Меню
Бесплатно
Главная  /  Акты  /  Российский противолодочный самолет ту 142

Российский противолодочный самолет ту 142

Ту-142, Ту-142М, Ту-142М3 - дальний самолёт противолодочной обороны (ДПЛС), один из самых больших в мире. Он предназначен для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника на удалении до 5000 километров от аэродрома базирования, создания и контроля в течение продолжительного времени противолодочных рубежей большой протяженности.

Самолёты Ту-142 последних модификаций - Ту-142-М, Ту-142М3 - продолжают нести службу в составе Северного и Тихоокенского флотов, а также в составе ВВС Индии.
Ту-142 по кодофикации НАТО: Bear-F.
Ту-142М по кодофикации НАТО: Bear-F Mod 3.
Ту-142М3 по кодофикации НАТО: Bear-F Mod 4.

Модификации: Ту-142ЛЛ (летающая лаборатория), Ту-142М, Ту-142МК, Ту-142М3, Ту-142МП, Ту-142МР "Орёл" (для ретрансляционного комплекса резервной системы управления морскими ядерными силами (ПЛАРБ), Ту-142МРЦ, Ту-142МЭ.
Первый Ту-142М выпущен в 1975 году, последний (Ту-142М3) - в 1994 году.
Всего выпущено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций.
На вооружение авиации ВМФ самолет был принят в 1972 году.

История создания Ту-142

План создания советской противолодочной авиации разрабатывался в конце 1950-х годов.
В то время Военно-Морской Флот СССР не располагал силами, способными решать подобные задачи. Была поставлена цель о необходимости иметь к 1980 году в боевом составе авиации ВМФ 595 противолодочных самолётов.

Самолет разработан Ту-142 ОКБ А.Н.Туполева в конце 1960-х годов на базе стратегического бомбардировщика Ту-95РЦ.
Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 февраля 1963 года был задан к разработке дальний противолодочный самолет Ту-142 с поисково-прицельной системой (ППС) "Беркут-95". Её работа обеспечивается в следующих условиях: высота полёта 500-2000 метров, скорость - 350-700 км/ч, удаление от аэродрома до 5000 километров, состояние моря - до 4 баллов, скорость ПЛ - до 35 узлов; глубина погружения - до 400 метров.

Тактико-технические требования выдали ОКБ-156. Эскизный проект рассматривался осенью 1963 года, потом была создана макетная комиссия.
В качестве прототипа был избран Ту-95РЦ.

При проектировании Ту-142 для улучшения взлётно-посадочных характеристик самолёта и приспособления его для работы с грунтовых аэродромов, ОКБ применило новую конструкцию основных стоек шасси с двенадцатиколесными тележками, а также перешло на использование двухщелевых закрылок. Поскольку размеры новой тележки были значительно больше ранее использовавшейся на Ту-95, пришлось значительно увеличить размеры обтекателей гондол под уборку основных стоек. Крыло модернизировали и значительно увеличили его площадь.

Для поиска, обнаружения, классификации и слежения за подводными лодками на самолете была установлена специальная аппаратура. Для регистрации акустического поля подводной лодки на самолете было размещено большое количество радиогидроакустических буев активного и пассивного типа.

В носовой части транслятор из системы "Успех" заменили на поисковую инфракрасную противолодочную систему "Гагара" под обтекателем меньшего размера.
По хвостовому оперению были произведены две доработки. Во-первых, установили переставной стабилизатор, отклоняемый на взлете и посадке. Во-вторых, установили увеличенные по площади рули высоты с самолёта Ту-114, нижняя часть которых из-за кормовой пушечной установки, была отрезана. На концах стабилизатора были установлены новые обтекатели антенной системы "Лира", аэродинамически более приемлемые, чем обтекатели системы "Арфа" на Ту-95РЦ.

Система управления самолётом, её основные и вспомогательные органы были модернизированы. В системы управления рулями высоты, руля направления, и элеронов с помощью тросовых проводок подключены рулевые машины из комплекта автопилота АП-15РЗ.

Были обеспечены ручное и ножное безбустерное управление. Для безударного перехода на этот режим предусмотрены специальные клапана на бустерных механизмах. Электрическое управление триммерами сбалансировано с бустерным управлением. При включении гидроусилителей ГУ-54А электрическое управление триммерами отключается (флетнеры из системы не выключаются). При выключении - электрическое управление триммерами автоматически включается.

Двигатель снабжен системой всережимного автоматического флюгирования (состоит из электрической и гидравлической частей), переводящей лопасти винтов во флюгерное положение при падении крутящего момента на валу двигателя ниже расчётной (по ИКМ).
Кроме автоматической предусматриваются системы ручного флюгирования: аварийная, пневматическая и электрическая.

Топливо для двигателей конструкторами было размещено в 8 кессонных баках (отсеках) крыла, двух мягких баках в центроплане и одном мягком в задней части фюзеляжа. Топливная система состоит из четырех самостоятельных систем, питающих каждая свой двигатель и такое же количество кранов перекрестного питания.

Самолёт Ту-142 был оборудован системой заправки топливом в полёте "Конус" от самолётов-заправщиков М-4. При необходимости срочной посадки для уменьшения посадочного веса может производиться аварийный слив топлива в полёте в течение получаса.

Первая опытная машина Ту-142 №4200 строилась на Куйбышевском авиационном заводе. Самолет впервые поднялся в воздух18 июня 1968 года, пилотировал его экипаж во главе с летчиком-испытателем И.К.Ведерниковым.

Конструктивные особенности проекта самолёта Ту-142:

Ту-142 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом большого удлинения (угол стреловидности по 1/4 хорд составляет 35°). На верхней поверхности каждой консоли крыла установлены три аэродинамических гребня, крыло, как и стреловидное оперение, оборудовано антиобледенительной системой, фюзеляж типа полумонокок имеет круглое поперечное сечение, по длине он разделен на две герметичные кабины, отсек радиоэлектронного оборудования и вооружения.

В передней гермокабине оборудованы рабочие места летчиков, бортинженера и операторов радиоэлектронной аппаратуры. Для отдыха членов экипажа во время длительных патрульных полетов оборудован отсек отдыха со спальными местами.

В задней гермокабине находится стрелок кормовой пушечной установки, вооруженной двумя пушками ГШ-23.

Силовая установка самолета состоит из четырех высокоэкономичных турбовинтовых двигателей НК-12 с двухрядными восьмилопастными воздушными винтами АВ-60. Запас топлива во внутренних баках составляет 70 000 кг, самолет оборудован также системой дозаправки топливом в воздухе с неубирающейся штангой.

Модификации Ту-142М и Ту-142М3

В начале 1970-х годов серийное производство Ту-142 было передано на Таганрогский машиностроительный завод. Для отличия от предыдущих машин, самолёт предназначенный для производства в Таганроге получил в ОКБ шифр "ВПМ" (Ту-142М). Его серийное производство в Таганроге началось с 1975 года.

Поисково-прицельная система "Беркут" была заменена на систему "Коршун", которая позволяет осуществлять поиск и обнаружение малошумных подводных лодок нового поколения. Ту-142М имеет более мощную навигационную аппаратуру, автоматизированную систему связи, радиогидроакустическую аппаратуру "Кайра" и магнитометр "Ладога".

На вооружение этот самолёт поступил в 1980 году.
Во второй половине 1980 годов был выпущен самолёт Ту-142М3 с модернизированной поисково-прицельной системой "Коршун" и доработанной радиогидроакустической аппаратурой "Заречье".

На самолете была заново спроектирована кабина экипажа, усовершенствована система заправки топливом в воздухе. Некоторые варианты самолетов этой модификации имеют увеличенные размеры люков отсека вооружения.

Вооружение самолета Ту-142М3 состоит из радиогидроакустических буев, глубинных бомб, противолодочных торпед и управляемых ракет, а также противокорабельных ракет Х-35 с дальностью прицельного пуска 130 километров и массой боевой части 145 килограммов. Оборонительное вооружение состоит из двух авиапушек ГШ-23 и аппаратуры радиоэлектронной борьбы.

Также были разработаны модификации: Ту-142МР - с буксируемой антенной для обеспечения связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении, и Ту-142М3-К для воздушных перевозок грузов массой до 20 000 килограммов на расстояние до 9150 километров.

Лётно-технические характеристики самолёта Ту-142М

Размеры:
размах крыла - 50,4 метра;
длина самолета - 53,07 метров;
высота - 14,47 метров;
площадь крыла - 289,9 квадратных метров;

Массы и нагрузки:
взлетная - 185000 килограммов;
Тяга нефорсажная - 15000 кгс;
Масса топлива нормальная - 87000 килограммов;

Лётные данные:
крейсерская скорость - 705 км/ч;
максимальная скорость полёта - 800 км/ч;
скорость барражирования - 450 км/ч;
практическая дальность полета - 10050 километров;
длина разбега - 2560 километра;
боевой радиус действия у земли - 6400 километров;
практический потолок - 13500 метров;
число членов экипажа ТУ-142М - 9 человек (штурман, командир, правый летчик, бортинжинер, оператор средств связи (ЗАС), второй и третий штурман, отвечающие за взаимодействие с радиобуями, в задней кабине радист и командир огневых установок (КОУ).
Экипаж ТУ-142МР - 11 человек.

История катастроф Ту-142

6 августа 1976 года Ту-142 из 76 отдельного противолодочного авиаполка дальнего действия (ОПЛАП ДД) выполнял контрольный полёт (лейтенант Хазагеров и инструктор командир эскадрильи майор В. Н. Морозов). Через 15 минут после взлёта были в работе обнаружены неполадки, командир принял решение выполнить посадку, во время которой разломился фюзеляж. Погибли 6 человек.

20 апреля 1984 года два Ту-142 из 310 76 отдельного противолодочного авиаполка дальнего действия (ОПЛАП ДД) (ведущий - командир полка полковник В. И. Зубков, ведомый - капитан А. И. Глот) совершали тренировочный полёт. Через 1 час 15 минут после взлёта в центральной части Охотского моря один Ту-142 внезапно начал снижаться, столкнулся с водой и взорвался.

6 ноября 2009 года в Хабаровском крае в акватории Каменного ручья Татарского пролива потерпел крушение противолодочный самолет Тихоокеанского флота (ТОФ) России. Он выполнял учебно-тренировочный полёт
На его борту находились 11 человек, все погибли.

Ту-142 самолет комплексной системы, созданный для защиты рубежей России, в ответ на появление в водах США подводных лодок, оснащенных новейшими баллистическим ракетами.

История создания самолета Ту-142

Появление новых подводных лодок, патрулирующих акваторию США, означало усиление мощи этой державы. Возможность нанесения ядерного удара, уничтожение стратегических объектов Советского Союза представляла большую вероятность.

Система противовоздушной обороны в этом случае не имела возможности своевременно противостоять ядерной угрозе. Перед министерством Обороны России встала задача создания комплексной системы обнаружения и ликвидации подводных лодок.

Противостоять атомным подводным лодкам с ракетами баллистического действия могли только самолеты дальней противолодочной авиации с радиусом действия, превосходящим эту характеристику самолета ИЛ-38.


самолет Ту-142 фото

Решению задачи были отведены кратчайшие сроки. В связи с особыми обстоятельствами, новый самолет комплексной системы обнаружения и нейтрализации подводных лодок, решено было разрабатывать на основе машины ТУ-95ПЛО.

Однако этот вариант оказался неудачным из-за отсутствия возможности установки системы обнаружения необходимой мощности. В разработку нового самолета был взят планер Ту-95РЦ, имеющий системы для решения задач по поиску и уничтожению подводных конструкций.


Ту-142 в полете над океаном фото

Самолет новой разработки получил в оснащение противолодочный комплекс с советского противолодочного корабля Ил-38, сложную систему навигации, состоящую из приборов определения местонахождения подводных лодок с высокой точностью, аппаратуру для расчета цели и наведения оружейных систем.

Характеристики Ту-142

  • Длина самолета - 49,5м;
  • Высота самолета - 12,12м
  • Размах крыла - 51,1м;
  • Скорость максимальная - 825км/ч;
  • Скорость крейсерская - 711км/ч;
  • Боевой радиус действий - 6 400км;
  • Экипаж - 10 человек.

Конструктивные особенности Ту 142

ДПЛС Созданный Ту-142, самолет дальней противолодочной системы, представляет четырех турбовинтовой моноплан, который имеет:

  • крыло среднего расположения;
  • однокилевое хвостовое оперение, в котором кили работают в струе воздушного потока, создаваемого винтами;
  • трехопорное шасси с управляемыми передними колесами, улучшающих путевое управление и устойчивость разбеге и пробеге;
  • фюзеляж типа монокок, балочно-обшивочный, обустроенный стрингерами продольного элемента набора, шпангоутами поперечного набора.

К фюзеляжу с работающей обшивкой монтируются остальные элементы воздушного судна:

  • кабины экипажа в передней и задней конструкции фюзеляжа;
  • кормовая пушечная установка; штанга дозаправки топливом в полете судна, расположена в передней части фюзеляжа судна;
  • люк аварийной эвакуации экипажа в нише правой ноги шасси;
  • два грузовых отсека в нижней части корпуса самолета.

ППС «Беркут» установлен на новом воздушном противолодочном корабле с некоторыми доработками, которые были необходимы, применительно к конструкции судна.


противолодочный самолет Ту-142 фото

Комплектация приборов практически не претерпела изменений. Была заменена модель универсальной цифровой вычислительной синхронной машины ЦВМ-264 на ЦВМ-263. Для этого пришлось изменить некоторые программы и значения констант в запоминающем устройстве.

Конструкторы исключили из программы функции, не участвующие в решении поставленных задач, но была оборудована автоматическая навигационная система АНП-3В, облегчающая работу летного состава, особенно в процессе слежения за подводными лодками.

Итог

Поступление распоряжение частей ВМФ самолетов, имеющих радиус действия, превышающий этот параметр у Ип-38 в два раза, обеспечило существенное увеличение границ контроля противолодочной авиацией.

Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. Этот самолет проектировался с поисково-прицельной системой "Беркут" и набором средств для поражения подводных лодок на базе самолета Ту-95РЦ, который в тот период ОКБ разрабатывало для ВМФ.

В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в эксплуатацию в части авиации ВМФ. 14 декабря 1972 года самолет был принят на вооружение авиации ВМФ. Куйбышевский завод продолжал выпускать серийные машины, но параллельно велись работы по модернизации и улучшению летно-технических характеристик самолета. На самолете Ту-142 №4211 в кабине были установлены койки для отдыха экипажа в длительных полетах. На Ту-142 №4231 была демонтирована малоэффективная система "Гагара" и часть оборудования электронного противодействия.

В начале 70-х годов серийное производство Ту-142 было передано на Таганрогский машиностроительный завод. Для отличия от предыдущих машин, самолет предназначенный для производства в Таганроге получает в ОКБ шифр "ВПМ" (Ту-142М). Серийное производство в Таганроге началось с 1975 года. Шифр Ту-142М в эксплуатации получила модификация, разработанная в ОКБ в 1969 году с новым комплексом поисково-прицельной системой "Коршун".

Кроме серийных модификаций ОКБ создало на базе Ту-142 несколько опытных вариантов. Ту-142 с системой противолодочного вооружения "Атлантида" получил обозначение Ту-142МП. Часть серийных самолетов была переоборудована и поставлена в авиацию ВМФ в варианте самолета- ретранслятора для связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении (Ту-142МР). На базе двух самолетов Ту-95МС и Ту142М был разработан самолет разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены Ту-95РЦ. Всего в Куйбышеве и Таганроге было построено более сотни самолетов типа Ту-142.

Модификации

Ту-142

Все самолёты с ППК «Беркут-95», как первые 18 машин, (изделия ВП) построенные в Куйбышеве (за характерные тележки шасси их называли «сороконожками» или «луноходами»), так и построенные в Таганроге и модифицированные изд. «ВПМ».

Ту-142М, Ту-142МК

Самолёт Ту-142М (изделие «ВПМК», «Коршун», по классификации НАТО — Bear-F Mod 3 ) начал разрабатываться в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 14 января 1969 года, а тактико-технические требования (ТТТ) на него были подписаны заместителем главкома ВВС по вооружению 20 марта 1969 года. Разработка модификации была вызвана принципиальными недостатками ПСС «Беркут».

На самолёте была проведена значительная модернизация. ПСС «Беркут» была заменена новой системой - «Коршун», дополнительно был установлен феррозондовый магнитометр ММС-106 «Ладога» и другие системы, большое внимание было уделено совершенствованию навигационного оборудования. Значительная часть самолётов была переделана из Ту-142 изд. «ВПМ».


Ту-142МР «Орёл»

В марте 1977 года (испытания закончились в декабре 1980 года) на базе серийного Ту-142М в ОКБ Бериева (ОКБ-49 под руководством А. К. Константинова) был создан самолёт для ретрансляционного комплекса резервной системы управления морскими ядерными силами (ПЛАРБ). Самолёт, получивший название Ту-142МР «Орёл» (изделие «ВПМР», по классификации НАТО: Bear-J ) был оборудован выпускной антенной СДВ длиной 8600 метров и комплексом радиостанций, под управлением ЦВМ «Орбита-20». Строился небольшой серией и был принят на вооружение. Отличается отсутствием поисково-прицельного оборудования и вооружения (на месте первогогрузоотсека организован технический отсек с аппаратурой связи - станцией СДВ «Фрегат» и выпускным антенным устройством ВАУ, второй грузоотсек используется как «багажный», для перевозки оборудования и имущества). Экипаж состоит из 9 человек. Интересно, что также самолёт применялся (и применяется) как мощный КВ ретранслятор, в том числе и без подъёма в воздух (работа со стоянки). Также данные машины периодически применялись для обеспечения запусков космических аппаратов.


Ту-142ЛЛ

В летающие лаборатории были переоборудованы 2 самолёта - первый Ту-142 с заводским номером № 4200 и Ту-142М № 4243. Цель переделки самолётов - испытания и доводка новых мощных ТРД НК-25, НК-32, НК-144 и РД-36-51самолётов Ту-22М3, Ту-160, Ту-144 и Ту-144Д. В конце лета 1986 года самолёт № 4243 совершил свой первый полёт.

Ту-142ЛЛ имел следующие отличия от Ту-142М: демонтировано всё вооружение и специальное оборудование, сделан вырез внизу фюзеляжа под модуль с отрабатываемым двигателем, усилена конструкция планера, установлена контрольно-записывающая аппаратура. Для выпуска-подъёма модуля была применена гидравлика, также имелась воздушная система, работающая лишь на подъём, а также устройство гильотинного типа, позволяющее сбросить двигатель в случае пожара или другой опасности.

В апреле 1990 года началась разработка программы полётов для установления мировых рекордов. Согласно правилам FAI, Ту-142ЛЛ попадал в категорию машин с турбореактивными двигателями со взлётной массой 100-150 тонн. 3 мая 1990 года были выполнены два полёта и установлены три мировых рекорда: набор высоты 6000 м за 4 мин 23 сек, 9000 м - 6 мин 3,5 сек, практический потолок - 12 530 м.

После распада СССР отмечались попытки западных фирм приобрести самолёт, однако Ту-142ЛЛ был разрезан на металлолом в середине 1990-х годов. Второй самолёт ранее потерпел катастрофу.


Ту-142М3

В конструкции фюзеляжа и оснащении оборудованием широко использовались решения по Ту-142МР ОКБ-49 А. К. Константинова. На Ту-142М3 (изделие «ВПМК-З», «Заречье», по классификации НАТО - Bear-F Mod 4 ) была установлена вместо «Кайры-П» более совершенная гидроакустическая аппаратура «Заречье», магнитный регистратор параметров поиска «Узор-5». Поисково-прицельный комплекс был доработан до возможности работать не только с новыми типами гидроакустических буев, но и со старыми буями системы «Беркут». Был установлен бортовой комплекс обороны «Саяны-М» под управлением БЦВМ. Для обороны задней полусферы кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 была заменена на более совершенную, с ГШ-23Л. Самолёты полностью окрашены в серый цвет. В корме самолёта демонтировали выпускную пяту с парой дутиков (колёс) - за ненадобностью.

Самолёт принят на вооружение в 1985 году и строился серийно до 1994 года. Вероятно, это последний самолёт производства СССР.


Ту-142МП

Опытный экземпляр построенный (на базе Ту-142М № 4362) для испытаний системы противолодочного вооружения «Атлантида».


Ту-142МРЦ

Опытный самолёт разведки и целеуказания на базе Ту-142М предназначался для замены Ту-95РЦ. Был построен в начале 1990-х годов, однако в связи со сменой концепции применения противокорабельных ракет, выполнение задач целеуказания было возложено на орбитальные спутниковые системы. Работы по Ту-142МРЦ прекратили, а единственный экземпляр самолёта был утилизирован.

Ту-142МЭ

Экспортная модификация для Индии на базе Ту-142М (МК). Произведены доработки двигателей и систем самолёта для эксплуатации в тропическом климате. Поставлено 8 машин.


Ту-142МРМ

Упоминание о планируемых испытаниях данной модификации появилось в январе 2014 года.


Ту-142МЗМ

Очевидно, планируется модификация пилотажной и навигационной аппаратуры одиночных самолётов по типу МРМ. Фактические сроки не определены и весьма туманны.

Летно-технические характеристики

Видео

Поисковый и патрульный самолет морской авиации на базе ракетоносца Ту-95.

Исходно разработан на базе разведывательного самолета Ту-95РЦ (тот, в свою очередь, происходил от стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95) для решения задач поиска и уничтожения подводных ракетоносцев США. Впоследствии на машину были возложены разведывательные и патрульные функции, со временем ставшие чуть ли не основными.

Первый полет Ту-142 — 1968 год, на вооружение принят в 1972 году. Самолет имеет некоторые отличия в конструкции от базового Ту-95 , в частности, самолет получил новое крыло.


Самолет Ту-142М3, 2011 год. Фото: ТАНТК им. Бериева

Максимальная взлетная масса до 190 тонн. Крейсерская скорость 735 км/ч. Практический потолок в разных версиях 12−13 км. Боевой радиус последних модификаций 5200 км. Экипаж в разных версиях самолета 9−10 человек, включая командира, второго пилота (помощника командира), штурмана, бортинженера и операторов поисковой системы.

Основой бортового оборудования исходных машин Ту-142 была поисковая противолодочная система «Беркут». На более поздних модификациях Ту-142 М/МК/М3 (на вооружении в данный момент) установлена более совершенная система «Коршун» с комплексами гидроакустической аппаратуры «Кайра» и (у модификации Ту-142 М3) «Заречье».


Кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 РЛС ПРС-1 «Аргон"/BOX TAIL и антеннами станции РЭБ «Саяны-М» на самолете Ту-142М3 в музее на аэродроме Жуляны, г. Киев, 2010 год. Фото: Алексей Власов/russianplanes.net

Работа бортовой противолодочной системы строилась следующим образом: по определенной схеме выбрасывались в океан гидроакустические буи, с них собиралась информация и, обрабатывая ее бортовыми вычислительными средствами, получали место искомой подводной лодки. После чего эта информация могла быть передана ударным внешним силами и средствам, либо по лодке могло быть применено бортовое оружие самолета.

Вооружение, помимо традиционно сохранившейся кормовой оборонительной установки 23-мм пушек, включало до 400 радиогидроакустических буев (РГБ-1 и РГБ-2 для «Беркута», РГБ-15 , РГБ-16 , РГБ-25 , РГБ-26 , РГБ-55 , РГБ-75 для «Коршуна», РГБ-36 для «Коршуна» с «Заречьем»), авиабомбы ФАБ-250 , противолодочные бомбы ПЛАБ-50 и ПЛАБ-250 , противолодочные торпеды АТ-1 , АТ-1 М, АТ-2 , АТ-2 М, УМГТ-1 , авиационные противолодочные ракеты АПР-1 , АПР-2 , АПР-3 , морские мины РМ-1 , РМ-2 , УДМ.


Противолодочный самолет Ту-142М3, аэродром Елизово, Камчатка, 2010 год. Фото: Валерий Петров/russianplanes.net

На базе Ту-142 создавался также самолет-ретранслятор Ту-142 МР «Орел» с выпускной антенной большой протяженности, предназначенный для резервной системы управления морскими стратегическими ядерными силами, построенной на сверхдлинноволновой радиосвязи.

Самолет в экспортной версии Ту-142 МЭ поставлялся также для морской авиации Индии.

Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. Этот самолет проектировался с поисково-прицельной системой "Беркут" и набором средств для поражения подводных лодок на базе самолета Ту-95РЦ, который в тот период ОКБ разрабатывало для ВМФ.

В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в эксплуатацию в части авиации ВМФ. 14 декабря 1972 года самолет был принят на вооружение авиации ВМФ. Куйбышевский завод продолжал выпускать серийные машины, но параллельно велись работы по модернизации и улучшению летно-технических характеристик самолета. На самолете Ту-142 №4211 в кабине были установлены койки для отдыха экипажа в длительных полетах. На Ту-142 №4231 была демонтирована малоэффективная система "Гагара" и часть оборудования электронного противодействия.

В начале 70-х годов серийное производство Ту-142 было передано на Таганрогский машиностроительный завод. Для отличия от предыдущих машин, самолет предназначенный для производства в Таганроге получает в ОКБ шифр "ВПМ" (Ту-142М). Серийное производство в Таганроге началось с 1975 года. Шифр Ту-142М в эксплуатации получила модификация, разработанная в ОКБ в 1969 году с новым комплексом поисково-прицельной системой "Коршун".

Кроме серийных модификаций ОКБ создало на базе Ту-142 несколько опытных вариантов. Ту-142 с системой противолодочного вооружения "Атлантида" получил обозначение Ту-142МП. Часть серийных самолетов была переоборудована и поставлена в авиацию ВМФ в варианте самолета- ретранслятора для связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении (Ту-142МР). На базе двух самолетов Ту-95МС и Ту142М был разработан самолет разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены Ту-95РЦ. Всего в Куйбышеве и Таганроге было построено более сотни самолетов типа Ту-142.

Модификации

Ту-142

Все самолёты с ППК «Беркут-95», как первые 18 машин, (изделия ВП) построенные в Куйбышеве (за характерные тележки шасси их называли «сороконожками» или «луноходами»), так и построенные в Таганроге и модифицированные изд. «ВПМ».

Ту-142М, Ту-142МК

Самолёт Ту-142М (изделие «ВПМК», «Коршун», по классификации НАТО — Bear-F Mod 3 ) начал разрабатываться в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 14 января 1969 года, а тактико-технические требования (ТТТ) на него были подписаны заместителем главкома ВВС по вооружению 20 марта 1969 года. Разработка модификации была вызвана принципиальными недостатками ПСС «Беркут».

На самолёте была проведена значительная модернизация. ПСС «Беркут» была заменена новой системой - «Коршун», дополнительно был установлен феррозондовый магнитометр ММС-106 «Ладога» и другие системы, большое внимание было уделено совершенствованию навигационного оборудования. Значительная часть самолётов была переделана из Ту-142 изд. «ВПМ».


Ту-142МР «Орёл»

В марте 1977 года (испытания закончились в декабре 1980 года) на базе серийного Ту-142М в ОКБ Бериева (ОКБ-49 под руководством А. К. Константинова) был создан самолёт для ретрансляционного комплекса резервной системы управления морскими ядерными силами (ПЛАРБ). Самолёт, получивший название Ту-142МР «Орёл» (изделие «ВПМР», по классификации НАТО: Bear-J ) был оборудован выпускной антенной СДВ длиной 8600 метров и комплексом радиостанций, под управлением ЦВМ «Орбита-20». Строился небольшой серией и был принят на вооружение. Отличается отсутствием поисково-прицельного оборудования и вооружения (на месте первогогрузоотсека организован технический отсек с аппаратурой связи - станцией СДВ «Фрегат» и выпускным антенным устройством ВАУ, второй грузоотсек используется как «багажный», для перевозки оборудования и имущества). Экипаж состоит из 9 человек. Интересно, что также самолёт применялся (и применяется) как мощный КВ ретранслятор, в том числе и без подъёма в воздух (работа со стоянки). Также данные машины периодически применялись для обеспечения запусков космических аппаратов.


Ту-142ЛЛ

В летающие лаборатории были переоборудованы 2 самолёта - первый Ту-142 с заводским номером № 4200 и Ту-142М № 4243. Цель переделки самолётов - испытания и доводка новых мощных ТРД НК-25, НК-32, НК-144 и РД-36-51самолётов Ту-22М3, Ту-160, Ту-144 и Ту-144Д. В конце лета 1986 года самолёт № 4243 совершил свой первый полёт.

Ту-142ЛЛ имел следующие отличия от Ту-142М: демонтировано всё вооружение и специальное оборудование, сделан вырез внизу фюзеляжа под модуль с отрабатываемым двигателем, усилена конструкция планера, установлена контрольно-записывающая аппаратура. Для выпуска-подъёма модуля была применена гидравлика, также имелась воздушная система, работающая лишь на подъём, а также устройство гильотинного типа, позволяющее сбросить двигатель в случае пожара или другой опасности.

В апреле 1990 года началась разработка программы полётов для установления мировых рекордов. Согласно правилам FAI, Ту-142ЛЛ попадал в категорию машин с турбореактивными двигателями со взлётной массой 100-150 тонн. 3 мая 1990 года были выполнены два полёта и установлены три мировых рекорда: набор высоты 6000 м за 4 мин 23 сек, 9000 м - 6 мин 3,5 сек, практический потолок - 12 530 м.

После распада СССР отмечались попытки западных фирм приобрести самолёт, однако Ту-142ЛЛ был разрезан на металлолом в середине 1990-х годов. Второй самолёт ранее потерпел катастрофу.


Ту-142М3

В конструкции фюзеляжа и оснащении оборудованием широко использовались решения по Ту-142МР ОКБ-49 А. К. Константинова. На Ту-142М3 (изделие «ВПМК-З», «Заречье», по классификации НАТО - Bear-F Mod 4 ) была установлена вместо «Кайры-П» более совершенная гидроакустическая аппаратура «Заречье», магнитный регистратор параметров поиска «Узор-5». Поисково-прицельный комплекс был доработан до возможности работать не только с новыми типами гидроакустических буев, но и со старыми буями системы «Беркут». Был установлен бортовой комплекс обороны «Саяны-М» под управлением БЦВМ. Для обороны задней полусферы кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 была заменена на более совершенную, с ГШ-23Л. Самолёты полностью окрашены в серый цвет. В корме самолёта демонтировали выпускную пяту с парой дутиков (колёс) - за ненадобностью.

Самолёт принят на вооружение в 1985 году и строился серийно до 1994 года. Вероятно, это последний самолёт производства СССР.


Ту-142МП

Опытный экземпляр построенный (на базе Ту-142М № 4362) для испытаний системы противолодочного вооружения «Атлантида».


Ту-142МРЦ

Опытный самолёт разведки и целеуказания на базе Ту-142М предназначался для замены Ту-95РЦ. Был построен в начале 1990-х годов, однако в связи со сменой концепции применения противокорабельных ракет, выполнение задач целеуказания было возложено на орбитальные спутниковые системы. Работы по Ту-142МРЦ прекратили, а единственный экземпляр самолёта был утилизирован.

Ту-142МЭ

Экспортная модификация для Индии на базе Ту-142М (МК). Произведены доработки двигателей и систем самолёта для эксплуатации в тропическом климате. Поставлено 8 машин.


Ту-142МРМ

Упоминание о планируемых испытаниях данной модификации появилось в январе 2014 года.


Ту-142МЗМ

Очевидно, планируется модификация пилотажной и навигационной аппаратуры одиночных самолётов по типу МРМ. Фактические сроки не определены и весьма туманны.

Летно-технические характеристики

Видео