Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи   /  Космическая съемка. План, карта, аэрофотоснимок, космический снимок. Условные знаки, масштаб Аэрофотоснимок и человек на земле

Космическая съемка. План, карта, аэрофотоснимок, космический снимок. Условные знаки, масштаб Аэрофотоснимок и человек на земле

Картография изучает методы создания и использования карт. Она развивается в тесном единстве с физической и экономической географией. Картография как наука тесно связана с картографическим производством-созданием карт, атласов, глобусов. В настоящее время картографическое производство опирается на материалы космических снимков.

План, карта, аэрофотоснимок, космический фотоснимок

План - чертеж местности,выполненный в условных знаках и в крупном масштабе(1:5000 и больше). План создается в ходе непосредственных инструментальных, глазомерных или комбинированных съемок на местности.

Карта

Карта - уменьшенное, обобщенное,условно-знаковое изображение Земли, других планет или небесной сферы, построенное по математическому закону (то есть масштабе и проекции). Карта – это модель реальной действительности, показывающая размещение, свойства и связи природных и социально-экономических явлений. К ним относятся карты и атласы.

Аэрофотоснимок

Аэрофотоснимок

Аэрофотоснимок - фотографическое изображение земной поверхности, полученное с самолёта или с другого летательного аппарата.

Аэрофотоснимки делятся на плановые-расположение оси отвесно, перспективные- ось наклонена. По снимкам распознают строение местности, ее рельеф, геологические особенности, дорожную сеть, растительный покров, почвы и так далее. Аэрофотоснимки служат основой для создания различных по тематике карт.

Космический снимок

Космический снимок

Космический снимок - изображение Земли или другого небесного тела, полученного с космического летательного аппарата. Космические снимки – это основные материалы дистанционного зондирования. Космические снимки широко применяются во всех сферах науки и народнохозяйственной практике. На основе картографических произведений создаются космофотокарты.

Масштаб

Картографические проекции

Масштабом называется отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на земном шаре. Масштаб показывает во сколько раз уменьшено картографическое изображение. Например 1:100000.

Картографическая проекция-способ перехода от реальной, геометрически сложной земной поверхности к плоскости карты. Общее уравнение картографических проекций имеет вид: x=
Равноудаленные проекции сохраняют без искажений формы малых объектов, зато в них резко деформируется длина и площадь.
Равновеликие проекции не искажают площадей, но углы и формы объектов в них сильно искажены. Произвольные проекции имеют искажения длин, площадей, углов, но они распределяются по карте наиболее выгодно.
Среди произвольных проекций выделяются равнопромежуточные-искажение длин отсутствует по одному направлению.
Для карт обычно используют конические проекции, в которых воображаемый конус сечет земной шар по параллелям 47 градусов и 62 градуса с.ш. - это линии нулевых искажений.
Географические координаты - условные величины: широта и долгота, определяющие положение любой точки относительно экватора и начального меридиана.
Широтой точки называется угол между плоскостью и отвесной линией в данной точке.

Долготой называется линейный угол двугранного угла, образованного плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку.

Система условных знаков.

Виды условных знаков

Система условных знаков

Знаковость - одна из главнейших особенностей всякой карты, то, что отличает ее от многих других источников географической информации.

Различают несколько видов условных знаков. Масштабные или контурные условные знаки передают действительные размеры объекта, которые выражаются в масштабе карты. Немасштабные условные знаки применяют для объектов, не выражающихся в масштабе карты (населенные пункты). Линейные знаки передают на картах линейные объекты: реки, дороги.
Кроме того, на карте есть пояснительные знаки: стрелки, указывающие течения, а также подписи, буквенные и цифровые обозначения.
Значки применяются для объектов, локализованных пунктов или не выражающихся в масштабе карты.
Линейные знаки используются для объектов, локализованных на линиях. Качественный фон отражает районирование территории по какому-либо признаку.
Изолинии – линии равных значений какого либо количественного показателя, применяются для показа явлений, имеющих сплошное, непрерывное и плавное распределение.
Локализованное и диаграммы – диаграммы, привязанные к определенным пунктам, но при этом характеризующие эти пункты и прилегающие территории.
Способ ареалов используется для выделения на карте областей распространения каких-либо однородных явлений или объектов (полезные ископаемые).
Точечный способ применяется для рассеянного распространения объектов, неравномерно размещенных на обширных площадях. Каждая точка обозначает какое–либо количество объектов.
Знаки движения передают перемещение явления в пространстве,например направление ветров и течения.
Картодиаграммы. Применяются для отображения абсолютных статистических показателей по ячейкам территориального деления, например объем промышленной продукции по району.

Картограммы. Характеризуют относительно статистические показатели по ячейкам территориального деления, например объем продукции в расчете на душу населения. Для картодиаграмм обязательно наличие шкалы, причем насыщенность света наглядно передает интенсивность отображаемого явления.

Способы изображения явления.

Основной способ изображения рельефа – горизонтали, т.е. линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. Подробность изображения зависит от высоты сечения рельефа т. е. от разности высот соседних горизонталей. Линии глубин называют изобатами. Способ горизонталей и изобат применяют для показания разнообразия рельефа. Он позволяет легко определять в любой точке карты абсолютную высоту (над уровнем моря) либо относительную высоту (превышение одной точки над другой). Для придания рельефу еще большей выразительности используют способ теневой пластики, или отмывки, то есть покрывают его тенями.

Картографическая генерализация.

Картографическая генерализация – отбор и обобщение изображаемых на картах объектов, выделение их основных типических черт и особенностей.
Тематика карт также влияет на генерализацию. Если создается геологическая карта, то на ней обычно сильно генерализируют дорожную сеть. Воздействие на генерализацию особенности картографируемой территорией проявляется в том, что карты передают наиболее характерные элементы территории.

Виды генерализации.

Существую различные виды генерализации. Прежде всего это отбор объектов, показываемых на карте. На ней оставляют более крупные объекты (реки длинной более 1 см в масштабе карты, населенные пункты с числом жителей более 10 тыс. человек), а те объекты, которые меньше этих величин называются цензами отбора.
Обобщение количественной характеристики связано с введением более крупных количественных подразделений, увеличением градаций, интервалов, шкал и т. п.
Обобщение качественной характеристики проявляется в сокращении качественных подразделений (вместо знаков хвойных, лиственных, смешанных лесов вводится единый знак леса).
Упрощение форм объектов – это исключение мелких, несущественных деталей конфигурации.
Картографическая генерализация способствует показу на карте качественно новой информации, и в этом состоит ее важная роль в географическом познании.

Создание карт

Существуют два основных метода создания карт:

  1. непосредственные съемки на местности;
  2. камеральное изготовление карт.

Для создания крупномасштабных топографических карт на местности выполняют съемки с использованием геодезических инструментов. При этом привлекают аэрофотосъемки, позволяющие получить точное изображение местных объектов.
Для составления крупномасштабных геологических, почвенных и др. карт привлекают специальные виды съемок: геологическую, почвенную и т.п.

Виды и типы географических карт

Деление карт по масштабу. В картографии принята следующая классификация карт по масштабу:

  1. планы – 1:5000 и крупнее;
  2. крупномасштабные карты – от 1:10000 до 1:200000;
  3. среднемасштабные карты – мельче 1:200 000 до 1:1000000;
  4. мелкомасштабные – мельче 1:1000000.

Классификация карт по пространственному охвату. Одна из наиболее употребительных классификаций имеет следующий вид:

  • карты звездного неба;
  • карты планет и Земли;
  • карты полушарий;
  • карты материков и океанов;
  • карты стран;
  • карты республик, краев и областей, административных районов;
  • карты отдельных территорий (заповедников, туристских районов и др.);
  • карты городов;
  • карты городских районов и т.д.

Классификация карт по содержанию.
Выделяются две большие группы карт: общегеографические и тематические. Общегеографические карты с одинаковой подробностью отображают все географические элементы местности: рельеф, гидрографию, почвенно–растительный покров и т.д. Эти карты подразделяются на топографические (в масштабе от 1: 100 000 и крупнее), обзорно-топографические (1:200000 – 1:1000000) и обзорные (мельче 1:1 000 000).
Вторую большую группу составляют карты тематические. Среди тематических карт выделяют две основные группы: карты природных явлений и карты общественных явлений.
Каждое из подразделений содержит большое количество разных тематических карт, например, к картам экономическим относятся карты размещения отдельных отраслей.
Следует отметить также карты пограничной (междисциплинарной) тематики, отражающие тесное взаимодействие природы, общества и экономики.
Таковы карты экономической оценки природных ресурсов, агроклиматические, инженерно-геологические и многие другие.
Классификация карт по назначению.
Назначение карт так же разнообразно, как разнообразны сферы человеческой деятельности, однако некоторые виды карт обособляются довольно четко.
Научно-справочные карты предназначены для выполнения по ним научных исследований и получение максимально подробной информации.
Культурно-просветительские и агитационные карты предназначены для широких масс читателей. Их цель – распространение знаний, идей, расширение культурного кругозора людей.
Карты технические отображают объекты и условия, необходимые для решения какой – либо технической задачи.
Карты учебные используются в качестве наглядных пособий или материалов для самостоятельной работы при изучении географии, истории и др.
Карты туристические предназначены для туристов и отдыхающих. На них изображаются интересные для туристов объекты и места.
Типы карт. Типы карт характеризуют широту охвата темы, степень обобщения картографируемых явлений. В современной картографии принято выделять три основных типа карт:

  • аналитические, дающие изображение отдельных явлений вне связи с другими явлениями (карты температуры воздуха, осадков, ветров, давления, которые являются аналитическими климатическими картами;
  • комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик одного явления (на одной карте можно показать одновременно давление и ветры на территории);
  • синтетические, отражающие совокупность взаимосвязанных явлений как единое целое.

Географические атласы.

Атласы – это систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе.
(Из курса географии 6 класса вспомните, кто впервые создал атлас)
Наибольшее практическое значение имеет классификация атласов по назначению.
Справочные атласы - это обычно общегеографические и политико-административные атласы, максимально подробно передающие общегеографические объекты: населенные пункты, рельеф, дорожную сеть.
Комплексные научно-справочные атласы – капитальные картографические произведения, дающие наиболее полную, научно обоснованную и разностороннюю характеристику территории.
Популярные (краеведческие) атласы предназначены для массового читателя, они общедоступны и адресованы учащимся, изучающим родной край, туристам и краеведам, охотникам и рыболовам.
Учебные атласы ориентированы на обслуживание учебного процесса в школе, в высших учебных заведениях.
Туристические и дорожные атласы предназначены для удовлетворения запросов туристов, спортсменов, автолюбителей, путешественников.

Использование карт. Работа с картами.

Направления использования. В современном обществе карты, атласы и другие картографические произведения широко используются в следующих направлениях:

  • для ориентирования на местности;
  • в современных навигационных системах;
  • в науке, как средство получения знаний об изучаемом объекте;
  • в народном хозяйстве при планировании, инженерном строительстве, разведке полезных ископаемых;
  • в военном деле для обеспечения обороноспособности страны;
  • в обучении, как учебные пособия и материалы для самостоятельной работы.

Ориентирование по карте.

Ориентироваться на местности по карте значит:

  • опознать на ней окружающие местные предметы и рельеф,
  • определить направление сторон горизонта и установить своё местонахождение.

Определение расстояния при движении по топографической карте может выполняться разными способами:

  1. глазомерная оценка (при тренировке расстояние до 1 км удается определять с точностью около 10%);
  2. промер шагами между двумя ориентирами, зная длину шага или пары шагов;
  3. расчет по времени и средней скорости движения.

Определение направлений.

Осуществляется с помощью компаса. Угол, отсчитываемый по часовой стрелке от северного конца стрелки компаса до направления на местный предмет, называется магнитным азимутом. Он может принимать значения от 0° до 360°. Зная магнитный азимут, можно нанести направление на топографическую карту, отложив с помощью транспортира значение азимута от географического меридиана. При этом необходимо ввести поправку на отклонение магнитного азимута от истинного.

Работа с картами:

Один из более простых способов работы с картами - географические описания .

Описания бывают общими и частными . Общие описания дают комплексную характеристику природы, населения, хозяйства территории, а частные - касаются какого-либо одного компонента, например, рельефа или особенности расселения.

Описания по картам должны быть логичные, упорядоченные, последовательные. При комплексном описании территории придерживаются следующего плана: географическое положение, рельеф, гидрография, климат, почвы и растительность, ландшафты, население, промышленность, сельское хозяйство, экономические районы.

Составление профилей.

Профили строят для того, что бы представить вертикальный разрез изучаемого явления вдоль избранного на карте направления. Это могут быть профиль рельефа,геологические или почвенные разрезы, кривые изменения температур, профили плотности и т.п., так семетрические профили обычно служат основой для других природных профилей. На комплексных профилях показывают одновременно несколько явлений одно над другим. При построении профилей задают две оси, по горизонтальной откладывают расстояния, обычно в масштабе карты, а по вертикальной - значения профилируемых показателей.

Картометрические определения.

Измерения длин прямых линий выполняют циркулем и масштабной линейкой, а ломаные линии измеряются по отрезкам. Чтобы измерить извилистые линии рек, береговых линий и др. можно воспользоваться циркулем-измерителем с малым раствором игл, с помощью которого «проходят» вдоль измеряемой извилистой линии и умножают затем число «шагов»на величину раствора, выраженную в масштабе карты. Так же извилистые линии можно измерить таким прибором как курвиметр. Он состоит из движущегося колесика и циферблата со стрелкой, которая указывает пройденное по карте расстояние в см или км на местности.

Измерение площадей осуществляется с помощью планиметров.

Принцип действия прибора основан на измерении длин дуг, описываемых на поверхности специальным роликом с очень малым пятном контакта. Ролик закреплен на одном из шарнирно соединенных рычагов простейшего пантографического механизма. Известное положение ролика относительно звеньев механизма позволяет при обходе измеряемого контура измерительным штифтом пантографа - за счет прокатывания роликом в каждый конкретный момент времени по дуге со строго определенным радиусом - аппроксимировать измеряемый контур прямоугольником с известной длиной сторон и площадью, равной площади измеряемого контура. Палетки - прозрачные накладки на карту, расчерченные на квадратики одинакового размера (например, площадь одного квадратика 1 кв.см). Площадь отыскивается по формуле P=a2 n, где а - сторона квадрата, выраженная в км, а n- число квадратов, попавшее в пределы измеряемого контура.

Задания к главе.

Задания «Откройте атлас».

  1. Выявить по картам соотношения между геологическим строением территории, ее рельефом, почвами, растительностью, другими элементами ландшафта. Определить с помощью тематических карт связи между природными факторами и экономическими особенностями территории, характером размещения населения, направления природопользования.
  2. Составить профиль по топографической карте. Построить комплексный профиль по серии тематических карт атласа, например по меридиану.
  3. Составить описания участка местности по топографической карте.
  4. Дать комплексное описание территории по сериям физико-географических или экономических карт атласа. Указать положение территории, ее протяженность, основные природные особенности, характер размещения населения, важнейшие черты экономического развития. Дополнить описание количественными сведениями с карт.

Вопросы к главе

  1. Расположите перечисленные ниже города в порядке уменьшения их высот над уровнем моря. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв. А) Нью-Йорк Б) Улан-Батор В) Москва
  2. Определите, какой город-миллионер России имеет географические координаты 56° с. ш., 44° в.д.
  3. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.РИСУНОК
  4. Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
  5. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1,2 и 3, более всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
  6. На рисунках представлены профили рельефа местности, построенные на основе карты по линии А–В разными учащимися. Какой из профилей построен верно? РИСУНОК
  7. Проанализируйте климат и диаграмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климат которого показан на климатодиаграмме. РИСУНОК

Класс: 6

Цели урока :
Образовательные : 1.Познакомиться с различными видами снимков Земли и научиться распознавать их
Развивающие : 1.Развивать умение распознавать, изучаемые объекты на фотографиях, анализировать и сравнивать их, а так же продолжить развивать умения работы с глобусом
Воспитательные : Способствовать формированию экологического мировоззрения, информационной компетентности учащихся.

Оборудование : глобус, компьютер, геоинформационная программа Google Планета Земля, мультимедийный проектор и параллелей.

Методы ведения урока:
репродуктивный, практический.

Формы ведения урока : беседа, практическая работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Тип урока.
Изучение нового материала.

Ход Урока.

1. Организационный момент. (2 мин)
Здравствуйте ребята! Я рада нашей с вами встрече. Тема нашего сегодняшнего урока: « Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки
Давайте вспомним с какой моделью нашей планеты мы познакомились? (глобус- уменьшенная объемная модель Земли). А что мы уже умеем? (определять географические координаты).Сегодня вы познакомитесь с плоскими изображениями Земли- космо и аэроснимками, и научитесь работать с ними.(слайд 1)

2. Проверка домашнего задания .
Но сначала повторим ранее изученный материал.
Индивидуальные задания получают 4 ученика.(Работа с глобусом по карточкам. Приложение 1 ), а в это время мы с вами побеседуем, и в ходе нашей беседы разгадываем кроссворд: «Градусная сеть»
Итак, кто первый предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии- параллели и меридианы. (Эратосфен – древнегреческий ученый).
А теперь обратим внимание на кроссворд. (Приложение 2)
По горизонтали. 1. Окружность, проведенная параллельно экватору .(параллель)
По вертикали. 1. Полуокружность, проведенная через полюса (меридиан)
Вспомните на какие стороны горизонта указывает параллель и меридиан (параллель показывает направление с Зна В, меридиан с С на Ю).
2 по горизонтали: Самая большая параллель .
Вспомните как называется начальный меридиан, и почему он носит такое название? (Нулевой)
На какие полушария два полушария делит экватор и нулевой меридиан Землю? (экватор С и Ю, нулевой- Западное и Восточное)
По вертикали 2. Как называется сеть состоящая из условно пересекающихся линий- параллелей и меридианов, которые нанесены на глобус и карту . (градусная)
Определите по картам атласа через какое число градусов нанесена сеть на физической карте полушарий. (через 10 либо 20 градусов).
Сколько параллелей меридианов можно провести через одну точку? (1 параллель и один меридиан)
По горизонтали 3. Расстояние к северу или к югу от экватора выраженное в градусах (широта)
По вертикали 3. Расстояние к западу или к востоку от нулевого меридиана, выраженное в градусах .
По горизонтали 4: Величина, которая показывает, во сколько раз расстояние на глобусе уменьшены по сравнением с реальным .(масштаб)
4 по вертикали: Уменьшенная объемная модель Земли (глобус)

3. Изучение нового материала.
3.1.Рассказ учителя с элементами беседы. Тема сегодняшнего урока: « Цель урока. План урока» (СЛАЙД1-3).
3.2. Мы познакомились с одной из моделей Земли- глобусом. Однако использование его для решения большинства практических задач неудобно. Главное достоинство глобуса-объёмность - это и его недостаток. Для получения очень подробного изображения земной поверхности глобусы должны быть огромных размеров. Поэтому чаще всего люди используют плоские изображения поверхности Земли. Как лучше всего его получить? Надо сфотографировать Землю сверху. Землю фотографируют с самолетов, с орбитальных станций, дирижаблей. (СЛАЙД 3-10). Рассказ о летательных аппаратах, и видах съемки.
3.3. Географические объекты на космических и аэрофотоснимках представлены в непривычном для нас виде. Давайте сравним особенности изображения местности на глобусе и космоснимке. (СЛАЙД 11, 12). Работа в парах.(Приложение 3)
Особенности изображения острова Мадагаскар

Если вы согласны с утверждением поставьте +. Небольшой вывод.
3.4. (СЛАЙД-14) Съемка земной поверхности с самолетов позволяет получить подробное изображение всех деталей местности. Космические снимки делают со спутников, движущихся по орбитам вокруг Земли, С помощью программы Google Планета Земля, посмотрим как выглядят наша планета, в частности наш микрорайон. (СЛАЙД-13). Рассказ о геоинформационной программе Google Планета Земля. (Переключаемся на о геоинформационную программу Google Планета Земля.) Рассматриваем как выглядит наш микрорайон с борта самолета, летящего на высоте 7.4 км, и с борта МКС (высота 351км).
3.5. С летательных аппаратов делаются снимки Земли. От высоты, над которой летит спутник либо самолет, зависит охват снимаемой территории и масштаб снимков. Чем выше от Земли летают спутники, тем меньше масштаб снимков и детальность их изображения. (СЛАЙД -15)
Давайте посмотрим как выглядит наш микрорайон снятый:
-дирижабля летящего на максимально допустимой высоте 2500 м
- с борта самолета ИЛ-14 летящего на высоте 7400 м,
-со спутника серии «Дон» находящийся на высоте 306 ,
-с борта метеоспутника «Метеор» находящегося на высоте 625 км
-с борта МКС 351 км.
Посмотрите как выглядит наш микрорайон с предельно низкой высоты, снимок сделан с вертолета, пролетавшего над нашим микрорайоном на предельно низкой высоте. (СЛАЙД 15-21)
В нижней панели высвечивается высота камеры над земной поверхностью
Все эти аппараты поднялись на предельную высоту, у каких аппаратов изображение получится более крупномасштабным, а у каких более мелкомасштабным? Выпишите летательные аппараты в порядке убывания детальности и масштабности снимков, полученных этими аппаратами. (Приложение 4) (на магнитной доске прикрепить летательные аппараты в нужном порядке)
3.6. Распознавание объектов на снимке называют дешифрованием. Давайте попробуем распознать основные объекты нашего микрорайона. В программе Планета Земля, я буду метками указывать основные объекты (МОУ СОШ 24, Почта, детский сад, 26 ЦНТИ). (Если есть возможность можно посадить каждого ребенка за компьютер.)
3.7. По мимо нашей планеты существуют снимки других планет например-Марс. Что мы можем сказать о планетах, посмотрев на их космоснимки. (СЛАЙД 22, если интернет подводит). Переключаемся вGoogle Планета Земля на изображение Марса.
Давайте сравним как выглядят эти планеты на снимках из космоса.

В середине XIX века над столицей Франции городом Парижем поднялся воздушный шар, и фотограф Надар впервые сфотогра-фировал город с птичьего полета. Парижане увидели, как выгля-дят сверху городские кварталы, улицы, река Сена, на берегах которой вырос город. Так появились первые аэрофотоснимки — уменьшенные фотографические изображения участка земной по-верхности (эр — по-французски «воздух»).

В настоящее время аэрофотоснимки делают с самолета и беспилотных летательных аппаратов, в том числе с мультикоптеров.

На аэрофотоснимке видны дома, дороги, мосты, реки и овраги, поля и леса — словом, все то, что мы видим на плане и карте. На-учиться распознавать географические объекты на снимке — зна-чит научиться дешифровать аэрофотоснимок. Важны не только предметы, но и тон изображения: чем влажнее, сырее земля, тем тон изображения темнее. Вода в реке или озере будет на снимке совсем темной. На карте нельзя увидеть, влажная на поле земля или нет. Да этого и не требуется, через несколько дней земля на поле может высохнуть.

Если самолет летит высоко над землей, то масштаб аэрофото-снимка оказывается мелким. Если самолет летит невысоко, аэро-фотоснимок будет иметь крупный масштаб, на нем будет видна с большими подробностями небольшая территория. Во время аэро-фотосъемки самолет летит в заданном направлении и через рав-ные промежутки времени делает снимки. Потом разворачивается и летит обратно параллельно недавнему пути, вновь фотографи-руя землю. Соседние аэрофотоснимки склеивают и, используя их, вычерчивают план или карту.

Карта — это уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности. Для изображения на карте от-бирают самое важное, самое существенное, то, что не изменится через неделю. На карте надписывают названия рек, населенных пунктов, основных дорог, на планах показывают и направление течения реки, и характер дороги — асфальтовая, грунтовая и т.д. Материал с сайта

Тема урока:
Изображение земной
поверхности на плоскости.
Аэрофотоснимки и
космические снимки

Цель урока:
Познакомиться с различными видами
изображений Земли и научиться
распознавать их по снимкам
План
Плоские изображения Земли (фотографии)
Отличие модели Земли от ее плоского
изображения
Особенности аэрофотоснимков и
космических снимков
Распознавание изображение по снимкам
(Практическая работа)

Съемка земной поверхности производится с:

С самолета
С дирижабля
Со спутника
С орбитальной станции

Спутниковая фотосъёмка - фотографирование Земли или других планет с помощью спутников

Искусственный
спутник Земли (ИСЗ)
беспилотный
космический аппарат,
вращающийся вокруг
Земли по собственной
орбите.
В России для
фотосъёмки
использовались
спутники серии Дон

Энвисат, Envisat -спутник, построенный Европейским Космическим Агентством Европейским для исследования Земли из космоса

Аэрофотосъёмка - фотографирование территории с высоты от сотен метров до десятков километров при помощи аэрофотоаппарата,

Ан-30 предназначен для аэрофотосъёмочных и аэрогеофизических работ.

В средней части
фюзеляжа
оборудованы пять
остеклённых
фотолюков, из которых
можно производить
плановую и
перспективную
аэрофотосъёмку.
Аэрофотосъёмка
выполняется в
масштабе от 1:5000 до
1:200000

Ил-14ФК - самолёт для аэрофотосъёмки. Отличался наличием специального пилотажно-навигационного оборудования, 3 фотоаппаратами

Беспилотные летательные аппараты используются в разных странах мира для аэросъемки в военных и гражданских целях, в качестве

Дирижабль - летательный аппарат с двигателем, легче воздуха. Дирижабль Au-30 - на 2009 год крупнейший российский дирижабль

Остров Мадагаскар (космоснимок)

Особенности изображения о.Мадагаскар на глобусе и космоснимке

Особенности изображения
Модель
Земли
Космоснимок
1.Вид сверху
+
+
2. Изображены все предметы, видимые
сверху
_
+
3. Изображены только важные предметы
местности
+
_
4. Предметы изображены так, как они
выглядят в действительности
_
+
5. Предметы изображены условными
знаками
+
_
6. . Имеются буквенные и цифровые
обозначения
+
_
7. Можно точно узнать расстояние
+
_

Геоинформационная система- это комплекс цифровых карт, «привязанной» к ним статистики и программных средств, позволяющих

Google Планета
Земля - проект
компании Google, в
рамках которого в
сети Интернет были
размещены
спутниковые
фотографии всей
земной поверхности

Делаются специальными аэрофотоаппаратами, установленными на самолетах, а космические снимки - с пилотируемых кораблей, орбитальных станций, автоматических спутников с помощью фотографической и сканерной аппаратуры.

Аэрофотоснимки получают с помощью специальных фотоаппаратов, которые весят десятки килограммов, заряжаются фотопленкой шириной обычно 18 см и устанавливаются над специальным отверстием в фюзеляже самолета, чтобы объектив «смотрел» прямо на Землю. Уже в годы Первой мировой войны военные летчики выполняли фотосъемку с самолета в разведывательных целях. В 30-х гг. XX в. аэрофотосъемка заменила наземную съемку и стала основным методом создания карт. К середине 50-х гг. с помощью аэрофотоснимков были составлены топографические карты всей территории нашей страны в 1:100 000, а через четверть века завершился огромный труд по созданию карты в масштабе 1:25 ООО, состоящей из 300 тыс. листов. Появление в эти годы цветных аэрофотоснимков способствовало тому, что их стали широко использовать для изучения горных пород, почв, составления геологических, почвенных, геоботанических карт, исследования взаимосвязей между природными компонентами, проведения комплексных географических исследований.

После запуска в 1957 г. искусственных спутников Земли и космических кораблей географы и картографы получили новые материалы для своей работы - космические снимки. Оказалось, что даже с расстояния в тысячи километров можно делать снимки, отображающие многие детали земной поверхности, и такую съемку выполнять иногда выгоднее, чем аэрофотосъемку. Ведь один космический снимок заменяет тысячи аэрофотоснимков. Спутник пролетает над районами, труднодоступными даже для самолета, - высочайшими пиками, ледяными просторами . Постоянно работающий на орбите спутник может повторять съемку изо дня в день для наблюдения за быстро меняющейся , . Одним словом, возможности съемки существенно расширились. Для получения снимков стали использовать не только фотоаппараты, но и такую аппаратуру, которая позволяла бы передавать снимок на Землю по радиоканалам, например сканеры. При сканерной съемке (от англ. scan - «прослеживать последовательно, по частям») местность просматривается по участкам поперек линии маршрута. Световые сигналы, поступающие на приемник излучения от каждого участка, преобразуются в электрические и передаются по каналам космической связи на Землю, где они записываются в виде маленьких элементов будущего снимка - пикселов, что значит «элемент картины». Такой поперечный просмотр дает строку снимка, а накопление строк по маршруту полета постепенно формирует снимок. Достоинство сканерной съемки - ее оперативность: можно получить изображение территории непосредственно во время полета спутника над ней. Другое преимущество сканерной съемки перед фотографической - возможность увидеть не видимое глазом, поскольку сканеры чувствительны к такому излучению, которого ни глаз, ни фотопленка не воспринимают. Снимок, сделанный фотокамерой и доставленный на Землю, содержит так много деталей изображения, что глаз человека не в состоянии их разглядеть, поэтому изображение увеличивают. При увеличении можно увидеть больше подробностей. При этом целостность изображения не нарушится, на нем не возникнет разрывов, оно останется непрерывным. Фотографические снимки можно увеличивать в 10 - 20 раз.

Другое дело - снимок, полученный путем сканирования и переданный на Землю по радиоканалам. Сигналы при такой передаче относятся к определенным, обычно прямоугольным участкам местности. При увеличении станет видно, что такой снимок состоит из множества одинаковых по величине прямоугольных элементов, внутри которых нет никаких деталей, а тон изображения на границах участков меняется скачкообразно. Это дискретное изображение. Каждому пикселу изображения соответствует хранимое в памяти компьютера число, обозначающее его яркость. Такие снимки называются цифровыми. Они записываются на оптических компакт-дисках и могут передаваться по телекоммуникационным сетям через Интернет. Непрерывный фотографический снимок для обработки на компьютере тоже должен быть превращен в дискретный цифровой; это делается с помощью лабораторных компьютерных сканеров.