Показатель этичности личности в профессиональной сфере. Особенности профессиональной этики. Принципы ПЭ в сервисе
Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные принципы и нормы, которые обусловлены нести дополнительную ответственность, связанную с профессиональными обязанностями.
Норма - это основа высокого профессионализма.
Профессиональная этика - это те специфические особенности нравственных норм профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его профессиональной и служебной деятельности.
Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе идеалов.
Основные нормы служебной этики, которые должны быть присущи всем работникам сферы социально - культурного сервиса и туризма, независимо от того, где находится их рабочее место:
· внимательность, вежливость;
· выдержка, терпение, умение владеть собой;
· хорошие манеры и культура речи;
· способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон;
· обходительность, любезность;
· радушие, доброжелательность;
· тактичность, сдержанность;
· самокритичность по отношению к себе;
· готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания несколько человек или разные операции, которые осуществляются в процессе обслуживания;
· умение держаться спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или напряженной смены;
· умение избегать неудовольствий клиентов и конфликтов;
· уважать право каждого человека на отдых и досуг;
· беречь профессиональную репутацию;
· содействовать развитию внутреннего и международного туризма;
· принимать справедливые претензии к своей деятельности;
· уважать моральные ценности и культурные стандарты людей, не допускать высказываний, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека.
Перечислим недопустимые нормы поведения и личностные качества, несовместимые с профессиональной этикой сферы социально - культурного сервиса и туризма:
· грубость, бестактность, невнимательность, черствость;
· нечестность, лицемерие;
· воровство, жадность, эгоизм;
· болтливость, разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем бы то ни было их недостатков и слабостей;
· неуступчивость, желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.
Не следует стремиться к тому, чтобы переделать или перевоспитать клиентов за время обслуживания - их нужно принимать такими, какие они есть. Серьезные ошибки начинающих работников в сфере социально - культурного сервиса и туризма нередко бывают связаны с обидчивостью, с завышенными этическими требованиями по отношению к клиентам, что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников.
В сфере социально - культурного сервиса и туризма важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. На предприятии особое значение приобретает нравственный климат, где отсутствуют конфликты, нет униженных, раздраженных, равнодушных, но все относятся друг к другу с уважением, вниманием. Важно создать в коллективе атмосферу взаимопомощи, умение работников трудиться совместно, а также в специальных группах обслуживания (в команде). Также к этическим нормам во взаимоотношениях с партнерами и коллегами относятся:
· поддерживать профессионально единство;
· заботится о престиже профессии;
· поддерживать нормативность служебных отношений;
· уважать право коллег на мотивированный отказ.
Все это помогает добиться общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.
К неэтичным действиям специалиста с явным нарушением закона относятся фальсификация документов, отправляемых службами государственного регулирования, присвоение средств, расовая дискриминация и сексуальные домогательства в рабочей среде.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере.
Принципы носят универсальный характер.
Сотрудник в сфере социально - культурного сервиса и туризма должен в своей работе придерживаться следующих принципов:
· Сущность принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе»;
· Нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными);
· Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено;
· Принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения;
· Принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм;
· Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах;
· Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм, т.е. непринятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций или законов, должен проявляться в разумных пределах;
· Ориентированность на клиента, забота о нем;
· Стремление к совершенствованию своей профессиональной деятельности;
· Конфиденциальность, неразглашение личной информации, полученной в процессе профессиональной деятельности;
· Избегание потенциальных и явных конфликтов между сотрудниками с руководством и в особенности с клиентом. Конфликт - благоприятная почва для этических правонарушений;
· Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора;
· Не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела;
· Работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег;
· Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип обусловлен должностными инструкциями;
· При воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать;
· Постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников;
· Соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей, проявляя во всех случаях гражданскую зрелость;
· Соблюдать международные правовые акты и законы своей страны, соблюдать права человека, проявляя уважение к демократическим институтам общества;
· Выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости - мужество.
Исходя из принципов, в профессиональной этике важно не только конкретное поведение специалиста, но и уровень развития его морального сознания и практика его отношений с разными людьми. Поскольку в социально - культурном сервисе и туризме все строится на отношениях с людьми, то последнее будет особенно актуальным. Главное - это те принципы, которыми руководствуется профессионал, строя отношения с клиентами, коллегами, как он относится к обществу в целом и природе, которая его окружает. Основной принцип - это уважение другой стороны. Еще один из основных принципов - это принцип доверия, который предполагает, что специалист ведет обслуживание на основе авансирования доверием, т.е. заранее ориентируется на положительные качества своего клиента. Кроме того, к актуальным принципам в социально - культурном сервисе относятся: принцип лояльности, толерантности, объективности, моральной ответственности.
Мораль (лат. тогез - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей. Теорией морали выступает этика.
Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам людей.
Одно из первых в истории правил нравственности - не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это правило возникло приблизительно в V-VI вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах - Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Ему придавалось большое значение в отношениях людей, и впоследствии оно стало именоваться золотым. Пол этим названием оно дошло до наших дней. «Золотое правило» нравственности прочно закрепилось в человеческом сознании, о чем говорит, например, русская пословица: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».
Нравственность общества проявляется в различного рода социальных запретах, которые должны предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов деяния. Нравственность и состоит в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному повелению. Нравственные нормы юридически не закреплены.
Такие нравственные категории, как совесть, чувство собственного достоинства и ва б виде различного рода санкций. Совесть, согласно Л. Н. Толстому, - верный руководитель жизни людей. Нравственность - это «искра», зажженная в сознании человека, научившегося жить среди людей и считаться с интересами других. Нормы морали, этики распространяются на все сферы человеческой жизни, в том числе и профессиональную.
Профессиональной этикой принято называть, во-первых, специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности людей; во-вторых. способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали.
К общим нормам профессиональной этики относятся такие требования к работнику, как трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязанность, профессиональный долг. Нормы профессиональной этики распространяются, как правило, на те виды профессиональной деятельности, объектом труда в которых является человек. Например, существует управленческо-административная, медицинская, педагогическая, правовая, инженерная, сервисная, художественная, предпринимательская этика. Охарактеризуем основные положения различных видов профессиональной этики.
Управленческо-административная профессиональная этика требует от работников политической сознательности, патриотизма, деловитости и компетентности, добросовестности, честности, порядочностичести, отражают имеющуюся у каждого человек профессиональной этики в управленческо-административной системе. К ним относятся бюрократизм, имитация исполнительности, искусственное разделение работников на «высших* и «низших», формализм и угодничество.
Заповеди медицинской этики выражаются известной формулой «не навреди». В медицине должна быть исключена возможность злоупотребления властью над больными, поэтому выработано представление о гуманном труде врача, который должен направлять свою деятельность на сохранение телесного и духовного здоровья пациента, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных случаях и с собственной безопасностью.
Медицинский работник должен принять на себя ответственность за разумный риск в освоении новых методов лечения больных. Решения по таким вопросам, как границы со¬хранения врачебной тайны, эксперименты над больными, условия трансплантации жизненно важных органов, должны приниматься коллективно, вместе с больными, их близкими и коллегами, медицинской и культурной общественностью. Медицинская этика осуждает случаи нарушения равенства в медицинском обслуживании, негуманное использование профессиональных знаний и власти.
От представителей права профессиональная этика требует верности духу и букве закона, неподкупности и принципиальности в отстаивании интересов государства, его организаций, групп и отдельных лиц, обеспечение в юридической практике равенства как каждого гражданина, так и государства перед законом. Требования правовой этики находят свое выражение в уставах и кодексах деятельности милиции, следствия, прокуратуры, судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Общий принцип этики со¬трудников права - признание самоценности человека, закон является лишь инструментом, помогающим эту самоценность охранять.
Профессиональная этика инженерно-технических работников включает гуманное отношение к природе, сохранение экологии. а возможность самостоятельно (свободно) определять и направлять экономное и рациональное использование природных ресурсов, готовность к новому инженерно-технологическому мышлению.
Профессиональная этика ученых требует от них признания огромной роли науки в жизни общества, в сохранении и развитии культуры, ответственности за результаты научных открытий для природы и обшества. Она предполагает готовность отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо людей, а не во зло им. В научной среде этической нормой считается способность правильно воспринимать критику, пересматривать ошибочные представления и независимо от конъюнктуры сочетать.добросовестность и личный долг исследователя. Научная этика неизменно осуждает карьеризм, корыстолюбие, плагиат (присвоение авторских прав).
Педагогическая этика регулирует поведение воспитателя, учителя, чтобы укреплялся их авторитет, обеспечивалось единство усилий педагогического коллектива, обшественности и семьи. Педагогическая этика утверждает гуманистические принципы в отношениях с детьми, осуждает бездушие, основывается на уважении к личности воспитанника и требовательности к нему.
От работников сферы искусства и средств массовой информации (журналистов, писателей, художни¬ков, работников радио и телевидения и др.) их профессиональная этика требует правдивого отображения действительности, преданности своему призванию, терпимости и милосердия. Она нацелена против фальши, ханжества, приспособленчества, ремесленничества, зависти, тщеславия и прочих пороков, делающих человека заложником своекорыстных или конъюнктурных интересов.
Профессиональная этика работников сферы обслуживания связана в первую очередь с культурой общения. призвана смягчать конфликты, пресе- кать бескультурье, мошенничество, нарушение правил торговли и обслуживания. Главная заповедь профессиональной этики этих работников выражается девизом: «Клиент всегда прав».
Четкое соблюдение норм профессиональной этики является необходимым условием успешной профессиональной деятельности, оздоровления общественного сознания, совершенствования общества и человека.
ТЕРМИНЫ! Мораль, этика, Профессиональная этика.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Обоснуйте смысл и содержание этнических норм своей будущей профессиональной деятельности.
1. Что такое мораль и этика
2. Как вы понимаете"золотое правило" нравственности
3. Чтго принято называть профессиональной этикой?
4. Охарактеризуйте основные положения этики представителей различных профессий.
Чтобы регулировать взаимоотношения между людьми в обществе, создана этика – свод моральных и нравственных норм, распространяющихся на действия человека, живущего среди людей. Без нее, человечество потеряет понимание смысла слов «хорошо» и «плохо», применимых к общению, взаимодействию homo sapiens друг с другом. Поскольку каждый человек реализовывает себя не только в повседневном общении, но и выполняя профессиональные обязанности. Из учения о морали, выделяют направление – профессиональная этика.
Что такое профессиональная этика
Профессия – это вид деятельности, для реализации которого требуется наличие обязательных знаний и навыков, получаемых как при прохождении специализированного обучения, так и при выполнении рабочих функций.
Несмотря на разнообразие профессий, существуют этические нормы, устанавливающие общие правила взаимодействия между сотрудниками, выполняющими профессиональные обязанности, и специфические морально-этические нормы для работников конкретных профессий.
Профессиональная этика – это нравственные нормы, регулирующие взаимодействие людей в рабочем процессе, определяющие их отношение к обязанностям и формирующие представление о профессиональном долге.
Морально-этические профессиональные нормы влияют на:
- формирование профессионального сообщества, разделяющего этические принципы;
- единое понимание работниками понятия «профессиональный долг»;
- определение понятия «профессиональная ответственность» ;
- определение обязательных качеств работника, без которых его деятельность не будет успешной;
- особенности взаимоотношений сотрудников;
- взаимоотношения между профессионалами и теми людьми, на которых влияют их действия (при выстраивании взаимодействия между врачом и пациентом, учеником и учителем, адвокатом и доверителем);
- отношение к результатам работы их качеству.
Профессиональная этика складывается столетиями. На ее формирование влияют:
- общечеловеческие морально-этические нормы;
- конкретные рабочие ситуации, постоянно повторяющиеся в деятельности определенной специализации, требующие при принятии решений применения этических норм.
Принципы профессиональной этики
Независимо от специфики профессии, этика определяет следующие принципы:
- Поступать в отношении подчиненных и коллег так, как сам человек хотел бы, чтобы люди поступали по отношению к нему, или не делать другим того, чего бы не сделал в отношении себя.
- Справедливость при распределении ресурсов между работниками.
- Нарушение этики должно быть исправлено, вне зависимости от того, кем и когда оно было совершено, не взирая на должностные статусы и положение среди профессионального сообщества.
- Поведение сотрудника считается этичным в случае, если оно способствует развитию организации и не нарушает установленных норм.
- Сотрудник должен терпимо относиться к нормам и правилам, установленным в организации.
- При принятии решений, одинаково возможны и индивидуальное и коллективное участие в их разработке.
- Сотрудник должен иметь личную точку зрения, но не приветствуется постоянное стремление настаивать на своем мнении в противовес общепринятым правилам, установленным в сообществе.
- Стиль общения с подчиненными не должен строиться на постоянном нажиме на подчиненных, приказном тоне.
- Профессиональные этические стандарты не могут быть внедрены приказами, они формируются при постоянной работе и усваиваются, благодаря взаимным усилиям работников.
- Конфликты являются почвой для нарушений этических норм, поэтому следует формировать позитивные трудовые взаимоотношения, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций.
- Сотрудник, соблюдая требованиями этики, обязан способствовать аналогичному поведению со стороны коллег.
- Неэтично критиковать конкурентов, как внешних, так и внутренних – конкурирующих подразделений, сотрудников внутри организации.
- Принцип «не навреди» определяет запрет на выполнение действий, вредящих другому человеку. Особенно это касается случаев, когда ошибки допускаются из-за равнодушного отношения к своему делу, халатности или нежеланию учиться новому.
- Чтобы достигать положительных результатов, сотрудник обязан развиваться, постоянно учиться, приобретать новые знания и навыки.
- Требуется сохранять профессиональную тайну, соблюдая принцип конфиденциальности. Каждая профессия в объем таких сведений включает свою специализированную информацию.
Профессиональный кодекс
Профессиональные сообщества создают собственные кодексы, учитывающие общие и частные этические нормы. Любой кодекс выполняет несколько функций:
- Создание свода этических профессиональных норм.
- Регулирование действий любого члена компании.
- Определение конкретных требований к сотрудникам.
- Формирование правил дисциплинарных взысканий в случае нарушения требований кодекса.
- Определение требований к профессиональному поведению работнику в отношении тех, кого обслуживает профессия: к обучающемуся, к пациенту, к клиенту.
Особенности профессиональной этики
Поскольку каждая профессия имеет особенности, присущие только ей, рабочая этика конкретного сообщества призвана регламентировать действия работников с учетом специфики деятельности.
Особенное важно наличие этических норм у сотрудников, отвечающих за: жизнь, здоровье, права и свободу клиента. Приведем примеры этических правил для некоторых профессиональных сфер.
Бизнес-этика
Существует несколько ключевых правил, с помощью которых бизнес-этика регламентирует поведение руководителя и подчиненного, действия организации и ее сотрудников в отношении клиентов и партнеров:
- Ценность времени. Руководитель и рядовой сотрудник обязаны вовремя приходить на работу, рассчитывать время, необходимое для выполнение задач.
- Неразглашение коммерческой и важной корпоративной информации, к которой могут быть отнесены: сведения, являющиеся коммерческой тайной, особенности построения бизнес-процессов предприятия, структура предприятия, рабочая документация, финансовые данные.
- Деловой человек обязан заботиться не только о собственных интересах, но и о комфортных условиях для работы коллег. Важно уметь выслушивать мнение других членов коллектива, партнеров и клиентов, уважать чужую точку зрения, не допускать неуважительного отношения, эмоциональной несдержанности в отношении сотрудников и партнеров.
- Важно соблюдать требования к внешнему виду и деловому костюму. Одежда должна соответствовать должностному статусу, не быть вызывающей или безвкусной.
- От любого человека, работающего в бизнесе особенно в статусе руководителя, важно безупречное владение своим родным языком. Письменная и устная речь должна быть грамотной, структурированной и понятной.
- В бизнесе необходимо уметь слушать и слышать коллегу, подчиненного или клиента.
- Важно выполнять основное правило: личный интерес сотрудника всегда должен быть ниже по уровню важности, чем производственная необходимость. Специалист обязан получать доход, оговоренный с работодателем, не пытаясь зарабатывать в этой же организации за счет использования служебных ресурсов в своих интересах. Важно исключить конфликт интересов сотрудника и предприятия.
Одна их профессий, требующих от специалистов высокого уровня соответствия требованиям этических норм, это профессия врача. Еще со времен Гиппократа, каждый врач приносит клятву, в соответствии с которой он обязан:
- Почитать своего учителя, научившего его азам профессии.
- Не наносить больному вред. Создавать режим, который способствует выздоровлению пациента.
- Хранить врачебную тайну о состоянии здоровья пациента, его заболеваниях и лечении.
- Активно общаться с наставниками, обращаться к ним за консультациями.
- В жизни не допускать проявления пороков, жить честно.
- Хранить верность клятве.
Педагогическая этика
Большой акцент на нравственности сделан в этическом кодексе педагога. Среди основных требований к учителю выделяют следующие:
- Учитель должен любить детей.
- Педагог обязан обладать высоким уровнем знания предмета, который он преподает.
- При выборе наказаний и поощрений он должен быть справедлив.
- Чтобы работать с детьми и их родителями, учитель должен обладать целым комплексом личных качеств: доброта, порядочность, ответственность за свои решения и поступки, терпимость к недостаткам других, порядочность и честность.
Этика – это основа для установления эффективных взаимоотношений между профессионалами. Она позволяет им говорить на одном языке друг с другом, помогает находить решения сложных задач.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.
презентация , добавлен 21.09.2016
Происхождение профессиональной этики. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. Виды профессиональной этики. Особенности профессиональной этики военного психолога, содержание и особенности его профессиональной деятельности психолога.
курсовая работа , добавлен 25.04.2010
Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.
реферат , добавлен 05.10.2012
Предмет и основные понятия этики. Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. Виды профессиональной этики. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Основы судебной деятельности. Генеральные принципы этики адвокатов.
курс лекций , добавлен 05.12.2013
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Этика педагогическая.
курсовая работа , добавлен 17.05.2009
Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.
презентация , добавлен 03.07.2014
Общее понятие, генезис и предмет изучения этики и морали. Описательная (дескриптивная), теоретическая (нормативная) и прикладная этика, их особенности. Мораль как выраженное в ценностях и нормах представление об идеальных отношениях между людьми.
Понятие о профессиональной этике и профессиональной морали
Профессиональная этика это совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности, когда она не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания.
Профессиональная этика – это не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеология и психология.
Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, т. е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль.
Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности , бытующей в профессиональной среде. В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения специалистов.
Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом.
Итак, под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое слово употребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов ее становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.
Профессиональную мораль можно определить как вид духовно-практического освоения действительности, отграниченной рамками творческой профессиональной деятельности, смысл которого состоит в регуляции взаимоотношений участников трудового процесса с целью утверждения гуманистического назначения профессиональной деятельности, общечеловеческих нравственных ценностей в профессии.
Говоря о структуре профессиональной морали , можно выделить следующие ее элементы:
1. профессионально-нравственное сознание,
2. поведение,
3. отношения.
Профессионально-нравственное сознание – является элементом профессиональной культуры юриста, поэтому каждый специалист должен обладать необходимым объемом правовых знаний, умений и навыками применения права, привычкой соблюдать правовые предписания в соответствии с их буквой и духом.
Последние два образования составляют объективированную в условиях профессиональной деятельности в реальных поступках и межличностных связях объективную сторону в профессиональной морали, собственно субъективную сторону представляет профессионально-нравственное сознание. Последнее являет собой отражение специфических нравственных требований как способа регуляции профессиональной деятельности.
Профессионально-нравственное поведение – это совокупность поступков, совершаемых человеком в рамках профессиональной деятельности и раскрывающих состояние ценностной и мотивационной сторон его профессионально-нравственного сознания.
Профессионально-нравственные отношения – это отношения, складывающиеся в процессе профессиональной деятельности, регулируемые профессионально-нравственными нормами и охватывающие нравственный аспект взаимодействия между членами профессиональной общности; между ними и обществом; во взаимосвязях с объектом профессиональной деятельности. Эти отношения приобретают нравственный характер лишь в том случае, если ними утверждается признание ценности личности людей, являющихся как участниками взаимодействия, так и объектами воздействия. И только в этом случае они должны становиться основой межсубъектных связей, возникающих в условиях профессиональной деятельности, даже если эти связи не являются непосредственными, а выражаются косвенно – через преобразование действительности с целью удовлетворения потребностей других людей.
«Материализация» профессиональной морали происходит через создание профессиональных кодексов , структура и содержательные блоки которых определяются объективной логикой реального пространства профессиональной деятельности. В условиях любой из них складываются несколько видов отношений, с необходимостью требующих включения нравственных регуляторов:
1. к объекту (предмету) труда;
2. к участникам трудового процесса (внутри профессиональной группы);
3. к членам других профессиональных групп;
4. к обществу в целом;
5. к самой профессии, ее ценностям, нормам и т.п.
Профессиональная мораль – это система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, занятым определенным видом профессиональной деятельности. Основными моральными факторами трудовой деятельности являются:
а) отношение к тем, на кого направлена трудовая деятельность (или к обществу в целом);
б) отношение к другим участникам трудовой деятельности;
в) отношение к продукту (к результату) труда.
Особенности профессиональной этики
Профессиональная этика изучает:
1. отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
2. нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
3. взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
4. особенности профессионального воспитания.
Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе.
В задачи профессиональной этики входит
1. выявление нравственных норм и оценок,
2. суждений,
3. понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.
4. воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
Профессиональная этика призвана:
1. объяснить мораль и учить морали,
2. прививать моральные принципы и представления о долге и чести,
3. морально воспитывать работников.
4. помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п.
5. учить следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.
6. регулировать человеческие отношения в сфере производства.
Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как
1. моральный,
2. внеморальный (или нейтральный)
3. и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.
Моральный поступок – это деяние индивида, удовлетворяющее высоким стандартам и ожиданиям окружающего его социума, а также не противоречащее его внутренней сущности и отвечающее его восприятию окружающего мира, представляющее гармонично развитое начало.
Моральный поступок – это высоконравственный поступок, соответствующий правилам морали.
Моральный поступок – это деяние индивида, удовлетворяющее высоким стандартам и ожиданиям окружающего его социума, а также не противоречащее его внутренней сущности и отвечающее его восприятию окружающего мира, представляющее гармонично развитое начало, способствующее развитию человеческой личности в любви к ближнему своему, доброте и благочестивости намерний, как внутренней сущности, так и деяния выраженного в форме определённого поступка, ибо сие и есть конечная цель стремления истинно праведного индивида))).
Аморальный поступок – это деяние индивида, неудовлетворяющее высоким стандартам и ожиданиям окружающего его социума, а также противоречащее его внутренней сущности и неотвечающее его восприятию окружающего мира, непредставляющее гармонично развитое начало.
Основа профессиональной этики в сфере сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.
Значение профессиональной этики состоит в том, что она является одним из важных направлений социального прогресса, условием преемственности в сфере труда. А также, когда общая мораль деградирует, профессиональная заменяет и дополняет ее функции по стабилизации и оздоровлению общества.
Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.
Понятия профессиональной этики
Главными понятиями профессиональной этики являются понятия профессионального долга , фиксирующее служебные обязанности человека , профессиональной чести , указывающее место и роль данной профессии в жизни общества, и др.
Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.
Долг – одна из основных категорий этики, поскольку сфераморали – это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг –общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и определенной ситуации. Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста.
Профессиональный долг – это выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из ценностей сформированных профессиональной деятельностью.
Профессиональный долг – это не только его долг перед обществом, но и ответственность перед каждым. Профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.
Профессиональный долг – обязанности и ответственность , которую берет на себя сотрудник как специалист и персонально несет ответственность за принимаемые им решения, предпринимаемые действия в процессе деятельности.
Профессиональный долг юриста
Профессиональный долг юриста – совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу приосуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный инравственный долг следователя исключает промедление с осмотром местапроисшествия или отказа от его проведения.
Как составная часть общественного долга профессиональныйдолг юриста – основа нравственных отношений в профессиональной юридическойдеятельности.
Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.
Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.
Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.
Профессиональный долг юриста – средоточие (центр) связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы – в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу(коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.
Честь – понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. (Философский словарь)
Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Заслужить звание «человек чести» можно только безупречным исполнением служебного долга и требований нравственности.
Общие принципы профессиональной этики
Общие принципы профессиональной этики , основывающиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают следующее:
1. высшие моральные ценности, сохраняя свое общечеловеческое значение, обретают в них некоторые особые черты (например, проявления добра и зла в юридической практике, страдания и сострадания в медицине);
2. внутри конкретной специальности формируются специфически-профессиональные моральные нормы и ценности, которые характерны только для данного рода деятельности, но впоследствии могут, приобретая все более широкий смысл, иногда превращаться в общечеловеческие (например, принцип справедливости из главного принципа юриспруденции вырос до общечеловеческой ценности);
3. в сфере профессионального общения нарушается равенство сторон, которое не является каким-либо унижением, а предусматривается особыми условиями взаимодействия сторон (например, в отношениях педагог–ученик, врач–пациент, следователь–подозреваемый и др.);
одной из сторон профессиональной этики является ее корпоративность – преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений.