Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи   /  Сколько работающих в малых строительных организациях. Какие предприятия являются малыми, средними, крупными. Организационная структура предприятия

Сколько работающих в малых строительных организациях. Какие предприятия являются малыми, средними, крупными. Организационная структура предприятия

Ниша для малого бизнеса

Фирмы, которые представляют малый бизнес в России, это коммерческие организации с численностью от 30 чел. (розничная торговля, бытовое обслуживание населения) до 100 чел. (промышленность, строительство, транспорт). Статистика свидетельствует, что строительная отрасль является одной из основных отраслей деятельности малого предпринимательства.
Например, в Москве, которая наряду с Петербургом лидирует по количеству малых предприятий на душу населения, их общее количество складывается за счет торговли, операций с недвижимостью, обрабатывающих производств и строительства. Менее всего малые предприятия представлены в таких сферах, как добыча полезных ископаемых, финансовая деятельность, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг.
По данным Комитета по строительству Петербурга, из 400 предприятий промышленности строительных материалов к сфере малого бизнеса относятся 320.
По данным Петростата, в 2007 г. на территории Ленинградской области осуществляли деятельность почти 15 тыс. малых предприятий, в том числе 12% в строительстве. Численность занятых в этих предприятиях составила 20% от количества всех занятых в малом бизнесе, а удельный вес оборота малых строительных предприятий достиг 20,5%.

Какое же место отводится сегодня малому бизнесу в строительстве?
По общему мнению, малый бизнес вытеснен в сферу субподрядных работ, специализируясь на устройстве внутридомовых сетей, монтаже отопительного и вентиляционного оборудования, электромонтажных, кровельных, отделочных и других видах работ, которые крупный застройщик может доверить небольшим компаниям при условии соблюдения сроков и качества.
По мнению заместителя директора «Союзпетростроя» Евгения Каплана , область малого бизнеса в строительстве ограничена, а в некоторых сферах даже обречена, если только компания не планирует развиваться и укрупняться.

В производстве стройматериалов доля малого бизнеса зависит от вида подотрасли. Например, производство окон с использованием дерева, алюминия и ПВХ-профиля практически целиком принадлежит малым компаниям, независимо от объема производства. При этом 80% петербургских предприятий, выпускающих металлопластиковые окна, производят всего до 500 изделий в месяц.
В целом, малым компаниям в сфере стройиндустрии приходится конкурировать с более крупными предприятиями. Как правило, при выпуске малой партии продукции ее себестоимость выше, чем при производстве крупных партий, если речь не идет о современных автоматизированных производствах.

Многое определяет ответственность сотрудников того или иного малого предприятия и их квалификация. Например, реставрационные фирмы имеют в штате «штучных» специалистов, отвечающих своей репутацией за качество работ.

Преимущества и проблемы

В основе успеха малого бизнеса лежит мобильность, оперативная реакция на изменения, происходящие в бизнес-процессах, умение переориентировать свою деятельность. Чем правильней и точнее реакция на те или иные тенденции рынка, тем выше может оказаться прибыль.
На первоначальном этапе организация малого бизнеса требует от новой команды главным образом организационных и интеллектуальных ресурсов. Когда этот этап пройден, наступает некоторая стабилизация и потребность в расширении предприятия. У многих субъектов малого бизнеса именно в этот период начинает ощущаться нехватка оборотных средств.
Но кредит на развитие бизнеса получить достаточно сложно, так как у малого предприятия нет ни производственных средств большой стоимости, ни залогового фонда (зданий, земли и т. д.). Например, представители малого бизнеса активно пользовались ипотечными программами.
По оценкам экспертов, в Петербурге до 30% выдаваемых ипотечных кредитов тратились не на приобретение жилья, а на развитие малого бизнеса.

Ситуация усугубляется непрозрачностью малого бизнеса. Малые предприятия пытаются скрыть доходы, оптимизируют налогообложение, нередко используя теневые выплаты. Кроме того, в малом бизнесе конкуренция достаточно высока, и средства на развитие необходимы, а обеспечить высокие зарплаты сможет далеко не каждая малая компания. Поэтому если малый бизнес начнет честно платить все налоги и высокую легальную зарплату, то быстро окажется неконкурентоспособным.

Вопрос конкурентоспособности малого бизнеса тесно связан с качеством оказываемых услуг или производимой продукции. Казалось бы, у небольших предприятий объем заказов меньше, они могут уделить больше времени и внимания своим заказчикам, поэтому и качество должно быть лучше. Но, с другой стороны, учитывая, что выбор исполнителя по договору подряда зачастую определяет стоимость договора, обеспечить надлежащее качество за минимальные деньги удается не всегда.
Например, по данным ассоциации «А-бетон», в Петербурге от 50 до 100 предприятий выпускают бетонные смеси. Большинство из них представляют собой небольшие бетонные узлы, у которых параметры качества и контроля часто не соответствуют стандартам.

Опасения потребителей связаны также с качеством лакокрасочной продукции мелких производителей. Но это примеры, где решающую роль играют соблюдение технологии, наличие современного оборудования, сырья со стабильным качеством и грамотных технологов, что не всегда свойственно малому бизнесу. Отсюда мнение, что в малом бизнесе недобросовестных производителей больше.
С другой стороны, выпуск эксклюзивной продукции – как раз удел небольших компаний. Директор Института инноватики Иосиф Туккель приводит пример создания малого предприятия двумя студентами Политеха. Выкупив лицензию на технологию нанесения изображения на различные поверхности, они приспособили ее под выпуск кафельной плитки с оригинальным узором по дизайну заказчика и окупили свое внедрение уже в первый год.

Взгляд на перспективы

Каким бы инертным ни был современный строительный рынок, именно с малыми компаниями в любой отрасли экономики связаны инновационные надежды.
– Основа любого бизнеса – это малые предприятия с количеством сотрудников от 5 до 50 человек, – соглашается с этим Алексей Степанов, директор по развитию дорожно-строительной компании «Апекс». – Внедрять инновации жизненно необходимо и крупным и малым предприятиям, но для малых это особенно актуально, потому что они имеют свободу маневра, гибкость. Большое предприятие перестроить гораздо сложнее.
Для малой компании нецелесообразно заказывать инновационные разработки, но можно заимствовать в своей деятельности новые технологии и материалы. Достаточно найти организационную, маркетинговую или финансовую идею, концептуально новую для своего рынка. В этом многое зависит от личности руководителя, от его умения рискнуть и от его понимания, что такое предпринимательство.
– По прогнозам, в условиях финансового кризиса около 30% строительных предприятий могут уйти с рынка, – говорит Иван Сухарев, заместитель генерального директора Кировского домостроительного комбината . – То есть рынок уменьшится на треть. Заводы будут вынуждены диверсифицироваться, переходить на другую продукцию. При растущей конкуренции оставшиеся на рынке производители начнут снижать цены, но на основное сырье – щебень, цемент и песок – цены вряд ли упадут. То есть снижение цен произойдет за счет нашей и без того невысокой рентабельности.
Мы не против снижающих себестоимость инноваций, что для производителя железобетонных изделий означает разработку новых материалов с применением современных пластификаторов и других добавок. Но какой банк в условиях замедления темпов экономического роста и уменьшения потребительской активности даст кредит на инновационные разработки?
– Сегодня любому предприятию нужно нормальное финансирование на развитие производства, – полагает Александр Барский, генеральный директор научно-производственной фирмы «Скар-Лет». – Но получается, что физическому лицу получить кредит проще, чем предприятию. Мы используем инновационные технологии. Поэтому в отличие от других производителей антикоррозионных пигментов имеем «зазор» по рентабельности даже сейчас, когда цена на сырье выросла в 2,5 раза. Но мы не может удовлетворить все поступающие заказы – не хватает мощностей.

Малые предприятия в условиях развития рыночных отношений играют важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении ведомственного экономического монополизма, а также оказывают большое влияние на развитие национальной экономики. Во многих странах с рыночной системой хозяйствования результаты деятельности малых предприятий определяют типы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
В США в общем количестве предприятий малые предприятия составляют около 92%, на них приходится 50% научно-технических разработок, более 60% всех услуг, порядка 40% объема промышленной продукции. Общее количество малых предприятий более 7 млн, занято около 110 млн человек.
Роль малого бизнеса в экономике Японии хорошо известно как «японское чудо». В общем количестве предприятий, малых предприятий - порядка 77%, что составляет около 6,5 млн, на них занято около40 млн человек или же 70-" 80% новых рабочих мест.
Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 1998 г. около 12% внутреннего валового продукта (ВВП) и дает одну треть прибыли по народному хозяйству. На действующих на 1 января 1999 г. 877 тыс. малых предприятий работают на постоянной основе 9 млн человек и 6 млн совместителей. В отрасли строительства работают порядка 17%, или около 130 тыс. малых предприятий, преобладающая форма собственности - частная, ее доля в общем количестве составляет более 90%.
Как видим, роль малых предприятий в экономике развитых стран довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Россия только в самом начале пути массового создания и развития предприятий малого бизнеса.
В основе создания и развития правовых норм предпринимательства - Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Постановления Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. № 6 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» и (Федеральнаяпредпринимательской деятельности», Постановления Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. № 6 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» и (Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг.) от 3 июля 1998 г. № 697. Указанные акты открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.
Российским законодательством определены основные преимущества создания малого предпринимательства. К ним можно отнести:
1) предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности;
2) доступность малого предпринимательства в большинстве его форм многим гражданам в силу небольших первоначальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах;
3) повышенная мобильность, гибкость его, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса;
4) решение проблемы создания новых рабочих мест;
5) небольшой аппарат управления и, следовательно,болеенизкие накладные расходы;
6) использование местных сырьевых ресурсов;

Среди множества прав и свобод, которыми наделяет гражданина РФ Конституция, следует выделить принцип свободы заниматься экономической или предпринимательской деятельностью. Что это такое?

Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая человеком на личное усмотрение с целью регулярного получения прибыли от оказания предпринимателем или наемными рабочими услуг и работ, продажи товаров, личных навыков и умений, а также от пользования имуществом. Зачастую успешная предпринимательская деятельность граждан выливается в образование собственного малого предприятия в виде ИП или юридического лица

Сущность понятия «малое предприятие»

Основным определяющим критерием малого предприятия (МП) в Российской Федерации считается количество наемного персонала, работающего в штате или по договорам ГПХ. Согласно законодательным актам, к субъектам МП относятся коммерческие организации (кроме унитарных муниципальных и госпредприятий). Доля участия этих компаний в уставном капитале религиозных и общественных организаций, субъектов РФ, благотворительных и подобных им фондов не может превышать 25 %. А суммарный процент иностранных компаний и крупных юридических лиц в составе этих фондов должен составлять менее 49 %.

Следующим по важности критерием является численность наемных рабочих. Она должна укладываться в следующие рамки:

  • для организаций в области промышленности, транспорта и строительства - 100 человек;
  • для сельхозпредприятий и компаний, занятых в научно-технической сфере, установлен лимит в 60 человек;
  • для оптовиков - 50 человек;
  • для предприятий из сферы розницы и бытового обслуживания - 30 человек;
  • для организаций, занятых в иных отраслях, этот ценз составляет 50 человек.

Под критерии малого предприятия также подпадают физические лица, которые занимаются предпринимательством без образования юрлица. К перечню субъектов хозяйствования, которые могут считаться МП, можно отнести: ИП, фермерские хозяйства, потребительские кооперативы, хозпартнерства, хозяйственные общества и производственные кооперативы.

Третьим важным критерием считается величина выручки. Она не должна превышать для микропредприятий 120 миллионов рублей, а для МП - 800 млн.

Критерии определения субъектов МП

К основным критериям малого предприятия чаще всего относят следующие составляющие:

  • полученный предприятием ежегодный оборот;
  • размер уставного капитала;
  • средняя численность наемного персонала;
  • величина активов.

Юридические лица обычно используют три критерия (численность работников, величину выручки и требования, предъявляемые к структуре собственного капитала), а ИП - только два (размеры дохода и среднесписочную численность персонала). В соответствии с ФЗ № 209 «О развитии МП и СП в РФ» от 24. 07. 2007 года существует государственный реестр, куда вносятся физические лица, ведущие свою деятельность, как ИП и юрлица (коммерческие предприятия и потребительские кооперативы, кроме унитарных муниципальных и госпредприятий). Эти организации могут относиться к МБ, т. е. среднесписочное количество работников за год должно составлять 100 человек.

Особенности налогообложения МП

Экономика малого предприятия стимулируется при помощи льготного кредитования, налоговых льгот при выполнении услуг и производстве товаров, а также предоставления оборудования в лизинг. Согласно Налоговому кодексу РФ МП могут использовать ОСНО (общий режим налогообложения), упрощенный режим - УСНО, а также «вмененку» (ЕНВД) и ЕСХН (налоговой режим для сельхозорганизаций).

Возможностью УСНО (одна из льгот для МП) могут пользоваться ИП и организации с предельным количеством наемного персонала до пятнадцати человек. Предприятие считается малым лишь в том случае, если в течение последних четырех кварталов его выручка не превышала размер, равный 1000-кратному МРОТ. С 1 июля 2017 года один МРОТ равняется 7 800 рублей.

Льготы для МП

Большое внимание развитию МП всегда уделяло правительство. Это связано с тем, что малые предприятия в периоды кризисов самыми первыми становятся банкротами. Благодаря сектору малого предпринимательства в стране существует относительно здоровая конкуренция за счет довольно высокого качества оказываемых услуг и производимых товаров, а также достаточной гибкости структуры организации малого предприятия.

Первая льгота, применяемая с 01 июня 2014 года, касается разрешения малым компаниям не лимитировать остаток по кассе и хранить в ней денежные средства без лимита остатка. Чтобы применить эту льготу, бухгалтеру достаточно составить соответствующий приказ.

Вторая льгота касается возможности субъектом МП применять упрощенные способы бухучета. То есть для малых организаций предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. И существует ряд ПБУ, которые на них не распространяются. Следует также помнить, что ИП бухучет практически не ведут, а микропредприятиям разрешается вести бухучет методом сплошной записи хозяйственных операций, то есть без необходимости совершать проводки. Таким образом, организуется учет хозяйственных операций, сдается отчетность. Именно так выглядят бухгалтерские особенности малых предприятий.

Меры правительства РФ, направленные на поддержку МП

Программы поддержки МП ежегодно финансируются из бюджета субъектов РФ, ФБ, из иных источников и средств местных бюджетов. Муниципальные и государственные программы финансирования МП ведутся по следующим направлениям:


Способы подтверждения предприятиями статуса МП

Дополнительным преимуществом МБ считаются льготные условия при участии в государственных закупках. При прочих равных условиях организациям сферы МП, представленным в базе объявлений запросов-предложений, отдается предпочтение при выборе по сравнению с конкурентами. Некоторые конкурсы изначально создаются таким образом, что только субъекты малого или среднего предприятия могут подать на него заявку. Поэтому при участии в госзакупках часто нужно подтверждать соответствие организации критериям малого предприятия. Сделать это можно, уяснив структуру собственного капитала, просчитав численность работников и взяв результаты предпринимательской деятельности из декларации для юридических лиц.

Фирма, чтобы потерять преимущества, которые даются МП, должна перестать соответствовать всем критериям в течение 3 лет подряд (ранее - 2 года). Благодаря последним изменениям необходимость подтверждать статус МП отпала, так как он автоматически присваивается в соответствии с данными налоговой декларации. А ФНС с августа 2016 года формирует реестр малых предприятий, где учитывает все организации, относящиеся к МП. Это упрощает процесс получения фирмами льгот.

Кредитование на льготных условиях для МП

Многие крупные банки разработали программы льготного кредитования МП. Благодаря изменениям критериев в 2016 году часть крупных компаний могут войти в сегмент мелкого и среднего бизнеса, следовательно, воспользоваться льготными продуктами кредитования. Это в свою очередь увеличит количество выданных кредитов, чем снизит процентную ставку по ним. Сбербанк, к примеру, предлагает начинающим предпринимателям кредит для МБ «С нуля»», а для бизнеса по схеме франшиз и уже существующего предприятия - пакет кредитных услуг «Бизнес-старт».

Надзорные каникулы для МП

Всем, кто планировал открыть собственное дело, специалисты рекомендуют заняться этим именно сейчас, потому как в соответствии с государственной программой стимулирования роста и развития МБ с 1 января 2016 по 31 декабря 2018-го всем МП предоставляются надзорные каникулы в течение двух лет.

В этот период не могут осуществляться проверки на малых предприятиях. К примеру, ни санитарный инспектор, ни пожарная охрана, ни представитель какой-либо иной инстанции не имеет право осуществлять проверку. Также сокращены лимиты выездных неналоговых проверок: для микропредприятий - не больше 15 часов в год, а для МП - не более 50.

Законодательство устанавливает несколько критериев отнесения предприятий к малым субъектам предпринимательства, и один из них - это численность работников организации.

Законодательство о малых предприятиях

Главные вопросы малых предприятий регулируются в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - 209-ФЗ).

Действуют также постановления Правительства, регулирующие отдельные вопросы критериев отнесения к таким субъектам (N 265 от 4 апреля 2016 г. и др.).

Вопросы составления и предоставления отчетности такими субъектами регулируются приказами Росстата, ФНС и другими ведомственными нормативными актами.

Критерии малого предприятия

Количество работающих на малом предприятии

В пп. 2«б» п. 1.1 ч. 1 ст. 4 209-ФЗ устанавливается критерий, относящийся к численности персонала субъекта малого предпринимательства и позволяющий отнести субъекта к этой группе.

Это средняя численность его работников за предшествующий календарный год.

К малым предприятиям законодательство относит предприятия с численностью работающих там не более ста человек включительно, а для микропредприятий, отдельно выделяемых в составе малых, - пятнадцати человек включительно.

Микропредприятия в последнее время подверглись существенному изменению в части законодательного регулирования, но критерий их численности остался прежним.

Как посчитать среднюю численность персонала малого предприятия

Расчет численности не слишком прост, поскольку последняя содержит в себе.

Малые предприятия в условиях развития рыночных отношений играют важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении ведомственного экономического монополизма, а также оказывают большое влияние на развитие национальной экономики. Во многих странах с рыночной системой хозяйствования результаты деятельности малых предприятий определяют типы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

В США в общем количестве предприятий малые предприятия составляют около 92%, на них приходится 50% научно-технических разработок, более 60% всех услуг, порядка 40% объема промышленной продукции. Общее количество малых предприятий более 7 млн, занято около 110 млн человек.

Роль малого бизнеса в экономике Японии хорошо известно как "японское чудо". В общем количестве предприятий, малых предприятий - порядка 77%, что составляет около 6,5 млн, на них занято около 40 млн человек или же 70- 80% новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 1998 г. около 12% внутреннего валового продукта (ВВП) и дает одну треть прибыли по народному хозяйству. На действующих на 1 января 1999 г. 877 тыс. малых предприятий работают на постоянной основе 9 млн человек и 6 млн совместителей. В отрасли строительства работают порядка 17%, или около 130 тыс. малых предприятий, преобладающая форма собственности - частная, ее доля в общем количестве составляет более 90%.

Как видим, роль малых предприятий в экономике развитых стран довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Россия только в самом начале пути массового создания и развития предприятий малого бизнеса.

В основе создания и развития правовых норм предпринимательства - Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Постановления Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. № 6 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" и (Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг.) от 3 июля 1998 г. № 697. Указанные акты открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Российским законодательством определены основные преимущества создания малого предпринимательства. К ним можно отнести:

  • 1) предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности;
  • 2) доступность малого предпринимательства в большинстве его форм многим гражданам в силу небольших первоначальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах;
  • 3) повышенная мобильность, гибкость его, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса;
  • 4) решение проблемы создания новых рабочих мест;
  • 5) небольшой аппарат управления и, следовательно, более низкие накладные расходы;
  • 6) использование местных сырьевых ресурсов;
  • 7) поддержка отечественных товаропроизводителей;
  • 8) новые системы налогообложения и бухгалтерского учета и отчетности.

Согласно Закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", к числу малых предприятий в отрасли строительства относятся предприятия любой организационно-правовой формы, в том числе и кооперативы с предельной численностью работающих до 100 чел., где доля юридического лица или лиц в учредительном капитале не превышает 25%. К субъектам малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В основу механизма образования малого предприятия положены следующие принципы:

  • 1) все предприятия малого бизнеса вне зависимости от форм собственности должны находиться в одинаковых стартовых условиях хозяйствования;
  • 2) простота создания малого предприятия, прежде всего заявочный характер образования;
  • 3) малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства, за исключением видов деятельности, которые являются прерогативой государства.

Целями создания малых предприятий являются: активизация структурной перестройки экономики, насыщение потребительского рынка товарами, преодоление отраслевого и регионального монополизма, расширение конкуренции, создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий, укрепление экономической базы местных органов власти и т.д.

Правовая основа для развития малого бизнеса имеется, но вместе с тем начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда факторов:

  • 1) экономическое положение в стране, и прежде всего дефицит госбюджета, не позволяет государству широко финансировать программу развития малого бизнеса;
  • 2) в стране отсутствует инфраструктура строительного рынка, и прежде всего система страхования рисков и кредитов;
  • 3) острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйствования.

Весомым фактором развития сферы малого бизнеса становится система мер его государственной поддержки. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самым формирует инфраструктуру рынка, поддерживает предпринимательскую деятельность. Помощь малым предприятиям со стороны государства включает в себя два основных направления: организационное и экономическое. Государственная поддержка включает в себя Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды, агентства и центры поддержки предпринимательства. Использование системы налоговых льгот, создание цивилизованного пространства, информационная поддержка малых предприятий, представление статистической и бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке, обучение кадров, налаживание координации между федеральным уровнем и субъектами Федерации, определяющими появление позитивных сдвигов в сфере малых предприятий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" максимальные льготы имеются у предприятий малого бизнеса, работающих в приоритетных сферах деятельности, осуществляющих:

  • 1) строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;
  • 2) ремонтно-строительные работы.

Малые предприятия, работающие в этих сферах деятельности, в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль при условии, что доход в указанных видах деятельности превышает 70%, и в третий и четвертый год работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если доход от перечисленных видов деятельности составляет 90% от общей суммы дохода реализованной ими продукции (работ, услуг).

Все предприятия малого бизнеса независимо от сферы деятельности, организационно-правовой формы, формы собственности в течение всего времени их работы имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется на следующие цели:

  • 1) финансирование, в том числе в порядке долевого участия, капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения;
  • 2) погашение кредитов банка, использованных как капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения;
  • 3) добровольные взносы в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции;
  • 4) благотворительные цели, но не более 5%;
  • 5) проведение НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований, но не более 10% налогооблагаемой прибыли.

Все эти налоговые льготы не должны уменьшить фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.

Малым предприятиям предоставляется ряд специальных льгот:

  • 1) освобождение от уплаты авансовых взносов на прибыль;
  • 2) выдача Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства гарантий банку на возврат кредита, при этом фонд может и сам выдавать кредиты;
  • 3) уплата банками и страховыми компаниями, соответственно предоставляющими не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям и не менее 50% страховых взносов за отчетный период, полученных от страхования имущества малых предприятий, в 1,5 раза уменьшенного налога на прибыль в соответствии с постановлением Правительства.