Меню
Бесплатно
Главная  /  Персонал  /  Как сделать посуду из глины своими руками. Керамические изделия своими руками. Способы изготовления. Глина для керамической посуды

Как сделать посуду из глины своими руками. Керамические изделия своими руками. Способы изготовления. Глина для керамической посуды

Глиняная посуда используется человеком уже не первое столетие. Из нее изготавливали тарелки, кувшины, горшки, чайники. Блюда в такой емкости выходят сочными, ароматными и очень вкусными.

Преимущества глиняной посуды заключаются в экологической безопасности и натуральности, ведь для изготовления используются только природные материалы. Она не вступает в реакцию с продуктами и длительное время сохраняет тепло или холод. Может использоваться для запекания блюд в духовке. Одной из самых популярных, является http://shelkoviyput.ru/posuda/ .

Делают ее из глины с покрытием или без. Посуда с покрытием называется керамика, а без глазурного покрытия просто глиняная посуда.

Разновидности глиняной посуды:

  • Фарфор – производится на основе белой глины каолина). Изделия получаются тонкие и прочные, обладают хорошей термостойкостью;
  • Фаянс – в основе также лежит каолин, но технология производства немного другая. Такая посуда будет более толстой и хрупкой;
  • Терракотовые изделия – в основе красная глина, которая после обжига приобретает кремовый или коричневый оттенок. Именно из этого материала делают емкости для приготовления блюд в духовках, так как тепло распределяется равномерно;
  • Дымленная керамика или черная – прекрасно подходит для приготовления в жаровне без масла, блюда получаются сочными и с хрустящей корочкой.

Как делают глиняную посуду

Делают глиняную посуду из каолина с добавлением отощающих материалов и флюсов. В зависимости от примесей глина может иметь разную окраску, а также температуру плавления. Отощающие компоненты добавляются для того, чтобы снизить усадку и избежать деформации изделия. Флюсы позволяют ускорить процесс спекания и повысить прочность изделия, чаще всего это полевой шпат или известняк.

Прежде чем приступить к изготовлению посуды глину очищают от минералов, дробят, просеивают и перемешивают с необходимыми ингредиентами. После глину смешивают с водой и разливают по формам. Формы обычно изготавливают из гипса. Застывшие заготовки извлекают и сушат естественным способом или в специальных печах при температуре 70-90 градусов. Обжиг производится в 2 этапа. Когда посуда готова ее покрывают глазурью и обжигают еще раз.

Как делают посуду из глины вручную? Здесь технология производства не сильно отличается. Основное отличие заключается в том, что изготовление формы производится на гончарном круге.

Где купить глиняную посуду в Москве

При покупки глиняной посуды необходимо обратить внимание на три основных фактора определяющих ее качество:

  • Крепость черепка – посуда должна быть прочной, поверхность ровной и не иметь сколов;
  • Качество глазури – она должна быть гладкой;
  • Оформление – здесь уже дело вкуса, современные производители и мастера предлагают огромный выбор, оформленной на различный вкус.

Купить глиняную посуду в Москве лучше всего у проверенного поставщика с хорошей репутацией. Можно спросить у знакомых или поискать информацию в интернете, обратите внимание на отзывы. Я покупала узбекскую глиняную посуду в Москве по рекомендациям знакомых, качество отменное, большой выбор. Пользуюсь ей фактически каждый день, пока никаких претензий нет.

Узбекская глиняная посуда

Особой популярностью пользуется узбекская глиняная посуда, благодаря высокому качеству и удивительному оформлению. Она станет прекрасным оформлением для праздничного стола или будничного семейного ужина.

Самая популярная узбекская глиняная посуда:

  • Ляган – плоское большое блюдо, обычно декорируется национальным орнаментом. Обычно в нем подают плов, фрукты, овощи;
  • Коса или касушка – чаша для первых блюд;
  • Пиала – очень напоминает касушку, но имеет меньший размер. Используется для чая.

Есть также продолговатые блюда для рыбы, блюдца, салатницы различной формы, чайники.

Вся узбекская посуда украшается как изнутри, так и снаружи.

Нет похожих статей

Делать керамику легко! Зная основы, вы сможете начать создание вашего изделия в мгновение ока. Сначала процесс может показаться пугающим, но как только вы накопите достаточно опыта и знаний, у вас появится достаточно мастерства. Здесь приведено практически все, что вам нужно знать для того, чтобы начать делать керамику.

Шаги

Основы

    Выберите метод. Важно сделать это в первую очередь, поскольку метод определяет тип глины, с которым вы будете работать. Не исключайте выбор глин, для которых требуется печь - если вы серьезно хотите заниматься этим хобби, то можно купить небольшую домашнюю печь. Далее приведено краткое изложение методов и соответствующих им разновидностей глин:

  1. Выберите глину. Выбрав метод, который вы будете использовать, вы можете выбрать тип глины. Большинство глин требуют обжига в печи, но большинство новых марок можно обжигать в духовке. Если вы всего лишь хотите поиграть с влажной глиной, даже не беспокойтесь об ее обжиге. Основное правило: влажная и сухая глины не будут работать вместе - обязательно убедитесь, что у глин одинаковая консистенция.

    • Если вы собираетесь обжигать глину, сделайте выбор между высокотемпературным и низкотемпературным обжигом.
      • Низкотемпературный обжиг больше всего подходит для ярких цветов и детализированных орнаментов. Глазури при такой температуре очень устойчивы, цвета остаются яркими и не смещаются в процессе обжига. К недостаткам относится то, что изделия полностью не остекловываются (глина сплавляется не полностью), поэтому, чтобы придать изделию водонепроницаемость, вам придется полагаться на глазурь. Это делает такие изделия менее подходящими для применения в качестве посуды или для хранения воды. Поскольку глазурь не провзаимодействовала с керамикой, как это происходит при высокотемпературном обжиге, то есть большая вероятность отколов глазури. Однако при использовании подходящей глины и глазури, последняя может быть довольно прочной. Глина, используемая при низкотемпературном обжиге, называется гончарной.
      • При средне- и высокотемпературном обжиге используются глины, называемые тонкокаменными или фарфоровыми. Яркие цвета все еще можно получить в печах с окислительной атмосферой (электрических), и в меньшей степени - в печах с восстановительной атмосферой (газовых). После обжига при температурах, когда изделие само по себе получается водонепроницаемым, достигается большая прочность, и такие изделия можно использовать в качестве столовой посуды или посуды для духовок. Фарфор можно делать очень тонким и при этом он будет иметь достаточную прочность. При таких температурах глазурь взаимодействует с глиняным черепком: получаются пестрые и уникальные изделия, которые многие люди находят интересными. Обычно глазурь смещается (значительно или слабо), поэтому детализированный дизайн будет размытым.
  2. Подготовьтесь сами и подготовьте рабочее место. Работа с глиной может привести к беспорядку, особенно если участие принимают дети. Накройте участки, которые вы не хотите загрязнить: постелите на пол брезент или газеты, либо занимайтесь в гараже или нежилом помещении.

    • Никогда не работайте в одежде, которую боитесь испачкать. Если у вас длинные волосы, завяжите их сзади. Так они меньше загрязнятся и не будут попадать в глаза.

    Формование на гончарном круге

    Подготовьте глину. Пузырьки воздуха для идеального во всех других отношениях изделия могут иметь катастрофические последствия, поэтому избавьтесь от них до того, как начнете работу. Замесите или раскатайте глину руками небольшими порциями - начните с порции, которая помещается в обеих ваших ладонях.

    • Замесите глину как тесто, сформируйте из нее шар и ударьте по нему, положив на гипс (он хорошо поглощает влагу). Повторите операцию несколько раз, пока не исчезнут пузырьки. Если вы не уверены в том, остались ли пузырьки, то разделите шар напополам с помощью проволоки и осмотрите его.
  3. Запустите круг. Приложив небольшое усилие, бросьте глину в центр круга. Поскольку вы только начинаете, то в данный момент используйте количество, не превышающее большую пригоршню глины. Увлажните руки в тарелке с водой, которую надо поставить поближе, и начинайте формовать глину.

    • Начинайте вытягивать глиняную массу вверх. Обхватите глину руками и начните выдавливать вверх.
      • На каждом этапе работы с глиной убедитесь, что ваши локти прижаты к внутренней поверхности бедер или к коленям - как вам более удобно. Это поможет вам твердо держать руки, когда вы работаете.
  4. Отцентрируйте глину. По этому методу глина раскручивается до идеально гладкого состояния, без бугров и биений. Как только вы получите конус, вы будете готовы работать далее.

    • Вдавите башню одной рукой и придерживайте ее второй. Если вы правша, то вдавливайте башню правой рукой: основное усилие направлено сверху.
    • Как только глина будет иметь вид широкого куска у поверхности круга, начните выравнивать бока, прикладывая к ним давление. На вашей левой руке может собраться немного глины - просто отложите ее.
  5. Сформируйте изделие. Конкретные инструкции на этом этапе заканчиваются - каждое изделие (тарелку, горшок и т.д.) нужно формовать по-разному. Но независимо от типа изделия, выполняйте обдуманные и медленные движения - до того, как вы завершите каждое движение, круг должен сделать около 5 оборотов. Вся глина на 360 градусов должна получить одинаковую обработку, чтобы изделие было круглым. Удалите накопившуюся воду губкой.

    • Когда вы закончите, очистите изделие деревянным ножом и разгладьте поверхность скребком.
      • Обратите внимание: если все пойдет наперекосяк, и вы запутаете глиняную массу, то вам не стоит пытаться сделать из нее ком и пытаться все повторить. Глина не примет нужную густоту во второй раз и в дальнейшем не будет поддаваться формовке.

    Лепка вручную

    1. Убедитесь, что в глине нет пузырьков. Если в печь поставить заготовку из глины с пузырями, то есть вероятность того, что она взорвется. Как изложено в разделе Формование на гончарном круге, ударьте по глине, положив ее на гипс (он поглощает влагу), и раскатайте ее, словно тесто.

      • Если для уверенности вы хотите проверить массу изнутри, то возьмите проволоку и разрежьте массу напополам. Если пузырьки не исчезли, продолжайте работу.
    2. Воспользуйтесь защипной, ленточной или пластовой техникой. Для лепки керамики можно использовать три техники. Изделия, полученные по каждой из техник, имеют свой характерный вид. Пластовый метод лучше всего подходит для больших изделий.

      Нанесение глазури

      1. Обожгите глину хотя бы один раз. После этого на нее можно нанести глазурь! Получите доступ к печи для обжига, если у вас нет собственной, и позвольте профессионалам позаботиться обо всем остальном. Если же у вас есть своя печь, то обязательно дважды удостоверьтесь, что вы можете правильно работать с ней и узнайте, каковы требования вашего изделия.

        • Разные глины по-разному реагируют на тепло. Прочитайте инструкцию на упаковке глины и проведите небольшое исследование в интернете. Также примите во внимание размеры вашего изделия.
      2. Выберите глазурь. Как и в любом другом шаге, имеется множество вариантов. Каждый тип глазури будет иметь свой особенный вид.

        • Шликерные: Вы можете купить глазури и подглазурные краски в форме шликера, которые обычно создают для нанесения кистью. Все, что вам нужно для нанесения такой глазури - это кисть. Некоторые глазури сложно нанести кистью с получением гладкого слоя; в результате на изделии останутся отметины. Другие будут плавиться достаточно хорошо, чтобы следы от кисти исчезли.
        • Сухие: Вы можете приобрести глазури в форме порошка, которые обычно создаются для нанесения погружением, обливом или пульверизацией. Кроме кисти вам понадобятся ведро, немного воды, что-то для размешивания и маска, чтобы избежать вдыхания пыли. Преимущество погружения в том, что вы можете получить более равномерное глазурное покрытие, также вы можете выполнять интересные приемы, которые невозможно сделать кистью, например двойное погружение, которое позволяет получать на одном изделии разные цвета. Пульверизацией наносят глазурь более продвинутые люди, поскольку она требует наличия хорошей вентиляции, пистолета-пульверизатора, компрессора, кабины нанесения и т.д.
        • Сделайте сами: Это самая продвинутая форма работы с глазурью. Руководствуясь рецептами, вы сами покупаете сырьевые материалы и смешиваете их. Помимо всего прочего, вам понадобятся рецепты, которые можно найти в книгах и на веб сайтах. Вам также понадобятся химические вещества, из которых получают глазури, весы, сито и дух экспериментатора. Иногда ваши глазури будут выходить не совсем подходящими. Вам нужно будет научиться изменять такие глазури, чтобы решать вставшие у вас на пути проблемы. Иногда результаты будут поразительными.
        • Обязательно полностью высушивайте глину до того, как обжигать ее. В противном случае в ней могут появиться трещины, или же она взорвется.
        • Вырезая узоры на глине, подождите, пока она не станет твердой, как кожа. Кроме того, не "царапайте", делая глубокие и тонкие надрезы. Делайте надрезы достаточно широкими для их глубины.
        • Если вы работаете над изделием несколько дней, то на ночь храните его под полиэтиленовым пакетом, чтобы избежать слишком быстрого высыхания.
        • Глина прощает огрехи, но от работы с ней при длительном контакте с водой или при значительных манипуляциях можно устать и потерять настроение.
        • Всегда перед обжигом высушивайте глину полностью. Влага в глине превращается в пар, который при выходе из глины приводит к взрыву горшка.
        • Легкий способ делать маленьких животных - сделать маленькие шарики и соединить их, а затем загладить места крепления.
        • Иногда в вузах вам дадут достаточно глины, чтобы немного поиграть. Вам даже могут позволить работать в их студии.
        • В идеале вам нужно найти кого-то, у кого есть хотя бы немного опыта, чтобы они научили вас. Это процесс, очень зависящий от практики, поэтому важно иметь рядом кого-то, кто может показать вам пример и взаимодействовать с вами. Это руководство задумано как памятка или грубая инструкция, в действительности же положение рук свое у каждого скульптора.

Как определить, что вы нашли глину или нет. Это можно сделать двумя способами. Для начала возьмите кусочек и попробуйте раскатать его в тоненькую колбаску, если он раскатывается до диаметра 3-5 мм значит вы уже близки к тому, что вам нужно. Теперь откусите немного и пожуйте.

Если на зубах не скрипит и вещество во рту не имеет явно выраженного вкуса и запаха, вы нашли хорошую глину. Возьмите образец домой, хорошенько просушите на воздухе, а затем прокалите в костре. Если после этого он не рассыпался и приобрел на изломе однородную, слегка шероховатую структуру, эта глина годится для изготовления посуды.

Для начала надо подготовить глину. Для этого сырой ком тщательно разминается, также, как разминают крутое тесто. При этом необходимо периодически стучать по нему кулаком. Это делается, чтобы глина стала однородной по всему объему, из неё удалился все лишний воздух, что гарантирует качество получаемого изделия.

Если глина слишком твердая, можно добавить немного воды. Месить глину можно не только руками, но и ногами, что даже проще. В результате должна получиться глина, которая не прилипает к рукам, но и не слишком сухая и ломкая. Для работы с использованием гончарного круга необходимо готовить глину помягче. Но эту технику люди освоили значительно позднее, так же поступим и мы, рассмотрев сначала элементарную технологию изготовления глиняной посуды, которая использовалась задолго до изобретения гончарного круга.

Собственно изготовление посуды можно проводить двумя основными способами – из раскатанных плоских кусков и из жгутов, либо какой-то их комбинации.

Глину раскатывают, как тесто для пирогов на чем-нибудь ровном, накрыв ее предварительно влажной тряпкой, до толщины 5-7 мм, после чего из получившегося блина руками формируют посуду нужной формы. Таким способом хорошо делать плоскую посуду, например тарелки или неглубокие миски, либо что-то совсем мелкое, вроде жировой (масляной) лампы.

Изготовление горшков, котлов, крынок, кувшинов необходимо применять другую технику.

Возьмите небольшой кусок глины и раскатайте из него жгут диаметром 0,5-0,7 мм, из него вы будете формировать стенки сосуда, скручивая жгут в спирали. Если посудина должна иметь плоское дно, поступите, как описано выше, сделайте блин и вырежьте из него круг необходимого размера.

Укладывая его по периметру донышка правой рукой, большим пальцем левой руки надавливайте на поверхность жгута, добиваясь прочного слипания его с донышком. Затем раскатывается следующий жгут. Поскольку поверхность изделия постепенно подсыхает, для лучшего прилипания следующего витка ее надо слегка смачивать водой с помощью кисти, тряпочного тампона, пучка перьев.

Описанные операции повторяют до конца лепки, т.е. до тех пор, пока не будет до конца сформирована емкость сосуда.

Если хотите получить сосуд с плавными изменениями диаметра, в процессе работы витки накладывайте с небольшим отклонением наружу при расширении, и внутрь - при сужении. Для придания изделию большей прочности по ходу лепки жгуты заглаживаются и выравниваются изнутри стеком или руками, смоченными водой.

После формирование емкости можно приделать ручки-ножки и т.д. чего я вам делать не советую. Для переноски лучше использовать плетеные изделия, а ставить на специальные подставки или песок.

После окончания лепки, заверните свое изделие во что-нибудь, похожее на тряпку или газету и поставьте на стол донышком вверх сушиться на два дня. Сушка изделия должна проходить в естественных условиях. Вначале желательно, чтобы высохло дно, а затем горловина, поэтому сосуд и ставят так, только тогда вещь будет прочной. Если же сырое изделие поставить на горлышко нельзя, его верхнюю часть обматывают влажной тряпкой и сушат в том положении, в котором лепили вещь.

Изделие должно высохнуть до воздушно-сухого состояния. Если оно сырое, то при обжиге может лопнуть. Теперь самая ответственная процедура – обжиг.

При первом обжиге в течение 2-3 часов необходимо медленно набрать температуру 300°С.

Пока не начался процесс спекания глинистых частиц, должны удалиться остатки влаги. Главное - не допускать резких скачков температуры и одностороннего перегрева изделия. Затем поднимаем температуру до 580°С, выдерживаем 10-15 минут, после минут на 15 даем температуру 900°С.

После этого прекращаем обжиг и даем изделиям спокойно остыть до температуры не более 30°С.

Лишь тогда можно вынимать изделие.

Допустим сложилась такая ситуация, что вы остались один на один с природой, цивилизация либо где-то далеко, либо и вовсе больше не сушествует (сюжет не так важен, важна потребность). И вот вы решаетесь изготовить простейшую посуду из глины! Как это сделать в условиях выживания?!

Если вы не опытный гончар, да и гончарного круга под рукой нет (возможно пока) попробуйте изготовить несложный сосуд. В древние времена наши предки просто выскребали из целого куска глины или же лепили их вручную. И даже в наше время в Средней Азии в некоторых селениях до сих пор сохранился ручной способ лепки сосудов.

Перед лепкой глиняной посуды , следует найти материал для её изготовления! Ищите глину по берегам оврагов и рек, рядом с ручьями и родниками. Много залежей глины в заболоченых районах, там где присутствует низкий уровень почвенных вод. При этом глина обычно располагается под другими породами. Поэтому перед тем как добыть глину, нужно снять их слой.

Также учтите, что добытая глина может содержать примеси (мелкие камушки, песок) хорошо бы от них избавится, если есть такая возможность, залейте глину водой и дайте отстоятся. Примеси должны осесть на дно, а чистую глину следует вынут и обсушить на солнце, после чего можно приступать к лепке. Глина и вода вот всё что нам понадобится.

Чтобы слепить сосуд вручную, сначало вылепите дно в виде круглой пластины. Потом небольшие куски глины следует раскатать в жгутики примерно одинаковой толщины. Теперь делаем стены нашего сосуда: жгутики следует укладывать один на другой, кольцами, начиная со дна, придавая нужную нам форму (смотрите рисунок). При укладке жгутиков одновременно затирайте щели между ними и сглаживайте неровности.

После получившийся сосуд следует обжечь, так как судя по всему печи у нас нет (возможно пока) мы будем использовать костёр.

Помните превращение глины в керамику происходит при температуре 500-900 °С . Чем ниже температура, тем дольше должен длиться обжиг. Опыты показали, что в костре можно достичь температуры до 750 °С. Следует отметить что Обжиг в кострах не изжил себя и в наше время. Он сохранился в Средней Азии, Африке и Америке. Самое короткое время обжига в костре от 8 до 12 часов , но бывает, что он длится несколько суток . Как вы помните, Робинзон обжигал свою посуду всего за одну ночь .

Вы также можите воспользоваться многовековым опытом. Сделайте так: на ровной площадке укладывают куски кирпичей (по идеи плоские камни тоже сгодятся). Поставьте сосуд на камни. Если изделий много в первую очередь ставят на них крупные вещи, затем изделия средних размеров и капсели(огнеупорная коробка для обжига, например консервная банка) с мелочью (рис.2). Получившиеся пирамиду из глиняных изделий осторожно обкладывают дровами и поджигают костер. Он должен горет по крайней мере не менее 8 часов. Хотя, как уже говорилось, чем дольше длится обжиг, тем прочнее выйдет наша керамика .

Мелкие изделия если потребность в таких есть, можно обжечь в капселях и другим способом (Рис. 1). Вырыйте неглубокую ямку на дно которой укладите решеткой дрова и разместите капсели из консервных банок. Засыпьте яму древесным углем, оставшимся от старого костра. Когда уголь полностью покроет банки, его присыпают тонким слоем земли а сверху разводят костер, на котором можно варить пищу или же использовать для каких-либо других надобностей: обжиг будет идти как бы автоматически. Если костер перестают жечь поздно вечером, его гасят, присыпают землей и оставляют до утра. Утром капсели выкапывают из золы и достают из них обожженные издели.

© ВЫЖИВАЙ.РУ

Post Views: 5 093

Превращение глины в самый обыкновенный кухонный горшок - удивительный процесс.

В самом деле, сравните кусок глины с глиняным черепком.Глина - рассыпчатая, рыхлая. Черепок - плотный, крепкий.Глина от воды размокает, превращается в тесто. Черепок от воды не изменяется.Глине можно придать какую угодно форму: ее можно лепить, раскатывать в пластинки, скручивать в жгуты. Форму черепка изменить нельзя, если не расколотить его на куски.

Чтобы во всем этом разобраться, попробуем сами сделать глиняный горшок. Это совсем не так трудно. Говорят же, что "не боги горшки обжигают".

Чтобы вылепить из глины горшок, нужно первым делом приготовить глиняное тесто - смешать глину с водой. Но мы ничего не будем принимать н.а веру, а спросим: нельзя ли обойтись без воды?

Оказывается, можно. Изобретен пресс, который формует глиняные изделия - черепицу, посуду, плитки для полов - без единой капли воды. Сухая глина помещается в стальную форму и прессуется стальным штампом. Правда, для этого требуется огромное давление - в двести атмосфер. Знаете ли вы, что это значит?Чтобы сдавить с такой силойкнигу, понадобилось бы поставить на нее один над другим четыре товарных вагона, нагруженных доверху. Но у нас с вами такого пресса нет. Руками сдавить глину с такой силой, конечно, невозможно.

Так же как масло уменьшает трение в машинах, так и вода в глиняном тесте уменьшает трение между отдельными частичками глины. А ведь формовка в том и состоит, чтобы передвигать частички, заставляя их располагаться так, как нам надо. И притом вода не дает им рассыпаться, а держит их одну около другой.

Но этого мало: формуя глиняное изделие под прессом, мы не только придаем ему форму, но и сжимаем его, делаем его более плотным. И в этом помогает нам вода.

Если сделанное из глиняного теста изделие высушить, вода испарится. А оттого, что частички глины сближаются, изделие становится более плотным.Глиняный кирпичик может при усыхании укоротиться на целую четверть.

Плохо только, что, усыхая, глиняное изделие очень часто трескается, как дно высохшей лужи. Вам, вероятно, приходилось видеть трещины на подсохшей после дождя глинистой почве. Они напоминают те огромные расселины, которые образуются на поверхности земли во время землетрясения.


Высохшая потрескавшаяся глина

Чтобы глина при высыхании не трескалась, к ней прибавляют песок. Зерна песка, сидящие там и сям в глине, скрепляют ее, как прочный каркас или скелет, и не дают ей съеживаться чересчур сильно.

После того как мы все это уразумели, можно приняться за работу.Достанем кусочек глины, добавим к ней воды - примерно третью часть - и разомнем. Если воды прибавить больше, тесто будет пачкать руки; если меньше, оно будет рассыпаться.

К тесту прибавим немного очень мелкого песка. Хорошенько замесим, чтобы песок не был виден. Остается вылепить горшочек.

С первого раза тесто может и не удаться - ведь глина бывает разная. Одна глина требует больше песку, другая меньше. Состав теста лучше всего определить опытом. Не выйдет один горшочек, сделаем другой - пока не получится то, что нужно.

Вот горшочек и вылеплен. Но какой он неправильный, неказистый! Если на него посмотреть сверху, видно, что он не круглый, а вытянутый, как лицо человека с опухшей щекой.

Да и трудно было бы сделать лучше. Ведь совсем не легко сделать на глаз так, чтобы стенки повсюду одинаково отстояли от середины. Это все равно что нарисовать круг без циркуля.

Гончары формуют горшки на особом станке. Гончарный станок - это круглая доска, вращающаяся на оси. Приводится он в движение ногой.


Гончар кладет кусок теста на середину доски и, вдавив большой палец внутрь теста, придерживает его остальными пальцами снаружи. Вращаясь, тесто трется о пальцы гончара и выравнивается в круглую стенку. Это все равно, как если бы мы начертили круг, держа циркуль неподвижно и вращая бумагу. Циркуль - это неподвижная рука гончара, а вращающаяся бумага - это круглая дощечка гончарного станка.


Хорошо ли, плохо ли, но горшочек вылеплен. Поставим его дня на два сохнуть куда-нибудь на полку.

Когда он подсохнет, надо будет его обжечь. Если горшочек не обжечь, в него нельзя будет наливать воду. Ведь от воды необожженная глина опять превратится в тесто. Хорош был бы горшок, который от воды размок бы и расползся в кашу!

Поставим горшочек в печь на раскаленные уголья.

Тут может случиться одна неприятность. Если горшочек плохо высушен, он развалится.

От жара вода, которая осталась в глине, превратится в пар. А так как пар занимает во много раз больше места, чем вода, он разорвет стенки горшка и выйдет на волю. Чтобы этого не произошло, горшочек должен быть хорошо высушен.

Пока он будет стоять в печке, сообразим, зачем мы его туда запрятали.

Во время обжига частички глины свариваются, сплавляются между собой. Значит, обожженный черепок состоит уже не из отдельных частичек, которые легко сдвинуть с места, смочив водой, а из сплошной, похожей на губку массы. Оттого-то из черепка нельзя больше сделать тесто.


Печь для обжига глиняной посуды