Меню
Бесплатно
Главная  /  Термины   /  Как делать анализ теста по русскому языку. Комплексный анализ литературного произведения. Комплексный анализ текста

Как делать анализ теста по русскому языку. Комплексный анализ литературного произведения. Комплексный анализ текста

План комплексного анализа текста

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, Тюменской области, ЯНАО Фиалковская Вероника Петровна

    Прочитайте текст

Текст – это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.

    Вспомните, что вы знаете о его авторе.

    К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.

(научный - значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика); официально-деловой - официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция); публицистический - характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый); разговорный - отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность; художественный - используется в художественной литературе).

    Какого типа речи данный текст?

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.

5. Определите жанр текста.

6. Определите тему текста.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи. Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений: порядок слов в предложениях; интонация и др.

Параллельная связь предложений в тексте – предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым.

Цепная связь предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.

10. Как соотносятся начало и конец текста?

11. На каком приёме/ приёмах построен текст?

12. Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.

Обратите на стилевую принадлежность лексики (употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором);

Выделите фразеологизмы и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

Найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

Обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором:

Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (красная девица, добрый молодец, очи светлые, матушка-Волга, ветер-бордяга, сыра земля).

Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство, и различие (костёр рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди).

Особый вид метафоры – олицетворение – уподобление неживого предмета живому существу (воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).

Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим (луна, словно репа; небо, как колокол; месяц – язык).

Повторение определенных согласных звуков – аллитерация , повторение гласных звуков – ассонанс )

17. Сформулируйте идею текста (основную мысль)

18. Каково ваше впечатления от текста?

Схематичная таблица «Комплексный анализ текста».

Основные вопросы

1. Прочитайте текст

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный,

публицистический, научный

4. Какого типа речи данный текст?

Описание, повествование, рассуждение.

5. Определите жанр текста.

Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6. Определите тему текста:

его основную мысль

О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится

Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать.

7. Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор.

8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план для себя.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи.

Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

10 Как соотносятся начало и конец текста?

11. на каком приёме/ приёмах построен текст?

Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание).

12. Отметьте основные образы в тексте

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

Найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

Обратите на стилевую принадлежность лексики;

Выделите фразеологизмы

Зачем они употреблены;

Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

16.Понаблюдайте над синтаксисом текста.

Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.

17. Сформулируйте идею текста

18. Каково ваше впечатления от текста

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

Найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

Обратите на стилевую принадлежность лексики;

Выделите фразеологизмы

Обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором;

Употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором)

Зачем они употреблены;

Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс)

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

. (9-11 классы)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)

5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?

6. Какое настроение преобладает в тексте?

7. Определите тему текста.

8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).

9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.

10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).

11. Как соотносятся начало и конец текста?

12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?

13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).

14. Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.

Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?

Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?

Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.

Найдите перифразы. С какими целями они использованы? Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.

Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?

Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста
Текст как предмет лингвистики - это группа предложений, объединенных в целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие признаки.

1. Членимость текста . Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение текстом не является.

2. Смысловая цельность текста . Она проявляется, во-первых, в том, что любой текст - это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых, в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста). Помимо этого, текст имеет относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец.

3. Связность текста . Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть . То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, - «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения. Например: Во дворе выкопали колодец. Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени колодезного сруба.

Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» - в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа: цепной и параллельный. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго - «данным» в третьем и т. д. Например: Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку. (Ю. Куранов)

Главное в цепной связи - повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.

При параллельной связи одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами (в данном случае глаголы несовершенного вида в прошедшем времени).

В тексте могут быть использованы различные средства связи : повторяющиеся слова, местоимения, синонимы, союзы в начале предложения, слова со значением части и целого. Важным средством связи является соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых, а также порядок слов.

В художественном, публицистическом, научном и деловом стилях чаще используется повтор слов, что обеспечивает точность речи. Местоимения же широко используются во всех стилях речи. Повтор при параллельной связи обычно придает речи торжественность, приподнятость.
Анализ и информационная переработка исходного текста
Содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка, направленная на выявление и интерпретацию содержащейся в исходном тексте информации логического, оценочного и собственно-языкового характера, являются необходимыми этапами работы по подготовке сочинения-рассуждения.

Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определение, осмысление и формулирование его основных содержательных категорий:

Темы текста (о чем говорится в тексте? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте?);

Идейного содержания (какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать?);

Проблематики (какие проблемы поднимаются в тексте?);

Внимание! Чтобы успешно справиться с содержательно-языковым анализом исходного текста, важно четко представлять содержание понятий «тема», «идея», «проблема», «позиция автора», а также знать особенности выражения соответствующих содержательных категорий в текстах разных типов.

Запомните!

Тема текста - это не просто предмет изображения (то, о чем пишет автор в тексте), а определенные стороны того или иного понятия, явления жизни, которые выделяет, по-своему передает, а нередко и оценивает автор.

Идея текста (идейный смысл текста) - это главная мысль текста, его главный вывод. Идейный смысл текста всегда четко соотносится с его основной проблематикой (основной проблемой). Поэтому правильное определение основной идеи текста (основной мысли автора) является главным условием для верного определения основной проблемы (основной проблематики) текста.

Проблема текста - это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т. п. Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса.

Например:

Проблема истинного патриотизма (Что такое истинный патриотизм?)

Проблема взаимоотношения человека и природы (Какими должны быть взаимоотношения человека и природы?)

В тексте может быть не одна, а несколько проблем - в таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую (более значимую) проблему.

Тема текста и его основная проблема иногда очень тесно взаимосвязаны, и их разграничение может вызывать значительные трудности. Это наблюдается, например, в тех случаях, когда текст посвящен какому-либо сложному явлению или понятию, сама сущность которых может рассматриваться как определенная проблема (ср., например, такие понятия, как добро, счастье, красота и т. п.). В таких случаях принято говорить о проблемной теме текста (например, тема исторической памяти народа и проблема исторической памяти).

Позиция автора - это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.

Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости разграничивается основная и дополнительная информация. По способу выражения информация может быть явной (прямой, текстовой) и скрытой (подтекстовой, или подтекстной).

Прямая информация представляет собой сведения, мысли, суждения и оценки, которые прямо и явно выражаются автором текста. Скрытая (подтекстовая) информация содержится в подтексте и должна быть выведена читателем самостоятельно на основе содержащихся в тексте утверждений автора и его оценок изображаемого.

Характер информации и соответственно способ выражения идейного смысла текста и авторской позиции во многом зависят от избранных автором стиля и типа речи.

Внимание! В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются прямо. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей соответствующие содержательные категории, как правило, выражаются косвенно, т. е. в подтексте.

Если исходный текст представляет собой текст-рассуждение, то для определения его идеи и авторской позиции важно проанализировать все композиционные части: исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод - и на этой основе определить или сформулировать основополагающие мысли автора (они могут содержаться во всех абзацах текста) и его основную идею.

Для выяснения идейного смысла и позиции автора в тексте-повествовании также необходим анализ композиционных частей текста: экспозиции, завязки, кульминации, развязки. Особое внимание следует уделить кульминации и развязке, а также тому, от какого лица ведется повествование. Анализ этих аспектов и поможет ответить на вопросы: что хотел сказать автор? Каково его отношение к тому, о чем повествуется в тексте?

При определении идейного смысла текста и позиции автора в тексте-описании следует прежде всего обратить внимание на то, какие детали общей картины являются наиболее значимыми для автора и почему, как сам автор оценивает описываемый предмет или явление.

Учитывая отмеченные обстоятельства, содержательный анализ исходного текста уже на первых этапах работы необходимо сочетать с языковым анализом, который должен быть направлен: 1) на определение типа и стиля речи исходного текста; 2) на выяснение того, как, каким образом (прямо или косвенно, в словах самого автора или как-нибудь иначе), с помощью каких содержательно-композиционных и собственно языковых средств автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста. Поэтому важно не только точно определить те фрагменты текста (абзацы, предложения, слова), в которых наиболее полно выражаются идейный смысл и позиция автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности, отобранные автором из множества возможных (например, вопросо-ответная форма изложения, использование тропов и фигур, слов с суффиксами субъективной оценки, разговорных синтаксических конструкций и т. д.).

В) Человек может погибнуть как вид, если нравственное чувство не будет контролировать развитие науки.

Г) Ученые не вправе прерывать свои исследования ни при каких обстоятельствах, ибо в непрерывном движении вперед и заключается смысл науки.

3. Определите стиль и тип речи этого текста.

Б) художественный, описание

В) научный, рассуждение и описание

Г) разговорный, рассуждение

4. Значение какого слова определено неверно?

А) эволюция - развитие

Б) существенный - важный, необходимый

В) этический - нравственный

Г) манипулировать - отзываться на какое-либо воздействие извне

5. Какой смысл имеет выражение «объявить мораторий»?

Б) отсрочить, приостановить те или иные действия

В) объявить недействительным, завершить

Г) потребовать исполнения тех или иных функций от какого-либо лица

6. Какое высказывание о речевых особенностях текста является неверным?

А) Многочисленные вопросы выражают сложность и остроту поставленной проблемы.

В) Антитезы, сложные предложения с противительным союзом но показывают всю глубину трагических для человека противоречий.

Г) Сопоставление с динозаврами позволяет автору в аллегорической форме выразить мысль о сверхъестественном могуществе человека.

7. Каким предложением из текста можно подтвердить следующее высказывание?

Современная наука сделала человека могущественным, но если он забудет о высокой нравственной ответственности, то станет рабом тех сил, которые сам же и открыл.

А) 2 Б) 8 В) 13 Г) 29

8. Какое предложение является итоговым суждением этого текста?

А) 7 Б) 28 В) 11 Г) 5

9. В предложении 28 отметьте все средства языковой выразительности, которые используются в данном фрагменте текста и повышают эмоциональную и воздействующую силу мысли автора.

А) метафора

Б) контекстуальные антонимы

В) парцелляция

Г) эпитет

10. Какая из формулировок отражает основную мысль автора?

A) Открытие генетического кода - величайшее достижение современной науки.

Б) Наука является важнейшей движущей силой в развитии человечества.

В) Нравственность есть главное препятствие на пути развития науки.

Г) Прогресс науки не должен происходить без учета нравственных критериев.

11. Какое слово наиболее точно определяет позицию автора?

A) опровергает

Б) призывает

В) предупреждает

Г) критикует

12. Какое название наиболее точно отражает смысл исходного текста?

A) «На краю пропасти»

Б) «Без всякой надежды на спасение»

В) «В плену предрассудков»

Г) «Дорога первопроходцев»

13. Какая из проблем не рассматривается в тексте?

A) изменения человека как вида

Б) будущего (судьбы) человечества

В) сущности науки как вида человеческой деятельности

Г) нравственной ответственности в современной науке

В) Сын хотел не заметить пришедшую мать, но все-таки подошел к ней.

Г) При виде матери Вадичка все-таки почувствовал, что у него болит за нее сердце.

3. Какое высказывание искажает смысл текста?

A) Вадичке стыдно перед товарищами за свою старую бедную мать.

Б) Мать любит своего сына, несмотря на его отношение к ней.

В) Мнение друзей заставляет мальчика относиться к матери более жестко и даже жестоко.

Г) Мать никогда не простит сына за то, как он обошелся с ней во дворе гимназии.

4. Определите стиль и тип речи этого текста.

A) публицистический, рассуждение

Б) художественный, повествование с элементами описания

В) художественный, описание с элементами рассуждения

Г) разговорный, рассуждение

5. В каком предложении текста прямо говорится об отношении сына к своей матери?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

6. В каком предложении текста содержится скрытая информация об отношении сына к матери?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

7. В каком предложении отсутствует как прямая, так и скрытая информация об отношении мальчика к своей матери?

А) 5 Б) 7 В) 10 Г) 11

8. В предложениях 3-6 отметьте все средства языковой выразительности, которые используются в данном фрагменте текста и повышают эмоциональную силу мысли автора, его воздействие на читателей.

A) метафора

Б) разговорные синтаксические конструкции

В) разговорные слова

Г) диалектные слова

Д) фразеологизмы

Е) антитеза

Ж) эпитет

З) оксюморон

И) сравнение

К) инверсия

9. Какая из проблем не рассматривается в тексте?

A) Проблема отношения сына-подростка к пожилой матери. (Как относится сын к матери? Понимает ли он свою мать? Чувствует ли ее любовь к нему?)

Б) Проблема материнской любви. (В чем смысл материнской любви? Чувствует ли мать отношение сына? Почему она прощает его?)

В) Проблема «пропасти» между богатыми и бедными. (Почему бедные и богатые никогда не поймут друг друга? Как относятся богатые к бедным? Почему?)

Г) Проблема истинных жизненных ценностей. (Что является мнимыми и истинными ценностями? Что дороже: любовь близких или внешнее благополучие и авторитет среди друзей?)

10. Какое слово наиболее точно определяет позицию автора, касающуюся проблемы отношения сына к матери?

А) сочувствует

Б) предупреждает

В) одобряет

Г) осуждает

11. Какая из формулировок не соответствует основным мыслям автора?

3. Предлагаемые вопросы и ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.

Напишите, о чем этот текст. Какова его проблематика? В чем заключается позиция автора текста? Оцените речевое оформление текста.

19:31 20.06.2013

Опытные трейдеры отмечают, что дисциплина — одна из важнейших составляющих успешной торговли. Работа на валютном рынке Форекс будет гораздо проще и успешнее , если у трейдера есть правильно составленный план, своеобразный шаблон поведения, которого трейдер придерживается в любой ситуации.
Торговый план обобщает в себе знания трейдера о рынке, дает четкое понимание ситуации, определяет торговую стратегию. Чтобы составить торговый план, трейдеру необходимо провести анализ рынка . Это может быть как фундаментальный, так и технический анализ. В данной статье мы рассмотрим пример составления комплексного анализа.
Анализ проводится на нескольких таймфреймах , по убывающей. Например, сначала Н4, на Н1 и М30. Помним, что в техническом анализе линия, проведенная на графике старшего таймфрейма, более сильная и значимая, чем на младшем.

1. Проанализируйте движения выбранной валюты по графику старшего временного периода, например Н4. Помните правило — «Тренд ваш друг». Поэтому всегда приоритетны сделки в направлении действующей тенденции.
Постройте на графике линии тренда и канала, линии поддержки и сопротивления. Зафиксируйте для себя отдельно значения трёх ближайших к текущей цене уровней сопротивления и, соответственно, трёх уровней поддержки.
Далее включите на графике цены индикаторы, которые входят в вашу торговую систему , и определите типы сигналов, которые дают индикаторы. Помните, индикаторы дают лишь подтверждения вашим торговым намерениям. Сами намерения вы формулируете, основываясь на трендовом анализе графика.

2. Переключитесь на график более мелкого временного интервала, например, М30. Так же постройте на нём линии тренда и канала, поддержки и сопротивления. Зафиксируйте для себя отдельно значения трёх ближайших к текущей цене уровней сопротивления, соответственно, трёх уровней поддержки. Определите направление тренда. Если сильные уровни и направление тренда старшего и более младшего таймфрейма совпадают, то это усиливает сигнал.

3. Проанализируйте фундаментальные данные, как вышедшие к моменту начала торговли, так и те, которые выйдут в течение дня. Оцените их возможное влияние на движение валюты.

4. Составьте для себя сценарий действий при достижении ценой какой-то выделенной вами области цен, где вы планируете открывать сделку.
Сразу наметьте для себя цену открытия позиции и ожидаемую цель (take profit), а также возможную цену закрытия позиции с убытка (stop loss). При определении целей, как для прибыли, так и для возможных убытков, взвесьте, соответствует ли сделка правилу мани-менеджмента: «Потенциальная прибыль должна быть больше возможного убытка». Т.е. не открывайте позицию, если ожидаемая прибыль сравнима или меньше намеченных рисков.

5. После составления торгового плана реализуйте его. Помните, правильные решения должны быть основаны только на логических принципах. Не отклоняйтесь от намеченного плана, не допускайте доминирования эмоций.

Как делать анализ текста

продолжить работу над обучением учащихся выполнять комплексный анализ текста

Образовательные формировать ууд по работе с прозаическим текстом

Воспитательные: формировать у детей чувство любви к матерям, сострадание

Время урока 45 мин

Ход урока:

    Орг. Момент, 3 мин

    Повтор изученного на предыдущем уроке, фронтальный опрос

    Из чего состоит наша речь? (если буквы, звуки, предложения, то: “А, о, в, у!” Спрашивает: „Вы поняли мою мысль? Лес, дом, посадить! Теперь все понятно? В лесу уже растут грибы! Ясно ли, зачем я вам даю об этом информацию?"

Делается вывод, что обычно наша речь состоит из нескольких предложений, связанных темой и основной мыслью, соединенных по смыслу и грамматически.

    Какие основные признаки текста вы знаете?

Отличительные черты текста – это:

    Смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;

    Тематическое единство;

    Грамматическая связь между предложениями.

    Какие стили речи вы знаете? Каковы их основн отличит черты?

Какова композиция каждого стиля? (можно графически

    Что означают понятия тема, микротема, тематика?

Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора.

Тематика – это совокупность тем.

Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста(пункты или подпункты

плана раскрытия всей темы).

    Какие вопросы необходимо осветить при анализе текста?

    Работа над темой:

Работа в парах.

Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.

Докажите, что это текст. На какие смысловые части его можно резделить? Каковы темы этих частей? Какие слова это доказывают? С помощью каких образов связаны эти части? Каков стиль текста? Какова структураня связь предложений (параллельная, цепная?) изобразительно-выразительные средства? Логическое ударение?

(на зад-е 7 минут)

Есть ли у вас вопросы? Все ли поняли, как работать?

По плану, записанному на прошлом уроке, разберите предложенный текст. Напоминаю, что это должен быть связанный текст, а не набор ответов на вопросы. Подберите эпиграф к тексту. (из предложенных)

Работа. (15 минут)

Проверка

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке, какие навыки приобрели? Что показалось интересным?

Домашняя работа – из текста гиа 2014 по географии выбрать текст, сделать его комплексный анализ.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание. Здесь приводится схема анализа лирического произведения.

  • факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
  • кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

  • ведущая тема;
  • идея (основная мысль) произведения
  • развитие мысли автора (лирического героя)
  • эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

  • художественные приёмы и их значение;
  • ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
  • приёмы звукописи;
  • наличие/отсутствие деления на строфы;
  • особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.

СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;
  • место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
  • особенности имён и фамилий персонажей;
  • поступки персонажей и их мотивация;
  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
  • связь персонажа с общественным окружением;
  • отношение к герою произведения других персонажей;
  • самохарактеристика персонажей;
  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
  • наличие эпиграфов и их смысл;
  • наличие лирических отступлений и их смысл.

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.