Меню
Бесплатно
Главная  /  Материалы  /  Как называется конечный продукт процесса управления. Управленческий процесс и его простые элементы. Процесс организации управленческой деятельности

Как называется конечный продукт процесса управления. Управленческий процесс и его простые элементы. Процесс организации управленческой деятельности

Реферат по предмету менеджмент на тему :

Управленческие процессы в организации

Введение 3

Управленческий процесс 4

Управленческий цикл и его этапы 6

Производство и управление им 9

Управление ассортиментной политикой предприятия 15

Материально- техническое обеспечение предприятия 20

Сбытовая политика предприятия 21

Заключение 24

Список литературы 25

Введение

Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих про­цессов, т. е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджера­ми в определенной последовательности и комбинации. Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

1) получение и анализ информации;

2) выработка и принятие решений;

3) организация их выполнения;

4) контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход даль­нейшей работы;

5) вознаграждение или наказание исполнителей.

Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они бы­вают первичными и производными; одноступенчатыми и многоступенчатыми; скоротечными и продолжительными; полными и неполными; регулярными и не­регулярными; своевременными и запаздывающими и т. п. Управленческие процес­сы содержат как жесткие (формальные) элементы, например, правила, процедуры, официальные полномочия, так и мягкие, такие, как стиль руководства, организационные ценности и прочее.

Управленческий процесс и его характеристика

Любой управленческий процесс состоит из определенных фаз (стадий).

Фаза (стадия) - качественно определенная часть процесса. Переход из одной фазы в другую предполагает существенные качественные изменения как самого процесса, так и системы, в которой он осуществляется.

Полное прохождение стадий процесса и возвращение к исходному образует цикл. В общем случае цикл - это полная совокупность последовательно осуществляемых стадий целостного процесса.

Этап - более узкое понятие, чем фаза. Этапы выделяются только в процессах, ориентированных на достижение результатов. Этапы управления - это конкретные действия, входящие в управленческий процесс, в целях получения планируемого результата. Имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Вместе с тем они неразрывно связаны, более того, они как бы проникают друг в друга. Иными словами, все управленческие этапы образуют целостный управленческий цикл.

Управленческий цикл - это завершенная последовательность повторяющихся активных действий, направленных на достижение поставленных целей. Управленческий цикл начинается с уяснения задачи или проблемы и заканчивается достижением определенного результата. После этого цикл управления повторяется. Частота его повторения определяется конкретным типом и природой управляемой системы. В социальных системах этот цикл повторяется непрерывно. Конечная цель управления системой может достигаться одним или несколькими циклами управления.

Циклическая реализация процессов позволяет устанавливать и фиксировать характерные черты, общие зависимости, единые закономерности процессов и обеспечивать на этой основе их рациональную процессуализацию и предвидение.

Общая система этапов:

    сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки - диагноз;

    научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния, тенденций и особенностей развития объекта управления на период упреждения на основе выявления и правильной оценки устойчивых связей и зависимостей между его прошлым, настоящим и будущим - прогноз;

    выработка и принятие управленческого решения;

    разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели, - планирование;

    своевременное доведение до исполнителей поставленных задач, правильный подбор и расстановка сил, мобилизация исполнителей на выполнение принятого решения - организация;

    активация деятельности исполнителей - мотивация и стимулирование;

    получение, обработка, анализ и систематизация сведений о ходе реализации заданий, проверка того, насколько организация дела и результаты исполнения соответствуют принятым решениям, - учет и контроль;

    общий для 4-х последних этапов - обеспечение пропорционального и непрерывного функционирования всей системы управления путем установления текущих оптимальных связей между отдельными исполнителями - регулирование.

Данный алгоритм позволяет определить место каждого этапа в процессе управления, овладеть технологией и методикой, навыками и умением руководить коллективом. Строго последовательное расположение этапов показывает зависимость качества системы управления от каждого отдельного элемента и реализуемых функций. Начало выполнения очередного этапа не означает окончания предыдущего. Например, работа с информацией осуществляется на протяжении всего управленческого цикла, корректировка плана происходит в ходе его выполнения и т.д.

Начинается цикл с появления управленческой проблемы. В качестве проблемы могут выступать как задачи, указания начальника, так и собственные задачи. В нашем случае проблему можно определить как вопрос, который объективно возникает в ходе управления, и решение которого представляет практический интерес, соответствует поставленным целям.

Управленческий цикл и его этапы

1. Диагноз

Диагноз - сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки.

Решение проблемы требует наличия управленческой информации. Это множество сообщений, необходимых для осуществления процесса управления.

Требования к информации: полнота, объективность, достоверность, оперативность, непрерывность поступления.

Информация поступает из вышестоящего звена управления или может собираться самостоятельно. В первом случае информация обязательно уясняется, во втором случае необходимо применение научных методов сбора.

2. Прогнозирование

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и сроках существования.

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Это специальные исследования, преимущественно с количественными оценками и с указанием тенденций, характера и определенных сроков изменения объекта управления.

Прогнозирование имеет два аспекта: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем. Следовательно, прогноз - не самоцель, а средство для выработки управленческого решения и планирования.

3. Решение

Принятие решений - одна из фундаментальных задач управленческой деятельности, и именно в этой точке управленческого цикла весьма часто начинаются неприятности. И не только тогда, когда решение оказывается неверным, - немало хлопот бывает и с правильными, грамотными решениями (С. Макаров).

В научной литературе управленческое решение представлено в двух аспектах - широком и узком.

В широком аспекте управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

В узком смысле слова под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуацииСм.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.. Управленческое решение - это процесс подготовки и выбора из некоторой совокупности одного или нескольких взаимосвязанных методов воздействия на объект управления в целях его изменения или стабилизации.

4. Планирование

На базе результатов прогноза и решения руководителя проводится планирование и формируется план деятельности.

Планирование заключается в установлении определенной последовательности и способов выполнения войсками каждой из задач, распределении усилий войск и материальных средств по задачам и направлениям действий, установлении порядка взаимодействия и всех видов обеспечения, позволяющих реализовать решение и достигнуть поставленной цели.

Планом называется официальный документ, в котором отражаются:

    прогнозы развития организации в будущем;

    промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями;

    механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;

    стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

При планировании необходимо учитывать его принципы:

    единство;

    непрерывность;

    гибкость;

    координация и интеграция;

    обоснованность;

    скрытность (в условиях боевой обстановки).

5. Организация

Состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений, а также порядка и условий работы всех элементов и звеньев системы.

Этапы планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются: планирование готовит почву для того, чтобы реализовать цели, стоящие перед частью (подразделением), а организация как функция управления создает рабочий процесс, главным компонентом которого выступают люди. Таким образом, планирование и организация как бы материализуют управление, делают его фактом социальной действительности.

Типология процесса управления

Основные этапы процесса управления

Процесс управления

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих определенных целей. Имеется различные точки зрения в определении процесса управления.

Представим некоторые из них:

1. Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, то есть целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации.

Данные управленческие процессы совершенствуются вместе с развитием самой организации. Управленческие процессы содержат как жесткие, формальные элементы (правила, процедуры, официальные полномочия), и достаточно мягкие, (стиль руководства, организационные ценности). Целью конкретного управленческого процесса, является изменение или сохранение существующей управленческой ситуации, которые оказывают, или могут оказать влияние на развитие организации.

2. Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного набора специфических взаимосвязанных действий. Особенность процесса управления, состоит в том, что он в своей содержательной трактовке не эквивалентен всей деятельности организации по достижению определенных взаимосвязанных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности.

Содержание и набор действий и функций , осуществляемых в процессе управления, напрямую зависят как от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская), от размеров организации, а также от сферы ее деятельности (производство товаров или оказание услуг), от уровня управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

Для процесса управления внутри организации характерно наличие однородных видов деятельности.

Ученые считают, что можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в общие функции управления:

К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению.

Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.


Процесс разделения на этапы является определенным аналитическим инструментом, который позволяет выявить закономерности процесса управления, и выделить те пути, которые будут способны его определенным образом усовершенствовать.

Этап процесса управления можно определить как совокупность управленческих операций, действий, который характеризуется качественной определенностью и однородностью, отражает необходимость их существования.

Традиционно управленческий процесс представлен в виде последовательно сменяющих друг друга этапов, таких как целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения. Схематично данный процесс представлен на рис.1

Рис. 2 Содержание этапов в процессе управления

По мнению ряда ученых, логическая схема процесса управления имеет следующий вид.

1 . Первый шаг началом развития процесса управления здесь происходит появление новых целей и структурирование новых задач. Поэтому целеполагание можно рассматривать в качестве первого шага к логической схеме развития управления как процесса.

2 . Вторым шагом в этой схеме является выработка в системе управления реакции на новые задачи -которые должны привести к развитию процесса управления. Возможно появление трех типов реакции.

Первый тип - попытка ничего не менять в управлении либо провести небольшие, частичные изменения, основное внимание сконцентрировать на выявлении причин, требующих изменения..

Второй тип - стереотипный подход к решению возникающих задач. Это попытка решать управленческие задачи практически независимо от их содержания, природы и динамики с помощью ранее оправдавших себя подходов к преобразованию системы управления. Наиболее широко распространенным подходом к решению любых новых задач является проведение организационных перестроек в управлении, создание новых управленческих органов.

Третий тип - комплексная перестройка системы управления в соответствии с содержанием и сущностью новых задач, возникающих перед управлением, и возможностью преобразования управления.

3 . Третьим шагом логической схемы развития управления является перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления. Это предполагает проведение принципов, положенных в основу системы управления, в соответствие с сущностью и содержанием задач, которые стоят перед управлением.

После того, как в системе управления происходит формирование новой подсистемы принципов, наступает следующий шаг

4 Четвертый шаг перестройки структуры и элементов системы управления. Часто данный шаг рассматривается в качестве эквивалента собственно процесса управления, потому, что именно перестройка структуры, методов управления, кадров управления и рассматривается как процесс управления.

Перестройкой структуры и элементов в системе управления логическая схема развития управления не завершается. Остается завершающий шаг - закрепление в процессе управления новых качеств и свойств, привитых ему в процессе изменения. Это предполагает, во - первых , соответствующее развитие информационно - поведенческой подсистемы. Во- вторых , на данном шаге проводится регулярное изучение хода развития и анализ результатов мероприятий, проводимых в рамках перестройки.

В - третьих , на данном шаге осуществляется целенаправленная корректировка как всего процесса управления, так и его отдельных составляющих. Корректировка осуществляется с целью отказа от неоправдавших или невозможных для полноценной реализации направлений развития управления, а также проведения новых, ранее не предусмотренных преобразований управления, целесообразность и необходимость которых возникла в процессе его развития.

Выделение тех или иных этапов процесса управления связано с учетом определенных аспектов процесса.

Элементы управленческого процесса

Процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

Управление как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций - объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.

Стадии управленческого процесса.

1-й этап. Диагноз -- сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки.

Решение проблемы требует наличия управленческой информации. Это множество сообщений, необходимых для осуществления процесса управления.

Требования к информации: полнота, объективность, достоверность, оперативность, непрерывность поступления.

Информация поступает из вышестоящего звена управления или может собираться самостоятельно. В первом случае информация обязательно уясняется, во втором случае необходимо применение научных методов сбора.

Для самостоятельного сбора информации используются различные социологические методы.

Таким образом, 1-й этап создает исходную основу для дальнейших управленческих действий.

2-й этап. Прогнозирование. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и сроках существования.

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Это специальные исследования на основе научных методик, преимущественно с количественными оценками и с указанием тенденций, характера и определенных сроков изменения объекта управления.

Прогнозирование имеет два аспекта: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем. Следовательно, прогноз -- не самоцель, а средство для выработки управленческого решения и планирования.

Основные принципы прогнозирования: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность.

Прогнозирование имеет смысл лишь тогда, когда его результаты (прогнозы) учитываются при подготовке соответствующих решений. Даже самые достоверные прогнозы останутся лишь на уровне идей, если субъект принятия решения по каким-либо причинам не использует их в своей деятельности.

3-й этап. Решение. Принятие решений -- одна из фундаментальных задач управленческой деятельности, и именно в этой точке управленческого цикла весьма часто начинаются неприятности. В научной литературе управленческое решение представлено в двух аспектах -- широком и узком.

В широком аспекте управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

В узком смысле слова под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Управленческое решение -- это процесс подготовки и выбора из некоторой совокупности одного или нескольких взаимосвязанных методов воздействия на объект управления в целях его изменения или стабилизации.

В общем случае управленческое решение должно отвечать ряду требований:

иметь ясную цель; быть всесторонне обоснованным; быть своевременным; быть оптимальным, при котором достигается выполнение поставленных задач в заданные сроки при наименьших затратах;

иметь адресата и сроки выполнения; быть конкретным (отвечать на вопросы, как действовать, где и когда);

быть согласованным с ранее принятыми решениями, не противоречить им; быть правомочным; быть реально осуществимым; быть четко сформулированным управленцем, усвоенным исполнителем;

быть экономичным.

4-й этап. Планирование. На базе результатов прогноза и решения руководителя проводится планирование и формируется план деятельности.

Планирование заключается в установлении определенной последовательности и способов выполнения войсками каждой из задач, распределении усилий войск и материальных средств по задачам и направлениям действий, установлении порядка взаимодействия и всех видов обеспечения, позволяющих реализовать решение и достигнуть поставленной цели.

Планом называется официальный документ, в котором отражаются:

  • - прогнозы развития организации в будущем;
  • - промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями;
  • - механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;
  • - стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

При планировании необходимо учитывать его принципы:

единство; непрерывность; гибкость; координация и интеграция; обоснованность; скрытность (в условиях боевой обстановки).

Виды планирования

Перспективное планирование осуществляется на год, полугодие, квартал.

Текущее планирование включает в себя создание планов на месяц, а также на выполнение различных конкретных задач (периодическое и оперативное планирование).

К оперативному планированию относится создание планов, направленных на выполнение внезапно возникающих задач.

Значительную роль играет личное планирование. В личных планах находят отражение прежде всего те мероприятия, в подготовке и проведении которых руководитель принимает непосредственное участие.

5-й этап. Организация состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений, а также порядка и условий работы всех элементов и звеньев системы.

Этапы планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются: планирование готовит почву для того, чтобы реализовать цели, стоящие перед частью (подразделением), а организация как функция управления создает рабочий процесс, главным компонентом которого выступают люди. Таким образом, планирование и организация как бы материализуют управление, делают его фактом социальной действительности.

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

Поскольку функция организации состоит в объединении усилий всего персонала, задача заключается в определении миссии, роли, ответственности каждого из них. Процесс организации структурирует деятельность на основе определения функций исполнителей и формирует подразделения, исходя из управленческих целей, задач и возможностей персонала.

6-й этап. Часто мотивацию отождествляют со стимулированием. Эти понятие очень близки по содержанию, но не стоит их смешивать.

Стимулирование предполагает внешнее (моральное, физическое, материальное) воздействие на людей с целью непосредственного влияния на результаты труда, активизацию деятельности работников.

Мотивация -- более широкое понятие, которое можно рассматривать как психологический процесс, создающий побуждение, направленное на достижение определенной цели.

Стимулированием называется целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов.

Цель стимулирования -- побудить персонал работать не вообще, а делать лучше (больше) то, что обусловлено служебными отношениями.

Методы стимулирования можно разделить на две группы: моральные и материальные. В качестве критерия здесь выступает вид потребностей, на степень удовлетворения которых воздействует стимулирующая функция.

Моральное стимулировании включает в себя два класса методов: коллективные и индивидуальные. Посредством коллективных методов активируется деятельность персонала, стимулируются их координация, кооперация и взаимопомощь в ходе решения общеколлективных задач. К ним относятся: критика и самокритика, организация общественного мнения, разделение ролей, сближение официальной и неофициальной структур коллектива и др.

Методы, направленные на стимулирование личности работника, в свою очередь, включают в себя предъявление требований, оценку и побуждение к самооценке, обмен мнениями, советы, предложения, рекомендации и др.

Материальное стимулирование регулирует поведение на основе использования денежных выплат и материальных санкций (премирование, лишение премий, материальная ответственность), а также награждения ценными подарками.

Наряду с моральным и материальным можно выделить организационное стимулирование (например, временем).

Мотивация -- это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации.

Теории мотивации можно разделить на две группы:

процессуальные теории мотивации базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (это теория ожидания В. Врума).

Среди видов мотивации важное значение имеет профессиональная мотивация.

7-й этап. Контроль является одним из основных этапов управления. Без контроля большинство видов деятельности неэффективно.

Контроль представляет собой конструктивную систематическую деятельность руководителя, направленную на приближение фактического исполнения к запланированному результату. Он включает деятельность по формированию стандартов управления, проверке и оценке исполнения, осуществлению корректирующих шагов.

Задачи контроля: изучает положение дел в организации; отслеживает тенденции ее развития; выявляет нарушения и ошибки; является основой корректирующих действий; ориентирует, на что нужно обращать внимание.

Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса. Предназначением контроля является предупреждение возможных отклонений, а не их ликвидация.

Требования к организации контроля: личное участие руководителя; направленность на предотвращение ошибок; гибкость; своевременность; экономичность; индивидуализированность.

Регулирование может быть осуществлено тремя путями: во-первых, реагированием на ожидаемые изменения управленческой ситуации; во-вторых, реагированием на поступившие изменения; в-третьих, реагированием на ошибки, допущенные в управлении.

Ключевым понятием теории менеджмента является понятие управленческого процесса как одного из основных элементов управленческой деятельности. Что подразумевает его система, разберем в статье.

Вы узнаете:

  • Что включает в себя система управленческих процессов.
  • Из каких этапов состоит управленческий процесс.
  • Какие бывают методы управленческого процесса.
  • Как проводить анализ управленческих процессов.

Что такое управленческий процесс

Управление как деятельность представляет собой совокупность управленческих процессов , то есть целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации и направленных на достижение цели.

Управленческие процессы в организации развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они могут быть:

  • первичными и производными;
  • одноступенчатыми и многоступенчатыми;
  • скоротечными и продолжительными;
  • полными и неполными;
  • регулярными и нерегулярными;
  • своевременными и запаздывающими и т. п.
Кроме того, процессы управления могут содержать как жесткие (формальные) элементы, например правила, процедуры, официальные полномочия, так и мягкие, например стиль руководства , организационные ценности и прочее.

Особенности управленческих процессов зависят как от объективных, так и от субъективных факторов. К первым относятся характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и другое. Ко второй группе факторов относятся интересы руководства и персонала, а также неформальные связи.

Процесс организации управленческой деятельности

Специфика управленческой деятельности как одного из типов профессиональной деятельности определяется ее основной и общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности сотрудников в направлении достижения общих целей компании на основе принципов иерархии .

Управленческая деятельность основана на работе управленческих работников. Численность менеджеров в компании зависит от размера организации, направления ее деятельности, специфики стоящих перед ней задач, финансовых показателей и стадии развития предприятия.

При этом всех управленческих работников организации можно отнести к одной из трех категорий:

  • Руководители – занимают наиболее высокую ступень в корпоративной иерархии, руководители компании принимают решения по основным вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев.
  • Специалисты – выполняют функции, связанные с подготовкой и реализацией управленческих решений, деятельность таких работников сочетает в себе функции управления и исполнения.
  • Вспомогательный персонал – осуществляют информационное обслуживание аппарата управления, к таким сотрудникам относятся секретари, ассистенты, кассиры и т. д.

Ментальные ловушки, которые превращают успешного управленца в параноика

Вы можете сказать, что радуетесь проблемам в бизнесе и с нетерпением ждете их? Вряд ли. Тогда прочитайте статью электронного журнала «Коммерческий директор» и узнаете, что для создания и поддержки успешного бизнеса неприятности, даже большие, нужны вам так же, как жизнеспособный продукт или сервис. Не бегите от проблем - научитесь с ними справляться и извлекать из них пользу.

Система управленческих процессов

К элементам системы управления организации относят управленческий труд, который реализуется в определенном результате, его предмет и средства.

Предметом и продуктом труда в управленческих процессах является информация о существующей проблеме и способах ее решения. Исходная информация не всегда может использоваться на практике. Однако в результате обработки она трансформируется в управленческое решение, которое становится основой для конкретных действий.

Управленческие решения формируют определенный организационный порядок, который может гарантировать автоматическое срабатывание многих управленческих механизмов и выполнение управленческих действий без специальных распоряжений. Такая система значительно ускоряет и упрощает работу менеджеров.

Средствами управленческого труда служит все то, что способствует проведению операций с информацией – офисная техника, системы автоматизации, специальное программное обеспечение и рабочие инструменты работников.

Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер подготавливает и реализует отдельные решения. Такой труд относится к категории интеллектуального и может существовать в трех формах:

  • эвристическая,
  • административная,
  • операторная.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений – организационных, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководителями и специалистами.

Административный труд , как правило, относится к функциям руководителей. Он включает в себя такие виды работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, контроль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация , проведение собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма и телефонные звонки партнеров.

Важной особенностью административного труда является целевое управляющее воздействие. По типу такое воздействие может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием или похвалой. По форме воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким. По способу передачи информации целевые управляющие воздействия подразделяются на официальные и неофициальные.

Операторный труд направлен на обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Операторный труд включает следующие функции:

  • Документационная – оформление, размножение, сортировка и хранение документов.
  • Первично-счетная и учетная – сбор статистической, бухгалтерской и прочей информации о внутренних процессах в организации.
  • Вычислительная и формально-логическая – обработка и анализ собранной информации.
  • Коммуникативно-техническая – техническое обслуживание систем коммуникации между сотрудниками.

Этапы управленческого процесса

Любой управленческий процесс состоит из фаз. Фаза – это качественно определенная часть управленческого процесса. Переход из одной фазы в другую означает качественное изменение как самого процесса, так и системы, в которой он проводится.

Полное прохождение всех фаз процесса и возвращение к исходному состоянию образует цикл управленческого процесса. В общем случае цикл представляет собой полную совокупность последовательно осуществляемых стадий процесса.

Более узким понятием по сравнению с фазой является понятие этапа. Этапы выделяются только в тех управленческих процессах, которые ориентированы на достижение результатов. Этап управления – это конкретные действия, входящие в управленческий процесс, целью которых является получение планируемого результата. Этапы имеют специфический характер и могут развиваться самостоятельно. Вместе с тем они неразрывно связаны, образуя целостную систему.

Система этапов:

  • Сбор и обработка информации, анализ и оценка ситуации.
  • Фактически обоснованное прогнозирование наиболее вероятных тенденций и особенностей развития объекта управления за определенный период на основе оценки устойчивых связей и зависимостей между прошлым, настоящим и будущим проекта.
  • Выработка и принятие управленческого решения.
  • Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели – планирование .
  • Организация управленческих процессов – доведение до исполнителей поставленных задач, правильный подбор ресурсов и постановка задач исполнителям.
  • Мотивация и стимулирование исполнителей.
  • Учет и контроль управленческих процессов – сбор, обработка и анализ информации о ходе реализации управленческих задач.
  • Регулирование – последующее обеспечение оптимального функционирования всей системы управления.

Функции управленческого процесса

Основными целью управленческого процесса является изменение или, наоборот, сохранение управленческой ситуации, то есть совокупности обстоятельств, которые оказывают или могут оказать в будущем положительное или отрицательное влияние на развитие компании . Ситуацию можно оценить с помощью различных показателей:

  • длительность,
  • острота,
  • место и причины возникновения,
  • содержание,
  • круг участников,
  • важность,
  • сложность,
  • перспективы развития.

Методы управленческого процесса

Наиболее распространенной на сегодняшний день классификацией методов управленческого процесса является их классификация по содержанию. В этой связи выделяют:

  • организационные,
  • административные,
  • экономические,
  • социально-психологические методы управления.

Организационные методы призваны создавать необходимые условия работы организации. С их помощью деятельность компании нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями для персонала. К организационным методам управления можно отнести: подбор и работа с кадрами, организационное регламентирование, организационное планирование, организационный инструктаж, организационный контроль, организационный анализ.

Административные методы представляют собой способы воздействия на управляемый объект с помощью приказов, распоряжений, оперативных указаний, контроля над их выполнением, системы административных средств поддержания трудовой дисциплины и других инструментов. При этом основными задачами административных методов является обеспечение организационной четкости, дисциплинированности и эффективности работы руководства компании, поддержание необходимого распорядка в работе предприятия, управление персоналом и реализация принятых решений.

Недостаток административных методов управления заключается в том, что они поощряют исполнительность, но не инициативу. Способствовать проявлению инициативы и ответственности работников должны экономические методы управленческого процесса. В таком случае своевременное и качественное выполнение поставленных задач вознаграждается различными денежными выплатами или при помощи иных методов поощрения.

Социально-психологические методы управления представляют собой специфические способы воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы внутри компании. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду и воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Такие методы управления, с одной стороны, должны сформировать благоприятный психологический климат в коллективе, а с другой стороны – раскрыть личные способности каждого работника и помочь его профессиональной самореализации.

Анализ управленческих процессов

Анализ управленческих процессов проводится с целью устранения слабых мест в системе управления организации или для ее реорганизации и радикального обновления. Поводом для проведения анализа может быть недовольство клиентов, неудовлетворительные результаты отчетности, обновление структуры компании в связи с ее расширением либо сокращение этой структуры.

Анализ управленческих процессов включает в себя систематический учет, документирование и оценку процессов по следующим критериям: затраты, фактор времени и качество. Инструментами документирования, которые чаще всего используются на практике, могут быть диаграммы, отражающие ход определенных действий, описания процессов, циклов, мероприятий или графическая сетка процессов.

Одним из самых распространенных методов анализа является метод калькуляции затрат процессов. Расходы , связанные с отдельными элементами управленческих процессов, определяются в рамках комплексной калькуляции затрат по месту их возникновения. Расходы основных процессов вычисляются путем суммирования расходов частных процессов.

При калькуляции частных расходов носителями затрат признаются только определенные расходы, которые возникли в организации. Если качественные расходы невозможно закрепить непосредственно по носителям затрат, тогда они переходят в производственный продукт.

Модели управленческих бизнес-процессов

Бизнес-процесс – это установленная последовательность действий, требующая определенного входа, достигающая определенного выхода и использующая определенные ресурсы, которые помогают в реализации работ или услуг для клиента. В деловой литературе бизнес-процесс часто представляется как множество из одной или нескольких связанных операций или процедур, реализующих в совокупности определенную цель производственной деятельности, которая осуществляется в рамках заранее определенной организационной структуры.

Характерными для компаний бизнес-процессами являются выполнение заказа, разработка продукта, управление компанией, доставка продукции. На практике в каждой компании существуют типичные для ее сферы и взаимосвязанные друг с другом бизнес-процессы, цель которых заключается в создании и реализации продуктов и услуг.

Бизнес-процессы в компаниях могут различаться по разным параметрам. К таким параметрам относят:

  • Вид деятельности : производственный процесс или оказание услуг. Результатом производственного процесса является материальный продукт, оказания услуг – нематериальный.
  • Вид выполнения : оперативные, то есть выполняемые процессы, или диспозитивные процессы, такие как планирование, управление.
  • Создание стоимости : прямые, изменяющие объект (монтировка), или косвенные процессы создания стоимости, подготовительные, или поддерживающие процессы (транспортировка).
  • Комплексность : макропроцессы или микропроцессы. Макропроцессы описывают общие процессы на предприятиях (производство легковых автомобилей). Микропроцессы – их составные части (производство кузова).

КАК ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЫ

Управленческий процесс - это юридическая, процессуальная сторона управленческой дея­тельности.

У системы государственно-административного управления как лю­бой другой есть два состояния - статичность и динамика. Собствен­но, и понятие «власть» - политическая или административная - от­ражает всего лишь абстракцию, которая материализуется только в процессе, во властеосуществлении.

В данном разделе рассматриваются закономерности процесса ад­министративного управления, процессуального исполнения граждан­ской службы, последовательно анализируются системообразующие процедуры управленческой деятельности - нормотворческой и нормоприменительной, принятия управленческих решений и контроля за их обеспечением.

Тема 15. Административный процесс: новые подходы к пониманию

Концептуальные основы

Административный процесс как исполнение государственной службы. Виды административного процесса

Роль управленческих процедур в механизме административного управления

Административное производство: его место в административно-управлен­ческом процессе и структура

Проблемы упорядочения административно-управленческого процесса

Концептуальные"основы

Процесс (с лат. Ргocessus - продвижение, прохождение) - тер­мин, который употребляется в узком, юридическом смысле и широ­ком, общепонятном.

В юридическом значении процесс - это порядок рассмотрения дел в административных органах (административный процесс, адми­нистративное дело) или в суде (судебный процесс, судебное дело, су­допроизводство).

Как общеупотребимое слово, процесс - продвижение, последова­тельная смена состояний, тесная связь закономерно следуемых друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движе­ние.

Как понимать это слово в сочетании с государственным управле­нием, т.е. процесс государственного управления? Очевидно, только в широком, общеупотребимом смысле - как непрерывное государст­венно-управляющее воздействие, проявляющее динамику взаимосвя­зей, взаимодействий, воздействий всех (статичных) компонентов сис­темы госуправления (органов, кадров, актов, решений, принципов, методов и т. д.) в совокупности видимых (положительных и отрица­тельных) результатов их влияния на общественную систему. Можно сказать, что процесс государственного управления - это форма жиз­ни системы госуправления, ее функционирование.

Процесс государственного управления проявляется через отноше­ния и деятельность государственных органов (должностных лиц), ко­торые базируются на нормах публичного права, всех его отраслей, но при этом существуют отношения и деятельность в управлении, не урегулированные нормами права, которые реализуются в порядке ус­мотрения как субъективное право. Таким образом, процесс госуправ­ления имеет два основания: профессионально-квалификационное управляющее воздействие и правовое воздействие (юридический про­цесс) - это вся палитра, динамика управления. С процессом государ­ственного управления нельзя отождествлять управленческий процесс.

Управленческий процесс - это та часть процесса госуправления, ко­торая регламентируется нормами права и результатом имеет юридиче­ские последствия; это отношения и действия конкретных государст­венно-административных органов (и их должностных лиц), динамика которых зиждется на нормах права: материальных и процессуальных; это юридическая, процессуальная сторона управленческой деятельности. Таким образом, понятия «управленческий процесс» и «управленческая деятельность» близкие, но не совпадающие. Разберемся в этом более основательно.

Управленческий процесс, отражая динамическую, действенную, практическую сущность управления, представляет собой совокупность последовательных действий, процедур, регулирующих поведение объ­екта управления. В результате осуществления этих действий формиру­ются управленческие отношения, достигаются цели, реализуются функции, принципы и методы управления, определяется (достигается) его эффективность.

При осуществлении любой властной управленческой деятельности органы государства обязаны руководствоваться правовыми установле­ниями, практически использовать предписания нормы права для раз­решения конкретных вопросов управления. Причем одновременно не­обходимо обращаться как к материальным установлениям, так и к процессуальным, чтобы разрешить вопрос законно и оптимально, достичь необходимых социальных результатов.

В то же время управление в своей динамике (т. е. процесс управле­ния - не отождествлять с управленческим процессом!) нельзя рас­сматривать только через совокупность процедур, только как техноло­гию, которые имеют немаловажное значение для качества управления, НО не исчерпывают его содержания. Более правильной является ха­рактеристика процесса управления в контексте его социальной сущ­ности: в какой степени в нем отражены потребности и возможности общества предупреждать и разрешать возникающие противоречия, осуществлять права и свободы, интересы граждан. Без учета этого даже самая передовая технология не может исключить опасности бю­рократизации управленческого процесса, превращения системы управления в «вещь для себя». Процесс управления, таким образом, это целостная управленческая деятельность субъектов управления (ор­ганов исполнительной власти и должностных лиц), осуществляемая как действия, урегулированные нормами права (управленческий про­цесс), так и действия, не регламентированные правом. Процесс управления как управленческая деятельность необходимо сочетает ад­министрирование с политикой, предполагает способность управленцев разрабатывать управленческие решения, организовывать работу исходя из общенародных, общегосударственных интересов.

В управленческой деятельности нельзя не замечать политическую составляющую. В современной западной и российской политологии активно разрабатывается подход к определению административной по­литики как одному из видов (разновидностей) управленческой деятель­ности, связанной с выражением и защитой значимых интересов госу­дарства, социальных групп и слоев общества, индивидов, интеграцией различных слоев населения, гармонизацией их интересов и рациона­лизацией возникших противоречий и т.д. - т.е. по управлению со­циально-политическими процессами. Можно дать определение адми­нистративной политике как спланированной на основе конституцион­но-законодательных норм программы, обозначающей цель, ценности и практические шаги. Любая диспропорция в развитии общества, лю­бая трудность в решении конкретных проблем становится политиче­ской управленческой проблемой, ибо ее решение затрагивает интересы многих людей и зависит от власти и тем более, если для ее решения необходимо ломать, изменять существующие управленческие структу­ры, нормы и технологии (процедуры).