Меню
Бесплатно
Главная  /  Расчет  /  Швейцер культура и этика краткое содержание. Универсальная этика А. Швейцера. И ее судьбе

Швейцер культура и этика краткое содержание. Универсальная этика А. Швейцера. И ее судьбе

Альберт Швейцер. Культура и этика

Ахмедова Тамила Хикмет кызы,

кандидат философских наук, доцент Азербайджанского государственного университета культуры и искусства.

Освальд Шпенглер, Карл Ясперс, Хосе Ортега-и-Гассет, Маркузе, Эрих Фромм, А.Камю, Ж.Маритен имена этих мыслителей вошли в историю культурологической мысли, прежде всего, благодаря их точному анализу трагического кризиса западной культуры. К сожалению, эти мыслители, дав диагноз болезни ХХ столетия социокультурной ситуации и строя пессимистические концепции дальнейшего культурно исторического развития Западной цивилизации, не указывали убедительный и реальный путь нравственного оздоровления общества.

Немецко-французский ученый Альберт Швейцер в отличие от них показывает реальный и возможный путь преодоления пагубного характера воздействия современный цивилизации на человека, это путь нравственного самосовершенствовании личности, этику благовения перед жизнью.

И все же гуманистическое мировоззрение Швейцера было подтверждено его непререкаемым авторитетом его собственной жизнью. «Доктор из Ламбарене» - это имя Швейцера знакомо многим людям, далеким от решения проблем культурологии.

Еще в юном возрасте Швейцер решил до 30 лет получить как можно более глубокое образование, а затем посвятить себя служению людям. Такое казалось бы пафосное, абстрактное на непосвященный взгляд решение, осуществляясь на деле, нашло вполне конкретные пути реализации.

К тридцати годам Швейцер благодаря своим многочисленным дарованиям и воспитанию, и таким добродетельным качествам как вера в себя, трудолюбие, упорство и методичность был уже признанным теологом и многообещающим философом. К этому времени у него было репутация среди профессиональных органистов, кстати, А.Швейцер был и мастером органостроения, а его исследование об И.С. Бахе, принесшее ему европейскую славу, до сих пор считается классическим трудом в этой области среди музыковедов. Таким образом, будучи удачлив на службе, имея широкий круг друзей, в том числе и очень влиятельных, он решает изменить коренным образом свою комфортную жизнь благополучного европейца, уехав в Африку.

Еще в студенческие годы Швейцер пытался реализовать свой принцип служения человеку. Он участвовал в попечении о беспризорных детях. Занимался устройством жизни бродяг и людей, отбывших тюремное заключение. Однако такая деятельность, зависящая от различных филантропических и благотворительных организаций, противоречила принципу индивидуального действия Швейцера, принципу несения личной ответственности за свои деяния. Он, выбрав работу именно врача, а не миссионера, как было тогда принято, становился и независимым от официальной благотворительности. В то же время врачебная деятельность, будучи самой что ни на есть подвижнической, как нельзя лучше подходила для индивидуальности, ревностно ограничивающей свою активность пределами личной ответственности. Во имя следования этому принципу он, профессор Страсбургского Университета, дактор философии, доктор теологии приступает к изучению медицины и на шесть с лишним лет становиться студентом. Одним словом он, исповедуя то, что проповедовал, собственной жизнью служил подтверждением своего гуманистического мировоззрения, этики благоговения перед жизнью. Но значит ли, что, посвятив себя лечению негров никому не известного в то время африканского местечка Ламбарене, он отказался от всего того, что любил, чем жил и в чем уже достиг признания? Нет! Проведя всю оставшуюся с небольшим перерывами жизнь в Африке, он продолжил свою деятельность ученого, музыканта (друзья даже подарили ему специально устроенный орган, который выдерживал климат Тропической Африки) и как философа. И именно в Африке он пришел к «Этике благоговения перед жизнью».

Он задумал произведение, которое должно было «вскрыть причину упадка культуры и привлечь внимание к возникающим в связи с этим опасностям» .

Работая над рукописью «Культуры и Этики» Швейцер последовательно анализировал философские учения в результате, которого кризис культуры объяснялся кризисом нравственности и дефицитом гуманизма. Нужно было создать такую этику, такое мировоззрение, которое бы остановило упадок культуры и создало бы весомые для ее возрождения, обновляющие и жизнеутверждающие импульсы. Осенью 1915 года плывя по африканской реке Огове к тяжелобольной женщине, он продолжал работать над рукописью. «Рассеяно сидел я на палубе, - вспоминал позже А.Швейцер – отыскивая простое и универсальное понятие этического, которое я не находил ни в какой философии… Вечером третьего дня, когда мы на закате солнца проплывали прямо через стадо бегемотов, встали передо мной вдруг слова «благоговение перед жизнью»…. Отныне я был проникнут идеей, в которой мир и жизнеутверждение соотносились с нравственностью.

Но Швейцер в отличие от западных культурологов не ограничивается только анализом признаков кризиса культуры, он ищет рациональные, настоящие, а не фатальные причины наблюдаемого кризиса культуры, ищет пути возрождения.

Вот основные тезисы о кризисе культуры А.Швейцера: «Материальные достижения, конечно, делают человечество, как таковое, более независимым от природы, чем раньше. Вместе с тем, однако, они уменьшают количество независимых существ внутри самого человечества. Ремесленник под воздействием машины превращается в фабричного рабочего. Место независимого коммерсанта все чаще занимает чиновник в силу того, что в сложных условиях современного производства шансы на существование имеют лишь предприятия, располагающие крупным капиталом…. Возникающее состояние зависимости и подчинения усугубляется еще и тем, что производственная жизнь объединяет все больше число людей в крупные агломерации, отрывая их от кормилицы- земли, от собственного дома и от природы. Тем самым люди тяжело травмируются психически. Утверждение о том, что с потерей собственного участка земли, «собственного жилища у человека начинается противоестественная жизнь, оказывается на поверку слишком правильным, чтобы считаться парадоксальным» .

С подневольным существованием органически связано перенапряжение людей. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как наемная рабочая сила, а не люди. Сверхзанятость современного человека лишает его труд духовного и нравственного начала. Такой человек, став жертвой перенапряжения, постоянно испытывает потребность во внешнем отвлечении и он находит его. Находит в праздности и развлечениях, требующих минимальных затрат духовных и интеллектуальных сил. Институты призванные стимулировать духовную жизнь, служить образованию и культуре, напротив, способствуют сползанию общества в пропасть легкомыслия и поверхности. Театр уступает место кабаре, а серьезная литература – развлекательной. Журналы и газеты преподносят информацию в предельно упрощенной форме. От больших городов и его жителей исходит дух растления. Специализация и организация труда внедряется, повсюду и даже там где в них нет никакой необходимости. Специализация разрушает цельность человека, общая организация общества совершается за счет духовной жизни. Несвободный, разобщенный, ограниченный современный человек находится под угрозой стать негуманным. Общество перестало признавать за всеми людьми человеческое достоинство. Человек, теперь превращенный в «человеческий материал», став объектом всевозможных манипуляций, одурманенный идеологией используется и гибнет сам, и убивает себе подобных в войнах, завоеваниях, колонизациях.

Появившиеся на рубеже Х I Х-ХХ столетия и занимающие умы интеллектуалов многочисленные пессимистические, релятивистские и социальные концепции культуры в итоге, по мнению Швейцера вели к понижению воли к жизни, пренебрежением индивидуальностью личности и дезориентацией в системе культурных ценностей. Следуя логике таких концепций Закат культуры вполне закономерен.

Действительно роковым для культуры стал тот факт, что ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Конечно же под воздействием открытий и успехов науки, обуздав силы природы и поставив их себе на службу, обогатив познание и многократно раскрыв свои возможности перед человеком открылись перспективы обеспечить намного лучшие условия своего существования. К сожалению, считает ученый, восторгаясь успехами науки и практики, мы переоцениваем материальные достижения и не принимаем во внимание значение духовного начала. «Культура – совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов» .

Источник культурного декаданса, его упадка и несовершенства объясняется тем, что оптимистическое жизнеутверждающее начало мировоззрения, его этика либо деградировали, либо остались неразвитыми. Остановить упадок культуры, воссоздать подлинную живую культуру возможно только с помощью создания такого мировоззрения, которое достаточно убедительно формулирует этическое миро- и жизнеутверждение.

Самую существенную связь с миром составляет переживание . Познание ставшее переживанием, наполняет человека ощущением его внутренний связи с окружающем миром, наполняет его чувством благоговения перед жизнью, перед таинственной волей к жизни, проявляющихся во всем и в травинке, пробивающейся сквозь асфальт, и в ручке младенца, тянущейся к матери.

Истинная философская этика гласит должна исходить из самого непосредственного и всеобъемлющего факта сознания. Этот факт гласит: «Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить» .

Следовательно, этика заключается в том, человек испытывает побуждение выказать ровное благоговение перед жизнью как по отношению к своей воли жизни, так и по отношению к любой другой. Гениальное – просто. Не делай другому то, чего себе не желаешь. Это и есть основной принцип нравственности. Так говорил Заратустра, об этом гласит Библейская мудрость и мудрость Корана. Швейцер «опять заставил заново» мыслить о том, что добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Нравственный человек, повинуясь внутреннему побуждению помогать любой жизни, не побоится показаться смешным или сентиментальным, потому что нравственность является не только законом жизни, но и условием ее существования и развития.

Анализируя культурологическую концепцию А.Швейцера, исследователи почти всегда описывают его жизнь. Потому что великий гуманист был практическим воплощением единства слова и дела, воплощением своей этики, этики благоговения перед жизнью.

Литература

1. Пауль Герберт Фрайер. Альберт Швейцер. Картина жизни. Москва. 1984.

2. Альберт Швейцер. «Письмо из Ламбарене». Ленинград 1978.

Швейцер Альберт

Культура и этика

Альберт Швейцер

Культура и этика

Перевод с немецкого Н. А. ЗАХАРЧЕНКО и Г. В. КОЛШАНСКОГО

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Часть первая РАСПАД И ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

I. ВИНА ФИЛОСОФИИ В ЗАКАТЕ КУЛЬТУРЫ

II. ВРАЖДЕБНЫЕ КУЛЬТУРЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА В НАШЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

III. ОСНОВНОЙ ЭТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ

IV. ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ КУЛЬТУРЫ

V. КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Часть вторая КУЛЬТУРА И ЭТИКА

I. КРИЗИС КУЛЬТУРЫ И ЕГО ДУХОВНАЯ ПРИЧИНА

II. ПРОБЛЕМА ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

III. ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

IV. РЕЛИГИОЗНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

V. ЭТИКА И КУЛЬТУРА В ГРЕКО-РИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ

VI. ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТИКА В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА И ПОСЛЕ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

VII. ОБОСНОВАНИЕ ЭТИКИ В XVII И XVIII СТОЛЕТИЯХ

VIII. ЗАКЛАДЫВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ В ВЕК РАЦИОНАЛИЗМА

IX. ОПТИМИСТИЧЕСКИ-ЭТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАНТА

X. НАТУРФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА

XI. ОПТИМИСТИЧЕСКИ-ЭТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И.-Г. ФИХТЕ

XII. ШИЛЛЕР, ГЁТЕ, ШЛЕЙЕРМАХЕР

XIII. НАДЭТИЧЕСКОЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ГЕГЕЛЯ

XIV. ПОЗДНИЙ УТИЛИТАРИЗМ. БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

XV. ШОПЕНГАУЭР И НИЦШЕ

XVI. ИСХОД БОРЬБЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЗА МИРОВОЗЗРЕНИЕ

XVII. НОВЫЙ ПУТЬ

XVIII. ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМИЗМА ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЕ ВОЛИ К ЖИЗНИ

XIX. ПРОБЛЕМА ЭТИКИ В СВЕТЕ ИСТОРИИ ЭТИКИ

XX. ЭТИКА САМООТРЕЧЕНИЯ И ЭТИКА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

XXI. ЭТИКА БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ

XXII. КУЛЬТУРОТВОРЯЩАЯ ЭНЕРГИЯ ЭТИКИ БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Имя Альберта Швейцера (1875--1965), "доктора из Ламбарене", лауреата Нобелевской премии, известно всему миру.

Издавая в переводе на русский язык книгу А. Швейцера "Культура и этика", мы знакомим советских читателей со Швейцером-философом, с одной из областей его разносторонней деятельности. Книга написана около сорока лет назад и неоднократно переиздавалась.

Перевод сделан с одного из последних прижизненных изданий. Эта работа представляет собой лишь две части из четырех, которые автор предполагал написать, излагая систему своих взглядов.

Швейцер ставит перед собой задачу пробудить в современном ему обществе стремление к созданию философски обоснованного и практически применимого оптимистически-этического мировоззрения, считая основной причиной упадка культуры в западном обществе отсутствие такого мировоззрения. При этом он полагает, что необходимо отказаться от оптимистически-этической интерпретации мира в любой ее форме, что ни миро- и жизнеутверждение, ни этику невозможно обосновать, исходя из познания мира. Он провозглашает независимость жизневоззрения (этики) от мировоззрения, пессимизм познания и оптимизм действия, практики. Оптимизм этот, как полагает Швейцер, коренится в нашей воле к жизни, наиболее непосредственным и наиболее глубоким проявлением которой является благоговение перед жизнью.

Этическое таит в себе высшую правду и высшую целесообразность. Таковы основные вехи мировоззрения Швейцера.

Значительное место в книге уделено истории этических идей и критическому анализу этических систем (со времен Древней Греции до конца XIX века) с точки зрения провозглашенной Швейцером этики активного самосовершенствования и благоговения перед жизнью.

Швейцеру близки по духу поздние стоики, Кант, рационалисты XVIII века, у которых он прослеживает развитие основного принципа нравственного, противопоставляя их взгляды надэтическому мировоззрению Гегеля с его формулой разумности действительного.

Этический пафос пронизывает и протест Швейцера против "гротескного прогресса" современного западного общества, враждебного подлинной "этической культуре", утратившего этические идеалы, завещанные ему Просвещением и рационализмом XVIII века. Критика Швейцера -- это критика с позиций абстрактного гуманизма; конкретизацией его взглядов стала его практическая деятельность.

Взгляды Швейцера не получили законченного систематического изложения. Практическое претворение в жизнь своих философских принципов занимало его больше, чем их теоретическое обоснование. Поэтому его мировоззрение, его этику нельзя рассматривать в отрыве от его деятельности.

Внутренняя логика его убеждений (пусть далеко не всегда совпадающая с логикой реальной действительности), страстность его веры в торжество добра и человечности, бескорыстное служение принятым идеалам, обая

Швейцер А.

Культура и этика

Перевод с немецкого Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанского
М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

Формат: DjVu 8,5 Мб

Качество: сканированные страницы + текстовый слой

Язык: русский

«Культура и этика» - эта проблема становится в наше время все более актуальной, ибо развитие цивилизации в XX веке уже подошло к такому рубежу, когда лишенная этического начала культура буржуазного общества все более угрожает благополучию и существованию человека на Земле. Необходимо в полной мере оценить ту опасность, которую представляет для будущего человечества так называемая- «массовая культура» буржуазного общества, не имеющая прочных нравственных основ, пропитанная идеями насилия, разбоя, культом секса и непрерывно недлительно растлевающая человеческое достоинства многих поколений.
С другой стороны, в нравственном развитии человечества совершается величайшей важности шаг: разуверившееся в капитализме человечество отворачивается от этики индивидуализма, выродившейся в культ эгоизма и стяжательства, и обращает свои взоры к этике коллективизма, рожденной в новое время пролетариатом и развитой социализмом.
В связи с этими процессами, являющимися полярными противоположностями в нравственном развитии человечества, естественно происходит оживление общественного интереса к проблемам этики и культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

от издательства 3

предисловие 5

часть первая
распад и возрождение культуры

i. вина философии в закате культуры 33
ii. враждебные культуре обстоятельства в нашей экономической и духовной жизни 40
iii. основной этический характер культуры 51
iv. путь к возрождению культуры 68
v. культура и мировоззрение 78

часть вторая
культура и этика

i. кризис культуры и его духовная причина 97
ii. проблема оптимистического мировоззрения 106
iii. этическая проблема 112
iv. религиозное и философское мировоззрение 119
v. этика и культура в греко-римской философии 123
vi. оптимистическое мировоззрение и этика в эпоху в эпоху ренессанса и после эпохи ренессанса 150
vii. обоснование этики в xvii и xviii столетиях 159
viii. закладывание основ культуры в век рационализма 175
ix. оптимистически-этическое мировоззрение канта 188
x. натурфилософия и мировоззрение спинозы и лейбница 197)
xi. оптимистически-этическое мировоззрение фихте 205
xii. шиллер, гёте, шлейермахер 215
xiii. надэтическое оптимистическое мировоззрение гегеля 219
xiv. поздний утилитаризм. биологическая и социологическая этика 226
xv. шопенгауэр и ницше 238
xvi. исход борьбы европейской философии за мировоззрение 252
xvii. новый путь 272
xviii. обоснование оптимизма через понятие воли к жизни 278
xix. проблема этики в свете истории этики xx. этика самоотречения и этика самосовершенствования 284
xxi. этика благоговения перед жизнью 294
xxii. культуротворящая энергия этики благоговения перед жизнью 304

Удивительный человек был Альберт Швейцер (1875-1965). Всемирно известный мыслитель, философ, гуманист, музыковед, теолог, органист, врач, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира. Он один из немногих на практике воплотил свое философское учение о милосердии и ценности жизни: в организации больницы в Экваториальной Африке, где и проработал много лет. А. Швейцер - автор 5-томного собрания сочинений, он отличался необычайным трудолюбием, глубиной и многосторонностью познания. Специалист по философии и религии, исследователь творчества И. Баха, музыкант, объехавший с органными концертами многие страны, прекрасный лектор, известный в университетах Европы и США.

Швейцер - гений и пророк, предвидевший опасность экологического кризиса, требовавший запрещения атомного оружия. Он обосновал универсальный гуманистический принцип благоговения перед жизнью, сострадания и сочувствия, милосердия и любви. Вначале его призывы звучали как чудачества, но со временем они стали основой организации общественных движений в защиту детей, инвалидов, стариков, женщин; образовались общества покровительства животным, возникла Красная книга исчезающих растений.

В автобиографических заметках он писал:

Мне даровано счастье служить милосердию, видеть плоды своего труда, ощущать любовь и доброту людей, иметь рядом верных помощников, признавших мое дело своим, обладать здоровьем, позволяющим справляться с напряженным трудом, сохранять неизменным внутреннее равновесие и спокойствие и не утратить энергию духа 1 .

В судьбе Швейцера тесно переплелись успех и благополучие, крутые переломы, освоение неизвестного, риск и непредсказуемость решений, благородство и сострадание, оптимизм и пессимизм, надежда и страх, рационализм и религиозность, горечь утрат и радость признания. В нашей стране его труды переводились давно, хотя полного издания сочинений нет до сих пор. Монография «И. С. Бах» издавалась неоднократно. В 1960-1970-е гг. интерес к Швейцеру значительно возрос. Его письма, статьи, рассказы публикуются в различных журналах и сборниках. В 1973 г. вышла его книга «Культура и этика».

Популяризации идей Швейцера способствовали культуролог

B. А. Петрицкий, который был с ним в переписке, философ А. А. Гусейнов, социолог Ю. А. Левада, польский этик И. Лазари-Павловска, немецкий исследователь Г. Геттинг. О жизни и деятельности Швейцера писали ученые А. Эйнштейн и А. Д. Сахаров, писатели Р. Роллан, М. Шагинян,

C. Цвейг, поэт Б. Пастернак, музыкант Г. Нейгауз.

В 1992 г. вышел сборник его работ, в который были включены ранее не переводившиеся труды «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть первая», «Мистика апостола Павла», Нобелевская речь, статьи разных лет, автобиографические заметки. В сборнике также представлены библиография трудов Швейцера, работы о нем, даты жизни и деятельности. Это дает возможность наиболее обстоятельно познакомиться с его культурным наследием, проникнуть в особенности его литературного стиля, понять эмоциональную страстность взглядов и позиций.

На одной из фотографий, помещенных в книге, можно увидеть Швейцера в его кабинете в Ламбарене, в Африке. Большой, необыкновенно красивый и добрый человек пристроился со своими рукописями на крохотном пространстве стола, на котором не умещаются не только бумаги, но даже и руки, потому что основную часть под лампой спокойно, привычно и по-хозяйски заняли две кошки, возможно, мать с котенком. Эта фотография многое говорит о Швейцере.

В очерке «Будничный день в Ламбарене» ученый передал обстановку, в которой он писал свои работы:

Строки эти я пишу, сидя за столом в большой приемной, и стараюсь не обращать внимание на царящий здесь шум. Каждую минуту меня отрывают различными вопросами. Приходится то и дело вскакивать с места и давать какие-то указания. Но писать в таких условиях я уже привык. Для меня важно быть в это время в больнице, на своем посту, чтобы видеть и слышать все, что там происходит, и нести ответственность за все 1 .

Такой напряженный ритм жизни был для него нормой.

И ее судьбе

Анализируя работы авторов, внесших существенный вклад в создание основ современной теоретической культурологии, нельзя пройти мимо идейного наследия, оставленного нобелевским лауреатом, выдающимся гуманистом Альбертом Швейцером (1875-1965), которого называют одной из самых значительных фигур среди европейских интеллектуалов середины XX века, равнозначной по степени своего влияния таким титанам мысли, как Альберт Эйнштейн, Бертран Рассел, Махатма Ганди, Жан Поль Сартр. Великий моралист, врач, ученый-естествоиспытатель, музыкант, политический деятель, много сделавший для превращения движения за мир и всеобщее и полное разоружение во влиятельную политическую силу современности, он сыграл огромную роль в развитии этики и богословия, философии и теории культуры, создав ряд произведений, без которых история европейской общественной мысли нашего времени выглядела бы явно обедненной.

Альберт Швейцер родился в небольшом городке в Верхнем Эльза-се в семье священника местной евангельской общины. Его мать была дочерью пастора. Отличаясь редкой набожностью, она свято соблюдала все религиозные обряды и соответствующего отношения требовала от своих детей, в том числе и от маленького Альберта, который уже в детские годы знал назубок многие протестантские хоралы и порядок службы в храме. Находясь постоянно среди людей глубоко верующих, сверяющих каждый свой шаг с догматами лютеровского учения, Альберт Швейцер не мог не усвоить основные положения протестантской религии, в том числе и пиететное отношение к труду как средству обретения божьей благодати и жизни - священному дару, которым человек не вправе распоряжаться по собственному усмотрению. Пяти лет от роду его отдают в сельскую школу, где он обучается до поступления в гимназию, которую успешно заканчивает в 1893 г.. В этом же году он становится студентом богословского факультета Страсбургского университета, где одновременно посещает лекции по циклу философских дисциплин. Приблизительно тогда же происходит одно знаменательное событие в его жизни - он дает свой первый концерт как органист и заслуживает восторженной оценки со стороны музыкантов-профессионалов. Завершив образование в Страсбурге, Швейцер проходит дополнительный курс философии в Сорбонне и Берлинском университете. Итогом обучения становится блестящая защита диссертации на тему «Философия религии Иммануила Канта», которая приносит Альберту Швейцеру ученую степень доктора философии. Немного погодя следует другая защита, и он становится доктором теологии. Далее - годы преподавательской деятельности в Страсбургском университете и интенсивная научная работа. Из-под пера молодого ученого выходят книги «Тайны мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса Христа», «Проблема Тайной Вечери на основании научных исследований XIX века и исторических обобщений», ряд научных статей, которые он публикует в ведущих философских журналах Германии. Издает он и несколько книг по органному искусству и теории музыки, в том числе работу «Иоганн - Себастьян Бах - музыкант и поэт», которая приносит ему широкую известность в среде европейских интеллектуалов и приглашение занять пост органиста Баховского общества в Париже, которое он принимает при условии сохранения за собой места доцента экзегетики 152 . Занимаясь преподавательской и концертной деятельностью, Альберт Швейцер одновременно обучается на медицинском факультете, готовясь выполнить ту клятву, которую он дал еще в юношеские годы. В 1913 г. он защищает третью диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса Христа» и получает диплом доктора медицины. Этот год становится рубежным в биографии Альберта Швейцера. На доходы от своей научной и концертной деятельности он основывает клинику в Ламбарене (Габон) и уезжает в Центральную Африку в качестве руководителя больницы и практикующего врача. С этого времени лечение больных тропической лихорадкой, сонной болезнью, туберкулезом, алкогольными психозами, брюшным тифом и множеством других известных и неизвестных европейской медицине болезней становится главным делом его жизни.

Первая поездка в Африку растянулась на 4 года. За ней последовали другие. Всего в Ламбарене он пробыл около 30 лет. Только на краткие промежутки времени (буквально на несколько месяцев) он возвращался в Европу, в основном для того, чтобы собрать средства для продолжения деятельности своей клиники, которая постоянно находилась в сложном финансовом положении несмотря на все старания ее создателя и бессменного руководителя. Последняя - четырнадцатая по счету - поездка Альберта Швейцера в Африку состоялась в 1959 г.. К этому времени он был уже лауреатом премии Гете, премии мира немецкой книжной торговли, Нобелевской премии мира, которые он отдал на создание больничного городка в Ламбарене и строительство домов для прокаженных. Умер Альберт Швейцер в 1965 г. в возрасте 90 лет на своем рабочем месте. Он был похоронен недалеко от своего дома в Ламбарене в пальмовой роще, которая была посажена его руками много лет назад. Такова жизнь этого необычного человека, который и сегодня остается для многих образцом учителя, гражданина, подвижника, сумевшего подняться над мелочным эгоистическим расчетом, суетностью желаний и подчинить свое существование великой цели служения людям.

Альбертом Швейцером написано множество работ, однако наибольшую известность ему принесли труды по теории культуры, прежде всего «Культура и этика» , где изложена квинтэссенция взглядов Швейцера на культуру и пути ее развития. Именно на эту работу мы будем ссылаться в дальнейшем, раскрывая комплекс идей, составляющих концепцию культуры немецкого мыслителя.

Если попытаться сформулировать главную идею «Культуры и этики », то она может быть выражена следующим образом: культура западного общества переживает не лучшие времена. Можно смело говорить о том, что из нее исчезло этическое начало и она все больше и больше превращается из мира человека в мир, противостоящий человеку, где деятельность всех субъектов осуществляется на основе не принципов гуманизма, а технической целесообразности и экономической эффективности. Поиск мер, способных приостановить этот процесс прогрессирующей дегуманизации, представляется исключительно важным делом, ибо с этим связаны судьбы миллионов людей и будущее человечества в целом. Именно этой идеей, если судить по автобиографическим работам Швейцера, он руководствовался, создавая свою главную книгу.

Но что же такое культура и каковы причины ее упадка? Культуру немецкий мыслитель понимает как особое сложное и интересное «жизненное явление в развитии человечества», не имеющее аналогов ни в природном, ни в социальном мире. Он определяет ее как

Поясняя свою мысль, он пишет, что этот прогресс проявляется прежде всего в «смягчении как для тех, так и других борьбы за существование» 154 . Другим словами, о культурном состоянии той или иной социальной системы говорит прежде всего наличие условий, способствующих не только нормальной жизни человека, но и благоприятствующих реализации его способностей и задатков. В том случае, если подобные условия отсутствуют, о культуре того или иного общества не может идти и речи.

Сущность культуры, по Швейцеру, двояка, ибо она предполагает господство разума над силами природы и господство разума над человеческими убеждениями. Из этих двух функций культуры Швейцер наиболее важной считает вторую, так как

только господство разума над человеческими убеждениями и помыслами дает гарантию, что люди и целые народы не используют друг против друга силу, которую сделает для них доступной природа, что они не втянутся в борьбу за существование более страшную, нежели та, какую человеку пришлось вести в нецивилизованном состоянии 155 .

Господство же над силами природы, особенно то, которое обеспечивается с помощью машин, зачастую, по мнению Швейцера, стимулирует расширение поля бескультурности, ибо рождает иллюзию всевластия человека и резко снижает нравственную мотивацию его поступков. Влияние экономического фактора на культуру, с его точки зрения, сплошь и рядом проявляется самым негативным образом, поэтому наличие эффективного экономического механизма еще ничего не говорит о культуре общества, которая может находиться на чрезвычайно низком уровне при высоком уровне развития техники и бесперебойно работающей экономике.

Рассматривая проблему существенного и несущественного в культуре, Швейцер приходит к мысли о том, что самым важным является духовный (более узко - моральный), а не материально-технический прогресс. Именно по развитости этического начала следует судить о культуре общества.

В чем же проявляется духовный прогресс , по Швейцеру? С его точки зрения, высот в духовном развитии общество достигает только тогда, когда «индивиды и всевозможные сообщества соизмеряют свои желания с материальным или духовным благом целого» 156 . Если этого нет, то говорить о духовном прогрессе не приходится. Таким образом, показателем духовного прогресса является степень этичности общества. Другими словами, чем больше в своей деятельности люди руководствуются моральными императивами и чем больше совершается действий, исходя из нравственной мотивации, тем более духовно развитой является та или иная система.

Швейцер считает, что материально-технический и духовно-этический прогресс идут отнюдь не параллельно друг другу . Часто наблюдаются ситуации, когда развитие материально-технического базиса явно опережает рост духовности и моральности. Так было в начале XIX в., когда силы этического прогресса иссякли, в то время как достижения в материальной сфере неуклонно нарастали. Бывает и наоборот, когда развитие морали происходит более быстрыми темпами, чем техники и материального базиса. Так было во времена Аристотеля, когда наблюдался застой в естественных науках, но шла интенсивная работа в области этики, о чем свидетельствует появление ряда крупных работ в этой области, в частности аристотелевской «Никомаховой этики», ставшей своеобразным итогом развития этической мысли в ту историческую эпоху.

В наше время векторы материально-технического и нравственного прогресса разошлись окончательно, но тем не менее немногие осознают этот печальный и тревожный факт. Большинство пребывает в святом убеждении, что «культура состоит преимущественно в научно-технических и художественных достижениях и может обойтись без этики или ограничиться ее минимумом» 157 . В подобной установке Швейцер усматривает огромную опасность, ибо, по его представлениям, культура, не облагороженная этикой, оставляет после себя пустыню.


Похожая информация.