Меню
Бесплатно
Главная  /  Договоры  /  Какой самолет считается прадедушкой современных стратегических бомбардировщиков. Стратегическая авиация россии. Российские «Аллигаторы» совершенствуются в Сирии

Какой самолет считается прадедушкой современных стратегических бомбардировщиков. Стратегическая авиация россии. Российские «Аллигаторы» совершенствуются в Сирии

25 января президент РФ Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО "Туполев", входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК), где понаблюдал за демонстрационным полетом модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160. Этот новый ракетоносец с заводским номером 0804 получил имя первого главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина.

Испытательные полеты самолета начались еще на прошлой неделе. Церемония выкатки первого опытного образца состоялась 16 ноября 2017 года. Ожидается, что до конца текущего года ракетоносец будет передан Воздушно-космическим силам (ВКС) РФ. Объем контракта на поставку Минобороны РФ десяти модернизированных ракетоносцев Ту-160М составит 160 млрд рублей. По словам президента, это позволит полностью загрузить предприятие до 2027 года. Глава государства назвал проведенную работу по созданию самолета "большим успехом коллектива завода".

История "лебедя"

Сверхзвуковой Ту-160М2 (по кодификации НАТО - Blackjack) является усовершенствованной версией разработанного еще в СССР Ту-160. Среди летчиков получил прозвище "Белый лебедь". Наряду с Ту-95МС составляет основу современного авиапарка Дальней авиации ВКС России. Ту-160 - самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет, самый тяжелый боевой самолет в мире, способный нести на борту крылатые ракеты с ядерными боеголовками.

Он был создан в ответ на появление в США межконтинентального бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer. Необходимость создания нового самолета объяснялась также тем, что на вооружении стратегической авиации в конце 1960-х годов находились лишь устаревшие дозвуковые бомбардировщики - Ту-95 и М-4.

По сравнению с американским соперником Ту-160 получил электродистанционную систему управления, руль направления в виде цельноповоротной верхней части киля, поворотный "гребень", улучшающий обтекание в зоне сочленения подвижной и неподвижной частей крыла. Центральная балка этого самолета длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, являющаяся основным силовым элементом конструкции, выполнена из титана по уникальной технологии. Максимальная дальность полета - почти 14 тыс. км. Кстати, в 1985 году в ходе испытаний на Ту-160 была впервые превышена скорость звука.

С 1981 по 1992 год было построено 36 таких самолетов, хотя первоначально планировалось сделать 100. Первые 19 экземпляров бомбардировщика с 1987 года передавались в бомбардировочный авиаполк в городе Прилуки Украинской ССР. Поэтому после распада СССР у РФ не оказалось ни одного новейшего стратегического бомбардировщика. В 1992–1994 годах было построено шесть самолетов, переданных бомбардировочному авиаполку в Энгельсе. В 1999–2000 годах Россия получила от Украины 11 стратегических бомбардировщиков (восемь Ту-160 и три Ту-95МС), а также около 600 ракет воздушного базирования в счет украинских долгов за российский газ. Оставшиеся в Прилуках десять самолетов были утилизированы по настоянию США, еще один передан в музей в Полтаве. Сегодня в боевом составе ВКС РФ находится 16 единиц.

Стоимость "Белого лебедя"

Экспертные оценки стоимости колеблются в диапазоне $250-600 млн (в 1993 году СМИ называли 6 млрд рублей, что соответствовало примерно $600 млн). Один час полета ракетоносца (без боевого применения) обходится, по официальным данным на 2008 год, в 580 тыс. рублей (около $23,3 тыс.). Для сравнения: стоимость американского бомбардировщика B-1B, близкого к Ту-160 по летно-техническим характеристикам, составляет $317 млн, час полета обходится в $57,8 тыс.

Продолжение

Решение возобновить производство бомбардировщиков в модернизированном варианте было принято в 2015 году. В Минобороны РФ сообщали, что их серийный выпуск должен начаться в 2023 году. В июне 2017 года Виктор Бондарев, занимавший тогда пост главкома ВКС, заявлял, что Ту-160М2 может впервые подняться в воздух уже в конце 2018 года. В ПАО "Туполев" были развернуты работы по созданию глубокомодернизированных самолетов.

Обновление "лебедя"

Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущей версией, Ту-160М2 отличают новейшие системы обеспечения боевого применения, а также последние версии двухконтурного турбореактивного форсированного двигателя НК-32 (производится на самарском ПАО "Кузнецов").

По сообщению источника ТАСС в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), новый самолет не является опытным образцом модернизированного варианта бомбардировщика.

На самолете проведена только малая модернизация, планер и двигатели остались прежними. Полностью оцифрованная документация по новому ракетоносцу будет выпущена не ранее середины текущего года, а без нее работы по строительству Ту-160М невозможны

источник в ОПК

Благодаря модернизации эффективность увеличится на 60%. По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, Ту-160М2 будет представлять собой практически новый самолет, в два с половиной раза превосходящий по эффективности предшественника. Внешний вид обновленного "Белого лебедя" такой же узнаваемый, как и у его "старшего брата", созданного в советское время.

В планах Минобороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, - это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2 и будет практически новым самолетом

Юрий Борисов

замминистра обороны РФ

По словам командующего Дальней авиацией ВКС РФ генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша, внедрение новых цифровых технологий позволит "существенно повысить боевые возможности ударного комплекса с применением высокоточного оружия большой дальности".

Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полета, что в совокупности с заявленной энерговооруженностью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов

Сергей Кобылаш

командующий Дальней авиацией ВКС РФ, генерал-лейтенант

За счет модернизации ряда узлов двигателя НК-32 серии 02 самолет стал экономичнее. "Он обладает более широкими ресурсными возможностями. Благодаря данному двигателю бомбардировщик Ту-160М2, производство которого планируется развернуть в России, получит расширенные возможности, в том числе будет увеличена дальность полета", - отметили в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В ОДК заявляли, что стенд для испытаний новых двигателей прошел реконструкцию и аттестован для работы с силовыми установками НК-32.

Этот двигатель прошел модернизацию: основные блоки, узлы стали более экономичными, двигатель в целом имеет лучшие ресурсные возможности, а за счет работ, которые позволили улучшить его экономические показатели, дальность полета самолета будет минимум на тысячу километров больше по сравнению с существующим

Виктор Бондарев

экс-главком ВКС России, генерал-полковник

Как поясняют в пресс-службе Казанского авиационного завода, образец был построен на основе имеющегося на предприятии технологического задела. "Он достраивался в том числе для решения задач воспроизводства Ту-160 в новом облике: восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных новых технологических решений, отработки новых авиадвигателей с улучшенными характеристиками", - отмечает пресс-служба завода.

Возможности "лебедя"

Не остались в стороне и поставщики комплектующих для нового самолета. В ходе модернизации Ту-160 концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) создает новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, бесплатформенную инерциальную навигационную систему, комплекс радиоэлектронной борьбы, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением. Борт нового Ту-160М2 будет выполнен с элементами интегрированной модульной авионики, которая потом будет использована и для ПАК ДА. Разработку бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ту-160М2 обещали завершить к 2020 году.

23 декабря - День Дальней авиации России. На ее вооружении стоят уникальные самолеты: стратегические ракетоносцы разных типов и летающие танкеры.

Убийца авианосцев

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22 предназначен для уничтожения авианосцев: точечного либо массированного, то есть вместе с кораблями сопровождения.

Для этого Ту-22 способен нести до трех крылатых ракет Х-22 "Буря". Ракеты тоже сверхзвуковые, большой дальности. Летают они на скорости до пяти тысяч километров в час, доставляют на место термоядерные боевые части мощностью по мегатонне каждая. В принципе, одной "Бури" достаточно для уничтожения любого авианесущего ордера, но в авиации привыкли все делать с запасом.

При использовании над сушей бомбардировщик несет четыре гиперзвуковые ракеты Х-15 для уничтожения важных стационарных целей с заранее известными координатами. Х-15 летит по баллистической траектории: забирается на высоту до 40 километров, а затем пикирует на цель со скоростью свыше пяти тысяч километров в час. Базовая боевая часть ракеты ядерная, мощностью до 300 килотонн. Есть разновидность для уничтожения радаров системы ПВО, наводится она по излучению цели.

Сейчас на вооружении ВВС России стоят Ту-22М3. Это третье поколение разработанного полвека назад бомбардировщика: от первых моделей сохранилась лишь передняя стойка шасси и частично грузовой отсек, в котором находится полуутопленная в фюзеляж ракета. Ту-22 последних серий имеют бортовой оборонительный комплекс со станциями радиопомех и отстрелом ловушек. До 2020 года планируется оснастить 30 бомбардировщиков новой бортовой электроникой, адаптированной под применение высокоточных ракет Х-32.

Этому бомбардировщику обязан своим появлением знаменитый Ту-144. В 1961 году во время воздушного парада в Тушино наблюдавший за полетом Ту-22 Никита Хрущев спросил у авиаконструктора: "Андрей Николаевич, а ты мог бы вместо бомб людей возить?" Туполев ответил, что работы над сверхзвуковым пассажирским самолетом уже ведутся.

Во второй половине 90-х годов КБ Туполева пыталось создать на базе бомбардировщика сверхзвуковой самолет бизнес-класса на 10-12 пассажиров. Проект закрыли, поскольку двигатели Ту-22 не вписывались в гражданские экологические стандарты.

Русский "Медведь"

Первый отечественный межконтинентальный бомбардировщик Ту-95 (по классификации НАТО Bear) является основой Дальней авиации. Задание на его производство давал Сталин, на вооружение самолет был принят при Хрущеве. Первый делал ставку на бомбы, второй предпочитал ракеты. Ту-95 в итоге способен возить и то, и другое.

На бомбардировщике русские летчике осваивали дозаправку в воздухе, Ту-95 доставлял к месту испытаний все ядерные и термоядерные устройства - в том числе Царь-бомбу мощностью 60 мегатонн. 27-тонная бомба не поместилась в грузовой отсек, поэтому сняли створки бомболюка и боеприпас на Новую Землю летел, наполовину высунувшись из фюзеляжа.

Во время взрыва самолет-носитель находился на удалении 45 километров. От электромагнитного импульса у него остановились все четыре двигателя. Ту-95 падал и запускал моторы: первый на семи тысячах метров, второй на пяти… Сел бомбардировщик с тремя работающими двигателями. На земле при осмотре оказалось, что четвертый мотор сильно обгорел и запуститься не мог в принципе.

Во время Карибского кризиса Ту-95, сменяя друг друга, барражировали над Шпицбергеном - на расстоянии пуска ракеты Х-20 с термоядерной боеголовкой мощностью три мегатонны. Сейчас основным вооружением Ту-95 являются шесть крылатых ракет Х-55, размещенные на барабанной пусковой установке в грузовом отсеке. Еще 10 ракет самолет способен нести под крыльями. Ведется перевооружение самолетов на новую ракету Х-101, поражающую подвижные цели с точностью до двух метров. На дистанции в 10 тысяч километров отклонение ракеты от цели не превышает 10 метров.

Лебединая песня

Флагман Дальней авиации России - сверхзвуковой ракетоносец Ту-160. Это самый большой сверхзвуковой самолет в истории военной авиации и самый тяжелый бомбардировщик со взлетной массой 275 тонн. Он также не имеет себе равных среди самолетов с крылом изменяемой стреловидности. За цвет и силуэт русские летчики романтично зовут Ту-160 "Белым лебедем". Неромантичные натовцы назвали его Blackjack (дубинка).

Вооружен "Лебедь" 12 крылатыми ракетами Х-55 в двух барабанных пусковых установках. Ракета летит со скоростью 920 километров в час на сверхмалой высоте, огибая рельеф местности, и доставляет за 2500 километров термоядерную боеголовку мощностью 100 килотонн, что гарантирует уничтожение цели. Также к Ту-160 могут подвешиваться ракеты Х-555 с более совершенной системой управления и, соответственно, большей точностью попадания - коэффициент возможного отклонения ракеты на дальности две тысячи километров составляет 20 метров.

Бомбардировщик несет и бомбы в качестве "оружия второй очереди" - добить уцелевшее после ракетного удара. Общий вес полезной нагрузки 45 тонн. Ту-160 способен пролететь без дозаправки 14 тысяч километров со скоростью 2230 километров в час. Большинство находящихся в эксплуатации самолетов имеют собственные имена в честь выдающихся летчиков и авиаконструкторов.

"Лебеди" периодически беспокоят ПВО стран НАТО, неожиданно появляясь у их границ в самых разных точках планеты. Неожиданность обусловлена тем, что при создании самолета почти полвека назад в конструкцию были заложены стелс-технологии.

Летающий танкер

Самолет-заправщик Ил-78 делает российскую авиацию по-настоящему дальней. В НАТО ему присвоили имя фригийского царя Мидаса, известного способностью превращать все, к чему он прикасался, в золото. Контакт с Ил-78 дает возможность самолетам дальней и фронтовой авиации без посадки преодолевать огромные расстояния. 30 июля 2010 года два Ту-95 пролетели порядка 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе и установили мировой рекорд.

На Ил-78 установлены три агрегата заправки: два под крыльями, третий в кормовой части фюзеляжа справа. Каждый перекачивает свыше двух тонн в минуту. В радиусе тысячи километров от аэродрома танкер способен передать 69 тонн топлива, заправляя одновременно один большой самолет типа Ту-95 либо два не очень больших бомбардировщика или истребителя.

Для этого Ил-78 выпускает 26 метров шланга с ажурным полуметровым конусом на конце. Пилот ведомого самолета должен уравнять скорости и попасть в конус штангой приемного устройства. Операция эта требует ювелирной точности и высокого мастерства обоих экипажей.

Бомбардировщики - это особые военные самолеты, основное предназначение которых состоит в поражении наземных, подземных, надводных и подводных целей с помощью бомб или ракет. В российских ВВС на сегодняшний день бомбардировочная авиация представлена стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС и Ту-160, дальним бомбардировщиком Ту-22М3 и фронтовыми бомбардировщиками Су-24 и Су-34, которые являются самолетами тактической авиации.

Стоит отметить, что в современной тактической авиации разница между тактическими (фронтовыми) бомбардировщиками, истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками сильно размыта. Многие боевые самолеты, предназначенные для нанесения ударов с воздуха, хотя и похожи на истребители, но обладают ограниченными возможностями для ведения воздушного боя. Очевидно, что те характеристики, которые позволяют самолетам эффективно наносить удары с небольших высот, мало подходят истребителю завоевания превосходства в воздухе. Одновременно с этим многие современные истребители, несмотря на то, что создавались для ведения маневренного воздушного боя, могут применяться и как бомбардировщики. На этом фоне основными отличиями бомбардировщиков продолжают оставаться их большая дальность действия и ограниченные возможности ведения воздушного боя.

На данный момент в ВВС многих развитых стран мира просто не осталось тактических бомбардировщиков, которые заменили многоцелевые истребители (истребители-бомбардировщики). К примеру, в США последний специализированный бомбардировщик Lockheed F-117 был снят с вооружения еще 22 апреля 2008 года. Бомбардировочные задачи в ВВС США на тактическом уровне возложены на истребители-бомбардировщики F-15E и F-16, а в ВМС на - F/A-18. На этом фоне Россия в настоящее время стоит особняком. На вооружении наших ВВС находятся два фронтовых бомбардировщика: Су-24 и Су-34. О них мы и поговорим чуть подробнее.

Фронтовой бомбардировщик Су-24

Официально разработка данного самолета была задана постановлением правительства от 24 августа 1965 года. В ОКБ Сухого данная тема получила рабочий шифр Т-6. В марте 1966 года состоялась защита эскизного проекта и макета будущего фронтового бомбардировщика, а рабочее проектирование было закончено в конце того же года. При этом изначально создавалось два варианта, один из них с крылом изменяемой стреловидности. Проработка этой модели началась в ОКБ Сухого в середине 1967 года. А рабочее проектирование Т-6 с крылом изменяемой стреловидности было проведено в 1968-1969 годах. Постройка первых двух опытных экземпляров бомбардировщика была закончена к осени 1969 года. 17 января 1970 года под управлением летчика-испытателя В. С. Ильюшина самолет впервые поднялся в небо. Государственные испытания фронтового бомбардировщика шли целых 4 года: с января 1970 по июль 1974 года. Такой срок испытаний объяснялся большой сложностью и новизной задач, которые пришлось решать военным совместно с работниками ОКБ Сухого в ходе отработки самолета.

Стоит отметить, что Т-6 стал первым в Советском Союзе ударным самолетом тактической авиации, который мог обеспечить всепогодное и круглосуточное применение. Его отличительной особенностью стало крыло изменяемой стреловидности, что обеспечивало машине приемлемые взлетно-посадочные характеристики, а также высокий уровень летно-технических характеристик на различных режимах полета. В конструктивно-технологическом плане важной особенностью нового бомбардировщика стало широкое использование в его конструкции длинномерных фрезерованных панелей. Также впервые в отечественной практике на двухместном самолете данного класса была использована схема расположения пилотов рядом друг с другом «плечом к плечу», а также новые унифицированные катапультные кресла типа К-36Д, которые обеспечивали спасение экипажа во всех диапазонах скоростей и высот полета бомбардировщика, включая эвакуацию во взлетно-посадочном режиме.

Постановлением советского правительства от 4 февраля 1975 года фронтовой бомбардировщик Т-6 был принят на вооружение под обозначением Су-24. Одновременно с этим были заданы работы по проведению дальнейшей модернизации машины для расширения ее боевых возможностей. Серийный выпуск Су-24 был развернут в 1971 году в кооперации двух авиастроительных заводов: Дальневосточного завода имени Ю. А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре) и Новосибирского завода имени В. П. Чкалова. В Комсомолське-на-Амуре занимались сборкой хвостовой части фюзеляжа бомбардировщика, оперения и консоли крыла, а в Новосибирске - головной и средней частей фюзеляжа вместе с центропланом и окончательной сборкой самолета. Главным конструктором машины в период с 1965 по 1985 год был Е. С. Фельснер, а с 1985 года работы по теме Су-24 в ОКБ Сухого возглавил Л. А. Логвинов.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 представляет собой двухдвигательный высокоплан, обладающий крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полета передние части крыла (консоли) могут быть выставлены в одно из четырех положений: 16° - при взлете и посадке, 35° - при крейсерском полете на дозвуковой скорости, 45° - при боевом маневрировании, 69° - при полете на околозвуковых или сверхзвуковых скоростях. Фюзеляж самолета полумонококовой конструкции, шасси убираемое трехстоечное, кабина двухместная (летчик и штурман), управление двойное.

Самолет использовался в боевых действиях ВВС СССР и ВВС России. В Афганской войне 1979-1989 годов фронтовые бомбардировщики применялись ограниченно. К боевой работе данные машины привлекались лишь во время проведения Панджшерской операции в 1984 году и прикрытия вывода советских войск из Афганистана в 1988-1989 годах. При этом данные самолеты никогда не базировались на территории Афганистана, совершая вылеты с советских авиабаз, расположенных в Средней Азии, боевых потерь среди этих самолетов не было. Наиболее интенсивно самолет использовался в рамках обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три фронтовых бомбардировщика Су-24, еще три машины сгорели на аэродроме при подготовке к боевому вылету. В августе 2008 года в ходе войны в Южной Осетии было потеряно еще два фронтовых бомбардировщика Су-24, при этом обе потери официально признаны не были, но подтверждаются самими летчиками. Первый самолет был сбит 9 августа 2008 года, летчик Игорь Зинов попал в плен (освобожден 19 августа), штурман Игорь Ржавитин погиб (Герой России посмертно). В 2012 году через четыре года после войны Владимир Богодухов подполковник ВВС России, получивший звание Героя России, в интервью изданию «Аргументы и факты» рассказал, что его Су-24 был сбит 11 августа 2008 года, а также упомянул о факте потери самолета Зинова.

Несмотря на свои плюсы, самолет Су-24 считался достаточно сложной в пилотировании машиной и обладал высоким уровнем аварийности. Только в процессе проведения летных испытаний было потеряно 14 самолетов Су-24 и Су-24М, погибло 13 летчиков-испытателей и штурманов. После принятия бомбардировщика на вооружение каждый год происходило до 5-6 аварий и катастроф с участием данного самолета. Выступая в Госдуме в 1998 году, заместитель главнокомандующего ВВС России Виктор Кот, назвал самолет Су-24 самым аварийным летательным аппаратом в ВВС страны.

Суммарный серийный выпуск фронтовых бомбардировщиков и самолетов разведчиков типа Су-24 составил порядка 1400 самолетов. В настоящее время самолет по-прежнему состоит на вооружении российских ВВС, а также Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Украины. Начиная с 1999 года, в ОКБ Сухого совместно с представителями российских ВВС осуществляется программа по модернизации строевых самолетов. На вооружении ВВС России по данным на 2012 год находилось 124 самолета Су-24. По мере поступления в строевые части новых фронтовых бомбардировщиков Су-34, Су-24 снимаются с вооружения и к 2020 году должны быть полностью выведены из состава ВВС России, с вооружения ВВС Белоруссии самолеты были сняты в феврале 2012 года.

Летно-технические характеристики Су-24:
Габаритные размеры: размах крыла изменяемой стреловидности - 17,64 м (10,37 м), площадь крыла 55,16 м2 (51 м2), длина - 24,53 м, высота - 6,19 м.
Взлетная масса: нормальная - 38 040 кг, максимальная - 43 755 кг.
Силовая установка - 2 ТРДДФ АЛ-21Ф-3А, тяга на форсаже 2х11200 кгс.
Максимальная скорость - 1600 км/ч (М=1,35М).
Практический потолок - 11 000 м.
Перегоночная дальность: 2775 км с 2хПТБ-3000.
Боевой радиус действия - 600 км.
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 6g.
Экипаж - 2 человека.
Вооружение: одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М (боезапас 500 патронов), боевая нагрузка 8000 кг (нормальная 3000 кг) на 8 узлах подвески.

Фронтовой бомбардировщик Су-34

Фронтовой бомбардировщик Су-34 должен составить основу ударной мощи российской фронтовой авиации, он в состоянии использовать всю имеющуюся номенклатуру высокоточного вооружения класса «воздух - поверхность». Данный самолет является достойной заменой круглосуточному фронтовому бомбардировщику Су-24М. В настоящее время разработка и серийный выпуск бомбардировщика Су-34 входит в число приоритетных программ для компании «Сухой», сообщает нам официальный сайт Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). С этим сегодня трудно не согласиться. Еще в августе 2008 года во время вооруженного конфликта в Южной Осетии российские ВВС использовали всего два таких самолета, а по состоянию на 29 мая 2015 года на вооружении находятся уже 69 таких машин. Только в воздушной части военного парада в Москве 9 мая 2015 года принимало участие 14 фронтовых бомбардировщиков Су-34, а всего их количество в ВВС России планируется довести до 150-200 единиц.

Работы по созданию самолета Т-10В были начаты в Советском Союзе 19 июня 1986 года. Первый полет прототип Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») - Т-10В-1 совершил 13 апреля 1990 года. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов А. А. Самолет Т-10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя Су-27. Машина создавалась для замены Су-24 и была предназначена в первую очередь для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе подвижных и малозаметных, как в тактической, так и в оперативной глубине обороны противника, в любое время суток и при любых погодных условиях.

Созданный отечественными конструкторами самолет предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, а также может поражать воздушные цели противника. Главным конструктором самолета является Роллан Матриросов. Свой первый полет прототип самолета Су-34 совершил еще 13 апреля 1990 года. Однако путь от первого полета до принятия машины на вооружение вышел очень долгим. Государственные испытания нового фронтового бомбардировщика закончились только в ноябре 2010 года. Решением правительства РФ от 20 марта 2014 года самолет был официально принят на вооружение российских ВВС. При этом серийно самолет производился с 2006 года. Его выпуском занимается Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова, который входит в состав холдинг «Сухой». Поставки самолета в войска осуществляются в рамках заключенных в 2008 (32 самолета) и 2012 году (92 самолета) с Минобороны контрактов. Начиная с 2015 года, планируется собирать по 18-20 данных самолетов в год. В 2014 году в России было изготовлено 18 таких фронтовых бомбардировщиков (по плану должно было быть 16).

По сравнению с истребителем Су-27 у бомбардировщика Су-34 почти без изменений была сохранена форма консольных частей крыла и хвостового оперения, но крыльевые наплавы фюзеляжа были продлены до носовой части фюзеляжа, имеющей эллипсовидное сечение. Носовая часть самолета была удлинена из-за установки туда антенны БРЛС. Носовой обтекатель фронтового бомбардировщика обладает сплющенной формой с развитыми боковыми наплывами и заостренными кромками. Внутри данного обтекателя размещена РЛС с малоразмерной антенной. Подфюзеляжных гребней самолет не имеет.

Кабина самолета стала двухместной, закрытой и герметичной. Была выполнена в виде сварной титановой бронекапсулы с толщиной стенок до 17 мм (впервые в мире на самолетах данного класса), остекление кабины также бронированное. При создании самолета конструкторы учли опыт применения боевой авиации на малых высотах. Кабина пилотов оснащена системой кондиционирования и отопления воздуха. Рабочие места членов экипажа размещены рядом «плечом к плечу», что существенно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие в полете. Слева расположено место летчика, справа - штурмана-оператора. Кабина выполнена комфортной и просторной. При совершении длительного полета есть возможность встать за креслами в полный рост или поспать в проходе между креслами. Имеется в наличии микроволновая печь для горячего питания экипажа и санузел. Вход в кабину производится через носовую нишу шасси при помощи откидного трапа.

По своим боевым возможностям Су-34 относится к самолетам поколения 4+. Наличие на фронтовом бомбардировщике системы активной безопасности наряду с использованием новейших компьютеров позволило создать дополнительные возможности для летчика и штурмана для осуществления прицельного бомбометания, маневрирования под огнем противника. Отличные аэродинамические характеристики, большая емкость внутренних топливных баков, наличие системы дозаправки в воздухе, высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели, а также возможность установки дополнительных топливных баков, наряду с реализованной на практике комфортной кабиной экипажа, обеспечивают возможность совершения беспосадочного полета бомбардировщика продолжительностью до 10 часов без потери работоспособности пилотов. Цифровое радиоэлектронное бортовое оборудование Су-34 было построено по принципу открытой архитектуры, что позволяет оперативно осуществлять замену компонентов и систем на вновь созданные.

Фронтовой бомбардировщик Су-34 отличают высокие маневренные и летно-технические характеристики, прицельные системы большого радиуса действия, современная бортовая система информационного обмена и связи с наземными пунктами управления, сухопутными войсками и надводными кораблями, а также самолетами. Самолет отличается тем, что может использовать все современные системы высокоэффективного управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» большой дальности с обеспечением многоканального применения. Помимо пассивной безопасности машина была оборудована высокоинтеллектуальной системой радиолокационного противодействия и обороны. Самолет отличается развитой системой боевой живучести, в том числе, на нем была установлена бронированная кабина экипажа. В настоящее время продолжаются плановые работы по наращиванию боевого потенциала Су-34 за счет включения в состав его вооружения новых авиационных средств поражения.

Самолет Су-34 успел принять участие в боевых действиях. В 2008 году два фронтовых бомбардировщика использовались во время войны в Южной Осетии. Машины применялись для прикрытия действий российской ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами ПВО Грузии. Для подавления радиоэлектронных средств (РЭС) противника самолеты Су-34 ставили помехи из боевых порядков. По наиболее опасным РЭС комплексов С-125 и «Бук» самолеты наносили удары противорадиолокационными ракетами. В ходе боевого применения в августе 2008 года они уничтожили ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М, расположенную возле села Шавшвеби под Гори.

Летно-технические характеристики Су-34:
Габаритные размеры: размах крыла - 14,7 м, площадь крыла 62 м2, длина - 22 м, высота - 5,93 м.
Взлетная масса: нормальная - 39 000 кг, максимальная - 44 360 кг.
Силовая установка - 2 ТРДДФ АЛ-31Ф, тяга на форсаже 2х13500 кгс.
Максимальная скорость - 1900 км/ч (М=1,6М).
Практическая дальность полета - 4500 км.
Практический потолок - 17 000 м.
Боевой радиус действия - 1100 км.
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 9g.
Экипаж - 2 человека (летчик и штурман-оператор).
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301 (боезапас 180 патронов), боевая нагрузка 8000 кг (нормальная 4000 кг) на 12 узлах подвески, КРЭП: комплекс радиоэлектронного противодействия Хибины (изделие Л-175В).

Источники информации:
http://www.uacrussia.ru
http://www.sukhoi.org
http://www.airwar.ru
http://tass.ru/armiya-i-opk/2051410
Материалы из открытых источников

Ту-160 (по кодификации НАТО: Blackjack) - российский, ранее - советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла. Разработан в ОКБ Туполева в 1980-х годах, на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находятся 16 самолётов Ту-160.

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, самым мощным и самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладает крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

История


Выбор концепции

В 1960-х годах Советский Союз вырвался вперёд в области создания стратегических ракетных вооружений, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Политика, проводимая Н. С. Хрущёвым, привела к тому, что к началу 1970-х СССР располагал мощной системой ракетно-ядерного сдерживания, но стратегическая авиация имела в своём распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4, уже неспособные преодолеть противовоздушную оборону (ПВО) стран НАТО.
Считается, что толчком для разработки нового советского бомбардировщика послужило решение США разработать в рамках проекта AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) новейший стратегический бомбардировщик - будущий B-1. В 1967 Совет Министров СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолётом.
К будущему самолёту предъявлялись следующие основные требования:

  • дальность полёта на скорости 3200-3500 км/ч на высоте 18000 метров - в пределах 11-13 тыс. км;
  • дальность полёта на дозвуковом режиме на высоте и у земли - 16-18 и 11-13 тысяч километров соответственно;
  • самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника - в сверхзвуковом
  • высотном полёте или на крейсерской скорости у земли;
  • суммарная масса боевой нагрузки - до 45 тонн.

    Проекты

    К работам по новому бомбардировщику приступили ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Туполева ввиду большой загруженности привлечено не было.
    К началу 70-х оба ОКБ подготовили свои проекты - четырёхдвигательный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла. В то же время, несмотря на некоторое сходство, они использовали разные схемы.
    ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС («изделие 200»), сохранявшем определённую преемственность с предыдущей разработкой - Т-4 («изделие 100»). Было проработано множество вариантов компоновок, но в итоге конструкторы остановились на интегральной схеме типа «летающее крыло» с поворотными консолями сравнительно малой площади.
    ОКБ Мясищева также после проведения многочисленных исследований пришло к варианту с изменяемой стреловидностью крыла. В проекте М-18 использовалась традиционная аэродинамическая схема. Прорабатывался также проект М-20 построенный по аэродинамической схеме «утка».
    После того как в 1969 году ВВС представила новые тактико-технические требования к перспективному многорежимному стратегическому самолёту, к разработке также приступило ОКБ Туполева. Здесь имелся богатый опыт решения проблем сверхзвукового полёта, полученный в процессе разработки и производства первого в мире пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144, в том числе опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях сверхзвукового полёта, разработки теплозащиты планера самолёта и т. д.
    Туполевцы первоначально отклонили вариант с изменяющейся стреловидностью, поскольку вес механизмов поворота консолей крыла полностью устранял все преимущества такой схемы, и взяли за основу гражданский сверхзвуковой самолёт Ту-144.
    В 1972 году после рассмотрения трёх проектов («изделие 200» ОКБ Сухого, М-18 ОКБ Мясищева и «изделие 70» ОКБ Туполева) лучшей была признана схема ОКБ Сухого, но, поскольку оно было занято разработкой Су-27, все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева.
    Но в ОКБ отклонили предложенную документацию и снова взялись за проектирование самолёта, на этот раз в варианте с изменяемой стреловидностью крыла, варианты компоновки с фиксированным крылом больше не рассматривались.

    Испытания и производство

    Первый полёт прототипа (под обозначением «70-01») состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Полёт выполнял экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Второй экземпляр самолёта (изделие «70-02») использовался для статических испытаний и не летал. Позднее к испытаниям присоединился второй лётный самолёт под обозначением «70-03». Самолёты «70-01», «70-02» и «70-03» производились на ММЗ «Опыт».
    В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. Первая серийная машина (№ 1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984 года, вторая серийная (№ 1-02) - 16 марта 1985 года, третья (№ 2-01) - 25 декабря 1985 года, четвёртая (№ 2-02) - 15 августа 1986 года.

    В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолёта B-2. К этому времени было выпущено 35 самолётов. К 1994 году КАПО передало ВВС России шесть бомбардировщиков Ту-160. Они были дислоцированы на аэродроме Энгельс в Саратовской области.
    В мае 2000 новый Ту-160 (б/н «07» «Александр Молодчий») вошёл в боевой состав ВВС.
    12 апреля 2006 было объявлено о завершении государственных испытаний модернизированных двигателей НК-32 для Ту-160. Новые двигатели отличаются значительно возросшим ресурсом и повышенной надёжностью.
    28 декабря 2007 г. в Казани осуществлён первый полёт на новом серийном самолёте Ту-160.
    22 апреля 2008 г. главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин сообщил журналистам о том, что ещё один стратегический бомбардировщик Ту-160 поступит в апреле 2008 года на вооружение ВВС РФ.

    29 апреля 2008 г. в Казани состоялась церемония передачи нового самолёта на вооружение Военно-воздушных сил Российской Федерации. Новый самолёт получил имя «Виталий Копылов» (в честь бывшего директора КАПО Виталия Копылова) и включён в состав 121-го Гвардейского авиационного Севастопольского Краснознамённого тяжёлого бомбардировочного полка, базирующегося в Энгельсе. Планировалось, что в 2008 году будут модернизированы три строевых Ту-160.

    Эксплуатация

    Первые два самолёта Ту-160 (№ 1-01 и № 1-02) поступили в 184-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк в Прилуках (УССР) в апреле 1987 года. При этом самолёты передавались в строевую часть до завершения госиспытаний, что было обусловлено опережающими темпами постановки на вооружение американских бомбардировщиков B-1.
    К 1991 году в Прилуки поступили 19 самолётов, из которых были сформированы две эскадрильи. После распада Советского Союза все они остались на территории независимой Украины.
    В 1992 году Россия в одностороннем порядке прекратила полёты своей стратегической авиации в удалённые регионы.
    В 1998 году Украина приступила к уничтожению принадлежавших ей стратегических бомбардировщиков на выделенные США средства по программе Нанна-Лугара.

    В 1999-2000 гг. была достигнута договорённость, по которой Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 взамен на списание части долга по закупкам газа. Оставшиеся на Украине Ту-160 были уничтожены, кроме одной машины, которая приведена в небоеспособное состояние и находится в полтавском музее дальней авиации.
    К началу 2001 года в соответствии с Договором ОСВ-2 Россия имела в боевом строю 15 самолётов Ту-160, из которых 6 ракетоносцев были официально вооружены стратегическими крылатыми ракетами.
    В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию всех 15 самолётов Ту-160.
    18 сентября 2003 года при выполнении испытательного полёта после ремонта двигателя произошла катастрофа, самолёт с бортовым номером «01» разбился в Советском районе Саратовской области при заходе на посадку. Ту-160 упал на безлюдное место в 40 км от аэродрома базирования. На борту машины находились четверо членов экипажа: командир Юрий Дейнеко, второй пилот Олег Федусенко, а также Григорий Колчин и Сергей Сухоруков. Все они погибли.
    22 апреля 2006 главнокомандующий дальней авиацией ВВС России генерал-лейтенант Хворов сообщил, что в ходе учений группа модернизированных самолётов Ту-160 проникла в воздушное пространство США и осталась незамеченной.
    5 июля 2006 на вооружение ВВС России был принят модернизированный Ту-160, который стал 15 самолётом данного типа (б/н «19» «Валентин Близнюк»). Переданный в боевой состав Ту-160 был построен в 1986, принадлежал ОКБ Туполева и использовался для проведения испытаний.

    По состоянию на начало 2007 в боевом составе АСЯС, согласно данным Меморандума о взаимопонимании находилось 14 стратегических бомбардировщиков Ту-160 (один бомбардировщик не заявлен в данных СНВ (б/н «19» «Валентин Близнюк»)).
    17 августа 2007 Россия возобновила полёты стратегической авиации в удалённых регионах на постоянной основе.
    В июле 2008 года появились сообщения о возможном размещении на аэродромах Кубы, Венесуэлы и Алжира топливозаправщиков Ил-78, а также о возможном использовании аэродромов в качестве резервных для Ту-160 и Ту-95МС.
    10 сентября 2008 года два бомбардировщика Ту-160 («Александр Молодчий» с б/н 07 и «Василий Сенько» с б/н 11) совершили перелёт с места базирования в Энгельсе на аэродром Либертадор в Венесуэле, используя в качестве аэродрома подскока аэродром Оленегорск в Мурманской области. На части пути по территории России бомбардировщики-ракетоносцы сопровождались (в целях прикрытия) истребителями Су-27 Санкт-Петербургского объединения ВВС и ПВО, во время полёта над Норвежским морем российские бомбардировщики перехватили два истребителя F-16 ВВС Норвегии, близ Исландии - два истребителя F-15 ВВС США. Полёт от места промежуточной посадки в Оленегорске до Венесуэлы занял 13 часов. На борту самолётов нет ядерного оружия, но имеются учебные ракеты, с помощью которых отрабатывается боевое применение. Это первый в истории Российской Федерации случай использования самолётами Дальней авиации аэродрома, расположенного на территории иностранного государства. В Венесуэле самолёты совершили учебно-тренировочные полёты над нейтральными водами в акваториях Атлантического океана и Карибского моря. 18 сентября 2008 года в 10:00 по московскому времени (UTC+4) оба самолёта вылетели с аэродрома Майкетия в Каракасе, а над Норвежским морем впервые за последние годы совершили ночную дозаправку в воздухе от заправщика Ил-78. В 01:16 (по московскому времени) 19 сентября совершили посадку на базовом аэродроме в Энгельсе, установив рекорд длительности полёта на Ту-160.

    10 июня 2010 года - Рекорд полета на максимальную дальность установили два стратегических бомбардировщика Ту-160, сообщил в четверг «Интерфаксу-АВН» официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Владимир Дрик. Продолжительность полета ракетоносцев превысила прошлогодний показатель на два часа, составив 24 часа 24 минуты, при этом дальность полета составила 18 тыс. километров. Максимальный объём топлива при дозаправке составил 50 т, тогда как ранее - 43 т.

    Планы модернизации


    По словам командующего дальней авиацией России Игоря Хворова, модернизированные самолёты смогут помимо крылатых ракет поражать цели с помощью авиабомб, получат возможность использовать связь через космические спутники и будут обладать улучшенными характеристиками прицельного ведения огня.

    Вооружение


    В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении.

    Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ револьверного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты ракет имеют радиолокационную систему самонаведения.
    Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырёх пусковых установках).

    Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие «второй очереди», предназначенное для поражения целей, сохранившихся после первого, ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в отсеках вооружения и может включать корректируемые бомбы различных типов, в том числе одни из самых мощных отечественных боеприпасов этого класса - бомб серии КАБ-1500 массой 1500 кг
    Самолёт может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.
    В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счёт введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

    Модификации

  • Ту-160В (Ту-161) - проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде. Также от базовой модели отличался, размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом.
  • Ту-160 НК-74 - с более экономичными двигателями НК-74 (увеличенной дальностью полёта).
  • Ту-160М - носитель гиперзвуковых крылатых ракет Х-90 , удлинённый вариант. Дальность ракет - до 3000 км, 2 ЯБЧ, с удалённостью между целями в 100 км. Работа над ракетой была приостановлена в 1992, возобновлена в начале 2000-х. Первое испытание комплекса Ту-160М и Х-90 было проведено в феврале 2004 года, принятие на вооружение планировалось в 2010 году.
  • Ту-160П - проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса «воздух - воздух» большой и средней дальности действия.
  • Ту-160ПП - самолёт радиоэлектронной борьбы, был доведён до этапа изготовления натурного макета, и полностью определён состав оборудования.
  • Ту-160К - эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Разработка началась в 1983, выпущен КБ «Южное» в декабре 1984 года. Предполагалось размещение 2 двухступенчатых баллистических ракет (1 ступень - твердотопливная, 2-я - жидкостная), массой 24,4 т на самолёте-носителе. Общая дальность комплекса предполагалась более 10 000 км. Боевая часть: 6 РГЧ ИН или моноблочная ГЧ с комплексом средств для преодоления ПРО. КВО - 600 м. Разработки были прекращены в середине 80-х годов.
  • Ту-160СК - самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной трёхступенчатой системы «Бурлак» массой 20 т. Предполагалось, что масса полезного груза, выводимого на орбиту, может достигать от 600 до 1100 кг, а стоимость доставки будет в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъёмности ракет с наземным стартом. Пуск ракеты должен был выполняться на высотах от 9 до 14 км при скорости полёта носителя 850-1600 км/час. По своим характеристикам комплекс «Бурлак» должен был превосходить американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на базе самолёта-носителя Boeing B-52 и ракеты-носителя «Pegasus». Основное назначение - восполнение группировки спутников в условиях массового уничтожения космодромов. Разработка комплекса началась в 1991, ввод в эксплуатацию планировался в 1998-2000 годах. В состав комплекса должен был входить командно-измерительный пункт на базе Ил-76СК и комплекс наземного обслуживания. Дальность полёта самолёта-носителя в зону пуска РКН составляет 5000 км. 19 января 2000 г. в Самаре ГНПКРЦ «ЦСКБ-Прогресс» и Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» подписали соглашение о сотрудничестве по созданию авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРККН) «Воздушный старт».

    Тактико-технические характеристики


    Технические характеристики
  • Экипаж: 4 человека
  • Длина: 54,1 м
  • Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м
  • Высота: 13,1 м
  • Площадь крыла: 232 м²
  • Масса пустого: 110000 кг
  • Нормальная взлётная масса: 267600 кг
  • Максимальная взлетная масса: 275000 кг
  • Двигатели: 4 × ТРДДФ НК-32

    Лётные характеристики

  • Предельная скорость на высоте: 2230 км/ч
  • Крейсерская скорость: 917 км/ч (0,77 М)
  • Максимальная дальность без дозаправки: 13950 км
  • Практическая дальность без дозаправки: 12300 км
  • Боевой радиус: 6000 км
  • Продолжительность полёта: 25 ч
  • Практический потолок: 15000 м
  • Скороподъёмность: 4400 м/мин
  • Длина разбега/пробега: 900-2000 м

    Современная ситуация


    В составе ВВС России в настоящее время находятся 16 самолётов Ту-160.
    В феврале 2004 сообщалось, что планируется постройка трёх новых самолётов, самолёты находятся на стапелях завода, сроки поставки в ВВС не определены.
  • Эта авиабаза находится около города Энгельс в Саратовской области. Она является домом для российских стратегических бомбардировщиков. В настоящий момент только Россия и США обладают этими типами самолётов, способными действовать на огромных расстояниях и применять ядерное оружие.
    Стратегический ракетоносец - Ту-95МС. Ту-95 (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear - «Медведь») - советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов, ставший одним из символов холодной войны.
    12 ноября 1952 года прототип 95-1 отправился в воздух. Впереди был трудный испытательный путь в небо. Увы, при выполнении 17-го испытательного полета прототип разбился и из 11 человек на борту погибло 4. Но это не остановило испытания, и вскоре самолет был принят на вооружение.
    Ту-95МС - носитель крылатых ракет Х-55 с ядерной боевой частью. Он создан на основе Ту-142МК - дальнего противолодочного самолета.
    В продолжение традиций, начатых в отечественной авиации в конце 20-х - начале 30-х годов XX века, некоторым самолётам присваиваются собственные имена. Ту-160 называют в честь Героев Советского Союза и людей, непосредственно связанных с Дальней авиацией, Ту-95МС - в честь городов.
    Но самое интересное - полеты.
    Стоять на кромке ВПП и смотреть, как мимо тебя взлетают и садятся Ту-95 и Ту-160, можно было бесконечно.
    От гула и вибрации винтов пробирает. Чувствуется какой-то детский восторг от происходящего. Увы, фотография этого передать не может. 30 июля 2010 года был установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолётов такого класса, при этом за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.
    Внезапно прилетел Ми-26Т. При нанесении номеров произошла путаница, и с регистрацией RF-93132 несколько месяцев летал другой Ми-26Т с бортовым номером 99.
    Едем к стоянкам самолетов. Около 95-го стоит АПА-100 - аэродромный передвижной электроагрегат.
    Дальше забираемся в кабину "Медведя". Я сразу фотографирую рабочее место, которое находится около входа и которое напичкано всяким интересным оборудованием. Следом залезает сопровождающий и укоризненно смотрит на меня: «Александр, ну что такое? Вот почему ты сразу снимаешь именно то, что нельзя снимать». Удаляю кадры и узнаю, что снимать можно все что угодно, кроме того самого рабочего места. На фотографии - пульт бортинженера.
    Приборная доска КВС.
    Вообще, конечно, внутреннее убранство по-военному сурово. Впрочем, отечественные КБ никогда не заморачивались над эргономикой кабины. А этот странный пол между креслами - резиновое полотно с деревянными рейками. Вы не поверите, но это - средство аварийного покидания самолета.
    Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах.
    В составе ВВС России находятся 16 самолётов Ту-160.
    Ил-78М рулит на взлет. В кресле КВС - командир авиационной базы, полковник Дмитрий Леонидович Костюнин.
    Этот заправщик может отдать 105.7 тонн топлива в полете.
    Ту-160 является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладающим крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».
    "Медведи" рулят на взлет - начались полеты.
    В программе - полеты по маршруту и заправка от танкера. Учебная заправка бывает сухая и мокрая. При первой экипаж только стыкуется с заправщиком, а при второй - передается пару тонн топлива. За учебный полет может осуществиться несколько подходов.
    От гула НК-12 пробирает до селезенки. Говорят, что американские подводники, находясь на глубине, слышат, как над ними пролетает "Медведь".
    Наконец-то! Взлетает Ту-160. Ах, какой красавец.
    В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающего несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении. Максимальный взлетный вес - 275 тонн.
    Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ револьверного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты ракет имеют радиолокационную систему самонаведения.
    Посадка. Очень красивый самолет...
    Техники встречают экипаж после полета.
    Осмотр двигателей НК-32 после полета. Оцените его диаметр. Этот двигатель является одним из самых крупных и мощных авиационных двигателей в мире. Тяга - 14000 кгс, на форсаже - 25000.
    Подготовка к вылету.
    Самолет заправляют и готовят к следующему вылету.
    Возвратился заправщик.
    Медведи возвращаются в берлогу.
    Двигатель НК-12, установленный на Ту-95, до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. К слову сказать, никто и не пытается создать мощнее. Просто не надо.
    Сейчас полеты выполняются 2-3 раза в неделю, в отличие от унылых 90-х годов, когда летали по большим праздникам.
    Авиабаза «Энгельс».
    В этот раз отрабатывалась заправка Ту-160 и Ту-95МС от заправщика Ил-78. А некоторые борта ушли на длительный полет над территорией России.

    Начались ночные полеты. Тренировки не прекращаются!

    Ту-160 в небе над Энгельсом.
    Ракетоносцы Ту-95МС над Красной̆ площадью 9 мая 2010 года.