Меню
Бесплатно
Главная  /  Заявления  /  Порядок проведения и показатели оценки рабочих мест. Аттестация рабочих мест различных компаний и ооо. Простой пример #1 определения наказания за нарушение правил проведения аттестации

Порядок проведения и показатели оценки рабочих мест. Аттестация рабочих мест различных компаний и ооо. Простой пример #1 определения наказания за нарушение правил проведения аттестации

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда позволяет работодателю определить насколько безопасно организована деятельность его сотрудников. В настоящее время все наниматели, за исключением физических лиц без образования ИП, должны проводить данное мероприятие.

Оценка условий труда и аттестация рабочих мест

Сразу стоит отметить, что в настоящее время в законодательных актах такое понятие как «аттестация рабочих мест» не применяется, его заменили на «специальную оценку условий труда» еще с 01.01.2014 г. Но в обиходе до сих пор чаще используют словосочетание «аттестация рабочих мест».

По своей сути эти два понятия идентичны, и одно и другое подразумевает проведение специального комплекса мероприятий , направленного на выявление вредных и опасных факторов на том или ином рабочем месте.

В настоящее время действующий закон об аттестации рабочих мест – это Федеральный закон «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее Закон).

Аттестация рабочих мест: срок действия

Периодичность аттестации рабочих мест бывает следующей:

  • Плановое проведение спецоценки 1 раз каждые 5 лет.
  • Внеплановое проведение по мере возникновения необходимости.

Внеплановая аттестация рабочих мест может быть проведена в следующих случаях:

  • появление новых рабочих мест,
  • несчастный случай или профзаболевания в связи с воздействием опасных факторов,
  • изменения, произошедшие в технологическом процессе,
  • предписание инспекторов ГИТ или по предложению представительного органа работников.

Для таких ситуаций статья 17 Закона устанавливает предельный срок от 6 до 12 месяцев на проведение внеплановой спецоценки, в зависимости от причины, ее повлекшей.

Еще один вопрос, возникающий у нанимателей, которыми до вступления в силу Закона была проведена аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна такая проверка, нужно ли проводить вместо нее спецоценку? Закон гласит, что, если нет предпосылок для проведения внеплановой оценки, аттестация будет действительна в течение 5 лет . То есть, если предприятия провели ее до конца 2013 года, впервые проводить спецоценку им нужно только в 2018 году.

Аттестация рабочих мест: кто проводит

Согласно статье 8 Закона спецоценка рабочих мест организуется работодателем при участии компании, которая имеет право осуществлять такие работы.

К привлекаемой организации предъявляется ряд требований:

  • В перечне деятельности должен присутствовать код ОКПД аттестации рабочих мест: 71.20.19.130 (по классификатору ОК 034-2014).
  • В штате компании должны быть трудоустроены не менее 5 сертифицированных экспертов.
  • В структуру компании должна входить специальная аккредитованная лаборатория, для проведения замеров и проб.

Для того чтобы быть уверенным, что компания, которой поручено проводить проверку, соответствует заявленным требованиям, нужно проверить ее наличие в специальном списке, который находится на ]]> сайте Минтруда ]]> .

Как провести аттестацию рабочих мест самостоятельно

В настоящее время наниматели не вправе проводить аттестацию рабочих мест без привлечения сотрудников компании, имеющей соответствующую лицензию. В противном случае результаты такой спецоценки не будут иметь законную силу.

Как проводится аттестация рабочих мест

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда предполагает проведение следующих мероприятий:

  • Издание приказа о проведении аттестации, в котором назначается комиссия и сроки проведения.
  • Определяется список рабочих мест, подлежащих спецоценке. Здесь нужно учитывать периодичность аттестации рабочих мест. Проверяются только те места, срок предыдущей оценки которых истекает.
  • Проводится непосредственная работа по изучению документации, проведение замеров и взятие проб.
  • Оформляется отчет, в который входит карта аттестации и сводная ведомость. В них вносятся все проведенные мероприятия и делается вывод о безопасности рабочего места с присвоением определенного класса.

С результатами спецоценки необходимо ознакомить заинтересованных работников.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда

Это сводный документ, в который вносятся все сведения о проверяемом рабочем месте, и указывают уровень (степень) воздействия тех или иных факторов, например, уровень АПФД (в аттестации рабочих мест под этой аббревиатурой объединяют все аэрозольные вещества, которые могут находиться в воздухе).

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году

В случае если наниматель уклоняется от проведения спецоценки или нарушает ее процедуру, на него налагается административное наказание. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест взимается по п. 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ и составляет:

  • 5000 – 10 000 руб. для должностных лиц и ИП.
  • 60 000 – 80 000 руб. для организаций.

При этом уплата штрафа не избавляет виновника от проведения аттестации.

Как оплатить аттестацию и вернуть часть потраченных на нее средств

Как правило, вопрос по учету затрат возникает у бюджетных организаций, которыми оплачивается аттестация рабочих мест. КОСГУ (Классификация операций госсектора) в этом случае отсылает к статье 220 «Оплата работ, услуг» (приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н).

Другой вопрос, как может быть частично компенсирована аттестация рабочих мест? ФСС разрешает оплачивать ее из взносов по «травматизму». Для этого нужно подать в Фонд соответствующий пакет документов. Получить средства можно как на уже проведенную работу, так и на планируемую. Главное условие – отсутствие задолженности по страхвзносам.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя совокупность процедур, измерений и вычислений, которые позволяют выявить, насколько безопасно то или иное рабочее место. Данная процедура должна проводиться всеми работодателями с определенной периодичностью. Какие установлены сроки проведения аттестации рабочих мест регламентирует Закон № 426-ФЗ (О проведении спецоценки). Ее виды подразделяются на плановые и внеплановые.

С 1 сентября 2011 г. начал действовать новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В документе более детально прописан регламент проведения этой сложной процедуры, состав участников, их обязанности и требования к ним.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок). Он вступил в силу 1 сентября 2011 г.
До этого момента действовал прежний Порядок аттестации, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят в целях:
- выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
- осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Об этом говорится в ст. 209 Трудового кодекса.

Правовые основания для проведения аттестации

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению нового Порядка, напомним положения Трудового кодекса, которые регулируют правила и порядок проведения аттестации.

Обязанности работодателя

Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда. В связи с этим он должен предпринять определенные меры, в числе которых проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Это установлено в ст. 212 Трудового кодекса.

Кто устанавливает правила аттестации

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Таким ведомством на сегодняшний день является Минздравсоцразвития России (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

Примечание . Аттестация и взносы в ФСС РФ
Минздравсоцразвития России планирует внести изменения в ст. ст. 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Возможно, работодателей обяжут сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медицинских осмотрах работников.

Проект также предусматривает, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу будет рассчитываться по итогам работы компании за три года с учетом состояния охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и обязательных медицинских осмотров работников. В настоящее время в расчете фигурирует один предыдущий год.

Для чего нужна аттестация

Согласно п. 3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда необходимы:
- для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- применения скидок (надбавок) к страховому тарифу взносов на случай травматизма;
- подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
- установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.

Кто должен проводить аттестацию

Проводить аттестацию, как и ранее, должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка):
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели.
На работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, требования Порядка не распространяются.

Когда проводят аттестацию

Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным. Однако теперь в Порядке говорится о том, что указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

В новом Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Ранее п. 7 прежнего Порядка предусматривалось, что вновь созданные рабочие места подлежат аттестации после их ввода в эксплуатацию.

Внеплановая аттестация

Введено понятие внеплановой аттестации. Она проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):
- при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - в полном объеме;
- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества процедуры аттестации;
- при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- замене производственного оборудования;
- в случае изменения технологического процесса;
- изменения средств коллективной защиты.
Результаты внеплановой аттестации оформляют в общем порядке. При этом для каждого рабочего места создается новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений (о ней и других документах, которые необходимо оформить при аттестации рабочих мест, мы расскажем в следующем номере).

Какие рабочие места подлежат аттестации

Аттестации подлежат все рабочие места компании (п. 4 Порядка). Однако в отдельных случаях проведение измерений, а также оценка факторов рабочей среды и трудового процесса могут угрожать безопасности работников или специалистов, проводящих аттестацию.
В таких ситуациях аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о том, что измерения и оценка проводиться не будут, условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным. Такое решение оформляют в письменном виде, оно подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

Аналогичные рабочие места. Существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Оценку производственных факторов на таких рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух).

Рабочие места признают аналогичными, если:
- профессии или должности имеют одно наименование;
- при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
- используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
- ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- производственное оборудование, транспортные средства и т.п. расположены на рабочем месте одинаково;
- существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (этот пункт появился в новом Порядке).
Если все условия исполняются, рабочие места признают аналогичными. При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест. После этого определяется новый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.
На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.
Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).
Нестационарные рабочие места. Если рабочее место не является стационарным, порядок его аттестации несколько меняется.
Сначала определяют типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов. Затем производят оценку этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

Об ответственности

Теперь в п. 52 Порядка четко прописано, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. В прежнем Порядке такой нормы не было.
Напомним, нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ). Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а если оно было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет). Для предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Компания же может расстаться с суммой 30 000 - 50 000 руб., или ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.

Распределение обязанностей по проведению аттестации

В новом Порядке более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации между ее участниками.
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Ее привлекают на основании договора гражданско-правового характера (п. 6 Порядка). Ранее аттестующую организацию привлекали лишь при необходимости.

Аттестационная комиссия

Новый Порядок предусматривает, что аттестационную комиссию создает работодатель. Он также определяет график проведения работ по аттестации.
Состав аттестационной комиссии. Аттестационная комиссии должна состоять (п. 10 Порядка):
- из представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские работники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
- специалиста по охране труда;
- представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
- представителей аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).
В Порядок введена норма, которая касается микропредприятий и компаний малого бизнеса. Если аттестация проводится у них, состав аттестационной комиссии может быть сокращен. В нее включают (п. 10 Порядка):
- работодателя (его представителя);
- представителей аттестующей организации;
- представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
- представителей организации или специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Обязанности аттестационной комиссии. Согласно п. 12 Порядка аттестационная комиссия должна выполнять следующие действия:
1. Осуществлять руководство и контроль проведения аттестации на всех ее этапах.
2. Формировать комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организовать их изучение.
3. Составлять перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец дан в Приложении N 1 к Порядку).
4. Готовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с их наименованием в ЕТКС работ и профессий рабочих (ЕТКС должностей руководителей, специалистов и служащих).
5. Присваивать каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более восьми знаков).
6. Заполнять и подписывать карты аттестации.
7. Готовить предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя:
- по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты;
- установлению соответствующего режима труда и отдыха;
- по обеспечению сотрудников другими гарантиями и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
8. По результатам аттестации разрабатывать план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Так сказано в ст. 211 Трудового кодекса.

Аттестующая организация

В новых правилах четко определены требования к аттестующей организации. Ею может являться юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к компании, на рабочих местах которой проводится аттестация.
Работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. Работа между ними может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам выполняемых на рабочих местах работ.
С аттестующей организацией работодатель заключает договор, по которому она обязана:
- произвести измерения;
- провести оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- оформить и подготовить отчет об аттестации;
- представить по требованию работодателя обоснования сделанных выводов.
При проведении аттестации аттестующая организация:
- определяет методы проведения измерений и оценок, количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
- исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда в компании, на рабочих местах которой проводится аттестация;
- запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.
Организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

Как проходит аттестация

Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:
- соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- травмоопасности рабочих мест;
- обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
- условий труда на рабочих местах (комплексная).

Оценка по гигиеническим нормативам

В данном случае аттестующие должны оценить все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном месте (п. 15 Порядка).
Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.
Для оценки применяют инструментальные измерения. Кроме того, анализируют уровни факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.
Гигиеническая оценка условий труда должна проводиться в соответствии с документом "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Р 2.2.2006-05), утвержденным 29.07.2005 Главным государственным санитарным врачом РФ. Согласно этому Руководству выделяют (табл. 1) четыре класса вредности и опасности рабочих мест. Все зафиксированные в ходе оценки гигиенических нормативов данные заносят в протокол измерений и оценок (о его заполнении мы расскажем в следующем номере).

Оценка травмоопасности рабочих мест

При оценке травмоопасности рабочих мест аттестующая организация исследует (п. 21 Порядка):
1) производственное оборудование. В частности, проверяются наличие и соответствие норме:
- комплекта эксплуатационной документации;
- средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;
- ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов, сигнальной окраски и знаков безопасности;
- сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);
- защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий;
2) приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
3) соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (совместное Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29).
Аттестующая организация выясняет, соответствуют ли вышеуказанные объекты требованиям охраны труда (их невыполнение может привести к травмированию работников), в том числе:
- требованиям по защите от механических воздействий;
- требованиям по защите от воздействия электрического тока;
- требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
- требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.
Оценивая травмоопасность производственного оборудования, специалисты анализируют техническую документацию, которая содержит требования безопасности при выполнении работ, проводят внешний осмотр оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.
Инструменты и приспособления осматривают и проверяют на предмет соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

Также могут проверить наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.
По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются по трем классам.

(скачать файл в формате Word)

Оценка обеспеченности работников СИЗ

После того как оценены гигиенические условия труда и травмоопасность рабочих мест, начинается следующий этап аттестации - оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Для оценки обеспеченности работников СИЗ специалисты аттестующей организации:
- сопоставляют номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;
- проверяют наличие сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
- проверяют, выполняется ли порядок обеспечения работников СИЗ (установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);
- оценивают соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения всех требований по обеспечению СИЗ. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.
Если выдача средств индивидуальной защиты предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, установленными законодательством, и требуется по фактическому состоянию условий труда, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте. Его образец приведен в Приложении N 5 к Порядку.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодателю следует подготовить ряд документов

Итоги аттестации

По итогам аттестации производится комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте. Она включает в себя результаты всех предыдущих оценок (п. 36 Порядка). В табл. 4 на с. 102 отражена зависимость между результатами оценки каждого этапа аттестации и итоговым решением (п. 37 Порядка). Обращаем ваше внимание, что понятие "условно аттестовано", как и ранее, не применяется.

При отнесении условий труда к опасным компания должна разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Отчитываемся перед трудовой инспекцией

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета об аттестации должен направить в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п. 45 Порядка):
- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
Компания должна направить документы на бумажном и электронном носителях.
На электронном носителе эти документы передаются аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
До вступления в силу нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда компания-работодатель должна была направить в трудовую инспекцию:
- перечень аттестованных рабочих мест;
- ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации;
- сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации;
- сведения об аттестующей организации.


  • Классы вредности по гигиеническим условиям труда (RTF 66.659 Кб)
  • Класс травмоопасности рабочего места (RTF 44.699 Кб)

Статьи этого раздела

  • Независимая оценка квалификации

    В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации внесены изменения в Налоговый кодекс. А поправки в Трудовой кодекс предоставляют гарантии и компенсации работникам в период прохождения независимой оценки квалификации.

  • СанПиН для рабочих мест

    Утверждены СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81). Новые СанПиН устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и…

  • Внедрение профессиональных стандартов в организации

    Вот уже несколько месяцев в некоторых случаях необходимо применять профессиональные стандарты. В связи с этим компании следует четко представлять порядок внедрения профессиональных стандартов, а также последствия и ответственность за их неприменение.

  • Что такое психотип?

    HR, в особенности не обременённые психологическим образованием, любят слово «психотип». «Этот кандидат не подходит нам по психотипу!». Когда спрашиваешь, что это такое, и какие психотипы бывают, обычно слышишь в ответ что-то про интравертов и экстравертов. Ещё вспоминают холериков и сангвиников. На вопрос, к какому психотипу относится данный кандидат, и какие психотипы в компании предпочтительны, вразумительного ответа обычно не бывает.

  • Как создать модель компетенций в своей компании, без серьёзных затрат

    Одним из наиболее эффективных способов создания действенной системы управления персоналом является разработка компетенций. Подобная работа проводится для того, чтобы стратегические цели компании можно было правильно сформулировать и достаточно легко осуществить. Благодаря правильной разработке компетенций руководитель сможет правильно озвучить стандарты работы персонала и повысить эффективность его работы.

  • Системный подход в организации и проведении Assessment Center в компании

    В настоящее время Центр Оценки Assessment Center чаще всего проводится как разовый проект для решения конкретных кадровых задач. Такими задачами могут быть отбор лучших при приеме на работу, оценка соответствия должности руководителей или продавцов, формирование кадрового резерва, проведение внутреннего конкурса на новую вакансию, выявление чему учить ключевых сотрудников.

  • Документальное оформление поощрения сотрудника

    Под поощрением за труд понимаются публичное признание трудовых заслуг, оказание почета отдельному работнику или группе работников, которые выражаются в форме применения установленных действующим трудовым законодательством мер поощрения, льгот и преимуществ.

  • Оцениваем персонал по правилам: Положение об Аттестации

    Аттестация - одна из наиболее распространенных форм оценки персонала. Но в отличие от других форм периодической оценки, аттестация является единственной оценочной процедурой, предусмотренной законодательством, и поэтому требует особой тщательности в части документального оформления.

  • Аудит службы управления персоналом: выбор критериев и показателей оценки

    Современные тенденции в деятельности организаций связаны с повышением роли и значимости научного управления персоналом. Руководство крупных и средних компаний начинает отчетливо понимать, что без грамотных специалистов и мотивированных работников добиться успеха в бизнесе практически невозможно.…

    Впервые Assessment Center (далее – Центр Оценки) как процедуру кадровой работы применили в компании АТ&Т в 1954 году в рамках исследовательской программы, а уже в 1958 году его стали постоянно использовать для оценки готовности к управленческой деятельности. В 60-70 годы многие американские фирмы создали у себя Центры Оценки персонала (IBM, «Стандарт ойл оф Огайо», «Сирс Робакс» и др.). В 1970 году Центрами Оценки располагали 100 фирм, а в 1980 году – уже около 2-х тысяч.

    Примерно с 1998 года данная технология начала активно адаптироваться и развиваться российскими консалтинговыми компаниями, а с 2001-го – повсеместно применяется в России.

  • Когда организации нужна комплексная оценка?

    Система аттестации и оценки персонала - важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два понятия: оценка и аттестация персонала. Дадим наиболее общее определение этим понятиям.

Нажимая на кнопку "отправить", Вы даете согласие на обработку персональных данных .

Аттестация рабочих мест различных компаний и ООО

До 31.12. 2013

Компания "Единый консалтинговый холдинг" предлагает проведение аттестации мест по условиям труда по невысокой стоимости. Наша компания готова провести аттестацию по вашему обращению, цена доступная, все подробности можно узнать по номеру телефона, указанному на сайте. С 1 января 2014 года аттестация заменена на Специальную оценку условий труда. (С 1 января 2014 года вступили в силу федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)Наша компания имеет профессиональный уровень проведения подобных мероприятий, а цена на оказываемые услуги ниже, чем в аналогичных компаниях.

Целью данной процедуры является профессиональная оценка условий труда каждого сотрудника различных компаний и ООО, а также выявление и устранение возможных факторов, представляющих опасность для здоровья и жизни работника.

Все правила и порядок проведения законной аттестации мест труда, на законных условиях для ООО, были внесены в законодательство Российской Федерации. Аттестации мест условий труда имеет право проводить только наниматель. Проведение аттестации рабочих условий с целью выявления вредных различных факторов, которые присутствуют на рабочем пространстве всех работников ООО, это обязательная проверка на каждом предприятии (ООО).

В ходе осуществления этих мероприятий для ООО, будут установлены определенные правила и порядок аттестации мест для каждого работника. Если будет необходимость, сотрудники обеспечиваются средствами защиты и дополнительными принадлежностями. Проведение запланированной аттестации позволит точно определить, какие работники должны пройти медицинский осмотр. Также можно определить, кто попадает под категорию льгот и дополнительных компенсаций.

В комиссию, которая будет проводить все мероприятия, входит руководитель предприятия, специалисты из профсоюза и охраны труда. Со всеми результатами, которые получит комиссия, обязаны ознакомиться сотрудники предприятия.

Наниматель, вместо себя, может доверить руководить комиссией юристу, специалисту в области условий труда и кадрам.

Организации проводящие аттестацию для ООО, не должна иметь ничего общего с нанимателем. Эта фирма является юридическим лицом, которое аккредитовано в Реестре РФ по Москве и всей России и имеет все полномочия для данной процедуры. Обращайтесь в надежную организацию проводящую аттестацию рабочих мест. Чтобы определить стоимость рабочего места в компании "ЕКХ" и узнать цену - позвоните по указанному на сайте номеру телефона. Наши специалисты Вам расскажут про порядок и цену аттестации и какие цены на отдельные услуги. Наши приемлемые цены и качество услуг вне конкуренции. Отличие цен нашей компании от аналогичных, оценили уже многие наши клиенты.

Пошаговые этапы проведения аттестации каждого места труда для ООО в Москве и в других городах РФ (цену за оказание услуги уточняйте по телефону)

  • создание приказа, с которым должны быть ознакомлены сотрудники;
  • создание комиссии и назначение руководителя этой комиссии;
  • определение сроков и порядка действий для проверки;
  • создание и подписание соответствующего документа;
  • выезд специалистов на место проверки;
  • обработка и получение всех результатов;
  • создание протокола в установленном порядке;
  • создание плановых работ для улучшения условий труда в ООО;
  • (Цена на услуги зависит от формы собственности предприятия и количества рабочих мест. Изменение цен на внешнем и внутреннем рынке не влияет на наши цены)
  • создание отчетности о проведенной работе.

Прежде чем наниматель решит заказать услугу в сторонней компании, которая проводит аттестации для ООО, он имеет полное право потребовать у них такие документы, как

  • подтверждение того, что ООО имеет право на проведение качественной аттестации условий труда (с соблюдением правил и не превышением цен за оказание услуг);
  • документ, который подтверждает то, что, компания аккредитована в Реестре РФ по Москве и другим регионам России, имеет право проведения подобных проверок.

Обязанности работодателя при проверки:

Проведение проверки труда подразумевает, что работодатель обязан во всем помогать и содействовать аттестующей стороне. Предоставлять всю необходимую документацию. При необходимости запрашивать нужную документацию и информацию у третьих лиц. Запрещается работодателю скрывать документы или информацию, предпринимать действия, которые приведут к уменьшению вопросов по АРМ и должны быть проверены максимально тщательно.

Задачи, которые должна выполнять аттестующая сторона

  • подобрать необходимый метод проведения оценки условий труда
  • в момент проведения, точно определить количество сотрудников, которые нуждаются в спец оценке условий труда
  • внимательно изучить всю необходимую документацию
  • при необходимости запросить у работодателя всю нужную информацию

Осуществление аттестации рабочих мест и условий проводится в соответствии с необходимыми требованиями и государственными нормами.

Аттестация на рабочее место - перечень условий

  • определение уровня травмоопасности труда
  • определение соответствия показателям гигиеничности
  • наличие индивидуальной защиты
  • общая оценка аттестации рабочих мест по условиям труда работников

Проверка на предприятии или ООО с опасными условиями труда проводиться на 20% рабочих мест, минимальное количество таких мест 2. Если на одном рабочем месте выявлены несоответствия нормам, проверка должна обязательно пройти и на остальных рабочих местах. После проведения законной аттестации рабочих мест, получается обновленный перечень рабочего пространства. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта АРМ. Все мероприятия, которые необходимы для улучшения условий труда являются общими для всех аналогичных рабочих мест.

Проверка на рабочем пространстве, которое меняет свое территориальное расположение, проходит путем анализа стандартных технологических операций. В этом случае сроки проведения, в которых будет произведена проверка, указаны в нормативах. Все особенности и детали АРМ должны быть урегулированы нормативными актами у работодателя и соответствовать нормам осуществления АРМ. Наша компания окажет вам услуги на высочайшем уровне, цена демократичная, а уровень проведения проверки - профессиональный. Цена на услуги зависит от формы предприятия и колличества рабочих мест.

Так же можете ознакомиться с другими нашими услугами и материалами по ним.

Мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.

Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих .

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2020 году нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения , даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии труда, потребуется повторная процедура.

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2020 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;

  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Кто может не проходить аттестацию рабочего места

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

На выполнении аттестации можно немного сэкономить при наличии нескольких схожих мест с однотипными условиями труда.

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Вконтакте

Для чего проводят аттестацию рабочих мест? Как это правильно сделать? С какой периодичностью нужно проводить аттестацию рабочих мест? Какова стоимость данной процедуры? Что грозит за нарушение сроков проведения аттестации? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в статье

Согласно положениям трудового законодательства организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, независимо от применяемого ими режима налогообложения должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. А что это такое? Согласно статье 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Порядок). Указанный Порядок содержит требования к проведению аттестации, оформлению ее результатов и их использованию. Вместе с тем отметим, что Минтруд России своим приказом от 12.12.2012 № 590н внес некоторые изменения в Порядок, которые вступили в силу 26 февраля 2013 года. Поэтому при проведении аттестации в настоящее время следует учитывать и эти поправки.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Посмотреть бесплатно и скачать Федеральный закон, а также бланки и формы приказов для проведения специальной оценки труда вы можете в предварительно зарегистрировавшись по .

Какие рабочие места подлежат аттестации

До вступления в силу приказа Минтруда России от 12.12.2012 № 590н работодателю следовало проводить аттестацию всех рабочих мест. С 26 февраля 2013 года перечень рабочих мест, подлежащих обязательной аттестации, сокращен. Теперь проводить аттестацию следует только на тех рабочих местах, выполнение трудовых функций на которых может причинить вред здоровью и жизни работника. Так, в соответствии с пунктом 4 Порядка обязательной аттестации подлежат рабочие места, на которых:

Выполняется работа с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

Осуществляется эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

Выполняется работа с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника и определяемыми аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

Используется электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент;

Хранится, перемещается и (или) применяется сырье и материалы.

Заметим, что обязательной аттестации подлежат как существующие рабочие места, так и вновь созданные в процессе ведения бизнеса (например, при реконструкции производства, внедрения новой техники).

В то же время не подлежат аттестации рабочие места тех сотрудников, чья трудовая деятельность связана исключительно:

С работой на компьютерах;

Эксплуатацией копировально-множительной (ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд самой организации;

Использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства.

Таким образом, рабочие места, на которых используется обычная офисная техника, аттестовывать нет необходимости. Тем не менее, если сам работник или представитель профсоюза обратится к работодателю с заявлением о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте, организация или ИП будут обязаны ее провести. Кроме того, обязать работодателя провести аттестацию того или иного рабочего места может трудовая инспекция, выдав соответствующее предписание (п. 47 Порядка).

Виды аттестации рабочих мест и сроки ее проведения

В зависимости от срока и основания проведения можно выделить три вида аттестации:

Первичная;

Повторная;

Внеплановая.

Основанием для проведения первичной аттестации рабочих мест является организация нового рабочего места. Происходит это в двух случаях. Первый - создание организации как юридического лица или регистрация ИП. Второй - завершение строительства, реконструкции, технического перевооружения производства, внедрение новой техники и технологий.

Заметим, что срок, в течение которого должна быть проведена аттестация при создании организации (регистрации ИП), не определен. А вот во втором случае аттестация должна быть проведена не позднее одного года с момента создания таких рабочих мест (п. 4 Порядка).

Повторная аттестация рабочих мест проводится на рабочих местах, на которых по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда. Также повторной аттестации подлежат рабочие места с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Об этом - пункт 8 Порядка. Подобная аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Причем отсчет пятилетнего срока начинается со дня завершения предыдущей аттестации.

Основания для проведения внеплановой аттестации рабочих мест установлены пунктами 47 и 48Порядка. К ним относятся:

Обращение работника о проведении аттестации его рабочего места;

Обращение представителя профсоюза;

Результаты государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;

Предписание Роструда или государственной инспекции труда, выданное работодателю;

Приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

Улучшение условий труда;

Замена производственного оборудования;

Изменение технологического процесса;

Изменение средств коллективной защиты.

Порядок проведения аттестации

Сам процесс проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе определяется состав аттестационной комиссии. В соответствии с пунктом 10 Порядка в комиссию включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации, а также аттестующей организации. Представителем работодателя могут быть руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам. Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

Функции, которые возлагаются на аттестационную комиссию, перечислены в пункте 12 Порядка. К ним относятся:

Осуществление руководства и контроля за проведением аттестации на всех ее этапах;

Формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативно-правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организация их изучения;

Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, выделение аналогичных рабочих мест и указание факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

Подготовка предложений по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

Указанные единые справочники утверждены постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787

Присвоение номера каждому рабочему месту;

Заполнение и подписание карты аттестации рабочего места по условиям труда (образец карты и рекомендации по ее заполнению приведены в приложениях № 2 и 3 к Порядку);

Подготовка предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

Разработка по результатам аттестации плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

На втором этапе руководитель организации или коммерсант издает приказ о проведении аттестации рабочих мест (п. 11 Порядка). Унифицированной формы приказа не утверждено, поэтому работодатель составляет его в произвольной форме, но обязательно указывает:

Состав аттестационной комиссии;

ФИО председателя аттестационной комиссии;

Срок проведения аттестации.

Не забудьте ознакомить с приказом о проведении аттестации всех членов аттестационной комиссии и иных лиц, указанных в нем.

На третьем этапе начинается сам процесс аттестации, который осуществляется работодателем совместно с аттестующей организацией на основании гражданско-правового договора.

К функциям аттестующей организации относится:

Проводить аттестацию может только организация, имеющая аккредитацию

Измерение и оценка факторов рабочей среды и трудового процесса;

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Оформление и подготовка отчета об аттестации.

В соответствии с пунктом 6 Порядка работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Итак, процесс аттестации начинается с составления аттестационной комиссией перечня рабочих мест.

Напомним, рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Для составления перечня рабочих мест следует использовать штатное расписание и список работников с указанием профессии (должности) и структурного подразделения. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер (от 1 до 99 999 999), то есть не более восьми знаков.

Затем аттестующая организация проводит оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Она включает в себя:

Оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

Оценку травмоопасности рабочих мест;

Оценку обеспеченности работников СИЗ;

Комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Возьмите на заметку

Что такое аналогичные рабочие места?

Согласно положениям законодательства при составлении перечня рабочих мест следует выделять аналогичные рабочие места. Выявить такие места можно по совокупности следующих признаков:

Профессии или должности одного наименования;

Выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

Использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья, работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

Использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

Одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте;

Одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

Одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При присвоении порядкового номера аналогичные рабочие места обозначаются буквой «а».

Об этом - пункт 12 Порядка.

Все измерения и оценки оформляются протоколом, который подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации, и заверяется печатью (п. 18, 27 и 37 Порядка).

По итогам аттестации с комплексной оценкой условий труда рабочее место может быть признано:

Соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда. Такое решение принимается, если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ, а также не выявлено несоответствие рабочего места требованиям охраны труда (п. 37 Порядка);

Не соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанное решение принимается при отрицательной оценке хотя бы одного из указанных выше параметров (п. 38 Порядка).

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателю следует незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка).

Оформляем результаты проведенной аттестации

Согласно пункту 44 Порядка результаты аттестации рабочего места по условиям труда аттестационная комиссия оформляет в виде отчета об аттестации. К указанному отчету должны быть приложены следующие документы:

Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

Карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок;

Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (приложение № 6 к Порядку);

Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (приложение № 7 к Порядку);

План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (приложение № 8 к Порядку);

Итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение № 9 к Порядку);

Сведения об аттестующей организации (приложение № 10 к Порядку) с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестата аккредитации с приложением, который устанавливает область аккредитации испытательной лаборатории, уведомления о включении в Реестр аккредитованных организаций, которые оказывают услуги по аттестации);

Протоколы заседаний аттестационной комиссии;

Заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

Предписания должностных лиц о выявленных нарушениях (при наличии).

Далее аттестационная комиссия в течение 10 календарных дней со дня получения отчета рассматривает его, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю.

Этапом, завершающим процесс аттестации, является подписание работодателем приказа о завершении аттестации и об утверждении отчета об аттестации. На это ему отводится 10 рабочих дней с даты получения итогового протокола заседания аттестационной комиссии. Не забудьте ознакомить с приказом о завершении аттестации всех членов аттестационной комиссии, работников, а также иных лиц, указанных в нем.


Что грозит за нарушение сроков проведения аттестации

Пунктом 52 Порядка установлено, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию возлагается на работодателя. За достоверность проведения измерений и оценок ответственность возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Так, в случае нарушения порядка проведения аттестации, а также сообщения работодателем недостоверных сведений в инспекцию по труду работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ.

Штраф в этом случае составит:

Для должностного лица - от 1000 до 5000 руб.;

Индивидуального предпринимателя - от 1000 до 5000 руб. или приостановление его деятельности на срок до 90 суток;

Приостановление деятельности применяется, если существует угроза жизни и здоровью людей

Организации - от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Обратите внимание: если аттестация рабочих мест проведена после 1 декабря 2010 года неаккредитованной организацией, инспекция по труду вправе потребовать от работодателя повторного проведения аттестации. Об этом - пункт 11 приказа Роструда от 31.08.2011 № 193.