Меню
Бесплатно
Главная  /  Термины   /  Как сделать эффект тилт шифт в фотошопе. Эффект Tilt-Shift (миниатюры) в фотографии быстро и просто! Выберете наиболее подходящее изображение

Как сделать эффект тилт шифт в фотошопе. Эффект Tilt-Shift (миниатюры) в фотографии быстро и просто! Выберете наиболее подходящее изображение

В распоряжении фотографов, надо признаться, есть довольно много полезных инструментов, позволяющих решать совершенно различные фотографические задачи. Одни стекляшки и железки нужны нам на каждой съёмке, другие востребованы намного реже. Есть и редко применяемые устройства, но обойтись без которых сложно.

Таким нечасто применяемым фотографическим изделием можно назвать и тилт-шифт объектив. Тилт-шифт (tilt-shift) оптика (слово tilt переводится с английского как "смещение", а слово "shift" написано прямо на вашей клавиатуре) позволяет управлять перспективой, что является настоящей находкой, например, при фотосъёмке архитектуры . Проявляется этот эффект за счёт сдвига оптической группы линз относительно плоскости матрицы или плёнки. Напомним, что при архитектурной съёмке крайне важно держать плоскость светочувствительного элемента строго параллельно фасаду здания, что приводит сразу к двум сложностям. Во-первых, половина кадра становится неинформативна (если не считать полезной частью фотографии матушку-землю под ногами фотографа); во-вторых, здание может элементарно не поместиться в границы кадра. Если же сфотографировать высокий объект с уровня земли, просто вписав его в рамки кадра, то неизбежен характерный завал стен. И если наш глаз (а точнее говоря, мозг) успешно "корректирует" эти искажения в реальном времени, то сторонний наблюдатель видит просто неопрятные картинки, на которых дом "падает", и кривизне прямых в реальности стен может позавидовать Пизанская башня.

Конечно, толковый фотограф легко скорректирует перспективные искажения в графическом редакторе, то гораздо проще снимать "правильно" сразу, не тратя драгоценное время на обработку. Среди недостатков "аппаратного" подхода можно назвать значительную стоимость тилт-шифт оптики. Популярный tilt-shift объектив Canon TS-E 24mm f/3.5L II стоит порядка 70 000 рублей, а TS-E 45 f/2.8 того же производителя - около 50 000.

Важной особенностью тилт-шифт объективов , не имеющей программных аналогов, следует назвать возможность управления ГРИП - глубиной резко изображаемого пространства. Некоторые виды фотосъёмки (например, предметная съёмка) крайне критичны к этому параметру. При предметной фотосъёмке , например, ювелирных изделий, фотограф сталкивается с тем, что весь предмет просто не помещается в "резкую" область, как бы сильно ни была зажата диафрагма. Порой такие картинки приобретают некую художественную недосказанность, но нередко заказчик смело отнесёт их в разряд брака.

Если излишне не загружать читателей теорией tilt-shift оптики, формулами и прочими правилами Шаймпфлюга, на деле всё оказывается довольно просто. Нам нужно "положить" ГРИП вдоль предмета, тем самым добиваясь одинаково резкого изображения всей требуемой зоны. При развитии цифровой техники любой фотограф легко увидит, как "легла" глубина резкости, и при необходимости легко изменит наклон оптической оси. А за удобство надо платить, согласны?

Но чаще же фотограф просто использует тилт-шифт объективы для создания забавных эффектов. Об этих эффектах мы сегодня и поговорим.

Открываем фотографию в Фотошопе. Методика имитации тилт-шифт эффекта несложна; владеющий PS на достаточном уровне способен додуматься сам, для особо ленивых фотографов на сайте www.tiltshiftphotography.net подробно и пошагово описаны все действия. Попробуем повторить. Конечно, годится любая фотография, но лучше выбрать такой сюжет, чтобы тилт-шифт эффект работал на общую идею, а не против неё. Хорошо будет заметен результат на фотографиях крупных, масштабных объектов - железнодорожной станции, здания, улицы. В идеальном случае фотография должна быть выполнена с некоторым наклоном к поверхности земли, с высоты. В качестве примера я выбрал фотографию Исаакиевского собора, которую сделал с борта вертолёта весной этого года:

Теперь жмём "Q" - выходим из режима маски. Красная зона исчезла, на фотографии стало заметно пунктирное выделение:

В результате нехитрых манипуляций картинка становится игрушечной! Эффект тилт-шифт объектива создаем иллюзию, что на фотографии на настоящий город, а макет:

Наиболее въедливые, но не желающие тратить на tilt-shift оптику свои честно заработанные деньги для пущего эффекта могу поиграть ползунками уровней и насыщенности, а также невредно поднять резкость - тилт-шифт эффект станет более заметным. Готово, наслаждайтесь!

Хочется поиграть с tilt-shift, но лень разбираться с Фотошопом? Да нет проблем. Вы без труда найдёте онлайн-сервисы, позволяющие создать тилт-шифт эффект без освоения многочисленных премудростей обработки - просто загрузите фотографии на сайт, и получите на выходе свои же обработанные картинки; у зрителя будет создаваться вполне убедительное ощущение, что они сняты именно тилт-шифт объективом.



Забавный эффект этот самый тилт-шифт? Несомненно. Следует ли применять его часто? Вряд ли. Как и в случае с любым другим фотографическим инструментом и методикой, tilt-shift и всяческие "закосы" под него уместны далеко не всегда - всё зависит от стоящей перед фотографом художественной задачи. Таким образом легко придать гротескность привычным картинкам, достигнуть иллюзии игрушечного мира. Нужно ли это в данный конкретный момент вашим картинкам - решать только вам.

Удачи вам и множества замечательных фотографий.

Объектив, о котором с осени 2012 года говорили фотографы и представители фотомагазинов, наконец в продаже. Нередки мнения, что такой объектив не нужен, что можно взять широкоугольник, например, 14 или 16 мм, а затем легко исправить перспективу в фотошопе. Тилт-шифт объективы имеют ручную фокусировку, работать ими неудобно. На самом деле результат, полученный широкоугольным объективом, а затем исправленный в фотошопе, сильно отличается как по передаче пространства, так и по форме объектов в кадре. Какая получается картинка со сдвигом (shift), или наклоном (tilt), или без перемещений, зачем нужны сдвиг и наклон — читайте дальше. А те, кто думает, что такой объектив им не нужен, могут дальше не читать.

Области применения тилт-шифт объектива:

  • съемка архитектуры без перспективных искажений или с минимально возможными перспективными искажениями;
  • съемка интерьеров без перспективных искажений или с минимально возможными перспективными искажениями;
  • съемка с большой глубиной резкости при малых значениях диафрагмы (открытая диафрагма);
  • съемка не только с большой глубиной резкости, но и, наоборот, имитация малой глубины резкости;
  • макросъемка с большой глубиной резкости;
  • панорамная съемка без поворота камеры;
  • съемка для конечного увеличения размера фотографии без интерполяции и поворота камеры при съемке.


Сдвиг вниз



Сдвиг вверх



Наклон вниз

Характеристики

Сначала несколько слов о том, как устроен объектив Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC.
Samyang TS 24 mm представляет собой полнокадровый широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием и ручной фокусировкой. Главной особенностью объектива являются наклон плоскости фокусировки относительно плоскости матрицы или пленки и сдвиг оптической оси относительно центра кадра. Эти функции и называются tilt (наклон) и shift (сдвиг).

Оба механизма (shift) и (tilt) имеют плавную и независимую регулировку. Наклон оптической оси ± 8,5° и сдвиг ± 12 мм. Функции shift и tilt можно повернуть независимо друг от друга вокруг оптической оси на 90° (с шагом в 30°). Это самая важная конструкция этого объектива. В большинстве тилт-шифт объективов других фирм поворот и сдвиг происходят в направлениях под углом 90° друг к другу. А значит, невозможно пользоваться обеими функциями, когда необходимо исправить перспективу и получить резкий передний план, например, при горизонтальном кадре. Обратите внимание, что многие модели объективов Canon и Nikon имеют только одну ось поворота.

Объектив выпускается с креплением Canon EF, EF-S, Sony A/Minolta A, Nikon F (FX, DX) и Pentax K. Резьба под светофильтр составляет 82 мм. И два слова об оптической конструкции: все компоненты объектива имеют многослойное просветление UMC. Оптическая схема состоит из 16 элементов в 11 группах с двумя асферическими элементами и двумя компонентами из мелкодисперсионного ED-стекла. Объектив оснащен шкалой глубины резкости, которая расположена рядом со шкалой расстояний. Минимальная дистанция съемки составляет около 20 см.



Наклон и сдвиг вверх одновременно





Искажения

Дисторсия, к сожалению, присуща всем широкоугольным объективам в той или иной степени. Как показало сравнение, у Samyang T-S 24 mm дисторсия несколько меньше, чем у аналогичного объектива Canon, но немного больше, чем у Nikkor. Сдвиг объектива практически не оказывает влияния на уровень дисторсии.

Хроматические аберрации очень малы, что является отличным показателем для объектива короткого фокусного расстояния с большой кроющей способностью. При этом данный вид аберраций автоматически исправляется в Capture One 7.х, или модуле Adobe Camera RAW 7.х (Photoshop CS6), или в Lightroom"е версий 4 или 5 (Lens Correction — Remove Chromatic Aberration).


Исправление хроматических аберраций в Adobe Camera RAW 7.х (8.х) и Lightroom 4 (5)

Несмотря на то, что сдвиг или наклон немного усиливают хроматические аберрации, они также исправляются автоматически в вышеназванных программах. В отношении хроматической аберрации Samyang T-S 24 mm не одинок. Этот вид аберраций присутствует и у аналогичных объективов Canon или Nikon, а у отдельных моделей тилт-шифт объективов даже в большей степени.

Виньетирование становится заметным в крайних положениях сдвига. Опять же, этот вид искажения присущ всем широкоугольным тилт-шифт объективам (законы физики, никуда не деться). У аналогов Canon или Nikon виньетирование практически совпадает с объективом Samyang T-S 24 mm.

Для себя я всегда проверяю объективы, фотографируя часть стеллажа своей библиотеки. Мелкие буквы на корешках и хороший контраст заменяют мне миру. Я давно понял, что для практического использования и печати фотографий размером А2 и даже немного больше с полного кадра Canon 5D Mark II или Canon 5D Mark III такого теста мне вполне достаточно. Я не занимаюсь научной фотографией.


4









При диафрагме 5,6 размытие практически незаметно; при f/8—f/22 резкость одинаковая по всему полю.

Shift

Используя при съемке функцию сдвига (shift), можно без труда исправить перспективные искажения или минимизировать их, если объект съемки высок, а фотограф стоит на близком расстоянии. Если же снимать стандартным объективом, то можно попытаться исправить эти искажения командой Lens Correction в программе Photoshop, или использовать команду Lens Correction в модуле Adobe Camera RAW, или в Lightroom"е, или в другой удобной программе. Однако при таком подходе снижается разрешение либо в конечном итоге для сохранения качества приходится уменьшать размер фотографии. Кроме того, изменяется передача пропорций объектов. Посмотрите внимательно на картинки ниже.





Использование команды Lens Correction в Photoshop"е, перспективные сходы исправлены, иная передача пространства. Значение Vertical Perspective составило —94, при максимально возможных —100












Горизонтальная панорама из двух кадров (смещение влево и вправо)






Использование функции сдвига дает примерно такое же поле зрения по горизонтали, как у 16-миллиметрового объектива, но с заметно более высоким разрешением.



Tilt

Для достижения большой глубины резкости даже при съемке широкоугольным объективом следует использовать функцию наклона (tilt). Это особенно важно, когда необходимо получить резкость всех планов снимка. Для достижения большой глубины резкости мы не можем полностью закрыть диафрагму, потому что из-за дифракции начинает снижаться резкость, и чем меньше пиксель матрицы, тем больше придется открывать диафрагму. Бороться с этим противоречим и помогает тилт-оптика. Следующие снимки стеллажа демонстрируют использование функции наклона.









Подробно о том, как работать с тилт-функцией, читайте в статье «Глубина резкости и наклон объектива » (статья в работе).

Работа с тилт-шифт объективом

При работе с тилт-шифт оптикой следует помнить, что при наклоне и сдвиге экспонометрия будет ошибочной. Это связано с тем, что встроенный экспонометр рассчитан на лучи, падающие под строго определенным углом, поэтому работать на наклонах и сдвижках следует только в ручном режим, отключив любую автоматику экспозамера. А при работе с титл-шифт оптикой лучше всего использовать отдельный экспонометр. Если такого экспонометра нет, следует провести замер без наклонов и сдвижек, а затем снимать данный сюжет именно с этими показаниями.
Поскольку ни одна модель тилт-шифт объектива не записывает в EXIF данные о наклоне или сдвиге, эту информацию полезно записывать. А этот объектив не записывает и данные по диафрагме. Я обычно после каждого кадра включаю запись видео и просто говорю в микрофон камеры параметры шифт, тилт и рабочую диафрагму.

При последующей обработке нельзя использовать профиль объектива Samyang 14 mm f/2,8 IF ED UMC Aspherical , который может автоматически подключаться, в зависимости от настроек Adobe Camera RAW или Lightroom.

Русская версия сайта компании Samyang .

Вердикт

Плюсы:

— очень хорошее качество изображения в центре кадра;
— хорошее качество изображения по краям кадра;
— очень низкие хроматические аберрации, которые легко исправимы программными методами;
— умеренная дисторсия;
— очень небольшая кома;
— низкое виньетирование при нормальном положении объектива (без любых сдвигов);
— самый дешевый полноценный тилт-шифт на рынке объективов.

Минусы:

— слегка размывает углы при диафрагме 4; при f/5,6 эффект практически незаметен; при f/8—f/22 резкость одинаковая по всему полю. (Хочу заметить, что у объектива Canon EF 17-40 mm f/4 L USM размытие углов при фокусе 17-19 мм гораздо больше, чем у Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC, причем на всех диафрагмах);
— блики при съемке в контровом и скользящем свете, что в некоторой степени исправимо при использовании бленды;
— узкое кольцо управления диафрагмой, что приводит к частому касанию кольца резкости и, как следствие, его смещению, а значит, к получению в итоге нерезкого кадра;
— винты фиксации тилт- и шифт-сдвижек небольшого размера, что немного неудобно в работе, так как приходится применять большие усилия.

Данное мнение является относительным, так как я не проводил тщательного замера по различным мирам и шкалам. Однако я считаю разрешение объектива Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC высоким для подавляющего числа фотографических сюжетов.
С помощью этого объектива можно получить фотографии такого же качества, что и снимки, сделанные его конкурентами, стоящими более чем в два раза дороже. Возможно, процесс съемки займет немного больше времени, но думаю, что игра стоит свеч, ведь разница в цене между Samyang и Canon или Nikkor отличается более чем в два раза. Конечно, каждый выбирает для себя.

Блог Александра Ефремова: http://efremovphoto.com

Есть кое-что притягивающее в крошечных вещах, они увлекательны по своей природе. Фотография с эффектом тилт-шифт - отличный пример того, как большие объекты из реальной жизни можно сделать миниатюрными произведениями искусства.


Тилт-шифт - это вид фотографии, где Вы можете манимулировать фокусом и глубиной резкости для получения фотографий, имитирующих миниатюрные моели путем избирательной фокусировки.

Эффект может быть достигнут с помощью специальных Tilt-shift объективов, но Вы также можете сымитировать этот эффект при пост обработке в Photoshop.

Если Вы не хотите тратить 2500 долларов на такой объектив, чтобы добиться требуемого эффекта, я дам несколько советов, которые помогут сделать это с помощью Photoshop CC.

Кроме непосредственно ретуширования и программного обеспечения я дам несколько советов для получения наиболее подходящих снимков-исходников.

Существует несколько способов получения тилт-шифт эффекта с помощью Photoshop CC, но мы будем использовать простой способ, который даст точно такой же результат как и использование специализированного оборудования.

1. Выберете наиболее подходящее изображение

Выберите высокую точку съемки (в Вашим коптером DJI Mavic Pro , Mavic Air или Phantom 4 , я думаю, Вам будет легко сделать это), чтобы добиться атмосферы модели (мы всегда смотрим на модели с высоты). Выберите фотографию с достаточным количеством деталей, с большим количеством элементов и небольшим количеством «пустых» мест, чтобы придать больший эффект Вашей фотографии.

2. Шаг два

В меню «слои» кликните правой кнопкой на превью, в выпадающем меню выберите «преобразовать в смарт объект» (convert to smart object).

3. Шаг три

Теперь в верхнем меню нажмите «фильтр», далее указателем на «галерея размытия», затем выберите «наклон-смещение».

4. Шаг четыре

В правой части экрана есть 2 панели: основные инструменты размытия наверху с опциями и настройками тилт-шифт фильтра и панель «размытия» внизу, с некоторыми дополнительными функциями настройки «боке».

Чтобы двигать область резкости, просто нажмите в центр и перенесите в новое место, затем отпустите кнопку мыши. Чтобы изменить силу воздействия нажмите на «кнопку» и Вы сможете двигать линии вверх и вниз, чтобы изменить место размытия.

5. Шаг пять

Вы можете решить по-своему, но я выбираю «симметричное искажение»

6. Шаг шесть

Выберите опцию «высокое качество» для лучшей проработки деталей. Для достижения наибольшего эффекта «игрушечности», возможно имеет смысл немного подредактировать цвета (возможно стоит добавить немного насыщенности). Верхнее меню-изображение-коррекция-цветовой тон/насыщенность. Еще один важный шаг, который не стоит забывать - коррекция кривых яркости. Верхнее меню-изображение-коррекция-кривые. И, наконец, последний шаг - добавление резкости. Я рекомендую провести небольшую обрезку изображения, чтобы убрать все ненужное окружение для достижения большего тилт-шифт эффекта

Что касается цветов, кривых и добавления резкости - не переусердствуйте.

Я надеюсь, что эти короткие советы помогут вам открыть для себя новый приятный способ съемки и затем добавить тилт-шифт эффект к некоторым Вашим фотографиям.

Спасибо, что прочитали, наслаждайтесь полетами с Вашим коптером.

ps: тилт-шифт эффект работает не только в фотографии, Вы также можете использовать эту технику с Вашим видео материалом. Я использую Final Cut Pro X, который позволяет легко добавить этот эффект и в видеоряд.

Примеры обработки фотографий

Доминиканский костел

Перекресток

Набережная

Скала Uluwatu

Пляж Nusa Dua

Рисовые террасы

Pandawa Pier часть II

В данном уроке вы узнаете как сделать эффект Тилт-шифт в фотошопе

Tilt Shift объектив создаёт интересный эффект уменьшенного мира, но такой объектив стоит немалых денег. позволяет воссоздать данный эффект довольно легко и без затрат, и этим мы и займёмся в данном уроке. Для урока мы будем использовать эту фотографию:

А вот к такому эффекту мы будем идти:

Шаг 1: Выбор Фото

Тилт-шифт эффект, который мы имитируем предназначен для того чтобы сделать изображение на фотографии визуально миниатюрным вроде модели или игрушки. Чтобы получить данный эффект, вам нужна фотография, которая была сделана под наклоном сверху вниз, например фото городских сцен с автомобилями зданиями, людьми, но и также может хорошо выходит с пейзажами, сфотографированными с высокой точки.

Шаг 2 : Делаем Non-Destructive

Первое, что мы сделаем в фотошопе- это дублируем фоновый слой, так что если нам не понравятся результаты это не повлияет на исходную фотографию. Вы можете сделать это зайдя в Layer> Duplicate Layer. Далее мы преобразуем новый слой в смарт-объект. Преимущество этого в том, что когда это смарт-объект, то вы сможете вернуться назад и отредактировать пятно позже, когда захотите. Если вы просто примените размытие на слое, который не является смарт-объект вам нужно будет отменить и повторно применить размытие, если вы решите его изменить. Для того чтобы сделать слой смарт-объектом щелкните правой кнопкой мыши на слое на панели слоев и нажмите на «преобразовать в смарт-объект».

Шаг 3: Тилт-шифт Размытие

Фотошоп включает в себя фильтр размытия в частности для Тилт-шифт эффекта, от версии CS6 и новее. Чтобы это сделать нажмите Filter > Blur Gallery > Tilt Shift.

Вы увидите настройки Тилт-шифт

И вы увидите такие линии на изображении:

Область между двумя центральными линиями будет оставаться полностью в фокусе. Площадь между сплошными линиями и пунктирными линиями будет постепенно размыто с эффектом градиента. А площадь после пунктирными линиями будет полностью размыта («полностью» означает в зависимости от степени размытия, которую вы выберите).

Вы можете перетащить эти линии ближе друг к другу или дальше друг от друга, чтобы область фокуса была больше или меньше и сделать участки постепенного и полного размытия больше или меньше. Чем меньше площадь постепенного размытия тем жестче будет переход, а чем больше площадь постепенного размытия тем мягче.
В этом случае я немного придвину верхнюю линию к центру, чтобы здания на заднем фоне были размыты, а в нижней части фотографии будут размыты поменьше.

Теперь давайте перейдем к настройкам. Первый параметр размытия, который будет контролировать силу размытия. Он измеряется в пикселях, так что разрешение вашего фото повлияет на настройки. Я установить его на 20px. Существует также слайдер искажения. Вы можете экспериментировать с ним и посмотреть, как это будет воздействовать на вашу фотографию. Я считаю, что это, как правило, не имеет особого значения, поэтому я установлю его на 0.

В эффектах размытия у вас также есть ползунки, которые будут воздействовать на размытые области фотографии. Перемещение ползунка света(Light Bokeh) направо осветлит помутнение области. Для этого фото это значение сделает облака и небо очень светлыми, если вы поставите ползунок далеко, так что я поставлю на 10%. Ползунок цвета(Bokeh Color) повлияет на насыщенность цвета размытой области, но на этом фото это не имеет большого значения, так что я ставлю на 0. Диапазон настройки света определяет область света, где появляется размытие. Перемещение черного ползунка влево будет исключать темные области, а перемещение белого ползунка вправо будет исключать светлые участки. В моём случае я установлю их на 200 и 245.

Когда вы закончите нажмите «ОК» в верхней части, и размытие будет применено.

После размытия наша фотография выглядит так:

21.12.2014 11395 Справочная информация 0

Принцип работы

Оптическая схема Tilt/Shift объективов такова, что поле качественного изображения намного превышает площадь кадра, благодаря чему фотограф может сдвигать кадр в границах данного поля, перемещая либо наклоняя объектив относительно плоскости сенсора. В результате этого теряется соответствие центров перспектив объектива и изображения. В результате получается эффект, соответствующий смещению кадрирования от центра изображения к краю в объективах с широким углом обзора.

Сдвиг имеет два основных использования: смена перспективы или расширение угла зрения (с использованием нескольких снимков). При этом сенсор запечатлевает не всё круговое изображение целиком, а часть его - центральное прямоугольное кадрирование. Для расширения угла зрения используются несколько снимков.

Говорить, что Tilt/Shift объективы что-то исправляют в кадре, не совсем верно. Они скорее позволяют перестроить сюжет соответственно привычному для нас восприятию. Как известно, наше зрительное восприятие не отражает в точности геометрическое построение мира, как это делает зеркало, а производит в мозгу психологическую обработку увиденной картинки.

Обратной стороной медали является то, что объективы с функцией сдвига имеют более значительные размеры и массу по сравнению с обычными объективами (при тех же значениях фокуса и наибольшей диафрагме). Помимо этого при значительном сдвиге в поле зрения попадут те части кругового изображения, которые имеют уже ухудшенное качество. Но тут надо сказать, что на обычном объективе постоянно доступное изображение часто бывает не лучшего качества. Tilt/shift объектив c фокусным расстоянием 24 мм соответствует по своим оптическим данным обычному объективу с фокусным расстоянием 16 мм в связи с одинаковым размером кругового изображения. А из этого следует, что tilt/shift объектив с фокусом 24 мм уступает по качеству полученного оптического изображения обычному объективу с фокусом 24 мм. Это и понятно - чем больше угол зрения, тем качество ниже.

В маркировке объективов, допускающих только сдвиг оптической оси в поперечном направлении, присутствуют буквы PC, означающие управление перспективой (англ. Perspective Control, Perspective Correction). При наличии дополнительной возможности наклона оптической оси, объектив чаще всего маркируется аббревиатурой TS, означающей сдвиг и наклон.

Пример использования

Например, необходимо снять и цветы на переднем плане, и замок на заднем плане.

Красной линией помечена зона наилучшего фокуса. Как видите, только на F16 нам удается захватить и то и другое в глубину резкости. Но при этом оба объекта находятся на границах ГРИП и не будут идеально резкими. Не говоря уже о том, что F16 — значение диафрагмы объектива, которое превышает дифракционный лимит для большинства современных камер и потому тоже вносит свою лепту в снижение резкости фото.