Меню
Бесплатно
Главная  /  Документы  /  Как красиво сфотографироваться всей семьей. Семейный портрет в истории фотографии. Ошибка #7. Напряжённые позы

Как красиво сфотографироваться всей семьей. Семейный портрет в истории фотографии. Ошибка #7. Напряжённые позы

Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз выбрала для профессиональной и творческой реализации тему семейной фотографии. И к этому вопросу она подходит очень основательно. Семейной фотографии посвящен и ее диплом, который Ляля защитила на журфаке МГУ. По мотивам этой работы представляем вашему вниманию познавательную экскурсию в историю появления и развития жанра.

Для дипломной работы мне пришлось докопаться до самого начала фотографии как таковой. Я нырнула в историю с головой, словно Алиса в кроличью нору. Сегодня семейная фотография – это не только домашний архив конкретной семьи, она активно используется в фотожурналистике в качестве инструмента для достижения сильнейшего воздействия на зрителя и отражает социальные проблемы общества. А когда-то желание запечатлеть портрет человека и его семьи было одной из первых функций фотографии.

Мне посчастливилось изучить массу бесценной для фотографа литературы: книги Джульет Хэкинг, Владимира Левашова, Александра Лапина, Сьюзен Сонтаг, Ролана Барта, Вальтера Беньямина. Наибольшую помощь оказали альбомы Анни Лейбовиц, Салли Манн, Стэнли Третика, Павла Кривцова, коллекция королевских и императорских фотографий на сайте Royal Collection Trust , фотографии World Press Photo и International Photography Awards.

Семейная фотография, в отличие от живописи, это наиболее простой и легкий способ удовлетворить естественное желание человека – увековечить память о себе и своих близких. Продолжая традиции живописных портретов и позаимствовав у художников основы композиции, изобразительный стиль и варианты позирования, фотография имела главную отличительную особенность, в которой выразились ее историческая и документальная функции – реалистичность. По сути она была документом, доказательством жизни того или иного человека, дающим самое точное представление о том, как он выглядел.

На стиль и развитие семейной фотографии долгие годы оказывали влияние живопись, у которой она многое позаимствовала, а также проблема длительной экспозиции. Все первые семейные портреты были постановочными. Причем портреты детей, особенно маленьких, вообще были редкостью. Чаще всего лица и фигуры детей получались смазанными, особенно на групповых портретах, как например, на фотографиях Вильяма Эдварда Килбурна, первого фотографа, которому была оказана честь называться Фотографом Ее Величества и Его Королевского Высочества Принца Альберта.

Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Вильям Эдвард Килбурн, 1852 г.

Иногда детей фотографировали спящими, поскольку в этот момент они были неподвижны. Но с появлением посмертной фотографии, когда усопшим придавали естественные позы спящих, появилось негласное правило, переродившееся в примету - чтобы зрители не приняли случайно живого человека за мертвого, спящих людей фотографировать нельзя.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Мать и дитя, 1844-1850.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Посмертная фотография, 1850.


Посмертная фотография, 1895.


Посмертная фотография, 1900.

Другой уловкой при фотографировании маленьких детей был метод, получивший название «скрытая мать». Женщину прятали под тканями, так что она выполняла роль кресла или фона, на колени сажали ребенка, которого мать должна была успокаивать и удерживать в неподвижном положении.


Рассматривая семейные фотографии Королевы Виктории и российских императорских семей, можно выделить одну отличительную
деталь. Практически
на всех фотографиях, сделанных на
продажу, Королева Виктория
не смотрит прямо в камеру, а смотрит вдаль – в будущее своей страны. Это заметно на одном из первых семейных снимков королевы, дошедших до нас,
работы Генри Коллена, первого
профессионального калотиписта. Тем
интереснее кадры Роджера Фентона, известного военного фотографа, прославившегося благодаря серии снимков о Крымской войне – которые не предназначались для публичного показа и на которых Королева запечатлена в неформальном, домашнем стиле, в простой клетчатой шали и смотрит она прямо в камеру.


Королева Виктория и принцесса Виктория. Фотограф Генри Коллен, 1844 год.


Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Роджер Фентон, 1854 год.

В 1854 году, во Франции, Андре Адольф-Эжен Диздери запатентовал первую фотокамеру с четырьмя объективами, позволяющую одновременно получать до 8 небольших фотографий (визитных карточек – carte de visite) на одной крупной пластине. Процесс съемки и печати стал гораздо быстрее, проще и дешевле. Широкое распространение этот метод получил в 1859 году, когда Диздери выставил на показ фотографию Наполеона III с императрицей Евгенией и их сыном Александром-Луи-Эженом, что в несколько раз повысило спрос на услуги фотографа.


Наполеон III с семьей. Фотограф Диздери, 1859 год.

Еще одна мастерская прославилась снимком The Prince Imperial on Pony Beneath a Window авторства Пьера-Луи Пирсона. Сегодня фрагменты, которые должны были быть обрезаны на снимке – слуга, держащий поводья, император с собакой, установленный фон - представляют не меньший интерес, чем сам маленький принц.

Принц Империи верхом на пони. Фотограф Пьер-Луи Пирсон, 1859 год.

Королева Виктория с внучкой Александрой Федоровной, Николаем II и правнучкой. Фотограф Роберт Милн, Белморал, 1896 год.

Королева Виктория была большой поклонницей нового искусства – фотографии. Благодаря ее финансовой поддержке и введению моды на коллекционирование carte de visite, фотография получила стремительное развитие и бешенную популярность среди знати, а впоследствии и среди обычных людей. Королевская традиция посещения фотосалонов очень скоро стала всеобщей семейной традицией. Для таких фотосессий наряжались, делали прически и макияж, а фотографиями дорожили и хранили в альбомах. Большинство таких кадров не несут художественной ценности. В настоящее время часть из них используется для антропологических, социальных и исторических исследований. Некоторые члены королевских семей любили не только фотографироваться, но и фотографировать. До нас дошли снимки авторства Принца Альфреда (сына Королевы Виктории и Принца Альберта), Императора Николая II, его супруги Императрицы Александры.

Актерская семья Терри. Фотограф Льюис Кэрролл, 1865 год.

Первым фотографом, привнесшим непринужденность и естественность в постановочную фотографию, был знаменитый писатель Льюис Кэрролл. По мере сокращения времени экспозиции появляются более разнообразные сюжеты, жанровые сценки, рассказывающие о повседневной жизни членов королевской семьи, как на фотографиях Мэри Стин.

Королева Виктория с внуками за обеденным столом. Фотограф Мэри Стин, 1895 год.

В России наиболее известными и уважаемыми были фотографы императорского величества: Сергей Львович Левицкий, Карл Иванович Бергамаско, Карл Карлович Булла, Фёдор Генрихович Боассон, Карл Андреевич Ягельский – владелец фотоателье CE von Hahn & Co. Их фотографии жизни российских императорских семей представляют историческую, культурную и художественную ценность. Эти снимки и фотографии зарубежных королевских семей являлись и являются эталонами копирования коммерческими фотографами, специализирующимися на семейной и портретной фотографии.


Фотограф Сергей Левицкий, 1873.


Фотограф Сергей Левицкий, 1878.


Фотограф Карл Бергамаско, 1876-1877.


Фотограф Карл Булла, 1908.


Фотограф Федор Боассон, 1913.


Фотограф Федор Боассон, 1910.


Фотограф Карл Ягельский, 1909.

В 1900 году Истмен Кодак выпускает дешевую и простую в использовании камеру Brownie, благодаря которой появилась любительская фотография. И самое широкое применение она нашла именно в семейной съемке. Любительские фотографии, в отличие от профессиональных студийных портретов, содержали больше исторической и социальной информации, являясь своеобразными зарисовками семейной жизни.

В начале XX века вводится понятие документальная фотография, под которой прежде всего понимается социальная фотография, посвященная проблемам и изменениям, происходящим в обществе. Эти проблемы и изменения показываются через человека и его окружение. В 1925 году в продажу поступает знаменитая камера Leica – маленькая и легкая, позволяющая делать снимки с короткой выдержкой при естественном освещении – она открыла новые возможности и оказала огромное влияние на развитие фотожурналистики.

В Советском Союзе фотографию использовали главным образом в системе пропаганды, целью которой было достижение социальной гармонии, воспитание людей в соответствии с новыми ценностями, стимулирование к труду. Поэтому в функции фотожурналистики 30-х годов не входило освещение социальных проблем общества. Наиболее ярким примером документально-пропагандистской фотографии того времени, главными героями которой являются члены большой советской семьи, служит серия «24 часа из жизни Филипповых», снятая за 5 дней репортерами Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом и опубликованная в 1931 году в зарубежной и советской прессе. Вот эти кадры:




Зарубежная документальная фотография в послевоенные годы тоже чаще была позитивна, чем негативна. Общество было измотано войной и ужасами, ее сопровождавшими. Фотография обращает внимание на общечеловеческие ценности, вводится понятие гуманистической фотографии, стремящейся к межчеловеческому пониманию. Эпическая фотовыставка гуманистической фотографии, организованная в 1955 году в Нью-Йорке Эдвардом Стайхеном - The Family of Man, также известна под названием «Род человеческий» -
представила на суд зрителя коллекцию из 503 фотографий, в том числе и семейных, в которую вошли работы Юджина Смита «Прогулка по райскому саду», на которой изображены его собственные дети, и Эллиотта Эрвитта «Мать и дитя», фотография его жены и ребенка, а также фотографии Льюиса Кэрролла, Джулии Маргарет Камерон и других фотографов того времени.


Прогулка по райскому саду. Фотограф Юджин Смит, 1946 год.


Мать и дитя. Фотограф Эллиотт Эрвитт, 1953 год.

Во все времена семейные фотографии политических деятелей, королевских и императорских семей и знаменитостей, показывающие образцовую личную жизнь, с одной стороны создавали положительный образ правителей и звезд, с другой – формировали в обществе систему традиционных семейных ценностей, с третьей – являлись образцами для подражания со стороны коммерческих фотографов.

Интересен архив фотографий американского фотожурналиста Стэнли Третика, несколько лет снимавшего семью президента США Джона Ф. Кеннеди. В альбоме «Capturing Camelot» официальные фотографии президента сменяются неформальными. И эти семейные снимки характеризуют и полнее раскрывают личность самого Кеннеди. Другим известным фотографом, снимавшим семью Кеннеди в 1960-м году, был Альфред Эйзенштадт.

Фотограф Альфред Эйзенштадт, 1960 год:

Фотографии из альбома «Capturing Camelot», фотограф Стэнли Третик, 1963 год:

Семейные фотографии известных актеров Сержа Генсбура и Джейн Биркин, снятые фотографом Клодом Азуле, выглядят очень естественно, словно приоткрывают дверь в их частную жизнь:

С изменениями, происходящими в обществе, меняется и фотография. Она становится более откровенной, интимной, как фотография с обложки журнала Vanity Fair 1991 года, на которой Анни Лейбовиц запечатлела обнаженную Деми Мур на девятом месяце беременности.

В настоящее время, когда техника практически не ограничивает фотографа в творчестве, мы наблюдаем огромное разнообразие проектов и альбомов, посвященных теме семьи. Одной из самых скандальных в истории семейной фотографии стало исследование периода взросления собственных детей, фиксируемое их матерями.



Фотограф Салли Манн, 1992 год.

Например, альбом американской фотохудожницы Салли Манн «Ближайшие родственники» («Immediate Family», 1992), снятый в стиле пиктореализма, героями которого стали ее сын и две дочери от 7 до 13 лет, наделал много шума. Главным образом, из-за откровенных фотографий обнаженных детей. Благодаря этому альбому и скандалу, сопровождавшему его выход, Салли получила фотографическое признание.

Стоит упомянуть альбом «A Photographer’s Life 1990-2005» известного американского фотографа Анни Лейбовиц, который собрал лучшие фотографии за 15 лет ее творческой жизни. Семейные снимки соседствуют в нем с фотожурналистикой: рекламными, репортажными, снимками знаменитостей и политиков. Этот альбом показывает, насколько разнообразной может быть семейная фотография. В работах Анни подробно отражена жизнь ее семьи: рождение детей, фрагменты их детства, празднование юбилея ее матери, поездки к морю, отношения ее родителей, их болезнь и смерть. В них просматривается бережное и уважительное отношение к жизни своей семьи.



Снимки из альбома «A Photographer’s Life, 1990-2005». Фотограф Анни Лейбовиц, 1992 год.

Возвращаясь к теме фотосессий знаменитостей и их семей для известных глянцевых журналов, таких как Vanity Fair и Vogue, невозможно не упомянуть фотографов Тима Уолкера, Анни Лейбовиц и Джейсона Белла. Их современные постановочные фотографии сильно отличаются от постановочных портретов Викторианской эпохи разнообразием сюжетов и поз, естественностью и эмоциональностью. Тщательно продумываются цветовая гамма, образы, наряды.


Певица Мадонна с детьми. Фотограф Тим Уолкер, 2005 год.



Актриса Анжелина Джоли с приемным сыном. Фотограф Анни Лейбовиц, 2013 год.



Принц Уильям и Кэтрин Миддлтон. Фотограф Джейсон Белл, 2013 год.

Интересен цикл «Сестры Браун» американского фотографа Николаса Никсона, состоящий из ежегодных семейных портретов, прослеживает внешние и внутренние изменения, происходящие с четырьмя сестрами в течение 36 лет.



«Сестры Браун». Фотограф Николас Никсон, 1975-2011 год.

В современной российской фотографии можно отметить Владимира Вяткина и Павла Кривцова. Их работы отличаются особой душевностью, теплотой и любовью.


Фотограф Павел Кривцов.


Фотограф Владимир Вяткин.

Сравнительная доступность современной профессиональной фототехники создала огромный пласт фотолюбителей, снимающих свои семьи. Казалось бы, тема раскрыта. Тем парадоксальнее непроходящий успех фотовыставки «Семья человеческая». С 1955 года она гостила более чем в 150 музеях мира, сейчас ее постоянная экспозиция «прописана» в замке Клерво в Люксембурге. С 2002 года внесена ЮНЕСКО в список мирового наследия. Экспонаты сгруппированы по темам: рождение, любовь, труд, радость, смерть. Снимки одинаково близки всем культурам, всем людям. Как написал Карл Зандбург: «В мире есть только один мужчина, и имя ему Все Мужчины. В мире есть только одна женщина, и имя ей Все Женщины. В мире есть только один ребенок, и имя ему Все Дети».

Несколько лет назад, если бы вы захотели сделать хорошие семейные фото, вам пришлось бы нанять профессионального фотографа. Многие так делают и сейчас. Но есть и те, кто предпочитает купить свой собственный DSLR фотоаппарат и пробовать делать фотографии самостоятельно. Часто те, кто начинает заниматься фотографией и делает первые семейные фото, бывают разочарованы полученными результатами.
Мы подготовили для вас 5 советов, которые помогут хорошему старту в этом нелегком деле.

1. Спуститесь на уровень роста ваших детей

Диафрагма контролирует глубину резкости. А глубина резкости имеет огромное влияние на то, как выглядит история, которую рассказывает фотография. Регулируя глубину резкости, вы сосредотачиваете внимание зрителей на определенной точке в 3-мерном пространстве и размывая остальные детали. По сути вы говорите: это место важнее, чем остальные! Сосредоточьте на нем свое внимание. Это изюминка данной фотографии.

Используйте диафрагму для выделения наиболее важных частей фотографии, размывая все остальные детали. Чтобы научиться делать фокусировку может потребоваться некоторое время, особенно, если вы фотографируете более, чем одного человека.

Вы можете обнаружить, что размыли человека, которого на самом деле хотели выделить. Это означает, что глубина резкости была слишком небольшой, уменьшите отверстие диафрагмы и попробуйте еще раз.

Так как вы только учитесь фокусировать внимание на объектах при помощи маленькой глубины резкости, то сразу после того, как вы сделали первый снимок, посмотрите на результат. Всмотритесь в лица всех людей на фото, увеличив ее на 100%. Убедитесь, что всё хорошо сразу, а не после того, как вы вернетесь домой и поймете, что испортили все фотки.

3. Поймайте историю


Copyright Shutterstock

Хорошая фотография - это не просто красивая картинка. Хорошая фотография рассказывает историю!

Как только вы овладеете основами фотографии и чуть-чуть подружитесь со своей камерой, почувствуете себя достаточно комфортно работая с экспозицией, диафрагмой, выдержкой и уровнями ISO, вы сможете использовать камеру более интуитивно и тратить меньше времени на регулирование тех или иных параметров. На этом этапе вы освободитесь от постоянных мыслей о настройках и прочих технических аспектах и сосредоточитесь на эмоциях и истории, которую вы хотите рассказать.

Когда вы собираетесь сделать фотографию, не думайте о том, чтобы она была милой или впечатляющей. Вместо этого подумайте о том, какую историю вы хотите рассказать.Если бы вместо камеры вы держали в руках лист бумаги и карандаш, то что именно бы вы написали о своих детях именно в этот момент? Фотоаппарат - это не устройство для фотосъемки, а история-записывающее устройство. Практически в любой момент времени перед вами и вокруг вас разворачиваются интересные истории. Остановитесь на мгновение и услышьте их.

4. Установите контакт

Если ваш объект для фотосъемки не чувствует, что вы в данный момент открыты к нему, то скорее всего не захочет рассказывать свою историю.

На многих фотографиях, где люди выглядят нервными или зажатыми, проблема не в людях, а в фотографе, чье настроение и передается объектам для фотографии. Всё, что вы чувствуете на момент фотографирования скорее всего чувствуют те люди, снимок которых вы делаете. И это будет видно на фотографии. Умение контролировать свои эмоции и внутренние психические процессы - настоящее искусство. И лучшие «семейные» фотографы - это те, кто потратил годы оттачивая этот навык.

Чтобы сделать хорошие семейные фотографии, вам не нужно вставать на путь просветления, самопознания, медитации и есть кузнечиков на горе в Тибете. Но вы можете, например, иметь в виду, что большинство людей не любят, чтобы их фотографии просто ради фотографирования. Люди любят делиться своими увлечениями и интересами.

Перед тем, как взять фотоаппарат, поговорите с детьми об их игрушках, друзьях и увлечениях. Вы установите контакт, расслабитесь и создадите хороший контекст для съемки фото-сессии.

5. Обратите внимание на задний план


Copyright Shutterstock

Многие люди просто не понимают, что у фотографии есть два элемента: передний и задний план. Передний план все понимают и воспринимают как то место, где обычно размещают ребенка, мужа или жену или всю семью.

Фоном же обычно пренебрегают. А зря, ведь он играет важную роль в создании композиции. Симметричный и размытый (см. пункт 2 о диафрагме) фон, на котором отсутствуют случайные люди и «бродячие» объекты, является классикой, которую используют в большинстве хороших семейных фотографий. Когда вы делаете снимок, обратите внимание на естественные и антропогенные объекты, которые создают фон для фотографии. Это могут быть дверные проемы, мосты, дома, деревья и горы.

интервью: Светлана Фомина
фото: Наталия Федорова

Семейная фототерапия - это вовсе не выдумка. Мы все храним семейные альбомы с черно-белыми снимками, а некоторые семьи обладают ценными артефактами в виде пожелтевших карточек с пра-пра-прабабушками в платьях с кринолином, и дедушками в пенсне и тройке. Как правило, эти фотографии сменяются карточками мужчин в военной форме, а следом идут уже фотографии советских времен. Фотографии передаются из поколения в поколение, рассматриваются на семейных встречах, хранятся в шкафах, достаются по случаю семейных торжеств. Их показывают родственникам и новым членам семьи.

Семейные фотореликвии - важная составляющая нашей жизни. Благодаря им, мы строим историю своей семьи внутри себя и укрепляем свой род воспоминаниями, которые навсегда остаются в нашей памяти и, рано или поздно, радуют новые поколения бережным отношением к истории своей семьи. Традиция изображать семью "в рядок", а то и в два, и в три, с одинаковыми окаменевшими лицами, направленным в объектив, уходит в прошлое.

Сила семейной фототерапиии стала особенно заметна, когда появились многочисленнные технические возможности визуализации нашей жизни под разными углами. Если ими правильно пользоваться, то можно буквально самим ткать счастливую историю своей семьи. Светлые подпорки для памяти в виде снимков ярких моментов приносят радость и в настоящем и в будущем. Ну а когда за дело берется профессионал, то тогда любой, даже самый обычный день становится "тем самым". "Летидор" расспросил семейного фотографа Наталию Федорову о том, как создается счастливая история семьи при помощи фотографий, и зачем нам визуализировать свою историю и историю своей семьи.

Кто такой семейный фотограф? Кто может стать семейным фотографом?

Вопрос фотографических жанров вообще довольно спорный. В современной коммерческой фотографии, например, существует вполне устоявшийся статус свадебного фотографа. У свадебных фотографов своя «субкультура», премии, ассоциации и прочие прелести жизни. Но первый вопрос который возникает: разве свадебный фотограф фотографирует не семью? Конечно, семью. В чем, в таком случае, его отличие от «семейного» фотографа?

Свадебный фотограф работает с событием, вокруг которого уже давно существует целая индустрия. Да, он может в то же время делать семейные портреты, но перед ним стоит совершенно другая задача, а именно - запечатлеть единственный и неповторимый день в жизни людей, самый важный день - день свадьбы. Задача семейного фотографа - сделать событие из самого обычного дня, запечатлеть его, с одной стороны, как единственный и неповторимый, а с другой - как типичный день в череде будней. Когда я фотографирую семью, мне хочется, чтобы, рассматривая потом полученные снимки, люди видели в них не просто один день, а каждый день жизни, который они прожили вместе. То есть видели то, что внутри семьи. Ну, это, конечно, в идеале. Стать семейным фотографом может каждый, кто считает это звание достойным себя. Ничего особенного для этого не нужно, разве что, верить в семейные ценности.

Какие тенденции есть в современной семейной фотографии?

В отличие от упомянутой уже свадебной фотографии, семейная фотография как коммерческое направление гораздо менее развита. Я бы сказала, находится в зачаточном состоянии, особенно в нашей стране. И тренды американско-европейские от наших сильно отличаются. Если в американской семейной фотографии тренд - радость, естественность, веселье, то у нас это скорее журнальный глянец. Наши люди очень закрыты, и им сложно показать свои искренние эмоции, проще надеть маску благопристойности. И радоваться жизни мы умеем, увы, очень плохо.

Что нужно учитывать при семейной съемке?

Если ли у Вас какие-то правила, которых Вы придерживаетесь, фотографируя детей и взрослых?

Честно говоря, я не сторонник правил. Меня часто спрашивают: «Что ты обычно делаешь, чтобы раскрепостить людей и расположить к себе?». Для меня не существует этого «обычно». Каждый раз это новая история, я ориентируюсь по ситуации, стараюсь понять людей и доверяю своей интуиции. Пожалуй, главное мое правило - то, что хорошо для одного человека (или семьи), совершенно не подходит для другого. И если действовать по одной схеме со всеми, то фотографии лишаются настроения и душевности, они становятся одинаковыми. Это верно даже в момент, когда мы выбираем место для фотосессии. Место, идеально подходящее для одной семьи, в другом случае совсем не «сыграет».

Кого интереснее снимать - взрослых или детей и почему?

Распространенным является мнение, что детей фотографировать интереснее, потому что они более открыты и непосредственны. На самом деле, я бы сказала, что это скорее вопрос простоты, а не интереса. К годовалому ребенку найти подход гораздо проще, чем к 10-летнему. Что уж говорить о подростке или взрослом. И если со взрослым человеком находишься на одном уровне понимания, то с подростком - на совершенно разных. Поэтому подростковый возраст - это тот случай, когда требуется максимум усилий, чтобы обрести какое-то минимальное доверие. Совершенно поразительно, как ребенок, полностью закрытый, постепенно раскрывается, и в нем открываются такие глубины, что дух захватывает. Если говорить о предпочтениях, то мне интереснее снимать семью, чем одного человека. Возраст членов семьи при этом не играет роли.

Почему Вам интересно снимать большие семьи?

Думаю, что это интересно не всем фотографам, поэтому могу ответить только за себя. Я люблю снимать большие семьи, потому что во время таких фотосессий общение и взаимодействие всех членов семьи друг с другом происходит непрерывно. Ты оказываешься в эпицентре семейного водоворота, и это такой своеобразный вызов фотографу - суметь увидеть, понять и «поймать» в объектив все семейные отношения, их тонкости и нюансы. То есть, например, если сравнить фотосессию семьи с новорожденным младенцем, и фотосессию семьи с двумя детьми старше трех лет, то число взаимодействий увеличивается вдвое, а если это семья с тремя детьми, то втрое. Тут к отношениям между родителями и детьми подключаются отношения между братьями и сестрами. Это интересно. В редких случаях к фотосессии удается привлечь старших членов семьи, бабушек и дедушек, и ситуация, в которой сходятся поколения, тоже очень увлекательна.

Что хотят видеть на фотографиях семьи?

Ну конечно, себя - красивых, счастливых, любимых и любящих. Другое дело, что для разных людей эти качества воплощаются по-разному. Для одних - это идеальная картинка, где все члены семьи смотрят в кадр, для других - полная неразбериха и комок из объятий, смазанные движения и прочие «настроенческие» приемы. Я считаю, что невозможно понравиться всем и стать идеальным фотографом для каждой семьи. Поэтому нужно выбрать свою линию и развивать свой стиль, тогда сами герои будут лучше понимать, кого именно и зачем они выбирают, а это залог того, что все останутся довольны.

В каких случаях вы говорите о цвете и в каких - о черно-белой съемке?

У меня есть постоянные участники фотосессий, которые больше любят ч/б, и те герои, которые предпочитают цвет. Снимая их, я держу это в голове. Можно изначально проговаривать этот вопрос, чтобы понять, каким образом стоить съемку и обработку. Но здесь основную роль играют индивидуальные предпочтения фотографа и содержание портфолио. Герои формируют свои ожидания, исходя из того, что они уже видели на ваших фотографиях. Если они идут к фотографу, у которого в портфолио большая часть снимков исполнена в ч/б, то и ожидать он будет соответствующего результата. Талант делать красивые черно-белые снимки складывается из двух разных умений - умения видеть кадр черно-белым в процессе съемки и умения правильно отобрать снимки для черно-белой обработки.

Про себя могу сказать, что и цвет, и ч/б я люблю примерно одинаково. Хотя если посмотреть мои папки с любимыми снимками классических и современных фотографов, то ч/б снимков там будет больше. Цвет хорошо передает настроение, а черно-белые снимки - глубину. Но для того, чтобы кадр получился удачным в ч/б, нужно учитывать несколько моментов - свет, фактуру и контраст.

Раскройте терапевтический аспект семейной фотографии?

Это важный момент, о котором, как мне кажется, не все задумываются. Здесь играют роль два аспекта. Во-первых, ритм, в котором живет большая часть из нас, редко позволяет просто насладиться настоящим моментом. Мы все время куда-то бежим, спешим, руководствуясь списками дел. Даже в выходные мы выполняем определенный план, и у нас есть перечень мероприятий, которые нужно посетить, а также дел, которые нужно сделать.

Своим героям съемок я всегда говорю, что правильно организованная семейная фотосессия - это отличный способ просто провести время со своей семьей, прожить день рядом с близкими, погулять, возможно, поехать куда-то в интересное место, реализовать какую-то давнюю идею или просто сидеть дома морозным днем и играть в скрабл. Второй аспект связан с результатом, который получают герои фотосессии. Это не просто фотографии себя, ребенка, себя с ребенком. Это прежде всего взгляд со стороны на свою семью.

Очень часто, находясь в круговороте повседневности, мы просто не отдаем себе отчета в том, какое счастье нам дано - любить, быть любимыми, желать «Спокойной ночи» своим детям и говорить им «Доброе утро». Мы находимся рядом с близкими, и принимаем это как должное. Но ведь это, с одной стороны, огромный подарок свыше, а с другой - большой труд, вложенный нами самими в эти отношения. И результат семейной фотосессии - это вещественное доказательство счастья. Как написали мне однажды герои моих съемок: «Когда смотришь на собственную жизнь со стороны, она чуть-чуть похожа на сказку. Когда живешь внутри, такого ощущения нет».

Это очень понятно. Зрение - важный источник информации, которую мы получаем об окружающем мире. И именно с помощью картинок и визуализаций мы конструируем мир вокруг себя (сервис pinterest.com тому подтверждение). Когда человек получает свои семейные фотографии, реальность его внутренних переживаний трансформируется из «Почему ребенок плохо ест, а муж задерживается по вечерам на работе?» в «Какие мы прекрасные и счастливые». Вот вам и визуализация, которая имеет прекрасный психотерапевтический эффект. Пример, конечно, упрощенный, но думаю, многие из моих героев подтвердят мои слова.

Для снимка выше использовали параметры: выдержка 1/200 сек, диафрагма F / 9, ISO 100, со вспышкой

Позиция

Будьте изобретательны с размещением людей в семейном портрете. Варианты будут зависеть от того, сколько человек вы собираетесь фотографировать и каким пространством располагаете. Возьмем, к примеру, среднестатистическую семью, в которой двое детей. С ними можно создать приятный кадр, расположив субъектов по кругу, голова к голове. При этом все ложатся на землю (или любую другую подходящую поверхность), держась за руки. Вы используете стандартный или широкоугольный объектив от 17мм до 50мм. Станьте над их головами на лестницу (стремянку). Сфокусируйтесь на центре изображения с использованием режима глубины резкости DOF. Отлично подойдет диафрагма от F / 9 до F /16.

Сгруппируйте всех вместе

Выдержка 1/200 сек, диафрагма F / 9, ISO 100, со вспышкой

Когда вы фотографируете большую семью, постарайтесь сгруппировать их определенным образом. Высокие молодые люди позади, пожилые по центру, а дети спереди. Обратите внимание на рост. Поставьте высоких людей по краям кадра. Для эффекта «случайности» не выстраивайте людей строго по порядку «высокий, низкий», так как вид будет неестественный. Используйте внешнюю вспышку, чтобы осветить тени, заморозить лица, увеличить глубину резкости и сохранить четкость на объектах.

Выражение отношений

Выдержка 1/200 сек, диафрагма F / 14, ISO 100, со вспышкой

Показать эмоции в кадре и близость между людьми это отличная идея для семейного портрета. Пусть участники фотосета возьмутся за руки или обнимут друг друга. Вы также можете подчеркнуть разницу между поколениями, выстроив поочередно бабушку, дочку и внучку (чек). Возрастные различия, как правило, очевидны. Сделайте снимки при естественном освещении и используйте высокую скорость затвора, чтобы захватить шикарную искреннюю улыбку. Когда люди улыбаются по вашей просьбе, эффект обычно неестественный.

Правильная одежда

Выдержка 1/500 сек, диафрагма F / 4, ISO 200, со вспышкой

Съемка семейных портретов это важный повод выглядеть на все сто. Попробуйте нарядить всех членов семьи в одежду с оттенками одного цвета или в одинаковом стиле для интересного эффекта. Попросите всех в семейном портрете одеться в такие вещи, которые хорошо работают вместе или попробуйте комбинировать разные стили, чтобы разнообразить эффект. Вы можете попросить всех одеться нарядно в официальную одежду. Но старайтесь избегать чрезмерно резко выглядящего красного. Также уместен эксперимент со смешиванием и сопоставлением цветов для повседневного вида.

Заполните весь кадр

Выдержка 1/250 сек, диафрагма F / 7.1, ISO 200, со вспышкой

Портрет крупным планом – это отличный способ, чтобы передать эмоции. Возьмите двух людей, которые находятся рядом. Это могут быть муж с женой, братья, сестры или родители с ребенком и попросите их поговорить друг с другом. Дождитесь момента, когда вы сможете захватить улыбку или взгляд, затем сделайте снимок. Используйте вспышку, чтобы заморозить момент и создайте малую глубину резкости, расфокусируйте фон. Здесь для съемки кадра, который вы затем обрежете, подойдет макрос или стандартный объектив.

Экспериментируйте с углами

Выдержка 1/125 сек, диафрагма F / 4.5, ISO 125, со вспышкой

Такие фотографии могут быть особенно интересными. Чтобы сделать то, что вы видите на примере, лягте на землю. Семья при этом дружно собирается и стоит над вами. Здесь следует использовать вспышку, чтобы осветить лица на фоне яркого неба. А людей попросите наклонить головы вниз иначе в кадре будут только носы.

Параметры настройки экспозиции

Для семейных портретов можно рекомендовать разнообразные настройки, хотя вы всегда будете стремиться к созданию сбалансированных и четких изображений. Поэтому при необходимости используйте вспышку и выдержку, по крайней мере, 1/125сек. Если вы имеете дело с группой, то, чтобы все находились в фокусе, подойдет диафрагма f/11-f/22. Но, когда вы снимаете трех или менее человек, то используйте малую глубину резкости (f/2-f/5.6), чтобы сохранить размытый фон.

Семейная фотография занимает немало времени, когда вы стремитесь к идеальному кадру. Люди, как правило, готовы терпеливо стараться. Уместным будет использование широкоугольного объектива для захвата всей группы. Также пригодится штатив для камеры и еще один для вспышки (при необходимости). Всегда полезны различные отражатели соответственно для отражения света к большим группам. Чтобы использовать их при съемке на открытом воздухе, вам может понадобиться подставка или помощник.

Семейный портрет - это больше, чем просто фотография, это самая настоящая семейная ценность. Некоторые используют семейные фотографии в качестве элементов украшения интерьера и создания домашнего уюта, другие предпочитают хранить семейные снимки в фотоальбоме на полке. Как бы то ни было, пересматривать семейные альбомы - это для многих любимое и очень трогательное занятие.

В моей семье, к счастью, сохранилось очень много хороших фотографий, потому что мама с юности любила фотографировать. Поэтому наши детские фотографии не только интересно пересматривать с точки зрения истории и эмоциональной связи, на них приятно смотреть. Добрая часть моих детских фотографий снята на «Зенит» и пленку «Кодак» с красивыми цветами и глубиной резкости. Поэтому когда один из моих новых знакомых наткнулся на мои детские фотографии, он был поражен, насколько профессионально выглядят эти домашние самодельные фотографии, в отличие от их альбомов, снятых на пленочную мыльницу.


Но есть и еще более старые фотографии - черно-белые, пожелтевшие, с загнутыми уголками. Я даже не знаю, кто все эти люди, которые изображены на них и когда-то были близки моим родителям, дедушке и бабушке. Но моим любимым занятием было перебирать эти старые снимки и искать на них знакомые и в то же время неизвестные лица совсем юных мамы, папы и других родственников. В этом-то и состоит ценность семейного альбома - в передаче памяти между поколениями.

Поэтому печатайте фотографии, создавайте семейные альбомы и фотокниги! Подумайте, с каким интересом ваши дети смогут перелистывать странички. Напечатанные фотографии намного живее и ценнее, чем их цифровые аналоги.

Говоря про семейные портреты, я не могла не затронуть тему семейных фотосессий . Я с большим уважением отношусь к хорошим семейным фотографам, которые помогают людям сохранять историю их семьи в виде красивых фотографий. Я знаю, что многие из моих читателей инетерсуются именно сферой детской и семейной фотографии. Поэтому я решила собрать небольшую коллекцию идей для семейной фотосессии . Надеюсь, некоторые из этих идей вдохновят вас на новые замечательные съемки!

Приведенные ниже фотографии служат исключительно в качестве иллюстраций к данной статье. Все права принадлежат авторам фотографий.

1. В семье обычно как минимум 3 человека. Расположите их компактно в кадре . Попросите обняться, встать ближе друг-другу, на разных уровнях (сидя, стоя). Хорошая идея в этом случае - использовать ступеньки, стулья или спинку дивана. Более крупных членов семьи расположите дальше от камеры в полоборота, их также можно «прикрыть» более стройными «моделями» или детьми. Попросите своих моделей обняться, частично спрятав более полного человека за плечом других участников семейной фотосессии.


4. После хорошего веселья неплохо бы передохнуть - попросите своих моделей лечь на пол, на лужайку, на осенние листья или прямо на снег.

5. Используйте спецэффекты, чтобы разнообразить семейную фотосессию: рамки, зеркала и естественные отражения. Не забывайте про всем известный мощный трюк «картинка в картинке».

6. Попросите проявить любовь друг другу

7. Используйте необычный ракурс - вверх ногами или снизу верх все выглядит намного интереснее!