Меню
Бесплатно
Главная  /  Другие вопросы  /  Как делают стеклянные игрушки. Как делают елочные игрушки. Музей игрушки. Из прошлого в настоящее

Как делают стеклянные игрушки. Как делают елочные игрушки. Музей игрушки. Из прошлого в настоящее

Вот вы уже выросли, но наверняка помните тот детский восторг, когда родители доставали коробку с елочными игрушками, как вы разматывали запутавшиеся провода новогодней гирлянды, как искали перегоревшую лампочку в ней... А запах свежей ели или сосны, ведь елка обязательно должна быть настоящей, никаких искусственных поделок! Это маленькое детское чудо, быть причастным к созданию праздника - украшению новогодней елки! В Советском Союзе было всего несколько фабрик елочных игрушек, одна из них - в поселке Клавдиево Киевской области.

Но самое интересное, что спустя двадцать лет после распада СССР процесс производства елочных игрушек остается все таким же ручным и винтажным! Вручную разогревают стекло, выдувают шары, раскрашивают их. Абсолютно удивительный флешбек - на других предприятиях компьютеры-конвееры-стерильная чистота, а здесь очень уютный совок. В позитивном понимании этого термина! У меня сегодня отличное продолжение ! :)


Фабрика основана в 1949 году, пережила кризис 90х, но все же восстановила свое функционирование и работает до сих пор, постепенно наращивая объемы производства, стремясь достичь советских показателей.

На самой территории, несмотря на довольно ветхое состояние, все очень ярко и живо, ведь ежедневно сюда приезжают огромное количество детей:

Печки работают на настоящих дровах?! Винтаж и естественность даже в этом:)

Перейдем к самому производству, первый этап - это стеклодувный цех:

Исходный материал - это 50см стеклянные трубки, которые производятся в Беларуси.

Трубку разогревают при температуре выше 1000 градусов, из одной трубки получается до 20 шариков или 5-10 "сосулек" или верхушек на елку.

А затем вручную выдувают шары раздичного диаметра, максимальный размер - 150мм. Легкие работников этого цеха выдувают строго дозированный объем воздуха, погрешность не более 5% при кол-ве шаров за смену - 150-200! На выходе получаем прозрачный стеклянный шарик, которому нужно еще 5 минут, чтобы остыть.

Фишай 15мм дает очень прикольный эффект:)

Сергей aquatek_filips

Ира siv2203

Следующий этап - серебрение. Вот это как раз самый зрелищный и интересный момент. Все очень просто с точки зрения химии, но очень эффектно воочию. Дети в восторге, экскурсионные группы сменяются каждые 5-7 минут, людей оооочень много!

Вначале в каждую заготовку шарика впрыскивают раствор, состоящий из оксида серебра, аммиака и дистиллированной воды:

Затем окунают в горячую воду (50 градусов) на несколько секунд и встряхивают раствор внутри шарика, внутри шарика происходит т.н. "реакция серебрянного зеркала", когда серебро осаждается на стенках.

Вот здесь еще шарик прозрачный:

А спустя секунду уже серебряный:

Затем шары красят в один фоновый цвет и сушат:

Как же не сделать свой silver-look?! :)

На последнем этапе происходит художественно оформление игрушек. Здесь почему-то нельзя снимать, но на деле это никто не контролирует:

Высокие технологии производства здесь не используются, поэтому "голубого экрана смерти" вполне достаточно:

Вот такая "золотая" крошка наносится на игрушку, предварительно обработанную клеем.

Шарик может выдуть каждый, а вы попробуйте выдуть паровозик?! Для этого у работников фабрики есть 3D-принтеры 3D-легкие - 100500 поддувов под определенным углом и интенсивностью потока и паровозик готов!

Каждый работник цеха по художественному оформлению за одну смену делает от 3-4 до 50 игрушек в зависимости от сложности.

Вот таких вот шариков за смену производится 4-6:

Популярное развлечение больших компаний - это игрушки с нанесением логотипа:

Что мне очень понравилось - каждый уголок цеха, который выглядит не очень репрезентативно, закрыт каким-то баннером или растяжкой. Визуально - все скромно, но уютно:

Ну и последний зал, где срезают "шейки" и одевают застежки, а затем и упаковывают шарики. Станок, который производит обрезку, оборудован алмазным кругом:

Для школьников тут проводят мастер-классы и праздники, но людей очень много.

Сколько это стоит?
Стоимость шариков в магазине - от 15гр (2$) c термопечатью до 15-30$ за шарики ручной работы:

Еще есть небольшое помещение - музей, где экспонируются елочные игрушки разных эпох и стран. Но это стоит показать в отдельном репортаже, который я сделаю в ближайшие дни.

Оф. сайт фабрики елочных игрушек.

Согласитесь, самое приятное в подготовке к Новому Году - вовсе не стол и даже не подарки.
Ощущение праздника настигает нас ровно в тот момент, когда мы наряжаем главный символ новогодней ночи - ёлку.

Достаем из шкафа зеленую красавицу или покупаем живую ель, ставим во главе комнаты, украшаем сверкающими шарами, укутываем мишурой или зажигаем разноцветную гирлянду. С этого момента начинается отсчет - до Нового года осталось буквально несколько дней.

Пока все только готовятся начать предновогоднюю суету, есть время и подарки купить и решить, где и с кем провести эту самую ночь. И елку доставать еще рано. Но мы же знаем, как быстро летит время, не так ли?

Путешествие в зимний Нижний не было бы по-настоящему зимним, если не экскурсия в сказочную страну, о которой я собираюсь вам сейчас рассказать.

Мне удалось увидеть своими глазами, как делают одну из главных составляющих новогоднего праздника - ёлочную игрушку, и даже почувствовать себя немного художником.


Я уже была на подобном производстве, только не ёлочной игрушки, а керамики, и хорошо себе представляю, как происходит рождение таких художественных произведений как вазы,тарелки, кувшины, чашки, сувенирные фигурки и т.п. Много лет я училась в школе с художественным уклоном (Гжель) и даже имею сертификат (считай вторую профессию после журналиста) живописца. Хотя вот какой из меня художник. Однажды, о производстве гжельской керамики я написала большую статью в подмосковный журнал.

Но я никогда не видела, как делают стекло, и уж тем более такую хрупкую вещь, как ёлочная игрушка! Все слышали о Гусь-Хрустальном, елочные игрушки делают в Химках, Клину, Павловском Посаде. Нижегородская фабрика ёлочной игрушки "Ариель" - одно из таких производств.

1. Встречает фабрика вот такими романтичными рисунками на бетонном заборе.

2. Так и не скажешь, что фабрика! Домик фабрики - это музей, производсво начинается там, где "кирпич".

3.

4. Зашли внутрь и у всех разом перехватило дух. Волшебство! Взрослые люди как дети бросились рассматривать игрушки и фотографироваться в новогодних интерьерах.

5. Елочка на курьих ножках

6.

7.

8.

9.

Музей игрушки. Из прошлого в настоящее.

Музей игрушки - это настоящее путешествие в детство. Советские пластиковые елочки, металлического отлива ретро-игрушки, бумажные украшения и снег из ваты.

10. Экпозиция музея состоит из более чем тысячи экспонатов, которые собирались на протяжении 20 лет. Однако, сам промысел зародился на нижегородской земле в 1936 году. Фабрика "Ариель" своего рода продолжает традиции Горьковской промыслово-кооперативной артели "Детская игрушка".

11.

12.

13. Игрушки на прищепках, у всех такие были! У меня в закромах до сих пор сохранилось множество старых шариков и фигурок - на новый год мы их больше не вешаем на елку, жалко разбить. Дома кот - теперь только бездушный пластик на зеленой красавице:(

14. Точно такие же дома! Правду говорят, что в СССР у всех все было одинаковое.

15. Пока все разглядывали шарики, поспешила купить сувениров. Игрушки тут в среднем стоят 200-300 рублей за штуку, есть и за тысячу. Кому-то дорого, лично мне за такую красоту не жалко было денег.

16. Очень много сельских мотивов. Русская деревня, народные сказки.

17.

18. Зимние и такие же летние пейзажи. Очень душевные.

19. Есть и коллекция таких народных промыслов как Гжель.

Нижегородская фабрика ёлочной игрушки - единственная в России, чья продукция идет на экспорт. В Европу, Америку, Канаду и многие другие страны. Чего и в какой только технике они не рисуют! И европейские пейзажи и русскую деревню, самолеты (заказ от "Сухого") и нефтяные вышки ("Лукойл"), рисовали даже Барака Обаму! Путина только не изображали еще, не политкорректно, говорят.

20. На фабрике можно заказать любую тематическую партию игрушек. К новому году поступает столько корпоративных и индивидуальных заказов, что стеклодувы и художники работают по 12 часов в сутки!
Государственные заказы тоже приходят. Это патриотичная коллекция "города России".

21. А это заказ от московского метрополитена. Узнаете станции?

22. Павелецкая!

Стеклодувы. Тут игрушка обретает форму.

23. Пришло время рассказать, как же рождается такая красота. Сначала длинную стеклянную трубку нагревают над газовой горелкой и делят ее на заготовки. Потом эти части продолжают раскаливать на огне, после чего, мастер "надувает" шарик с одного конца трубочки.

24. Получаются вот такие "чупа-чупсы". Готовые леденцы

25. Но прежде мастер осторожно, под огнем, снимет одну из палочек.

26. А тут видно форму, в которой делают пупырчатые шарики.

27. Вот такие

Мастерская. Здесь рисуют Новый Год.

Игрушка-не игрушка, если ее не распишет художник. Пора заглянуть в мастерскую, где акварелью, акрилом и блестками расписывают будущие украшения.

28. Фабрика занимает здание бывшего автобусного парка. Это, видно, некогда учебный класс, видите по стенам плакаты?

Сегодня это мастерская, где трудятся живописцы. Только женщины, мужчинам не хватит усидчивости и терпения.
Единственный представитель сильного пола на "Ариель" - Аркадий Терсинских, директор фабрики.

29. Блогеры быстро заполнили комнату, стараясь отхватить удачный кадр. Бедные художницы!

30. Каждая девушка рисует свой сюжет. Здесь русская барыня

31. А тут матрешка. Не по наслышке знаю, как сложно обрисовать черным контуром готовое изделие. Лишь бы не дрогнула рука!

32. Рабочая обстановка. Кисти, краски, палитры, губочки и баночки с водой

33.

34. Рисуют акварелью и акриловыми красками, есть и специальные контурные, которые создают рельеф на изделии.

35. Кефир даже после смерти тоже служит искусству

36. Религиозные мотивы. Рождественская ночь

37. Офицеры

38. При полном параде и в блестках!

39.

40. Пряничная серия на фабрике существует уже не первый год. Очень нравится! Купила в подарок родным две игрушки из этой коллекции.

41. Барашки обзаводятся шубкой

42. Напоминаем, следующий год - год овцы/козы (имеется в виду 2015 год). Мой год, кстати (:

43.

44. Вазы и подсвечники тоже рисуют тут.

Главный по рисунку

То было ремесло, а кто же мастер? Главный художник! Именно он придумывает каждый сюжет, который изобразят на игрушке в этом году. Каждый заказ, каждую картинку на "Ариель" рисует Наталья Репина.

45.

46. Творческий беспорядок и свежие работы.

47. В кабинете художницы - примеры коллекций разных лет. Там на заднем фоне - "маленький принц", на переднем - российские и зарубежные пейзажи.
На первом шарике - Чкаловская лестница, Нижний Новгород.

48. Наталья призналась, что ее любимыми сюжетами являются пейзажи русской деревни.

49.

50.

51. Царь вдохновлен детскми сказками. Это новинка этого сезона.

52. А это необычная цветочная коллекция резко выделяется на фоне остальных игрушек. Совсем другая техника - наложение нескольких слоев краски.

Хочешь быть художником? Ну давай.

53. Ежели вам вдруг подумалось: "Я б тоже так смог, если бы захотел!" - это легко проверить. Можно побыть художником и самому расписать себе сувенир на память. Акриловые краски, кисти и вперед!

54. Кто-то рисовал по картинкам, кто-то ворчал, что не умеет рисовать, у некоторых выходили настоящие шедевры. Это нарисовал наш экскурсовод.

Клавдиевская фабрика является одной из ведущих фабрик в бывшем СССР, которые занимались выпуском новогодних украшений (кроме нее, наиболее известна фабрика «Ёлочка» в г. Высоковск Московской обл.)Фабрика была создана в 1949 г. в поселке Клавдиево под Киевом и изначально занималась производством различных изделий из лабораторного стекла. В 50-х ее перепрофилировали и с того момента фабрика занимается производством новогодних украшений. В большинстве своём — это ёлочные шары, однако ими фабрика не ограничивается и может производить стеклянные украшения достаточно большой сложности. В Союзе фабрика занимала 1-е место как по объему производства, так и по площади (тогда фабрика включала в себя еще два предприятия в Киеве — на Святошине и на Подоле). Производительность всех предприятий в сутки достигала объема крытого грузового вагона. Сейчас осталось только одно предприятие в поселке Клавдиево (недавно оно частично перехало в с. Лубянка), которое работает на 25% от «союзной» мощности. В былые времена на фабрике работало около 600 человек, сейчас осталась лишь десятая часть. Практически все украшения (порядка 96%) сейчас идут на экспорт (Германия, Бельгия, Голландия, Франция, Великобритания, США и др.) и лишь 4% остаются в Украине.
Давайте посмотрим, как выглядит фабрика и процесс изготовления ёлочных украшений. Внешне (да и внутри) фабрика создает впечатление заброшенности. Действительно, после распада СССР за 5 лет с фабрики вынесли всё, что выносилось, и, когда наконец появился новый владелец, пришлось потратить не один год на восстановление работоспособности хотя бы до минимального уровня. Один из цехов:
Первый этап производства украшений — выдувка из стеклотрубки высотой примерно 1,5 м шарика или другого украшения. Для разных украшений используется стеклотрубка своего диаметра и со своей толщиной стенок. Вот такую трубку нам демонстрирует глава правления фабрики:
Механизированная выдувка у заказчиков не в почете: при отливе шарика остается шов от формы, поэтому весь процесс производства ручной. Для начала трубку разогревают над газовой горелкой, температура которой достигает 1 500 градусов, и вытягивают в длинные тонкие трубочки с промежутками из нетронутой трубки изначального диаметра:
Получаются заготовки под будущие украшения; там, где трубку оставили изначального диаметра, и получатся шарики:
Далее разогревается нетронутый промежуток и выдувается шар или другое украшение:

Тонкость этой работы заключается в том, что стеклодув должен набрать в лёгкие воздуха ровно столько, сколько нужно для создания шарика требуемого диаметра:
При этом шар нужно постоянно вращать вокруг своей оси, иначе неостывшее стекло просто обвиснет:

Несмотря на сложность процесса, стеклодувы легко выдувают шарики, укладываясь в допуск 0,2 мм. При нас выдували шары диаметром 80 мм:
Тем не менее, после каждого выдува шарика он проверяется на специальном шаблоне:
За смену мастер может выдуть до 200 шариков. А вот так рождается знакомая многим верхушка для ёлки:
Второй этап — серебрение. Выполняется оно с помощью такой вот нехитрой установки: емкости с реактивами и ванна с горячей водой
Внутрь украшения впрыскивается окись серебра, аммиак и дистиллированная вода в определенной пропорции.

Ёлочная игрушка с этой смесью помещается в горячую воду, происходит реакция и серебро испаряется, закрепляясь на внутренних стенках. Украшение несколько раз встряхивается, чтобы серебро равномерно растекалось по стенкам. После чего оставшаяся вода выливается:

Третий этап — покраска.
Посеребренные шарики протираются тряпочкой и обмакиваются в краску. При этом очень важна ее консистенция: если краска слишком густая, на шаре останутся потеки, если слишком жидкая — пробелы:

Выкрашенные шары отправляют в печь — здесь они высыхают под лампами. Реостатом регулируется напряжение, подаваемое на лампы, и, соответственно, температура:
Четвертый этап — художественное оформление. Если оно не требуется, шарик может миновать этот этап и сразу уйти на обрезку. При оформлении художницы наносят на игрушку необходимый рисунок:

Процесс рисования тигра:


Чтобы нанести на шарик рисунок из блёсток, его предварительно наносят клеем, а затем посыпают шарик блёстками:
Готовые тигры рядом с еще незавершенными братьями:
Художницы могут нанести рисунок на любой вкус:
Каждая художница может разрисовать от 50 до 100 шаров в день.
Пятый этап — обрезка кончика, оставшегося от стеклодувов. Делается при помощи алмазного круга:


Бздынь! Кончик улетает в сторону:
Остается только надеть знакомые всем колпачки с петелькой:
...и упаковать игрушки:
Напоследок несколько примеров того новогоднего разнообразия, которое выпускает фабрика:



Кстати, при посещении фабрики можно сразу прикупить игрушек «по ценам производителя» и сделать индивидуальный рисунок.
Вплоть до таких украшений

В 1992 году в Нижнем Новгороде открылась фабрика елочных игрушек «Ариель». Они занимаются изготовлением новогодних шаров, подсвечников, медальонов и даже пасхальных яиц. Фабрика является участником многих международных выставок и конкурсов. Им удалось почти сразу обратить на себя внимание на западном рынке, поэтому сейчас нижегородская фабрика - одно из двух предприятий в России, экспортирующих свою продукцию в другие страны, среди которых Германия, Франция, Англия, Америка, Италия, Швейцария, Дания.

О том, как делают елочные игрушки.

Процесс изготовления елочных украшений начинается с выдувания. Для этого используется медицинское стекло:

Из каждой такой стеклянной трубы получается 2-3 заготовки:

Сначала она нагревается посередине, чтобы разделить на две части:



Получив нужный кусочек, каждую трубу прогревают изнутри, чтобы мастера смогли приступить к выдуванию:

Выдувается елочное украшение за один выдох. Поэтому, когда вы видите огромный шар, знайте, что он сделан другой техникой. С помощью двух усиков мастер придает форму:

В зависимости от того, какое украшение должно получиться, выбирается формочка. В данном случае стеклодув изготавливает «домик»:

Один усик закручивается в маленькую петельку (преимущественно для западного рынка), либо оставляют для дальнейшего отрезания, а второй удаляется, оставляя на донышке шара уникальный след:

Для изготовления украшения, похожего на сову используется специальный инструмент, которым продавливается стекло шара. Таким способом получаются характерные ей глаза:

За 6 часов стеклодувы выдувают по 250-300 шаров. Обучиться этому негде, поэтому все стеклодувы, как в старине, передают свои знания напрямую следующему поколению:

Сейчас на фабрике работает всего 4 стеклодува. Рабочее место одного из них:

После выдувки заготовки попадают в покрасочную. Здесь наносят слой лака, но тогда украшение будет немного прозрачным (для подсвечника, например), либо перед этим наносится еще слой алюминия. Алюминий полностью убирает прозрачность и добавляет больше блеска:

Тут же отрезается второй усик:

За покрасочными работами следует художественная, самая сложная, на мой взгляд:

Заказы у фабрики бывают разные: от президентских подарков до шаров со станциями метро. Почти все рисунки выполняются в несколько этапов (минимум 3-4). К концу работ на этих шарах появится :

Для рисования используют кисточки, перья, губки и баночки от сметаны

Мастеров-художников примерно в 4 раза больше, чем стеклодувов. Те, кто дольше работает на фабрике, выполняют более сложную работу, а новенькие полегче. Но художественное образование является обязательным:

Наглядная демонстрация поэтапности. Должен получиться снегирь:

Финальные декоративные штрихи:

Большую часть времени украшения сохнут:

Игрушка из последней коллекции:

Так выглядит рабочее место закончившего мастера-художника:

Также на фабрику водят экскурсии. Такой вид услуги даже пользуется большим спросом! Сейчас все экскурсионное время расписано до конца января:

Завершением такой экскурсии является мастер-класс по разрисовке шаров и фигурок:

Конечно же, результат можно забрать домой, чтобы похвалиться перед родителями своей работой:

Так делают елочные игрушки.

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

Окрашивание

Следующий этап - окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

Разрисовка и упаковка

После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».