Меню
Бесплатно
Главная  /  Регистрация  /  Какая налоговая отчетность в отношении трансфертного ценообразования. Понятия, цели и модели трансфертного ценообразования

Какая налоговая отчетность в отношении трансфертного ценообразования. Понятия, цели и модели трансфертного ценообразования

Развитие и рост вертикально интегрированных структур в виде мировых транснациональных корпораций, холдингов, объединений привели к появлению различного рода ценовых сделок, в том числе внутри самих структур. Правовые аспекты налогового контроля при применении трансфертных цен для транснациональных компаний и налоговых органов отражены в специальных рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В статье предлагаем рассмотреть вопросы трансфертного ценообразования, определения взаимозависимых лиц, а также виды контролируемых сделок, методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Трансфертное ценообразование: основные положения

Трансфертное ценообразование (англ. Funds transfer pricing) - реализация товаров и услуг членам своей организации по внутрифирменным ценам, отличным от рыночных.

Применение корпорацией трансфертных цен является объективным процессом осуществления коммерческой деятельности. Оно позволяет минимизировать налоговые обязательства, что порой негативно сказывается на доходах бюджета.

Трансфертное ценообразование в мировой практике представляет собой установленные налоговым законодательством правила, требующие, чтобы уровень цен, применяемых по сделкам между связанными сторонами, соответствовал уровню рыночных цен. В свою очередь, трансфертная цена представляет собой цену на товары (услуги), отличающуюся от объективно сформированной рыночной цены при совершении сделок между участниками единой группы компаний (холдинга). При этом трансфертные цены применяются не только в целях оптимизации налогообложения, но и в качестве инструмента по управлению финансовыми ресурсами корпорации в целом.

В международной практике при осуществлении контроля за трансфертным ценообразованием действует принцип «вытянутой руки», в соответствии с которым ценой сделки признается рыночная цена (или диапазон цен), сложившаяся между независимыми компаниями на рынке сопоставимых (однородных, идентичных) товаров (работ, услуг) между сопоставимыми компаниями в одинаковых экономических условиях. Принцип «вытянутой руки» применяется как при сопоставлении цены сделок между независимыми компаниями, так при сравнении уровня рентабельности компаний, осуществляющих такие сделки.

В Российской Федерации на основе рекомендаций ОЭСР был принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее - Федеральный закон № 227-ФЗ).

Взаимозависимые лица

Обратите внимание! С 2012 г. действует раздел V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» НК РФ, который содержит основные положения, касающиеся: определения круга взаимозависимых лиц, видов контролируемых сделок и порядка информирования налоговых органов о характере таких сделок, методов, используемых при определении для целей налогообложения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица. Указанным разделом НК РФ также введен новый вид налоговых проверок по сделкам между взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются лица, которые могут оказывать влияние на условия или результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц. Налоговым законодательством установлен закрытый перечень определения доли прямого или косвенного участия одной компании в другой или физического лица в организации при различных обстоятельствах.

Например, взаимозависимыми лицами признаются: организации, если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля участия превышает 25 %; физическое лицо и организация, если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия превышает 25 %; компании, большая часть руководства которых была назначена одними и теми же лицами.

Для налогоплательщиков установлены три основания для признания лиц взаимозависимыми: согласно действующему законодательству, по решению суда либо в случае принятия самостоятельного решения самим налогоплательщиком.

Федеральным законом № 227-ФЗ установлен новый порядок налогового контроля соответствия цен сделки рыночным. Он относится к налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при условии осуществления сделок между взаимозависимыми лицами.

Цена сделки между хозяйствующими субъектами признается рыночной, если со стороны ФНС России не доказано обратное посредством налогового контроля либо сам налогоплательщик не произвел самостоятельную корректировку налоговой базы. Цены признаются также рыночными в случаях:

  • регулирования их со стороны государства;
  • сложившихся по результатам биржевых торгов;
  • определенных оценщиком стоимости объекта;
  • предусмотренных соглашением о ценообразовании.

Цены признаются также рыночными между не взаимозависимыми лицами при получении доходов (прибыли, выручки) сторонами таких сделок.

При определении доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, ФНС России производит сопоставление таких сделок или совокупности их (анализируемая сделка) с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (сопоставимые сделки).

Сопоставимые сделки - это сделки, совершаемые в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой. Если соответствующие условия сопоставляемых сделок отличаются от условий анализируемой сделки, такие условия можно признать сопоставимыми, когда различия между ними не оказывают существенного влияния на их результаты или же различия могут быть учтены при применении соответствующих корректировок. В данном случае речь идет о корректировках к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки для целей налогообложения.

Для проверки сопоставимости цен сделки рыночному уровню используются общедоступные источники информации, в частности данные статистики, информационно-ценовых агентств, бухгалтерской и статистической отчетности организаций, в том числе опубликованные в российских или иностранных изданиях, а также на их официальных сайтах.

Важно! Контроль за ценообразованием выведен за рамки полномочий территориальных налоговых органов. Теперь он возложен на ФНС России, а именно на Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества.

При осуществлении контроля за ценообразованием ФНС России использует:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Первые три метода являются традиционными (они и ранее применялись), к ним добавились два последующих метода. Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Допускается использование комбинации двух и более методов. Все они предполагают глубокий экономический анализ всех факторов, влияющих на финансовые результаты сделки.

В этой связи необходимо остановиться на показателях рентабельности, используемых при определении цен для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках между взаимозависимыми лицами. К таким показателям относятся:

  • валовая рентабельность;
  • рентабельность продаж;
  • рентабельность затрат;
  • рентабельность коммерческих и управленческих расходов;
  • рентабельность активов.

Указанные показатели рентабельности определяются на основании данных бухгалтерской отчетности. При этом расчет производится по результатам не менее четырех сопоставимых сделок, в том числе совершенных налогоплательщиком с не взаимозависимыми лицами по отношению к нему, или на основании данных бухгалтерской отчетности не менее четырех сопоставимых организаций.

При отсутствии такой информации интервал рентабельности может быть рассчитан на основании данных о меньшем количестве сопоставимых сделок или бухгалтерской отчетности меньшего количества организаций.

Выбор организаций осуществляется с учетом их отраслевой специфики и соответствующих видов деятельности в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях относительно анализируемой сделки.

Обратите внимание! Независимо от применяемого метода при определении доходов (прибыли, выручки) при осуществлении сделок между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения необходимо рассчитать минимальное и максимальное значение интервала рентабельности.

Прежде чем рассчитать минимальное и максимальное значение интервала рентабельности, необходимо осуществить выборку. С этой целью упорядочивается совокупное значение рентабельности. Каждому значению рентабельности, начиная с минимального, присваивается порядковый номер. Если выборка содержит два и более одинаковых значения рентабельности, то в нее включаются все такие значения. При этом не учитывается рентабельность анализируемой сделки.

Алгоритмы определения минимального и максимального значений рентабельности представлены на рис. 1, 2.

Частное от деления на четыре числа значений рентабельности в выборке

является целым числом

не является целым числом

минимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значение рентабельности, порядковый номер которого равен этому целому числу, а значение рентабельности принимается по возрастанию в виде порядкового номера в этой выборке

минимальным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, порядковый номер которого в
выборке равен целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу

Рис. 1. Алгоритм определения минимального значения рентабельности

Произведение 0,75 и числа значений рентабельности в выборке

является целым числом

не является целым числом

максимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значение рентабельности, порядковый номер в выборке которого равен этому целому числу, а значение рентабельности имеет следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке

максимальное значение интервала рентабельности - это значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу

Рис. 2. Алгоритм определения максимального значения рентабельности


При расчете интервала рентабельности используется информация на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена контролируемая сделка. Можно воспользоваться также данными бухгалтерской отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующих календарному году, в котором была совершена сделка. Кроме того, такой информацией может служить информация налогоплательщика о совершенных им сделках с не взаимозависимыми лицами.

На конкретном примере покажем расчет интервала рентабельности, при котором уровень цен, применяемых в сделках, признается рыночным.

Пример

Налоговый орган с целью проверки соответствия цен по сделке между взаимозависимыми организациями использовал информацию об аналогичных сделках, совершенных четырьмя сопоставимыми организациями со своими независимыми партнерами. С целью выборки уровень рентабельности по восьми сделкам упорядочим по возрастающей (табл. 1).

Таблица 1. Распределение уровня рентабельности по сделкам между взаимозависимыми лицами

№ совершенной сделки

Уровень рентабельности, %

11,5

12,1

13,2

13,8

14,2

14,6

15,0

15,2

Используя соответствующие алгоритмы, рассчитаем:

  • минимальное значение рентабельности:

1) находим частное от деления на четыре числа значений в выборке: 8 / 4 = 2;

2) поскольку получилось целое число, то минимальное значение рентабельности - это среднее арифметическое число значения рентабельности. Из выборки берется порядковый номер, равный этому числу, и значение рентабельности, имеющее следующий по возрастанию порядковый номер в выборке - 13,2 %;

3) минимальное значение рентабельности составит: ((12,1 + 13,2) / 2) = 12,15 %;

  • максимальное значение рентабельности:

1) находим произведение 0,75 и числа значения рентабельности в выборке: 8 × 0,75 = 6;

2) поскольку произведение равно целому числу, то максимальное значение интервала рентабельности - это среднее арифметическое значение рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу (14,6 %), и следующее значение рентабельности по возрастанию (15 %);

3) максимальное значение рентабельности составит: ((14,6 + 15) / 2) = 14,8 %.

Таким образом, интервал рентабельности, при котором уровень применяемых цен в сделках считается рыночным, - от 12,15 % до 14,8 %.

Необходимо отметить, что интервал рентабельности применяется во всех методах, используемых для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках взаимозависимых лиц.

Контролируемые сделки

Контролируемые сделки - это сделки, цены которых могут быть проверены налоговыми органами. Контролируемые сделки для целей налогового контроля учитываются с 2012 г.

По заявлению ФНС России суд может признать сделку контролируемой, даже если она не соответствует рассмотренным в табл. 2 условиям. Однако для этого должны быть достаточные основания (сделка входит в группу однородных сделок с целью сокрытия контролируемой сделки).

Таблица 2. Контролируемые сделки и условия их применения

Сделки, признаваемые контролируемыми

Условия для признания сделки контролируемой

Сумма доходов по сделкам

за соответствующий календарный год

Совокупность сделок при реализации (перепродаже) товаров (выполнении работ, оказании услуг) с участием лиц - посредников, не являющихся взаимозависимыми

Третьи лица - посредники:

а) не выполняют в совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации по реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

б) не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом

Без ограничения по сумме

Без ограничения по сумме

Сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ

При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) сумма доходов по сделкам за календарный год превышает определенный размер;

б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого с учетом процентной налоговой ставки, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое (признаваемое объектом налогообложения);

в) одна из сторон сделки - плательщик единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) или единого налога на вмененный доход (ЕНВД), а другая сторона - не плательщик этих налогов. Сделки признаются контролируемыми с 2014 г.;

г) одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль организаций или же применяет ставку налога в размере 0 %. Другая сторона сделки - плательщик налога на прибыль организаций, не применяющая ставку налога в размере 0 %;

д) одна из сторон сделки - резидент особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает льготы по налогу на прибыль организаций. Другая сторона сделки не является резидентом такой зоны. Сделки признаются контролируемыми с 2014 г.

Более 1 млрд руб. за 2012 г., более 2 млрд руб. за 2013 г., более 3 млрд руб. за 2014 г.

Более 60 млн руб.

Более 100 млн руб.

Более 60 млн руб.

Более 60 млн руб.

Сделки, совершаемые в области внешней торговли

Сделки, совершаемые с биржевыми товарами (нефть, драгоценные металлы, черные и цветные металлы, минеральные удобрения). Вид каждого товара должен соответствовать Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (коды ТН ВЭД)

Более 60 млн руб.

Специальные виды сделок

Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации либо местом налогового резидентства которого является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ

Более 60 млн руб.


Тем не менее существуют исключения, когда сделки даже при соблюдении рассмотренных в табл. 2 условий не признаются контролируемыми. Сюда следует отнести:

1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;

2) сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • у сторон сделки нет обособленных подразделений в других регионах, а также за пределами РФ;
  • стороны сделки не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • стороны сделки не имеют убытков, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;
  • отсутствуют обстоятельства для признания сделок контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ.

Налогоплательщики обязаны уведомить контролирующие органы о совершенных ими контролируемых сделках в календарном году, если сумма доходов по всем таким сделкам с одним лицом (несколькими лицами - сторонами сделки) в 2012 г. превысила 100 млн руб., в 2013 г. - 80 млн руб.

Подача уведомления производится не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом. Если уведомление представлено несвоевременно и в нем указаны недостоверные сведения, то налогоплательщику придется заплатить штраф в размере 5000 руб.

Для участников контролируемых сделок с 2012 г. введен новый вид налоговых проверок - проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Обратите внимание! Проводить проверку соответствия цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки налоговым органам нельзя.

Основанием для проведения проверки соответствия цен являются:

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение территориальной инспекции, которая в ходе проверки выявила факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки ФНС России на основании повторной выездной налоговой проверки, проводимой в целях контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Проверка правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных налоговых проверок за этот же период.

Если по результатам проверки одному из участников сделки доначислен налог, то другой участник сделки сможет скорректировать свою налоговую базу. Например, если в результате проверки у одной стороны сделки были повышены доходы исходя их рыночных цен, то другая сторона имеет право увеличить свои расходы. Такая корректировка называется симметричной .

Симметричную корректировку можно произвести только после того, как налогоплательщик выполнит решение ФНС России о доначислении налога. При этом необходимо получить уведомление со стороны ФНС России о возможности симметричной корректировки.

Симметричная корректировка налоговой базы может быть произведена за налоговый период:

  • организациями - при представлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период (по НДС и НДПИ подаются аналогичные уточненные декларации за соответствующий налоговый период);
  • физическими лицами - при предоставлении налоговой декларации по НДФЛ.

Если налогоплательщик по результатам проведения симметричной корректировки получит право на возврат суммы налога, то применяются правила зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) налогов в соответствии с действующим законодательством.

Необходимо отметить, что налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган для проведения симметричной корректировки по налогам. Контролирующий орган обязан рассмотреть такое заявление и в течение 15 дней вынести одно из следующих решений:

  • выдать уведомление о возможности применения симметричных корректировок;
  • отказать в выдаче уведомления в связи с несоблюдением порядка подачи заявления или неподтверждением информации;
  • проинформировать налогоплательщика о приостановлении сроков для выдачи уведомления в случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки.

Важной для налогоплательщиков новацией является возможность заключения с ФНС России соглашений о ценообразовании, которые регулируют порядок определения цен и применения методов ценообразования в контролируемых сделках. Но прежде чем ФНС России рассмотрит заявление о заключении соглашения о ценообразовании, налогоплательщик должен заплатить госпошлину в размере 1,5 млн руб. Безусловно, такие соглашения смогут заключать только крупные компании.

Налоговая проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится должностными лицами ФНС России на основании вынесенного решения. Срок проведения проверки - не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения о контролируемых сделках. Федеральным законом № 227-ФЗ предусмотрен поэтапный переход в отношении установления срока проведения проверки. Так, по контролируемым сделкам, доходы и расходы по которым были произведены в 2012 г., срок вынесения решения - не позднее 31.12.2013.

В рамках проверки налогоплательщика налоговые органы вправе проверить операции, совершенные за период, не превышающий трех календарных лет, не считая года, в котором вынесено решение о проведении проверки. Вопросы налоговых проверок со стороны ФНС России обобщены в табл. 3.

Таблица 3. Порядок проведения налоговой проверки при совершении сделок между взаимозависимыми лицами

Показатель проверки

Порядок проведения налоговой проверки

Цель проведения проверки

Соответствие цены сделки рыночной

Основание для проведения проверки

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки

Период проверки

Не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения

Срок проведения проверки

Исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении проверки

Период проведения проверки

  • не более шести месяцев;
  • в исключительных случаях продлевается до 12 месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти;
  • в отдельных случаях при получении информации от иностранных государственных органов проведения экспертиз или перевода на русский язык документов срок продлевается на 6 месяцев

Период совершения контролируемых сделок для целей налогового контроля

Не превышает трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки

Методы определения цен рыночным в целях налоговой проверки

  • Метод сопоставимых рыночных цен.
  • Метод цены последующей реализации.
  • Затратный метод.
  • Метод сопоставимой рентабельности.
  • Метод распределения прибыли

Составление акта проверки

При условии выявления отклонении цен от рыночных, повлекших занижение налогов. В течение 20 дней налогоплательщик вправе представить возражение на акт проверки

По требованию ФНС России налогоплательщик обязан представить соответствующую информацию (документацию) относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок). Под документацией понимается совокупность документов или единый документ. В случае если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством, налогоплательщик вправе предоставить соответствующую информацию в произвольной форме. В частности, необходимо сообщить следующие сведения о характере контролируемой сделки :

  • вид деятельности налогоплательщика или лиц, связанных с контролируемой сделкой (перечень участвующих лиц с указанием государств и территорий, описание и условия сделки, выбранная методика ценообразования и т. д.);
  • сведения об используемых методах рентабельности (обоснование причин выбора и способа того или иного метода, расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности), размер полученных доходов (прибыли) или произведенных расходов (полученных убытков), сведения об экономической выгоде сделки и т. д.). Если за текущий налоговый период произведена корректировка налоговой базы и соответствующих сумм налога, следует указать и эту информацию.

Важно! Налогоплательщики обязаны предоставить документацию при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.

ФНС России в письме от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@ «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля» рекомендованы основные этапы подготовки документации по контролируемой сделке (группам однородных сделок), основными из которых являются:

  • идентификация и проведение анализа контролируемых сделок (отслеживание уровня получаемых доходов нарастающим итогом по контролируемым сделкам в течение календарного года);
  • планирование и определение предполагаемого объема документации, времени на ее подготовку (оценка размера будущих налоговых обязательств);
  • описание основных характеристик сферы (вида) деятельности лица, совершившего контролируемую сделку (выявление факторов, влияющих на политику ценообразования компании, анализ действующего уровня конкуренции в отрасли, сбор статистических данных);
  • проведение функционального анализа (выявление особенностей анализируемой сделки, анализ характера и содержания заключенных между сторонами сделки хозяйственных договоров (контрактов), оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг));
  • описание взаимозависимых лиц, участвующих в сделке (в зависимости от выполняемых функций, величины используемых активов и принимаемых сторонами сделки финансовых рисков). Например, по видам деятельности организации относятся к сфере производства, реализации, выполнения вспомогательных функций, осуществления НИОКР и т. д.;
  • выбор соответствующего метода (комбинации методов) ценообразования;
  • экономический анализ, поиск сопоставимых сделок или сопоставимых организаций (в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода) и расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности); определение соответствия цен (рентабельности) анализируемой сделки рыночному интервалу цен или рентабельности; обоснование соответствия цены (рентабельности) по контролируемой сделке рассчитанному интервалу рыночных цен (рентабельности) либо проведение соответствующих корректировок.

Таким образом, Федеральным законом № 227-ФЗ введен четкий механизм, определяющий круг налогоплательщиков по контролируемым сделкам, новые методы ценообразования, учитываемые для целей налогообложения, а также возможность проведения симметричных корректировок налоговых обязательств для всех участников операций.

Вместе с тем в указанном законе не нашли должного отражения такие положения, как учет цен для целей налогообложения по сделкам и поставкам для государственных и муниципальных нужд, а также по сделкам, проводимым в рамках биржевой торговли и торгов между российскими налогоплательщиками.

Безусловно, введение нового дополнительного налогового контроля по сделкам между взаимозависимыми лицами приведет к:

  • увеличению налогового администрирования по основным федеральным налогам;
  • дополнительной нагрузке на налогоплательщиков с целью доказывания соответствия или несоответствия цен сделок рыночным ценам;
  • установлению дополнительных штрафных санкций за несоблюдение налогового законодательства в части несоблюдения цен сделок рыночным ценам.

Г. А. Горина, проф. кафедры налогов и налоговой политики РГТЭУ, канд. экон. наук; Р. Г. Ахмадеев, доц. кафедры налогов и налоговой политики РГТЭУ, канд. экон. наук

Введение

Среди многочисленных средств, используемых для осуществления более эффективной системы управления производством, особая роль принадлежит внутрипроизводственным, внутрифирменным, так называемым трансфертным ценам.

История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50-60-ми годами нынешнего столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной трансфертной ценой.

Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки. Следовательно, проблемы информационной структуры оказывают наиболее существенное влияние на само существование внутрифирменной системы трансфертных цен, и непосредственно определяют тип организационной структуры предприятия.

Целью моей курсовой работы является исследование теоретических аспектов трансфертного ценообразования. Предполагается выявить основные подходы и описать предлагаемые модели данной системы, проанализировать роль, как элементов системы (центров ответственности), так и связей между ними (трансфертных цен). Также предполагается выделить и проанализировать проблемы информационной структуры, возникающие при согласовании системы трансфертного ценообразования, которые наиболее часто появляются в российской практике трансфертного ценообразования.

Понятия, цели и модели трансфертного ценообразования

Трансфертная цена определяется как цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий, между их подразделениями в разных странах. Трансфертная цена обычно не придается широкой огласке. В определении прямо не сказано (хотя подразумевается), что трансфертная цена несколько отличается от рыночной. Получается, что если бы отличий не было, и все сделки совершались бы по рыночным ценам, то необходимость введения самого понятия трансфертной цены была бы под вопросом.

Трансфертное ценообразование возникает, когда продукция одного предприятия, входящего в холдинг, потребляется другим предприятием холдинга, и в первую очередь характерно для вертикально интегрированных холдинговых структур.

Трансфертное ценообразование должно быть направлено на решение следующих задач:

1) предоставлять информацию руководителям предприятий для принятия обоснованных экономических решений;

2) обеспечивать согласованность целей предприятий и группы в целом;

3) предоставлять предприятиям автономность в принятии решений;

4) проводить справедливую оценку деятельности предприятий;

5) целенаправленно перераспределять часть прибыли между предприятиями;

6) служить целям налоговой оптимизации .

На практике ни одна из трансфертных цен, скорее всего, не сможет в равной степени успешно обеспечить достижение всех указанных выше целей. Поэтому очень часто имеет место конфликт целей, в результате которого менеджеры корпоративного центра вынуждены искать компромиссные варианты решения задач. Например, задача автономности предприятий может вступать в противоречие с обеспечением согласованности целей предприятий и группы. Справедливая оценка деятельности предприятий может противоречить цели перераспределения прибыли. Задачи перераспределения прибыли и налоговой оптимизации могут нарушать автономность предприятий.

Трансфертные цены напрямую влияют на финансовые результаты предприятий. Система трансфертных цен в холдинге определяет типы центров ответственности: является ли предприятие центром затрат, центром доходов или центром прибыли. Трансфертные цены влияют на принятие решений "make-or-buy" - производить промежуточный продукт самостоятельно или закупать его на стороне. Промежуточным называют продукт, передаваемый подразделением-производителем подразделению-потребителю.

Реально действующие цены в России не являются в полном смысле этого слова рыночными, т.е. они не в полной мере зависят от спроса и предложения, а реагируют на другие причины разного рода, в том числе на ценовые пропорции, находящиеся под влиянием трансфертного ценообразования естественных монополий.

Потребители, как предприятия, так и население, возмущены не столько самим ростом тарифов, сколько неясностью в вопросе о том, насколько это необходимо, кто устанавливает новые цены и куда пойдут дополнительные доходы. Одним из наиболее дискутируемых сегодня вопросов является соотношение налоговых платежей естественных монополий, составляющих доход государства, и так называемых рентных доходов, остающихся в распоряжении организаций. Именно на основе поиска оптимальности этого соотношения формируется государственный подход к регулированию цен естественных монополий.

При этом прослеживаются два направления регулирования цен естественных монополий. Первое - отслеживание их расходов, и прежде всего обоснованность инвестиционных программ. Второе - оценка масштабов использования, так называемого трансфертного ценообразования, в результате которого, например, цена нефти, по данным бухгалтерской финансовой отчетности, оказывается отличной от так называемой справедливой рыночной цены нефти .

Механизм трансфертного ценообразования заключается в следующем: головные нефтяные комплексы покупают нефть у своих дочерних нефтедобывающих предприятий по так называемой трансфертной цене. Некоторую долю нефти в пределах 30--40% реализуют на экспорт, а оставшуюся часть перерабатывают на российских нефтеперерабатывающих заводах, на условиях давальческих контрактов. При этом готовые нефтепродукты реализуются как на внутреннем рынке, так и на экспорт.

Существует целый ряд факторов, влияющий на установление трансфертных цен:

1. Наличия конкурентного рынка. Для промежуточного продукта основной принцип трансфертного ценообразования гласит, что трансфертная цена должна быть максимально приближена к цене, по которой продукт может быть продан внешним покупателям или приобретен у внешних поставщиков, т.е. к рыночной;

2. Наличия свободных мощностей у подразделения-производителя. Если у предприятия есть свободные производственные мощности, то для холдинга в целом более предпочтительной является покупка продукции внутри группы, в результате чего увеличится прибыль холдинга (дополнительное производство позволит покрыть часть постоянных расходов, которые связаны с простаиванием мощностей);

3. Квалификации менеджеров. Система трансфертного ценообразования требует высокой квалификации менеджеров корпоративного центра. Перед ними стоит задача сбалансировать различные противоречащие друг другу цели для достижения оптимального для холдинга результата;

4. Переговорной силы предприятий. Трансфертные цены между двумя предприятиями провоцируют возникновение конфликта между ними. Предприятие-производитель заинтересовано в том, чтобы цены были как можно выше, предприятие-потребитель, наоборот, заинтересовано в максимально низких ценах. Переговорная сила предприятий может оказывать значительное влияние на уровень трансфертных цен;

5. Важности для холдинга преимуществ вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция позволяет снизить экономические риски в холдинге, в частности риск зависимости от поставщиков и потребителей, поскольку компания может контролировать весь процесс создания стоимости - от добычи сырья до продажи конечному потребителю. Это становится особенно важным, если рынки характеризуются высокой волатильностью, т. е. подвержены сильным колебаниям (сезонным, конъюнктурным и т. д.) .

2. Факторы, влияющие на установление трансфертных цен. Методы трансфертного ценообразования

Трансфертные цены разрабатываются руководством корпорации на основе единой политики и выполняют специфические задачи, которые не характерны для обычного ценообразования.

К специфическим задачам трансфертного ценообразования относятся:

· распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерними компаниями;

· минимизация таможенных и налоговых платежей, оплачиваемых в глобальном масштабе;

· минимизация политических, экономических и кредитных рисков;

· распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными зарубежными подразделениями ТНК;

· завоевание позиций на новых рынках;

· перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями, из стран, где введены запреты или ограничения на перевод прибыли;

· намеренное снижение прибыли, получаемой отдельными дочерними компаниями, в связи с опасением требований работников о повышении зарплаты или сокращением персонала.

При определении политики трансфертного ценообразования учитывают такие факторы, как:

· экономическую и политическую структуры принимающей страны (уровень таможенных пошлин, квот на импорт и т.п.);

· законодательство принимающей страны (налоговое, регулирующее внешнеэкономическую, предпринимательскую деятельность, валютно-кредитную сферу и т.п.);

· степень инфляции на рынке принимающей страны;

· политические, экономические и кредитные риски (например, вероятность изменения политического курса государства, законодательства, девальвации национальной валюты, риски неплатежей и т.п.);

· уровень цен на рынке принимающей страны;

· уровень либерализации валютного рынка;

· порядок экспатриации (перевода) прибыли из принимающей страны;

· порядок выплаты дивидендов в принимающей стране и др.

Предприятия стремятся придерживаться единой политики в области трансфертных цен в глобальном масштабе, приспосабливая ее к:

· различиям в национальных законодательствах, таможенно-тарифной политике, налоговому регулированию различных стран;

· условиям и требованиями рынков принимающих стран;

· стратегии в области управления.

Все перечисленные выше факторы учитываются высшим менеджментом предприятия при принятии решения, какой стране и какой дочерней компании предоставить возможность получения сверхприбыли, в какой стране следует ограничить получение прибыли дочерними компаниями для максимизации финансовых результатов хозяйственной деятельности организации .

Следует подчеркнуть, что функции и задачи, которые выполняются с помощью трансфертных цен, реализуются на основе единой политики в рамках организации.

Существует также механизм манипуляции трансфертными ценами, который заключается в установлении заведомо высоких либо заведомо низких цен на услуги либо продукцию материнской компании, поставляемую дочерним фирмам.

Путем установления завышенных цен на экспортируемую материнской компанией продукцию прибыль импортирующей дочерней компании искусственно снижается. Таким образом, происходит ее перераспределение в пользу материнской компании. В целях перераспределения прибыли в пользу материнской компании используют не только завышенные цены на поставку товара, но и на предоставляемые материнской компанией административные, управленческие, технические, образовательные услуги, а также патенты, лицензии, "ноу-хау".

Для проведения политики оптимизации прибыли ТНК стремятся минимизировать общую сумму налогов, выплачиваемых в глобальном масштабе. Это достигается путем перераспределения прибыли между странами с высоким и низким уровнем налогообложения. Так, в случае высоких налоговых ставок в принимающей стране по сравнению со страной базирования ТНК трансфертные цены будут завышены и произойдет перераспределение прибыли в страну с меньшими налоговыми ставками. Таким образом, достигается снижение прибыли, подлежащей налогообложению, в странах с высоким налогообложением и увеличение прибыли подразделения ТНК в странах, где налоговые ставки ниже. В итоге уменьшается сумма налоговых платежей в глобальном масштабе. В случае низких налоговых ставок в принимающей стране по сравнению со страной базирования ТНК трансфертные цены материнской компании на продукцию, поставляемую дочерней компании, будут занижены, что, как и в предыдущем примере, позволяет перераспределить прибыль в страны с более низкими налоговыми ставками и минимизировать налоговые платежи в глобальном масштабе .

Трансфертные цены используют и в целях снижения общей суммы уплачиваемых таможенных пошлин в принимающей стране. Этого можно достичь, занижая стоимость импортируемых товаров в страну, где расположена дочерняя компания.

Еще одной задачей трансфертного ценообразования является минимизация политических, экономических и кредитных рисков для материнской компании. Цены на импортируемые товары в страны с повышенным риском завышаются для покрытия убытков, которые могут возникнуть в случае возникновения указанных рисков (например, риска неплатежей).

Трансфертные цены являются также механизмом централизованного раздела рынков между дочерними компаниями в целях ограничения внутрифирменной конкуренции и завоевания позиций на новых или "трудных" рынках. Определенный филиал ТНК может получить низкие или даже демпинговые цены, что увеличит конкурентные преимущества этой компании на рынке принимающей страны. Для достижения этой цели материнская компания либо выделяет средства, либо изменяет структуру издержек производства (путем занижения доли постоянных затрат).

Информация о методологии определения трансфертных цен является строго конфиденциальной.

Практика выработала несколько методов определения трансфертных цен:

1) Ценообразование на основе рыночных цен. Если для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, то для принятия решений и оценки деятельности предприятий оптимальным является установление трансфертных цен по ценам конкурентного рынка. Финансовые результаты предприятия отражают реальный экономический вклад подразделения в прибыль холдинга. Деятельность предприятия регулируется рынком, и корпоративный центр не оказывает влияния на ее финансовые результаты.

2) Ценообразование на основе маржинальных затрат: используется, когда рынок для промежуточного продукта либо не существует, либо является несовершенным, а предприятие-производитель располагает свободными производственными мощностями. Под маржинальными затратами понимаются, как правило, краткосрочные переменные затраты. Данный метод позволяет, согласно экономической теории, максимизировать прибыль холдинга в целом. Однако при этом предприятие, поставляющее продукцию по маржинальным затратам, работает с отрицательным финансовым результатом, равным постоянным расходам. Это негативно сказывается на мотивации сотрудников предприятия. Поэтому на практике этот способ применяется крайне редко.

3) Ценообразование на основе полных затрат: используется в тех же случаях, что и предыдущий метод, за тем лишь исключением, что в цену включается надбавка, компенсирующая постоянные расходы. Надбавка на покрытие постоянных затрат зависит от объема реализуемой продукции.

4) Ценообразование на основе подхода "затрат плюс": используется в тех же случаях, что и ценообразование на основе полных затрат с той разницей, что в цену закладывается надбавка на прибыль, т. е. предприятие работает с заранее определенной рентабельностью. Базой для начисления надбавки могут служить переменные затраты или полные затраты. В первом случае надбавка покрывает постоянные затраты и прибыль, во втором - только прибыль. Наилучшим решением представляется установление надбавки, равной среднеотраслевой рентабельности, при условии, что последняя может быть обоснованно рассчитана.

5) Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка: предполагает передачу продукции предприятию-потребителю по маржинальным затратам и выплату последним предприятию-производителю фиксированной надбавки.

6) Ценообразование на основе переговоров. Трансфертные цены на основе переговоров наиболее приемлемы в ситуациях, когда существует несколько рыночных цен или реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков разные. Данный метод может быть использован при наличии трех условий:

Предприятие-производитель имеет возможность реализовывать продукцию на сторону, а предприятие-потребитель может закупать продукцию на стороне в неограниченном количестве;

Предприятия обладают одинаковой переговорной силой;

Существует разница между реализационными расходами при продаже товара на внешний рынок или внутри группы.

Первые два условия позволяют определить ориентиры для трансфертных цен, а последнее необходимо для того, чтобы предприятиям выгоднее было бы сотрудничать друг с другом, нежели с внешними контрагентами. Если хотя бы одно из условий не выполняется, может возникнуть ситуация, при которой менеджеры не договорятся о трансфертной цене. Тогда в установлении оптимальных трансфертных цен придется участвовать корпоративному центру, что нарушит автономность предприятий, которые в результате не смогут нести ответственность за чужие решения.

7) Двойное ценообразование заключается в установлении различных цен для предприятия-производителя и предприятия-потребителя. Например, первое может отпускать продукцию по ценам "полные затраты плюс надбавка", второе получать продукцию "по маржинальным затратам". При этом разница списывается на корпоративный центр. На практике двойное ценообразование не получило широкого распространения, основная причина в том, что прибыль группы в целом не равна суммарным прибылям предприятий. Длительное применение двойного ценообразования может привести к ухудшению конкурентоспособности предприятий. Кроме этого, данный метод усложняет консолидацию бухгалтерской отчетности в холдинге, поскольку необходимо постоянно производить элиминирование внутрихолдинговых оборотов .

На сегодняшний день активно проводятся многие операции по реализации самых разных товаров, а также услуг. Налоговые инстанции контролируют ценообразование. Одним из способов его регулирования является трансфертное ценообразование.

Трансфертное ценообразование

Трансфертным ценообразованием называется реализация взаимозависимыми лицами различных услуг или товаров, которая осуществляется по внутрифирменным ценам. Благодаря ему обеспечивается перераспределение общего дохода нескольких граждан в пользу лиц, проживающих в странах с гораздо низким налогообложением. Данная схема является самой простой и популярной в международном налоговом планировании. Целью трансфертного ценообразования считается минимизация уплачиваемых налогов. Они контролируются фискальными органами.

Установленные требования по трансфертному ценообразованию применяются при проведении разнообразных сделок, которые заключаются с взаимозависимыми лицами с огромным оборотом, а также с иностранными взаимозависимыми лицами вне зависимости от размера оборота. По каждой сделке делается отчет по трансфертному ценообразованию, и подаются соответствующие уведомления в налоговую инстанцию.

Закон о трансфертном ценообразовании

Действующее законодательство предполагает достаточно сложную операцию для подтверждения налогоплательщиком рыночного характера ценообразования во всех сделках, находящихся под контролем представителей фискальных органов.

Закон о трансфертном ценообразовании действует за счет механизма налогового контроля, основой которого является принцип «вытянутой руки». Контроль налоговыми органами предполагает внесение корректив в налоговые обязательства налогоплательщика до того уровня, что был рассчитанным при условии соответствия всех финансовых, а также коммерческих условий сделок, заключающихся при проведении сопоставимых операций, в которых участвуют стороны не имеющие какой-либо связи.

Если при использовании налогоплательщиком для осуществления операций цен, не соответствующих уровню общепринятых цен на услуги и все товары, наблюдается занижение налогового обязательства, то налогоплательщику разрешается самостоятельно внесить изменения в налоговые обязательства.

Методы трансфертного ценообразования

Трансфертное ценообразование происходит по нескольким методам, которые разделяются на несколько категорий.

Наиболее распространенными считаются традиционные методы сделок: метод цены дальнейшей реализации и метод сопоставимых цен на рынке, а также метод затрат.

Методы сделок на основе дохода используются только, если они соответствуют особенностям проводимой операции: распределения прибыли и сопоставимой рентабельности.

Редакция сайт предполагает, что традиционные методы являются более эффективными при контролировании операций и трансфертного ценообразования.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Школа налогоплательщика

В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" сделки, признаваемые контролируемыми, входят в сферу особого контроля налоговыми органами на предмет соответствия цен, примененных в сделках, рыночному уровню.

Указанным Федеральным законом Налоговый Кодек РФ (далее - НК РФ) дополнен разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".

Указанный раздел Налогового Кодекса РФ введен в действие (за исключением отдельных положений) с 1 января 2012 года.

С 1 января 2012 года положения статей 20 и 40 НК РФ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 24 НК РФ до указанной даты.

В связи с этим у налогоплательщиков появились новые обязанности.

Организации, осуществляющие контролируемые сделки, обязаны по итогам календарного года составить и представить в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках, а также, по соответствующему требованию налогового органа, документацию по контролируемым сделкам.


Кого затронут новые правила трансфертного ценообразования?

Положения законодательства о трансфертном ценообразовании направлены на сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым.

Как отметил Минфин России в недавнем Письме от 02.02.2015 N 03-01-18/3949, в разд. V.1 НК РФ установлены правила определения цен для целей налогообложения в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, предусматривающие применение общепринятого в мировой практике принципа "вытянутой руки".

Суть этого принципа заключается в том, что обычные участники рынка, являясь независимыми партнерами, находятся друг от друга на определенном расстоянии (расстоянии "вытянутой руки"), в отличие от лиц, которые, являясь взаимозависимыми, "идут рука об руку" и устанавливают между собой контрактные цены, отличные от рыночных, в целях снижения налоговых выплат. Согласно принципу "вытянутой руки" для целей налогообложения величина цен (выплат) пересчитывается исходя из рыночных значений, как если бы компании были независимы.

Этот принцип лег в основу Руководства Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб 1995 г., которое широко используется в практике работы ведущих зарубежных налоговых администраций.

Положения разд. V.1 НК РФ находятся в тесной взаимосвязи с подходами, изложенными в указанном Руководстве, и также посвящены трансфертному ценообразованию. Под ним понимается установление цен в хозяйственных операциях между разными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний таким образом, чтобы перераспределять общую прибыль группы в пользу лиц, находящихся в более благоприятном налоговом режиме. Трансфертное ценообразование во многих странах, в том числе и в нашей, является объектом пристального внимания налоговых органов.

Основным критерием взаимозависимости остается доля участия, а именно когда одна организация прямо и/или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%.

Соответственно, обязанности в части трансфертного ценообразования в первую очередь затронут компании, которые осуществляют операции с так называемыми «материнскими» и «дочерними» компаниями. Особое внимание будет уделено иностранным взаимозависимым организациям и офшорным компаниям.


Контролируемые сделки и взаимозависимые лица для целей налогообложения

Дан ная справочная информация подготовлена на основании статей 105.1 и 105.14 нового раздела НК РФ и с использованием КонсультантПлюс.


Контролируемые сделки

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, указанных ниже), а также приравненные к ним сделки.

РИСУНОК По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, перечисленным выше (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ).

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1-3 ст. 105.14 НК РФ):

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в п.1. ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно)

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".


Взаимозависимые лица



Не является основанием для признания лиц взаимозависимыми:

1) влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности, оказываемое одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок (п. 4 ст. 105.1 НК РФ);

2) само по себе прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).


Что должна делать компания для соблюдения новых правил трансфертного ценообразования?

В целях соблюдения требований законодательства о трансфертном ценообразовании налогоплательщикам необходимо осуществить ряд мероприятий, которые будут включать:

  • Составление реестра взаимозависимых лиц за отчетный период.
  • Выявление контролируемых сделок за отчетный период.
  • Подготовка и предоставление уведомления о контролируемых сделках.
  • Подготовка документации по каждой контролируемой сделке, которая будет включать анализ соответствия цен (рентабельности) контролируемых сделок рыночному уровню.
  • Вопросы о корректировке налоговой базы, цен, условий договоров
  • Регулирования процессов взаимодействия внутри организации при сборе необходимой информации.


Требования к документации по трансфертному ценообразованию

В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщик по требованию налогового органа обязан представить документацию, обосновывающую соответствие цен, примененных в контролируемых сделках, рыночному уровню.

При этом Налоговый кодекс не устанавливает формы такой документации, однако содержит требования к ее содержанию.

Документация по трансфертному ценообразованию в отношении контролируемой сделки должна содержать:

  • сведения о сторонах контролируемой сделки и их деятельности, связанной с контролируемой сделкой;
  • описание контролируемой сделки и ее условий, включая описание методики ценообразования;
  • сведения о функциях, рисках и активах сторон контролируемой сделки;
  • обоснование причин выбора и способа применения используемого метода для анализа цен по сделке;
  • указание на используемые источники информации;
  • расчет интервала рыночных цен/рентабельности по сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;
  • сумма полученных доходов (прибыли) и/или сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения сделки, полученной рентабельности;
  • сведения об экономической выгоде, получаемой сторонами контролируемой сделки;
  • сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену/рентабельность по сделке;
  • произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога (в случае их осуществления).

Налогоплательщик также вправе предоставить иную информацию, подтверждающую соответствие коммерческих и/или финансовых условий по сделке рыночным.

Налоговый орган может истребовать документацию в отношении контролируемых сделок не ранее 1 июня года, следующего за годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Необходимо принимать во внимание, что налогоплательщик освобождается от обязанности по подготовке и представлению документации в отношении контролируемых сделок в следующих случаях:

  • цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов либо цена является регулируемой;
  • налогоплательщик осуществляет сделки с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;
  • предметом сделки являются с ценные бумаги и финансовые инструменты срочных сделок, обращающиеся на организованном рынке ценных;
  • в отношении сделки заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

При подготовке документации по трансфертному ценообразованию необходимо учитывать, что в соответствии с Налоговым кодексом детальность и основательность такой документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены /рентабельности сторон сделки.

Рассмотрим, более подробно, каким образом должна формироваться документация по контролируемой сделке (группе однородных сделок), подготовленная в соответствии со ст. ст. 105.15 НК РФ.


Основные разделы документации:

1. Участники сделки: сведения о налогоплательщике, сведения о контрагенте, перечень однородных контролируемых сделок

2. Характеристика сферы (вида) деятельности налогоплательщика по контролируемой сделке:

2.1. Описание товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки, включающее их классификацию, характерные свойства

2.2. Существующий уровень конкуренции данной сферы деятельности

2.3. Уровень государственного регулирования в сфере деятельности налогоплательщика

2.4. Вывод о влиянии указанных факторов на ценообразование

3. Характеристика группы компаний, в которую входит налогоплательщик

3.1. Структура собственности группы компаний или часть такой структуры, содержащая лиц, оказывающих влияние на ценообразование в контролируемой сделке

3.2. Перечень лиц, с которыми совершена контролируемая сделка

3.3. Основные конкурентные преимущества группы компаний

3.4. Характеристика места группы компаний на рынке в соответствующей сфере деятельности (лидер, крупнейшая компаний, одна из многих и др.)

3.5. Вывод об основных характеристиках группы в целом

4. Характеристика контролируемой сделки (функциональный анализ)

4.1. Сведения о сделке (группе сделок)

4.2. Функциональный анализ контролируемой сделки

4.3. Вывод о функциональном профиле сторон

5. Методика ценообразования

5.1. Сведения о методе ценообразования, используемом в анализе контролируемой сделки, и источниках информации о рыночных ценах

5.2. Описание методики ценообразования

5.3. Обоснование причин выбора и способа применения используемого метода

5.4. Источники информации для определения цен

6. Расчет интервала цен (рентабельности)

7. Итоговый вывод

Приложение 1. Содержит функциональный анализ сторон сделки с исследование используемых сторонами активов (материальных и нематериальных), выполняемых сторонами функций (п.6 ст. 105.5 НК РФ), распределяемых между сторонами рисков (п.7 ст.105.5 НК РФ).

Приложение 2. Содержит описание этапов отбора сопоставимых компаний для исследования рыночного уровня рентабельности по сделке (в случае выбора для исследования метода сопоставимой рентабельности)

Приложение 3 (файл Excel). Файл содержит три вложения: список сопоставимых компаний; интервал рыночной рентабельности; расчет фактической рентабельности по сделке - в случае выбора для исследования метода сопоставимой рентабельности.


Трансфертное ценообразование (от англ. Funds Transfer Pricing, сокр. FTP) - это механизм реализации всех взаимозависимым лицам (обычно в рамках холдингов) по особым, внутрифирменным, не рыночным ценам. Таким образом возможно более рациональное и выгодное перераспределение прибыли группы лиц в пользу тех, кто находится в условиях более низкого налогообложения (как правило, это подразумевает пребывание в других государствах). Такая схема налогового планирования необходима для минимизации расходов, связанных с обязательными налоговыми отчислениями. Трансфертные цены контролируются фискальными органами государства.

Трансфертное ценообразование в виде детально урегулированной системы появилось в середине 60-х в США, затем этот способ распространился и по другим странам мира. В России с начала 2012 года действует особое законодательство, регулирующее трансфертное ценообразование. До 2012 года оно регулировалось Налоговым кодексом.

Выделяют три метода, с помощью которых определяются трансфертные цены:

  • метод неконтролируемой (сопоставимой) цены;
  • метод цен перепродажи;
  • метод «затрат плюс прибыли».

При использовании первого метода устанавливаются цены по прейскуранту. При этом методе налоговые службы вправе доначислить налоги и пени, если цены товаров оказываются ниже или выше более чем на 20% от рыночных на аналогичные товары.

Второй метод используется в случаях, когда накануне продажи проводится передача товаров между сторонами. Таким образом можно уменьшить цену перепродажи на величину наценки, за счет которой покрываются издержки продавца.

Третий метод применяется в случаях, когда невозможно использовать два предыдущих. При этом для определения рыночной цены учитываются все прямые и продавца, к ним прибавляют среднюю наценку, свойственную данной Такой подход обязательно требует составления плановых калькуляций на все товары (услуги).

Как правило, трансфертное ценообразование применяется по следующим двум причинам:

Если требуется рационально перераспределить внутри холдинга;

Когда существует возможность свести к минимуму дополнительные выплаты и, таким образом, оптимизировать налогообложение. Однако следует оговориться, что подобная «оптимизация» часто расценивается государством скорее как попытка уклонения от добросовестного выполнения налоговых обязательств. С другой стороны, налогоплательщики имеют полное право использовать подобный инструмент для достижения более выгодных экономических результатов собственной деятельности.

Применение данного вида ценообразования для крупных холдингов и корпораций является весьма выгодным, поскольку позволяет организовывать практически командную структуру в условиях рыночной экономики. Так возможно сконцентрировать прибыль в едином центре, а в дальнейшем перераспределять ее с учетом потребностей входящих в холдинг компаний. Препятствовать перераспределению собственных средств крупных экономических субъектов не рационально. Возможно лишь регулирование этой сферы с целью предотвращения бюджетных потерь.

Так, трансферное ценообразование, по своей сути, представляет довольно неоднозначное явление, что и обусловило пристальное внимание к нему со стороны государства. В связи с необходимостью совершенствования принципов определения цен, в целях налогообложения, 18 июля 2011 был подписан закон РФ о внесении изменений в ряд законодательных актов. Особенно внимание было уделено именно трансфертным ценам. В Налоговый кодекс РФ была внесена поправка в статью 40, ограничивающая колебание трансфертных цен в пределах +/- 20% от цен, которые предусматривает рыночное ценообразование.

Нормы закона полностью соответствуют международным принципам регулирования сферы ценообразования. В его основу было положено Руководство по образованию трансфертных цен, принятое Комитетом Организации по развитию и экономическому сотрудничеству.