Меню
Бесплатно
Главная  /  Договоры  /  Сценарий праздника гжели в начальной школе. Внеклассное мероприятие для младших школьников «Народные промыслы России. Царь говорит своему садовнику

Сценарий праздника гжели в начальной школе. Внеклассное мероприятие для младших школьников «Народные промыслы России. Царь говорит своему садовнику

Сценарий «Русская ярмарка. Гжель»

(На сцене сбоку стол, мама накрывает его.

Вбегают мальчик и девочка, в школьной форме, с портфелями.)

Девочка. Привет, мама! Мы пришли!

Мальчик. Ага, пришли! Скоро обед?

Хором. Мы голодные!

Мама. Мойте руки, мои хорошие, и скорее за стол!

(Дети уходят, возвращаются. Мама несет чайник.

Дети садятся за стол.)

Мальчик. А что это за чайник, я таких не видел?

Новинка это или музейный экспонат?

Девочка. Да мы же это в школе сегодня проходили!

Вот синие узоры на чайнике блестят!

Мама. Да, это Гжель - древнейшее искусство!

В 14 веке оно ведь родилось!

Мальчик. Вот бы перенестись сейчас в прошлое, одним глазком взглянуть на работу гжельских мастеров...

Мама. А давайте попробуем, ведь не знать о Гжели грустно. В ней столько мастерства и красоты сплелось!

Танец

(Звучит песня «Гжель», выходят мальчики-мастера, расставляют изделия.

Перед ними выбегают 2 мальчика.)

1-й мальчик.

Эй, народ честной, здравствуйте!

Всех на площадь нашу приглашаю,

Веселья и хорошего настроения желаю!

2-й мальчик.

В городе мастеров наша выставка открывается,

Потому что мастера здесь лучшие собираются!

1-й мальчик.

А откуда вы, мастера дивные?

1 мастер.

Мы приехали из Гжели!

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем.

Глину месим и поем.

2 мастер.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей Земли.

Мы и к вам полно товару

Посмотрите, привезли.

3 мастер.

Рассказывали наши деды, что собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.

4 мастер.

Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

5 мастер.

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

6 мастер.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

7 мастер.

Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

(Встают справа от стола. Выходит следующая группа детей.)

1-й. Гжель - самый известный русский народный керамический промысел.

2-й. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в 60 километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.

3-й. Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».

4-й. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

5-й. Сами гжельцы любят говороть, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

6-й . Самый излюбленный узор-гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности.

7-й. Но не всегда гжель была такого цвета. В 18 веке роспись изделий напоминала раскрашенный рисунок. И только на рубеже 19 века изделие приобрело сине-белый цвет, благодаря природе самой Гжели.

(Выходит 3 группа детей)

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась.

Теперь известно всем в народе

Её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете

Вы красоты такой!

Всю синеву небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.

У каждого художника,

Есть свой узор любимый.

И в каждом отражается

Сторонушка родимая

Её трава шелковая,

Её цветы весенние –

И мастерство волшебное

Достойно восхищения.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки - быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье-

Русская звонкая Гжель!

Песня (на мотив ‘ ‘ Во поле береза стояла’’)

В Гжели расписная посуда,
В Гжели расписная вся посуда
Люли люли узоры!
Люли люли узоры!

А узоры пишут синей краской,
Все узоры пишут синей краской!
Гжели Гжели узоры
Люли люли все узоры.

Глина там особенная есть
Из нее поделок всех не счесть
В синих синих узорах
В синих синих узорах

Вот из Гжели кружка расписная
Вот из Гжели чашечка чуднАя
Ваза в синих узорах
Чайник в синих узорах

Двадцать семь селений это Гжель
Павел Куликов- создатель Гжель
Это чУдные ремёсла
Очень древние ремёсла

А ещё из Гжели есть игрушки
Статуэтки, куклы и свистушки
В синих синих узорах
Непременно в синих узорах

Мы таким богатством гордимся (с усилением голоса!)
Ремеслом таким мы все гордимся
Гжель- волшебные узоры
Гжели синие узоры! (Все вместе, с ногой: ХЭЙ!)

Занятие по декоративно-прикладному творчеству. Гжель

Цель: актуализировать знания учащихся о росписи «Гжель»; научить рисовать элементы росписи «Гжель», формировать понятия об орнаменте.
Задачи:
обучающие
1. Познакомить детей с росписью «Гжель»
2. Познакомить детей с наследием русского народного искусства и его традициям.
3. Учить детей составлять план действий, правильно распределять время для работы.

Развивающие
1. Развивать у детей кругозор и формировать представления о роли искусства в жизни общества.
2. Развивать у детей образное мышления, творческую фантазию и воображение.

Воспитывающие
1. Воспитывать творческую личность, духовно богатую, внутренне свободную, способную строить жизнь, достойную человека, умеющего в этом мире быть счастливым;
2. Воспитывать такие качества личности как доброту, отзывчивость, трудолюбие, любовь к родному краю.
3. Воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира
Оборудование: слайды, посуда и статуэтки с росписью «Гжель», схемы орнаментов, на доске слова «гончар», «фарфор», «кобальт», «палитра», «эскиз».

I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

II. Вводная часть
Учитель:
- Отгадайте загадки:
1.Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит-плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это-…(птица)
2.Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё-беда:
Она их главная еда. (цветы, трава).
Учитель: Правильно, ребята! Птицы, травка, цветы, завитки-главные элементы росписи, о которой мы сегодня узнаем на занятии.

III. Основная часть.
- Сегодня мы с вами познакомимся c русским народным творчеством и называется оно ГЖЕЛЬ.
В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.
Учитель: -Кто такие гончары?
(мастера, которые изготавливают изделия из глины)
Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины подвергались обжигу в печи при высокой температуре.
И вот собрались однажды они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке- курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная сахарница получилась.
Стали думать да гадать как бы такую красоту украсить?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое небо с белыми облаками, вдали синий лес, синяя гладь рек и озёр, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава…
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали её ласково называть «Нежно-голубое чудо-сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду (показ посуды с росписью «гжель») Физминутка
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули.
Два-три – нагнулись, пол достали
А четыре – прямо встали.
Воздух сильно мы вдыхаем,
При наклонах выдыхаем.
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики,
Девочки и мальчики
Сегодня объединение «Гжель»- современное предприятие, в состав которого входит 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.
Гжель-это вазы, статуэтки, игрушки камины, люстры и многие другие фарфоровые изделия. Продукты «Гжели» пользуются огромной популярностью в России и за её пределами.
Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чаши цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне- исключительно гжельская традиция, которой не найдёшь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного тёмно-синего цвета. Но оттенки появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-чёрным.
Давайте попробуем на нашей палитре получить как можно больше оттенков синего цвета.
(пользуемся синей краской только одного цвета)
Так как гжельские мастера расписывали свои изделия цветами, листьями, завитками, птицами
Давайте попробуем также красиво нанести свой узор (эскиз) на бумагу. Сначала вы подумайте, что изобразите на своих изделиях.
(Учитель показывает на доске приёмы и технику мазков, работу кистью) Дети пробуют сделать свои эскизы


Физминутка:
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена...
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко... ровно... глубоко...
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

А сейчас, когда вы продумали, какой узор будете наносить на свои изделия, можете приступать к работе. Не торопитесь, работайте спокойно.
(Звучит спокойная музыка.)



IV. Заключительная часть. (выставка работ)


Ребята, понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы узнали?
- Возникли ли у вас трудности?
- Спасибо за работу.

Сценарий праздника: «Голубое чудо».

Действующие лица: Ведущий, девочка, мать, звёздочка, девочка-роза.

Танцевальный номер:

Песня «Незабудковая Гжель», сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичковского.

Ход праздника:

Театрализация сказки «Нежно-голубое чудо».

Ведущий: История эта случилась в Рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и чтобы прокормить свою дочь, женщине приходилось много работать, лепила из глины горшки да кувшины. А потом на рынке продавала. Да только не сильно пользовались горшки успехом. Были они белые и неяркие. Чуть свет, а она уже печь топит. Да за работу берётся. Дочка её Настенька такая умница уродилась: и пол подметёт, и тесто замесит, и на колодец за водой сходит. Так вдвоём и жили, а вдвоём и дело быстрее спорится. Наступила зима, да такая суровая да холодная, с ветрами сильными, морозами трескучими. И надо так случиться, что Настенька заболела, лежит в постели и встать не может. Какие только доктора её не смотрели, а вылечить не могли. Приближалось Рождество. Снега так намело, что сугробы до самых окон доставали, деревья стояли в белых кружевных нарядах, снежинки весело кружились, поблёскивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику. Только в доме Настеньки не до праздника: с каждым часом девочке становилось хуже и хуже. Матушка не знала, чем ей помочь, как облегчить страдания ребёнка.

Мама: Настенька, скоро праздник придёт - веселье, радость принесёт, может это тебе силы придаст.

Настенька: Не до праздника мне, матушка, не до веселья. Есть у меня одно желание: хочется мне увидеть васильки голубые и колокольчики в руках подержать, на красоту полюбоваться.

Мама: Да где же я зимой цветы найду?

Ничего не ответила Настенька, только ещё грустнее стала.

Этот разговор услышала звёздочка юная, которая только на небе зажглась. Стало ей жалко девочку, и решила она ей помочь. Разукрасила звёздочка оконное стекло узорами (импровизированное окно из плёнки с наклеенными цветами синего цвета). Чего только не было: колокольчики, ромашки, васильки. Всю ночь трудилась звёздочка (маленькая девочка в костюме звёздочки), о не успела закончить свою работу, утро наступало. Тогда она обратилась к солнышку: «Солнышко, надели мои узоры волшебной силой». И солнышко ей помогло, а мороз разукрасил цветы в синий цвет. Как увидела матушка узоры волшебные, так руки сами к краскам потянулись, и расцвели узоры на кувшинах и горшках. А Настенька посмотрела в окно, увидела цветы волшебные и от радости выздоровела».

Ведущий: Но это ребята миф, сказка. На самом деле гжельская роспись появилась не так. Давным-давно, недалеко от города Москва, среди лесов и полей стоит городок Гжель. Слово «гжель»- от слова «жегель», то есть жечь глину. Жили там умелые и весёлые мастера. Собрались они вечерком и стали думу думать, как им свой край прославить. Да свет удивить. Нашли они в своём краю глину чудесную и решили лепить из неё посуду, какую свет не видывал.

Мешали тут замес упруго, в избушке трудясь до утра

Умельцы гончарного круга, и глиняных дел мастера.

Не зная расчётов в науке, храня вековую мечту,

Из глины мужицкие руки умели лепить красоту!

Но не только лепниной украшали мастера свои изделия, а мотив росписи подсказала сама природа Подмосковья, с её обилием синих и голубых цветов.

Посуда сказочно красива, а цвета в ней всего лишь два.

Увидев небо гжели синее, его полюбишь навсегда!

Рисовали на посуде чудесные узоры из цветов, листьев, изображали на посуде леса, поля, церкви, людей. Очень затейливая посуда, нарядная. Полюбилась она людям и стали называть её нежно-голубое чудо. И по сей день, живут и работают внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь мир прославили мастера свой край, всем поведали, какие умелые мастера живут в России. (Весь рассказ сопровождается показом гжельских узоров).

Выходят дети с гжельскими изделиями, читают стихотворения.

1 ребёнок: Синяя сказка, глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

2 ребёнок: Мазки синие, широкие

А есть и узкие совсем.

Не встретите на свете вы,

Красоты такой!

3 ребёнок: Месят глину неустанно

Прибавляя к ней песок.

Эта глина как сметана

И как солнечный желток!

4 ребёнок: Ветерком её обдуют,

Зелье дивное вольют,

А ещё над ней колдуют,

А ещё над ней поют!

Исполняется песня «Незабудковая Гжель», сл.П.Синявского, муз. Ю. Чичковского.

Ведущий: А кто хочет попробовать себя в роли художника?

По желанию дети расписывают гжельскими узорами тарелки из папье-маше.

По окончанию работы ведущий задаёт вопросы:

Какой росписью ты расписала посуду?

Какие цвета использовал в своей работе?

Какими узорами расписала своё изделие?

Кому хочешь подарить? Иди, подари.

Ведущий: Во время работы народ придумывал пословицы и поговорки о труде.

Проводится игра с залом «Пословицы и поговорки».

Ведущий: Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.

Долог день до вечера, (коли делать нечего).

Умелые руки, (не знают скуки).

Была бы охота, будет (ладится работа).

Какова пряха, (такова и рубаха).

Кончил дело, (гуляй смело).

Дерево ценят по плодам, а (человека по делам).

Труд человека кормит, (а лень портит).

В августе у мужика три работы (косить, пахать, сеять).

Хлеб (всему голова).

Делу время, (потехе час).

Ведущий: Не любил народ лентяев и бездельников, поэтому высмеивал их в пословицах и поговорках.

Проводится игра с младшими детьми «Лень».

Выходит мальчик – «лень».

Лень: Ты, меня работушка не бойся, я тебя не трону.

Ведущий: Не колода лодырь, а лень! И лежит целый день!

Не жнёт, не косит, а есть, пить просит!

Дети: Что ты лень лежишь?

Лень: Пить, есть хочу!

Дети: А, что тебе надобно?

Лень: Яства боярские, питья государские!

Дети: Кто спину не гнёт, тому ложка не в рот!

А где гнулась спина, там рожь густа!

С зерна то – пирог, с колоска – весь мешок!

Поскачи, попляши, тогда есть-пить дадим!

Лень танцует, дети хлопают в ладоши.

Лень: Не хочу больше лениться, буду, я теперь трудится!

Проводится игра со старшими детьми «собери посуду».

Ведущий: Раз мазок, два мазок, вышел синенький цветок.

Расцвели на чашах розы, не страшны цветам морозы.

Выходит девочка «Гжельская роза».

Я гжельская роза, я с мороза пришла.

Рукой мастерицы придумана я.

И нет одинаковых роз на планете

Два цвета всего – синий и белый!

Роза: я хочу с вами поиграть, я вам буду задавать вопросы и посмотрю, что вы запомнили о гжельской росписи. А за правильный ответ я буду дарить вам гжельские розочки.

1.В каком городе появилась роспись? (Гжель).

2.От какого слова происходит слово «Гжель»? (Жегель).

3. Что в переводе означает слово «Жегель»? (Жечь глину).

4.Из какого материала изготавливают свои изделия гжельские мастера? (глина).

5.Какие цвета используют при росписи? (белый и синий).

6.Какими узорами расписывают художницы посуду?

Роза: Молодцы, ребята, справились с заданием.

В зале здесь сидят девчушки, выходите петь частушки!

*** ***

Приезжайте в Гжель туристы, Русская и звонкая,

Заходите в магазин. Посуда очень тонкая,

В нём всегда приобретёте Гжелью расписная,

Лучший в мире сувенир! Красивая такая!

*** ***

Мыла гжельскую посуду, Подмосковные мастера,

Разлетелись брызги всюду, Традиции хранили

Брызги вытру – не беда, Уже семь веков прошло,

Ох, посуда хороша! А Гжель не позабыли!

***

Гжелью славится Россия

Попадаешь словно в рай,

Посмотреть на это чудо,

Поезжайте в Гжельский край!

Роза: Молодцы. Ребята, очень мне у вас понравилось!

Ведущий: Чистота и изысканность линий

Холодна бледнолицая Гжель.

Это синий безудержный ливень,

Голубая, шальная метель!

Ведущий: Спасибо, вам ребята, но наш праздник подошёл к концу, спасибо за внимание!

Ведущий предлагает детям посмотреть детям выставку работ.


Цели: познакомить учащихся с историей развития народных промыслов; обобщить знания о народных мастерах; рассмотреть виды матрешек: загорской, семеновской и полховской; развивать воображение, творчество; воспитывать познавательный интерес к народному искусству, чувство гордости за мастеров нашей страны.

Оборудование : выставка работ учащихся и их родителей (хохломская роспись, городецкая роспись, дымковские игрушки, гжель); записи русских народных мелодий и песен «Калинка», «Русская матрешка», «Веселые матрешки», «По малину в сад пойдем», сбор иллюстрированного материала: разнообразные матрешки, фотографии, репродукции, рисунки, призы и грамоты. В подготовке праздника активно участвуют родители учащихся (изготовление костюмов, подбор иллюстрированного материала, музыкальных сопровождений, оформление класса).

Оформление праздника:

На классной доске: на листе ватмана нарисована матрешка и написан текст «Где труд, там и счастье». Развернута выставка рисунков и поделок учащихся. На столе - матрешки-сувениры, книги о народных промыслах, репродукции,рисунки.

Дети одеты в русские народные костюмы: девочки в сарафанах или юбочках с кофточкой, в платочках и фартучках; на мальчиках - брюки, белые рубашки с нашитой тесьмой.

Костюмы трех матрешек соответствуют особенностям росписи тех народных промыслов, которые они представляют.

Ход праздника

I. Организационный момент.

Звучит народная мелодия. В класс входят родители, дети. Заходят двое учеников, одетых в русские народные костюмы.

II. Рассказы о народных промыслах.

1-й гость. Мы к вам прибыли из старинной русской слободы Дымково, которая расположена недалеко от города Хлыново (так раньше назывался город Вятка) и привезли вам в подарок дымковскую игрушку.

2-й гость.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Сырости сырой,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте, охра с суриком,

По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

В. Фофанов

1-й гость. Дымовская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково. Игрушка была самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием - свистунья.

А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.

С тех пор и отмечают горожане свой праздник - свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Каждый из гостей громко читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую он держит в руке.

Барашек - свисток,

Левый рог - завиток,

Правый рог - завиток,

На груди - цветок.

Л. Дьяконов

Утка-Марфутка

Бережком идет,

Уточек-Марфуточек

Купаться ведет.

Т. Маврина

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спинке Егорка.

Л. Дьякова

Индя-индя-индючок,

Ты похож па сундучок,

Сундучок - не простой -

Красный, белый, золотой!

Л. Дьякова

Звучит народная песня «Калина». Гости из Дымково приглашают детей танцевать.

Учитель. Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками. Ребята, отгадайте загадки и узнаете, кто еще к нам приехал.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Как две радуги - брови,

Губы - маки, пунцовый наряд,

И румянцем, свежее моркови,

Глянцевитые щеки горят.

В этой молодице прячутся сестрицы,

Каждая сестрица - для маленькой темницы.

(Матрешки)

— Правильно. Это наша матрешка. Русской матрешке свыше 100 лет.

Учащиеся исполняют песню «Русская матрешка» (слова Ю. Жулькова, музыка В. Казелина).

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ».

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слова

О безвестном мастере-творце!

В класс входят три девочки, в руках несут матрешек.

До чего же вы, матрешки, красивые! И откуда вы пришли к нам? Кто подарил вам такие наряды?

1-я гостья (держит в руках загорскую матрешку). Я пришла к вам из Загорска. Сейчас это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. В России мы, матрешки, появились в конце XIX столетия. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собирались многие замечательные русские художники. Попала как-то к ним японская деревянная игрушка - кокэси. Это была фигурка японца, а в ней - мал-мала меньше - фигурки всех членов его семьи. Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою, русскую матрешку. Потом матрешку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась первая русская матрешка. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руках, а в ней фигурки девочек и мальчик, последним же был спеленатый малыш.

2-я гостья (держит в руках семеновскую матрешку). Нас, семеновских матрешек, расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, и край платка украшен цепочкой небольших бутонов.

А какие только истории с нами не приключались! Расскажу вам одну из них. Долго бродил по лесу семеновский мастер Евгений Безруков. Он искал дерево, из которого мог бы вырезать матрешку высотой один метр. Нашел, вырезал и потом принес готовую игрушку па фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней - целых 70 матрешек! И каждая - в неповторимом наряде! На память сфотографировали всю необычную семейку. Посмотрите.

(Дети рассматривают цветную репродукцию)

Знаете, ребята, время накладывает отпечаток на сюжеты семеновской матрешки. Оказалось, что ей к лицу убор хоккеиста и моряка, тракториста и космонавта. В Монреале, на Всемирной выставке, была одна совсем необычная «матрешка». Художник Роман Пчелкин украсил цветами корпус ракеты. Она открывалась, и внутри оказывался космонавт, а в нем - еще два! Целый экипаж! (Показывает репродукцию) Вот такие истории приключались с матрешкой.

3-я гостья (держит в руках полховскую матрешку).

Я - Полхов-Майданская матрешка. Появилась я на свет не случайно и сравнительно недавно - в 20-х годах прошлого века. Есть такое село в нашей Нижегородской области - Полхов-Майдан. Село большое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и красят «тарарушки» - так называют мастера свои поделки. Занималось этим делом не одно поколение сельчан.

Урожаи в здешних краях были скудные, народ жил голодно. Спасал мужика только лес да умелые руки: мастерили чашки, корыта, черпаки, лоханки, бочки - деревянную утварь. Но красить свои изделия начали позже. Прослышали люди, да и сами на ярмарках увидели, что деревянную посуду можно украсить рисунком. Вот стали рисовать так, как нигде не рисовали, по-своему. Краски брали анилиновые, те, которыми красят ткани, выбирали из них самые яркие и чистые тона. Вот и мы, матрешки, отличаемся от своих старших сестренок. (Показывает образцы полховских матрешек).

Голова у игрушки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке задорный, удалой вид. Еще обратите внимание на роспись. Платок на матрешке ярко-красный, юбка - фиолетовая. На голове, по центру платка, голубой трилистник с желтой сердцевиной, а прямо из-под него - жгучие, кольцами, кудри. Лицо у матрешки слегка скуластое, с нежным румянцем. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - ее фартук. Расцвел на нем чудо-букет. На зеленой изгибистой ветке - разноцветные цветы, бутоны, ягоды. Полюбуйтесь на меня!

Гости-матрешки (хором).

Мы - веселые сестрицы!

Мы - матрешки-озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять -

Любим в прятки поиграть!

Гости-матрешки и остальные учащиеся весело танцуют. Звучит песня «Веселые матрешки» (сл. В. Некрасовой, муз. Ю. Слонова).

Мы - веселые матрешки,

Ладушки, ладушки

На ногах у нас сапожки.

Ладошки, ладушки!

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки,

Раскраснелись наши щечки,

Ладушки, ладушки!

Ребята, а вы знаете стихи о русской матрешке?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех «матрешками» зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой -

Будет третья со второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри:

Кто в пей прячется внутри?

Прячется в ней пятая

Куколка пустая -

В ней живет шестая,

А в шестой - седьмая,

А в седьмой - восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

Сестры-куколки стоят.

«Сколько вас?» - у них мы спросим,

И ответят куклы: «Восемь!»

Учитель . Спасибо, вам матрешки, за рассказ! А теперь слово вам, мастера Гжели!

В класс входят двое учеников, держат в руках изделия из Гжели, читают стихотворение И. Кадухиной.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название - Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние -

И мастерство волшебное достойно восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

Мастера Гжели исполняют песню «По малину в сад пойдем» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).

Спасибо вам за подарки! А теперь наступает черед новых гостей.

В класс входят двое учеников с городецкими игрушками, читают стихотворение И. Кадухиной.

Привезли вам поклон и подарки свои

Со сторонки родной, где живут журавли.

С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой,

Где умыты ракиты голубою водой.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись - сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

Спасибо, гости дорогие, за ваш рассказ! А сейчас послушайте легенду и отгадайте, о каком народном промысле она рассказывает.

Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды - и она стала золотой.

Учащиеся. Хохломская роспись.

К нам приехали хохломские мастера.

В класс входят двое учащихся, в руках держат посуду, украшенную хохломской росписью.

1-й гость. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братании. И, кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

2-й гость.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется, попробуй сумей-ка.

А где-то Кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.

Еще характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

А вот посмотрите, знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали иль нет?

Вам мамы ее рассказали когда-то.

Сейчас эту сказку напомнят ребята.

И. Кадухина

Учитель. Спасибо, гости дорогие, за ваш рассказ и подарки!

III. Итог занятия.

Учитель. Закончили мы свой рассказ о народных промыслах. Смотрю на ваши подарки - налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да я и выбирать не буду - все ремесла хороши!

Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Мы тоже трудились и сейчас покажем, что изготовили ребята в нашей мастерской.

Родители и дети рассматривают поделки на выставке. Жюри выбирает лучшие поделки, награждает призами взрослых и детей. В заключение праздника дети и родители поют частушки на слова И. Кадухиной.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Золотая Хохлома,

Ею не налюбуются:

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

В Гжели делают посуду -

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися -

Городецкой красотой

Сраженные осталися.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Марина Анненко
Сценарий развлечения «Гжельские узоры»

Сценарий развлечения «Гжельские узоры »

Под мелодию песни «Осенняя» (слова Т. Артюховой)

1. Что случилось? Бело вокруг,

Лишь голубые цветы встали в круг.

Синий цвет и белизна…

Это Гжель к нам пришла (2 раза)

2. Белое поле, цветок голубой,

Как хорошо мне рядом с тобой.

Синяя речка березка бела….

Ой, до чего же ты, Русь, хороша! (2 раза)

3. Белая глина, белый фарфор.

Синяя краска, синий узор .

Это ты, Гжель родная моя ,

Спасибо, что к нам ты пришла(2 раза)

1-й воспитатель. Всего в 30минутах езды от нашего детского сада есть место, известное всему миру под названием Гжель ! Чем же она прославилась?

1-й ребенок. В Гжель из белой глины делают посуду.

2-й ребенок. И расписывают ее синей и голубой краской.

3-й ребенок. Больше такую посуду не делают нигде в мире.

2-й воспитатель. Работают в Гжели на славу , но и веселиться умеют.

В цент полукруга выходят двое детей.

1-й ребенок.

Беспокойные сапожки

Сами слышат, где гармошка,

Сами танцем идут,

Мои сапожки несут.

2-й ребенок.

Не стоится нам на месте,

Не дадите ли присесть мне?

Из-за вас, из-за вас

Я всегда пускаюсь в пляс

Оба вместе

Просим всех скорее встать,

Будем польку танцевать,

Вот и музыка играет,

Нас на танец приглашает.

(Исполняют польку на выбор)

Все дети танцуют,потом садятся по обе стороны зала.

1-й воспитатель. Делают в Гжели не только посуду ,но и фигурки людей и животных (показывает детям и родителям)

2-воспитатель. А однажды у мастера получилась вот такая матрешкав.

Исполняется сценка «Капризуля» Потом дети читают стихи о Гжели (автор В. К. Лобанва)

В тихом Подмосковье,

Речка Гжелка бежит .

Вдоль этой речушки

Деревенька стоит.

Разные оконца

На крыше конек,

Из чистого колодца

Водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речке бегут.

Умельцы в той деревеньки живут

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чудо творят

Белый комочек глины

Мастер держит в руках,

Что- то родное почудилось

В появившихся вдруг чертах

Вот хозяюшка вышла

Корм курам раздать

Вот дочка к маме прижалась-

Синее на белом.

Тонкий контур цветом

Видим мы на узорах

Наших веселых лугов.

Бело-синее чудо,

Соловьиная трель

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель !

1-й воспитатель

Люблю березку русскую

То светлую,то грутную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчике

Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле березонька стояла»

2-й воспитатель

Ставьте ушки на макушки,

Мы про Гжель спое частушки

Дети исполняют частушки (слова Л. А. Ляпиной)

По полю гуляла я

Три цветка нашла.

Белый,синий,голубой…

Я любуюсь красотой.

Дома краски я нашла,

Синим глазки подвела,

Щечки порумянила…

Мама,не ругай меня!

Юбку белую надела,

Синию ленту заплела.

Вот такая стала я,

Полюбуйтесь на меня!

На окошке два цветка,

Синенький и беленький

Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой!

Я в окошко посмотрю

На березку и ель.

Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель !

Голубые облака,

Синяя водица

Капитаном стану я,

Будешь мной гордиться!

Мыла гжельскую посуду ,

Разделились брызги всюду.

Брызги вытру- не беда!

Ох, посуда хороша!

Мы пропели вам частушки.

Хорошо ли? Плохо ли?

А теперь попросим вас,

чтобы вы похлопали.

1-й воспитатель.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет

Она крылышком помахивает,

Нас цветы водичку стряхивает.

Девочки исполняют танец «Гжельские узоры » под русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный»

1-й воспитатель.

Закончим праздник дружной песней!

Ее все вместе мы споем

2-й воспитатель.

Нет на Земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем!

Дети становятся полукругом и исполняют песню о родном крае, уходят.

Публикации по теме:

Цель: всестороннее развитие детей на свежем воздухе. Задачи: Провести работу по ознакомлению с окружающим миром. Как провести время прогулки.

Просмотрев публикацию Ирины Сафаровой «Дидактическая игра «Укрась посуду». Городецкая роспись», решила показать и свою игру, сделанную по.

Игры и забавы с песком «Узоры на мокром песке» Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование.

На мой взгляд, гжельская роспись - самая красивая. На белоснежном фоне её росписи расположились диковинные цветы, листья и травинки синего.

Осень золотую мы встречали, детский сад "Росинку" украшали. Листопад мы наблюдали за окошком и в саду, радоваться не уставали, настроение.

Конспект занятия по рисованию «Морозные узоры» Тема: «Морозные узоры» Цель: обучение детей рисованию узоров на окне. Задачи: Учить рисовать в определенной последовательности; Вызвать.