Меню
Бесплатно
Главная  /  Регистрация  /  Можно ли прожить на рисование комиксов? Хобби, приносящие деньги Оборудование для магазинов

Можно ли прожить на рисование комиксов? Хобби, приносящие деньги Оборудование для магазинов

14.12.17 40 890 1

Андрей начал заниматься комиксами в 2014 году - тогда он открыл небольшой островок в торговом центре.

Сейчас у него два магазина по 150 м² в Ставрополе и Краснодаре, в октябре 2017 он открыл еще один магазин, а к концу 2018 планирует запустить франшизу.

Ася Челован

поговорила с владельцем магазина комиксов

Идею открыть магазин для гиков Андрей привез из Америки. Он съездил туда в 2013 году и вдохновился популярностью магазинов Think Geek и Newbury Comics. «Синк-гик» специализируется на атрибутике, связанной с гиковской культурой, - там продаются футболки с «Доктором Кто» и «Теорией большого взрыва», фигурки из «Звездных войн», игровые мыши и клавиатуры, офисные принадлежности. Ассортимент «Ньюбери-комикс» сосредоточен в основном вокруг винила и дисков, но они также продают постеры, футболки, фигурки и аксессуары с популярными персонажами.

Сам Андрей с детства увлекался компьютерными играми и комиксами. В США он посмотрел на индустрию комиксов и решил, что это шанс сделать свое хобби источником дохода. Попробовал, и вот что получилось.

Помещение

Андрей арендует помещения в популярных торговых центрах с кинотеатрами из-за большого трафика.

В этом есть свои минусы: ремонт в таких торговых центрах можно делать только ночью, завозить товар - тоже ночью. И даже видео для собственного ютуб-канала он может снимать только после закрытия торгового центра. Это условия договора аренды: все работы ночью.


Стоимость аренды помещения привязана к доллару, но с оговоркой, что цена не может индексироваться больше чем на полтора рубля в год. Сейчас в ТЦ один доллар стоит около 45 Р . Еще арендодатель берет ежегодный рекламный сбор - около 90 000 Р .

Коммунальные расходы на один магазин - 30-50 тысяч рублей, в зависимости от времени года. 80% этой суммы - это электроэнергия: в магазине должно быть хорошее освещение.

Аренда помещения

Арендная плата в месяц

320 000 Р

640 000 Р

90 000 Р

Коммунальные услуги в месяц

40 000 Р

900 000 Р

Оборудование

Как и в любом магазине, нужна касса и торговый эквайринг. Около 30% покупок в магазине делают по картам.

Чтобы оборудовать магазин, нужны стенды для всякой мелочевки типа наклеек и брелоков, а также стойки для одежды.

Для сувениров побольше и комиксов нужен другой тип витрины. Всего Андрей заказал 103 стеллажа разных видов. Они обошлись в 472 520 Р .



Для редких коллекционных фигурок нужны специальные закрытые витрины. Без них фигурки быстро становятся непригодными для продажи, потому что посетители не могут не повертеть в руках редкую коллекционную фигурку Бэтмена.

Оборудование для магазинов

Стеллажи, 103 штуки

472 520 Р

Место продавца

6350 Р

Касса, эквайринг

15 000 Р

Персонал

Сейчас на Андрея работают 22 человека: продавцы, логисты, товароведы, СММ-менеджеры, ревизор, бухгалтер-экономист. Фиксированный минимум зарплаты продавца - 20 000 Р , дальше - проценты. В высокий сезон, под Новый год, «звездные» продавцы получают больше 100 000 Р .

В августе 2017 года Андрей выплатил зарплаты на 1,4 млн рублей по всем магазинам - это без учета налогов. Но это не все расходы: для сотрудников краснодарского магазина, которые приезжают из небольших городов, Андрей арендует частный дом недалеко от магазина.

Такая забота связана с тем, что, по словам Андрея, персонал - его самая большая головная боль. Работа продавца комиксов выглядит обманчиво простой. Со стороны - ты просто болтаешь и делаешь селфи с молотом Тора, на деле - проводишь по 10 часов на ногах. Еще нужно уметь разговаривать с людьми, подбирать интересный для них товар и, как ни смешно, продавать.


Новых сотрудников Андрей ищет в несколько этапов. Сначала делает рекламный пост в соцсетях. Этот пост во Вконтакте показывают людям, которые состоят в тематических группах и пабликах про комиксы.

Всем, кто откликнулся и написал письмо, высылают задание. Как правило, нужно записать небольшое видео с короткой самопрезентацией - рассказать смешную историю из жизни, спеть отрывок из любимой песни. Видео позволяет оценить, насколько человек общителен и обаятелен.

После выполнения задания соискателя приглашают на личную встречу; если все хорошо - оформляют на трехмесячную стажировку. Если всех все устраивает, то потом продлевают договор.

Ассортимент магазинов

Сейчас в магазинах Андрея можно найти любые сувениры, связанные с героями комиксов или игр. Самые маржинальные - дешевые товары: наклейки, календарики и значки. Наценка на них - 300%.

Блокноты, кружки и одежда приносят 150-200%. На комиксы и коллекционные фигурки наценка от 30 до 100%.


Есть темы, которые не теряют популярность: «Звездные войны», «Стар-трек», «Назад в будущее», «Варкрафт», герои комиксов «Марвел» и «Ди-си». Популярность товаров с персонажами чуть вырастает, когда выходит фильм про них. При этом всегда есть тренды, которые нужно угадывать, чтобы заработать, - например «Майнкрафт».

Андрей следит за маржинальностью, поэтому старается заказывать исключительно большие партии товара. Чтобы не ошибиться, он общается с геймерами и блогерами - людьми, которые имеют возможность увидеть новинку перед премьерой. Пока они еще ни разу не ошибались.

Например, Андрей не стал закупать бешеное количество товаров с покемонами - остановился на стандартных позициях типа покеболов. Спиннеров в магазине тоже нет. Зато есть атрибутика «Майнкрафта» и «Фар-края».

Товары привозят со всего мира: из других городов России, из США, Китая, Турции. Часть товаров Андрей делает сам: у него есть небольшое литейное производство - серебряные фигурки героев комиксов. Еще самостоятельно делают деревянные и пластиковые значки, кружки и некоторые футболки.


Новые направления бизнеса

Особенность работы с комиксами заставила Андрея задуматься о собственном издательстве.

Дело в том, что первые тома комикса всегда в дефиците, а следующих, наоборот, слишком много. Это связано с тем, что все тома комиксов издаются равными тиражами. Первый том комикса покупают, допустим, 100 человек. Из них только 70 понравится сюжет, и они купят следующий том. Еще 30 захотят узнать, чем дело кончится, и они купят третий, а до четвертого тома дойдут вообще только 15 фанатов.

Андрею хочется сделать издательство с более гибкой системой формирования тиражей.

Выставки

С Андреем мы беседовали на выставках «Игромир» и «Комик-кон» осенью 2017 года. Это уже третья поездка Андрея на подобное мероприятие. В первый раз он искал партнеров. Во второй и третий раз приехал с проектом Lootcase.

Проект «Луткейс» Андрей выкупил у своих партнеров в 2016 году. «Луткейс» - это коробка, в которой лежит случайный набор гиковской атрибутики - футболки, кружки, значки, постеры. Цвет и состав коробки зависит от цены.

Самая простая коробка зеленая - в ней 6-8 предметов, она стоит 1099 рублей. Коробка покруче - синяя, 8-9 предметов, 1599 рублей. Фиолетовая - 10-12 предметов, 2199 рублей. Самая крутая - оранжевая, 12-16 предметов за 2599 рублей.

По словам Андрея, на прошлом «Комик-коне» каждый день он привозил грузовик коробок - это около 1500 штук в день. В этом году коробки тоже пошли хорошо: за 4 дня он продал более 5000 штук. Часть товаров в коробке сделана на собственном производстве Андрея.



В этом году Андрей встал за один стенд со знакомыми, которые продают мебель для геймеров, поэтому смог за вменяемые деньги расположиться в главном зале. За каждый из четырех дней выставки Андрей заработал до 1 млн рублей, а на мероприятие потратил всего 714 тысяч.

По словам Андрея, «Комик-кон» для него - это возможность показать свой товар, тем более что он привозит не совсем обычную вещь для Москвы. Купить коробку «Луткейс» можно только по интернету или непосредственно в краснодарском магазине.

Москвичи Василий Шевченко и Иван Чернявский на заемные 30 тыс. руб. в 2011 году открыли лавку комиксов. Сейчас две точки приносят им около 0,5 млн руб. прибыли ежемесячно

Совладельцы магазина комиксов «Чук и Гик» Василий Шевченко (слева) и Иван Чернявский

​Выпускники РГГУ Васи​лий Шевченко и Иван Чернявский никогда не были фанатами комиксов, но читать любили. В 2010 году Шевченко, четыре года проработавший редактором в издательском доме «Комикс», решил сменить вид деятельности. «Мне просто надоело, так же, как Ваня, устал от работы в record label (музыкальной студии) «Снегири», — вспоминает в интервью РБК Шевченко. Во время совместного путешествия по Индии у ребят оформилась идея открыть свою книжную лавку. «Некоторые в 18 лет мечтают открыть бар, а вот мы мечтали о собственной книжной лавке», — поясняет Шевченко.

Два стеллажа на старте​

Подготовка к открытию заняла два месяца. У бывшего работодателя Шевченко удалось получить существенную скидку на партию комиксов, которые были приобретены на занятые у друзей 30 тыс. руб. Саму лавку решили открыть на территории галереи «Новодел» в Большом Палашевском переулке. «Это очень старая галерея подарков, которая давно чувствовала, что занимает чуть больше места, чем хочет, — объясняет выбор Шевченко. — До нас здесь торговал иностранными книгами магазин «Панглосс». Так что в этом месте всегда с симпатией относились к живым книжным проектам». Для начала галерея предложила начинающим предпринимателям два стеллажа и три бесплатные недели аренды: с момента открытия 8 декабря 2010 года и до нового года.

Бессмысленное название лавки «Чук и Гик», признается Шевченко, родилось в общении с друзьями: «Оно вызвало больше всего эмоций и споров». На открытие лавки пришли друзья друзей, которые узнали о магазине из соцсетей. Крошечная заметка о новом книжном появилась в Time Out и на некоторых профильных сайтах. Шевченко признает, что на старте проекта партнеры вовсю использовали свои знакомства.

Цифры «Чук и Гик»

30 тыс. руб. — стартовые инвестиции в первую лавку

1,5 тыс. комиксов представлено в магазинах сети

От 100 страниц — объем современного комикса

3,5 млн руб. в месяц — выручка двух лавок «Чук и Гик»

800-900 руб. — средний чек

Около 5 тыс. покупок в месяц совершается в двух лавках

Источник: данные компании

Уже в декабре продажи составили 60 тыс. руб., что позволило вернуть долг, взятый на старт. В январе у «Чук и Гик» было уже три стеллажа, в марте — четыре, а к лету она заняла отдельное помещение в 20 кв. м, к которому сейчас добавился склад на 50 кв. м. «Комиксами тогда торговали в основном книжные магазины, делавшие фантастические наценки, и нам при нормальной скидке и отсутствии безумной жадности удавалось выставлять цены сильно ниже книжных», — объясняет быстрый рост продаж Шевченко. Первые три месяца ребята сами стояли за прилавком, но потом наняли продавца. «Я до сих пор помню, как весной 2011 года получил символическую зарплату в 5 тыс. руб. в своей лавке, — вспоминает Шевченко. — Все заработанное мы вкладывали в расширение ассортимента, живя на то, что зарабатывали фрилансом как журналисты. Меня спасало то, что я люблю три вещи: кефир, гречку и морскую капусту».


Экономика лавки комиксов

Возросший интерес столичной публики к комиксам подвигнул Шевченко и Чернявского к открытию второй точки. «Открытие первой лавки по соседству с галереей позволило нам избежать многих ошибок, которые мы совершили, создавая новый «Чук и Гик», — рассказывает Шевченко. Поиском помещения для новой лавки занимался новый партнер «Чук и Гик» Максим Андрианов. «Требования были простые: расположение в центре, площадь побольше, адекватная аренда», — вспоминает Шевченко. Помещение площадью 80 кв. м нашлось в Климентовском переулке в районе метро «Новокузнецкая».

Инвестиции в запуск второй точки составили около 1,2 млн руб., из которых 300 тыс. руб. ушли на ремонт, 350 тыс. — на закупку мебели и торгового оборудования, а 550 тыс. — на арендные платежи до открытия. «Нам предлагали книжные шкафы от 350 тыс. до 2 млн руб., — рассказывает Шевченко. — Разницу я так и не понял, зато мы узнали, что деньги в проект можно вкладывать бесконечно». Около 1,1 млн руб. потребовались на закупку первой партии товара. Уже на третий месяц работы новая точка вышла на безубыточность. Во многом это связано с тем, что на большой площади второго «Чук и Гик» продаются не только комиксы, но и обычные книги в жанре фантастики, фэнтези, детские книжки, сопутствующие товары, например конструкторы и брелоки.

Сейчас обе лавки приносят около 3,5 млн руб. выручки в месяц. Средний чек в магазине в галерее «Новодел» — 900 руб., на Новокузнецкой — 800 руб. Общее количество чеков составляет около 5 тыс. в месяц, из которых 15% дает интернет-магазин, открытый в 2012 году. Костяк аудитории «Чук и Гик» — молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет (60%). «Мальчиков чуть больше, чем девочек, — говорит Шевченко. — Бывают суперстранные персонажи, но классные — однажды пришли два здоровых бородатых мужика в костюмах кенгуру».


Совладельцы магазина комиксов «Чук и Гик» Василий Шевченко (сверху) и Иван Чернявский. (Фото: Влад Шатило для РБК)

У «Чук и Гик» много постоянных посетителей, которых Шевченко знает в лицо и по имени. «Я всегда восхищался семейным бизнесом в Европе, где покупатель знаком с продавцом. Да, мы мелкие лавочники, но я этого не стесняюсь», — улыбается Шевченко. Хорошие личные отношения с покупателем и внутри коллектива, по его словам, больше помогают бизнесу, чем реклама и различные мотивационные программы.

«Чук и Гик» — старейший магазин комиксов в Москве и самый гостеприимный, — говорит РБК Артем Габрелянов, совладелец и главный редактор издательства Bubble — крупнейшего производителя оригинальных российских комиксов. — У них очень часто можно увидеть ситуацию, когда владельцы пекут пирог для своих постоянных покупателей или же угощают горячим кофе в зимнюю стужу. «Чук и Гик» больше, чем просто магазин. Для многих любителей комиксов он стал вторым домом».

Средняя наценка в «Чук и Гик» составляет 50% против 100% в обычных книжных, рассказывает Шевченко: «Теперь мы закупаем комиксы напрямую у издательств, которые просят нас не демпинговать. Мы можем поставить цену 880 руб., но издатель просит 920 руб.». Бизнес работает как ИП Ивана Чернявского и платит налог по упрощенной системе налогообложения (15% с разницы доходов и расходов).

На закупки товаров уходит в среднем 2,2 млн руб. в месяц. Комиксы в магазин покупаются каждую неделю, минимум раз в месяц производится крупная поставка. В отличие от книжного рынка, где оплата идет по факту продаж, издательства комиксов просят предоплату в 100%. «Мы обычно стараемся иметь про запас 500 тыс. руб., чтобы иметь возможность купить что-то внезапно», — рассказывает Шевченко. На аренду уходит около 320 тыс. руб. в месяц, на оплату труда четырех продавцов, бухгалтера — 200 тыс. руб. На рекламу тратится около 30 тыс. руб. Налоги и торговый сбор — до 90 тыс. руб. в месяц. Из средней прибыли 500 тыс. руб. в месяц Шевченко и Чернявский половину оставляют себе, а вторую вкладывают в развитие бизнеса.


Интерьер ​магазина комиксов «Чук и Гик». (Фото: Влад Шатило для РБК)

Не только продажи

Еще в 2014 году до 35% ассортимента «Чук и Гик» составляли комиксы на иностранных языках. Но в связи с девальвацией цена на них выросла более чем вдвое, поэтому сейчас ассортимент почти на 100% состоит из отечественной продукции (в том числе переводной). В конце 2015 года совладельцы «Чук и Гик» стали партнерами и инвесторами нового издательства комиксов Jellyfish Jam, которое организовала бывшая сотрудница «Чук и Гик» Беата Коташевская. «Пока в нем работают всего три человека: я и Беата в качестве редакторов и переводчиков и технический директор», — рассказывает Шевченко. Главным преимуществом нового издательства является партнерство с Marvel. «Мы успели отхватить несколько хороших лицензий», — хвастается Шевченко, не раскрывая того, как ему это удалось. По его словам, в 2015 году Jellyfish Jam выпустило несколько комиксов — «Человек-муравей», «Стражи галактики» — общим тиражом в 50 тыс. экземпляров, из которых 30 тыс. уже продано. Инвестиции в запуск проекта Шевченко оценивает в 1,5 млн руб.

«Тандем магазина и издательства дает большую независимость и стабильность: иногда издательство кормит магазин, иногда магазин кормит издательство, — рассказывает РБК Михаил Богданов, директор питерского издательства комиксов «Комильфо» и магазина «Двадцать восьмой». — Некоторые проекты издания комиксов требуют столько вложений, что приходится брать кредиты, пока проект не будет реализован — магазин становится единственным источником прибыли, который помогает компании продержаться на плаву».

Удаленная работа мечта каждого человека. Но без особых навыков доход будет слишком мал для того, чтобы не искать дополнительных источников заработка.
Существует много видов заработка и для людей, которые имеют навыки, талант и способности. Людей со способностями, которые работают удаленно, называют фрилансерами.
Многих людей, которые имеют художественное образование или даже те, кто довел свои навыки до уровня профессиональных без университета, хотят реализовать себя. Сейчас наблюдается ситуация, когда предложение превышает спрос, в результате найти хорошее место работы специалистам искусства сложно, поэтому за реализацией они отправляются в интернет.

К сожалению, даже в интернете сейчас наблюдается печальная ситуация – заказчиков мало, а исполнителей хоть отбавляй. Но это вовсе не значит, что нельзя пробиться и занять почетное место в этой профессии для этого необходимо следовать нескольким советам:

  1. Наработайте портофолио. Это самый главный пункт, так называемая отправная точка, без которой ваше дальнейшее развитие и доход от любимого дела не будут расти. Просто поставьте себя на место заказчика, вам нужны интересные иллюстрации для статьи о психологии или рекламе, чтобы сайт привлекал больше пользователей, вы видите много исполнителей, которые обещают выполнить работу быстро и в срок с высоким качеством. Но как вы можете верить тому или иному исполнителю, если он не предоставил ни единой работы, может он вовсе школьник, который хочет вас обмануть. В общем, запомните портфолио – ваше лицо.
  2. Не делайте слишком дорогой прайс в начале своей карьеры, низкая цена позволит вам выделиться в конкурентной среде и привлечь заказчиков, благодаря чему вы наработаете огромный багаж опыта и завоюете отличную репутацию. Ну, а когда вы будете твердо стоять на ногах, вы сможете ставить свои расценки, только не переусердствуйте.
  3. Старайтесь быть более гибким исполнителем, не ждите, пока вас найдут, пробуйте активно предлагать свои услуги широкой массе заказчиков, кто знает, возможно, один из них окажется вашим клиентом.
  4. На начальном этапе старайтесь браться за любые заказы, даже если они не в вашем вкусе. Благодаря такому стремлению, вы сможете гордиться собой, потому что вам под силу любая творческая работа, и так быстрее вы заработаете репутацию.
  5. Если вы собираетесь работать через сайт фрилансеров, постарайтесь, как можно более детально расписать анкету, спектр ваших работ и навыков, добавить фотографию, такие мелочи увеличат доверие к вам со стороны заказчиков.

Работайте, работайте и еще раз работайте. Только самые усидчивые, терпеливые, коммуникабельные люди, которые не стоят на месте и развиваются, смотрят на свои ошибки и исправляют их, смогут сделать отличную карьеру в этой сфере.
Помимо сайта фрилансеров, талантливые иллюстраторы могут на первых порах заливать свои творения на микростоки, конечно, доход не велик. В среднем от 0.5 центов=38 рублей до 1 доллара=76 рублей, но это хорошая стартовая площадка, к тому же там можно реализовать тем иллюстрации, которые не понравились заказчикам или не нашли своего применение. Микростоков у нас в России практический нет, поэтому выкладывать работы приходится на зарубежные, но с одной стороны это и хорошо, там публика более широкая. Если вам удастся получить хорошую репутацию, вы сможете продавать свои творения по 10, 20 долларов, а согласитесь, что 1600 руб за одну иллюстрацию более менее нормальная цена.

Веб-комиксы, как способ заработать

Но таланты художественного профиля могут рисовать не только иллюстрации, но и веб-комиксы. Поэтому актуальным на сегодняшний день вопросом является: «Возможно, ли зарабатывать достаточно на веб-комиксах в России?» Прежде чем разбирать все детально стоит сказать, что в России комикс как жанр очень медленно развивается, к нему как к искусству у нас практический не относятся, в отличие от Франции, Германии или Японии, где это признано высочайшим предметом искусства.
Первая идея автора веб-комикса, который хочет заработать на нем, основывается на том, чтобы создать платную подписку. Эта идея действует следующим образом, пользователь переходит на ваш сайт, ему даются в доступ либо первые несколько страниц, либо страницы с заманчивыми событиями, и потом чтобы дочитать это творение он должен оформить подписку или купить электронный комикс. В идеале эта идея просто превосходна, но в реальности она может не сработать, так как с авторским правом у нас в стране по-прежнему все плохо, и если один человек все-таки и заплатит вам деньги, то не существует гарантии, что он не выложит его в широкий доступ. Такая идея более эффективно будет работать зарубежом, нежели в России.
К примеру, есть одни американский сайт с мангой и комиксами, который нашел очень интересный способ, который помог ему держать читателя в напряжении. Он публикует новые комиксы, а старые по пришествию определенного времени удаляет. И читатель спешит на этот сайт, чтобы не пропустить очередной выпуск с любимыми героями.
Самый реальной способ заработка на комиксах, которые вы создаете по своему усмотрению, это заработок на том сайте, где вы будете выкладывать комикс или группе в соц. Сети, где вы будете публиковать.

  1. Заработать на сайте с веб-комиксом, можно только в том случае, если у вас есть хотя бы 1000 уникальных посетителей в месяц и ваш сайте не размещен на бесплатной платформе, наподобие Ucoz.
  2. Реклама. Основной заработок на сайте вертится вокруг рекламы, чем больше у вас посетителей и поклонников, тем больше рекламодатели буду предлагать вам за рекламу.
  3. Скрытая реклама. Вы можете предлагать рекламодателем скрытую рекламу, то есть за определенную сумму вы будете в своем комиксе изображать ту или иную торговую марку.
  4. Продажа сувениров. Если у вас будет много поклонников, то возможно многие из них хотели бы обладать кружкой или подушкой с изображением любимых героев и цитат.

Александр Архангелов более четырех лет назад открыл первый в городе магазин комиксов Time to be a Hero. С тех пор у него появились, пропали и снова появились конкуренты, а сам бизнесмен увеличил ассортимент в сорок раз. Сейчас у него три магазина, работающих по 363 дня в году.

Формула «прочитаю и продам» не сработала

Началось все очень спонтанно. Я сам любил комиксы, читал много, заказывал за границей. Столкнулся с тем, что к нам перестали завозить русскоязычные комиксы от одного издательства. Появилась острая потребность в новых, и я подумал, что надо открыть свой магазин. Вложил две с половиной тысячи долларов, открыл небольшую точечку. Начинал с продажи оригинальных англоязычных комиксов, но постепенно методом проб и ошибок понял, что надо продавать на русском языке. Завез первую партию, и комиксы стали продаваться лучше, больше людей приходило. Но все же это было очень медленно, потому что для Беларуси в диковинку. Никто в упор не хотел читать комиксы, в основном заходила кучка людей, которые до этого общались между собой на форуме SpiderMedia.

Мы начинали примерно с 80 наименований, и все они были в единственном экземпляре: один комикс про Бэтмена, один про Дэдпула и так далее. Я тогда себе это очень странно представлял и ориентировался строго на свой вкус: мол, привезу, прочитаю, потом продам - кто-то еще прочитает. Но оказалось, что этот бизнес так не работает.

Сейчас у нас около трех тысяч наименований, некоторых популярных книжек может быть по двадцать копий. Примерно про половину из них могу свободно поддерживать разговор. Если не читал целиком, то хотя бы ознакомился, аннотацию обязательно читаю.

У нас работают пять человек. Выходные - только 1 и 2 января, во все остальные дни мы открыты с 10 до 20 часов. В Минске у нас два магазина, еще один - в Гомеле. К сожалению, опыт показал, что рано еще открывать филиалы в регионах, - возможно, придется гомельский закрыть.

Конкуренция у нас небольшая. Мы открыли свой первый магазин Time to be a Hero в начале 2013–го в подвальном боксе торгового центра «Силуэт». Через три года прямо напротив нас очень наглые ребята открыли магазин Comics Point: думали, что тактика сработает. Мы ввозим комиксы из России, приходится уплачивать НДС, поэтому наценка была чуть повыше. А ребята из «Комикс пойнт» сделали стоимость почти такую же, как в России в интернет-магазинах. Они начали с очень серьезного демпинга, и это сильно расшатало весь комикс-бизнес в стране. Но теперь их точка закрылась: они ввязались в комикс-конвент Unicon, залезли в долги и вроде бы до сих пор не расплатились. А как появилась «Комiкс крама»? Бывшие продавцы из «Комикс пойнта» решили заниматься тем же, чем и раньше, нашли инвестора и вот открыли новую точку. Мы приветствуем конкуренцию, это стимул расти и развиваться. Лояльность в нашем бизнесе нельзя назвать высокой, но все-таки есть покупатели, которые по каким-то морально-этическим принципам приходят именно к нам, первооснователям.

Фотографии

александр обухович

Это не смешно

Почему люди покупают комиксы? На этот вопрос легко ответить, если взять комикс в руки, прочитать его. Если это действительно хорошая история - вы сами все поймете. В книге воображение работает на 100 %; в кинофильме, наоборот, вам навязывают точку зрения режиссера и оператора, - тут ничего не изменишь. А комикс - это нечто промежуточное: ты видишь, как выглядят персонажи, понимаешь, что ими движет. История, в принципе, рассказана, но между кадрами остается пустое пространство, неохваченные промежутки времени, где включается воображение и читатель начинает думать: а вот тот персонаж - он умер или не умер? Что там такое произошло?

Комиксы давно уже ушли от своих истоков: если в позапрошлом веке это были действительно комичные истории, то уже лет восемьдесят их жанр коренным образом изменился. В конце тридцатых-сороковых появляются рисованные супергерои, и сейчас до 90 % всех комиксов - это именно супергероика. Но до сих пор жив такой стереотип: мол, все эти ваши комиксы - детское чтиво, смешные побасенки. Его очень легко разрушить, дав скептику пару наших книжек.

Однажды к нам зашла женщина: просто увидела вывеску и решила заглянуть, посмотреть что-нибудь сыну. Увидела комикс «Фотограф» - это история о поездке миссии Красного Креста в Афганистан. Комикс представляет собой смесь документальной фотосъемки с кадрами, дорисованными от руки. У этой женщины отец служил в Афгане, она ему и подарила эту книгу. Потом вернулась поблагодарить, говорила, что отец читал со слезами на глазах. Эта история говорит о том, что комиксы - универсальный жанр.

Наш средний покупатель - это студент последних курсов или только начавший работать выпускник примерно 22–25 лет. То есть это люди, способные заработать на удовлетворение своего интереса. Все-таки комиксы - это хобби, индустрия, и цены тут сравнимы с ценами на поход в кино. Хочешь посмотреть фильм - платишь деньги, хочешь узнать продолжение рисованной истории - платишь деньги. Многие наши покупатели - коллекционеры, другие, наоборот, прочтут книжку и тут же продают ее на барахолке или меняют.

Большую часть денег магазин получает от продажи русскоязычных комиксов: на них приходится 90–93 % прибыли. Мы продаем и англоязычные комиксы, но последние два года они почти не пользуются спросом, ну, мы их и завозить перестали. Фигурки, статуи, бюсты сейчас также продаются все реже. Еще несколько лет назад на русские комиксы приходилось около 65 % прибыли, а 35 % - на все остальное.

Основные набеги покупателей у нас - в выходные и дни, когда приходят новинки. В хороший день до пятидесяти человек уходят с покупкой. А в какой-нибудь дождливый день зайдут пару человек и ничего не купят. Средний чек, скорее всего, равен стоимости одного комикса (смеется) : многие за раз берут одну книжку. Но есть и коллекционеры, которые скупают почти все, что выходит. Хотя, конечно, при таком обилии приходится как-то умерять свои аппетиты. На этой неделе к нам приехало сорок новинок - и это только те, что вышли за последние три недели. Покупателю приходится быть более избирательным. Покупателей-девушек у нас около 40 %.

От Тинтина до однополой любви

Цена среднего марвеловского комикса в мягком переплете - 12 рублей; книжки от DC Comics на русском языке выходят только в издательстве «Азбука» и только в твердой обложке. Но «синглы» - короткие законченные истории - печатают и в мягкой, у нас они стоят 4 рубля. А самые дешевые комиксы - синглы от издательства Bubble - у нас стоят 2 рубля, их там около шести серий, и выходят они каждый месяц. Самый большой комикс у нас в продаже - это «Малыш Немо», переиздание комикса 1896 года. Он и самый большой (примерно метр на метр и сотня страниц), и самый дорогой - 170 рублей. Таких на всю Беларусь около десятка экземпляров. Самые толстые комиксы - это сборники типа омнибаса, где под одной обложкой собрана вся история от начала до конца. У нас они есть в продаже на русском языке: формат А4, твердая обложка, до 500 страниц - и всего 50–54 рубля. На английском языке выходят омнибасы до 1 400 страниц.

Сейчас стандартный тираж - пять тысяч, а если это очень популярная серия – Бэтмен, Дэдпул, Человек-паук - то может доходить до десяти тысяч. Редкие авторские комиксы печатают тиражом в триста-семьсот штук. Начинающему автору можно посоветовать обратиться в питерское издательство «КомФедерация»: оно как раз печатает мелкие серии комиксов, за последние полгода у них вышла уйма книжек, и нам их уже некуда ставить.

Классические комиксы в Беларуси пользуются намного меньшей популярностью, чем в России. Например, на русском языке вышло 22 тома комикса про Тинтина, и я себе собрал коллекцию. Сейчас готовится к выходу полное собрание комиксов про Астерикса, уже вышло две книги. В России прямо толпы поклонников жанра. Есть и у нас прослойка читателей, которая бы хотела видеть такие культовые издания в продаже.

Изредка спрашивают рисованные адаптации произведений классики. Это совсем непопулярные выпуски - они как маленькое зернышки, которые сажают в благодатную почву. У нас в продаже были «Медный всадник» Пушкина, манга-адаптация «Братьев Карамазовых», тысячестраничный «Ибикус» Толстого.

Все самые популярные на сегодня серии продолжают обновляться. Про того же Спайдермена вышло более семисот номеров. Глобальное событие - выход комиксов с героями из разных серий и даже из разных издательств, такие книжки пользуются большой популярностью. В серии про Сорвиголову можно встретить Карателя и Человека-паука, в «Людях-Икс» можно встретить Мстителей, и наоборот. В кино все эти встречи ограничены правообладателями, а на страницах комиксов такие серии - «кроссоверы» - выходят довольно часто.

У нас есть несколько эротических сборников, они все в непрозрачной пленке, имеют маркировку «18+», и даже просто посмотреть, что там внутри, до покупки нельзя. Это, например, «Клик» Мило Манара - издательство выпустило все серии под одной обложкой. А женскую аудиторию больше привлекает такой жанр манги, как яой - когда друг друга любят люди одного пола. Некоторые томики у нас имеются, но в них лучше ориентируются сами читательницы.

Беларусы без мата

Беларуских комиксов у нас пока не наблюдалось. В начале 2014–го полоцкая студия выпустила комикс DreadCore: Anamnesis, но это был какой-то оверхайп. Вроде беларуский комикс, но с командой-солянкой из России и Канады. Сделали один выпуск - пропали на год, сделали второй - пропали совсем. Я бы не сказал, что это беларуский комикс, - скорее, просто раздули ситуацию. Но в конце лета должен состояться запуск одного интересного проекта, и если у ребят все получится, то они громко заявят о себе. Создавать свой собственный комикс я не пытался: у нас нет художников, нет авторов, никому это не интересно. Вся надежда - на этот тайный проект. Мы хотим на базе нашего второго магазина на Интернациональной открыть кофейню, оформленную под мир Гарри Поттера. Там можно будет купить любимый комикс и прочитать его под кофе.

В Беларуси есть по крайней мере два издательства, которые печатают комиксы. Одно из них - Smart Owl, которое с 2013-го выпускает итальянские комиксы. Вышло уже 17 выпусков серии Dylan Dog, одной из самых массовых и популярных в мире. Второе - Alden Comics - появилось как результат сотрудничества Smart Owl и нашего магазина. Выпустили тиражом в две тысячи экземпляров книгу «Дьяволик. Сам себе хозяин» и потерпели полное фиаско: смогли продать примерно 450 штук. Сейчас «Алден комикс» издает комиксы Marvel: покупаем лицензию, локализуем, переводим и пытаемся распространять. Пока выпустили мало: три тома «Карателя», два тома «Железного кулака» и «Фьюри». Никто, кроме нас, не имеет права их печатать на русском языке. Наши комиксы в России высоко ценят, потому что у нас нет ошибок и нет матов. Мы хоть и ставим пометку «18+», однако маты заменяем на грубые, но допустимые слова. Это тоже приветствуется, потому что в законе с этим все строго. В отличие от других издательств, мы печатаем комиксы с матовой обложкой.

В России популярны комиксы издательств «Азбука», «Комильфо», Bubble. Хорошо известна серия «Майор Гром», которая закончилась на 50-м выпуске; теперь печатается продолжение - «Игорь Гром», его пишет наш земляк и мой хороший друг Алексей Замский. Вообще российские издательства более приближены к реальности: у них редко встречаются потусторонние миры, зато есть шпионские серии, детективы. Сегодня у нас знаменательный день: приехали комиксы последнего издательства, которое печатает комиксы и которое ранее у нас еще не было представлено, - это «Манн, Иванов и Фербер». Всего мы сотрудничаем примерно с 25–30 издательствами из России, Беларуси и Казахстана. Казахи печатают «Маску», «Фантастическую четверку», «Дуп».

На торрентах можно скачать огромное число комиксов. Но тут примерно так же, как с обычными книгами. Какие бы электронные технологии и форматы ни придумывались, все же шелест страниц и тактильные ощущения, запах типографской краски ничем не заменить. В комиксах, как и в любом другом бизнесе, процветает пиратство. Некоторые украинские псевдоиздательства скачивают из интернета комиксы манга, распечатывают большим тиражом и продают. Это поступает и в Россию, и в Беларусь. Многие издательства пытаются с этим бороться: если в магазине замечена пиратская продукция, то издательство перестает сотрудничать с таким магазином.

Комикс как золотой слиток

Одно время мы пытались развивать комикс-буккроссинг: пришел к нам, взял с особой полки почитать комикс, потом вернул или оставил взамен другой выпуск. Но в итоге это свелось к тому, что комиксы растащили, а взамен ничего не принесли. Создавать букинистический отдел не планируем.

На интернет-барахолках можно встретить немало комиксов как в мягкой, так и в твердой обложке. Я считаю, что бэушный комикс должен терять минимум 50 % стоимости, но порой цена на барахолках такая же, как в магазине, или даже выше. Непонятно: то ли по незнанию так продают, то ли по другим причинам.

В принципе, комиксы можно рассматривать как средство накопления. Не знаю, произойдет ли такое когда-нибудь с русскоязычными комиксами, но что касается англоязычных, то тут все серьезно. Существует такая оценочная компания CGC, которая оценивает состояние комиксов по шкале от 1 до 10, присваивает рейтинг, запечатывает в пластиковый кейс. Такие комиксы не просто дорожают в цене, думаю, это лучшее вложение денег. «Сиджисишки» можно найти на eBay за пятьдесят долларов и дороже. Если какая-то серия выстрелит, то через какое-то время она может стоить уже триста пятьдесят.

Справка The Village Беларусь

Издание первого выпуска Action Comics 1938 года про Супермена, который CGC оценила на 8,5 балла, продали в 2010 году за 1,5 миллиона долларов. Другой экземпляр этого же выпуска, оцененный на 9,0 балла, продали летом 2014-го за 3 207 852 доллара.

На беларуских интернет-барахолках самый дорогой англоязычный комикс The digedags and the Indians (1982) продают за 450 рублей.

Сапожник с сапогами

Все, наверное, считают, что если ты работаешь в магазине комиксов, то читаешь их сутки напролет. Но это не совсем так: времени настолько мало, что иногда после работы хочется прийти домой и просто спать. Если лет пять назад я читал по пять-десять выпусков в день, и это было очень интересно, то сейчас я могу себе позволить прочесть два-три выпуска перед сном, причем именно тех серий, которые меня живо интересуют. Плюс, конечно, то, что приходится делать по работе: в нашем издательстве очень строгая вычитка, этим занимаются три человека, поэтому приходится один и тот же комикс перечитывать постоянно.

Если бы кто-то увидел мою личную коллекцию, то меня бы засмеяли: я храню ее на антресолях. Там, может, сборников двести того, что когда-то читал и потом туда сложил. Из ценного, пожалуй, лишь редкие русскоязычные обложки. Я коллекционер другого плана: собираю статуи персонажей «Звездных войн», у меня их более четырехсот. Самая дорогая из них стоит около полутора тысяч долларов. А в продаже самая дорогая - 750 рублей, не считая вон того огромного бюста Халка за две с половиной тысячи. Впрочем, его никто и не пытался купить.

Что в будущем? Не могу сказать, что у меня будет сеть с сотней филиалов. Нет, я вижу в будущем два своих филиала, но у каждого будет какая-то изюминка. Вот кофейня откроется. Еще собираюсь развивать свою линию футболок, сотрудничаю с беларускими дизайнерами. Мечтаю открыть аналог кантины из четвертого эпизода «Звездных войн». Есть что показать, надеюсь, когда-нибудь это все выстрелит.

Многие считают, что родиной комиксов является США. На самом деле, это совсем не так. Первые истории в картинках появились на территории Европы в далеком XVI веке. Тогда в Испании стали выпускать, так называемые «картинки для народа». Чаще всего, первые комиксы отображали религиозную тематику, но выпускались также и «комиксы» на светские сюжеты. Новый литературно-художественный жанр искусства называли аллилуй. Объем такого произведения составлял 48 эпизодических картинок с подписями.

Первое же «масштабное» производство «рассказов в картинках» было запущено во французском городке Эпинале в XIX веке. Всего было «издано» 600 различных историй, каждая из которых состояла из 16 эпизодов. А с 1830 по 1836 год в Швейцарии выпускались комиксы о приключениях Жабо и Крепена.

В 1892 году комиксы, наконец-то, приходят в Америку. В газете «The San Francisco Examiner» публикуют первый американский комикс «Медвежата и тигр». Двадцатый век стал переломным в истории комиксов в США. В это время уже определились основные жанры – приключения, боевики, ужасы, детективы. А в 1938 году появился новый жанр комиксов – похождения супергероев, обладающих сверхчеловеческими способностями, и борющимися со злом. А первым персонажем таких историй стал известный во всем мире Супермен. Период с 38 по 56 год прошлого века называли «Золотым веком комиксов». В это время, вслед за Суперменом, появилось около четырехсот различных супергероев. Некоторые из них известны по сей день. В 60-х годах XX века на рынке комиксов появляется новый игрок – компания Marvel (основанная в 1939 году, но получившая всеобщее признание лишь в 60-х). В это время создаются такие известные во всем мире персонажи, как Человек-паук, Железный человек, Халк и Тор.

США не является родиной «рассказов в картинках», но именно этой стране мы обязаны появлением нового популярного жанра – комиксов о приключениях супергероев.

В конце XX века комиксы расширяются за счет нового набирающего популярность жанра – японской манги. Нужно отметить, что данный вид картиночных историй получил весьма широкое распространение и на территории нашей страны.

Сам по себе жанр комиксов представляет собой переплетение двух совершенно разных, на первый взгляд, областей – литературы и . Интересно и то, что некоторые комиксы обходятся совершенно без текста. Картинки в них расположены настолько логично и последовательно, что не возникает никаких сложностей при их «чтении». Ярким примером «рассказа без слов» является комикс 70-х годов от известного французского автора Жана Жиро под названием «Арзак».

Пожалуй, хватит истории. Пора переходить к бизнесу. Вернее к нескольким идеям бизнеса, которые можно реализовать при помощи , которые не теряют своей популярности и в XXI веке.

Бизнес-идея первая – открытие магазина комиксов

Организация подобного бизнеса мало чем отличается от открытия книжного магазина. Разница заключается лишь в том, что продавать комиксы несколько сложнее. Очень важно самому быть фанатом этого литературно-художественного жанра, разбираться в жанрах и персонажах, знать целевые аудитории тех или иных комиксов. Ведь сегодняшний рынок историй в картинках невероятно разнообразен. Здесь представлено все – от коротких зарисовок о похождениях очередного искателя приключений до целых романов в картинках или огромных серий с развивающимся сюжетом.

Можно, конечно, начать сразу со всего. Но лучше, на наш взгляд, выделить для себя определенную нишу, а уже потом, постепенно, расширяться. В наше время наиболее актуальны комиксы про супергероев (которые никогда не теряли популярность) и японская манга. Отдельно нужно сказать об оригинальных американских комиксах на английском языке. Проведите опрос потенциальных клиентов – готовы ли они читать «произведения» в оригинале? Если да, то ассортимент товаров вашего магазина значительно расширится. Ведь многие комиксы не печатают на русском языке.

Помещение будущего магазина комиксов должно быть красиво и ярко оформлено. Дизайн вывески и сразу же должны говорить о направленности магазина. Внутри можно повесить плакаты с героями самых популярных комиксов. Здесь все просто и понятно. А вот над местоположением магазина следует подумать более серьезно. Он должен находиться не столько в месте скопления большого числа людей, сколько там, где постоянно находится ваша целевая аудитория. Основной аудиторией клиентов в нашей стране являются школьники и студенты. Изредка молодые люди в возрасте до 30 лет. В этом отношении мы сильно отстаем от США, где потребителями комиксов являются практически все слои населения – от детей до пенсионеров. Поэтому, открывать магазин комиксов нужно вблизи школ, университетов, колледжей, кинотеатров.

Рассчитывать на сверхприбыль не стоит. Так как данный жанр в нашей стране еще не так популярен, как в тех же Штатах. Комиксы станут, скорее, прибыльным хобби, чем основным видом деятельности. Хотя, все в ваших руках.

Что касается ассортимента товаров, то он не должен ограничиваться лишь журналами. Добавьте сюда коллекционные фигурки супергероев, и мультсериалы на основе комиксов, различную сопутствующую атрибутику (майки, шарфы, бейсболки), и тогда, вы сумеете увеличить прибыль своего магазина в 1.5-2 раза.

Еще один способ запуска бизнеса – организация интернет-магазина комиксов. Отличие в ненадобности помещения, но в необходимости организации службы доставки и электронной оплаты.

Бизнес-идея вторая – организация библиотеки комиксов

Ваша задача – создать библиотеку, в которой будут содержаться сотни, тысячи или даже десятки тысяч комиксов самых разных жанров и времен. От классики до современных серий, от детских произведений до серьезных изданий для взрослой аудитории.

Для организации подобного заведения вам понадобятся следующие атрибуты. Во-первых, помещение. Его размер зависит от планируемых масштабов. Лучше всего, «брать с запасом» под расширение в будущем. Во-вторых, необходимо поставить стеллажи, где и будут располагаться комиксы. В-третьих, необходим компьютер для ведения учета комиков, базы клиентов и подсчета финансовых показателей. В-четвертых, нужны сами комиксы. Запускать библиотеку лучше всего, когда у вас уже будет не менее тысячи хороших комиксов. Приобрести их можно в специализированных издательствах или же в магазинах комиксов.

Заработок будет идти либо от платной сдачи комиксов в аренду, либо от платы за вход в читальный зал (если вы не хотите, чтобы ваши комиксы брали домой), либо от оплаты абонементов на какой-то определенный срок. Что из этого выбрать (или вообще придумать новый способ получения прибыли) – решать вам.

Бизнес-идея третья – открытие клуба любителей комиксов

Это самый масштабный вариант бизнеса. Он может сочетать в себе вышеописанные идеи с добавлением многих новых элементов. Для членства в таком клубе участник должен приобрести клубную карту, которая выдается на определенный срок (например, на год или на месяц).

А чтобы привлечь максимальное число членов клуба, вы должны предложить им по-настоящему грандиозный набор самых разнообразных комиксовых элементов. Здесь должна быть и собственная библиотека комиксов, и тематический магазин, и кинотеатр для проведения сеансов показа новых фильмов и мультсериалов по сюжетам комиксов. Кроме того, можно организовывать в определенные дни какие-нибудь тематические игры, конкурсы с призами или вечеринки. В общем, воссоздать уникальную атмосферу для любителей «историй в картинках».