Меню
Бесплатно
Главная  /  Договоры  /  Первый штурман (старший помощник капитана, первый помощник капитана). Должностные обязанности палубной команды - Key4mate Должностная инструкция 1 помощника капитана

Первый штурман (старший помощник капитана, первый помощник капитана). Должностные обязанности палубной команды - Key4mate Должностная инструкция 1 помощника капитана

135. Старший помощник капитана непосредственно подчиняется капитану и является его первым заместителем, ответственным за организацию службы и состояние дисциплины на судне.

В отсутствие капитана на судне старший помощник капитана замещает его. Старший помощник капитана должен быть постоянно готовым заменить капитана и принять на себя командование судном.

136. Старший помощник капитана является начальником службы эксплуатации и руководит службой быта, медико-санитарной службой, работой второго, третьего и четвертого помощников капитана, помощника капитана по пожарной части, помощника капитана по хозяйственной части.

137. Распоряжения старшего помощника капитана, касающиеся выполнения предусмотренных настоящим Уставом общих обязанностей экипажа, в частности, по распорядку дня, дисциплине на судне, по авральным работам, тревогам, подготовке судна к приходу и отходу, по поддержанию судна в должном санитарном состоянии, соблюдению приказов и распоряжений капитана, формы одежды и ее опрятности, обязательны для всех членов экипажа.

138. Старший помощник капитана по согласованию со старшим механиком может вызвать из состава единой технической службы необходимых ему лиц соответствующей специальности и квалификации для подготовки судна к приходу или отходу, швартовных операций, крепления груза или имущества, размещенного на палубе.

В случае появления опасности для судна, находящихся на нем людей или груза старший помощник капитана обязан немедленно вызвать из состава единой технической службы необходимых лиц соответствующей специальности и квалификации, уведомив об этом старшего механика и капитана.

139. Старший помощник капитана руководит составлением карго-плана, обращая особое внимание на специфику и свойства груза, с учетом обеспечения остойчивости и прочности судна.

140. Старший помощник капитана отвечает за правильное техническое использование корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений, люковых закрытий и горловин водяных отсеков, общесудовых систем, рангоута и такелажа, рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств, спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб, трапов, штормтрапов и кранцевой защиты. О замеченных неисправностях и принятых к их устранению мерах в случаях, не терпящих отлагательств, он должен информировать старшего механика и докладывать капитану.

141. Старший помощник капитана обязан обеспечить:

(01) надлежащую организацию труда и отдыха членов экипажа в подчиненных ему службах, а также обеспечить учет их рабочего времени и использования ими дней отдыха;

(02) знание и соблюдение правил и инструкций по технике безопасности и пожаробезопасности, а также санитарных правил подчиненными ему лицами;

(03) выполнение требований наставления по борьбе за живучесть судна, организацию и контроль за подготовкой аварийных партий, непосредственное руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть;

(04) составление расписаний по тревогам на весь экипаж, а при стоянках в портах - на сокращенный состав;

(05) постоянную готовность коллективных спасательных средств к немедленному использованию, укомплектованность их снабжением и провизией согласно существующим нормам;

(06) наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов;

(07) контроль за укомплектованностью аварийно-спасательным имуществом по корпусной части;

(08) подготовку ведомостей дефектов по своему заведованию;

(09) учет наличия воды в балластных танках и цистернах;

(10) размещение членов экипажа и лиц, временно прибывших на судно, по жилым помещениям;

(11) при отсутствии на судне врача - прохождение членами экипажа в установленные сроки медицинских осмотров и прививок, оказание в необходимых случаях медицинской помощи, надлежащее содержание судовой аптечки, а также прохождение судном дератизации и дезинсекции;

(12) ведение книги судовых приказов, подготовку и объявление приказов экипажу и контроль за их выполнением;

(13) при отсутствии в штате помощника капитана по пассажирской части - безопасную посадку и высадку пассажиров;

(14) планирование проведения технической учебы;

(15) хранение судовой печати.

142. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по хозяйственной части, старший помощник капитана обеспечивает своевременное снабжение судна продуктами столового довольствия и питьевой водой, их правильное хранение, расходование и учет; совместно с судовым врачом утверждает меню питания экипажа.

143. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по пассажирской части, старший помощник капитана обеспечивает надлежащую организацию размещения и обслуживания пассажиров.

144. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по пожарной части, старший помощник капитана выполняет его обязанности согласно настоящему Уставу.

145. Перед началом грузовых операций и во время их старший помощник капитана обязан:

(01) обеспечить подготовку грузовых устройств к работе, палуб, трюмов и других грузовых помещений - к приему груза; проверить их готовность совместно со вторым помощником капитана, вторым механиком, электромехаником (электриком) и помощником капитана по пожарной части; результаты проверки зафиксировать в судовом журнале;

(02) лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных и навалочных грузов и обеспечить выполнение правил их перевозки;

(03) лично руководить погрузкой, креплением и выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, размещением и креплением палубного груза. На специализированных судах (типа "ро-ро", контейнеровозах, лихтеровозах), где по условиям специфики погрузки на старшего помощника капитана может быть возложено руководство погрузочно-разгрузочными работами, часть его обязанностей должна быть перераспределена между ним и вторым помощником приказом капитана.

146. Перед выходом судна в рейс старший помощник капитана обязан:

(01) обеспечить подготовку судна к плаванию, приняв меры к надежному креплению судовых палубных устройств, грузов, оборудования и другого имущества и предметов, размещенных на палубах;

(02) произвести обход судна и убедиться в надежности закрытий трюмов, иллюминаторов, дверей, тамбучин, хозяйственных помещений, люков, капов и других отверстий на палубе и в бортах, проверить готовность рулевого, швартовного и якорного устройства, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями.

После проверки готовности судна к выходу в море, получения докладов от лиц командного состава о готовности судна по их заведованиям, проверки наличия на борту всего экипажа, а также удаления с судна всех посторонних лиц старший помощник капитана за 15 минут до назначенного времени отхода совместно со старшим механиком докладывает капитану о готовности судна к выходу в море.

147. Во время плавания старший помощник капитана обязан контролировать и обеспечивать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса и принимать надлежащие меры к ее обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и борьбе с обледенением.

148. При оставлении судна экипажем старший помощник капитана организует проверку помещений судна с тем, чтобы удостовериться, что на судне не остались люди.

149. Старший помощник капитана несет ходовую вахту с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. На судах, где более трех судоводителей - помощников капитана, старший помощник капитана стояночных вахт не несет и несет только одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов. В этом случае он осуществляет контроль за несением ходовой вахты четвертым помощником капитана с 16 до 20 часов. В сложных условиях плавания старший помощник капитана несет обе ходовые вахты.

150. При входе в порт и выходе из него и осуществлении швартовных операций старший помощник капитана должен находиться на ходовом мостике или в ином месте по указанию капитана.

151. При отсутствии капитана на борту судна старший помощник капитана производит перешвартовку судна совместно с лоцманом или самостоятельно.

Инструкция для должности "Старший помощник капитана ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Старший помощник капитана" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - полное, базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист, бакалавр или младший специалист). Стаж работы по профессии помощника капитана для получения диплома старшего помощника капитана судов: валовой вместимостью 3000 и более (с образовательно-квалификационным уровнем - специалист), валовой вместимостью от 500 до 3000 или менее 500 в случае плавания в открытом море (с образовательно-квалификационным уровням бакалавр), валовой вместимостью менее 500 прибрежного плавания (с образовательно-квалификационным уровнем - младший специалист) - не менее 1 года. Экзаменационные испытания по требованиям относительно компетентности в соответствии с Кодексом о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) на право получения диплома о должностной квалификации и других документов. Периодическое повышение и подтверждение квалификации.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- постановления, приказы, распоряжения, положения, инструкции, нормативные и другие руководящие документы по судовождению, технической эксплуатации судов торгового флота, по вопросам безопасности мореплавания, технического состояния судов, организации общесудовой службы;
- навигацию, общую и специальную лоцию;
- эксплуатационные технические данные навигационно-штурманского оборудования;
- передовой отечественный и зарубежный опыт судовождения;
- правила эксплуатации системы дистанционного управления силовой энергетической установкой;
- правила и нормативные документы Регистра судоходства Украины или другого классификационного общества, которое осуществляет технический надзор за судном;
- Кодекс торгового мореплавания Украины;
- положения международных конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО) по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (МАМПС), о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ), о грузовой марке;
- международные правила, кодексы и стандарты, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и перевозки грузов, учитывая Кодекс безопасной практики размещения и закрепления грузов (Кодекс РКГ), Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ), Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов (Кодекс НГ);
- правила погрузки, перевозки и выгрузки тяжеловесных и длинномерных грузов;
- организацию размещения и обслуживания пассажиров (на пассажирских судах);
- специфику погрузки, крепления, перевозки и выгрузки на специализированных судах;
- правила пожарной безопасности во время выполнения ремонтных работ и работ с применением открытого огня;
- противопожарная защита судна;
- Отраслевое соглашение между Минтрансом Украины и профсоюзом;
- правила и инструкции судовладельца, условия Коллективного договора (контракта);
- экономику, организацию труда и управления, транспортное право, аварийно-спасательное дело, морские санитарные декларации и требования Международных санитарных правил;
- Международное медицинское руководство для судов, медицинский раздел Международного свода сигналов;
- английский язык (морскую специфику).

1.4. Старший помощник капитана назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Старший помощник капитана подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Старший помощник капитана руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Старший помощник капитана во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Осуществляет планирование рейса, управление и маневрирование судном в любых обстоятельствах.

2.2. Обеспечивает организацию судовой службы, замещает капитана и принимает на себя командование судном в случае необходимости.

2.3. Руководит службой эксплуатации и быта, работой палубной команды.

2.4. Осуществляет контроль за надлежащей организацией труда и отдыха в этих службах.

2.5. Обеспечивает правильное использование, обслуживание и содержание в исправном техническом состоянии корпуса, палуб, палубных механизмов, люковых закрытий и горловин отсеков, рангоута и такелажа, судовых устройств и помещений, спасательных средств, аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, мерительных, воздушных и приемных труб систем пресной воды и баластно-осушительной, трапов, штормтрапов, подъемников, кранцевой защиты.

2.6. Осуществляет организацию и контроль подготовки аварийных подразделений, непосредственное руководство действиями экипажа при обеспечении живучести судна.

2.7. Составляет расписания по сигналам тревоги всего экипажа, во время стоянок в портах - сокращенного экипажа.

2.8. Осуществляет контроль поставки и укомплектованности индивидуальными и коллективными аварийно-спасательными средствами и имуществом корпусной части, наличием нормативного провианта.

2.9. Ведет учет наличия воды в балластных танках и цистернах.

2.10. Обеспечивает своевременное снабжение судна и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов пищевого снабжения и питьевой воды, их правильное расходование и учет, утверждает меню питания экипажа.

2.11. Осуществляет расположение членов экипажа и лиц, временно прибыли на судно, в жилых помещениях.

2.12. Обеспечивает надлежащую организацию размещения и обслуживания пассажиров, если в штате отсутствует помощник капитана по пассажирской части.

2.13. Исполняет обязанности помощника капитана по пожарной части, если таковой отсутствует в штате.

2.14. Контролирует содержание судна в надлежащем санитарном состоянии.

2.15. Обеспечивает прохождения судном дератизации и дезинсекции.

2.16. Осуществляет подготовку и объявление приказов капитана, контролирует их выполнение, сохраняет судовые печати и штампы.

2.17. Составляет грузовой план с учетом специфики и свойств груза, обеспечения устойчивости, прочности судна, представляет его на утверждение капитану.

2.18. Обеспечивает подготовку грузовых устройств и механизмов судна к выполнению грузовых операций, палуб, трюмов и других грузовых помещений - для принятия груза.

2.19. Контролирует и обеспечивает необходимый температурный режим грузовых помещений и уровень влажности.

2.20. Составляет и вручает сообщение (нотис) о готовности судна к проведению грузовых операций.

2.21. Ведает принятием и сдачей груза (багажа), обеспечивает правильные нагрузки, сепарирование, укладку, крепление, перевозку и выгрузку.

2.22. Осуществляет контроль опломбирования грузовых помещений и хранения пломб.

2.23. Выдает расписки о принятии груза, оформляет грузовые документы, ведет судовую грузовую документацию, составляет рейсовый отчет.

2.24. Лично руководит подготовкой судна для перевозки опасных и навалочных грузов, нагрузкой, закреплением, выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, расположением и закреплением палубного груза.

2.25. Руководит погрузочно-разгрузочными работами на специализированных судах (типа "РО-РО", контейнеровозах и т.п.).

2.26. Осуществляет планирование и проведение ремонтно-профилактических работ, выполняемых палубной командой, подготовку ведомостей дефектов своего ведения.

2.27. Следит за укомплектованностью судна техническим обеспечением корпусной части.

2.28. Осуществляет составление ремонтных ведомостей в соответствии с объектами обслуживания.

2.29. Контролирует качество корпусных работ, выполняемых ремонтными предприятиями.

2.30. Обеспечивает своевременное предъявление судна для осмотра органам технического надзора за корпусной частью.

2.31. Перед выходом судна в рейс осуществляет проверку подготовки судна к плаванию.

2.32. Докладывает капитану о готовности судна к рейсу после получения докладов от помощников капитана о готовности подведомственных подразделений.

2.33. Во время плавания контролирует состояние крепления палубных устройств и грузов, организовывает надзор за водонепроницаемостью корпуса и принимает меры по устранению недостатков, которые были замечены, руководит подготовкой судна к штормовому плаванию, а также плаванию в ледовых условиях, швартовкой судна (совместно с лоцманом или самостоятельно) при отсутствии капитана на борту судна.

2.34. Несет стояночные и ходовые вахты.

2.35. Осуществляет контроль выполнения мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды.

2.36. Организовывает своевременное оказание медицинской помощи членам судового экипажа.

2.37. Обеспечивает соблюдение экипажем судна правил охраны труда, проводит инструктажи по вопросам охраны труда.

2.38. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.39. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Старший помощник капитана имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Старший помощник капитана имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Старший помощник капитана имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Старший помощник капитана имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Старший помощник капитана имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Старший помощник капитана имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Старший помощник капитана имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Старший помощник капитана имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Старший помощник капитана имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Старший помощник капитана несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Старший помощник капитана несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Старший помощник капитана несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Старший помощник капитана несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Старший помощник капитана несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Старший помощник капитана несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Старший помощник капитана несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

200. Помощник командира корабля подчиняется командиру корабля и является прямым начальником личного состава подчиненных подразделений. На кораблях, где по штату предусмотрен помощник командира корабля по снабжению, его обязанности определяются ст.214-221.

201 . Помощник командира корабляотвечает:

за поддержание экипажем корабля внутреннего порядка на корабле и в казарме (на плавбазе);

за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава подчиненных подразделений;

за организацию службы корабельных нарядов;

за безопасность личного состава при выполнении работ, связанных с подъемом тяжестей и пребыванием за бортом корабля;

за состояние и использование корабельных плавсредств, якорных, буксирных и подъемных устройств, приготовление их к походу, исправность и готовность к использованию штормовых лееров и креплений;

за обучение экипажа корабля плаванию;

за наличие шкиперского имущества, его учет, выдачу и правильное использование;

за наличие спасательных средств (спасательных жилетов, поясов, плотиков), их укомплектованность, состояние и готовность к действию.

202. Помощник командира корабляобязан :

а) руководить работами на верхней палубе, надстройках и бортах корабля;

б) назначать по согласованию с командирами боевых частей и начальниками служб личный состав на работы вне корабля и контролировать их выполнение;

в) размещать личный состав корабля и лиц, временно на нем пребывающих;

г) перед походом убедиться, что на корабле нет посторонних лиц;

203 . Помощник командира кораблядолжен :

а) организовывать проведение морской, строевой, физической и огневой подготовки из стрелкового оружия экипажа корабля, увольнение его на берег и в отпуск;

б) возглавлять запасной командный пункт корабля;

в) руководить службой снабжения (на кораблях, где штатом не предусмотрен помощник командира корабля по снабжению), мероприятиями по маскировке корабля, составлением повседневных расписаний,

204. Помощник командира корабля контролирует выполнение всем личным составом корабельных правил. Его указания по кругу ведения обязательны для офицеров, мичманов, старшин и матросов корабля.

205 . При аварии помощник командира надводного корабля руководит работами на верхней палубе, надстройках и на бортах корабля или действует по указанию командира корабля.

В случае необходимости он запрашивает через главный командный пункт в свое распоряжение аварийные партии и личный состав боевых постов.

206. В период заводского ремонта помощник командира корабля наблюдает за выполнением рабочими корабельных правил и распорядка дня, докладывая командиру корабля об усилении дежурной и вахтенной служб, если того требует обстановка.

Помощник командира корабля по правовой работе

207 . Помощник командира корабля по правовой работе подчиняется командиру корабля. Указания и распоряжения помощника командира корабля по правовой работе по вопросам, отнесенным к его ведению, обязательны для всего личного состава корабля.

208 . Помощник командира корабля по правовой работе в мирное и военное времяотвечает :

за правовое обеспечение повседневной и боевой деятельности корабля;

за соответствие действующему законодательству Российской Федерации визируемых им проектов приказов и других документов.

При обнаружении нарушений законности в деятельности должностных лиц корабля докладывает об этом командиру корабля для принятия необходимых мер по их устранению и предупреждению.

209 . Помощник командира корабля по правовой работеобязан :

а) проводить правовую экспертизу проектов приказов командира корабля;

б) участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской дисциплины;

в) участвовать по указанию командира корабля в осуществлении защиты законных прав и интересов корабля, а также военнослужащих корабля по вопросам их служебной деятельности;

г) осуществлять правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой на корабле;

д) участвовать в организации и осуществлении изучения личным составом корабля действующего законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права;

е) вести контрольные экземпляры приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, командующего флотом, командира корабля;

ж) осуществлять правовую экспертизу документов, представляемых на подпись командиру корабля на утверждение, в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;

з) консультировать по правовым вопросам, возникающим в деятельности должностных лиц корабля;

и) участвовать в проводимых командиром корабля и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих корабля и членов их семей;

к) готовить ежегодный доклад о состоянии правовой работы на корабле и представлять его после рассмотрения командиром корабля начальнику подразделения юридической службы вышестоящего органа военного управления;

л) выполнять указания вышестоящих подразделений юридической службы, касающиеся вопросов специальной деятельности. О полученных указаниях докладывать командиру корабля;

м) знать: устройство корабля, его тактико-технические данные, боевую и повседневную организацию корабля, теоретические основы борьбы за живучесть корабля и ее организацию;

н) организовать изучение личным составом корабля норм международного гуманитарного права.

210 . Помощник командира корабля по правовой работе имеет право:

а) получать от соответствующих должностных лиц корабля в установленном порядке документы, справки, расчеты, договора и другие сведения, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

б) представлять соответствующим командирам (начальникам) предложения об устранении нарушений законности и о привлечении к ответственности должностных лиц;

в) давать заключения по вопросам правового характера, возникающим в деятельности командования корабля;

г) участвовать в служебных совещаниях, проводимых командиром корабля.

211 . Помощник командира корабля по правовой работе во время похода и при нахождении за пределами территориального моря Российской Федерации оказывает командиру корабля юридическую помощь в применении норм международного права. Представляет предложения командиру корабля в вопросах урегулирования происшествий и инцидентов, связанных с нарушением норм международного права, соблюдения личным составом корабля правового режима морских пространств и взаимоотношений с представителями иностранных государств (иностранными кораблями и гражданами) в вопросах соблюдения требований нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность мореплавания, предупреждение происшествий и инцидентов, оказание помощи и спасения на море.

212. Помощник командира корабля по правовой работе в период вооруженного конфликта выполняет функции юридического советника. Он дает советы командиру корабля о применении Женевских конвенций 1949 года о защите жертв войны и дополнительных протоколов к ним. Кроме того, им оказывается содействие должностным лицам корабля в вопросах правовой регламентации средств и методов ведения войны на море.

213. При аварии помощник командира корабля по правовой работе прибывает на главный командный пункт и действует по указанию командира корабля.

Ликбез для «чайников»: кто чем занимается на корабле и как не запутаться в элементарном морском жаргоне

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.


На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.


В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

Инструкция для должности "Помощник капитана ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Помощник капитана" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист). Стаж работы по профессии на судне, как часть одобренной программы подготовки- не менее 1 года, или одобренный стаж работы на судне в составе палубной команды - не менее 3 лет, в том числе выполнение обязанностей по несению вахты на мостике под руководством капитана или лица командного состава высшей квалификации - не менее 6 месяцев. Экзаменационные испытания по требованиям относительно компетентности в соответствии с Кодексом о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) на право получения диплома о должностной квалификации и других документов. Периодическое повышение и подтверждение квалификации.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- постановления, распоряжения, приказы, инструкции, нормативные и другие руководящие документы по вопросам безопасности плавания, судовождение, организацию судовой службы, технического состояния судов, торгового мореплавания;
- основные принципы несения судовой навигационной вахты;
- теорию и практику судовождения (мореходную астрономию, навигацию, общую и специальную лоцию);
- навигационно-штурманское оборудование, приборы и средства судовождения;
- общие положения об установлении путей движения судов;
- принцип действия и обслуживание основных типов магнитного и гирокомпассов;
- эксплуатационные требования относительно основных типов средств автоматической радиолокационной проводки;
- конструкцию судна;
- системы управления рулевым приводом, устройство аварийной буксировки;
- систему дистанционного управления энергетической установкой;
- правила Регистра судоходства Украины или другого классификационного общества, которое осуществляет технический надзор за судном;
- положения международных конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО) по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), предупреждению столкновения судов (МППСС), по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (МАМПС), о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) и т.п.;
- характеристики различных систем погоды, приливы и течения;
- правила пожарной безопасности во время погрузки, размещения, выгрузки и перевозки легковоспламеняющихся, отравляющих и других опасных грузов;
- способы ликвидации пожара в трюмах и танках;
- Международный свод сигналов, азбуку Морзе;
- стандартные фразы ИМО общения на море;
- английский язык устной и письменной формы;
- инструкции судовладельца, условия контракта;
- основы транспортного права;
- аварийно-спасательное дело;
- правила, способы и технические средства выживания на море;
- методы оказания первой медицинской помощи на судах;
- основы экономики и организации труда;
- основы трудового законодательства.

1.4. Помощник капитана назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Помощник капитана подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Помощник капитана руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Помощник капитана во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль посещения судна посторонними лицами.

2.2. Осуществляет планирование и проведение перехода, определяет местонахождение судна с использованием астрономических и радиотехнических приборов, средств навигационного ограждения, навигационных карт и пособий, электронного навигационного оборудования и других судовых средств навигации.

2.3. Использует для обеспечения безопасности мореплавания радиолокатор и средства автоматической радиолокационной проводки.

2.4. Несет безопасные ходовые навигационные и стояночный вахты.

2.5. Организовывает должное несение вахтенной службы.

2.6. Осуществляет маневрирование судна с учетом необходимых факторов.

2.7. Обеспечивает своевременную подготовку судна к швартовым операциям, до постановки судна на якорь.

2.8. Руководит швартовыми и буксировочными работами.

2.9. Обеспечивает своевременное включение сигнальных огней, выставление знаков и сигналов судна.

2.10. Выполняет все необходимые действия в аварийных ситуациях, принимает меры по предотвращению опасности для судна или спасанию людей, которые терпят бедствие на воде.

2.11. Использует Глобальную морскую систему связи во время бедствия и для обеспечения безопасности.

2.12. Передает и принимает световые сигналы.

2.13. Контролирует погрузки согласно грузового плана, правильность размещения, закрепления и выгрузки грузов.

2.14. Обеспечивает правильное использование судовых грузовых средств внутритрюмной механизации, своевременное открытие и закрытие грузовых трюмов.

2.15. Следит за состоянием пломб и печатей на опломбированных трюмах и помещениях.

2.16. Контролирует соблюдение температурного режима и проветривания трюмов.

2.17. Обеспечивает во время плавания безопасную перевозку грузов, включая опасные, вредные и ядовитые.

2.18. Принимает необходимые меры в случае пожаров, включая пожары наливных систем.

2.19. Организовывает использование судовых средств пожаротушения.

2.20. Обеспечивает выполнение требований по предотвращению загрязнения с судна природной окружающей среды.

2.21. Ведет надежный надзор за содержанием судна в мореходном состоянии.

2.22. Обеспечивает выполнение замеров воды в ллялах и сточных колодцах.

2.23. Ведет наблюдение за креном и дифферентом судна.

2.24. Следит за укомплектованностью судна коллективными и индивидуальными спасательными средствами, спасательным и аварийным оборудованием, инвентарем и пиротехникой.

2.25. Использует в случае необходимости устройства и оборудование для спуска спасательных и дежурных шлюпок на воду, обеспечивает их готовность к спуску в любое время.

2.26. Ведет записи в судовом журнале согласно установленным правилам.

2.27. Принимает меры в случае несчастных случаев или заболеваний, типичных для судовых условий.

2.28. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.29. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Помощник капитана имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Помощник капитана имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Помощник капитана имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Помощник капитана имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Помощник капитана имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Помощник капитана имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Помощник капитана имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Помощник капитана имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Помощник капитана имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Помощник капитана несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Помощник капитана несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Помощник капитана несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Помощник капитана несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Помощник капитана несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Помощник капитана несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Помощник капитана несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.