Меню
Бесплатно
Главная  /  Заявления  /  Социальная поддержка отдельных категорий граждан. Социальная поддержка Что относится к мерам социальной поддержки граждан

Социальная поддержка отдельных категорий граждан. Социальная поддержка Что относится к мерам социальной поддержки граждан

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установил, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты РФ и муниципальные образования должны соблюдать следующие принципы:

  • обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
  • сохранить стабильность правового регулирования , чтобы поддержать доверие граждан к закону и действиям государства ;
  • предоставить гражданам возможность адаптироваться к изменениям в течение разумного переходного периода посредством установления временного регулирования общественных отношений;
  • не допускать нарушения прав и свобод третьих лиц при осуществлении гражданами социальных прав и свобод.

Очень важно, чтобы студенты понимали значение указанных принципов и умели раскрыть их содержание.

К мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан относятся:

  • ежемесячная денежная выплата;
  • предоставление социальных услуг без оплаты или на льготных условиях.

2) ветераны труда и приравненные к ним лица по состоянию на 31.12.2004 г. лица, а именно:

  • награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж , необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
  • начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
  • ветераны военной службы ;
  • имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

3) реабилитированные лица, к которым относятся:

  • подвергшиеся репрессиям в виде лишения свободы , ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы , в том числе в «рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям прав и свобод , необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные;
  • дети , находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, либо оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, и впоследствии реабилитированные;

4) граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, - дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

При наличии права на ежемесячную городскую денежную выплату по нескольким основаниям предоставляется одна - самая высокая по размеру.

Индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в соответствии с Законом г. Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий год. В соответствии с Распоряжением Правительства г.Москвы от 26.03.2007 г. размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации на 7,5% с 01.04.2007 г. составлял:

  1. реабилитированным лицам и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий, - 433 руб. в месяц;
  2. труженикам тыла - 371 руб. в месяц;
  3. ветеранам труда и ветеранам военной службы - 247 руб. в месяц.

Гражданам, отказавшимся от получения городских мер социальной поддержки в натуральной форме, производились ежемесячные денежные выплаты в следующих размерах:

  • 115 руб. в месяц - вместо бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
  • 345 руб. в месяц - вместо бесплатного отпуска лекарств по рецептам врачей;
  • 175 руб. в месяц - вместо 50% скидки со стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей;
  • 60 руб. в месяц - вместо льготного проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

Органами социальной защиты составлен и ведется общегородской регистр получателей мер социальной поддержки. Он содержит сведения о гражданах, постоянно проживающих в Москве и имеющих право на получение социальной поддержки (помощи).

Регистр и Реестр получателей являются информационными ресурсами г.Москвы и имеют статус официальных источников городской информации.

Закон г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 предусматривает также дополнительные меры социальной поддержки льготных категорий граждан, являющихся получателями государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета:

  1. Героев СССР и РФ, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней;
  2. инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и приравненных к ним лиц;
  3. участников Великой Отечественной войны;
  4. лиц, работавших на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
  5. лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. ветеранов боевых действий и другие категории льготников.

К дополнительным мерам социальной поддержки «федеральных льготников» относятся:

  • право на бесплатный проезд в г. Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
  • право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом;
  • 50% скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы;
  • абонентам телефонных сетей ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории г.Москвы, в размере 190 рублей. Размер указанной компенсации на последующие годы определяется законом о бюджете г.Москвы на очередной финансовый год и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти г. Москвы;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) и др.

Студенты должны знать круг лиц, имеющих право на получение социального пособия, размеры пособий, установленные в субъектах РФ по месту их жительства.

Cоциальная поддержка лиц, имеющих особые заслуги перед государством

Российская Федерация признает особые заслуги перед государством граждан , удостоенных государственных наград и почетных званий (Героев Советского Союза и Российской Федерации, полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров Ордена Трудовой Славы и других). В целях обеспечения экономического и социального благополучия для них и членов их семей установлены дополнительные меры социальной поддержки.

Героям Советского Союза и Российской Федерации, полным кавалерам Ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы предоставляются следующие меры социальной поддержки:

  • право на первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях всех типов;
  • первоочередное обеспечение лекарствами, доставка по заключению врача лекарств на дом;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов, изготовленных из драгоценных металлов) в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;
  • первоочередное получение санаторно-курортных путевок один раз в год;
  • освобождение от оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг в домах любой формы собственности ;
  • компенсация расходов на оплату пользования домашним телефоном в полном объеме;
  • первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда с предоставлением при этом дополнительной жилой площади до 15 кв.м.;
  • бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, но не менее чем 0,08га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности.
  • бесплатное пользование городским пассажирским транспортом (трамвай, автобус, троллейбус, метрополитен, водные переправы), поездами пригородного сообщения, а в сельской местности - автобусами внутриобластных линий;
  • и другие.

Вместо перечисленных мер социальной поддержки по заявлению лиц, награжденных почетными званиями, может предоставляться ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). С 01.03.2008 г. размер ЕДВ составляет 31637 руб. 52 коп. для Героев Советского Союза или Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, 23327 руб. 50 коп. для Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Граждане Российской Федерации, неоднократно удостоенные указанных званий, имеют право на одну ежемесячную денежную выплату. ЕДВ индексируется в таком же порядке, как и БЧ части трудовой пенсии .

В случае смерти Героя Советского Союза или Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, полного кавалера ордена Славы или ордена Трудовой Славы члены его семьи имеют право подать в территориальный орган ПФР заявление об отказе от мер социальной поддержки (льгот) и о выборе ежемесячной денежной выплаты. К членам семьи относятся вдова (вдовец), родители , несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Размер ЕДВ каждому члену определяется путем деления размера ежемесячной денежной выплаты, установленной Героям Советского Союза или Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы или ордена Трудовой Славы, на количество членов его семьи.

ЕДВ назначается и выплачивается территориальным органом ПФР. Выплата производится с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. Заявление об установлении ЕДВ на следующий календарный год подается до 1 октября текущего года.

Наряду с выплатой ЕДВ за указанными лицами, сохраняется право на:

  • первоочередное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и видов; внеочередную госпитализацию, лечение в медицинских учреждениях всех типов;
  • первоочередное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врача, доставку по заключению врача лекарств на дом;
  • первоочередное получение путевки в санаторий, профилакторий или дом отдыха один раз в год;
  • внеочередную установку домашнего телефона и оборудование жилья средствами вневедомственной охранной сигнализации.

Члены семей Героев Советского Союза или Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров Ордена Трудовой Славы освобождаются от оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг в домах любой формы собственности.

Общественные благотворительные объединения (организации) Героев Советского Союза или Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, состоящие только из указанных лиц и созданные для решения вопросов их социальной защиты, пользуются налоговыми льготами, а также имеют право на получение оборудованных телефонной связью помещений за счет средств федерального бюджета . Они освобождены от оплаты эксплуатационных расходов и коммунальных услуг. Кроме того, им компенсируются в полном объеме расходы на оплату телефона.

Источником финансирования мер социальной поддержки и ЕДВ для указанных лиц и членов их семей являются средства федерального бюджета.

б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. Подлинность подписи нетрудоспособного гражданина может подтверждаться актом органа, осуществляющего выплату пенсии . Если уход осуществляется за ребенком-инвалидом или недееспособным лицом, то заявление подается его законным представителем. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. От родителей , осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такое заявление не требуется;

в) справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;

г) справка органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице ;

д) справка об инвалидности, либо выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

е) медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;

ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе.

В случае если такие документы имеются в пенсионном деле нетрудоспособного гражданина, их представление не требуется.

Одновременно предъявляются паспорт и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина.

Решение о назначении компенсационной выплаты принимается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в назначении должны быть указаны причины отказа и порядок обжалования вынесенного решения.

Компенсационная выплата назначается с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами в орган.

Выплаты прекращается в следующих случаях:

  • смерти нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществлявшего уход, а также признание их в установленном порядке умершими или безвестно отсутствующими;
  • прекращения осуществления ухода;
  • назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера или пособия по безработице;
  • выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы;
  • истечения срока , на который была установлена I группа инвалидности либо категория «ребенок-инвалид»;
  • достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет, если ему по достижении этого возраста не установлена I группа инвалидности;
  • помещения нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания;
  • лишения родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, родительских прав .

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили перечисленные обстоятельства.

Суммы назначенной компенсационной выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года. Суммы назначенной компенсационной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Социальная поддержка населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельности существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

В России право граждан на социальную поддержку гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной поддержки населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной поддержки населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной поддержки: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной поддержки прав и свобод человека.

Система социальной поддержки населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.). Основные цели социальной поддержки населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Составным элементом социальным поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий.

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Важнейшей составной частью социальной поддержки населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Эффективность работы органов социальной поддержки населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной поддержки населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы: республика (Федерация), регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной поддержки населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной поддержки населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Основные требования, предъявляемые к реализации социальной поддержки уязвимых социальных слоев населения: первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты; перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; повышение роли социальных и эмоциональных общностей, религиозных общин, коллективов в организациях социальной защиты; усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.; обеспечение различных форм социальной защиты и разработки адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся; максимальный учет принципа социальной справедливости.

Социальная поддержка населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основными предпосылками ее развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и т.д.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.

Основные требования к реализации социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

Первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

перенос центра тяжести в работе с материальной поддержкой на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

Повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной поддержки;

Усиление вклада предпринимателей в социальную поддержку нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

Обеспечение различных форм социальной поддержки и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

Максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту, поддержку.

Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную поддержку, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной поддержки населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

В первоочередном порядке в социальной поддержке в российской Федерации нуждаются:

Граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;

Инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

Инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды;

Инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

Граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

Безработные;

Вынужденные беженцы и переселенцы;

Дети - круглые сироты;

Дети с девиантным поведением;

Семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты;

Малообеспеченные семьи;

Многодетные семьи;

Одинокие матери;

Лица с ограниченными возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.


Данные в статье актуальны на ноябрь 2018 года

Выплаты при рождении ребенка в Москве и Московской области

Появление маленького ребенка в семье связано с серьезными материальными затратами. Частично они компенсируются из бюджетов различных уровней в зависимости от региона проживания. в Москве может быть оформлено любым из родителей, а за их отсутствием – усыновителями или опекунами.

Чтобы была оформлена федеральная выплата, надлежит в течение полугода после рождения обратиться по месту работы (или службы) тем, кто официально осуществляет трудовую деятельность. Безработным и студентам следует подать заявление в центр Мои документы. Чтобы оформить в 2019 году в Москве по месту работы потребуются следующие документы:

  • Заявление на предоставление выплат.
  • Свидетельство о рождении плюс справка из ЗАГСА, которую выдают родителям при его оформлении.
  • При наличии только одного родителя потребуется документ – основание отсутствия второго родителя. Это может быть свидетельство о разводе или смерти, решение суда.
  • Справка о том, что второй родитель не оформлял пособие на свое имя. Ее следует брать или по месту его работы, или в органах соцзащиты, если второй родитель не трудоустроен официально.

Когда оба родителя не имеют официального трудоустройства, в центр Мои документы следует предоставить:

  • Общегражданские паспорта обоих родителей (усыновителей, попечителей).
  • Номер р/с в банке и реквизиты самой кредитной структуры. Они понадобятся для перечисления пособия.
  • Документ, в котором зафиксированы сведения о последнем месте работы (трудовая книжка, военный билет). Если к моменту составления заявления податель нигде еще не работал, то в тексте необходимо сделать соответствующую пометку.
  • Документы, которые могут подтвердить факт наличия в семье старших детей.

В ряде случаев от заявителей могут быть затребованы дополнительные документы, если они являются ИП или занимаются частной практикой (например, справка из ФСС и правоустанавливающие документы).

На рассмотрение заявления и принятия по нему решения закон предоставляет 10 дней . Денежная выплата должна быть произведена не позднее 26 го числа того месяца, который идет следом за датой заявления.

Размер выплаты на всех детей, рожденных до 31 янв. 2018 года, составляет 16 350 руб. 33 коп . Если в семье родилось двое и более детей, то указанная сумма начисляется на каждого из них .

За каждого рожденного в 2018 году ребенка, в Москве предоставляется и региональная выплата. Ее размер на первого ребенка равен 5 500 руб. , а на второго и последующих – 14 500 руб . Если в семье одновременно рождается трое и более детей, то ей полагается дополнительно 50 000 руб .

Какие будет пособие на ребенка в Москве и Московской области в 2019 году станет известно после 1 января .

Родители имеют право на получение ежемесячного до достижения последним . Если оно оформляется по месту работы, то составляет 40% от среднегодового заработка . Это же правило относится к лицам, уволенным по причине ликвидации предприятия. При этом полученная сумма не может превышать в 2018 году 24 536 руб. 57 коп . Для неработающих граждан размер пособия составит 3 142 руб. 33 коп. за первого ребенка и 6 284 руб. 65 коп. – за второго и последующих детей.

Существует также пособие по уходу за ребенком . Размер его составляет 50 руб. в месяц . Оформить его имеет право любой член семьи, находящийся в отпуске по уходу за ребенком.

Предусмотрены также льготы для молодой семьи в Москве 2019 году. Таковыми считаются те, в которых оба супруга не достигли на период рождения ребенка 30-летнего возраста . Плюс хотя бы у одного из них должно иметься гражданство РФ и постоянная регистрация в Москве. Размер его измеряется в прожиточных минимумах региона. На второй квартал 2018 года прожиточный минимум в Москве составляет 16 463 рубля .

  • На первого ребенка – пятикратная величина прожиточного минимума в столице 16 463*5=82 315 рублей .
  • На второго ребенка – семикратная величина 16 463*7=115 241 рублей .
  • На третьего и последующих детей – десятикратная величина 16 463*10=164 630 рублей .

Сумма прожиточного минимума берется на день рождения ребенка.

Льготы многодетным семьям в Москве в 2019 году

На территории столицы действуют все общероссийские правила определения . Она будет считаться таковой, если в ней родилось и воспитывается 3 и более детей , включая усыновленных. Льготы таким семьям полагаются вплоть до того момента, пока самому младшему из детей не исполнится 16 лет . При условии, что он проходит обучение в образовательной структуре до 18 лет .

  • Возможность бесплатного проезда на городском общественном транспорте.
  • Право на открытие семейного детского садика при желании.
  • Возможность бесплатно парковаться в черте города.

Многодетным семьям предоставляются следующие :

От 3 до 4 детей в семье.

От 5 детей в семье.

10 и более детей в семье.

Ежемесячная выплата на продукты для детей до 3 лет.

675 руб. 675 руб. 675 руб.

Ежемесячная выплата для компенсации роста стоимости жизни.

1 200 руб. 1 500 руб.

Ежемесячная выплата для оплаты услуг ЖКХ.

1 044 руб. 2 088 руб.

Ежемесячная выплата для оплаты услуг городской телефонной связи.

250 руб. 250 руб.

Ежегодная выплата для приобретения комплектов ученической одежды.

10 000 руб. на каждого ребенка. 10 000 руб.

Ежемесячная выплата на покупку товаров детского ассортимента.

1 800 руб.

Сумма на семью с 10 детьми.

1 500 руб. в месяц.

Компенсация матерям.

20 000 руб. в месяц.

Выплата ко Дню семьи.
Выплата ко Дню знаний.

Кроме того каждая многодетная семья сохраняет за собой право на прочие выплаты по рождению и уходу за детьми.

Выплата малоимущим семьям в 2019 году

Согласно российскому законодательству признается та, в которой на каждого ее члена приходится ежемесячно сумма, составляющая менее прожиточного минимума. Во II квартале 2018 года в Москве он равен 16 463 руб . Для подсчетов необходимо использовать все статьи дохода за последние 3 месяца . Во внимание принимаются только члены семьи, проживающие совместно .

В столице предусмотрена следующая поддержка малоимущим семьям:

  • Предоставление бесплатных юридических консультаций и помощи. Список адвокатов можно найти на сайте Департамента и соцзащиты населения Москвы.
  • Получение адресной социальной помощи. Она может быть вещевая, продовольственная и материальная. Обращаться следует в центр социального обслуживания или социальной помощи семье.
  • Субсидия на оплату ЖКХ.
  • Государственная стипендия для детей, обучающихся на очном отделении на бюджетной основе. Для получения следует через Мои документы оформить справку и представить ее по месту учебы.

Выплаты на детей малоимущим семьям в 2018 году Москва предоставляет следующие:

  • 10 000 руб. на детей в возрасте от рождения до 3 лет.
  • 4 000 руб. на детей от 3 до 18 лет.
  • 15 000 руб. на ребенка до 3 лет, если один из родителей скрывается от алиментов или проходит срочную службу в рядах ВС.
  • 6 000 руб. на ребенка от 3 до 18 лет при условии, что один из родителей не перечисляет алименты или проходит срочную службу в армии.

Документы на получение материальной помощи подаются через Мои документы. Вопрос решается в течение 1 месяца.

Льготы матерям-одиночкам в Москве

Льготы и пособия для семей с инвалидами

Семьи, в которых воспитываются , могут претендовать на дополнительную помощь в Москве. Из федерального бюджета они получают следующие выплаты:

  • Социальная пенсия.
  • Ежемесячная выплата.
  • Ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом.

Кроме них в столице предусмотрены следующие льготы:

  • Ежемесячное пособие на ребенка. Получить его можно пока ему не исполнилось 18 лет. Обязательным условием является наличие статуса малообеспеченной семьи. На детей до 3 лет выплачивают 10 000 руб. , от 3 до 18 лет – 4 000 руб .
  • Ежемесячная выплата на продукты. Полагается исключительно до 3 лет. Размер ее составляет 675 руб .
  • Ежемесячная компенсация лицу, ведущему уход за ребенком-инвалидом равна 12 000 руб .
  • Ежемесячная выплата детям-инвалидам, потерявшим кормильца, составляет 1 450 руб .

Если присутствуют в семье родители-инвалиды. В таком случае они могут рассчитывать на следующие виды социальной поддержки:

  • Ежемесячная выплата на ребенка, не достигшего совершеннолетия для родителей (или одинокого родителя), у которых 1 и инвалидности составляет 12 000 руб .
  • Ежемесячное пособие на детей, не достигших совершеннолетия составляет 10 000 руб. — на детей до 3 лет. И 4 000 руб. — от 3 до 18 лет. Условием его получения является наличие инвалидности у родителя ( также учитывается) и статуса малообеспеченной семьи.
  • Ежемесячная компенсация по удорожанию жизни на детей до 1,5 лет составляет 600 руб .

Льготы инвалидам 2 группы в Москве, а также для и третьей группы оформляются через Мои документы. Они включают в себя:

  • Бесплатный проезд на общественном городском транспорте. Только для инвалидов по зрению 1 и 2 групп.
  • Услуги социального такси для зарегистрированных во Всероссийском Обществе инвалидов.
  • Возможность получить услугу сопровождения при передвижении в метрополитене. Для ее оформления нужно за 3 часа до предполагаемой поездки оставить заявку.

Для детей-инвалидов в Москве предусматриваются специальные программы обучения и возможность бесплатного посещения ряда спортивных секций. Список и расписание их работы можно уточнить на официальном сайте мэра столицы.

Социальная поддержка семей военнослужащих в Москве

Согласно ФЗ № 76 членами семьи военнослужащего признаются следующие лица:

  • Официальный супруг.
  • Несовершеннолетние дети.
  • Дети-инвалиды любого возраста (если статус инвалида им был назначен медицинской комиссией до наступлений 18-летнего возраста).
  • Дети до 23 лет, если они проходят обучение по очной форме.
  • Все лица, которые признаны иждивенцами военнослужащего.
  • Денежная компенсация за установку стационарного телефона.
  • Компенсация по оплате услуг ЖКХ (за электроэнергию и квартплата).
  • Ежемесячное пособие на несовершеннолетних детей, если их родители погибли при исполнении военной службы — 2 303 руб. 27 коп .
  • Ежегодное пособие на детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей или ставших инвалидами на летний оздоровительный отдых — 24 158 руб. 12 коп .
  • Ежемесячная компенсация для родителей, чьи дети погибли из-за военной травмы — 3 000 руб .
  • Ежемесячная компенсация вдовам военнослужащих погибших при боевых действиях — 3 000 руб .
  • Ежемесячное пособие военнослужащих, получивших инвалидность из-за военной травмы в размере 6 000 руб. для 1 и 2 группы и 2 300 руб. для 3 группы.

Если гражданин проходит срочную службу, то его семье полагается:

  • Единовременное пособие беременной жене в размере — 26 539 руб. 46 коп.
  • Выплата на ребенка до 3 лет — 11 374 руб. 38 коп. в месяц.
  • Ежемесячное пособие н ребенка до 3 лет – 15 000 руб. , на ребенка от 3 до 18 лет – 6 000 руб.
  • Компенсация на продукты, если имеются дети до 3 лет – 675 руб.
  • Компенсация на ЖКХ при наличии несовершеннолетних детей – 600 руб.

Выплаты приемным родителям, опекунам и попечителям

В зависимости от того, к какой категории относится лицо, взявшее ребенка на воспитание в семью, градируются и выплаты.

Льготы и пособия беременным женщинам в Москве

Правительство столицы выплачивает пособия не только после рождения детей. Предусмотрены также следующие в Москве в 2018 году:

  • Единовременное пособие – 628 руб. 47 коп .
  • Пособие для женщин, вставших на учет в женскую консультацию до наступления 12-недельного срока беременности – 628 руб. 47 коп . Его предоставляют вместе с единовременным пособием по беременности и родам.
  • Пособие для женщин, вставших на учет до наступления 20-недельного срока беременности – 600 руб .
  • Дополнительное ежемесячное пособие при условии, что беременная женщина была уволена в связи с ликвидацией предприятия – 1 500 руб .

Дополнительное пособие выплачивается беременным женам мужчин, проходящих срочную службу в армии.

Социальная поддержка детей-сирот

В Москве предусматриваются денежные выплаты и детям, оставшимся без попечения родителей, а также . Они включают в себя:

  • Единовременную выплату при зачислении в образовательные учреждения профессиональной направленности – 20 639 руб.
  • Выплату при трудоустройстве – 79 416 руб.
  • Единовременную выплату, достигшим совершеннолетия лицам, в отношении которых прекращается процесс попечительства – 24 000 руб.
  • Ежемесячную компенсацию детям-сиротам и детям без попечения, при условии, что они обучаются на очной форме и сами содержат несовершеннолетних детей – 3 000 руб.

Также всем несовершеннолетним детям-сиротам (до 23 лет, если гражданин обучается на очной форме) полагается социальная пенсия. В 2018 году размер ее в Москве равен 10 068 руб. 53 коп.

Льготы, выплаты и субсидии для пенсионеров в Москве в 2018 – 2019 годах

Какие льготы у ветеранов в Москве

Ряд социальных мер поддержки Правительство столицы предоставляет ветеранам:

  • Бесплатный проезд на городском общественном транспорте и бесплатные лекарства получают ветераны труда
  • Инвалиды.
  • Дети из многодетных семей.
  • Пенсионеры.
  • Школьники.
  • Студенты (ПП Москвы № 668).

Получение социальной карты дает следующие преимущества:

  • Ею можно пользоваться как дебетовой банковской картой и не платить за годовое обслуживание.
  • Предоставляет право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте.
  • Социальная карта учащегося позволяет идентифицировать ребенка в качестве «москвенка», что позволяет бесплатно посещать музеи в столице.
  • дает возможность оплачивать услуги ЖКХ без комиссии.
  • На нее можно получать любые социальные выплаты.

Для оформления карты необходимо обратиться в центр Мои документы. Изготавливается она в течение месяца после подачи заявления.

повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами;

расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной помощи будут направлены на достижение следующих задач:

обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций;

четкое разграничение и при необходимости перераспределение полномочий между различными уровнями власти в сфере социальной поддержки населения;

Будут разработаны и реализованы государственные меры по преодолению бедности, предусматривающие снижение ее уровня в среднесрочном периоде, предупреждение ее возрастания и распространения, в том числе с использованием различных механизмов и подходов к конкретным социально - экономическим группам населения.

В целях уточнения методологии определения прожиточного минимума как критерия бедности в соответствии с законодательством в условиях реформирования социальной сферы будет осуществляться актуализация потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения с учетом практики экспертизы региональных потребительских корзин.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.

Потребуется постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.

Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих), будут переведены в форму денежных выплат.

При отказе от традиционно сложившегося уравнительного предоставления социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В этом случае социальные льготы будут трансформироваться в один из видов государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь будет оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации. В связи с этим требуют совершенствования процедуры обязательной проверки нуждаемости ее получателей, а также обязательности использования всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации. Предусматривается постепенное введение контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства клиента при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, в программах социально - психологической реабилитации и др.).

Потребуется разграничить полномочия, права и ответственность в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. На федеральном уровне предполагается установить общие условия, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. В задачи федеральных органов исполнительной власти входит формирование законодательной нормативной базы, определяющей параметры бедности и механизмы ее преодоления, разработка методик адресного порядка оказания государственной социальной помощи и контроль за его осуществлением, проверка законности принимаемых на региональном уровне решений. Функции определения размеров и видов оказания социальной помощи, а также установления дополнительных условий для получения нуждающимися гражданами социальной помощи предполагается передать на региональный уровень. Непосредственное предоставление социальной помощи целесообразно осуществлять органами местного самоуправления, так как по своей природе они максимально приближены к населению.

Сохраняется актуальность решения задачи определения потребности субъектов Российской Федерации в финансировании адресной социальной помощи с учетом необходимости межбюджетного выравнивания. При этом финансирование государственной социальной помощи, предусмотренное законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должно осуществляться из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для усиления государственной помощи гражданам, имеющим детей, будут приняты меры по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты ежемесячных пособий.

В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (инвалиды, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, лица без определенного места жительства, граждане старшего поколения, безнадзорные и беспризорные дети).

Целью государственной политики в отношении указанных категорий социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, созданию государственной системы медико - социальной и медико - психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

В связи с ростом численности граждан, имеющих инвалидность, прежде всего детей, возросла потребность в проведении их медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Приоритетными направлениями в среднесрочный период будут являться:

Предполагается дальнейшее развитие программно - целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения равного доступа к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Предусматривается разработать общие требования к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе государственных стандартов социального обслуживания и системы оценки качества выполнения социальных программ; использовать наряду с государственным финансированием частные благотворительные средства; развивать самоокупаемость социальных услуг в сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки.

В целях обеспечения эффективного управления процессами в социальной сфере будет продолжена работа по комплексной информатизации социальной сферы, которая позволяет создать единую систему сбора, хранения и представления информации, характеризующей состояние социальной сферы Российской Федерации.

Социальная поддержка - специальные мероприятия, направленные на поддержание условий, достаточных для существования социально уязвимых категорий граждан, социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т.п.).

1) нетрудоспособные: пенсионеры, инвалиды, дети, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах инвалидов, престарелых и т.д.);

2) малоимущие;

3) попавшие в экстренные ситуации: безработные, беженцы и переселенцы, лица, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).

Социальная защита и социальная поддержка граждан относятся к полномочиям государства. К компетенции ОМСУ относится только оказание содействия в установлении опеки и попечительства. Однако основную часть работы по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют ОМСУ в качестве государственных полномочий.

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.

Виды программ социальной поддержки:

1) объектные, рассчитанные на определенную социальную группу населения;

2) проблемные, рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы.

Социальное обслуживание - механизм осуществления социальной поддержки.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению со-циальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Главное звено организации социального обслуживания населе-ния — городской и сельский районы, микрорайон (трудовой коллек-тив), малый город без административного деления.

Функции управления вопросами социального обслуживания насе-ления на подведомственной территории осуществляют органы соци-альной защиты населения.

Осуществляется социальное обслуживание бесплатно и за плату, через систему соответствующих социальных служб, включающих государственные, муниципальные, частные и другие службы, на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого закон-ного представителя.


Принципы социального обслуживания:

1. равных возможностей граждан независимо от национальности, пола, возраста;

2. доступности;

3. добровольности;

4. содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

5. адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии;

6. гуманности , доброжелательности, соблюдения конфиденциаль-ности в работе;

7. профилактической направленности;

8. законности и учета международных стандартов.

Цель создания системы социального обслуживания - организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она призвана включать в себя ком-плекс целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке.

Создание системы социального обслуживания ставит цель помочь в решении многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособны-ми членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволит координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, благотворительные организации.

Социальная служба - система государственных, муниципальных, частных и иных органов, учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Работники социальной службы - лица, непосредственно оказывающие помощь либо организующие оказание помощи клиентам социальной службы и состоящие в штате органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальное обслуживание.

Одно из требований - все эти работники должны иметь высшее или среднее образование по специальности «Социальная работа» либо образование медицинского, психологического, педагогического, юридического или иного профиля, соответствующее требованиям и характеру вы-полняемой работы. Лица, осуществляющие помощь на дому, могут иметь среднее образование, но должны пройти курсовую подготовку. Работники, осуществляющие социальное обслуживание, пользуются определенными льготами, правами и гарантиями.

Клиент социальной службы - человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в соци-альном обслуживании.

Социальная работа - разновидность человеческой деятельности, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

Виды социального обслуживания:

1. Материальная помощь , предоставляемая в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости; специальных транспортных и технических средств профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Социальный патронажграждан и семей , нуждающихся в посто-янном нестационарном обслуживании. Одиноко проживающим гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении меди-цинской и иной помощи. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются услуги по уходу за детьми.

3. Социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, час-тично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых ус-ловий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, ухо-дом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

4. Предоставление временного приюта гражданам без определенно-го места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, другим людям, нуждающимся в такой помощи.

5. Организация дневного пребывания в учреждении социального об-служивания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранив-шим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жиз-ненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в дневное время в учреждениях социального об-служивания.

6. Консультативная помощь гражданам и семьям в области соци-ально-экономического и медицинско-социального обеспечения жизне-деятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты.

7. Реабилитационные услуги . Социальные службы оказывают по-мощь в профессиональной, социальной, психологической реабилита-ции гражданам, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилита-ционную работу с несовершеннолетними и дрзтими гражданами с об-щественно опасным поведением.

Функции социального обслуживания:

а) функция социальной помощи, которая включает:

Выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (фи-нансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся вре-менного жилья и т.п.;

Профилактику бедности: создание семьям условий для самосто-ятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринима-тельства;

Надомные услуги семьям и одиноким, нуждающимся в посто-роннем уходе: доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лече-ние, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания (детский сад на дому, прогу-лочные группы и т.п.);

Организация совместно с органами народного образования вре-менного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшего устройства в детское учреждение, под опеку (попечи-тельство), усыновление;

б) функция консультировании:

Консультации специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

Подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

Родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая содержит:

Социальную, медико-психологическую реабилитацию несовер-шеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

Медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и под-ростков с ограниченными возможностями семей, их воспитывающих;

г) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три относительно самостоятельных направления:

Предоставление клиенту информации, необходимой для разре-шения сложной жизненной ситуации;

Распространение среди населения медико-психологических, пе-дагогических и иных знаний;

Изучение специалистами по социальной работе, специально со-зданными учреждениями, а также при помощи научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение этих проблем;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодоле-нию последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвы-чайных программ;

Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном) уровне, бригад социальных работников, готовых в случае необходи-мости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, где население оказалось втянутым в социальный конфликт, с целью про-фессиональной реабилитационной, психологической и иной помощи населению в стрессовой ситуации.

Источники финансирования социальных служб:

Нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

Поступлений из фонда социальной поддержки населения в ре-зультате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

Перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

Дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

От платных услуг и от хозяйственной деятельности уч-реждений и предприятий службы;

Доходов от приватизации государственной собственности, коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания па подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Вопросы для самоконтроля

2. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддерж-ки населения и муниципальном образовании?

3. Какие существуют критерии выделения объектов социальной помощи?

4. Какие учреждения социального обслуживания могут создаваться на территории муниципального образования?