Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес с нуля  /  План закупок обоснование соответствия объекта что писать. Обоснование закупки: на что обратить внимание. Вопросы организации эндопротезирования крупных суставов

План закупок обоснование соответствия объекта что писать. Обоснование закупки: на что обратить внимание. Вопросы организации эндопротезирования крупных суставов

Приобретение товаров или работ у единственного, выбранного самим заказчиком, поставщика – быстрый и простой способ обеспечить нужды государственного или муниципального учреждения. Возможность проведения такой процедуры предусмотрена статьей 24 44-ФЗ. При этом заказчик обязан отчитаться перед контролирующими органами и обосновать выбор именно такой методики закупки.

Когда допускается проведение такой закупки

Полный перечень ситуаций, при которых заказчик может закупить необходимые товары или услуги у одного поставщика приведен в статье 93 44-ФЗ. Среди всех случаев чаще всего применяются следующие:

  1. Приобретение товаров и услуг у организаций, которые относятся к разряду естественных монополий и отвечают нормам статьи 147-ФЗ.
  2. Закупка материальных ресурсов или работ на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.
  3. Приобретение услуг водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и тому подобные.
  4. Закупка материальных ценностей и услуг предназначенных для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий.
  5. Приобретение печатных изданий в том случае, если эксклюзивные права на издание принадлежат только одной компании.
  6. Посещение культурно-массовых мероприятий, музеев, зоопарков и так далее.
  7. После признания закрытой процедуры по определению поставщика несостоявшейся.

В этих и других перечисленных в законе случаях заказчик может провести закупку у выбранного поставщика. При этом ему придется составить отчет и обосновать свой выбор.

Когда необходимо обосновывать закупки и когда это делать не обязательно

К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. В нем указывается причина выбора такой закупки, вывод о невозможности или нецелесообразности использования других способов, а также обоснование цены контракта. Такое правило устанавливается частями 3 и 4 статьи 93 44-ФЗ. Оно справедливо для всех перечисленных случаев:

  1. Работы, связанные с мобилизационной подготовкой.
  2. Услуги, которые могут быть предоставлены исключительно органами исполнительной власти либо организациями, которые находятся в их ведомстве.
  3. Приобретение МТР или услуг предназначенных для ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи.
  4. Закупка объектов культурного наследия.
  5. Поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе.
  6. Приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов.
  7. Поставка электронных или печатных изданий.
  8. Заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей.
  9. Услуги по управлению многоквартирным домом.
  10. Ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

Более полный список таких ситуаций можно найти в 93 статье 44-ФЗ. В этих случаях контрактный управляющий обязан сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

Чем обосновать выбор

Заказчик обязан в отчете указать причину, по которой он выбрал именно такой способ закупки. Чаще всего применяются следующие обоснования:

  • Отсутствие конкурентов у выбранной компании.
  • Срочность проведения закупки.
  • Нецелесообразность поставки товаров или услуг поставщиками из других регионов.
  • Отсутствие заинтересованности со стороны других участников рынка.
  • Реализация дополнительной закупки.

Причина прописывается в отдельном документе и визируется только представителем заказчика.

Пример составления отчета

Унифицированной формы для составления такого отчета не существует. Каждая организация разрабатывает ее индивидуально. Рассмотрим правила оформления подобного документа на примере закупки специализированной компьютерной системы, предназначенной для расчета НМЦК. Отчет должен будет состоять из следующих пунктов:

  1. Способ закупки: у единственного поставщика в соответствии с частью 1 статьи 94 44-ФЗ.
  2. Цена контракта.
  3. Обоснование выбранного способа. Закупаемое программное обеспечение должно проводить расчет в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными правительством РФ. В результате анализа рынка других аналогичных программ, полностью удовлетворяющих заявленным требованиям, выявлено не было.
  4. Обоснование цены. Стоимость контракта определена методом сопоставления действующих на данный момент цен на рынке на аналогичные товары. Аналогичными признаются товары, имеющие схожие основные признаки. Так как аналоги закупаемого программного обеспечения отсутствуют, то цена определена путем организации затратного метода, регламентируемого статьей 22 44-ФЗ.
  5. Обоснование прочих условий договора. Срок поставки в 3 дня определяется, исходя из потребностей заказчика. Так как программа реализуется с использованием сети интернет, ее доставка до потребителя не потребует значительных затрат времени.
  6. Дата составления документа, подпись представителя заказчика, печать.

В случае нарушения заказчиком порядка предоставления отчета — ему грозит наказание. Контролирующие органы накладывают штраф в установленной сумме. Составление такого отчета помогает предупредить применение коррупционных схем и проведение необоснованной закупки у афилированного поставщика.


О выборе поставщика неконкурентным способом мы писали ранее. Также обратите внимание на статью о способах выбора победителя по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В этой статье затронем тему обязательного обоснования, а также приведем пример и образцы, которые помогут в работе.

Когда необходимо обосновать

Перечень случаев, когда госконтракт можно заключить с единственным исполнителем, установлен в ст. 93 Закона о контрактной системе. Контракт должен содержать отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения исполнителя контракта, а также расчет и объяснение цены при осуществлении следующих закупок (ч. 3 и 4 ст. 93 ФЗ № 44):

  • по мобилизационной подготовке;
  • печатных или электронных изданий;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме вследствие аварии или других чрезвычайных ситуаций;
  • поставка культурных ценностей;
  • закупка произведений литературы и искусства.

От работника контрактной службы требуется «доказать» уникальность выбранного исполнителя или товара (работы или услуги) или возникновение непредвиденной ситуации. При этом законодательно сумма контракта не ограничивается. Пользуясь этим правилом, ряд регионов России создали специальные учреждения и наделили их соответствующими полномочиями. Это позволяет им попадать под действие п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 и осуществлять заказ товаров без проведения конкурсных процедур, тем самым существенно сокращая временные затраты. Как правило, это заказ лекарственных средств и медикаментов.

Документ с объяснением цены должен быть неотъемлемой частью контракта, расчет должен быть прописан в самом договоре либо оформлен в виде приложения и подписан обеими сторонами. В то время как отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика оформляется отдельным документом и подписывается только представителем заказчика.

Требования к документу

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования заказа у прямого подрядчика. Однако в документе необходимо отразить:

  • соответствие выбранного исполнителя требованиям ФЗ № 44;
  • обоснование НМЦК;
  • причины, по которым невозможно провести госзакупку иным способом.

Закупки у единственного поставщика

Наши партнеры

Закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика подразумевает такой способ закупки, при котором заключить контракт (договор) предлагается только одному поставщику (подрядчику, исполнителю). Этот способ закупки не является конкурентным, поскольку при нем не осуществляется так называемая процедура выбора поставщиков из нескольких претендентов. В статье рассмотрим, в каких случаях согласно Федеральному закону N 44-ФЗ*(1) государственные (муниципальные) образовательные учреждения вправе осуществлять закупку у единственного поставщика и каковы особенности применения данного способа закупки.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика

Случаи, при которых заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика, перечислены в п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ. Отметим наиболее распространенные из них, которые могут возникнуть в деятельности образовательных учреждений:

1) закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (пп. 1);

2) закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн. руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб.

Указанные ограничения годового объема закупок не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений (пп. 4);

3) закупка товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 000 руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. руб. (пп. 5);

4) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) (пп. 8);

5) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (пп. 29);

6) закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (пп. 9);

С учетом обозначенных разъяснений закупка хозяйственных товаров на сумму, не превышающую 100 000 руб., через подотчетных лиц осуществляется без проведения торгов, то есть путем закупки у единственного поставщика на основании пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Могут ли государственные образовательные учреждения, осуществляющие закупки у единственного поставщика на основании пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ на сумму до 400 000 руб., одновременно применять пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ при совершении у единственного поставщика другой закупки на сумму до 100 000 руб.?

На основании пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму до 400 000 руб. могут только определенные виды государственных муниципальных учреждений, в том числе образовательные учреждения, при условии, что годовой объем таких закупок у этих учреждений не должен превышать 50% их совокупного годового объема закупок и составлять не более 20 млн. руб.

В то же время любые учреждения, в том числе учреждения образования, могут осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму до 100 000 руб. на основании пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ при условии, что годовой объем таких закупок не превышает 2 млн. руб. или 5% совокупного годового объема закупок и не более 50 млн. руб.

Таким образом, государственные (муниципальные) образовательные учреждения вправе совершать закупки у единственного поставщика как на основании пп. 5, так и на основании пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ с учетом ограничений, установленных указанными подпунктами (письма Минэкономразвития РФ от 25.05.2015 N Д28и-1363, от 29.01.2015 N ОГ-Д28-1629, от 31.12.2014 N Д28и-2896, от 22.07.2014 N Д28И-1377).

Необходимо провести срочные работы по капитальному ремонту здания. Может ли учреждение заключить контракт на выполнение таких работ с единственным подрядчиком на основании пп. 9 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ (закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие обстоятельств непреодолимой силы)?

Как было указано выше, в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров (работ, услуг), необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно).

Обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным поставщиком на основании указанного подпункта, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости (Определение ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13).

Рассматривая различные споры о правомерности заключения договоров с единственным поставщиком в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, суды обращают внимание на следующее: если у заказчика существует возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени, то это является основанием для признания контракта, заключенного с единственным исполнителем, недействительным (Письмо Минэкономразвития РФ от 09.12.2014 N Д28и-2780).

Таким образом, если необходимость проведения срочных ремонтных работ возникла в связи с какой-либо аварией, иной чрезвычайной ситуацией, что подтверждает документ, выданный органами МЧС либо иными государственными (муниципальными) органами, то заключение договора с единственным поставщиком правомерно.

Если же заказчик знал заранее, что здание находится в аварийном состоянии, требующем капитального ремонта, неудовлетворительное состояние здания не является следствием обстоятельств непреодолимой силы. Следовательно, в такой ситуации заказчик не имеет права заключать договор с единственным подрядчиком. Выбор подрядчика должен быть осуществлен с применением конкурентных способов (решения Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2015 N А33-21425/2014, Воронежской области от 12.11.2014 N А14-10136/2014).

Особенности заключения контракта с единственным поставщиком по результатам закупки, признанной несостоявшейся

В отдельных случаях конкурентные способы определения поставщиков (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок) могут быть признаны несостоявшимися. Например, когда подана только одна заявка на участие в таком конкурсе (аукционе, запросе котировок), соответствующая требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям, указанным в документации о закупке (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 71, п. 1 ст. 79 Федерального закона N 44-ФЗ).

В этих случаях заказчик заключает контракт с единственным поставщиком. Причем это уже является не правом заказчика, а его обязанностью.

Особенности процедуры закупки по итогам конкурса (аукциона, иной конкурентной закупки), признанного несостоявшимся, определены в пп. 25 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ. Данным подпунктом, в частности, предусмотрено, что в отличие от общей процедуры закупки у единственного поставщика в указанных случаях заказчику необходимо согласовать заключение контракта с органом власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе (ЕИС) соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком заключается в срок:

а) не более чем 20 дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных п. 4 и 5 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ, – с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся;

б) установленный ст. 70 и п. 13 ст. 78 Федерального закона N 44-ФЗ – в случаях, предусмотренных соответственно п. 1-3.1 ст. 71, п. 1 и 3 ст. 79 Федерального закона N 44-ФЗ.

– ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;

– размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ).

Обоснование закупки у единственного поставщика


В соответствии с п. 3 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ для заключения контракта с единственным поставщиком заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта (п. 4 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ).

Предусмотренные выше требования Федерального закона N 44-ФЗ об обосновании закупки распространяются на отдельные случаи осуществления закупки у единственного поставщика, закрепленные в пп. 3, 6, 9-14, 17, 18, 22, 23, 27, 30-32, 34, 35, 37-41, 43 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Стоит отметить, что при наиболее распространенных случаях осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренных пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ (закупки до 100 000 руб. и закупки до 400 000 руб.), заказчик не обязан обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и иные существенные условия контракта.

Подводя итог, отметим, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является неконкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя). То есть при таком способе закупка осуществляется без проведения торгов.

Данный способ закупки является наиболее простым и быстрым, но его использование связано с высоким риском различных злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (например риск сговора с поставщиком). Именно поэтому случаи использования такого способа закупки четко регламентированы Федеральным законом N 44-ФЗ. Их закрытый перечень приведен в п. 1 ст. 93 данного закона.

*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

эксперт журнала «Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Дорогие друзья, ждем Ваши вопросы и комментарии! Вы спрашиваете — мы отвечаем!

Последние новости, аналитика

Особенности установления инвалидности лицам с психическими расстройствами на основании количественной системы оценки степени выраженности нарушений функций организма человека

Введение. В структуре инвалидности по классам болезней среди взрослого и детского населения Омской области психические расстройства и расстройства поведения в [. ]

Анализ первичной, повторной инвалидности и потребность в технических средствах реабилитации при злокачественных новообразованиях

Ключевые слова. Злокачественные новообразования, группа инвалидности, локализация, технические средства реабилитации.

Аннотация. Статья посвящена инвалидности и техническим средствам реабилитации у пациентов [. ]

Актуальные вопросы реабилитации инвалидов с утратой конечности. Значение протезирования и альтернативных способов восстановления мобильности

За оказанием протезно-ортопедической помощи обращается лишь часть инвалидов после ампутации конечности. Вместе с тем все инвалиды с утратой конечности нуждаются [. ]

Вопросы организации эндопротезирования крупных суставов

При заболеваниях и травмах крупных суставов, в основном тазобедренного и коленного, сопровождающихся болевым синдромом и контрактурой, возникает выраженное ограничение жизнедеятельности [. ]

Зарубежные подходы к измерению качества жизни

Качество жизни является комплексной социально-экономической категорией, отражающей материальные, социальные и духовные отношения в обществе, предпосылкой и результатом государственного управления, основным [. ]

/ Отчет об обосновании закупки у ед.поставщика

к Контракту от «___» _______________ 2014 № __________

об обосновании закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

1. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ:

Адрес электронной почты

Номер контактного телефона

2. ОБОСНОВАНИЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ):

Способ определения поставщика

Осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Случай осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ

Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ

Обоснование использования способа определения поставщика

Право заказчика на выбор способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) предусмотрено частями 1, 5 статьи 24 Закона 44-ФЗ.

Возможность осуществления закупки товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей прямо предусмотрена пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Нецелесообразность использования конкурентных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) вызвана следующими причинами:

сумма закупки составляет 15 000 рублей 00 копеек, что не превышает предельное значение 100 тыс. рублей, установленное пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;

сумма закупки входит в совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществлять на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;

на обучение направляется небольшое число слушателей – сотрудников заказчика (1 чел.) и цена контракта незначительна, в связи с чем, возникает риск отсутствия заинтересованности у потенциальных исполнителей контракта в подаче заявки на участие в закупке и, соответственно, риск отсутствия заявок;

длительность сроков проведения конкурентных способов закупки (от 2 недель до 2 месяцев), что затянет сроки получения дополнительного профессионального образования в сфере закупок;

высокий риск привлечения к образовательному процессу неквалифицированного исполнителя в случае проведения запроса котировок или электронного аукциона, предусматривающих выбор победителя только по ценовому критерию.

3. ОБОСНОВАНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА:

Существенное условие контракта

Предмет контракта и его краткое описание

Оказание платных образовательных услуг по программе повышения квалификации дополнительного профессионального образования «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд».

Продолжительность обучения: 144 академических часов.

Форма обучения: очная.

Данные услуги необходимы для повышения профессионального уровня, совершенствования профессиональной компетенции и получения новой компетенции, необходимой сотрудникам заказчика для профессиональной деятельности в сфере закупок в соответствии с требованиями статей 9, 38 и 39 Закона № 44-ФЗ.

01.10.2019 вступил в силу федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019, который утвердил новые правила на 2020 год. Исключили обязанность обосновывать объект, способ закупки и НМЦК во всех документах планирования!

Заполнять план закупок не нужно, он отменен как отдельный документ. Заказчики готовят только план-график по новой форме.

Подробнее о том как заполнять план-график закупок на 2020 года в статье «Заполняем план-график: пошаговая инструкция».

Как обосновывали в 2020 году до изменений

Это одно из недавних обязательных требований Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Заказчику предписано обосновать два документа: план заказов и график. Такая необходимость возникла потому, что на текущей стадии организации Единой информационной системы (ЕИС) расширяются возможности мониторинга, аудита и контроля в отношении закупочных процедур. По результату таких проверок закупку, которую заказчик включил в планы, признают необоснованной.

Правила, по которым заказчик подтверждает потребности, установлены правительством. Специально разработаны две табличные формы с несколькими наименованиями столбцов в зависимости от предназначения плана (Постановление Правительства №555). Первые три столбца в формах повторяются.

Обоснование в плане закупок

Сведения об обосновании закупки в плане закупок предоставляются в виде отдельного документа. В таблице пояснений заказчик связывает объект (объекты) заказа с целями по ст. 13 44-ФЗ или с требованиями по ст. 19 44-ФЗ. Обоснование соответствия объекта в плане закупок в графе 6 заказчик связывает с конкретным мероприятием государственной (муниципальной) программы или международным договором.

Приведем пример обоснования закупок при формировании плана закупок. Допустимы такие формулировки:

  • объект (столбец 3) — «Поставка учебной литературы»;
  • госпрограмма или программа субъекта РФ, муниципальная программа (стоблец 4) — «Развитие образования на 2017-2020 годы»;
  • мероприятие госпрограммы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (столбец 5) — «Мероприятие 1.2.1 «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и содержания детей в МБОУ "Школа-интернат»;
  • обоснование соответствия объекта и (или) объектов заказа мероприятию государственной (муниципальной) программы (столбец 6) — «Обеспечение деятельности учреждения общего образования в части выполнения организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня».

Обоснование в графике

При формировании плана графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и способ определения процедуры.

Вместе с тем, утверждённые формы таблиц с пояснениями носят в некотором смысле обобщённый вид. В письме Минэкономразвития подчеркнул, что у заказчик вправе на самостоятельно определить, какой комментарий к НМЦК приемлемый для представления в таблице (Письмо от 26 октября 2016 г. № Д28и-2944).

Постановление Правительства №555 предлагает отдельно рассматривать правила пояснения закупок лекарственных препаратов в рамках запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) и у единственного поставщика (пп. 4, 5, 26, 33, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В этих случаях правила заполнения проще. В отношении указанных заказов в таблице пояснений к графику столбцы 5, 6, 9, 10 заполнять не потребуется. В первом случае (лекарственные препараты) объяснение основывается на решении врачебной комиссии. Во втором требуется прокомментировать общий годовой объём заказов, когда они касаются:

  • процедур с определённым размером до 100 000 или 400 000 руб.;
  • направления в командировку, участие в культурных мероприятиях;
  • списка командировок, мероприятий в соответствии с приглашениями;
  • преподавательских услуг, услуг гида;
  • образовательных и экскурсионных мероприятиях.

Важно помнить, что при внесении изменения в документы планирования, необходимо внести изменения в отдельные формы своих пояснений.

Пример обоснования плана графика закупок

Пример на основании выдержки из реального документа, размещённого в ЕИС.

Пример обоснования плана закупок на 2020 год

Для примера взят реальный документ, размещённый в ЕИС.

Расскажем, что писать в обосновании соответствия объекта в плане и плане-графике, какие сведения нужно включать обязательно. Также приведем примеры обоснования объекта закупки по 44-ФЗ и формы для скачивания.

Обоснование потребности закупки

При формировании плана нужно включить в специальную форму сведения об обосновании. Что писать в плане регламентирует от 05.06.2015 № 555. Оно содержит список характеристик, которые необходимо обосновать, а также шаблоны для подачи сведений.

Организатор должен объяснить выбор:

  • объекта закупки;
  • способа определения поставщика;
  • НМЦК.

Обоснование объекта закупки дается в плане, двух других показателей - в плане-графике (далее - ПГ). Для этих двух документов предусмотрены разные формы предоставления информации. За обоснованностью госзакупок следят органы мониторинга, контроля и аудита. Если проверка покажет, что потребности в процедуре не было или обоснование не предоставлено, процедуру могут отменить, а заказчика привлечь к административной ответственности.

До конца лета заказчики должны обосновать процедуры на следующий плановый период и вместе с проектом плана закупок передать в ГРБС. Затем закупки обосновывают, когда формируют и утверждают план-график.
Обоснование нужно, чтобы объяснить, почему заказчик закупает товары, работы, услуги с конкретными характеристиками и ценой. Расскажем, как корректно заполнить каждую графу формы обоснования. На примерах покажем, какие данные брать из планов, а какие заполнять самостоятельно.

Обоснование объекта закупки

Заказчик указывает цель и обоснование закупки в плане закупок. Нужно опираться на наличие государственных программ, мероприятия в рамках них, на собственные потребности, необходимость того или иного товара для нормального функционирования учреждения и т.д.

План содержит:

  • код закупки;
  • цель ее проведения;
  • объект;
  • обоснование объекта по 44-ФЗ;
  • период проведения процедуры;
  • объем финансирования.

Когда заказчик вносит обоснование соответствия объекта в план, в нем необходимо написать, для удовлетворения каких потребностей необходима продукция, для каких госпрограмм или мероприятий ее закупают, соответствует ли процедура положениям закона.

Пример обоснования закупки

✔ Форма обоснования закупок для плана;
✔ Форма обоснования закупок для ПГ;
✔ Пример формы обоснования канцтоваров;
✔ Пример формы обоснования по электроэнергии;

Скачать архив документов

В графе 1 укажите порядковый номер позиции.

В графе 2 укажите идентификационный код, который прописали в столбце 2 плана .

В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 5 формы плана. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

В графе 4 укажите наименование государственной, муниципальной программы, программы субъекта РФ, если планируете закупку в рамках такой программы. Например, вы планируете закупку в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» – от 26.12.2017 № 1640. В этой графе укажите наименование программы. Если процедуру планируете вне рамок программной деятельности, графу 4 не заполняйте.

В графе 5 укажите наименование мероприятия программы, наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа или наименование международного договора РФ, которое прописали в столбце 3 формы плана.

Что писать в обосновании соответствия объекта в плане закупок

Писать обоснование соответствия объекта в плане можно в свободной форме. Необходимо придерживаться официального стиля речи. Главное воспользоваться типовым шаблоном, который содержится в постановление Правительства РФ от 05.06.2015 №555. Наименование объекта должно быть указано в соответствии с классификатором ОКПД2.

Приведем пример обоснования объекта закупки в плане по 44-ФЗ. Если вы закупаете компьютерную технику для учреждения образования, укажите, в рамках какой муниципальной программы осуществляется процедура (например, «Повышение компьютерной грамотности учащихся 10-11 классов»).

Также обоснование соответствия объекта в ПЗ может быть указано исходя из потребностей конкретного учреждения. Например, если медцентр планирует приобретение карбюратора для автомобиля скорой помощи, он указывает, что товар необходим для поддержания транспорта в технически исправном состоянии.

Как написать обоснование закупки: пример

План включает сведения об обосновании закупки. Что писать в каждой графе, можно посмотреть в постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. В этом нормативно-правовом акте содержится подробная инструкция, как обосновать процедуру в плане. Утвержденная форма предоставления сведений содержит:

  • идентификационный код;
  • объект;
  • название госпрограммы (это может быть не только государственная, но и региональная, ведомственная, целевая программа);
  • мероприятие, для которого проводится процедура;
  • потребности учреждения, для удовлетворения которых покупается товар, работа или услуга (также можно указать функции);
  • обоснование закупки.

Как обосновать изменения в плане закупок

Менять план можно только по основаниям, указанным в законодательстве. Их можно найти в статье 17 44-ФЗ и в от 21.11.2013 № 1043. Внесение правок допускается в следующих случаях:

  • приведение документа в соответствие с изменившимися целями осуществления закупок или претерпевших изменение нормативно-правовых актов;
  • выполнение поручений в рамках реализации законов, решений и поручений органов власти;
  • исполнение решения по итогам общественного обсуждения;
  • экономия;
  • исполнение требований, содержащихся в предписании контрольного органа.

Иные основания не могут быть использованы для внесения изменений. При любых правках в плане соответствующие сведения должны быть включены в форму обоснований закупок.

К примеру, если поменялась дата планируемой процедуры в пределах указанного ранее года, изменения нужно внести лишь в ПГ. Но в случае, если из-за сдвига сроков изменился год или периодичность проведения процедур, правки следует внести и в план.

Заполните форму обоснования закупок в плане-графике одновременно с самим планом-графиком. Сделать это нужно через ту же систему, в которой делается и план-график. Обратите внимание, что вам нужно не просто соблюсти форму, но и учесть особенности обоснования НМЦК, способа закупки и дополнительных . Нюансы обоснования возможны и по некоторым . Ошибки в обосновании могут привести к штрафу до 50 тыс. руб.

Где заполнить форму обоснования и какие графы продублировать из плана-графика

Обоснование закупок нужно заполнить по утвержденной форме при (п. 2 Правил обоснования закупок).

Сделать это нужно в электронном виде в той же системе, где вы заполняли план-график: ЕИС, «Электронный бюджет», региональные (муниципальные) системы закупок.

Форма состоит из 10 столбцов. Часть информации (идентификационный код закупки, наименование объекта закупки, (далее - НМЦК), способ определения поставщика) нужно просто продублировать из самого плана-графика.

Остальные графы вы должны заполнить самостоятельно.

Как обосновать НМЦК или цену контракта с единственным поставщиком

Наименование метода обоснования НМЦК укажите в графе 5. Это могут быть стандартные методы, предусмотренные ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, или иные методы. К стандартным относятся: метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), тарифный, проектно-сметный, нормативный, затратный.

Обоснование иных методов (если таковые применялись) НМЦК внесите в графу 6. Опишите, почему не подошли стандартные методы и в чем заключается метод, которым вы обосновали НМЦК.

Пример обоснования иных методов НМЦК

Если, предположим, вам не подошли стандартные методы при закупке услуг по управлению и содержанию многоквартирного жилого дома (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), то вы можете указать: «Применить методы, установленные ст. 22 Закона N 44-ФЗ, невозможно, поскольку управляющая компания выбрана общим собранием собственников и цена контракта определяется на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома».

Обоснование НМЦК, определенной стандартным методом , внесите в графу 7. Кратко опишите, как делали расчет. Например, в этой графе указывают: конкретную часть ст. 22 Закона N 44-ФЗ, документы, на основании которых был сделан расчет, сам расчет.

Пример обоснования НМЦК, определенной стандартным методом

Чтобы определить НМЦК закупки горюче-смазочных материалов (бензина АИ-95), был использован метод сопоставимых рыночных цен. Рассчитали НМЦК на основании трех коммерческих предложений. При заполнении графы обоснования НМЦК можно указать:

«Расчет произведен в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен. Стоимость 1 л бензина АИ-95, согласно коммерческим предложениям, составила: 39 руб. (поставщик N 1), 40 руб. (поставщик N 2), 41 руб. (поставщик N 3). Необходимое количество: 12 500 л. НМЦК = (39 + 40 + 41) / 3 x 12 500 = 500 000 руб.».

Как обосновать выбор способа закупки

Чтобы обосновать способ закупки, достаточно указать в графе 9 статью Закона N 44-ФЗ, которой установлен такой способ.

Если вы проводите электронный аукцион на закупку товара из аукционного перечня, сошлитесь также на Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.

Если , назначенных пациенту по медицинским показаниям, укажите номер и дату решения врачебной комиссии о назначении этих препаратов (п. 5 Правил обоснования закупок).

Как обосновать дополнительные требования к участникам закупки

Если вы установили такие требования к участникам закупки, то в графе 10 вы должны обосновать, на основании чего вы это сделали.

Укажите статью Закона N 44-ФЗ и (или) пункт из приложений к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, на основании которых вы устанавливали дополнительные требования к участнику

Как обосновать особые закупки

К особым относятся малые закупки до 100 тыс. руб. или 400 тыс. руб., а также закупки по п. п. 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

По ним не нужно заполнять все обоснование. Достаточно только внести:

  • в графу 2 - идентификационный код закупки из плана-графика;
  • в графу 4 - сумму всех закупок на год. Если, например, вы планируете провести за год закупок до 100 тыс. руб. в общей сложности на 20 млн руб., то укажите в этой графе 20 млн руб. Разбивать эту сумму на конкретные закупки не нужно;
  • в графу 7- расчет объема закупок. Например, по п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ укажите, что цена рассчитана в соответствии с планом командировок. По закупкам до 100 тыс. или до 400 тыс. руб. напишите, что запланированный объем соответствует допустимому объему таких закупок на год;
  • в графу 8 - основание закупки, например, закупки у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Рекомендации по формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг на 2017 год.
Обоснование закупок товаров, работ, услуг при

формировании, утверждении и ведении плана-графика
Правила и форма обоснования закупок товаров, работ, услуг при формировании плана-графика утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

В плане-графике по каждому лоту обоснованию подлежит:

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

Дополнительные требования к участникам закупки, при наличии таких требований.

В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

В случае внесения изменений в план-график по лоту изменения вносятся в форму обоснований закупок.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляется в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) необходимо руководствоваться приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.

Примеры заполнения обоснования закупок при формировании и утверждении плана-графика приведены в Приложении № 1.
Приложение №1

Примеры заполнения обоснования закупок при формировании и утверждении плана-графика


Наименование объекта

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Обоснование невозможности применения…. методов, указанных в части 1 статьи 22 Федерального закона

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований)

Поставка медицинской мебели

67 500,00 рублей

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Расчет произведен в приложении № 1 * .


Электронный аукцион


* Пример приложения №1

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинской мебели

Расчет НМЦК:


Наименование объекта закупки

Кол-во

Ед. изм.

Цены поставщиков, рублей

Сред. цена за ед., руб.

Коэфф-нт вариации, %

Расчет НМЦК, руб.

КП №1 (вх. №10 от 01.12.2016)

КП №2 (вх. №12 от 01.12.2016)

КП №3 (вх. №14от 02.12.2016)

Цена за ед. руб.

Сумма руб.

Цена за ед. руб.

Сумма руб.

Цена за ед. руб.

Сумма руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Шкаф

1

шт

60000,00

60000,00

65000,00

65000,00

61000,00

61000,00

62000,00

4,26

62000,00

Тумба

1

шт

6000,00

6000,00

5000,00

5000,00

5500,00

5500,00

5500,00

9,09

5500,00

Итого

66000,00

70000,00

66500,00

67500,00

КП – коммерческое предложение
Начальная (максимальная) цена контракта устанавливается в размере 67500,00 руб.


Выполнение работ по капитальному ремонту кровли

3 273 494,00 рублей

Проектно-сметный

(при наличии проекта)


Начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с требованиями статьи 22 Закона № 44-ФЗ и с учетом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

Расчет произведен в приложении № 2*.


Электронный аукцион

ч.2 ч.3 ст.59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016; N 471-р

В соответствии с Приложением №1 к постановлению Правительства от 04.02.2015 №99

* Пример приложения №2

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

на выполнение работ по капитальному ремонту кровли

Основные характеристики объекта закупки

В соответствии с техническим заданием

Используемый метод определения НМЦК с обоснованием

При определении НМЦК контракта используется проектно-сметный метод

Сметная стоимость работ определена ресурсным методом в соответствии с МДС 81-35.2004 на основании ТСНБ-2001 Тверской области (эталон) с доп. и изм.2 (приказ Минстроя России № 337/пр от 05.05.2015г.), входящих в Федеральный реестр сметных нормативов, в текущих ценах по состоянию на 4 квартал 2015 г.


Расчет НМЦК

Начальная (максимальная) цена контракта устанавливается в размере: 3 273 494,00 рублей

Контрактный управляющий (работник контрактной службы) /_______________/ ________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)


Поставка электроэнергии

11 910 рублей

Тарифный метод

Начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с требованиями статьи 22 Закона № 44-ФЗ и с учетом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

Расчет произведен в приложении № 3*.


Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

п. 1 ч. 1 ст. 93

Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

*Приложение №3
Наименование и реквизиты нормативного документа по государственному регулированию цен (тарифов).

Расчет цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.