Меню
Бесплатно
Главная  /  Регистрация  /  Николай Новиков: биография и фото. Николай Новиков - писатель, журналист и просветитель. Основные вехи жизненного пути Николая Новикова Новиков краткая биография

Николай Новиков: биография и фото. Николай Новиков - писатель, журналист и просветитель. Основные вехи жизненного пути Николая Новикова Новиков краткая биография

Родился 27.IV (8.V).1744 г в родовом имении Тихвинское-Авдотьино Московской губернии, умер там же 31. VII. (12.VIII).1818 г.

Писатель-сатирик, журналист, книгоиздатель, просветитель.

С 1755 учился в дворянской гимназии при Московском университете, в 1760 ушел из нее.

В 1762 поступил па службу в Измайловский гвардейский полк, принимал участие в дворцовом перевороте.

В 1767-68 Новиков Николай Иванович работал секретарем Комиссии по составлению проекта «Нового уложения». На заседаниях вел дневниковые записи дискуссий, увидел нищету, бесправие крестьянства, жестокость крепостников и убедился в лицемерии Екатерины II . Работа в комиссии имела большое значение для формирования антикрепостнических и просветительских убеждений Новикова.

В январе 1769 был уволен в чине поручика в связи с роспуском комиссии, вскоре поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где более пяти лет работал переводчиком.

В то время Екатерина II, разрешила частным лицам издавать сатирические журналы.

В январе 1769 появился первый журнал «Всякая всячина», фактическим руководителем которого была сама царица. «Всякая всячина», отстаивая «улыбательную» сатиру, рекомендовала «не целить на особ, а единственно на пороки», не связанные с конкретными лицами и русской социальной действительностью. Вместо сатиры Екатерина, по существу, требовала гимнов и песнопений своему царствованию.

В мае 1769 воспользовавшись разрешением Екатерины, Николай Иванович Новиков. стал издавать журнал «Трутень». От имени Правдулюбова он вступил в полемику с «госпожой» «Всякой всячиной» и отстаивал боевую, социальную сатиру, направленную на обличение не пороков вообще, а конкретных носителей этих пороков. Идейное направление журнала определял эпиграф, взятый из басни Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите». В журнале контрастно изображалась жизнь дворянских трутней и трудового крепостного крестьянства.

Основными темами журнала были события и факты русской крепостнической действительности, неразумность, несправедливость которой он доказывал из номера в номер. Под пером Новикова сатира приобрела остро социальный, откровенно антикрепостнический характер. Разоблачая дворянство, писатель создал яркие обобщенно-сатирические образы. Безрассуд рассуждает: «Я господин, они мои рабы, они для того и сотворены, чтобы... и день и ночь работать и исполнять мою волю исправным платежом оброка». Змеян «кричит и увещает, чтоб всякий помещик... был тираном своим служителям... и чтоб одна жестокость содержала сих зверей в порядке и послушании».

Вместо славословия в честь царствования Екатерины Новиков Н.И. нарисовал неприглядную картину произвола и деспотизма чиновно-бюрократического аппарата. Писатель показал, что в России нет ни законности, ни справедливости; государственные учреждения и суды отданы на откуп взяточникам, казнокрадам. «Трутень» сообщал, что некоему судье «потребно самой свежей и чистой совести», а воевода в связи с отъездом па новое место назначения «за ненадобностью продает совесть». Развернутая картина судейского самоуправства и взяточничества представлена в «Письме, дяди к любезному племяннику» и в истории о пропавших часах судьи.

Эти произведения разоблачали лживость лицемерных заявлений Екатерины о торжестве правосудия во время ее царствования.

Неотразимым языком документа и сухих цифр писатель создал картину бедственного положения крестьян, помещичьего произвола и деспотизма. Староста Андрюшка сообщает своему барину, что указ господский выполнен: деньги подушные, оброчные собраны, а «больше собрать не могли: крестьяне скудны, взять негде».

Драматична судьба крестьянина Филатки, который ничего не может заплатить, потому что «сам все лето прохворал, а сын большой помер, остались маленькие ребятишки, и он нынешним летом хлеба не сеял, некому было землю пахать, во всем дворе была одна сноха, а старуха его и с печи не сходит». За недоимки у него уже взяли две клети, корову, больше продавать нечего. В то время как помещик отбирает у мужика все до последней нитки, крестьяне проявляют к бедному Филату сочувствие, оказывают помощь: платят за него подушные, дают корову, чтобы прокормить ребятишек и больную старуху. В полемике со «Всякой всячиной» писатель остроумен, беспощаден, находчив и неуязвим, а его острая сатира так метко била в цель, что разгневанная Екатерина, не в силах вести с ним спор, вынуждена была применить власть и в апреле 1770 закрыла «Трутень».

В 1770-е гг. Николай Иванович издавал журналы «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-73), «Кошелек» (1774) и другие. Хотя в них писатель был более осторожным, они носили по-прежнему оппозиционный характер.

В «Пустомеле» был помещен целый ряд ярких сатирических статей («Послание к слугам моим» Фонвизина, «Ведомость», «Истинное приключение»), направленных против дворянства и крепостного права. В «Завещании Юнджена, китайского хана к оппозиционных дворянских кругов посадить на русский престол законного наследника Павла I, и через два месяца новый журнал также был закрыт.

Журнал «Живописец», который пользовался большим успехом и при жизни писателя выдержал пять изданий. Соблюдая осторожность, издатель из тактических соображений ставит новый журнал под покровительство царицы, посвятив его сочинителю комедии «О время!».

Продолжая идейно-тематическое направление «Трутня», писатель по-прежнему обличает дворянство, утратившее связи с родиной, национальной почвой, народом, русской культурой. Он создает яркие карикатуры щеголей и щеголих, высмеивает их язык, засоренный иностранными словами. Журнал, издававшийся накануне Пугачевского восстания, смело и решительно выступал не только против отдельных злоупотреблений помещиков-деспотов, но в ряде произведений поднялся до глубокого обличения крепостного права как системы угнетения народа, хотя и не дошел до революционных выводов, оставшись на позициях дворянского либерализма.

Наиболее значительными и яркими произведениями «Живописца» были «Письма к Фалалею» и «Отрывок путешествия в ***И***Т***». В первом из них отец, мать и дядя пишут письма юноше Фалалею, уехавшему служить в Петербург. В письмах дается яркая сатирическая картина быта и нравов, повседневной крепостнической практики невежественных и жестоких помещиков в деревне, названной иронически Благополучной. Трифон Панкратьевич служил в армии, потом по гражданской части, он был уволен «от дел за взятки». Теперь он живет в своем имении и жалуется на новые порядки, которые стали несравненно хуже «благословенного» прошлого. «Эх! - вспоминает он былое, - перевелись старые паши большие бояре: то-то были люди, не только что со своих, да и с чужих кожи драли. То-то пожили да поцарствовали, как сыр в масле катались: и царское, и дворянское, и купецкое - все было их; у всех, кроме бога, отнимали; да и у того чуть тако не отни...» Отлично усвоив науку «отнимания и обирания», он жалуется на то, что его доходы с разоренных мужиков уменьшаются. Верной помощницей выступает и его супруга: «Я за то ее и люблю, что уж коли примется сечь, так отделает, перемен двенадцать подадут».

Не отставал от родителей и Фалалеюшка. «Куда какой ты был проказник смолоду! - умиляется отец. - Как, бывало, примешься пороть людей, так пойдет крик такой и хлопанье, как будто за уголовье в застенке секут; так, бывало, животики надорвем со смеха». По политической заостренности, яркости картины крепостнического быта, язвительности и тонкости иронии, меткости и выразительности языка «Письма к Фалалею» принадлежат к самым ярким страницам сатирической литературы XVIII в., которые будут продолжены Фонвизиным в «Недоросле» (Описание сайта цифротех отзывы о магазине).

В противоположность дворянским писателям, которые идиллически рисовали крестьян в виде добродетельных пастухов и пастушек, блаженству которых завидуют даже цари, Новиков в «Отрывке путешествия в...» обнажил ужасы русской крепостнической действительности. Писатель показывает жизнь крестьян деревни Разоренной, «сего обиталища плача», страдающей и изнемогающей под невыносимым гнетом «жестокосердного тирана». За три дня путешествия рассказчик нигде не нашел ничего, «похвалы достойного». «Бедность и рабство повсюду встречалися со мной в образе крестьян». В деревне Разоренной все, начиная с внешнего вида улицы и кончая внутренностью избы, свидетельствовало о безграничной бедности и крайней степени разорения. Особенно тяжело и безрадостно положение крестьянских детей, всегда голодных и смертельно запуганных помещиком.

Несмотря на ряд тактических оговорок о «премудрости, сидящей на троне», Писатель публикацией этого произведения проявил политическую смелость и гражданское мужество. «Отрывок путешествия в...» - первое самое сильное и негодующее изображение крепостного рабства вплоть до выхода «Путешествия из Петербурга в Москву » Радищева. «Отрывок путешествия в...» вызвал величайшее возмущение помещиков-крепостников, придворных, справедливо усмотревших в нем дерзостные нападки на «целый дворянский корпус».

Новиковские журналы ознаменовали новый этап в развитии русской и европейской журналистики в период подготовки буржуазной революции в Европе и крестьянского восстания в России. Сатира Николая Ивановича принципиально отличалась от сатиры классицизма. Вместо рационалистического протеста против абстрактного человеческого зла, выраженного в условно- схематических образах, писатель принес в литературу новые приемы изображения действительности. Протестуя против идеализации, прикрас действительности, свойственных «Всякой всячине», писатель стремился правдиво показать русскую крепостническую действительность, какой бы горькой и жестокой она ни была. «Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!» - заявлял автор в «Отрывке путешествия в...». Отстаивая необходимость сатиры на социальные явления и «на лица», писатель оперировал точными фактами, реальными событиями, добиваясь конкретизации и типизации изображаемых явлений.

Для новиковской сатиры характерно исключительное разнообразие сатирических жанров, связанных с жизнью, практической деятельностью человека: путешествие, новелла, послания и письма, диалог, пародия на деловой документ, «ведомости» и объявления, рецепты, письма к издателю, редакционные примечания. Хотя в сатире Новиков еще сохраняются традиционные схемы, прямолинейность и односторонность образов, свойственные классицизму (Чужехват, Криводушии, Чистосердов, Любомудров и др.), в лучших своих произведениях писатель подходит к созданию живых типических образов-характеров («Письма к Фалалею» и др.). На смену торжественно-декламационному языку классицизма в сатиру Новикова Н.И. пришла живая, повседневная речь, свойственная изображаемому герою: каждый заговорил по-своему. Все это отдаляло его сатиру от поэтики классицизма и знаменовало зарождение реалистических приемов изображения действительности.

В годы реакции после Пугачевского восстания Новиков отказывается от политической сатиры и все свои силы отдает просветительской деятельности. «Патриотическая ревность к возлюбленному Отечеству» в новых условиях заставляет его искать новые формы борьбы, чтобы «приобщить что-либо к пользе и благостоянию своих сограждан». Писатель приходит к убеждению, что в современных условиях только распространение знаний является единственным способом уничтожения зла и воспитания истинных граждан. Он разрабатывает программу воспитания нового поколения «единоземцев» в духе патриотических и гражданских доблестей.

В 1774 Новиков ушел в отставку и всецело отдался литературной и книгоиздательской деятельности.

С 1775 Николай Иванович Новиков становится масоном .

В сентябре 1777 Николай Иванович начинает издавать первый в России философский журнал «Утренний свет».

Рационалистическая философия просветителей XVIII в. нашла наиболее полное выражение в разрешении нравственных проблем общественного бытия человека, его отношения к государству, окружающим людям, самому себе. В новом журнале главное внимание было сосредоточено не на обличении, а на нравоучении, изложении взглядов на поведение человека в обществе.

Журнал провозглашал человека центром мироздания: «Человек - истинное средоточие сотворенной земли и всех вещей, и главное для него заключается в познании самого себя». Нравоучение для Новикова было средством воспитания добродетельного человека-гражданина, который должен проявлять себя не в разгуле собственных страстей, а в практической деятельности на благо отечества. Став одним из влиятельных руководителей масонов, он использовал «братьев по ордену» в своих просветительских и издательских целях.

В 1779 Новиков Н.И. переезжает из Петербурга в Москву. Начинается новый период в жизни писателя. Это было время нового подъема в развитии русского общественного движения и расцвета литературы. Новиков развивает бурную просветительскую и издательскую деятельность. Он на десять лет арендует университетскую типографию, на средства масонского ордена создает «Типографскую компанию», имевшую еще две типографии.

Газета «Московские ведомости» (1779-89) издававшаяся Новиковым стала первой русской газетой европейского типа, где помещались не только официальные материалы, но и политические статьи о современных, особенно американских, событиях, внутренней жизни страны.

В 1781 вместо «Утреннего света» стал выходить журнал «Московское ежемесячное издание».

С 1783-84 выходило «Приложение к «Московским ведомостям» , заключавшие «в себе собрание разных лучших статей, касающихся до философических и словесных наук и других полезных знаний».

С 1782-86 выходили периодические издания, как «Городская и деревенская библиотека».

С 1785-89 первый русский детский журнал «Детское чтение», «Экономический магазин», посвященный вопросам сельского хозяйства.

Во всех этих периодических изданиях писатель осуществлял свою просветительскую программу, доказывая, что «причина всех заблуждений человека есть невежество, а совершенства - знания». Иногда он, возвращался к острым социальным и политическим проблемам.

В статье «Рассуждение о войнах» автор размышлял «о справедливых и несправедливых» (по терминологии журнала) войнах. Осуждая несправедливые войны, он утверждал, что к справедливым следует отнести не только оборонительные от внешних захватчиков но и освободительные против поработителей, примеры которых он видел в Голландии и в Америке. Воспитывая патриотические чувства, Новиков Н.И. писал: «Любовь к отечеству, любовь к благу общественному обязуют нас посвятить с удовольствием имения и жизнь нашу к подкреплению государства и к благополучию сограждан».

В статье «Философ» высказывалась актуальная для России мысль, что только свобода способствует расцвету наук, художеств и только народ является истинным хранителем завоеваний науки.

А в статье «Государь» решительно осуждался фаворитизм, деспотизм самодержца.

Помимо журнально-издательской деятельности, Новиков выступал в эти годы и как автор художественных, философских, экономических сочинений: цикл сатирических рассказов «Пословицы российские» (1782), цикл статей на философские темы. Особенно большое значение имела его статья «О воспитании и наставлении детей» (1783). В ней он обосновывал систему умственного, нравственного и физического воспитания молодого поколения. Уделяя особое внимание воспитанию патриотических и гражданских чувств, автор подчеркивал необходимость развития у детей самостоятельности мышления, человеческого достоинства, уважения к людям без различия национальности и имущественного состояния.

Главным жизненным делом этих лет была книгоиздательская деятельность, которая определялась не коммерческими, а просветительскими целями. Самой насущной задачей для России было распространение грамотности, поэтому в первую очередь он издавал большое количество учебных пособий: азбуки, буквари, грамматики, арифметики, учебники по истории, географии, книги для первого чтения и т. д. Выпускал Новиков и общеобразовательные книги по таким прикладным наукам, как сельское хозяйство, агрономия, медицина. Много уделялось внимания изданию переводных философских сочинений Вольтера, Руссо, Дидро, Локка, Монтескье.

Большое значение придавал просветитель пропаганде художественной литературы. Еще в 1772 вышел «Опыт исторического словаря о российских писателях», являющийся первым опытом библиографического словаря.

В 70-е гг. издавалась «Древняя российская Вивлиофика» (1773-75), в которой публиковались старинные документы, повести, драмы. Впервые широко познакомил книгоиздатель русского читателя с классиками западноевропейской литературы, опубликовав переводы сочинений Мольера, Корнеля, Расина, Бомарше, Свифта, Шеридана, Фильдинга, Стерна, Лессинга и многих других. Около трети всех книг, изданных в эти годы в России, приходилось на долю новиковских типографий.

Для широкого распространения книг среди населения Николай Иванович в 16 городах организовал книжную торговлю, в Москве открыл библиотеку-читальню. На средства «Типографской компании» основал две школы для детей разночинцев, открыл бесплатную аптеку.

Во время голода в 1787-89 он оказал большую, по тогдашним масштабам помощь голодающим крестьянам.

Имя Николая Ивановича становилось очень популярным, а его деятельность казалась Екатерине опасной и подозрительной, и она начала его преследовать. Царица приказала митрополиту Платону проверить все издававшиеся им книги для отыскания ереси и крамолы («испытать в вере», вызывать к губернатору для допроса), запретила продолжать аренду университетской типографии.

В 1792 13 апреля по указу Екатерины Новиков был арестован, и заключен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. После смерти Екатерины Павел I в 1796 освободил его, но не разрешил издательскую и общественную деятельность. Не улучшилось положение опального писателя и при Александре I . Для писателя наступила гражданская смерть.

Больной, одинокий и разоренный, оторванный от всего, в чем он видел жизненное призвание, писатель прожил последние годы в родовом имении Тихвинское-Авдотьино под Москвой.

Гражданский и просветительский подвиг Новикова Н.И. высоко оценили революционные демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский. В. И. Ленин подписал Постановление Совета Народных Комиссаров о сооружении памятников деятелям революции, писателям и поэтам, среди которых было и имя Новикова Николая Ивановича.

Выдающуюся роль в истории русской культуры и издательского дела сыграл замечательный русский просветитель, общественный деятель, писатель и издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) «благородная натура» которого, по словам В.Г. Белинского, «постоянно одушевлялась высокой гражданской страстью разливать свет образования в своем отечестве».

Просветительские взгляды Н.И. Новикова, стремление посвятить себя распространению знаний возникли очень рано, во время обучения в гимназии при Московском университете. Находясь на воинской службе в Измайловском полку, Новиков в 1767 г. был направлен в Уложенную комиссию для составления письменных документов «о среднем роде людей». Работа в комиссии укрепила решимость Новикова посвятить свою жизнь просвещению русского общества. Только в этом он видел средство для борьбы с жестоким отношением помещиков к крестьянам, для установления справедливого социального строя.

В 1769 г. Новиков начинает свою общественно-политическую деятельность, издает сатирические журналы для борьбы с крепостничеством и социальными пороками. Первым журналом был «Трутень». В предисловии к первому номеру «Трутня» изложена его программа - издание трудов «сатирических, критических и прочих ко исправлению нравов служащих». Направленность журнала подчеркивалась эпиграфом, взятым из басни А.П. Сумарокова «Жуки и пчелы»: «Они работают, а вы их труд ядите».

На страницах журнала подвергалось острой критике крепостное право, затрагивались самые больные социальные вопросы) Гневом и сарказмом преисполнены слова Новикова о трутнях-дворянах, чье благополучие, праздная сытая жизнь были добыты потом и кровью крепостных крестьян. Осмеивает Новиков дворян-чиновников, чья судейская наука состоит в том, чтобы уметь «искусненько пригибать указы» по своему желанию. Журнал рисует отвратительный облик дворян-помещиков: тунеядцев и эгоистов, всяких Безрассуден, Глупомыслов и Мешковых, раболепствующих перед всем иностранным и в совершенстве владевших одной лишь «волосоподвивательной наукой». В VI листе «Трутня» было опубликовано объявление: «Молодого российского поросенка, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и который, объездив с пользою, возвратился уже совершенною свиньею, желающие смотреть, могут его видеть безденежно по многим улицам сего города».

Обличительный тон выступлений Новикова возмутил Екатерину II. В журнале «Всякая всячина» под псевдонимом «Афиноген Перочинов» она решительно выступила против Новикова (рекомендуя ему: «1) Никогда не называть слабости пороком; 2) Хранить во всех случаях человеколюбие; 3) Не думать, чтобы людей совершенных найти можно было и для того... 4) просить бога, чтобы дал нам дух кротости и снисхождения». Однако Новиков смело выступил против указаний императрицы и потребовал сатиры «на лица», видя в ней путь к искоренению не только личных, но и социальных пороков. Ответом на деятельность Новикова явились цензурные и полицейские гонения. Были закрыты все сатирические журналы, кроме самого «Трутня», который пользовался очень большой популярностью и закрытие которого могло вызвать недовольство в обществе и официозной «Всякой всячины». Новиков вынужден был действовать осторожнее, объясняя это новым эпиграфом к журналу, также из басен Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Однако и в таком виде «Трутень» казался опасным правительству, и 27 апреля 1770 г. Новиков простился с читателями, прямо заявляя, что расстается с ними против своего желания.


Через месяц после закрытия «Трутня» Новиков приступил к изданию журнала «Пустомеля», в котором продолжал линию «Трутня», по-прежнему обличая «Всякую всячину» и императрицу, «сатирически изображая стоящих при дворе «ласкателей», судей, «не имеющих совести, ни чести», высмеивая общественные порядки Российской империи. Увидев в «Пустомеле» стремление следовать за ненавистным «Трутнем». Екатерина II закрыла его после выпуска двух номеров.

Выждав два года, Новиков приступает к изданию нового сатирического журнала под названием «Живописец». Основной темой его остается обличение крепостничества. На его страницах были опубликованы такие смелые произведения, как «Отрывок путешествия в ***» и «Письма к Фалалею».

В 1773 г. и этот журнал Новикова был закрыт по настоянию Екатерины II. Успех «Живописца» у читателей был огромный; до конца XVIII в. он четырежды переиздавался».

Последний сатирический журнал Новикова «Кошелек» выходил с 8 июля по 2 сентября 1774 г. Острие сатиры Новиков направил против «французомании» и «немысленного обезьянства» дворянского сословия, против его легкомыслия и невежества. В журнале развивалась идея равноправия сословий, предпочтения нравственных и общественных достоинств человека знатности происхождения - «похвальнее бедным быть дворянином или мещанином и полезным государству членом, нежели знатной породы тунеядцем».

Идейное направление обличительной сатиры Новикова подхватили в конце XVIII в. Д.И. Фонвизин и И.А. Крылов.

В начале 70-х гг. Новиков расширяет свою издательскую деятельность, выпускает книги. Ряд крупных изданий внес вклад в развитие русской науки. В 1772 г. выходит составленный самим Новиковым «Опыт исторического словаря о российских писателях» - серьезное критико-библиографическое издание, положившее начало русскому литературоведению и легшее в основу последующих русских биобиблиографических словарей. Демократические и просветительские взгляды Новикова сказались в оценке писателей, деятелей русской философской науки, искусства, ремесла - прежде всего с точки зрения общественной полезности. «Опыт исторического словаря» проникнут гордым национальным самосознанием и патриотизмом. В предисловии к изданию Новиков писал: «Россия о преимуществе в науках спорит с народами, целые века учением прославлявшимися; науки и художества в ней распространяются, а писатели наши прославляются».

В 1773 г. Новиков издал капитальный труд «Древняя российская идрография» - ценнейший памятник русской исторической географии XVII в., познакомивший русское общество с жизнью и бытом Древней Руси. В нем публиковалось рукописное сочинение XVII в. о водных путях России «Книга Большому чертежу». «Древняя российская идрография» неоднократно переиздавалась.

С конца 60-х гг. XVIII в. началась довольно оживленная публикация архивных материалов, необходимых для развития русской исторической науки. Новиков и здесь внес большой и ценный вклад. При помощи архивистов он издает в 1773-1775 гг. замечательную серию исторических документов под названием «Древняя российская Вивлиофика», в которой стремился отразить «великость духа» предков, «украшенного простотой», и этим содействовать укреплению любви к Родине. В издании публиковались старинные княжеские грамоты дворянству и духовенству, дипломатические материалы, документы по истории расширения русских владений, дворянские родословные и послужные списки, отрывки из летописей и документы по истории древнерусского просвещения и развития ремесла.

«Древняя российская Вивлиофика» значительно расширила и углубила знания о прошлом русского народа. В ее издании принимали участие крупные ученые, знатоки древнерусской письменности и истории - М.М. Щербатов, Г.Ф. Миллер, Н.Н. Бантыш-Каменский, А.Ф. Малиновский. Продолжая сбор исторических документов, Новиков в 1788-1791 гг. выпустил исправленное и дополненное издание «Древней российской Вивлиофики» в 20 томах, т.е. вдвое больше первого. Значение подобного труда так велико, что впоследствии Академия наук выпускала издание под названием «Продолжение Древней российской Вивлиофики».

В 1773 г. Новиков организовал первый издательский коллектив в России - «Общество, старающееся о напечатании книг». Целью его было издание книг, «очищающих от заблуждений и предрассудков», как сообщалось в «Живописце» по поводу открытия «Общества». «Общество» напечатало несколько книг, переведенных «Собранием, старающимся о переводе иностранных книг на российский язык». Среди них были «Размышления о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков» Г.Б. де Мабли, переведенные А.Н. Радищевым и снабженные его примечаниями. Поясняя термин Мабли «деспотизм», писатель-революционер говорит, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». «Общество» выпустило несколько книг философских и исторических, ряд произведений мировой литературы - «Илиаду» Гомера в прозаическом переводе П. Екимова, «Путешествия Гулливеровы» Свифта, Филдинга, Гольдони и др. На изданиях «Общества» стоял девиз «Согласием и трудами». Новиков и его друзья столкнулись со значительными трудностями - отсутствием необходимых средств, слабым развитием книжной торговли, особенно провинциальной. Вследствие этих трудностей в 1774 г. «Общество» распалось.

B 1779 г. Новиков арендовал типографию Московского университета, что позволило ему значительно расширить издательскую и просветительскую деятельность. По договору, типография, словолитня, книжная лавка и издание газеты «Московские ведомости» передавались ему на десятилетний срок. С переездом в Москву начался исключительно плодотворный период в деятельности Новикова, вошедший в историю русского просвещения под названием «Новиковского десятилетия». Обновив оборудование университетской типографии, увеличив шрифтовое хозяйство, Новиков вскоре превратил ее из убыточного предприятия в лучшую типографию России.

Объединив вокруг себя почти все культурные силы Москвы, Петербурга и провинции, Новиков в конце 1782 г. с участием московских масонов создает новый издательский коллектив «Дружеское ученое общество». В 1784 г. оно было преобразовано в крупное паевое товарищество «Типографическую компанию», которая открыла две типографии, несколько книжных лавок и словолитню. Это было огромное предприятие, благодаря которому во много раз увеличилось количество книг, издававшихся Новиковым.

Во второй половине 80-х гг. «Типографическая компания» давала 30-40% всей книжной продукции России тех лет.

Тематика изданий Новикова свидетельствует об исключительной широте и разносторонности его интересов и планов, о непрекращающейся борьбе с крепостничеством. Он издавал политические и философские трактаты, в том числе произведения наиболее радикально настроенных представителей французской просветительной философии. С большой любовью издает сочинения Вольтера.

Книги по русской истории, издававшиеся Новиковым, воспитывали патриотизм, чувство национального достоинства! Они показывали образцы «российских добродетелей», знакомили со славным прошлым России. Новиков сознавал важность воспитания любви к родной литературе, с большою любовью отредактировал и издал собрание сочинений А.П. Сумарокова, которое на долгие годы стало образцом подобного рода изданий. В то же время Новиков систематически знакомил русское общество с лучшими произведениями новой зарубежной литературы-Бомарше, Стерна, Смоллетта, Филдинга, Шеридана, Свифта, Лессинга.

Новиков положил начало изучению русского народного творчества своими изданиями «Новое и полное собрание российских песен» М.Д. Чулкова, «Собрание 4921 древнерусских пословиц» А.А. Барсова, «Русския сказки, содержащия древнейшия повествования о славных богатырях, сказки народныя, и прочия оставшияся чрез пересказывание в памяти приключения» в 10 частях и «Вечерние часы, или» Древния сказки славян древлянских» В.А. Левшина. В этом проявился демократический характер издательской деятельности Новикова. Новиков издал много учебников - букварей и азбук русских и иностранных, научных, научно-популярных и справочных книг по различным отраслям знания, книг по военному делу, книг для народа. Издавал он также масонскую литературу религиозно-нравственного содержания.

Всего Новиков выпустил около 1 тыс. изданий большими для того времени тиражами в 5-10 тыс. экз. Для всех изданий Новикова характерно стремление распространить знания, привить любовь к науке, чтению. Недаром А.И. Герцен называл его «подпольным идейным руководителем» передового общества второй половины XVIII в.!

Стремясь приблизить книги к читательским кругам, Новиков обратил внимание на внешний облик изданий. Его книги отличаются небольшим форматом, удобны в обращении, доступны по цене разночинному читателю.

В Москве Новиков продолжал выпускать периодические издания. Он преобразовал газету «Московские ведомости». В ней значительное место стали занимать российские известия. Много внимания уделялось политическим событиям того времени, появились статьи и стихотворения, отдел библиографии. Такой же характер имел журнал «Прибавление к Московским ведомостям».

К «Московским ведомостям» выпускались и другие приложения: журналы, или «магазины», как их называли по английскому образцу: «Экономический магазин», «Магазин натуральной истории, физики и химии». Эти журналы знакомили читателей с начатками естествознания, излагали научные сведения о строении мира, о свойствах физических тел, о явлениях природы, о Земле, ее животном и растительном царстве. В 1785-1789 гг. выходил еженедельный журнал «Детское чтение для сердца и разума» - первый в России детский журнал. В нем принимали участие писатели-современники, в том числе Н.М. Карамзин.

По словам Карамзина, Новиков «всячески старался приохотить публику ко чтению, угадывал общий вкус и не забывал частного». Благодаря Новикову в 17 провинциальных городах открылись книжные лавки.

Критика крепостнических порядков, многообразная издательская, просветительская и общественная деятельность казались подозрительными и опасными правительству. Неоднократно в типографиях Новикова производились обыски, а книги запрещали к продаже, конфисковали. В конце 80-х - начале 90-х гг., когда Екатерина II сняла маску «покровительницы просвещения» и, открыто выступила жестоким гонителем лучших представителей русской культуры, Новиков стал одной из первых жертв ее деспотизма. В 1789 г. он лишился университетской типографии, ему было запрещено арендовать ее на новый срок. В 1792 г. Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Екатерина II собственноручно составила перечень вопросов, которые начальник тайной экспедиции С.И. Шешковский должен был выяснить у Новикова. Его судили как «государственного преступника», издателя «развращенных книг», опасного для России человека и приговорили к смертной казни, которая потом была заменена 15-летеним тюремным заключением. Многие книги, изданные Новиковым, были уничтожены, все имущество «Типографической компании» продано с аукциона.

После освобождения из тюрьмы по указу об амнистии нового императора Павла I в 1796 г. Новиков уже не смог возобновить издание книг. Он удалился в свое фамильное поместье Авдотьино под Москвой. В 1805 г. он намеревался вновь взять в аренду типографию Московского университета, однако университетское начальство не откликнулось на это предложение. Умер Новиков в 1818 г.

Деятельность Н.И. Новикова - выдающееся явление в истории русской книги. Она оказала большое прогрессивное влияние на все русское издательское дело. По отзыву А.С. Пушкина, Новиков «подвинул на полвека образованность России». Огромна заслуга Новикова в демократизации книги, в ее широком распространении среди читателей, «третьего сословия», на которых он главным образом и ориентировался.

Многие русские издатели XIX в. продолжали просветительские традиции Новикова.

2. Издательская деятельность Н.И. Новикова

Н.И. Новиков является одним из основателей российской журналистики. В 60-х гг. XVIII века в Петербурге начали выходить в свет сатирические журналы, первым из которых стал журнал "Всякая всячина", издание которого приписывали самой императрице. Из 16 сатирических журналов, вышедших до 1775 г., четыре принадлежали Н.И. Новикову: "Трутень" (1769-1770 гг.), "Пустомеля" (1770 г.), "Живописец" (1772-1773 гг.) и "Кошелек" (1774 г.). "Сатира екатерининского века была средством новой России против старой России… Все молодое, свежее и прогрессирующее бросилось теперь изобличать и исправлять старину. Молодежь была вполне убеждена, что наступила пора нравственного обновления общества, и что средствами насмешки можно совершать социальные преобразования. Однако сатира не удовлетворила стремлений преобразователей. Мало было осмеять порок, - надо было и указать обществу путь, который освободил бы его от этих пороков и привел бы к светлому будущему" (Мезиер, 1906).

Новиковские журналы рассматривали российскую действительность со всей серьезностью, они выступали против невежества и лени помещиков, против грубости их нравов и ненависти к наукам, против злоупотреблений в суде и администрации, против слепого подражания всему иностранному. По мнению Н.И. Новикова, у просвещенного народа необходимо перенимать достижения науки, "художество, промыслы, гуманность", а не подчиняться веяниям европейской моды, превращаясь лишь в "ходячие карикатуры", которые не могли принести никакой пользы себе и Отечеству.

Особый интерес представляет полемика "Трутня" со "Всякой Всячиной", начавшаяся из-за нравственных вопросов: человеколюбия, снисхождения, милосердия. По словам Н. Добролюбова, "Новиков был первый и, может быть, единственный из русских журналистов, умевший взяться за сатиру смелую и благородную, поражавшую порок сильный и господствующий" (Сатирические журналы…, 1951). Большинство сатирических журналов были занимательным развлечением для читателей, а главной целью новиковских журналов стала не просто констатация "слабостей человеческих", а попытка воспитать в России "новую породу людей", независимую от испорченности и заблуждений отцов.

Именно поэтому в его журналах поднимались острые вопросы, направленные на обличение упадка нравственности, всех форм унижения человека, проявлений социальной несправедливости, в том числе и крепостного права.

Результатом длительной дискуссии Н.И. Новикова с Екатериной II можно считать и появление комедий императрицы, обличающих "галломанию и жестокое обращение с крепостными", и издание Н.И. Новиковым "Древней Российской Вивлиофики" и "Древней Российской Идрографии", которыми он поддержал идею "Всякой Всячины" исправлять нравы представлением хороших примеров.

В спорах "Трутня" и "Всякой Всячины" впервые в России столкнулись интересы официальной власти и общественного мнения формировавшейся русской интеллигенции. Пытаясь изменить отношение соотечественников к родной стране, "научить их уважать свою народность и любить отечественную историю", показать все преимущества старого над новомодным,

Н.И. Новиков обратил свое внимание на русскую старину. "Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземских народов, но гораздо полезнее иметь сведение о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранных; но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче и гнушаться оными" (Новиков, 1951). В допетровской России, по его мнению, существовало много добрых и светлых сторон: тихая сельская жизнь, "доброе и заботливое отношение к слабым, отсутствие вражды и резкой разделенности общества на породы и классы".

Рассматривая нравы и обычаи старины, он приходит к выводу, что "предки наши были во сто раз добродетельнее нас, и земля наша не носила на себе исчадий, не имеющих склонности к добродеянию и не любящих своего отечества" (Незеленов, 1875). Древние российские государи "предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно", для избежания этого предсказания необходимо укреплять национальное самосознание, изучая "великость духа предков, украшенного простотой".Н.И. Новиков не был ретроградом, он восхищался тем прогрессивным, что происходило в российской жизни, он поддерживал нововведения, принесенные петровской эпохой, но при этом не мог отказаться от того положительного, что было в прошлом. Надеясь принести наибольшую пользу своему Отечеству, он принял решение издавать книги для знакомства русского общества с историей и литературой: "истина, зародившаяся в одной голове, посредством книги родит столько же правомыслящих голов, сколько у этой книги читателей" (Мезиер, 1906). Одним из первых выходит в свет "Опыт исторического словаря о Российских писателях". Желание "спасти от забвения людей, прославившихся в России" стало отправной точкой издательской деятельности Н.И. Новикова.

Вольномыслие в печати при Екатерине II

Не будет преувеличением сказать, что Николай Иванович Новиков - совесть восемнадцатого столетия. Просветитель, издатель, мыслитель, филантроп, он первым с присущей ему обескураживающей прямотой обнажил режущую глаза правду...

Герои Отечественной войны 1812 года

В «Современнике», 1836, № 2) были напечатаны её мемуары (впоследствие вошедшие в её «Записки»). Пушкин глубоко заинтересовался личностью Дуровой, писал о ней хвалебные...

Николай Иванович Новиков родился 27 апреля 1744 года в родовом поместье отца своего, отставного статского советника Ивана Васильевича, в селе Авдотьине Коломенского уезда Московской губернии. Отец Новикова служил при императоре Петре I во флоте...

Жизнь и деятельность Н.И. Новикова

Н.И. Новиков не создал собственной философской системы, но ему близки были идеи масонства, ведь не случайно он являлся одним из идейных руководителей московского ордена розенкрейцеров. В середине XVIII столетия в России...

Культурнопросветительная деятельность декабристов в Сибири

Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу...

Начало освободительного движения в Индии. Образование независимого государства

Вовлечение Индии вслед за метрополией в Первую мировую войну обозначило новый этап в политической жизни Индостана. В период спада массового движения в среде крайних начался разброд. Одни из лидеров (Б.Г. Тилак) оказались в тюрьме, другие (А...

Политический портрет Д.А. Кунаева

Становление личности ДА. Кунаева, его развитие происхо-дило в условиях сталинской эпохи, жестко централизованной административной системы, что обусловило политическую соци-ализацию будущего лидера Казахстана. Судьба Д...

Полководческая деятельность Потёмкина Г.А.

Некоторые считали, что Григорий Потемкин сделал для России на юге больше, чем Петр I на севере. Его уважали и награждали монархи Пруссии, Австрии, Швеции, Дании, Польши...

Правление Екатерины II

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов (Соборное Уложение 1649 г.) был издан при Алексее Михайловиче...

Правление Екатерины II. Политические аспекты

2.3.1. Генеральное межевание. В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание начатое еще в 1754 году Елизаветой Петровной...

Правление Ивана Даниловича Калиты

Князь Иван Калита показал себя упорным в достижении поставленных целей, жестким и хитрым политиком. Правление Ивана Калиты привело к возвышению Москвы над остальными княжествами Руси. Князь часто ездил в Орду...

Предпринимательство в России в XVI-XVII веках

Больше возможностей для предпринимательской деятельности в XVI веке, так же как и в предыдущие века, было не в производственной, а в торговой деятельности купцов, ремесленников и крестьян...

Роль ведущих деятелей Италии в ее объединении

Поражение революционного движения 1821-1831 годов оказало существенное влияние на новое поколение политиков, взошедших на политическую сцену. Дело в том...

У войны неженское лицо: фронтовички Великой Отечественной

подвиг женщина отечественная война Гнилой белорусской зимой сорок четвертого года в одной из неудачных атак на полесскую деревушку Холм была убита батальонный санинструктор Зинаида Самсонова...

Экономическая мысль в России в XIX веке

Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс...

Введение

Никола́й Ива́нович Нóвиков (Новико́в) (1744-1818) - русский журналист, издатель и общественный деятель, друг и соратник Михаила Антоновского.

1. Юность

Родился 27 апреля (8 мая) 1744 в родовом имении Тихвинское-Авдотьино, близ села (ныне города) Бронницы Московской губернии. Отец - Иван Васильевич Новиков (ум. 1763). Его семья относилась к дворянам среднего достатка. В детстве он учился у деревенского дьячка, затем, в возрасте 11-16 лет, в Московской дворянской гимназии при Московском университете (1755-60), откуда был исключен «за леность и нехождение в классы». В начале 1762 года поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк и, как часовой у подъёмного моста измайловских казарм в день воцарения Екатерины II, был произведен в унтер-офицеры. Уже во время службы в полку Новиков обнаруживал «вкус к словесным наукам» и склонность к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет (1768).

В 1767 году Новиков был в числе молодых людей, которым было поручено ведение протоколов в комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения». Императрица считала это поручение делом высокой важности и предписала «к держанию протокола определить особливых дворян со способностями». Новиков работал в малой комиссии о среднем роде людей и в большой комиссии. Участие в работах комиссии ознакомило Новикова со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности, стала важным этапом в формировании его просветительских взглядов. При докладах о работах комиссии Новиков стал лично известен Екатерине.

2. Начало журналистской деятельности

Журнал «Трутень»

Журнал «Живописец»

В 1768 Новиков вышел в отставку и стал издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень». Журнал «Трутень» (1769-1771) проводил мысль о несправедливости крепостного права, вооружался против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество и т. п., выступая с обличениями против очень влиятельных сфер, например против придворных. По вопросу о содержании сатиры «Трутень» вступил в полемику со «Всякой Всячиной», органом самой императрицы Екатерины II. В полемике принимали участие и другие журналы, разделившиеся на два лагеря. «Всякая Всячина» проповедовала умеренность, снисходительность к слабостям, «улыбательную сатиру», осуждая «всякое задевание особ». «Трутень» стоял за смелые, открытые обличения. Борьба, однако, была неравная, «Трутень» сначала должен был умерить тон, совершенно отказаться от обсуждения крестьянского вопроса, а затем Новиков, получив намек о возможном закрытии журнала в 1771 году перестает его издавать. В 1772 Новиков выступил с новым сатирическим журналом - «Живописцем», лучшим периодическим изданием XVIII века. «Живописец» проводил те же идеи, что и «Трутень»: в ряде статей, из которых одни принадлежали И. П. Тургеневу, другие приписывались А. Н. Радищеву, он сильно и горячо ратовал против крепостного права.

3. Издание памятников истории

Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772, см. его факсимильное электронное pdf-переиздание), а также «Древняя Российская Вивлиофика…» - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории (1773-1775), «Древняя Российская Идрография» (т. I, 1773 - описание московского государства, составленное при Фёдоре Алексеевиче), и другие издания исторических материалов. Он первым издал «Скифскую историю » А. И. Лызлова.

Новиков сознавал необходимость в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приёмы при пользовании несколькими списками (например, в «Идрографии»). Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в 1773. Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание «Вивлиофики» щедрыми субсидиями.

4. Масонство

В своих взглядах на русскую старину Новиков не всегда отличался устойчивостью. Древние российские государи, по его словам, «яко бы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно»; но вместе с тем он - ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Великого и тех людей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносил в свой «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772). Исход этих колебаний и противоречий Новиков нашёл в масонстве.

Первые связи Новикова с масонством начались в Петербурге. Друзья ещё в 1775 зазывали его в масонство, но он долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен. Масоны, очевидно, очень дорожили вступлением Новикова, так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трёх «степеней» до вступления его в ложу. Новиков, однако, не был удовлетворен елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашёл «истинное» масонство в системе Рейхеля, в которой «было все обращено на нравственность и самопознание».

5. «Утренний Свет»

В 1777 Новиков выпустил 22 номера «Санкт-Петербургских учёных ведомостей» (2 изд. А. Н. Неустроева, СПб., 1873, см. его электронное pdf-переиздание), выходивших еженедельно и примыкавших ещё к первому периоду его деятельности. Это был журнал учёной и литературной критики, ставивший себе целью, с одной стороны, сблизить русскую литературу и науку с учёным миром Запада, с другой - выставлять заслуги отечественных писателей, особенно исторических. Его считают первым русским журналом критической библиографии. Нравоучительный элемент в «Ведомостях» весьма слаб, но он становится господствующим в «Утреннем Свете» (1777-1780).

Ежемесячный журнал, прекратив «Ведомости», Новиков стал издавать с сентября 1777, сначала в Петербурге, с апреля 1779 - в Москве. Он считается первым в России философским журналом. Здесь были опубликованы «Нощи» Юнга, «Мнения» Паскаля, но главным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиетистов и мистиков. «Утренний Свет» издавался при содействии целого кружка единомышленников, в числе которых были М. Н. Муравьёв и И. П. Тургенев, и притом с целями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ. В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Новикова: уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения. Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.

Уже в ноябре 1777 Новиковым было открыто Училище при церкви Владимирской Божией Матери на 30 или 40 человек, с пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми, впоследствии названное Екатерининским. В следующем году было открыто второе училище (Александровское, при церкви Благовещения на Васильевском острове). Оба эти училища существовали ещё в 1782 (в пользу их издавались следовавшие за «Утренним Светом» «Московское Издание» и «Вечерняя Заря»); дальнейшая судьба их неизвестна.

6. Москва

В 1779 Херасков, который был куратором Московского университета и также масоном, предложил Новикову взять в аренду университетскую типографию и издание «Московских Ведомостей». Новиков переехал в Москву, и здесь начинается третий и наиболее блестящий период его деятельности. Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, Новиков менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем сколько вышло из неё в 24 года её существования до поступления в руки Новикова.

Наряду с издательством книг, Новиков поднял и значение «Московских ведомостей», к которым стал прилагать прибавления разнообразного содержания; число подписчиков увеличилось всемеро (с 600 до 4000). В 1781 Новиков издавал продолжение «Утреннего Света», под названием «Московского ежемесячного издания». Затем следовали периодическое издание «Городская и деревенская библиотека» (1782-1786), в 1782 «Вечерняя Заря», в 1784-1785 «Покоящийся Трудолюбец», в котором Новиков возобновил свою борьбу с крепостным правом, первый русский детский журнал «Детское чтение» (1785-1789). Своей издательской деятельностью он хотел создать достаточно обильный и легко доступный запас полезного и занимательного чтения для обширного круга читателей, вовсе не ограничиваясь пропагандой своих мистических воззрений.

С целью удешевления книг Новиков вступил в сношения со всеми существовавшими тогда книжными лавками, заводил комиссионеров, отпускал книгопродавцам на льготных условиях товар в кредит, иногда десятками тысяч экземпляров, устраивал книжную торговлю не только в провинциальных городах, но и в деревнях. В Москве, где до тех пор существовали только две книжных лавки, с оборотом в 10 000 рублей, при Новикове и под его влиянием число их возросло до 20. Они продавали книг ежегодно двести тысяч. Также он учредил в Москве первую библиотеку для чтения.

В обществе, где даже звание писателя считалось постыдным, надо было иметь немалую долю решимости, чтобы стать типографщиком и книжным торговцем и видеть в этих занятиях своё патриотическое призвание. Люди, близкие к тому времени к Новикову, утверждали, что он не распространил, а создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению. Сквозь вызванную им усиленную работу переводчиков, сочинителей, типографий, книжных лавок, книг, журналов и возбужденные ими толки стало, по замечанию В. О. Ключевского, пробиваться то, с чем ещё не был знакомо русское просвещенное общество: общественное мнение.

7. Преследования

Деятельность Новикова была в расцвете, когда над ним собиралась уже гроза. Прежде всего заявила к нему претензии (в 1784) комиссия народных училищ за перепечатку некоторых учебников, ею изданных. Новиков делал это по распоряжению московского главнокомандующего Чернышева и не для прибыли, а для того, чтобы в продаже было достаточно дешёвых учебных книг. Но Чернышев тем временем умер, и Новикову пришлось выдать комиссии вознаграждение.

В 1785 было повелено составить изданиям Новикова опись и передать их на рассмотрение московского архиепископа Платона, который должен был также испытать в вере самого Новикова. В своём донесении Платон разделил издания Новикова на три разряда: одни он считал весьма полезными при бедности нашей литературы; других, мистических, он, по его словам, не понимал; третьи, составленные французскими энциклопедистами, он считал зловредными. О вере Новикова Платон писал: «Молю всещедрого Бога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как Новиков».

В 1790 в Москву назначен был главнокомандующим князь Прозоровский, человек невежественный, подозрительный, жестокий, выдвигавшийся угодничеством. Он посылал на Новикова доносы, вызвавшие отправление в Москву графа Безбородко для производства негласного дознания; но Безбородко не нашёл никаких поводов к преследованию Новикова. В апреле 1792 Прозоровскому послан был указ расследовать, не печатает ли Новиков, в противность закону, книг церковной печати. По приказу Прозоровского Новиков был арестован.

Ещё до окончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 повелела тайно перевезти Новикова в Шлиссельбургскую крепость, где новые допросы делал ему Шешковский. Наконец, 1 августа 1792 императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Новиков обвинялся в «гнусном расколе», в корыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше, ни после), в сношениях с герцогом брауншвейгским и другими иностранцами (сношения эти касались исключительно масонства и никакого политического значения не имели). Все эти обвинения указ относит не к одному Новикову, а ко всем его соучастникам-масонам; пострадал же один только Новиков, хотя он даже не считался главой московских масонов. Даже князь Прозоровский был поражён исходом дела Новикова: «Я не понимаю конца сего дела, - писал он Шешковскому, - как ближайшие сообщники, если он преступник, то и они преступники».

Мемориальная доска на доме Н. И. Новикова в Авдотьине (нынешнее состояние)

Церковь в Авдотьине, в которой похоронен Н. И. Новиков

Ещё Карамзин, выразивший сочувствие к судьбе Новикова в своей «Оде к Милости», искал причины осуждения Новикова не в официально выставленных против него обвинениях и на первом месте поставил раздачу Новикова хлеба голодающим, которая казалась подозрительной, так как не знали источника затраченных им при этом средств. Всего вероятнее, что Новиков пострадал за свою слишком, по тогдашним понятиям, самостоятельную общественную деятельность. Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах, хотя заключение его самоотверженно разделял д-р Багрянский.

Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Новиков был заключён в крепость ещё в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда «дряхл, стар, согбен». Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля (12 августа 1818) прожил почти безвыездно в своём Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об их просвещении и т. п. В Авдотьине сохранилась благодарная о нём память.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - российский об-щественный дея-тель, про-све-ти-тель, пуб-ли-цист, из-да-тель.

Дво-ря-нин. Учил-ся в дво-рян-ской гим-на-зии при Московском университете (1756-1759 годы, в 1760 году от-чис-лен за дли-тель-ную са-мо-воль-ную от-луч-ку). Слу-жил в пол-ках - лейб-гвардии Из-май-лов-ском (1762-1768 годы; ко-ман-ди-ро-ван для ра-бо-ты в Уло-жен-ной ко-мис-сии 1767-1768/1769 годы, про-то-ко-лист) и Му-ром-ском пе-хот-ном (1768-1769 годы), вы-шел в от-став-ку в чи-не по-ру-чи-ка. В 1770-1773 годы чис-лил-ся пе-ре-во-дчи-ком в Кол-ле-гии иностранных дел. До 1779 года жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге .

В ка-че-ст-ве из-да-те-ля эпи-зо-ди-че-ски высту-пал с 1766 года. Пер-вое круп-ное пред-при-ятие Н.И. Новикова - са-ти-рический еже-не-дель-ник «Тру-тень» (1769-1770 годы), в котором он вёл по-ле-ми-ку с журналом «Вся-кая вся-чи-на» и её не-глас-ным ре-дак-то-ром - императрицей Ека-те-ри-ной II, от-стаи-вая не-об-хо-ди-мость как зло-бо-днев-ной са-ти-ры на «ли-ца», так и ра-зо-бла-че-ния «об-ще-ст-вен-ных по-ро-ков» (чи-нов-ничь-е-го про-из-во-ла, про-винциального не-ве-же-ст-ва, не-со-вер-шен-ст-ва за-ко-нов и пр.). Другие са-ти-рические жур-на-лы Н.И. Новикова так-же бы-ли об-ра-ще-ны к со-ци-аль-но ост-рой про-бле-ма-ти-ке - «Пус-то-ме-ля» (1770 год); «Жи-во-пи-сец» (1772-1773 годы), где, в ча-ст-но-сти, впер-вые от-кры-то по-став-лен во-прос о жес-то-ком об-ра-ще-нии по-ме-щи-ков с кре-сть-я-на-ми.

В журнале «Ко-ше-лёк» (1774 год) Н.И. Новиков пуб-ли-ко-вал ма-те-риа-лы, по-свя-щён-ные об-ли-че-нию гал-ло-ма-нии в русском об-ще-ст-ве и за-щи-те нациаональной са-мо-быт-но-сти русской куль-ту-ры. Зна-чительная часть ма-те-риа-лов в этих жур-на-лах при-над-ле-жа-ла Н.И. Новикову, од-на-ко его ав-тор-ст-во в ря-де слу-ча-ев ос-па-ри-ва-ет-ся ис-сле-до-ва-те-ля-ми (напр., «Пи-сем к Фа-ла-лею» и ан-ти-кре-по-ст-ни-че-ско-го «От-рыв-ка пу-те-ше-ст-вия в ***И*** Т***»). Од-но-вре-мен-но Н.И. Новиков опуб-ли-ко-вал со-став-лен-ный им пер-вый в Рос-сии био-биб-лио-гра-фический спра-воч-ник «Опыт ис-то-ри-че-ско-го сло-ва-ря о рос-сий-ских пи-са-те-лях» (1772 год, вклю-чал све-де-ния о 315 русских пи-са-те-лях XI-XVIII веков).

В 1773 году Н.И. Новиков совместно с кни-го-про-дав-цем К.В. Мил-ле-ром уч-ре-дил «Об-ще-ст-во, ста-раю-щее-ся о на-пе-ча-та-нии книг»; оно вы-пус-ка-ло гл. обр. пе-ре-дан-ные «Об-ще-ст-ву…» императрицей Ека-те-ри-ной II пе-ре-во-ды, ко-то-рые бы-ли вы-пол-не-ны чле-на-ми «Со-б-ра-ния, ста-раю-ще-го-ся о пе-ре-во-де ино-стран-ных книг». С це-лью по-пу-ля-ри-за-ции зна-ний о российской ис-то-рии Н.И. Новиков при фи-нан-со-вой под-держ-ке импертрицы Ека-те-ри-ны II и при уча-стии Н.Н. Бан-тыш-Ка-мен-ско-го, В.В. Кре-сти-ни-на, Г.Ф. Мил-ле-ра , кн. М.М. Щер-ба-то-ва и др. из-дал «Древ-нюю Рос-сий-скую вив-лио-фи-ку» (ч. 1-10, 1773-1775 годы; 2-е, рас-ши-рен-ное, изд.: ч. 1-20, 1788-1791 годы). С той же це-лью на-чал пуб-ли-ка-цию журналу «По-ве-ст-во-ва-тель древ-но-стей рос-сий-ских» (1776 год, вы-шел один но-мер), впер-вые из-дал цен-ные ис-то-рические па-мят-ни-ки («Сло-во по-хваль-ное ве-ли-ко-му го-су-да-рю Бо-ри-су Фё-до-ро-ви-чу Го-ду-но-ву...» К. Фид-ле-ра, «Кни-га Боль-шо-му чер-те-жу», оба 1773 год; «Ис-то-рия о не-вин-ном за-то-че-нии ближ-не-го боя-ри-на А.С. Мат-вее-ва», 1776 год, «Бар-хат-ная кни-га», 1787 год, и пр.). Вы-пус-тил в свет ис-то-рические со-чи-не-ния - «Крат-кая по-весть о быв-ших в Рос-сии са-мо-зван-цах» кн. М.М. Щер-ба-то-ва (1774 год), «Скиф-ская ис-то-рия» А.И. Лыз-ло-ва (1776 год) и др.

С середиы 1770-х годов дея-тель-ность Н.И. Новикова в зна-чительной сте-пе-ни бы-ла свя-за-на с ма-сон-ст-вом. Член не-сколь-ких лож. Из-да-вал ма-сон-ские жур-на-лы, в т. ч. «Ут-рен-ний свет» (1777-1780 годы, вы-хо-дил в Санкт-Пе-тер-бур-ге, с мая 1779 года в Мо-ск-ве; его про-дол-же-ние - журнал «Мо-с-ков-ское еже-ме-сяч-ное из-да-ние», 1781 год). В них дек-ла-ри-ро-вал от-каз от са-ти-ры в поль-зу фи-ло-соф-ст-во-ва-ния и нра-во-уче-ния, про-па-ган-ди-ро-вал «ста-рин-ные зна-ния, скры-тые под гие-рог-ли-фи-че-ским язы-ком», по-ме-щал со-чи-не-ния, на-прав-лен-ные про-тив без-бо-жия и «воль-но-мыс-лия». Часть средств от про-да-жи вы-пус-кае-мых им жур-на-лов на-прав-лял на со-дер-жа-ние двух на-чаль-ных учи-лищ для де-во-чек и маль-чи-ков из бед-ных се-мей (от-кры-ты в 1777-1778 годы в Санкт-Пе-тер-бур-ге). В 1779 году по пред-ло-же-нию М.М. Хе-раско-ва на 10 лет арен-до-вал ти-по-гра-фию Московского университета и по-лу-чил пра-во на из-да-ние газеты «Мо-с-ков-ские ве-до-мо-сти» (фак-ти-че-ски ею за-ни-ма-лись на-ня-тые Н.И. Новиковым ре-дак-то-ры С.Б. Сы-рей-щи-ков и П.В. Ива-нов; сам Н.И. Новиков ре-дак-ти-ро-вал толь-ко «При-бав-ле-ние к "Мо-с-ков-ским ве-до-мо-стям"», 1783-1784 годы). В том же го-ду Н.В. Новиков по-зна-ко-мил-ся с И.Г. Швар-цем, ко-то-рый в рам-ках ма-сон-ской дея-тель-но-сти при-влёк Н.И. Новиков гл. обр. к ор-га-ни-за-ции вос-пи-та-ния юно-ше-ст-ва и сбо-ру для это-го ма-те-ри-аль-ных по-жерт-во-ва-ний (с 1780 года Н.И. Новиков - член ло-жи «Гар-мо-ния»).

Н.И. Новиков уча-ст-во-вал в ор-га-ни-за-ции Учи-тель-ской (Пе-да-го-ги-че-ской) (1779-1786 годы) и Пе-ре-во-дче-ской (Фи-ло-ло-ги-че-ской) (1782-1786 годы) се-ми-на-рий, Со-б-ра-ния уни-вер-си-тет-ских пи-том-цев (1781-1789 годы) и «Дру-же-ско-го учё-но-го об-ще-ст-ва» (1782-1786 годы) при Московском университете. Пуб-ли-ко-вал учеб-ни-ки и учеб-ные по-со-бия по иностранному языку, ариф-ме-ти-ке, гео-гра-фии и пр. В ка-че-ст-ве при-ло-же-ния к газете «Мо-с-ков-ские ве-до-мо-сти» из-да-вал пер-вый в Рос-сии жур-нал для де-тей «Дет-ское чте-ние для серд-ца и ра-зу-ма» (1785-1789 годы). В начале 1780-х годов во-шёл в ло-жу «тео-ре-ти-че-ско-го гра-ду-са», под-чи-няв-шую-ся бер-лин-ско-му ор-де-ну ро-зен-крей-це-ров, ко-то-рый идео-ло-ги-че-ски про-ти-во-сто-ял про-све-ти-тель-ско-му ра-цио-на-лиз-му. За-ни-мал вы-со-кие по-сты в ма-сон-ской ие-рар-хии. В 1784 году, по-сле смер-ти Швар-ца, вме-сте с кн. Н.Н. Тру-бец-ким и П.А. Та-ти-ще-вым Н.И. Новиков стал чле-ном-ос-но-ва-те-лем Ди-рек-то-рии «тео-ре-ти-че-ско-го гра-ду-са» московских ро-зен-крей-це-ров. В том же го-ду ини-ции-ро-вал соз-да-ние в Мо-ск-ве Ти-по-гра-фи-че-ской ком-па-нии. По мне-нию ря-да ис-сле-до-ва-те-лей, в чис-ле др. московских ма-со-нов пы-тал-ся ус-та-но-вить свя-зи с вел. кн. Пав-лом Пет-ро-ви-чем (бу-дущим императором Пав-лом I). Пе-рио-ди-че-ски осу-ще-ст-в-лял фи-лан-тро-пич. ак-ции, вы-зы-вав-шие у вла-стей по-доз-ре-ния в на-ме-ре-нии ма-со-нов при-влечь к се-бе и про-сто-на-ро-дье (са-мая круп-ная - скуп-ка зер-на на сред-ст-ва Г.М. По-хо-дя-ши-на и др. и раз-да-ча его го-ло-даю-щим кре-сть-я-нам в 1787 году). Со-дей-ст-во-вал от-кры-тию в Мо-ск-ве учи-ли-ща для раз-но-чин-цев, боль-ни-цы для ти-по-граф-ских ра-бо-чих и ап-те-ки для бед-ных. В с. Ав-доть-и-но вы-стро-ил для сво-их кре-сть-ян ка-мен-ные до-ма, в конце 1780-х годов там же - ко-ло-коль-ню при церк-ви в честь ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри «Тих-вин-ская».

Кон-флик-ты с вла-стью у Н.И. Новикова на-ча-лись в 1784 года, ко-гда об-на-ру-жи-лось, что он опуб-ли-ко-вал два учеб-ни-ка, пра-во на из-да-ние ко-то-рых при-над-ле-жа-ло од-но-му из пе-тербургской ти-по-гра-фов. Они бы-ли кон-фи-ско-ва-ны, а день-ги за про-дан-ные эк-зем-п-ля-ры взы-ска-ны с Н.И. Новиковм. В 1786 году по ука-за-нию имп. Ека-те-ри-ны II со-став-ле-на опись всех книг, из-дан-ных Н.И. Новиковым (6 книг на ма-сон-скую те-ма-ти-ку за-пре-ще-но про-да-вать), а ми-тро-по-лит Мо-с-ков-ский Пла-тон (Лев-шин) ис-пы-тал Н.И. Новиков «в за-ко-не на-шем» (пра-во-сла-вии). Хо-тя Н.И. Новиков был при-знан доб-ро-по-ря-доч-ным хри-стиа-ни-ном, он ос-тал-ся под по-доз-ре-ни-ем у им-пе-рат-ри-цы. В 1788 году Ека-те-ри-на II за-пре-ти-ла про-дле-вать Н.И. Новиков срок арен-ды уни-вер-си-тет-ской ти-по-гра-фии. С 1790 года Н.И. Новиков на-хо-дил-ся под по-сто-ян-ным по-ли-цей-ским на-блю-де-ни-ем. Вес-ной 1792 года аре-сто-ван и дос-тав-лен в Санкт-Пе-тер-бург. Об-ви-нял-ся в об-ма-не ря-до-вых ма-со-нов в це-лях лич-но-го обо-га-ще-ния, в от-ступ-ни-че-ст-ве от пра-во-сла-вия, из-мен-ни-че-ских свя-зях с Прус-си-ей че-рез ор-ден ро-зен-крей-це-ров, ор-га-ни-за-ции за-го-во-ра про-тив им-пе-рат-ри-цы и по-пыт-ках при-влечь к не-му на-след-ни-ка пре-сто-ла. Доп-ра-ши-вал-ся так-же о по-лу-че-нии зо-лота с по-мо-щью фи-ло-соф-ско-го кам-ня.

Ука-зом 1(12) августа 1792 года Ека-те-ри-на II, убе-ж-дён-ная, что Н.И. Новиков дей-ст-ви-тель-но яв-ля-ет-ся гла-вой тай-но-го ма-сон-ско-го за-го-во-ра в Рос-сии, при-зна-ла его ви-нов-ным по всем пунк-там и дос-той-ным смерт-ной каз-ни, ко-то-рую за-ме-ни-ла на 15 лет за-клю-че-ния в Шлис-сель-бург-ской кре-по-сти. В но-ябре 1796 года, по-сле всту-п-ле-ния на пре-стол императора Пав-ла I, Н. ос-во-бо-ж-дён, все об-ви-не-ния с не-го сня-ты. По-след-ние го-ды жиз-ни Н.И. Новиков про-вёл в Ав-доть-и-не. Пы-тал-ся на-ла-дить су-кон-ное про-изводство, а так-же, по не-ко-то-рым све-де-ни-ям, в 1805 году вновь арен-до-вать ти-по-гра-фию Московского университета. За-ни-мал-ся при-ват-ным изу-че-ни-ем мис-тических со-чи-не-ний со сво-им со-рат-ни-ком по ма-сон-ской дея-тель-но-сти С.И. Га-ма-ле-ей. По-сле смер-ти Н.И. Новиков его ра-зо-рив-ше-му-ся се-мей-ст-ву по рас-по-ря-же-нию императора Алек-сан-д-ра I бы-ла ока-за-на по-мощь.

К началу 1790-х годов Н.И.Новиковым из-да-но свыше 900 на-име-но-ва-ний книг - около 1/4 пе-чат-ной про-дук-ции Рос-сии то-го вре-ме-ни (пре-обла-да-ла ори-ги-наль-ная и пе-ре-вод-ная бел-лет-ри-сти-ка, зна-чительная часть со-став-ля-ли бо-го-слов-ские и ма-сон-ские со-чи-не-ния, а так-же ис-то-рическая, учеб-ная, спра-воч-ная, фи-ло-соф-ская, юри-дическая, пе-да-го-гичекая, эко-но-мическая ли-те-ра-ту-ра). Под на-ча-лом Н.И.Новиков бы-ла раз-вёр-ну-та книж-ная тор-гов-ля во мно-гих го-ро-дах Рос-сии, в Мо-ск-ве от-кры-та биб-лио-те-ка-чи-таль-ня. Н.И. Новикову ус-та-нов-лен бюст в г. Брон-ницы (2003 год; скульп-тор М.Г. Саль-ман).

Сочинения:

Из-бран-ные со-чи-не-ния / Под-го-тов-ка тек-ста, вступ. ст. и ком-мен-та-рии Г. П. Ма-ко-го-нен-ко. М.; Л., 1951;

Са-ти-ри-че-ские жур-на-лы Н. И. Но-ви-ко-ва / Вступ. ст. и ком-мен-та-рии П. Н. Бер-ко-ва. М.; Л., 1951;

Из-бран-ное. М., 1983;

Смею-щий-ся Де-мок-рит. М., 1985;

Пись-ма Н. И. Но-ви-ко-ва. М., 1994.

Дополнительная литература:

Лон-ги-нов М.Н. Но-ви-ков и мо-с-ков-ские мар-ти-ни-сты. М., 1867. СПб., 2000;

Не-зе-ле-нов А.И. Н.И. Но-ви-ков, из-да-тель жур-на-лов 1769-1785 гг. СПб., 1875;

Бо-го-лю-бов В.Н. Н.И. Но-ви-ков и его вре-мя. М., 1916;

Вер-над-ский Г.В. Но-ви-ков. П., 1918; Се-мен-ни-ков В. П. Кни-го-из-да-тель-ская дея-тель-ность Н. И. Но-ви-ко-ва и Ти-по-гра-фи-че-ской ком-па-нии. П., 1921;

Ма-ко-го-нен-ко Г.П.Н. Но-ви-ков и рус-ское про-све-ще-ние XVIII в. М.; Л., 1952;

Бу-дяк Л.М. Но-ви-ков в Мо-ск-ве и Под-мос-ко-вье. М., 1970;

Ли-хот-кин Г.А. Ок-ле-ве-тан-ный Ко-ло-ви-он. Л., 1972;

Дер-бов Л.А. Об-ще-ст-вен-но-по-ли-ти-че-ские и ис-то-ри-че-ские взгля-ды Н. И. Но-ви-ко-ва. Са-ра-тов, 1974;

Н. И. Но-ви-ков и об-ще-ст-вен-но-ли-те-ра-тур-ное дви-же-ние его вре-ме-ни. Л., 1976;

Мар-ты-нов И.Ф. Кни-го-из-да-тель Н. Но-ви-ков. М., 1981;

Не-кра-сов С.М. Апо-стол до-б-ра: По-ве-ст-во-вание о Н. И. Но-ви-ко-ве. М., 1994;

Но-ви-ков и рус-ское ма-сон-ст-во. М., 1996.