Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес с нуля  /  Предпринимательская деятельность в развитых странах. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире. Заработок на виртуальной реальности

Предпринимательская деятельность в развитых странах. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире. Заработок на виртуальной реальности

Тринадцать лет назад Международный банк запустил проект Doing Business - исследование, помогающее оценить эффективность бизнес-деятельности в разных странах. Ежегодно международная организация публикует результаты исследований, составляя рейтинг стран, в которых удобнее заниматься предпринимательством. Вместе с экспертами изучили первую десятку комфортных для бизнеса государств.

Рейтинг лучших стран для бизнеса показывает, насколько существующие законы способны облегчить ведение предпринимательства - или, наоборот, усложнить бизнес-деятельность. Россия в этом списке занимает, увы, далеко не самые верхние строчки. В опубликованном исследовании за 2016 год нашей стране принадлежит 51 место. Ближайшие соседи РФ и торгово-экономические партнеры по Таможенному союзу - Казахстан и Беларусь - расположились на 41 и 44 местах соответственно. В исследовании участвовали 189 стран.

Светлана Немолина, доцент кафедры экономики Института экономики и статистики: «В ближайшие несколько лет занять значимые места в рейтинге Международного банка нам, как говориться, не светит. Экономика России слишком сильно ориентирована на экспорт ресурсов при невысоком уровне производства, а потому победить зависимость от международных цен на энергоносители нам так просто не удастся».

1 место: Сингапур

ВВП на 2016 год: $142,633 млрд.

Население: 5,703 млн чел.

Несколько лет Сингапур занимает верхние строчки многих рейтингов и гордо несет звание одного из наиболее богатых (по соотношению уровня дохода на душу населения) государств. Экономика Сингапура признана едва ли не самой стабильной в мире.

Александр Арбеков, Институт экономических исследований: «Сингапур - одна из наименее коррумпированных стран в мире, уровень терпимости коррупции нулевой. Кроме того, в этой стране простая одноуровневая система налогообложения».

Организация бизнес-компании в Сингапуре имеет свои особенности. Один из руководителей фирмы обязательно должен быть резидентом государства. Обязательное условие - наличие активного (а не номинального, как это возможно у нас) офиса с секретарем-резидентом страны. Из плюсов: уставной капитал может равняться $1, а при работе исключительно за пределами Сингапура компания освобождается от налогов.

Зарегистрировать компанию можно за один-два дня - все процессы максимально компьютеризированы.

2 место: Новая Зеландия

ВВП на 2016 год: $55,632 млрд.

Население: 4,555 млн чел.

Когда-то Новая Зеландия была исключительно аграрной страной, практически полностью зависящей от Великобритании. За двадцать лет стране удалось невозможное: с самых низов экономических рейтингов она вырвалась в лидеры: в 2012 году Новая Зеландия стояла на первом месте в списке Doing Business, а с 2013 по текущий год - на втором.

Максимально высокие показатели по критерию личных свобод и минимальное вмешательство государства в частный бизнес делают ее привлекательной для ведения предпринимательства.

Новая Зеландия предоставляет возможность зарегистрировать компанию в семи правовых формах, наиболее распространенной из которых считается - Limited Liability Company или Ltd (аналог нашего ООО). Из преимуществ: отсутствие требований об обязательном участии в деятельности фирмы резидентов острова, отсутствие жестко фиксируемой законом величины уставного капитала, низкая налоговая ставка. Новой Зеландией подписано более 30 соглашений, позволяющих избежать двойного налогообложения.

Регистрация компании в государственных органах занимает порядка пяти дней.

3 место: Дания

ВВП на 2016 год: $83,424 млрд.

Население: 5,690 млн чел.

Дания почти всегда опережает страны скандинавского полуострова в экономических рейтингах. Открытая экономика, высокий уровень доходов, но при этом и высокие налоги. Это страна, где начать собственный бизнес можно при минимальных затратах; регистрация и получение всевозможных разрешений в этой стране не требуют капиталовложений. Один из наиболее устойчивых показателей экономики Дании - низкий уровень инфляции и стабильно высокая заработная плата.

Основное преимущество при регистрации компании в Дании - отсутствие требований по руководящему составу. Налоговое законодательство лояльно к начинающим бизнесменам: стандартная ставка налога на прибыль составляет 25%, а при ведении бизнеса за пределами страны деятельность компании налогом не облагается. Но требования к уставному капиталу жесткие - от 50 000 датских крон в зависимости от формы собственности.

Зарегистрировать компанию можно за два-три дня, а при наличии ID резидента страны - на соответствующем сайте буквально за день.

4 место: Корея

ВВП на 2016 год: $706,241 млрд.

Население: 50,513 млн. чел.

Южная Корея - известное «экономическое чудо» азиатского региона. При небогатых природных ресурсах эта страна сумела построить устойчивую экономику по собственной схеме. Второй год подряд Корея остается на стабильном четвертом месте в рейтинге благоприятных для бизнеса стран. Обеспечивает такую стабильность ее система налогообложения и низкий уровень коррупции.

Преимуществ организации компании в Южной Корее велики: минимум документов, требующихся для регистрации юридического лица (правда, для иностранцев необходимы нотариально заверенные переводы документов); отсутствие требований к составу учредителей или директоров; отсутствие ограничений на деятельность иностранцев. Дополнительный плюс: налоговая ставка - 13% при условии прибыли до $100 000.

Регистрации компании займет до 1 месяца.

5 место: Гонконг

ВВП на 2016 год: $164,393 млрд.

Население: 7,338 млн чел.

Главный сектор экономики Гонконга - торговля. Именно это и объясняет слегка пошатнувшиеся позиции в рейтинге по сравнению с прошлыми годами. Активно развивающаяся экономика Гонконга считается одной из самых открытых и интегрированных в международные процессы в мире. Гонконг лидирует по уровню трансграничной торговли и степени защиты интересов финансовых партнеров.

Привлекательность Гонконга в низких налогах. Налог на прибыль равен 16,5%, при условии деятельности компании на территории административной зоны. Если же фирма получает доход за пределами страны, то прибыль налогообложению не подлежит. В стране отсутствует валютный контроль. Стать владельцем собственной фирмы в Гонконге может любой иностранец, достигший 18 лет. Из минусов - обязательное наличие секретаря, на роль которого годится только резидент государства.

Регистрация компании займет от 15 до 25 дней, чуть меньше времени уйдет на открытие счета в одном из банков страны.

6 место: Великобритания

ВВП на 2016 год: $953,130 млрд.

Население: 65,074 млн чел.

Мировой финансовый центр и одна из наиболее стабильных и устойчивых экономик Европы за несколько лет усилила позиции в рейтинге, поднявшись с 10 места в 2012 до 6 в 2016 году. Несмотря на слабые характеристики в области рынка труда и получения разрешений, Британия уверенно лидирует в сфере развития технологий и инноваций.

Наиболее распространенная форма собственности компании в Великобритании - общество с ограниченной ответственностью - Ltd. Минимальный уставной капитал равняется двум фунтам стерлингов. Страна заключила более 100 договоров об исключении двойного налогообложения, в том числе с Россией, Казахстаном, Украиной. Из дополнительных плюсов: сведения о реальном владельце компании защищены законом и не подлежат разглашению без особых причин.

На регистрацию компании законом Великобритании отводится 24 часа, а получить полный пакет готовых документов вы сможете через две недели.

7 место: США

ВВП на 2016 год: $6 941,780 млрд.

Население: 323,888 млн. чел.

Более десятилетия подряд США не выходит из списка Топ-10 стран благоприятных для ведения бизнеса. Но при этом стране ни разу не удалось занять первое место. Причина тому - низкий показатель в области рынка труда и коррупционная составляющая. При этом с США легко зарегистрировать предпринимательство и получить требуемые разрешения.

Регистрация собственной компании в США может потребовать предварительного изучения законодательства разных штатов, где могут различаться ставки налогообложения. Некоторые эксперты называют идеальными условия, предлагаемые иностранным лицам правительством штата Делавер, кто-то считает наилучшей территорией для старта Калифорнию. Вся процедура регистрации проста и недорога. Из минусов - необходимость открытия счета в американском банке. Согласно законодательству, сделать это можно лишь при наличии номера социального страхования. Выдается он гражданам США и обладателям GreenCard.

Регистрация компании при наличии всех необходимых документов занимает от нескольких часов до пары дней в зависимости от штата.

8 место: Швеция

ВВП на 2016 год: $159,510 млрд.

Население: 9,851 млн чел.

Стабильность в банковском секторе, развитый социальный сектор, высокий показатель уровня личностной свободы, высокий уровень оплаты труда, развитые технологии и инновации обеспечили Швеции 8 место в рейтинге Doing Business. О степени развитости и доступности бизнеса говорит и другой показатель: 90% экспорта производится частными предприятиями. Швеция - страна, в которой едва ли не самый высокий уровень жизни не только в Европе, но и в мире. При этом Швеция отличается «негуманным» уровнем налогообложения, что и стало главным препятствием на пути к верхним строчкам рейтинга.

При всей лояльности государства к частному бизнесу иностранцам в Швеции открыты лишь две формы собственности при регистрации предприятий: Privat Aktiebolag (аналог ООО) и Publikt Aktiebolag (аналог ОАО). Минимальный уставной капитал - 100 000 шведских крон. В основу капитала может лечь и имущество, в том числе и интеллектуальная собственность. Одним из самых популярных направлений для деятельности компаний на территории Швеции является IT-сфера. Нет ограничений на состав учредителей; однако должность директора может занимать только человек, имеющий разрешение на работу в стране. При наличии в собственности не менее 50% акций компании и возможности обеспечить себя и свою семью правительство готово предоставить вид на жительство, а затем и гражданство.

Время регистрации компании рекордно низкое - два часа в с момента подачи всех документов.

9 место: Норвегия

ВВП на 2016 год: $144,145 млрд.

Население: 5,268 млн чел.

Так как Норвегия - нефте- и газодобывающая страна, то доход ее напрямую связан с международными ценами на энергоносители. Сокращение нефтедобычи повлекло за собой и понижение в рейтинге - вот уже несколько лет Норвегия не поднимается выше девятого места в Doing Business.

Открытие собственного бизнеса в Норвегии потребует времени. Во-первых, необходимо получать разрешение на любой вид деятельности, а потому определиться со сферой деятельности следует максимально четко. Во-вторых, зарегистрировать компанию можно только при наличии ID, то есть имея вид на жительство. В третьих - все документы необходимо предоставить только на норвежском языке. Уставной капитал начинается от 30 000 шведских крон; сумма должна быть на счете еще до завершения процедуры регистрации.

Сама процедура регистрации занимает три дня с момента подачи полного пакета документов, но компании предварительно необходимо получить регистрационный номер в Центральном координационном регистре компаний (Brønnøysund Register Centre).

10 место: Финляндия

ВВП на 2016 год: $77,358 млрд.

Население: 5,528 млн чел.

Финляндия - страна с одной из самых крепких и устойчивых экономик Европы. Ее в наименьшей степени, по оценкам экспертов, затронул последний экономический кризис, и даже банковская система избежала печальных последствий краха международных финансовых институтов. Отличные показатели в области борьбы с коррупцией - уровень терпимости приближен к нулю, высокие оценки по критериям: инновации, коммуникации, права собственности и личные свободы.

Для регистрации компании иностранцам необходимо получать специальное разрешение на занятие предпринимательской деятельностью. Минимальный уставной капитал - 2 500 евро; в числе директоров компании желательно иметь резидента Европейского экономического пространства, в противном случае придется получать разрешение на занимаемую должность от Бюро патентов и регистраций. В стране действуют постоянные центры поддержки бизнеса, где можно получить бесплатную консультацию на шведском, английском, а в некоторых районах и на русском языках. Начинающим бизнесменам, не имеющим иного источника дохода, кроме собственного стартапа, государство выплачивает «стартовые» деньги - вид материальной помощи, призванной поддержать предпринимателя до того момента, как компания начнет приносить прибыль.

Регистрация компании займет от двух дней, при условии электронной подачи документов - около 24 часов.

Калинин Андрей Владимирович , аспирант, Научно-исследовательский институт труда и социального страхования, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 636

Аннотация:

В статье рассмотрено состояние малого и среднего бизнеса в мире, на примере США, Европы (Испании и Франции) и Республики Беларусь. Исследована государственная поддержка малых и средних предприятий в этих странах. Рассмотрены меры по поддержке таких предприятий в условиях мирового финансового кризиса. По итогам исследования сделаны выводы.

JEL-классификация:

Тема развития малого и среднего бизнеса является очень актуальной в условиях модернизации существующей экономики в России. Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.

Российскими учеными и исследователями уже было написано немало работ по развитию малого и среднего предпринимательства в стране и предложены различные меры по его модернизации. Но следует отметить, что уровень развития малого и среднего бизнеса в России пока еще существенно отстает от экономически развитых стран. И господдержка малых и средних предприятий у нас находится еще на довольно слабом уровне. В связи с этим, было бы очень полезным обратить внимание на состояние малого и среднего бизнеса в зарубежных странах и проанализировать его. Знание зарубежного опыта было бы очень полезно для применения в экономиках развивающихся стран, в частности, и в России. Анализ и изучение зарубежного опыта малого и среднего бизнеса позволит государственным и муниципальным органам разрабатывать различные программы поддержки предпринимательства.

Развитие малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение таким предприятиям и оказывают им всяческую поддержку в развитии и совершенствовании, разрабатывают огромное количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства и предоставляют всяческие льготы. Как уже было написано в самом начале, в таких странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль. В экономически развитых странах малый и средний бизнес представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики, а также обеспечивается занятость большинства населения. В этих странах около 50–70% ВВП производится именно малыми и средними предприятиями.

Рассмотрим ситуацию с развитием малого и среднего бизнеса в США и в Европе. А также посмотрим состояние малых и средних предприятий в развивающихся странах, в частности, в Республике Беларусь.

Малый и средний бизнес в США

Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты, на которых работает не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:

1) Микропредприятия - фирмы с количеством работников до 20 человек;

2) Малые предприятия - от 20 до 100 человек;

3) Средние предприятия - от 100 до 499 человек.

Кроме того, можно отдельно выделить те предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает, так как владельцы малых и средних предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся источники живучести всего американского бизнеса [1 ].

Малое и среднее предпринимательство в США действует в различных сферах: в производстве, в торговле, в финансовом секторе, в области социальных услуг, а также в сфере инноваций. Численность малых предприятий в США неуклонно растет. Так за период с 1980 г. по 2006 г. их численность выросла с 13 до 26 млн. единиц, то есть в 2 раза. На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащие к категориям малого и среднего бизнеса.

Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых и средних предприятиях.

Не менее важна и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.

Принцип и философия поддержки малого и среднего бизнеса в стране, которую традиционно считают «оплотом капитализма» появились не сегодня, не вчера, и даже не в 1953 г., когда официально была создана Администрация по делам малого бизнеса в США, а сформировалась намного раньше - во времена Великой Депрессии и Второй Мировой Войны [2 ].

Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые и средние предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время, именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая важную социальную значимость.

В 1942 г. принимается Закон о малом бизнесе. В 1953 г. в США создается Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. На эту организацию возложена обязанность оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку, содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями. Причем филиалы АМБ расположены во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого и среднего бизнеса распространяется на все штаты. Основными задачами АМБ являются:

  • помощь в получении кредита и предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
  • непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета.
  • техническая и информационная поддержка бизнеса;
  • важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Особое место занимает программа финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.

На малый бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.

Реализуется также специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях и Закон об общественных работах и экономическом развитии). К 2007 г. свыше 3 млн. малых предприятий принадлежали представителям национальных меньшинств.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и в условиях мирового финансового кризиса. Так, например, в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный проект законов предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Законопроект также предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.

Как видно из написанного выше, государственная поддержка малым и средним предприятиям в США оказывается на очень высоком уровне. А она, в свою очередь, создает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в стране.

Малый и средний бизнес в Европе (Испания)

Эксперты ЕС уже в течение многих лет склонны оценивать всю структуру малого и среднего предпринимательства Испании почти как образцовую не только по форме ее организации, но и по результатам деятельности. Едва ли не главный аргумент для такой оценки - 72% ВВП, которые этот вид бизнеса дает [3 ].

Малый и средний бизнес в Испании начал формироваться и активно развиваться в 1970-е гг. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые и средние предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

Доля предприятий малого и среднего бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях - в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого и среднего бизнеса - это агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Для тех, кто собирается начинать свое дело, разработаны и успешно применяются различные программы по оказанию помощи. Первые пять лет предприниматель не платит налоги, а также имеет право на бессрочный кредит для развития бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов. В Испании государство стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого предпринимательства.

Как самый важный положительный фактор развития малого и среднего бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Притом это может сделать даже любой гражданин другого государства. И в то же время контролирующие функции государственных структур сведены к минимуму.

К 2008 г., как свидетельствуют данные Института национальной статистики, почти 2/3 трудоспособного населения страны было занято в частном секторе и лишь чуть больше 20% - в государственном. К началу экономического кризиса в Испании сложилось вполне уравновешенное соотношение работающих и временно незанятых, но с перспективой их трудоустройства. Кризис 2009 г. резко обострил ситуацию: спад деловой активности, финансовый крах сотен крупных и средних фирм и тысяч малых вызвали логически объяснимый рост увольнений работников многих отраслей, в первую очередь, строительной, мебельной, сервиса и туризма и других [3 ]. Но даже несмотря на это, малому и среднему бизнесу оказывается мощная государственная поддержка. И далеко не в каждой стране Евросоюза существуют настолько благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства.

Малый и средний бизнес в Европе (Франция)

В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых и средних предприятий. Из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. - в торговле, 350 тыс. - в строительстве, 303 тыс. - в промышленности. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40–50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на малые предприятия. Из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений.

В качестве государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции можно отметить следующее.

За последние четверть века в стране создана внушительная государственная система стимулирования малого и среднего бизнеса. Новые малые предприятия на два года освобождаются от налогов на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижается подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротств, является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение - Национальное агентство по созданию предприятий (АНСЕ), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.

Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления - региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими в свою очередь целевые налоговые льготы.

Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды.

В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений.

В целом же, можно сделать вывод, что условия для развития малого и среднего бизнеса во Франции довольно благоприятны, как и в Испании. Государственная поддержка таким предприятиям оказывается на высоком уровне, как и в США.

Малый и средний бизнес в Республике Беларусь

Согласно законодательству, к субъектам малого предпринимательства в Республике Беларусь относят:

  • Микропредприятия, численностью до 15 человек;
  • Малые предприятия, численностью от 16 до 100 человек;
  • Средние предприятия, численностью от 101 до 250 человек.

История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает уже чуть более 20 лет. За прошедший период произошли большие изменения в развитии малого и среднего бизнеса, а также в политике государственного стимулирования. Было разработано множество нормативно-правовых актов, касающихся малого и среднего бизнеса. К основным из них можно отнести:

  • Закон «О предприятиях» №462-XII, принятый Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. В данном законе были определены общие основы организации предприятия и его деятельности в условиях рыночных отношений. Малые предприятия разрешается создавать как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики;
  • Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 28 мая 1991 г. В данном законе определены общие правовые и экономические основы предпринимательства, установлен порядок регистрации и прекращения деятельности, определена ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей. Данный закон установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь;
  • Указ Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Данным указом были установлены основные меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также были определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Также данным указом было создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, которое является основным государственным органом управления, ответственным за развитие малого бизнеса;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760.

Таким образом, можно отметить, что нормативно-правовая база по малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь существует, развивается и требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению некоторых экспертов, основными направлениями в развитии малого и среднего бизнеса в стране должны стать защита прав собственности, развитие рыночных институтов, повышение конкурентоспособности бизнеса, обеспечение прозрачности государства и развитие социальной ответственности бизнеса, а также противодействие коррупции и упрощение бумажной волокиты.

Для развития бизнеса в республике Беларусь созданы свободные экономические зоны и действуют специальные налоговые льготы для компаний, которые работают в малых городах и в сельской местности.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно, темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. - 105,9% [4 ].

В условиях мирового финансового кризиса, государством также оказывалась всяческая поддержка малому и среднему бизнесу. В частности, были приняты шаги по упрощению налогового законодательства. Но, тем не менее, следует отметить, что поддержка бизнеса государством все же была менее значительной, по сравнению с экономически развитыми странами.

По данным Министерства экономики в Республике Беларусь за январь–март 2011 г. численность малых и средних предприятий увеличилась на 10%, по сравнению с первым кварталом 2010 г. В целом, можно отметить, что малый и средний бизнес в Республике Беларусь имеет все перспективы для дальнейшего развития. И оно должно стать важным государственным приоритетом для страны.

Как мы видим из исследования, малый и средний бизнес за рубежом успешно развивается и постоянно совершенствуется. В экономически развитых странах государство является не тормозом в развитии малого и среднего предпринимательства, а активным сторонником и помощником в его совершенствовании. Малому и среднему бизнесу оказывается значительная поддержка на государственном уровне, предоставляется масса всевозможных льгот. Правительствами экономически развитых стран разрабатываются различные программы по поддержки такого предпринимательства, которые успешно доказали свою эффективность на практике. В любом иностранном государстве есть свои плюсы и минусы в развитии малых и средних предприятий. И любой опыт будет очень полезен для развития малого и среднего предпринимательства в России и для модернизации экономики, в целом.

4. Статистический сборник «Малое предпринимательство Республики Беларусь», 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.

Статистика бизнеса позволяет выявить наиболее выгодные отрасли и определить, какое направление нуждается в развитии больше других. Подобные сведения дают возможность понять, где и кем работать и какую специальность лучше получить, чтобы быть успешным и обеспеченным.

Статистика по странам

Статистика бизнеса в мире позволяет составить рейтинг стран, в которых созданы наиболее благоприятные условия для предпринимательства. Данные представлены в таблице:

Страна

Место в мире

По количеству регистрируемых предприятий По кредитованию По международной торговле По числу ликвидированных предприятий
Новая Зеландия 1 1 1 55 34
Сингапур 2 6 20 41 29
Дания 3 24 32 1 8
Гонконг 4 3 20 42 28
Южная Корея 5 11 44 32 4
Норвегия 6 21 75 22 6
Великобритания 7 16 20 28 13
США 8 51 2 35 5
Швеция 9 15 75 18 19
Македония 10 4 16 27 32
Эстония 12 14 32 17 42
Латвия 14 22 7 25 44
Грузия 16 8 7 54 106
Германия 17 114 32 38 3
Литва 21 29 32 19 66
Канада 22 2 7 46 15
Казахстан 35 45 75 119 37
Беларусь 37 31 101 30 69
Армения 38 9 20 48 78
Россия 40 26 44 140 51
Азербайджан 65 5 118 83 86
Кыргызстан 75 30 32 79 130
Украина 80 20 20 115 150
Узбекистан 87 25 44 165 77
Таджикистан 128 85 118 144 144

Показатели малого бизнеса в мире


Статистика бизнеса позволяет сделать вывод, что малые предприятия вносят большой вклад в экономику государства. Особенно в странах – лидерах. Малый бизнес в мире по статистике способен обеспечить существенные доходы, много рабочих мест, рост .


В США ½ трудоспособного населения работает на предприятиях МБ. Их в Америке зарегистрировано свыше 20 млн. Аналитика показывает, что каждая третья семья в США имеет отношение к бизнесу. Более 40% ВВП приходится на МБП.

Развитые страны оказывают большую поддержку малому бизнесу и получают от него хорошую отдачу в виде , развития инноваций, занятости страны.

Статистика ассоциации европейского бизнеса показывает, что МБП в странах ЕС развивается очень быстро. Малый бизнес за рубежом находится на более высоком уровне, чем в России. Он – одна из составляющих развития экономики. Малый бизнес в Европе по статистике составляет от 70% до 90% всех предприятий. Более половины населения страна Евросоюза работает в этой сфере.

Наиболее активно развивается по статистике малый бизнес в Германии. Вклад предприятий МБ в экономику страны составляет почти ½ всего . Более ½ трудоспособного населения обеспечены рабочими местами за счет предприятий малого бизнеса. МБП составляют 99% всех предприятий страны. Многие из них вышли на мировой рынок. Более 1 тыс. предприятий малого бизнеса Германии стали лидерами мирового .

Данные по России

Статистика бизнеса в России за последние 10 лет демонстрирует закрытие большего количества предприятий МБ, чем было открыто. В нашей стране лишь 4% предприятий существует более 3 лет. Остальные умирают значительно раньше. Многие закрываются в первый год своего существования. Менее 20% от всего ВВП приходится на долю малого бизнеса в России. Статистика подтверждает эти цифры. Здесь в отличие от Европы и США не оказывают должной поддержки предприятиям МБ.

Статистика бизнеса в России показывает, что за 5 лет количество предприятий увеличилось в среднем на 4%. Число закрывшихся хозяйствующих субъектов увеличилось на 11%.

Какая статистика открытия бизнеса по данным Росстата за 2016–2017 год? В нашей стране было зарегистрировано 3,5 млн. предпринимателей. Однако более 7 млн. прекратили деятельность. Статистика закрытия бизнеса просто пугает.

Статистика бизнес-инкубаторов в России выделила основные причины, по которым прекращают хозяйственную деятельность. Данные отражены на диаграмме:

Ниже представлен график, на котором показано как развивался малый бизнес в России по статистике с 2005 по 2015 год:

Статистика развития бизнеса отмечает негативную тенденцию в нашей стране. Это происходит по ряду причин. Основные проблемы бизнеса по статистике:

  • высокие цены на сырье;
  • сложное и часто меняющееся законодательство;
  • не стабильный курс рубля;
  • высокие кредитные ставки в банках;
  • в бизнесе;
  • высокие налоги;
  • большие взносы в ПФР;
  • . в бизнес-центрах констатирует, что нередко такие происшествия приводят к закрытию предприятий из-за нехватки денег на восстановление;
  • санкции со стороны других стран;
  • кризис, который снизил спрос на услуги и .

Статистика кредитования бизнеса отмечает, что в 2016 году было выдано на 24% больше, чем в 2015. Новые экономические условия вынуждают предпринимателей обращаться в банки чаще. В 2016 году банками было выдано более 4 трлн. руб. на кредитование малого и среднего бизнеса. Наиболее часто предприниматели берут займы в . На диаграмме представлена статистика бизнеса по сферам за 2013–2014 года:

Как видно в России больше всего предприятий, которые занимаются . Их доходы за 2014 год составили 15 трлн. руб. Второе место у предприятий, которые занимаются недвижимостью. Их доходы составили около 3 трлн. руб. Объем капитала организаций, оказывающих медицинские и социальные услуги – 194,36 млрд. руб. На диаграмме показано количество ИП по :

Самые низкие показатели малый бизнес демонстрирует в Крыму.

Украина, Беларусь и Абхазия

Какая статистика бизнеса в Украине? Эта сфера сегодня далеко не на высоком уровне. Общая сумма налоговых поступлений от бизнеса в 2013 году составила 260 млрд. гривен. Не слишком большой процент приходится по статистике на крупный бизнес. Большие предприятия не являются основными налогоплательщиками. Так как их не очень много в стране. Самые большие налоговые поступления по статистике от малого бизнеса. На долю МБА приходится более 200 млрд. гривен.

Малый и средний бизнес статистика выводит на первое место по числу рабочих мест. Более 70% населения трудится на небольших предприятиях. Средние и малые реализуют больше продукции, чем крупные. Статистика поддержки малого бизнеса показывает, что в стране с 2015 года делается немало. Был сокращен срок регистрации предприятий. Теперь процедура занимает всего лишь 2 дня. Было отменено порядка 40% документов для открытия ИП.

Малый бизнес в Беларуси по статистика развивается очень медленно. РБ сильно отстает от других стран. В 2003 году число МБП составляло 2,5 на 1000 человек населения, В 2010 году цифра выросла до 7,2. В 2011 году малых предприятий в стране было всего 72 тыс. За последние годы количество МБП возросло на 13%.

Статистика отчислений бизнеса показывает, что в Беларуси малые предприятия вносят в экономику страны небольшой вклад. Из трудоспособного населения только 13% занято в сфере бизнеса. В развитых странах эта цифра порой достигает 70%. Предпринимательская деятельность пока остается малопривлекательной для населения страны.

Какая статистика венчурного бизнеса в РБ? Эта сфера практически не развита. Главные причины – в Республике не развито инвестирование, отсутствуют новые технологии, мало инициативных людей и рынок очень небольшой.

Статистика бизнеса Абхазии говорит о том, что здесь наиболее развитые отрасли – торговля и

Показатели по отраслям

Статистика бизнеса констатирует, что успешность предприятия во многом зависит от отрасли, в которой оно работает. Есть наиболее и наименее востребованные сферы деятельности. В России не лучшие времена переживает р есторанный бизнес. Статистика констатирует, что только в прошлом году было закрыто 1,5% заведений. По прогнозам в 2017 году показатели возрастут до 20%. Из-за кризиса россияне предпочитают экономить и реже посещают рестораны и прочие подобные заведения.

Статистика гостиничного бизнеса демонстрирует стабильный спрос на подобные услуги. За 15 последних лет количество гостиниц и отелей возросло на 63%. Хуже дело обстоит с домами отдыха, санаториями. Большинство подобных заведений подвергались реконструкции и обновлениям.

Развлекательный бизнес по статистике пользуется спросом даже в кризисные времена. На диаграмме показано, какие отрасли развлекательной индустрии наиболее и наименее популярны:

Статистика сетевого бизнеса констатирует, что эта сфера привлекает огромное количество потенциальных работников и покупателей. Ежегодный прирост прибыли компаний составляет 20–30%. Количество работающих в этой сфере людей – более 100 млн. человек.

В Америке 20% миллионеров заработали свое состояние на сетевом бизнесе. По мнению специалистов, сетевой маркетинг в будущем составит 70% всех предприятий.

Самые успешные отрасли и компании

Статистика выгодного бизнеса демонстрирует, что есть товары и услуги, которые востребованы даже в кризисные времена. Это одежда, обувь, продукты питания, лекарственные препараты, ремонт автомобилей и бытовой техники. Статистика прибыльных бизнесов была опубликована в . Рейтинг выглядит следующим образом:

  • частные аудиторы;
  • мануальные терапевты;
  • специализированные клиники;
  • бухгалтерские услуги;
  • частные стоматологи;
  • налоговые расчеты;
  • ортодонты;
  • адвокаты;
  • мелкое кредитование;
  • частные управляющие.

Статистика успешных бизнесов констатирует, что лица и компании, которые оказывают подобные услуги, получают самую большую чистую прибыль. И даже кризисные времена никак не отражаются на их доходах.

К акулам бизнеса по статистике относится миллиардер Мишель Ферреро. Его компания – одна из крупнейших в Европе по производству шоколада. На втором месте – Бред Хьюз. Его автоматические камеры хранения вдоль автострад принесли состояние в 5 млрд. долларов. Третье место занимает Ральф Лаурен. Он заработал свои миллиарды на выпуске рубашек-поло с лошадью. На четвертом месте в рейтинге находится Джеф Бизос. Он владелец самого крупного в мире интернет-магазина . Пятое место принадлежит Таю Уорнеру. Он заработал миллиарды на выпуске плюшевых медведей.

Выводы

Как показывает статистика бизнеса, Россия сильно отстает от Западных стран. Но если правительство предпримет определенные шаги и пойдет на встречу ИП, то предприятий будет намного больше, что благоприятно скажется на экономике страны.

во всем мире является сегодня неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса, главного работодателя во всех отраслях экономики. И я решил написать серию статей, в которых рассмотрим роль малого бизнеса в экономике некоторых развитых стран. Этими статьями я хочу развеять мнения многих скептиков, считающих, что малый бизнес себя изжил, что он поглощается крупным бизнесом. В статьях приведены только факты, которые говорят сами за себя.

Малый бизнес в США.

К относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек и объем производства или продаж которых не превышает 7000000 долларов. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, среди малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец малого бизнеса обходится без привлечения наемного персонала.

Малый бизнес в США — основной источник рабочих мест.

Малый бизнес в США всегда расценивается как основной источник новых рабочих мест и инноваций. Малый бизнес – это 99% фирм страны, которые обеспечивают более половины всех рабочих мест. Малые бизнесы экспортируют более четверти товаров и услуг из США, регистрируют в 13 раз больше патентов, чем их крупные конкуренты. Сегодня в США насчитывается около 10 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек. Большинство из них имеет численность работников менее 20 человек.

Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни. Американское малое предпринимательство развито во всех сферах экономики: малый бизнес действует и в торговле, и в производственной сфере. Он и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. Некоторые американские источники утверждают, что до 20% малых фирм США начинают свою деятельность с капитала $1000–5000, и более половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.

Господдержка малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать малому бизнесу финансовую и консультационную помощь, содейство­вать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

Господдержка малому бизнесу в США.

Малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чем при получении на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных зай­мов АМБ предоставляет кредиторам государственные гарантии на часть ссужаемо­го капитала (до 90%), что снижает риск кредитования. АМБ сотрудничает с ведомствами федерального правительства, осуществляющими закупку товаров и услуг. АМБ сотрудничает и с крупными частными подрядчиками федерального правительства. Особенно при разработке политики, способствующей расширению участия малого бизнеса в получении правительственных контрактов.

Управление администрации и менеджмента Администрации проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации управленческого персонала предпринимательских структур малого бизнеса. Проводит организацию и финансирование специальных учебных курсов, семинаров и конференций. Производит выпуск информационных материалов и пособий, выделение материальных средств для исследований в области управленческих проблем малого бизнеса.

Семинары и консультации проводятся как на групповой, так и на индивидуальной основе. Кроме того, Администрация взаимодействует с университетами, исследовательскими центрами и организациями, которые включают в свои курсы менеджмента и организации производства специальные разделы для представителей малого бизнеса. Практикуется также предоставление целевых стипендий для получения университетского образования одаренным соискателям из среды малого бизнеса.
Реализуется специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам. В ее основе лежит Закон о равных возможностях 1964 г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965 г.
Поэтому малый бизнес дал возможность всем категориям населения (национальным меньшинствам, женщинам, гражданам с невысоким образовательным уровнем) быть конкурентоспособными на рынке труда, занимать должности, недосягаемые ими в крупных компаниях. Это подтверждается существенным приростом таких предприятий в последние годы. Например, количество фирм, владельцами которых являются испаноязычные граждане, выросло с 5,6 % в 2000 г. до 10,7% в 2012 г.

Как видим, экономика США немыслима без малого бизнеса, и поддержка, оказываемая малому бизнесу, способствует этому.

Малый бизнес в Японии.

К малому бизнесу в Японии относят предприятия с числом работающих менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг. Есть и другой показатель, определяющий принадлежность к малому бизнесу. Это величина капитала данного предприятия. В подавляющем большинстве случаев он не должен превышать 100 млн. иен, для оптовой торговли - 50 млн. иен, а в розничной торговле - 10 млн. иен. В сферу мелкого и среднего бизнеса, таким образом, попадает огромный слой предприятий - от крайне примитивных надомных хозяйств семейного типа до оснащенных современной техникой фирм.

Экономика Японии отличается от других развитых экономик минимальным участием государства. Государству принадлежит только монетный двор. Все остальное принадлежит частному капиталу. В хозяйстве Японии мелкие предприятия играют важнейшую роль: на их долю приходится до 99% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности и торговле.

Поддержка малого бизнеса в Японии.

Малое предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных органи­заций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малому бизнесу вклю­чает следующие направления:

— обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд - пря­мых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функцио­нирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных кредитов. Благо­даря введению коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес. В 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

— поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятель­ности, улучшения условий труда, содействие торговле;

— сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господ­держки.

Система финансирования малого бизнеса в Японии.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантиру­ет предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной влас­ти. При необходимости - с привлечением частных кредитных учреждений.

Финансовая поддержка технического перевооружения производств малых бизнесов осуще­ствляется за счет выделения ссуды из местного бюджета. Проводится реализациия оборудования в рассрочку или предоставление его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних бизнесов, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых пред­приятий.

Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса - это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров. Компенсация составляет 2/3 расходов на повы­шение квалификации работников.

Правительственная поддержка малого бизнеса в Японии.

Японское правительство заботится об обновлении предпринимательского сектора и облегчает создание нового бизнеса. В 2003 году принят закон, по которому можно открывать малое предприятие без начального капитала – только с одной йеной! И 32 000 предприятий уже создано таким путем.

В 2000 году был принят закон, максимально упрощающий процедуру банкротства именно в сфере малых предприятий. По этому закону разрешается обращаться в суд для защиты от кредиторов еще до того, как обязательства превысили активы, чтобы предотвратить их распыление. Это поддерживает , позволяет быстро возобновлять его деятельность, но никак не добавляет радости кредиторам.

Такая поддержка малому бизнесу позволяет ему играть все более растущую роль в экономике Японии. В Японии успешно существуют более 6,5 миллионов малых бизнесов. И не случайно Япония является одним из мировых лидеров по развитию малого бизнеса.

В данной статье представлена специфика малого бизнеса в зарубежной практике. Даны определения понятий «предпринимательство» и «малый бизнес» . Так же, в статье отражены главные аспекты, выделены роль и значение, рассмотрены опыт поддержки и пути развития малого бизнеса в зарубежных странах.

  • Социально-психологический феномен руководящей деятельности
  • Проблемы бедности и социальной справедливости в Российской Федерации
  • Прожиточный минимум в системе показателей уровня жизни населения

Развитие малого бизнеса в России является одним из ключевых направлений развития экономики страны в целом. Но, к сожалению, оно неизбежно сопровождается такими проблемами как недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие. В связи с этим, актуально рассматривать зарубежную практику государственной поддержки и налогообложения малого бизнеса, опыт введения которой будет способен вывести российский малый бизнес на новый качественный уровень.

В первую очередь рассмотрим, что такое предпринимательство и малый бизнес. Итак, предпринимательство, предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

  • по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная ;
  • по количеству участников: индивидуальная, коллективная ;
  • по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др. .

Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

В РФ к малому бизнесу принято относить предприятия с ограниченной численностью работающих: в промышленности и строительстве – до 100 чел.; в научно-технических и сельхозпредприятиях – до 60 чел.; для организаций оптовой торговли – не более 50 человек; розничной торговли – до 30 чел.

В разных странах соответствующие показатели различны: например, в Европе предел для малой фирмы – 300 работников, а в США – даже 500. .

  • количество занятых работников до 50 чел.;
  • годовой оборот менее 4 млн.евр;
  • сумма баланса менее 2 млн.евр.

В США федеральным законом о малом бизнес е установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5 млн.$ и годовой прибылью не свыше 2 млн.$.,а так же что малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. Следует отметить и то, что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги).

Сектор малого бизнеса представляет самую разветвленную сеть предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами МП, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Малый бизнес также является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут процветать и развиваться.

Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой выполняет ряд важных функций как экономического, так и социального характера:
1. Малое предпринимательство создает конкурентные рыночные отношения, что всегда на руку потребителям; Малый бизнес за рубежом стимулирует развитие конкуренции. Поэтому, развитые страны осуществляют политику поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Малое предпринимательство является основой совершенствования и развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Огромные транснациональные корпорации нуждаются в поставщиках и предпочитают работать с малыми организациями, ведь множество небольших поставщиков гарантируют конкуренцию между собой за объемы заказов, если кто-то из них не справится, всегда найдется замена. Таким образом, малый бизнес в своей совокупности выступает надежным поставщиком высококачественной продукции для крупного бизнеса.

2. Оперативно и гибко реагирует на рыночную ситуацию и запросы потребителя; Примерное время жизни МП - около 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все предприятия малого бизнеса довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию.

МП в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Они специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

3. Децентрализованность размещения создает рабочие места не зависимо от экономической развитости территорий;

4. Малое предпринимательство как налогоплательщики формируют не малую часть отчислений в бюджеты всех уровней; В Германии в легальном малом бизнесе занято 65% рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. В Венгрии, Чехии, Польше и других странах с переходной экономикой именно благодаря развитию малого и среднего бизнеса спад производства продолжался всего несколько лет.

Деятельность МП в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

5. Малое предпринимательство поддерживает творчество, ремесла, промыслы и традиции многих народов.

6. Высокая «инновационность», т.е. открытие инноваций и/или их внедрение. Зарубежный опыт показывает, что в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу.

Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, а также:

  • созданию среднего класса (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Канада, Испания);
  • преодолению рецессии (Израиль, США);
  • созданию новых рынков (Мексика, Канада, Сингапур, Япония);
  • последовательному проведению реформ (Китай, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).

В основе любого развитого государства,помимо крупных корпораций, также находится малый бизнес,так как является массовой, динамичной и гибкой формой экономической деятельности. Именно в секторе малого бизнеса сосредоточивается основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

По количеству МП в мире лидирует США, за ними следует Япония, и далее идут Италия, Великобритания, Германия, Франция. Так, например, свыше 20 млн. фирм функционирует в США. В странах Европейского союза насчитывается 23 млн. фирм (из них 4 млн. - мелкие и средние). Примерно 5 млн. фирм - в европейских государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке (Рисунок 1).

Рисунок 1. Количество МП и ИП в разных странах

Рассмотрим роль малого бизнеса в зарубежных странах. Малый бизнес пронизывает все сферы экономики, даже те, в которых на первый взгляд есть место только крупным корпорациям.

В настоящее время, такие развитые страны,как Япония, США, страны ЕС, Юго-восточной Азии и латинской Америки стремятся создавать и поддерживать экономический климат, что позволяет расти и развиваться малому предпринимательству. Малому бизнесу уделяется огромное внимание, так как очень велико его влияние на различные микро- и макроэкономические показатели, такие показатели как ВВП, спрос на кредиты, конкурентоспособность государства, занятость населения и другие крайне важные экономические величины (Таблица 1).

Таблица 1. Основные показатели роли малого бизнеса в разных странах (2015 г.)

В европейских странах, по данным на 2015 год, преобладает торговля, за ней следуют промышленность, транспорт и связь, строительство, что представлено на рис.2.


Рисунок 2. Структура малых предприятий по отраслям экономики в ЕС

В азиатских же странах (Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Сингапур) на первом месте стоит промышленность, за ним сельское хозяйство, торговля,транспорт, строительство (см. рисунок 3).


Рисунок 3. Структура малых предприятий по отраслям экономики в странах Азии

На МП отмечается более высокая эффективность труда, данные субъекты с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Кроме того, развитие малого бизнеса рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Албания, Бразилия). .

Развитые страны давно осознали колоссальную роль малого бизнеса в своей экономике и осуществляют тонко продуманную поддержку малого предпринимательства. В Российской Федерации на долю малого предпринимательства приходится около 22% ВВП. Поэтому, основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству. Для сравнения: в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП (см. рис.4).


Рисунок 4. Доля малого бизнеса зарубежных стран в составе ВВП, %

Цели поддержки малого бизнеса – это найти оптимальное соотношение интересов общества, бизнеса и государства. Важная задача такой политики заключается в придании ей инвестиционной направленности. Инвестиции распределяются по отраслям экономики неравномерно, в зависимости от целей государственной политики.

Государственная поддержка является решающим фактором развития предпринимательства в индустриально развитых странах. Практически все развитые страны с рыночной экономикой используют различные методы и формы административной, правовой и экономической поддержки: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для МП; помощь государства в получении заказов мелкими фирмами; оказание управленческой и технической помощи; антимонопольное регулирование.

Механизм стимулирования включает в себя, прежде всего, законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Как в сфере самого производства, так и в создании системы обучения и переподготовки кадров. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение предприятий.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии для МП составляют около 4 млрд. евро ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество МП, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Эффективность МП в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства, поэтому число субъектов малого бизнеса растет.

Экономически развитые государства поддерживают малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. Налоговая политика государства является стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса, суть которого заключается в постепенном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения МП. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34%.

Существуют меры поддержки малого бизнеса, направленные на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

  • облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);
  • облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками);
  • внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

Системы поддержки и развития малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции, в этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие малого бизнеса.

Таким образом, в статье рассмотрены суть, роль и некоторые функциональные особенности малого бизнеса за рубежом. Эти данные нельзя на прямую применить к российской экономике, с ее особенностями и тонкостями такая модель окажется нежизнеспособной. Но можно извлечь не мало опыта, который позволит создать и успешно развивать малый бизнес с корректировкой на реальности российской экономики. В сложившейся геополитической ситуации, а точнее зарубежной политике санкций и российской политике импортозамещения, необходимо рассмотреть зарубежную государственную политику поддержки малого бизнеса и постараться реализовать лучшее из ее практики в национальной экономике.

Список литературы

  1. Батычко В.Т. Предпринимательское право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
  2. Ежова М.Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства. Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник, 2008. № 5.
  3. Зангеева С.Б. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России// Финансы и кредит.-2004.-.№14
  4. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебное пособие. 9 издание. -М., Academia, 2014.
  5. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2013. - 285 с.
  6. Лапуста М.Г. Предпринимательство. -М., Дрофа, 2013.
  7. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Дело, 2003. – 520 с
  8. Мурыгина Л.С. Транснациональный бизнес в условиях глобализации мирового хозяйства. Научно-практический журнал "Управление инвестициями". ЮУрГУ. – 2009. - №2. С.10-17.
  9. Райзберг. Б. А. Лозовский Л. Ш, Старобудцева Е. Б. Современный экономический словарь Издательство: «Инфра-М» 2015 г.
  10. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015. – 96 с.
  11. Тихомирова О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - №3. – С. 79
  12. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
  13. Филатова А.В. Разграничение предметов ведения в сфере развития малого и среднего бизнеса // Предпринимательское право. - 2008. - № 3.
  14. Халимова С.Р. Влияние характеристиrк национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса // ЭКО. – 2011. - №8. – С. 35-44.
  15. Чернобродова Л.А. Институциональное обеспечение формирования и развития малого инновационного предпринимательства // ЭПОС. – 2011. - №2. – С. 43-49.