузиазма и сил; завершение физиологического созревания молодых людей; интенсивная степень социализации, приобретение все больших соц. ролей; начало формирования индивида как личность, связанного со взаимодействием с окружающей средой и обществом.

Слайд 4

Сегодня наиболее остро стоит вопрос о проблемах молодежи. Как и в остальных сферах жизни проблем, требующих особого подхода, предостаточно. Но те или иные проблемы вытекают из одного – меняющейся духовно-нравственной сферы бытия молодых людей. Главная проблема, по нашему мнению, связана с переориентацией молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Молодежь, как еще не сформировавшаяся группа, более всех подвержена любому влиянию со стороны. Особенно это относится к некоторому негативному влиянию СМИ, Западной культуры и коммерциализации.

Слайд 5

Слайд 6

С другой стороны, нельзя не отметить и положительные стороны нашей российской молодежи. Некоторые ее представители настроены патриотично, они верят в достойное будущее России, высказываются за перемены в сторону повышения социально-экономического уровня жизни. Более того, нередко они сами являются инициаторами в развитии общества и вкладывают в него немалое. Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.

Слайд 7

ЦЕННОСТИ И ВЗГЛЯДЫ МОЛОДЕЖИ РОССИИ

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со­знанием молодежи, приобретая универсальный харак­тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про­цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель­ским отношением к культуре.

Слайд 8

Слайд 9

По результатам табл. можно сказать, как и отмечалось ранее, что идет изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи в основном выступают деньги, престижное образование и деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие.

Слайд 10

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом: 1) Материальное благополучие. 2) Ценность «Я» (индивидуализм). 3) Карьера (самореализация). 4) Семья. 5) Стабильность. 6) Свобода. 7)Уважение к старшим. 8) Бог (вера в Бога). 9) Патриотизм. 10) Долг и честь.

Слайд 11

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности: 1) Культ денег; 2) Безразличие и индивидуализм. 3) Вседозволенность. 4) Циничный прагматизм, культ карьеры. 5) Крах семьи. 6) Социальное иждивенчество. 7) Сексуальная распущенность. 8) Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Цель проекта Привлечь молодёжь к активной жизненной позиции. Выяснить: Какие проблемы возникают у современной молодежи и способы их решения? Как относится современная молодежь к общечеловеческим ценностям? Какие же личностные качества необходимы человеку в современных условиях, чтобы эффективно строить свою жизнь, чтобы занять достойное место в постоянно меняющемся мире? Как сформировать эти качества у тех, кому предстоит жить в этом мире, активно преобразовывая его, - у современной молодежи?

4 слайд

Молодёжь как особая социальная группа «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции». (В.Т. Лисовский)

5 слайд

Легко ли жить на свете молодым? Что спрашивать – ответ вы сами знаете… Жизнь молодых – сплошной экстрим, Полно проблем: и не устроен быт, Учиться не на что, хороший аппетит. А молодость-то быстротечна понимаете…

6 слайд

«Чем живёт молодёжь?» Чем живут наши молодые современники, как проводят свободное время, во что верят и кому доверяют, как выражают свои симпатии и чувства, что их заботит и беспокоит в жизни, о чём их мечты и стремления? Итак, начинаем “разбор полётов“ и для начала познакомимся с результатами социологического анкетирования. У подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы жизненные цели % ответивших иметь хорошую семью 11,3 получить хорошее образование 13,9 устроиться на хорошую работу 12,0 иметь свою квартиру 6,3 заработать много денег 3,4 обеспечить будущее детям 6,9 открыть свой бизнес 2,0 жить в достатке 9,6 приобрести дорогие вещи 21,3

7 слайд

Отношения с "предками" Отношения с родителями, извечная проблема «отцов и детей». Куда от неё денешься, особенно, когда взрослеешь, пробуешь свой голос. В это время, как никогда важен вопрос о доверии: “Кому из родителей вы доверяете больше всего?“ Большинство парней - 47% и девушек - 60% доверяют свои тайны и проблемы маме. С отцом отношения у подростков складываются более напряжённо. Доверяют отцу лишь 35% юношей и 13% девушек.

8 слайд

Мечтать не вредно, вредно не мечтать! Как же думающему человеку обойтись без мечты?! Да без неё и жизнь скучна! Давайте узнаем о мечтаниях молодежи, – чем заполнены их головы и душевные порывы? Куда податься, чем заняться в будущем? Интересно, насколько ясно юноши и девушки видят своё ближайшее будущее?

9 слайд

Мнение парней «Я хочу выучиться и заняться электроникой» «Я пойду в армию» «Пойду в армию, или попробую поступить в институт» «Мне интересен менеджмент» «Пойду работать электромехаником» «Наверно, буду работать и одновременно учиться в вузе» «После окончания колледжа пойду по профессии в академию» «Буду торговать вещами» «Займусь коммерческой деятельностью» «Займусь скотоводством, фермерством» «Пойду учиться в школу милиции» «Останусь в родном селе»

10 слайд

Мнение девушек «Очень хочу стать художницей» «Я хотела бы выучиться на педагога» «Хочу выучиться на дизайнера или психолога» «Пойду учиться на юриста или налогового инспектора» «Я думаю, буду воспитывать ребёнка» «Хочу стать архитектором» «Выучусь на бухгалтера и вернусь в родное село» «Пойду в медицинский» «Поступлю на фотожурналиста» «Открою свой магазин или киоск» «Мечтаю стать фотомоделью»

11 слайд

«Как мало прожито, как много пережито.» Проблемы современной молодежи и пути их решения.

12 слайд

В настоящее время объектом особого внимания стала проблема социальной адаптации молодежи в условиях общественного и духовного кризиса. Это закономерно, поскольку именно молодежь - будущее общества, поэтому глубоко важны перспективы её развития. Воспитание подрастающего поколения должно, с одной стороны, отвечать потребностям общества, с другой – учитывать интересы личности.

13 слайд

14 слайд

Образование для молодежи На основании анкетирования можно сказать, что основной целью современной молодежи является получение высшего образования, считая его получение одной из составляющих в достижении жизненного успеха. Вопросы Вариант ответа % опрошенных Считаете ли вы, что получение высшего образования является непременным условием для достижения успеха в жизни? Положительно ответило 89% Какие преимущества, по вашему мнению, дает молодежи получение высшего образования? Получение работы 72%

15 слайд

Образование Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет - учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый - на работу и каждый седьмой - в колледж. Поэтому необходимо принять меры по поддержке талантливой молодежи, что позволит увеличить количество молодых людей, принимающих участие в творческих, спортивных, научных и других мероприятиях.

16 слайд

Проблемы трудоустройства Важная проблема современной молодежи – это проблема безработицы, остро стоящая на территории всей страны. Для решения этой проблемы необходимо содействие в трудоустройстве несовершеннолетних граждан со стороны государства.

17 слайд

Молодежь и патриотизм Не менее важным является гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Наряду с проведением массовых гражданско-патриотических мероприятий, необходимо создание молодёжных организаций и клубов патриотической направленности.

18 слайд

Молодёжь и политика Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33% молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 % молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Поэтому необходимо заняться подготовкой молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении.

19 слайд

ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЁЖИ По опросу, проведенному среди старшеклассников и выпускников нашей школы, можно сделать вывод, что здоровье занимает важное место среди ценностей молодежи, но не ведущее. Это связано с тем, что в молодом возрасте человек испытывает меньше проблем со здоровьем, т.к. даже неправильный с точки зрения здоровья образ жизни, вредные привычки, нерегулярное питание не доставляет в молодости хлопот. Хотя на мой взгляд, забота о собственном здоровье должна быть приоритетной.

20 слайд

Памятка молодежи Здоровье должно стать стилем жизни, традицией, культурой. Доступные средства поддержания и укрепления здоровья – физическая культура и спорт и отказ от вредных привычек Только здоровый человек готов осуществить самые смелые и прекрасные замыслы. Каждый человек сознательно должен сделать выбор – образ жизни, ведущий к ЗДОРОВЬЮ.

21 слайд

Ни одно произнесённое слово не принесло столько пользы, сколько множество непроизнесённых. Плутарх Молодежный сленг

22 слайд

Молодежный сленг- это способ самовыражения или необходимый этап развития общества? СЛЕНГ – слова, которые рассматриваются как нарушение норм стандартного языка, употребляющиеся только людьми определенной возрастной категории, заменяющие обыденную лексику и отличающиеся разговорной, часто ироничной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.

23 слайд

В качестве рецептов спасения от столь бурного развития сленга, по моему мнению: рекомендуется возвратиться к корням и истокам, повышать общую культуру. ввести курсы риторики для молодежи. разработать единую стратегию и тактику в области языковой политики, предусматривающую, повышение культуры устного литературного слова, а также общей языковой компетенции лиц, активных в сфере публичной коммуникации.

24 слайд

26 слайд

Что же сегодня побуждает молодёжь объединяться в группировки? Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране Непонимание в семье Нежелание быть как все Привлечь к себе внимание Религиозные идейные убеждения Дань моде Отсутствие цели в жизни Влияние криминальных структур, хулиганство Возрастные увлечения Желание утвердится в новой среде Копирование западных структур, течений, культуры

27 слайд

Для того, чтобы направление молодежных группировок стало положительным, необходимо просто помочь им в поиске своего “Я”, но не в коем случае не отворачиваться от них.

28 слайд

Какие же личностные качества необходимы молодежи в современных условиях, чтобы эффективно строить свою жизнь, чтобы занять достойное место в постоянно меняющемся мире? Это прежде всего: высокая коммуникативная культура, которая включает в себя умение создать свой имидж, умение сотрудничать; реализация интересов, склонностей, способностей, творческого потенциала личности; деловые качества, в том числе ответственность, предприимчивость, умение выходить из затруднительных жизненных ситуаций, быстро адаптироваться в изменяющихся условиях нынешней реальности; внутренняя устойчивость, которая предполагает способность выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, характерные для нашего нестабильного периода, толерантность к стрессу; высокая духовная и нравственная культура как фундамент для формирования вышеперечисленных качеств, ибо игнорирование этого аспекта ведет к деградации как отдельной личности, так и общества в целом.

30 слайд

Время не стоит на месте, все меняется… А в России легких не было времен. Но поколенье каждое свою дорогу находило И шло по ней, работало, творило. Оставив нам в наследство много славных песен и имен. И наше поколение оставит, верю, след. Пусть в пути сопутствует молодым лишь счастье и успех. Торопитесь делать добрые дела. Жизнь, к сожаленью, ненадолго нам дана.

Cлайд 1

«Молодежь счастлива тем, что у неё есть будущее» Н. В. Гоголь

Cлайд 2

План урока Кого считать молодым? Что означает гражданское совершеннолетие? Проблемы молодежи. Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?

Cлайд 3

Молодые граждане К молодежи многие социологи относят группу населения в возрасте от 14 до 25 лет.

Cлайд 4

Молодежь с точки зрения правового статуса Несовершеннолетние - Совершеннолетние - Граждане с 14 до 18 лет. Они обладают частичной дееспособностью Граждане, достигшие 18 лет. С этого возраста гражданин нашего государства может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме.

Cлайд 5

Проблемы молодежи Данные социологических исследований показывают, что современная молодежь подвергает свое здоровье большим рискам, чем их сверстники десятилетие назад.

Cлайд 6

Проблемы молодежи Проблемы со здоровьем: Курение Алкоголь Наркомания Экстремистские молодежные движения и субкультуры

Cлайд 7

ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНТЕРЕСНОЙ 11А 11Б 11В ПРОФЕССИИ 100% 100% 100% ЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ТРУДНОСТИ 63 % 80% 90% ДЕНЕЖНЫЕ ТРУДНОСТИ СЕМЬИ 55% 100% 100% ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 52% 70% 100% ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ 65% 95% 100% ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 14% 71% 70% КОНФЛИКТЫ С ПЕДАГОГАМИ 28% 20% 30% ТРУДНОСТИ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 30% 50% 80% ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ 25% 40% 80% ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ 40% 71% 60% ЗДОРОВЬЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ 71% 40% 100% ОТСУТСТВИЕ ФИРМЕННЫХ ВЕЩЕЙ 14% 14% 100% Будущее 92% 100% 100%

Cлайд 8

Молодежная культура Вступающему во взрослую жизнь молодому человеку предстоит освоить то, что было создано предшествующими поколениями, узнать и принять сложившиеся нормы общественной жизни. Однако этот процесс не простой. Далеко не все ценности, которым привержено старшее поколение, воспринимается молодыми.

Cлайд 9

Молодежная субкультура Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью, представлением, что «история начинается с нас». Сказывается и то, что молодежь по своей природе нацелена на преобразования, создание нового.

Cлайд 10

Основные черты молодежной субкультуры: Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; Включение в различные группы сверстников; Своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке; Это скорее культура досуга чем работы.

Cлайд 11

Виды Байкеры Рэперы Готы и сатанисты Скинхэды Панки Растаманы Фрикки Граффитеры и др.

Cлайд 12

Байкеры Байкеры – одни из немногих, для кого слова “один за всех, все за одного” – не пустой звук, а стиль жизни. Байкер – это водитель мотоцикла. Они прошли эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до элитной, жесткой, имеющей дело с огромными деньгами организации, сетью окутавшей планету.

Cлайд 13

Рэперы и хип-хоперы Плюсы: Человек-рэпер не только занимается спортом (что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Это огромный плюс. Минусы: Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как «Ганста». Вот именно здесь «в моде» агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя

Cлайд 14

Плюсы: Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то пугающий), это просто ответ созданный в противовес ничего настоящему гламуру, в котором за картинкой пустота. Минусы: Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология – бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на поклонение сатане. Готы и сатанисты.

Cлайд 15

Скинхэды Плюсы: Конечно основным плюсом это не назовешь, но идея скинхедов - Только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом. Минусы: Минусов намного больше. Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить «не своего», и даже в некоторой степени стремятся к этому.

Cлайд 16

Панки Плюсы: Лично я как человек со стороны их не вижу. Минусы: Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.

Cлайд 17

Растаманы (растафари) Плюсы: Довольно спокойная культура и безобидная для общества. Как говориться «чем бы дитя не тешилось…» Минусы: По сути, их занятие это безделье, такой человек вряд ли станет кем-то большим в социальной жизни.

Cлайд 18

Фрики Плюсы: Нет никакого негативного отношения к миру и к «не своим». Нет ничего такого, против чего они яро выступают. Минусы: Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и весело, то кто знает, во что это выльется потом… И никто их не сможет остановить.

Cлайд 19

Cлайд 20

Выделяют следующие основные признаки неформалов. 1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса. 2) Слабо выраженная внутренняя структура. 3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы. 4) Слабые внутренние связи. 5) Очень сложно выделить лидера. 6) Не имеют программы деятельности. 7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны. 8) Представляют альтернативу государственным структурам. 9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

Cлайд 21

В качестве причин «ухода в андеграунд» молодёжь называет: 1) Вызов обществу, протест. 2) Вызов семье, непонимание в семье. 3) Нежелание быть как все. 4) Желание утвердится в новой среде. 5) Привлечь к себе внимание. 6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране. 7) Копирование западных структур, течений, культуры. 8) Религиозные идейные убеждения. 9) Дань моде. 10) Отсутствие цели в жизни. 11) Влияние криминальных структур, хулиганство. 12) Возрастные увлечения.

Урок обществознания в 11 классе

Тема: Молодежь в современном обществе

Цели и задачи: 1) показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации

среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной

молодежной субкультуры;

2) развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам,

делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные

задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло­

жения и понятия социально-гуманитарных наук;

3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности

молодого поколения.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип урока: урок-проблема .

Ход урока

I . Организационный момент

Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Он и все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…(слайд1)

Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э.

Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие?

Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Молодежь в современном обществе».(слайд2)

План уроков

1. Молодежь как социальная группа.

2. Процесс социализации молодежи.

3.Проблемы молодежи.

4.Подведение итогов уроков.

II . Изучение нового материала

1. Молодежь как социальная группа

Понятие «молодежь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодежью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.

В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли, чувства, осознание своей неповторимости.

Обществоведы дают следующее определение молодежи как социальной группы:

Молодежь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от16 до 25 лет(30), особенностей социального положения и определенных социально психологических качеств.(слайд3)

Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития?(слайд4)

Найдите ответ на этот вопрос на с. 125учебника.

(Примерный ответ. 1. - Углубление труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями.

2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже.

3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.)

2. Процесс социализации молодежи

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления?

С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; определите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 13). (слайды 5,6,7,8 )

Вторая группа - образование и профессиональная подготовка

(пункт 3 § 13).

Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 13).

Вопросы для первой группы

1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

2. Какие права и свободы получает молодой человек?

3. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

4. Что означает полная правоспособность?

5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

6. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

7. Легко ли быть молодыми?

Вопросы для второй группы

1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

2. На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?

3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

5. Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

6. Легко ли быть молодым?

Вопросы для третьей группы

1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?

2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.

4. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

5. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

6. Легко ли быть молодым? Слайд9

3.Проблемы молодежи.

Итак, не так уж легко быть молодым..

Урок продолжается с постановки проблемного вопроса: “Легко ли быть молодым?”

Классу предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через две минуты каждая группа защищает свою позицию. Входе обсуждения формируются три группы: одна считает, что молодым быть легко; другая – молодым быть нелегко; третья – молодым быть легко и нелегко. После обсуждения учитель делает вывод о том, что молодым быть легко, но проблематично.

К уроку проводиться социологический опрос среди молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет. Большинство опрошенных считают, что молодым быть легко. А на вопрос: “Есть ли у вас проблемы?”, из сорока опрошенных только десять не имеют проблем. (Данные социологического опроса вывешиваются на доске или выводятся на мультимедийную доску; Кубекова Евг.,Кулманова Гиляна)слайды10,11,12,13.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.(Лиджиева Нюдля,Дорджиева Деля) слайды14

Молодежная субкультура обладает:

Своим языком;

Особой модой;

Искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию субкультуры? (Примерный ответ. Внутренне одиночество. Потребность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от социальной действительности или неприятие ее.)

111 . Итог уроков

Разделитесь на группы. Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

«Яйца курицу не учат» («Родители»);

«Молодо-зелено» («Старшее поколение»);

«Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»);

«Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).

1. Вы должны определить, какой группе соответствует данное

выражение.

В результате образуются четыре группы: «Родители», «Молодежь», «Учителя» и «Старшее поколение».

2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

Изобразить схематично или с помощью рисунка портрет современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для данной социальной группы («родители», «учителя», «старшее поколение», «молодежь»);

Подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в котором указать, чем руководствовались при создании портрета.

Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

нельзя однозначно судить о современной молодежи;

молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

проблема молодежи была актуальна во все времена;

в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

Домашнее задание

Выучите § 13, составить синквейн на тему «Современная молодежь – какая она?»