Меню
Бесплатно
Главная  /  Договоры  /  Продукции. Категории и виды стандартов, применяемых в Российской Федерации Какие виды стандартов применяются в нашей стране

Продукции. Категории и виды стандартов, применяемых в Российской Федерации Какие виды стандартов применяются в нашей стране

в Российской Федерации

В Российской Федерации используются несколько видов стандартов, которые отличаются назначением и спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, изменений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства. Основополагающие стандарты устанавливают также принципы, требования, правила и нормы, которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих целей как для науки, так и для производства.

Примерами основополагающих стандартов могут быть государственные стандарты, определяющие общие положения в комплексе стандартов конкретной системы (напри­мер, ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации. Основные положения»). Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, широко используемую в науке, технике, производстве, например, терминологию по технической эстетике, эргономике, требования и нормы по техническому обеспечению технологических процессов (предпочтительные числа, классы точности и т. п.).

Стандарты на продукцию {услуги) устанавливают требования, либо к конкретному виду продукции (услуге), либо к группам однородной продукции (услуг). Применяются две разновидности этого вида стандартов:

стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции (услуг);

стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

По группам однородной продукции (услуг) могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарт общих технических условий в общем случае включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля транспортирования и хранения.

Стандарт технических условий устанавливает требования, как было сказано, к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производства, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Эти требования не должны противоречить стандарту общих технических условий. Стандарт технических условий содержит дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации: указание о товарном знаке, знаке соответствия, если изделие сертифицировано, и др.



Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации в целях их технического единства и оптимальности решений. Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций. Данный вид стандартов находит широкое применение в области управления, делопроизводства, подготовки кадров и т. п.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть точными, объективными и обеспечивать воспроизводимые и сопоставимые результаты.

Каждый из методов имеет свою специфику, связанную с конкретным объектом контроля, однако можно выделить общие элементы процесса контроля, которые можно подвергнуть стандартизации: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; до­пустимую погрешность метода.

Необходимо пользоваться именно стандартизированными методами контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте, передовых достижениях метрологии.

ВВЕДЕНИЕ.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории:

государственные стандарты – ГОСТ;

отраслевые стандарты – ОСТ;

республиканские стандарты бывших союзных республик – РСТ;

стандарты предприятий – СТП.

Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли.

Под отраслью здесь понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального распределения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, закрепленной за министерством, являющимся ведущим в ее производстве.

ОСТы разрабатывают на объекты, не подлежащие государственной стандартизации, в том числе на технологическую оснастку, инструмент, типовые технологические процессы отраслевого применения, а также нормы, правила, требования, необходимые для взаимосвязи предприятий.

Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.

Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.

Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.

Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля.

2. ВИДЫ СТАНДАРТОВ.

В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:

общих технических условий;

общих технических требований;

параметров и (или) размеров;

типов, основных параметров и (или) размеров;

конструкции и размеров;

правил приемки;

методов контроля (испытаний, анализа, измерений);

правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;

правил эксплуатации и ремонта;

типовых технологических процессов.

СТП разрабатывают на детали и сборочные единицы, технологическую оснастку и инструмент; нормы и правила в области организации производства и управления качеством продукции; технологические нормы, требования и типовые технологические процессы; поверочные схемы предприятия.

Понятие «вид стандарта» определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения.

Стандарты общих технических условий устанавливают общие для данной группы однородной продукции эксплуатационные характеристики, правила приемки, методы контроля, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, комплектность и гарантии изготовителя (поставщика).

Стандарты технических условий имеют аналогичное содержание, но относятся к конкретной продукции или нескольким ее близким типам (видам, маркам, моделям).

Стандарты общих технических требований устанавливают общие для группы однородной продукции нормы и требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальный уровень качества при проектировании и изготовлении.

Стандарты технических требований устанавливают требования к качеству, надежности, внешнему виду конкретного вида продукции в соответствии с ее основными потребительскими (эксплуатационными) характеристиками.

Стандарты параметров и (или) размеров устанавливают параметрические или размерные ряды продукции по основным потребительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе которых следует проектировать продукцию конкретных типов, моделей, марок.

Стандарты конструкции и размеров устанавливают конструктивные исполнения и основные размеры для определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, моделей и т. п.

Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья).

Стандарты сортамента устанавливают геометрические формы и размеры продукции.

Стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений) устанавливают порядок отбора образцов (проб), методы контроля потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции в целях обеспечения единства оценки показателей качества.

Стандарты типовых технологических процессов устанавливают способы и технические средства выполнения и контроля технологических операций для изготовления продукции в целях внедрения прогрессивной технологии производства и обеспечения единого уровня качества продукции.

Общетехнические и организационно-методические стандарты (на общие нормы, показатели качества, методы расчета и проектирования, классификации и кодирования, термины, единицы физических величин, общие требования к продукции, требования к безопасности труда, охране окружающей среды и т. п.) на виды не подразделяют.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ.

На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.

Нормативно-техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов, типов, групп продукции составляют отраслевые системы стандартов, регламентирующие технические характеристики, требования к качеству и надежности изделий, способы и методы достижения и контроля этих требований и др. Отраслевые системы включают также комплексы стандартов на термины, определения и обозначения, применяемые в отрасли.

Единые государственные системы стандартов обеспечивают единообразие и наивысшую эффективность проведения важнейших видов работ, общих для различных отраслей народного хозяйства. К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.

Единая десятичная система классификации и кодирования технико-экономической информации. Огромные масштабы производства и связанное с этим увеличение потоков информации требуют оперативной ее обработки для планирования, учета и эффективного управления деятельностью предприятий и отраслей. Этой цели служит общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны.

1. Понятие «вид стандарта»

2. Характеристика видов стандартов

1. Понятие «вид стандарта» определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения (специфики объекта стандартизации). Государственная система стандартизации устанавливает следующие виды стандартов:

Основополагающие стандарты;

Стандарты на продукцию и услуги;

Стандарты на работы (процессы);

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

2. Основополагающие стандарты разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства. Основополагающие стандарты устанавливают также принципы, требования, правила и нормы, которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих целей как для науки, так и для производства.

Примером основополагающего стандарта может быть государственный стандарт, определяющий общие положения в комплексе стандартов Государственной системы стандартизации, ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации. Основные положения».

Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, широко используемую в науке, технике, производстве, например, терминологию по технической эстетике, эргономике, требования и нормы по техническому обеспечению технологических процессов (предпочтительные числа, классы точности и т. п.).

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуге), либо к группам однородной продукции (услуг). Применяются две разновидности этого вида стандартов:

Стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции (услуг);

Стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

По группам однородной продукции (услуг) могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарт общих технических условий в общем случае включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля транспортирования и хранения.

Стандарт технических условий устанавливает требования, как было сказано, к конкретной продукции (в том числе различным маркам или моделям этой продукции), касающиеся производства, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Эти требования не должны противоречить стандарту общих технических условий. Стандарт технических условий содержит дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации: указание о товарном знаке; знаке соответствия, если изделие сертифицировано, и др.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации в целях их технического единства и оптимальности решений. Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть точными, объективными и обеспечивать воспроизводимые и сопоставимые результаты.

Необходимо пользоваться именно стандартизированными методами контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте, передовых достижениях метрологии.

Работа многих предприятий связана с необходимостью соответствия стандартам. При производстве продукции, в ходе осуществления процедур приемки, доставки клиентам, реализации релевантные бизнес-процессы обычно нормируются посредством различных документов. Какова специфика стандартов как самостоятельного источника норм? Какими категориями они представлены в российской практике? Что отличает их от иных источников норм?

Что такое стандартизация?

Прежде чем исследовать категории стандартов, действующих в РФ, полезно будет рассмотреть аспект, отражающий сущность процесса, в ходе которого соответствующие нормы формируются. Речь идет о стандартизации. Что это такое?

Согласно распространенному определению, под стандартизацией следует понимать активности тех или иных компетентных учреждений, в рамках которых устанавливаются правила, или же характеристики в отношении каких-либо объектов или процессов с целью последующего их многократного задействования. Основная цель внедрения стандартов - повышение качества выпускаемой на предприятиях продукции (оказываемых услуг) через упорядочивание критериев ее производства.

Стандартизация - важное условие успешного развития любой национальной экономики. Строгие нормы, издаваемые компетентными государственными органами в отношении предприятий, стимулируют их работать эффективнее, выпускать безопасную и качественную продукцию.

Стандартизация - один из значимых факторов технического прогресса, как на уровне отдельно взятой национальной хозяйственной системы, так и в аспекте развития мирового сообщества.

Поэтому важным аспектом технологического движения современной цивилизации вперед некоторые эксперты называют международные интеграционные процессы на уровне стандартов.

Задачи стандартизации

Рассмотрим ключевые задачи стандартизации. Эксперты выделяют следующий их перечень:

  • налаживание взаимопонимания между субъектами производственных процессов (разработчиками, промышленниками, продавцами, покупателями товаров и услуг);
  • выработка оптимальных критериев стандартизации, наилучшим образом отражающих особенности развития тех или иных отраслей или экономики в целом;
  • содействие выработке предприятиями оптимальных схем доступа к необходимым ресурсам посредством внедрения стандартов, отражающих применение тех или иных видов сырья, материалов, компонентов;
  • унификация производственных процессов с целью повышения динамики масштабирования бизнесов (как результат - позитивный эффект в аспекте роста экономики);
  • установление оптимальных норм в области метрологии (с целью оптимизации производственных цепочек как на национальном, так и на международном уровне);
  • нормативное обеспечение процедур контроля, испытаний, измерений, исследования продукции на предмет качества;
  • оптимизация технологических процессов с точки зрения трудоемкости, потребности в материалах, электроэнергии;
  • содействие инвестиционной привлекательности национальных предприятий в аспекте повышения эффективности производства за счет оптимизации стандартов.

В процессе стандартизации, как правило, разрабатываются нормативные документы, в которых содержатся те самые правила и характеристики объектов и процессов на производстве (или в сфере предоставления услуг). В числе самых распространенных разновидностей данного типа бумаг - собственно стандарты. Каковы ключевые их признаки? Что обособляет стандарты от иных источников норм? Давайте разбираться!

Стандарты, как правило, нацелены на регулирование какой-либо конкретной части производственного процесса (предоставления услуг). В них также могут указываться критерии, имеющие, к примеру, отношение к терминологии каких-либо товаров или услуг. Данные документы разрабатываются на основе обобщенных научных исследований, инженерных работ, они аккумулируют в себе результаты практики производства (оказания услуг) в различных сферах экономики.

Стандарты и технические условия

Стандарты, согласно распространенной точке зрения, не следует отождествлять с такой категорией, как технические условия (или ТУ). Дело в том, что ТУ - это источники, которые в большей степени коррелируют в основном с эксплуатационной документацией. То есть они представляют собой сопроводительные документы. Вместе с тем, ТУ и различные категории стандартов имеют сопоставимую степень востребованности. Оба источника норм, таким образом, важны с точки зрения организации производственных процессов. Как правило, производитель, осуществляя выпуск того или иного товара, должен обеспечить соответствие бизнес-процессов не только, к примеру, ГОСТам, но также и ТУ и иным, релевантным конкретной отрасли или предприятию, нормативам. Таким образом, правомерно говорить о важности комплексного подхода в практике обеспечения соответствия промышленных схем тем или иным стандартам.

Особенности российской системы стандартизации

Некоторые эксперты выделяют систему, о которой идет речь, в отдельный общественный институт. Дело в том, что в ее рамках деятельность субъектов издания стандартов регулируется, как правило, на уровне федеральных органов власти, имеющих соответствующий уровень компетенции. Собственно, цель создания данной системы во многом сводится к решению задач политического характера - защите прав потребителей, повышению конкурентоспособности национальных производств, развитию международного сотрудничества.

Основной российский источник права, который, в частности, включает в себя критерии, в соответствии с которыми определяются те или иные категории стандартов, - ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с данным законом, все стандарты, применяемые в российской практике, имеют единообразный формат обозначения. Что это значит? В любой категории стандартов РФ структура соответствующих норм представлена в виде индекса, номера регистрации, а также года принятия. Например, ГОСТ Р 50597-93.

Классификация стандартов

Существует большое количество критериев, в рамках которых можно выделить те или иные категории стандартов. Какова традиционная для российской практики схема? Экспертами и инженерами, работающими в РФ, выделяются следующие основные категории стандартов:

  • международные;
  • государственные стандарты РФ (ГОСТ Р);
  • межгосударственные (ГОСТ);
  • корпоративные (стандарты предприятий);
  • отраслевые;
  • издаваемые общественными объединениями.

Есть в мировой практике и иные категории. Так, например, некоторые эксперты выделяют региональные стандарты, применимые одновременно в нескольких странах, которые объединены по культурным или географическим признакам. Однако в России основные категории стандартов, так или иначе, представлены в данном перечне. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Государственные стандарты (или ГОСТы) всех типов - российские, или межгосударственные - характеризуются обязательностью в аспекте применения предприятиями и организациями, деятельность которых попадает под положения соответствующих норм. Можно отметить, что ГОСТы в ряде случаев могут быть одним из критериев проведения сертификации предприятия.

Что касается отраслевых стандартов (или ОСТов), данные нормы действуют в отношении конкретного сегмента экономики. Можно отметить, что они также могут использоваться в качестве критериев при проведении сертификации.

Интересны также стандарты предприятий (или СТП). С их помощью устанавливаются требования в отношении методов (или же процессов), которые характерны для тех или иных участков производства. В ряде случаев могут иметь схожесть в отдельных положениях с ГОСТами и ОСТами, однако, как правило, отражают частные особенности производственных процессов на конкретных предприятиях.

Можно отметить, что, вне зависимости от конкретной категории стандартов, обозначения стандартов, если говорить о российской модели, выстраиваются, как правило, по схожим схемам. То есть, если говорить об ОСТ, то название нормы выглядит так же, как и в случае с ГОСТ, т. е. в виде последовательного обозначения индекса, регистрационного номера и года принятия. Конечно, такого элемента, как «номер категории», стандарт в своем наименовании не содержит, однако по аббревиатуре понятно, к какому типу норматив принадлежит - к государственному, или, например, к отраслевому.

Рассмотрев, какими могут быть стандарты в аспекте отнесения к той или иной категории, изучим, каким образом классифицируются источники права, имеющие отношения к стандартизации.

Классификация источников норм в стандартизации

Сейчас в России принята четырехуровневая схема организации национального фонда источников права в сфере стандартизации.

На первой ступени располагается техническое законодательство. Главный источник права здесь, как мы уже отметили выше, - ФЗ «О техническом регулировании». На данном уровне присутствуют иные законы и подзаконные правовые акты (постановления российского Правительства, приказы различных ведомств и т. д.).

Компетентные государственные органы участвуют в регулировании широкого спектра отраслей, формируя различные категории и виды стандартов.

На втором уровне располагаются, собственно, те самые документы, в которых содержатся нормы, регулирующие производственные объекты и процессы. Это национальные и межгосударственные стандарты, различные классификаторы, рекомендации.

На третьем уровне - источники, содержащие в себе отраслевые стандарты и те, что создаются научно-техническими обществами.

На четвертом - источники, включающие стандарты предприятий, а также дополняющие и сопровождающие их нормы.

Общая характеристика стандартов разных категорий, которая отмечается многими экспертами, - это преимущественная императивность норм. Разумеется, на том уровне, которому соответствует тот или иной норматив. В отдельных пунктах стандартов может присутствовать также и диспозитивность, однако в целом в них преобладают, как полагают эксперты, предписывающие, императивные положения.

Виды стандартов

Каким образом соотносятся категории и виды стандартов? Что общего между этими двумя терминами и что отличает их? Все очень просто. Выше нами была рассмотрена характеристика стандартов разных категорий в зависимости от уровня того или иного документа. То есть главный критерий в отношении термина «категория» - уровень. В свою очередь, какими ключевыми признаками характеризуется такое явление, как «вид» стандарта?

Основной фактор отнесения нормы к тому или иному виду (при этом он наблюдается не только в российской, но также и в мировой практике) - наличие некоторой специфики объекта нормирования. Эксперты выделяют несколько основных классов, в рамках которых можно ее определить. Так, в зависимости от специфики объекта нормирования, стандарты могут быть:

  • основополагающими;
  • ориентированными на продукцию (услуги);
  • ориентированными на работу (процессы);
  • адаптированными для методов контроля (в отношении испытаний, измерений или же, например, анализа).

Что касается основополагающих стандартов, то можно отметить, что они регламентируют, прежде всего, ключевые организационные аспекты, положения и нормы, которые могут быть общими в отношении разных сегментов производства, областей науки и техники. Если вести речь, скажем, о стандартах, ориентированных на продукцию или услуги, то данные документы устанавливают критерии для конкретных видов активностей на производстве (или в сервисах): выпуск, эксплуатация, перевозка, ремонт и т. д.

На что нужно обратить особое внимание, изучая стандарты? Понятие "категории и виды" следует осторожно использовать в контексте обоих критериев. В связи с чем? Дело в том, что та или иная "категория" не коррелирует с каким-либо конкретным "видом" стандарта. То есть принадлежность того или иного источника норм к конкретной группе не предопределяет отнесение его к определенному виду. В рамках ГОСТов, таким образом, могут присутствовать стандарты любых видов. В свою очередь, нормативные документы, объект стандартизации которых - выпуск, могут принадлежать как к государственным источникам, так и к отраслевым, корпоративным или же международным.

Стандартизация как политический фактор

Что такое категории стандартов и их характеристика, мы изучили. Рассмотрим теперь аспект, отражающий практическую значимость норм, о которых идет речь, в отношении развития национальной экономики. В начале статьи мы отметили, что внедрение ГОСТов и иных стандартов во много обусловлено политическими причинами, и потому исследовать данный аспект полезно. В числе популярных в научной среде предметов для дискуссий - вопрос о том, какие нормы и стандарты должны быть основополагающими для национальных российских предприятий: внутренние или же международные?

Мнения экспертов на этот счет заметно разнятся. Есть специалисты, которые уверены, что экономика государства должна развиваться как можно более независимо, особенно в стратегических отраслях. И потому основы стандартизации в этом случае должны быть национальными. Другие эксперты полагают, что в современном мире проблематично развивать экономику в полной изоляции, и потому считают целесообразным приближать национальные стандарты к мировым.

Международный уровень стандартизации

Каким образом определяются категории стандартов в метрологии и иных отраслях (если говорить о международном уровне формирования соответствующих норм)? Рассмотрим ключевые структуры, которые вовлечены в этот процесс.

Прежде всего, это Международная организация по стандартизации, или ИСО, которая была образована в 1947 году. В ее активностях участвует большинство современных государств. Другая важнейшая структура - МЭК, или Международная комиссия по электротехнике. Можно отметить, что она была основана раньше, чем ИСО, - в 1906 году. Правда, количество участников МЭК меньше - 76 стран. Другие важнейшие международные структуры, участвующие в процессах, связанных, так или иначе, со стандартизацией, - ЕЭК ООН, а также Международная торговая палата (или МТП).

Региональный уровень стандартизации

Выше мы отметили, что некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию региональные стандарты. За их формирование также отвечают международные структуры. Так, например, собственные региональные организации, отвечающие за стандартизацию, образованы странами Скандинавии, ЕС, Африки, Латинской Америки, Арабского региона. В числе значимых европейских структур - Комитет по стандартизации (СЕН). Страны ЕС, как отмечают некоторые эксперты, достигли исключительно высокого уровня интеграции различных производственных стандартов, предписаний и норм.