Меню
Бесплатно
Главная  /  Материалы  /  В китай на своем авто. В Китай на машине: расстояние, расчет километража, время в пути, расход топлива и выбор направления. Страховой депозит и услуги китайского гида

В китай на своем авто. В Китай на машине: расстояние, расчет километража, время в пути, расход топлива и выбор направления. Страховой депозит и услуги китайского гида

Несколько лет назад мне довелось совершить поездку в Китай самостоятельно. В этой статье я расскажу про все тонкости такого способа посещения этой замечательной страны. Конечно, если у Вас уже есть оплаченная туристическая путевка в Китай, то тогда и не стоит огород городить. В этом случае смело езжайте с тургруппой.

Если же у Вас не очень много денег…. Или в Вас живет дух авантюризма…. Или Вы просто оказались волею судеб недалеко от Китая…. Тогда.. Тогда может и стоить попробовать поехать самостоятельно. Итак, читайте эту статью. Надеюсь, она Вам поможет..

Как я решил поехать в Китай

Собственно говоря, мысль посетить эту интересную страну у меня возникла достаточно давно. Причин тут несколько.

Первая - я достаточно много бывал в Европе, но ни разу не был в Азии. Хотелось сравнить.

Вторая - в бытность срочной службы (очень давно:) я служил буквально на границе с Китаем и… конечно тоже хотелось посмотреть еще с тех пор.

Ну и третье- по роду своей работы. В то время наша фирма возила много товаров из Китая. И мне приходилось много общаться с китайцами. Даже начал учить китайский язык понемногу:). Ну и китайцы активно приглашали в гости.

Кстати, все фото в цикле статей о Китае – мои:) И они кликабельны (увеличиваются по клику).

Ну и вот… Начальство (а тогда я еще был наемным работником), поручило мне открывать филиалы на Дальнем Востоке. Владивосток. Хабаровск. Благовещенск. И опять возродилась былая идея о самостоятельном путешествии в Китай. А почему бы и нет? Ведь вот он - рядом..

Варианты «попадания» в Китай

Вообще, если Вы живете в европейской части России. Или как я, на Урале, то поездка в Китай будет достаточно накладная. Конечно же, основная статья расходов - это авиабилеты. Ну и вообще, любые билеты до Китая. Какие вообще есть варианты добраться до Китая самостоятельно.

а. Поезд Москва-Пекин . Это самый экзотический вариант. Для тех, кому нефиг делать , интересно много путешествовать. Поезд идет только по России около недели. Да еще и по Китаю потом несколько дней. Я честно говоря, не знаю того, кто бы в здравом уме совершил такую поездку:).

б. Прямой самолет в Китай . Ну или с пересадками. Это наверное, самый правильный вариант для большинства любителей самостоятельных путешествий в Китай. Несмотря на то, что авиабилет стоит достаточно дорого, иногда бывают очень неплохие скидки. И можно улететь (или прилететь) из Китая раза в два-три дешевле обычной цены. Я кстати, так обратно из Пекина и улетел. По такому распродажному авиабилету. Еще смотрите авиабилеты не в Пекин, а в другие города Китая. Иногда (оооочень редко) выгоднее прилетать именно в другие города и потом добираться на поезде или автобусах. Но тут есть засады, о которых ниже…

Авиабилеты очень недорого – тынц сюда!

в. Если Вы каким-то боком оказались в Казахстане , то попробуйте проехать из Алматы в Урумчи. Доехать можно на обычной маршрутке. Я сам видел, как китайские гастарбайтеры садились в маршрутку (кстати, остановка рядом с главным рынком Алматы) и уезжали в Китай. Скорее всего есть и более цивилизованные автобусы и поезда. Но тогда уже нужно ехать в Гуанчжоу. И оттуда в Пекин. Сам я так не ездил, поэтому подобные варианты смотрите в другом месте.

г. Ну и если Вы как-то оказались на Дальнем Востоке или около … То бинго! Отсюда открывается самый легкий путь в Китай для самостоятельного путешествия! Достаточно просто перерезать колючую проволоку на границе, надеть обувь с отпечатками копыт и под покровом ночи… проехать буквально несколько километров и Вы в Китае!

Да. И я рассматриваю именно туристическую поездку. А она в основном предполагает, что Вы так или иначе попадете в Пекин. Вначале путешествия или в конце. Варианты отдыха на о.Хайнань я не рассматриваю…. Эту уже из другой оперы:)

Как же попал в Китай я?

Мне довелось за счет фирмы, где я работал, доехать до Благовещенска. Опять же по делам фирмы. В Благовещенск я приехал из Хабаровска. Кстати, можно и прямо из Хабаровска попасть в Китай. Насколько я помню, из Хабаровска в местный приграничный китайский городок (забыл название, на Ф вроде начинается) ходит автобус. Но он едет порядка сотни другой километров. Мне тогда это было неудобно.

Так вот. Для поездки в Китай самостоятельно я выбрал переход границы в районе Благовещенска-Хейхэ. Благо эти города стоят на двух противоположных берегах реки на расстоянии километров 5 друг от друга. Летом туда ходят небольшие катера. Зимой.. не знаю. Я был осенью. И нас перевозили катера на воздушной подушке. Но это было три года назад. Сейчас говорят, что уже и мост построили.

Из Хэйхэ я на поезде доехал до Харбина. А оттуда на поезде же до Пекина. Из Пекина улетел напрямую в Екатеринбург на самолете. Это вкратце. Детальней я расскажу о каждом этапе дальше….

3. Немного о Китае… Нудная нужная инфа

Итак. Перед поездкой прочитайте немного информации о Китае. Я буду тут писать «все в кучу». Что вспомню. Так что, здорово не ругайте:)

Права на автомобиль.

Насколько я знаю, европейские права в Китай недействительны. Хотя конечно, могу и нечаянно наврать. Лучше уточните сами. Но… Я бы не советовал Вам самостоятельно кататься по дорогам Поднебесной на арендованном авто, даже у Вас будет такая возможность. Почему? Все дело в дорожном движении..

Дорожное движение.

Для самостоятельно путешественника в Китай дорожное движение на первый взгляд будет напоминать ад! Огромное количество машин и все куда-то едут! Все сигналят по поводу и без… Веселуха! Причем, аварий как ни странно нет. Европейскому водителю в такой «каше» будет неуютно.

Кстати, пешеходам тоже прикольно. Дело в том, что китайские автовладельцы НЕ обязаны пропускать пешеходов на пешеходных перекрестках. То есть, сначала проезжают автомобили, а потом пешеходы мелкими перебежками….:). Несмотря на это, я не видел, чтобы пострадали пешеходы. Более того, мне несколько раз приходилось переходить огромную дорогу в 10 полос при неработащем светофоре. И ничего… Машины сигналят, но пропускают…

Юани

Во время моей поездки курс юаня был 5:1. Сейчас.. сейчас выше. Поменять Юани для поездки в Китай самостоятельно можно без проблем прямо на границе. Не знаю, насчет аэропортов, но в городе Хэйхэ меняют прямо на таможне без проблем. Курс намного выгодней, чем в России. Кстати, в России еще часто и не найти юани в обменниках.

Насчет пользования банковскими картами. И снятия наличных. Я не пользовался. Но знакомые, которые пытались оплатить покупки российскими картами Виза жаловались, что были засады. Так что, лучше поищите информацию на эту тему на других ресурсах.

Язык.

Китайский язык, как ни странно, достаточно легок в изучении. Об этом подробнее немного ниже. Точнее в другой статье..Я же рекомендую…настоятельно рекомендую…запастись карточками, на которых иероглифами на одной стороне (и русскими словами на другой, это чтобы Вы не запутались:)) будут написаны основные «туристические» фразы. И название городов, куда Вы поедете (для покупки билетов).

Да. Русский язык отлично понимают и на нем говорят в приграничных городах. Подальше от границы китайцы Вас уже не поймут. И даже в Пекине по английски разговаривает очень мало народу. По русски – и того меньше.Так что, самостоятельные путешественники в Китай, учите китайский язык!

Менталитет

Китайцы в большинстве своем простые открытые люди. Мне постоянно помогали. Подсказывали. Очень вежливые. Вообще, китайцы достаточно незамутненные:). Что думают – то и говорят. Ну конечно, если не торгуются с Вами в это время!

Кстати, если китаец -чиновник, то будьте готовы выразить ему уважение и почтение. Это обязательно! Даже если покажется, что он (чиновник) разговаривает с Вами несколько свысока - не обращайте внимания. Это такой «чиновничий» стиль разговора. Как узнать чиновника? Очень просто! Он будет одет «по парадному». Даже проводники в поезде напоминают внешним видом наших генералов:).

Ну и еще. Китайцев много! Их очень много! Даже там, где вроде бы их не должно быть - они есть! И передвигаются маленькими группками по 100-200 человек! :) Но как это ни странно, даже если есть большая (на взгляд европейца) очередь, то она движется очень быстро!

Отношение к россиянам

Очень хорошее. Но… Многие китайцы старшего поколения не преминули высказать мне свое негативное отношение к тому, что сейчас происходит в России. Типа: «Мы равнялись на Вас как на старших братьев, а Вы…». Молодежь же все больше ориентирована на Америку и Европу. И старается учить английский язык, а не русский.

В городах, где не очень много «белых людей», многие будут подходить, чтобы с Вами сфотографироваться:). Так со мной было в Харбине. В «русской деревне». Но об этом позднее.

Но.. все-таки помните, что китайцы считают себя «центровыми». То есть, «самыми главными». Недаром, самоназвание Китая переводится как “Центральное Государство”! И другие иностранцы все равно будут, скажем так, менее равные чем китайцы…

Цены

После роста курса юаня, цены в Китае не такие уже и маленькие. А особенно в Пекине. Я бы сказал, что там цены на уровне России. Может только чуть-чуть ниже. Есть конечно варианты и по экономить, но… Не надейтесь, что купите суперсовременный смартфон намного дешевле… Или одежду и обувь. Она дешевле, но практически по этой же цене ее можно купить и в России…

Ну или купите очень дешево – то фуфло! :) Как впрочем и у нас!

Но… учтите, что с китайцами можно и нужно торговаться! Особенно на рынках. В результате Вы можете сбить цену в несколько раз!

Зарплата китайцев

Это и не удивительно, учитывая, что заработная плата в Китае догнала и обогнала среднюю заработную плату в России. Времена, когда китаец жил за 1 доллар в день уже давно прошли! Пенсии в Китае уже тоже обыденность. И они постоянно растут. А пенсионный возраст снижается!

Поезда

Поезда есть нескольких категорий. Обратите внимание на то, что есть билеты без мест! При этом, на достаточно большие расстояния! При неудачном раскладе можно простоять на ногах 8- 10 часов! Поэтому покупайте в обычный плацкарт или купе. Такие билеты стоят ниже примерно процентов на 30% аналогичных наших.

Кстати, есть и скоростные поезда. Очень удобные и комфортабельные. Но и достаточно дорогие!

Обратите внимание на то, что на вокзалах обычно ооооочень много народу. И далеко не всегда Вы найдете сидячие места. Так что, по возможности приезжайте на вокзал как можно ближе к отправлению поезда. Кстати, иногда некие темные личности продают сидячие места:) по не очень дорогой цене. Я не стал пользоваться этими «услугами», так что сказать ничего не могу…

На перрон Вас будут выпускать буквально за 10-15 минут до отправления поезда. Успейте попасть в вагон! Для ориентировки прямо при выходе на табло показывается где голова, а где хвост поезда. Очень удобно!

Автобусы

Для самостоятельной поездки в Китай (точнее по Китаю) можно рассмотреть вариант путешествия на автобусе. В отличие от наших автобусов, в Китайских есть лежачие места. Получается автобусный вариант плацкартного вагона.

Самолеты

Про них ничего не скажу. Не знаю… Не летал на внутрикитайских авиалиниях. Лучше в другом месте поищитею

Часовой пояс

Китай располагается в 5 часовых поясах. Но время везде одно – Пекинское! Разница с Москвой + 5 часов.

Помогаи

Часто в приграничных городах после того, как Вы прошли таможню, к Вам могут подойти так называемые «помогаи». Они хорошо говорят по русски и готовы отвезти Вас куда нужно. Ну и подсказать что и где. В принципе, ничего такого тут нет плохого. Я сам воспользовался услугами одного «помогая» чтобы найти нужный адрес. Цены они не сильно задирают (хотя конечно самостоятельно на «обычном» такси Вам дешевле выйдет добраться). Но зато никаких проблем с языковым барьером. Только перед тем, как воспользоваться их услугами, нужно детально обсудить цену! Иначе можете «попасть»!

Связь

Мне никто из России не звонил (и я не звонил) во время поездки. А вот по Китаю пришлось сделать несколько звонков. Для этого мне купили (об этом дальше) местную симку за рублей 200. Этого оказалось достаточно.

Интернет

С интернетом для тех, кто поехал в Китай самостоятельно, засада. Дело в том, что wi-fi есть везде, но войти туда можно только зарегистрированным пользователям. А зарегистрироваться можно только по паспорту. Интерфейс регистрации только на китайском… Короче, я смог зайти в интернет только в гостинице. Там дали пароль к Вай-фаю и я смог подключиться.

Но такое есть не везде.

Кстати. Часть “иностранных” сайтов (не китайских) может быть заблокирована. Например, фейсбук. Или Ютуб. Имейте это в виду.!

Еда

С едой в Китае для самостоятельного путешественника проблем нет! Ее много. Она дешевая! И забегаловки есть везде, где можно перекусить! Еда вкусная! Рекомендую китайское пиво! Очень классное и дешевое!

Насчет экзотики типа жаренных кузнечиков или собачатины – не беспокойтесь! В подавляющем большинстве «столовок» их нет. Если только сами не захотите попробовать. Хотя я все-таки рекомендую выучить иероглиф «собака»…. На всякий…

Кстати, недалеко от того места, где я ночевал (об этом в следующей статье), есть большой рынок экзотической еды. Есть ее я бы не советовал. Но посмотреть – интересно!

Обращаю внимание на то, что достаточно часто можно встретить очень острую еду. Тоже выучите эти иероглифы. Меня несколько раз «спасли» от заказа подобных блюд местные жители!

Кстати. В порядке вещей приносить в «кафе» свою воду и заказывать только еду.

В кафе и ресторанах принято брать предоплату с посетителя, так что не удивляйтесь… Про чаевые… Фиг его знает. Я читал, перед поездкой, что типа нельзя оставлять чаевые, иначе китаец обидится. В других источниках писали что наоборот, нужно оставлять. Но только официантам и носильщикам. В Харбине я ради интереса не оставил чаевых. И ничего… Никто ничего не сказал. В Пекине – наоборот оставил. Взяли без проблем…

Ну и… вилок нет нигде! Учитесь есть палочками!

Кстати, в Китае появились и всякие Макдональдсы. Так что если хотите, то можете и там покушать. Но зачем это делать, вы же и дома туда сможете сходить!

Покупка билетов

Если Вы по жизни экстремал, и поездка в Китай самостоятельно для Вас обыденное дело- то можете попробовать купить билеты в кассах на месте. При этом Вас не должны смущать огромные (реально огромные!) очередищи и незнание китайского языка. Будьте готовы в этом случае или вообще не купить билеты или уехать к черту на кулички:)

Я поступил мудро. Хоть и дороже. Но не намного. Я заказал заранее билеты у китайского «помощника» через турфирму в Благовещенске. Китайский «помощник» купил билеты заранее и передал их мне уже в Хэйхэ. Вот и все! Но об этом подробнее в другой моей статье…

Преступность

Ни разу мне не встретились даже хулиганы. Я вообще не заметил, чтобы китайцы нарушали порядок. Вообще, в Китае очень много полиции. И она не особо заметна. Но если появился какой бада-бум- то они тут как тут….

Туалеты

Завершая эту фееричную статью не смог пройти мимо столь «щекотливой» темы. Но… Отмечу пару пунктов.

Первый - туалетов в Китае много. Они везде! И они бесплатные.. И достаточно чистые! То есть, в Китае самостоятельный путешественник может без проблем как поесть, так и…. наоборот…

Второй - во многих туалетах нет унитаза:) Как бы это сказать помягче… «Туалет типа сортир»:) Просто дырка в полу. Ну это я для того пишу, чтобы не было неожиданностью.:) Хотя в гостиницах и хостелах «для иностранцев» все нормально! Унитазы там есть!

Фух. Ладно. Продолжать можно бесконечно. Вроде основное я рассказал. Ну если будут еще вопросы - просто пишите мне.. отвечу.

Ваш Путешественник онлайН
Александр Бессонов

Путешествие по Китаю на собственном или арендованном автомобиле - задача крайне непростая. Здесь не действуют водительские удостоверения международного образца. Так что озаботиться подготовкой документов необходимо за три месяца до намечаемой поездки. Физически вам выдадут временные китайские права уже по приезде. Права привязаны к определенному автомобилю, разрешение на ввоз которого нужно оформлять отдельно. На машину вам выдадут временные китайские номера, а вы оплатите залог (автомобиль должен выехать из Китая по истечении срока разрешения). Последнее нововведение - для путешествия по стране нужно не только сразу обозначить маршрут, но в составе участников должно быть не менее двух автомобилей.

Отклонения от маршрута, мягко говоря, не приветствуются. Для контроля за перемещением с путешественниками всегда находится китайский гид (офицер связи), а в Тибете присоединяется еще тибетский гид, который решает все вопросы на многочисленных проверочных постах. В Тибет нужно оформлять отдельное разрешение на въезд и перемещения. К процедуре оформления всех документов необходимо отнестись очень серьезно. Так, в Тибете нам не заправили машину, пока не переписали все данные моего китайского водительского удостоверения, а также номера машины. В Китае иностранец может арендовать только машину с водителем. Стоимость такой аренды вполне сопоставима с расходами на оформление и перемещение на своем авто. Однако в последнем случае надо очень аккуратно выбирать агента / фирму, которая займется оформлением.


Куда ехать

Китай - удивительная, древняя, не очень понятная, бурно развивающаяся страна. Стоило ее экономике сбавить темпы роста с восьми процентов годовых на шесть процентов, и весь мир ощутил на себе падение цен на сырье и другие неприятные последствия. Мне было крайне интересно посмотреть именно на китайские провинции, а не на столичный Пекин или Шанхай.

Наш маршрут пролегал по Великому шелковому пути. Стартовав из древнего города Сиань, мы пересекли границу Северного и Южного Китая, которая проходит по горной гряде Циньлин, и проехали акватории двух великих рек - Янцзы и Хуанхэ.

Отдельного упоминания заслуживает Тибет - туда стоит добраться, причем делать это надо немедленно. Даже за последние несколько лет он значительно изменился, отчасти утратив свой самобытный дух. Боюсь, лет через пять Тибет будет отличаться от прочих провинций Китая лишь наличием Эвереста и других высочайших вершин мира, а также неизбежными симптомами горной болезни, настигающей путешественников на высоте более 3500 метров. Хотя в поезде Пекин-Лхаса подается дополнительный кислород, насыщать им все пространство Тибета китайцы, к счастью, еще не научились. В остальном это будет своеобразный Диснейленд с Поталой и иными монастырями-достопримечательностями, посещаемыми миллионами китайских туристов. Очевидно, внутренний туризм для Китая гораздо важнее внешнего.

Однако значительная часть тех иностранцев, кто все-таки добирается сюда, навсегда заболевает Гималаями. Так и наш путь снова лежит к Эвересту.


Китайские дороги

Мы проехали за рулем почти четыре тысячи километров. Дороги в Китае отличные (и в большинстве случаев платные), причем вне зависимости от высоты и климатических условий. Мы очень часто видели по две-три трассы (по несколько полос каждая), ведущие в одном направлении. Таким образом китайцы разгружают магистрали, связывая провинции в единую страну. В горных районах пробиты многочисленные туннели. Организация движения в них похожа на европейские туннели в Альпах, но на высоте более трех тысяч метров.

На всем пути мы не пробили ни одного колеса… Тем не менее автомобили, безусловно, стоит подготовить. У нас была зимняя нешипованная резина, но в багажнике лежали цепи и базовый набор инструментов. Багажники наших автомобилей очень вместительные и позволяют взять багаж для длительного путешествия. На крыше мы закрепили боксы, в которые положили лопаты и канистры для бензина про запас. Однако надо учитывать, что канистры запрещены к ввозу в Тибет после случаев самосожжения монахов в людных местах.


Где жить

Совет путешественникам один - на гостиницах не экономить. В небольших городах (пятьсот тысяч - два миллиона человек) нужно брать лучшую гостиницу в пределах двухсот долларов за ночь. В стране бурно развивающегося внутреннего туризма добротного среднего уровня отелей в европейском понимании пока нет.

«Пятерки» как сетевые, так и местные выступают достойно. Особенно хочется отметить непременное наличие спортивного бассейна (двадцать пять метров) и разнообразного ужина с европейской кухней. Во всех гостиницах есть бесплатный Wi-Fi. Причем в небольших отелях роутеры стоят в каждой комнате, что обеспечивает хорошую связь.

Отдельная история с гостиницами в Тибете. Они пока на весьма скромном уровне. Основная проблема - холод: отопления нет, стеклопакетов тоже, а ночью температура минусовая. При этом китайцы любят строить монументальные сооружения из мрамора и бетона, в которых невозможно согреться ни летом, ни зимой.

Зачем это надо

Кто-то спросит: стоит ли так мучиться, чтобы проехать по Китаю на машине? Ответ однозначный: стоит! Ведь помимо разнообразных впечатлений автомобиль дает возможность пройти предварительную акклиматизацию с комфортом, сберегая силы для предстоящего восхождения. И еще одна причина - автомобили в таком долгом путешествии становятся надежными товарищами, превращая дорогу в самое увлекательное времяпрепровождение. Говорят, что, когда группа встретилась в Базовом лагере после успешного восхождения, между ребятами были даже споры, кто поедет за рулем.

Хочу вам рассказать, как сьездить на выходные в Китай на своем автомобиле. Не куда угодно в Китай, а в приграничную Маньчжурию.
Вариантов съездить туда несколько: с тургруппой на автобусе, Газели или поезде, самостоятельно на своей машине, поездом до места или любым путем до Забайкальска, а оттуда рейсовым в Маньчжурию. Даже самолетом можно. Мы предпочитаем ездить именно на своей машине, потому что нам так удобно. Мы не привязаны ни к какой группе, полная свобода действий: выезжаем во сколько захотим, едем в своем темпе, захотели сьездить в соседний с Маньчжурией городок? Сели и поехали. Очень удобно, хотя и не всегда дешевле. Но финансовую сторону поездки опустим.
Итак, вы решились. Нужно подготовиться заранее: убедиться, что заграничный паспорт не просрочен, найти китайскую турфирму и попросить их сделать для вас и вашей машины приглашение, по желанию забронировать гостиницу. Не бойтесь, что китайская турфирма вас обманет - за свои услуги она получает деньги от вас лично, уже в Китае. Если все еще боитесь и не доверяете турфирме, то дальше можно не читать.

Заказали приглашение, проверили загранпаспорта, убедились что автомобилем управляет его владелец - и в путь. Неважно, откуда вы поедете: из Читы, из Красноярска, из Якутска- вам нужно приехать сюда - это МАПП Забайкальска. МАПП - многосторонний автомобильный пункт пропуска, тут вы можете пересечь границу и ввезти (вывезти) товары автотранспортом. Это также означает запрет перехода границы пешком, на велосипеде и т.д. - только автомобилем или автобусом.
Приезжаем в указанное место и видим в правой полосе длинную колонну стоящих грузовиков. Смело объезжайте их - с ними нам не по пути. Занимаем левую полосу и едем к ЧШ. ЧШ - это часовой шлагбаум - такое название придумали и используют российские пограничники, означает оно точки въезда (выезда) в (из) МАПП. Иногда эта очередь бывает довольно большой.

Сегодня в очереди нас было двое. Оглядываемся по сторонам, видим, как пограничник записывает ФИО и год рождения водителя, гос. номер автомобиля и количество человек в нем. Покажите пограничнику свой паспорт, открытый на странице с фотографией. ВАЖНО: если вас в автомобиле въехало на МАПП двое, то покинуть МАПП вас должно тоже двое - не садите никого на территории.
С впереди идущим автомобилем закончено, ждем приглашения пограничника. Когда на МАПП скапливается большое количество машин и автобусов, ворота могут закрывать, иногда даже прямо перед вашим носом. Наберитесь терпения, это даже не "цветочки" и "ягодки", они вас будут ждать позже.

И вот мы въехали. Пограничник записал (чаще "записала") нужную информацию, убедился, что в машине нас двое, и мы поехали дальше. На фотографии ниже - счастливчик, который уже выезжает: он долгие часы выезжал из Китая, и вот он уже почти на свободе. А нам направо:

затем налево, потом еще раз направо, прямо к тем навесам:

Подъезжаем и встаем с левой стороны в очередь, либо, если никого нет, перед белой чертой.

Здесь пассажир забирает свои вещи и идет проходить пограничный контроль. Если очереди нет, то идите вместе с пассажиром, если есть очередь - дождитесь, когда вам до белой черты останется один-два автомобиля, и идите проходить пограничный контроль сами. На фотографии выше видите дверь и входящего туда китайца? Вам туда.
Жители приграничного Забайкальска часто посещают соседнюю Маньжурию, встречаются на МАПП с друзьями. Когда-то (когда курс юаня был невысокий) в Маньчжурии нам встречались люди, с которыми в Чите могли не видеться по полгода, а то и больше. Так и на фотографии ниже пограничник встретился со знакомым, едущим в Маньчжурию.

После прохождения пограничного контроля, где вам поставят печати о выезде из России в паспорте, возвращайтесь к своей машине. Подаете свидетельство о регистрации и свой загранпаспорт в одно из окон пограничных будок (видите подпирающего вагончик пограничника?) Инспектор внесет их в базу данных и выйдет проверять ваш автомобиль вместе с двумя помощниками. Вам зададут стандартные вопросы: есть ли с собой оружие, наркотики и другие запрещенные предметы и вещи; оборудован ли автомобиль тайниками. Откройте капот, багажник и салон, инспектора быстро досмотрят автомобиль, и вы поедете дальше. Если автомобиль оснащен системой ГБО, то готовьтесь к тому, что инспектор сядет с вами, и вы поедете на большую рентген-установку, через которую проходят все грузовые автомобили. Впрочем, это может случиться и без ГБО: на нашей границе практикуется выборочная рентген-проверка.
Все, печати в паспорте поставили, машину проверили, выезжаете из зоны досмотра, подбираете пассажира.

Он все это время томился в небольшом зальчике ожидания - а может, вполне нескучно проводил время в Дьюти-фри.
В этот раз впервые за годы поездок через забайкальский МАПП мы застали закрытый на приемку товара дьютик, но мы имеем возможность посетить такой же магазин беспошлинной торговли на улице, в отдельном здании.

Фотосъемка запрещена, но я смог. Продавец-консультант сказала, что их за это ругают, хотя я не могу понять, что в этом магазине есть такого, что его нельзя снимать.
Помните: в Маньчжурию можно ввозить до 3 бутылок алкоголя любой емкости на человека. Может, вам и удастся провезти больше, но будьте готовы к тому, что лишний алкоголь заберут на китайской таможне.

Не спеша купив что надо, едем к китайской границе.

Здесь покажите пограничнику (-це) загранпаспорт на странице со штампом, покажите, что вас в машине по-прежнему двое,

и он(а) вас выпустит на нейтральную полосу. Позади Россия, впереди Китай.
Остановитесь перед воротами: вас пригласит китайский пограничник. Кто достоверно знает, для чего эти два красных флага?

Я слышал, что поднятем их вызывают соседских пограничников, когда другие средства связи недоступны.
Остановитесь там, куда показывает китайский пограничник. У них все строго, и лучше делать, что велят.

Пограничник посмотрит ваши паспорта на странице с фотографиями, посчитает, сколько человек в машине, и даст вам бумажку. Это китайский талон контроля, очень важная бумажка. Там будет написан номер вашей машины и три поля для отметок карантина, погранслужбы и таможни (слева направо):

После погранпоста проезжаем через устройство для дезинфекции (в холодное время года не работает, а летом не забудьте закрыть окна вашего автомобиля), а перед ним скорее всего измеритель радиации.

Если вас минимум пятеро, и вы еще в городе выезда, в российской турфирме, оформились списком (такой вид групповой визы) - встаете в очередь, если есть индивидуальные визы - туда же. Очередь состоит из четырех полос для легковых машин и микроавтобусов, а левая полоса для рейсовых и заказных автобусов (они имеют приоритет). Визы и списка у нас нет, мы их будем оформлять прямо здесь, на границе, в визовой службе. Оставляем машину в сторонке, чтобы она никому не мешала, и идем в здание:

поднимаемся по эскалатору:

идем вот в этот офис и делаем себе групповую визу на двоих.
Что это за виза? Это нечто среднее между индивидуальной визой и списком (от пяти человек включительно). Ее можно получить на группу из двух-четырех человек, и она значительно дешевле, чем две индивидуальных, всего 130 юаней на человека. Минус у нее один: вы не можете выехать обратно по отдельности.

Маленький совет: расплачивайтесь на границе припасенными юанями. Курс у них просто адовый, а юани в банках Читы иной раз можно купить даже дешевле, чем в Маньчжурии.
Получив визу, идем проходить пограничный контроль. Сразу же после рамки металоискателя на столе на самом видном месте лежит печать карантинной службы. Поставьте её себе самостоятельно в левое поле талона. Перед пограничником встаем по порядку, который указан в групповой визе. Пассажир подает паспорт и визу, водитель подает паспорт и талон.
Вот так выглядит талон, после того как вы прошли пограничников: слева печать карантинной службы, которую вы сами себе поставили, правее штампик пограничника:

Так выглядит групповая виза:

Водитель возвращается к машине, пассажиру осталось пройти таможенников. На этом этапе обычно никаких сложностей не возникает, пассажир благополучно спускается вниз по эскалатору в зал ожидания уже по ту сторону границы и ждет, пока пройдет границу его машина.
Помните, я вас просил ставить машину в стороне, чтобы никому не мешать? Вот перед вами наглядный пример "как не нужно делать": водители двух микроавтобусов закрыли полосы для движения - перед ними никого, объехать их никак, хотя китайский пограничник может пригласить машину на досмотр - и ушли проходить погранконтроль.

Вот один из этих "любителей мужчин" прибежал наконец к машине:

Пограничник тут же его пригласил:

А вот и второй. На заднем плане машины и автобусы, которые выходят из Китая и уже прошли половину круга ада. Помните, я в начале поста говорил про "цветочки" и "ягодки"? Так вот у них - "цветочки": впереди российская таможня.

Вот сюда нам нужно подъехать: здесь пограничник проверяет машину. Это место называют "труба". Помогите ему: откройте все ящики, скрытые бардачки. ВАЖНО: всегда возите с собой обыкновенную пишущую ручку - после осмотра пограничник ставит свою отметку вашей ручкой!

Вот и наша очередь.

Пограничник осмотрел машину, заезжаем за ограждение и идем искать представителей встречающей фирмы. Чаще всего они шныряют между машин и спрашивают водителей: "Какая филма?", но иногда их нужно искать. Прячутся они с левой стороны за дверью "Касса", эту дверь на фотографии закрывает большой синий автобус:

После того как вы найдете представителя и отдадите ему все бумаги (отдайте все, ненужное он вам вернет), возвращайтесь к машине и готовьте ее на таможенный досмотр. Нужные документы вам принесет представитель фирмы. Обычно, когда заполняется "труба", из дверей появляется таможенник, осматривает машину и дает вот такой пропуск (на выезде из МАПП его забирает пограничник):

На руках у вас остается китайская страховка:

непонятный талон, выдаваемый по количеству человек в машине (эту бумажку заберет пограничник):

Так теперь выглядит заполенный до конца ваш талон на автомобиль (его тоже заберет пограничник):

Шлагбаум откроется, и я почти свободен. Почему почти? Мне нужно забрать своего пассажира, пройти последний погранпост - и квест будет пройден.

После досмотра поворачиваем налево к зданию китайской таможни, подхватываем пассажира с вещами и едем к выезду с МАПП.

Останавливаемся у пограничника, показываем, что нас в машине двое, показываем паспорта с штампиками и отдаем пограничнику заполненный талон, пропуск и те две непонятные бумажки:

Он сравнивает номер, записанный его коллегой в талоне, с номером автомобиля:

и все: нас пропускают в Китай.

На этот раз переход границы занял 3,5 часа - это достаточно быстро. Из них час мы просидели под дверями визового центра. Оказалось, что у них двухчасовой перерыв. Никаких расписаний работы ни китайцы, ни наши не вывешивают. Китайцы еще любят менять что-нибудь в порядке оформления машины и в количестве бумажек. Так что для тех, кто ездит нечасто, на границе возникают сюрпризы, и не всегда приятные. Один из таких сюрпризов ожидал нас через двое суток на

В русском обиходе много поговорок о Китае, как никак, страна-сосед, и все они сводятся к одному: это восточное государство очень и очень далеко. Настолько далеко, что до недавних пор самостоятельное путешествие туда казалось чем-то невероятным, затратным и крайне сложным в планировании. А тем более поездка в Китай на машине, которая сравнивалась с полетом на Луну.

Но с каждым годом все больше и больше туристов направляют свои стопы, полозья, колеса и альпенштоки именно в этом направлении.

Почему туда стоит поехать?

Китай - удивительная, до сих пор не понятная нам, невероятная страна, кажущаяся другой планетой. Из Китая можно привезти что угодно, заказать все, что душе вздумается, и можно увидеть там такое, что поразит на всю жизнь. Перед мысленным взором человека встают изящные пагоды, стремительные драконы, тоскливая, непонятная нашему уху музыка, звон колокольчиков, плавные, неторопливые движения танцовщиц и невероятные, бескрайние просторы. Китай прекрасен весь, и каждый его уголок достоин того, чтобы быть увиденным. Заснеженные пики гор, теряющиеся в небесах, безжизненные пустыни, рисовые поля, тянущиеся до самого горизонта, работники плантаций в соломенных островерхих шляпах. Китай - это страна контрастов, страна наблюдения и созерцания.

Как же туда добраться, чтобы не разориться? Самолетом зачастую очень дорого, а многим еще и страшно. Поездом - бесконечно долго и крайне некомфортно, автобусом - вообще невыносимо. Остается один способ - в Китай на машине!

В Китай на своем автотранспорте

Китайская Народная Республика - не та страна, в которую свободно может въехать любой турист, стоит ему только захотеть. Желающие отправиться в Китай на машине должны знать, что перед поездкой им необходимо уладить целый ряд обязательных условий. Существует целый список требований, которые предъявляются к туристам, без выполнения которых, въезд на территорию республики на своем автотранспорте невозможен, а также необходимо правильно оформить все документы. Если самому это сделать сложно и есть предчувствия, что на границе вас могут развернуть, лучше обратиться в одну из фирм, которые занимаются оформлением таких документов.

Конечно, фирма запросит за это деньги, иногда немалые, но в таком оформлении есть огромный плюс: при нарушении каких-либо сроков выезда или других проблемах с машиной штрафы будут наложены на компанию. К туристу мер в виде задержания, ареста, депортации предъявлено не будет. Учитывая, сколько ехать до Китая на машине, это было бы очень печально.

О чем вы не знали

Самое главное, что необходимо запомнить: передвижение по всей территории Китая требует специального разрешения. Также на территории Китайской Народной Республики не действуют никакие другие водительские права, кроме их собственных. Ни российские, ни международные. Но это не так страшно, как кажется, сдавать на права с пограничниками никому не придется. За три месяца до предполагаемой поездки нужно начать готовить документы, и временные китайские права водителю автомобиля выдадут при пересечении границы. Следует учитывать, что привязано к конкретному средству вождения, и документы на его ввоз на территорию страны тоже нужно оформлять отдельно.

Вместе с правами на автомобиль выдадут временные номера, а также нужно будет заплатить залог.

Хотите ехать в Китай в гордом одиночестве? Не получится

Еще один важный нюанс - путешествовать на своем автомобиле по Китаю в одиночку нельзя. Поездка возможна только группой, в которой минимум два транспортных средства - автомобиля, мотоцикла, квадроцикла и прочее. Могут меняться водители машин, участники поездки могут отлучаться, присоединятся, но, машины должны быть неизменными и ни в коем случае не разделяться, а также необходимо въезжать и выезжать с территории Китая одновременно.

И, кроме всего прочего, у любой группы путешественников в обязательном порядке будет свой китайский "гид", это не необходимость туристов, а требование туристической компании, организующей поездку, и эмиграционной службы Китая.

Въезжать можно только через тот пункт въезда, который написан на временных номерах.

Помимо всего этого, в Китае много мест, для посещения которых требуется еще и дополнительное разрешение. К таким относится, например, Тибет, для поездки в который нужно получить специальный Alien Permits.

Что нужно сделать для того, чтобы поехать в Китай на машине?

Итак, кратко по пунктам:

  • Согласовать маршрут путешествия через турфирму (взаимодействие с китайской турфирмой, как правило, она берет на себя) не позднее, чем за 2-3 месяца до поездки.
  • Получить визу.
  • Пройти медицинское освидетельствование (касается водителей).
  • Через отдельную фирму оформить ввоз машины на территорию Китая.
  • На границе встретиться со своим "гидом" - сопровождающим в течение всей поездки.
  • Получить временное китайское водительское удостоверение.
  • Пройти технический осмотр автомобиля.
  • Получить временные китайские автомобильные номера.

Как ехать?

Когда все бюрократические нюансы соблюдены, заявки на документы поданы, пошлины оплачены, нужно начинать готовить к поездке машину и прокладывать маршрут, по которому группа поедет до границы. Если вы жители, к примеру, Благовещенска или Читы, то этот вопрос не столь важен, но если решили отправиться в Китай на машине из Москвы, то этим стоит озаботиться заранее.

Вариантов въезда в Китай много - через Читу, из Красноярска, Якутска, Благовещенска, Владивостока. Почти отовсюду дороги ведут в одно место - МАПП Забайкальска, как один из самых крупных и удобных пограничных пунктов. Поэтому, заботясь о том, как доехать до Китая на машине, в первую очередь нужно руководствоваться точкой, через которую вы хотите въезжать в страну, и маршрутом, который намерены проехать.

Как доехать до Китая из Москвы?

Из столицы Российской Федерации до Китая проще всего добираться через МАПП Забайкальск (п. и. Забайкальск Забайкальской области). Расстояние по дорогам 6741.7 км, без учета времени на сон, отдых и прием пищи переезд займет примерно четверо с половиной суток, а, по отзывам туристов и учитывая, что людям необходимо есть и спать, путь займет от шести с половиной до семи суток, с учетом смены часовых поясов. Расход топлива при расходе 10 литров на 100 километров - 675 литров бензина, при цене приблизительно 45 рублей за литр затраты на поездку составят 30 375 рублей в одну сторону.

По сравнению со стоимостью авиабилетов Москва-Пекин, цена вполне приемлемая, учитывая, что ее можно разделить на двоих, троих, четверых человек, и поездка в Китай станет не затратнее первомайский праздников на даче.

В Китай из Благовещенска

Еще один удобный пункт въезда в Китайскую Народную Республику - город Благовещенск в Амурской области. Расстояние от Москвы до Благовещенска 7697,5 километров, которые можно проехать с учетом времени на сон, еду и стояние в пробках в среднем за те же 6,5-7 суток, примерно на полдня больше, чем до пос. Забайкальск. В топливном эквиваленте это 770 литров бензина или 34 650 рублей.

Пункт перехода в Благовещенске отличается от МАПП Забайкальск одним удобством, его с Китаем связывает таможенный пункт Благовещенск-Хэйхе, городами, которые не даром называют "городами-близнецами". Если вы ищете, как поехать в Китай на своей машине, многие опытные туристы советуют выбирать его.

Переход Благовещенск-Хэйхе водный. С мая по октябрь туристов и автомобили перевозят теплоходы, ежечасно отправляющиеся с обоих сторон. С января по март туристов перевозят с помощью понтонного моста, переброшенного через Амур, а в период ледостава и межсезонья (ноябрь, декабрь, апрель) пассажиров переправляет катер на воздушной подушке.

Ввиду специфики перевозки пассажиров, в пункте перехода Благовещенск-Хэйхе действует лимит на вес ручной клади, не больше пятнадцати килограмм на человека.

В Китай из Приморья

Еще один удобный вариант проезда в Китай на машине особенно популярен у жителей этого региона, ведь соседнее государство находится буквально в паре часов езды от них. Из Приморья в Китай можно доехать из Уссурийска или Владивостока, из этих городов можно без проблем доехать до десятка китайских населенных пунктов - Суйфэньхэ, Хуньчунь, Дуннин, Харбин и прочие.

Для примера, расстояние до самого дальнего из перечисленных городов, Харбина, от Владивостока составляет примерно 700 километров, или 8-10 часов пути. Это 70 литров топлива и 3150 рублей (при стоимости бензина 45 рублей за литр). От Уссурийска эта дорога будет на полтора часа короче.

Многие выбирают именно путь “Владивосток-Китай” на машине ради того, чтобы увидеть невероятные приграничные китайские города, и окунуться в их торговую атмосферу, где все сделано для русских и так, как им нравится.

Из Читы в Маньчжурию

Когда-то этот путь был одним из самых популярных, еще бы, ведь приграничная с Россией Маньчжурия славилась своей дешевизной, и от одного туриста до другого ходили рассказы о шикарных номерах в отелях всего за двести рублей в сутки, о кутежах в ресторанах большой компанией на 500 рублей и о технике, приобретенной там за смешные деньги. Увы, так было, но с кризисами цены поднялись везде, и Китай не исключение.

Дорога займет не так много времени, машиной из Читы до поселка Забайкальск, к переходу Забайкальск-Маньчжурия.

Всего расстояние от Читы до Забайкальска 483 километра, дорога затратит примерно 8-10 часов в зависимости от пробок. При расходе топлива 10 литров на 100 км потребуется 48 литров бензина, то есть заправиться нужно примерно на 2200 российских рублей.

Важные факты, о которых стоит помнить

Самое главное - не забыть посмотреть на календарь государственных праздников и Да, празднования там сильно отличаются от остального мира.

Если вы не едете чтобы посмотреть на Китайский Новый год, то не рекомендуется планировать поездку в феврале. Страна гуляет целый месяц, даже интернет-магазины работают через один, не говоря уже об остальных службах и заведениях.

Начало поездки, то есть пересечение границы с Китаем, лучше назначить на будние дни среди недели, иначе есть большой шанс на долгие часы застрять на таможне среди огромного потока туристов и "челночников".

И радостная новость, в 2013 году китайский город Суньфэньхэ (до которого удобнее всего добираться из Владивостока) объявлен безвизовой территорией для граждан Российской Федерации, что дает право оставаться там без визы на срок до 15 суток. Но только там, выезд за его пределы без китайской визы невозможен. Поэтому, планируя путешествие "Россия-Китай" на машине, пожалуйста, не забудьте о такой важной детали.

Поскольку международные водительские права в Китае недействительны, прокат авто возможен только с водителем. Примерные цены проката авто в Китае с водителем-гидом для поездки на экскурсию - 150 USD в сутки. Но это и к лучшему, дороги обычно переполнены, тут множество велосипедистов, рикш, движение крайне хаотичное, а дорожные правила местные водители соблюдают редко. Так что пусть аренда авто в Китае вас не волнует, разве что вы решили жить тут подольше, и тщательно изучить все традиции и законы вождения.

С начала 2007 года международные водительские удостоверения принимаются вы можете получить китайское временное водительское удостоверение в течение ограниченного периода времени на срок до 3 месяцев, но не более, чем на период, отмеченный в выездном документе. Этот срок не может быть продлен. Перед тем как сесть за руль, водитель должен получить временное удостоверение, а для этого посещать занятия для изучения китайских правил дорожного движения. И даже после этого можно управлять только малолитражным автомобилем или авто с автоматической коробкой передач. Так что правда, проще взять водителя.

Мало кто в Китае соблюдает скоростной режим, и на большинстве дорог камеры слежения не установлены. В местах же, где они установлены, есть указатели «камеры слежения за скоростью». За выполнением ПДД в Китае не слишком следят. Тем не менее, такой риск есть. Конечно, если вы берете машину с водителем, это будет зависеть от него. Но лучше разбираться в вопросе. Допустимо превысить скорость на 10-20 км/ч.

Однако, за большее превышение можно быть оштрафованным. В среднем штрафы в Китае за ПДД приближаются к 2000 CNY, в некоторых случаях могут лишить водительского удостоверения. Стоимость бензина в Китае зависит от региона. Средняя стоимость литра бензина в Китае составляет 0.94 USD, минимальная - 0.92 USD.

Ограничение скорости в Китае зависит от того, где едет машина:

  • Скоростная междугородняя трасса - 120 км/ч
  • Полускоростная междугородняя трасса - 100 км/ч
  • Городская кольцевая дорога - 100 км/ч
  • Китайская национальная междугородняя не скоростная дорога - 80 км/ч
  • Китайскаянациональная городская дорога - ниже 40 км/ч
  • Проходящая городская трасса- 80 км/ч
  • Городская дорога с двумя сплошными желтыми линиями - 70 км/ч
  • Городская дорога с одной полосой в каждом направлении движения - 50 км/ч

Состояние дорог меняется от района к району и зависит от муниципалитета. В Китае не редкость открытый люк или крупные трещины на дороге. Большинство дорог относится к национальным дорогам, на них одна или две полосы для движения в каждом направлении, которые могут растягиваться на несколько тысяч километров. Они будут проходить через города и деревни без каких-либо изменений или предупреждения. Они представляют собой эквивалент второстепенных дорог в Европе.

Состояние дорог может быть отличным (возможна езда 110 км/ч), или очень плохим (рекомендуемая скорость не более 20 км/ч). В восточном Китае есть несколько скоростных магистралей. Эти вновь построенные автомагистрали отличного качества пока не очень загружены автомобилями. Платных дорог в Китае пока нет.