Меню
Бесплатно
Главная  /  Материалы  /  Оружие. Мировое оружие. Энциклопедия оружия. Тротилом и порохом набиты под завязку

Оружие. Мировое оружие. Энциклопедия оружия. Тротилом и порохом набиты под завязку

Разработанный в 1970-х годах фирмой Дассо . На вооружении с 1984 года. Основной боевой самолёт ВВС Франции в конце - начале XXI века . Состоит на вооружении нескольких стран Азии , Европы и Латинской Америки .

Сборочная линия Mirage 2000 была остановлена в 2007 году после поставки последнего самолета (последний Mirage 2000 был поставлен ВВС Греции 23 ноября 2007). ВВС Франции производят замену самолета Mirage 2000 многоцелевым истребителем Dassault Rafale , принятом на вооружение в г.

История создания

Разработка самолёта началась в 1972 году по низкоприоритетной программе «Delta 1000». Официальное тактико-техническое задание на новый самолет было выдано в марте 1976 года.

На третьем поколении «Миражей» конструкторы компании «Дассо» сохранили треугольное крыло , но с целью устранения имеющихся недостатков сделали самолет неустойчивым по каналу тангажа и установили электродистанционную систему управления . От своих предшественников Mirage 2000 унаследовал крыло большой площади (Mirage 2000-5 41,00 м 2) и планер со значительными внутренними объемами (для топлива и бортового оборудования).

Поставки в войска одноместных перехватчиков Mirage 2000С начались в апреле 1983 года , состояние первичной боеготовности самолеты достигли в июле 1984 года .

Конструкция

Самолет спроектирован по схеме «бесхвостка » с низкорасположенным треугольным в плане крылом, имеющим угол стреловидности по передней кромке 58 градусов, с одним килем. Крыло многолонжеронное цельнометаллической конструкции с низкой удельной нагрузкой; обшивка элеронов выполнена из углепластика , заполнитель - сотовой конструкции из алюминиевого сплава AG5. Сверху и снизу на каждой консоли крыла расположены воздушные тормоза .

Конструктивными особенностями самолета являются мощная и развитая механизация крыла (автоматически управляемые предкрылки по всей передней кромке и двухсекционные элевоны по всему размаху), а также широкое применение композиционных материалов . Практически вся обшивка киля и вся обшивка руля направления выполнена из эпоксидных боро- и углепластиков. Заполнитель руля направления сотовый из алюминиевого сплава. Панели отсека радиоэлектронного оборудования также слоистой конструкции с обшивкой из углепластика и сотовым заполнителем.

Индийские Mirage 2000 участвовали в Каргильском конфликте 1999 года. «Миражи» совершили более 500 вылетов: 274 сделали самолеты 1-й эскадрильи, решавшие задачи ПВО и эскорта ударных самолетов, а более 240 - самолеты 7-й эскадрильи, под прикрытием истребителей МиГ-29 наносившие удары по наземным целям, на которые ими было сброшено более 55 тонн бомб. Среди вылетов 7-й эскадрильи примечательны удары по Манто Дало, Тайгер Хилл и высоте 4388 в секторе Драс. На горе Манто Дало в секторе Баталик 17 июня ударом самолетов 7-й эскадрильи использовавших неуправляемые бомбы был уничтожен главный пункт снабжения противника: было ликвидировано более 50 строений и 100 человек. 24 июня на вершине горы Тайгер Хилл управляемыми авиабомбами с лазерным наведением, сброшенными с двух истребителей Mirage-2000, был поражен штаб батальона противника - это был первый случай боевого применения УАБ индийскими ВВС. В тот же день последовал удар по этой же цели неуправляемыми бомбами. 4го июля удар неуправляемыми бомбами был впервые нанесен по артиллерийским позициям и лагерю снабжения на высоте 4388 в секторе Драс. Следующая атака была выполнена четырьмя Mirage-2000 шестого июля, сбросившими 24 бомбы, а 10 июля три самолета сбросили еще 15 неуправляемых бомб. Эти удары сломили сопротивление противника и из-за высоких потерь среди офицерского состава существенно ослабили руководство.

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Mirage 2000C .

Источник данных: Jane"s, 2004.

Технические характеристики
  • Экипаж : 1 пилот
  • Длина : 14,36 м
  • Размах крыла : 9,13 м
  • Высота : 5,14 м
  • Площадь крыла: 41,0 м²
  • Удлинение крыла : 2,0
  • Стреловидность по передней кромке : 58°
  • База шасси : 5,0 м
  • Колея шасси : 3,5 м
  • Масса пустого: 7500 кг
  • Нормальная взлётная масса: 14 000 кг
  • Максимальная взлётная масса : 17 000 кг
  • Максимальная посадочная масса : 16 700 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3160 кг (+ 4140 кг в ПТБ)
  • Объём топливных баков : 4000 л
  • Силовая установка: 1 × ТРДДФ SNECMA M53-P2
    • Бесфорсажная тяга : 1 × 64,3 кН
    • Форсажная тяга: 1 × 95,1 кН

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • у земли : =1,2
    • на высоте : =2,2
  • Крейсерская скорость : 885 км/ч
  • Посадочная скорость : 144 км/ч
  • Скорость сваливания: 185 км/ч
  • Практическая дальность: 1852 км
  • Перегоночная дальность: 3333 км (с ПТБ)
  • Практический потолок : 16 460 м
  • Скороподъёмность : 284 м/с
  • 414,6 кг/м²
  • Тяговооружённость : 0,57 (при максимальной взлётной массе)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка : +9,0/-3,2 g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 2 × 30 мм пушки DEFA 554 с 125 патронов на пушку
  • Точки подвески: 9 (5 под фюзеляжем, 4 под крылом)
  • 6200 кг
  • Управляемые ракеты:
    • ракеты «воздух-земля» :
      • 1 × ASMP (у Мираж 2000N)
      • 2 × AS.30L или АМ.39 или Armat
      • APACHE или SCALP (у Мираж 2000D)
    • ракеты «воздух-воздух» :
      • 2 × Super 530 и/или
      • 2-4 × R550 Magic или MICA (у Мираж 2000-5)
  • Неуправляемые ракеты : 4 блока MBDA LR F4 с 18 × 68 мм ракетами
  • Бомбы : различные, среди них:
    • корректируемые :
      • 1-2 × 990 кг MBDA BGL
    • свободнопадающие:
      • 16 × 219 кг MBDA Durandal
      • 5-6 × 305 кг кассетные MBDA Belouga или TDA BM 400
      • Mk20 и/или Mk82
  • Подвесные артиллерийские установки : Dassault CC 630 с 2 × 30 мм пушками с 600 патр.
  • Подвесные топливные баки : 1 × 1300 л под фюзеляжем и 2 × 1700 л или 2000 л под крылом

Близкие по назначению и характеристикам машины

  • Европейский союз Panavia Tornado
  • Флаг США F-16 Fighting Falcon
  • Флаг США F/A-18 Hornet
  • Флаг Швеции JAS 39 Gripen

В массовой культуре

Самолет присутствует во французском фильме "Рыцари неба", также на Мираже 2000 можно "полетать" в авиасимуляторах Jane`s Combat Simulations Fighters Anthology, DCS: World и Fighter Wing 1995 года

Напишите отзыв о статье "Dassault Mirage 2000"

Примечания

Литература

  • Jane"s All The World"s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. - Jane"s Information Group, 2004. - P. 131-135. - 860 p. - ISBN 0-7106-2614-2.

Ссылки

  • Передача «Военное дело ». на YouTube
  • в авиасимуляторе DCS: World

Отрывок, характеризующий Dassault Mirage 2000

– Мы не пойдём к нему, мамочка. Мы попробуем сами, – ласково улыбнувшись, произнесла моя смелая девочка. – У нас ведь осталось ещё какое-то время, правда?
Север удивлённо взглянул на Анну, но, увидев её решимость, не произнёс ни слова.
А Анна уже восхищённо оглядывалась вокруг, только сейчас заметив, какое богатство окружало её в этой дивной сокровищнице Караффы.
– Ой, что это?!. Неужели это библиотека Папы?.. И ты могла здесь часто бывать, мамочка?
– Нет, родная моя. Всего лишь несколько раз. Я хотела узнать о чудесных людях, и Папа почему-то разрешил мне это.
– Ты имеешь в виду Катар? – спокойно спросила Анна. – Они ведь знали очень много, не правда ли? И всё же не сумели выжить. Земля всегда была очень жестокой... Почему так, мама?
– Это не Земля жестока, солнышко моё. Это – люди. И откуда тебе известно про Катар? Я ведь никогда не учила тебя о них, не правда ли?
На бледных щеках Анны тут же вспыхнуло «розовое» смущение...
– Ой, ты прости меня, пожалуйста! Я просто «слышала», о чём вы вели беседу, и мне стало очень интересно! Поэтому я слушала. Ты извини, ведь в ней не было ничего личного, вот я и решила, что вы не обидитесь...
– Ну, конечно же! Только зачем тебе нужна такая боль? Нам ведь хватает и того, что преподносит Папа, не так ли?
– Я хочу быть сильной, мама! Хочу не бояться его, как не боялись своих убийц Катары. Хочу, чтобы тебе не было за меня стыдно! – гордо вскинув голову, произнесла Анна.
С каждым днём я всё больше и больше удивлялась силе духа моей юной дочери!.. Откуда у неё находилось столько мужества, чтобы противостоять самому Караффе?.. Что двигало её гордым, горячим сердцем?
– Хотите ли увидеть ещё что-либо? – мягко спросил Север. – Не будет ли лучше вас оставить вдвоём на время?
– О, пожалуйста, Север, расскажи нам ещё про Магдалину!.. И расскажи, как погиб Радомир? – Восторженно попросила Анна. И тут же спохватившись, повернулась ко мне: – Ты ведь не возражаешь, мама?..
Конечно же, я не возражала!.. Наоборот, я была готова на всё, только бы отвлечь её от мыслей о нашем ближайшем будущем.
– Пожалуйста, расскажи нам, Север! Это поможет нам справиться и придаст нам сил. Расскажи, что знаешь, мой друг...
Север кивнул, и мы снова оказались в чьей-то чужой, незнакомой жизни... В чём-то давным-давно прожитом и покинутом прошлом.
Перед нами благоухал южными запахами тихий весенний вечер. Где-то вдалеке всё ещё полыхали последние блики угасающего заката, хотя уставшее за день солнце давно уже село, чтобы успеть отдохнуть до завтра, когда оно снова вернётся на своё каждодневное круговое путешествие. В быстро темнеющем, бархатном небе всё ярче разгорались непривычно огромные звёзды. Окружающий мир степенно готовил себя ко сну... Лишь иногда где-то вдруг слышался обиженный крик одинокой птицы, никак не находящей покоя. Или время от времени сонным лаем тревожил тишину переклик местных собак, этим показывавших своё неусыпное бдение. Но в остальном ночь казалась застывшей, ласковой и спокойной...
И только в огороженном высокой глиняной стеной саду всё ещё сидели двое. Это были Иисус Радомир и его жена Мария Магдалина...
Они провожали свою последнюю ночь... перед распятием.
Прильнувши к мужу, положив уставшую голову ему на грудь, Мария молчала. Она ещё столько хотела ему сказать!.. Сказать столько важного, пока ещё было время! Но не находила слов. Все слова уже были сказаны. И все они казались бессмысленными. Не стоящими этих последних драгоценных мгновений... Как бы она ни старалась уговорить Радомира покинуть чужую землю, он не согласился. И это было так нечеловечески больно!.. Мир оставался таким же спокойным и защищённым, но она знала – он не будет таким, когда уйдёт Радомир... Без него всё будет пустым и мёрзлым...
Она просила его подумать... Просила вернуться в свою далёкую Северную страну или хотя бы в Долину Магов, чтобы начать всё сначала.
Она знала – в Долине Магов их ждали чудесные люди. Все они были одарёнными. Там они могли построить новый и светлый мир, как уверял её Волхв Иоанн. Но Радомир не захотел... Он не согласился. Он желал принести себя в жертву, дабы прозрели слепые... Это было именно той задачей, что воздвиг на его сильные плечи Отец. Белый Волхв... И Радомир не желал отступать... Он хотел добиться понимания... у иудеев. Даже ценой своей собственной жизни.
Ни один из девяти друзей, верных рыцарей его Духовного Храма, не поддержал его. Ни один не желал отдавать его в руки палачей. Они не хотели его терять. Они слишком сильно его любили...
Но вот пришёл тот день, когда, подчиняясь железной воле Радомира, его друзья и его жена (против своей воли) поклялись не встревать в происходящее... Не пытаться его спасти, что бы ни происходило. Радомир горячо надеялся, что, видя явную возможность его гибели, люди наконец-то поймут, прозреют и захотят спасти его сами, несмотря на различия их веры, несмотря на нехватку понимания.
Но Магдалина знала – этого не случится. Она знала, этот вечер станет для них последним.
Сердце рвалось на части, слыша его ровное дыхание, чувствуя тепло его рук, видя его сосредоточенное лицо, не омрачённое ни малейшим сомнением. Он был уверен в своей правоте. И она ничего не могла поделать, как бы сильно его ни любила, как бы яростно ни пыталась его убедить, что те, за кого он шёл на верную смерть, были его недостойны.
– Обещай мне, светлая моя, если они всё же меня уничтожат, ты пойдёшь Домой, – вдруг очень настойчиво потребовал Радомир. – Там ты будешь в безопасности. Там ты сможешь учить. Рыцари Храма пойдут с тобой, они поклялись мне. Ты увезёшь с собою Весту, вы будете вместе. И я буду приходить к вам, ты знаешь это. Знаешь ведь?
И тут Магдалину, наконец, прорвало... Она не могла выдержать более... Да, она была сильнейшим Магом. Но в этот страшный момент она являлась всего лишь хрупкой, любящей женщиной, теряющей самого дорогого на свете человека...
Её верная, чистая душа не понимала, КАК могла Земля отдавать на растерзание самого одарённого своего сына?.. Был ли в этой жертве хоть какой-то смысл? Она думала – смысла не было. Привыкшая с малых лет к бесконечной (а иногда и безнадёжной!) борьбе, Магдалина не в состоянии была понять эту абсурдную, дикую жертву!.. Ни умом, ни сердцем не принимала она слепое повиновение судьбе, ни пустую надежду на чьё-то возможное «прозрение»! Эти люди (иудеи) жили в своём обособленном и наглухо закрытом для остальных мире. Их не волновала судьба «чужака». И Мария знала наверняка – они не помогут. Так же, как знала – Радомир погибнет бессмысленно и напрасно. И никто не сможет вернуть его обратно. Даже если захочет. Менять что-либо будет поздно...
– Как ты не можешь понять меня? – вдруг, подслушав её печальные мысли, заговорил Радомир. – Если я не попробую разбудить их, они уничтожат грядущее. Помнишь, Отец говорил нам? Я должен помочь им! Или хотя бы уж обязан попытаться.
– Скажи, ты ведь так и не понял их, правда ведь? – ласково гладя его руку, тихо прошептала Магдалина. – Так же, как и они не поняли тебя. Как же ты можешь помочь народу, если сам не понимаешь его?!. Они мыслят другими рунами... Да и рунами ли?.. Это другой народ, Радомир! Нам не знакомы их ум и сердце. Как бы ты ни пытался – они не услышат тебя! Им не нужна твоя Вера, так же, как не нужен и ты сам. Оглянись вокруг, Радость моя, – это чужой дом! Твоя земля зовёт тебя! Уходи, Радомир!
Но он не хотел мириться с поражением. Он желал доказать себе и другим, что сделал всё, что было в его земных силах. И как бы она ни старалась – Радомира ей было не спасти. И она, к сожалению, это знала...
Ночь уже подошла к середине... Старый сад, утонувший в мире запахов и сновидений, уютно молчал, наслаждаясь свежестью и прохладой. Окружающий Радомира и Магдалину мир сладко спал беззаботным сном, не предчувствуя ничего опасного и плохого. И только Магдалине почему-то казалось, что рядом с ней, прямо за её спиной, злорадно посмеиваясь, пребывал кто-то безжалостный и равнодушный... Пребывал Рок... Неумолимый и грозный, Рок мрачно смотрел на хрупкую, нежную, женщину, которую ему всё ещё почему-то никак не удавалось сломить... Никакими бедами, никакой болью.
А Магдалина, чтобы от всего этого защититься, изо всех сил цеплялась за свои старые, добрые воспоминания, будто знала, что только они в данный момент могли удержать её воспалённый мозг от полного и невозвратимого «затмения»... В её цепкой памяти всё ещё жили так дорогие ей годы, проведённые с Радомиром... Годы, казалось бы, прожитые так давно!.. Или может быть только вчера?.. Это уже не имело большого значения – ведь завтра его не станет. И вся их светлая жизнь тогда уже по-настоящему станет только воспоминанием.... КАК могла она с этим смириться?! КАК могла она смотреть, опустив руки, когда шёл на гибель единственный для неё на Земле человек?!!
– Я хочу показать тебе что-то, Мария, – тихо прошептал Радомир.
И засунув руку за пазуху, вынул оттуда... чудо!
Его тонкие длинные пальцы насквозь просвечивались ярким пульсирующим изумрудным светом!.. Свет лился всё сильнее, будто живой, заполняя тёмное ночное пространство...
Радомир раскрыл ладонь – на ней покоился изумительной красоты зелёный кристалл...
– Что это??? – как бы боясь спугнуть, также тихо прошептала Магдалина.
– Ключ Богов – спокойно ответил Радомир. – Смотри, я покажу тебе...
(О Ключе Богов я рассказываю с разрешения Странников, с которыми мне посчастливилось дважды встретится в июне и августе 2009 года, в Долине Магов. До этого о Ключе Богов не говорилось открыто нигде и никогда).
Кристалл был материальным. И в то же время истинно волшебным. Он был вырезан из очень красивого камня, похожего на удивительно прозрачный изумруд. Но Магдалина чувствовала – это было что-то намного сложнее, чем простой драгоценный камень, пусть даже самый чистый. Он был ромбовидным и удлинённым, величиной с ладонь Радомира. Каждый срез кристалла был полностью покрыт незнакомыми рунами, видимо, даже более древними, чем те, которые знала Магдалина...
– О чём он «говорит», радость моя?.. И почему мне не знакомы эти руны? Они чуточку другие, чем те, которым нас учили Волхвы. Да и откуда он у тебя?!
– Его принесли на Землю когда-то наши мудрые Предки, наши Боги, чтобы сотворить здесь Храм Вечного Знания, – задумчиво смотря на кристалл, начал Радомир. – Дабы помогал он обретать Свет и Истину достойным Детям Земли. Это ОН родил на земле касту Волхвов, Ведунов, Ведуний, Даринь и остальных просветлённых. И это из него они черпали свои ЗНАНИЯ и ПОНИМАНИЕ, и по нему когда-то создали Мэтэору. Позже, уходя навсегда, Боги оставили этот Храм людям, завещая хранить и беречь его, как берегли бы они саму Землю. А Ключ от Храма отдали Волхвам, дабы не попал он случайно к «тёмномыслящим» и не погибла бы Земля от их злой руки. Так с тех пор, и хранится это чудо веками у Волхвов, а они передают его время от времени достойному, чтобы не предал случайный «хранитель» наказ и веру, оставленную нашими Богами.

– Неужели это и есть Грааль, Север? – не удержавшись, просила я.
– Нет, Изидора. Грааль никогда не был тем, чем есть этот удивительный Умный Кристалл. Просто люди «приписали» своё желаемое Радомиру... как и всё остальное, «чужое». Радомир же, всю свою сознательную жизнь был Хранителем Ключа Богов. Но люди, естественно, этого знать не могли, и поэтому не успокаивались. Сперва они искали якобы «принадлежавшую» Радомиру Чашу. А иногда Граалем называли его детей или саму Магдалину. И всё это происходило лишь потому, что «истинно верующим» очень хотелось иметь какое-то доказательство правдивости того, во что они верят… Что-то материальное, что-то «святое», что возможно было бы потрогать... (что, к великому сожалению, происходит даже сейчас, через долгие сотни лет). Вот «тёмные» и придумали для них красивую в то время историю, чтобы зажечь ею чувствительные «верующие» сердца... К сожалению, людям всегда были нужны реликвии, Изидора, и если их не было, кто-то их просто придумывал. Радомир же никогда не имел подобной чаши, ибо не было у него и самой «тайной вечери»... на которой он якобы из неё пил. Чаша же «тайной вечери» была у пророка Джошуа, но не у Радомира.

Они - стопроцентные союзники, повязанные кровью. Ближний Восток, Персидский залив, Северная Африка и Югославия - бомбы и ракеты этих самолетов утюжили противника на всех континентах и во всех конфликтах НАТО и США, начиная с середины 1980-х. Удивляет и успех воздушных дуэлей: минимальные потери даже с русскими МиГами и «Сушками». Где бы ни появились F-16 и Mirage 2000 - в небе над Белградом, афганским кишлаком или над шатрами бедуинов в Сахаре, - противник почти всегда предпочитает убраться подальше. Исключение - российские машины.

Однако реальность способна внезапно менять все расклады. Сегодня ты союзник «дяди Сэма», а завтра - непримиримый враг. Так было с Югославией, Ливией, Ираком… Мир власти и безумного чистогана рождает самые невероятные войны и союзы. Чем тогда «Мираж» ответит хваленому американскому «Соколу», если вдруг они окажутся по разные стороны небесных баррикад?

Рождены, чтоб жалить и кусать

F-16 Fighting Falcon - самолет четвертого поколения. В момент разработки в 1974 году имел неплохую аналогово-цифровую авионику и электродистанционную систему управления. Ближе к нулевым «янки» еще поднаберет плюсы к «четверке» за счет модернизаций.

Имя Fighting Falcon, или «Атакующий сокол», получил в честь символа военно-воздушной академии США. А солдаты сразу окрестили F-16 «Гадюкой»: и вид, как у ядовитой рептилии, и жалит быстро, точно и очень больно.

Способности быстро и смертельно жалить мгновенно нашлось применение. Весной 1981-го США закрутили очередную военную карусель на Ближнем Востоке, и «Сокола» бросили в небо Ливана. Дебют успешен - сирийскому МиГ-21 он подрезает крылья.

Если задаться вопросом, кого из «американцев» часто можно встретить в небе, знай - это F-16 Fighting Falcon. Универсальность и относительная дешевизна сделала его самым распространенным самолетом поколения «номер 4» на планете. На июнь 2016-го по миру расползлось 4.570 «Гадюк».

Собрат по Североатлантическому альянсу французский Mirage 2000 фирмы Dassault тоже родом из 1970-х. Он пришел на смену сразу четырем самолетам галлов. Новый «Мираж» еще на стапеле выдавил стареющий ястребок «Мираж» III.

Следующими в отставку покатились перехватчики «Мираж» F-1 и ударный «Ягуар». Ему даже удалось задвинуть стратегический бомбардировщик Mirage IV - ядерная ракета ASMP внезапно перекочевала под фюзеляж нового «Миража». Так «француз» «две-тысячи» стал на рубеже веков основной ударной авиацией Франции. Впрочем, пилоты Индии, Бразилии, Перу, Катара, Арабских Эмиратов и Египта тоже охотно прыгают за штурвалы «Миражей».

Скорость против маневра

F-16 Fighting Falcon - классика самолетостроения: моноплан со среднерасположенным крылом, одним двигателем и одним килем. Крыло правильной геометрии, плавно переходит в фюзеляж. Точно такую же схему можно увидеть на советско-российских «ястребах» Су-27 и МиГ-29. Такая компоновка дает сразу два плюса: рост подъемной силы при больших углах атаки и увеличение внутреннего объема самолета.

Фюзеляж «Сокола» - металлический полумонокок, воздухозаборник вынесен вперед. Это рождает сходство с немецким штурмовиком-«лаптежником» Ju-87 - похожим образом они крепили в носу сирены, чей ужасающий вой стал одним из символов Второй мировой.

Французский Mirage 2000 зовут «бесхвосткой» - сзади возвышается лишь один киль. Крыло - огромный треугольник в 58 градусов. На взгляд, монолит, а внутри - настоящий слоеный пирог: за углепластиком внешней обшивки спрятан наполнитель в виде сот из алюминиевого сплава.

Механизация крыла мощнее союзника-конкурента F-16. По всей передней кромке идут автоматические предкрылки, двухсекционные элероны и рули высоты сзади по всему размаху. На каждом крыле сверху и низу - воздушные тормоза. Весь этот комплекс дает отличные летные характеристики на малых скоростях. При «штурмовке» это вообще «сказка» - самолет не сваливается, быстро идет на разворот с набором скорости.

Истребитель-перехватчик Mirage 2000 на сверхскорость «тащит» турбовентиляторный реактивный SNECMA М53-5. На высоте в 12 километров он может ускориться до 2.500 километров в час.

Американский «Сокол» соперничество в быстроте внезапно проигрывает. Причина - вес самолета: 21 тонна у «американца» против 17-тонного «Миража». Хотя сам двигатель американского истребителя ТРДДФ Pratt & Whitney F100 может «вжарить» на форсаже больше 2 махов - около 2.400 км в час. В СССР когда-то горько шутили: «Если бы мы имели такой же движок, то МиГ-29 спроектировали бы однодвигательным». Но за «Миражом» ему все равно не угнаться.

А вот в маневре F-16 Fighting Falcon «француза» превосходит. «Сокол» просто создан для завоевания воздушного превосходства и может «крутить» противника на перегрузках чуть выше 9g. «Мираж» на таких пределах просто развалится.

«Американец» имеет тяговооруженность больше единицы, то есть тяга двигателя превышает вес самолета. Что это дает? Самолет можно смело «ставить на хвост». Такое частенько проделывают наши МиГи-«Стрижи» или тяжелые «Сушки». С «Миражом» такая история не пройдет - он тяговооружен вдвое хуже. Плюс практический потолок у «американца» выше. На высоте в 16 километров «гадюка» подстрелит французскую «треуголку», как сонную муху.

Mirage 2000 может перехватить врага быстрее, зато F-16 может вусмерть «закрутить» его на горизонтальном маневре.

Электронная дуэль - кто хитрее?

Первое, что бросается в глаза, когда открываешь фонарь американского «Сокола», - обилие электроники. Перед тобой куча мониторов, в реальном времени идет анализ - полета, состояний самолета и огнем. Здесь летчик уже не совсем пилот, скорее, - оператор.

F-16 несет импульсный радиолокатор, который позволяет видеть воздушные цели на расстоянии до 46 километров. В помощь бойцу - тактическая и навигационная система TACAN. Этот комплекс подскажет лучший маршрут или какой вираж заложить, чтобы уйти от ракеты врага.

«Француз» немного уступает в электронно-вычислительном противостоянии. У него бортовой компьютер скромнее американского коллеги. Зато сверхнадежный. Система управления самолетом электродистанционная, с четырехкратным дублированием.

Впрочем, Mirage 2000 тоже не без «фишки». На поздних модификациях стоит уникальная РЛС Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5. Она позволяет машине идти в режиме картографирования, то есть самолет при необходимости прижимается к земле и сам огибает рельеф со скоростью до 1.112 км/ч.

Вывод:

F-16 Fighting Falcon «умнее» союзника-соперника, зато «Мираж 2000» - надежнее и хитрее: может внезапно и незаметно уйти лесами и горами от злобной «Гадюки».

Тротилом и порохом набиты под завязку

«Вишенка на торте» нашей пары - вооружение. Оба - универсалы: они и ракету метнуть могут, и из пушек пострелять не прочь. Другое задание? Тогда ловите россыпь бомб - в ущерб маневренности оба легко превращаются в бомберы-штурмовики.

F-16 несет одну шестиствольную пушку М61А1 калибра 20 миллиметров. Скорострельно умопомрачительная. Она не пробивает, а буквально режет противника на куски - за минуту в цель летит 6.000 зарядов из крупнокалиберного свинца.

Для борьбы с оппонентами у F-16 целый микро-зверинец: «питоны» и «воробьи» разных модификаций. Есть боеголовки чуть мощнее - Magic 2, Sky Flash, «Sidewinder». Этого хватит, чтобы противники в страхе шарахались за облака.

Для работы по «наземке» отлично подойдут высокоточные ракеты AGM: от тяжелых 154 JSOW и 88 HARM до «легковесов» 65 Maverick. Для надводных кораблей есть «Гарпун и «Пингвин». Авианосец не потопит, но корвето-фрегаты пощиплет основательно.

Нужно сыграть в бомбермена-штурмовика? Тогда грузи на борт обычные, корректируемые или кассетные бомбы. В ущерб маневренности и скорости можно впихнуть до девяти тонн разного рвущегося на земле «добра».

Mirage 2000, как и американский истребитель, легко «тянет лямку» бомбардировщика. Ковровой бомбежки он не обещает, но три с половиной тонны «за шиворот» забросает легко.

Для штурмовки у «француза» есть блоки с ракетами MBDA LR F4. Их может быть до 68 штук. Этого хватит, чтоб «под ноль» «разутюжить» местность в десяток футбольных полей. Главное, целиться получше - ракеты неуправлямые.

Там, где нужна и точность, и мощь, в работу идут боеприпасы с лазерным наведением: ASMP, APACHE, SCALP, либо пара AS.30L, АМ.39 или Armat. Для особо прочных целей предусмотрен Stormshadow - бетонобойная боеголовка, способная превратить в труху бункер или капонир с толщиной стен в несколько метров.

Если стоит задача «перехватить и поразить» летающего супостата, то в распоряжении «Миража» есть эффективные и надежные ракеты Super 530, R550 Magic или MICA.

А вот в ближнем бою «француз» на голову превосходит американский «Сокол». «Мираж» несет две 30-миллиметровки Dassault CC 630 с лентой в 600 патронов. Они достались ему по наследству от предыдущего самолета. В войне 1967 года на Ближнем Востоке предшественник «Миража 2000» именно этими пушками «резал» арабские истребители десятками. Так что F-16 сваливаться в ближний бой к «французу» не стоит - «в дог-файте» американский «Сокол» рискует не устоять.

Еще одна любопытная деталька: у F-16 створки фонаря позолочены. «Понты» тут ни при чем: это уловка для снижения заметности - радары могут самолет и вовсе не заметить. А вот «Миражу» от РЛС врага защититься нечем. Вся надежда на скорость и опыт пилота.

Опыт решает все

За 40 лет компания-производитель выпустила 13 модификаций F-16. Есть даже попытка приблизить «Гадюку» к рубежу пятого поколения - это F-16IN Super Viper («Супер Гадюка»). «Француз» имеет вариаций поменьше. Они тоже приписывают плюсы к поколению. И все-таки обе машины уже постепенно становятся историей - американский F-22 «Раптор» и F-35 «Молния 2» неизбежно сменят «Атакующего сокола», а Mirage 2000 постепенно «рассеется», уступив небо суперновому «Rafale».

Скорость, маневренность, электроника и вооружение и у F-16, и у Mirage 2000 паритетны. Да и самолеты - более тонкий и человекозависимый механизм, чем грузовик, танк или ракета. Ясно одно - все будет решать место, время, число и умение. И как знать, может, скромняга «Мираж» внезапно сможет отыграть противостояние у хваленого «американца». Как случилось в 1996-м в небе над Эгейским морем, когда турецкий F-16 Fighting Falcon сложил крылья под напором ракет греческого «Миража-2000».

В нашем гипотетическом противостоянии нет однозначного победителя.

В этом году с 17 по 21 ноября вновь пройдет международный авиасалон в Дубаи. В 2013 году он пройдет в новом месте,хорошо это или плохо я пока не знаю,но вот я все еще продолжаю обрабатывать сделанное в 2011 году.
Дассо «Мираж» 2000 (Dassault Mirage 2000) - французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в 1970-х годах фирмой Дассо. Основной боевой самолёт ВВС Франции в конце XX - начале XXI века. Состоит на вооружении нескольких стран Азии, Европы и Латинской Америки.Сборочная линия Mirage 2000 была остановлена в 2007 году после поставки последнего самолета. Последний Mirage 2000 был поставлен ВВС Греции 23 ноября 2007 года. ВВС Франции производят замену самолета Mirage 2000 многоцелевым , принятом на вооружение ВВС 27 июня 2006 года.


Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Mirage 2000-9 это экспортный вариант Mirage 2000-5 Mk.2. UAE в свое время заказал 32 новых самолета,заказ состоял из 20 одноместных Mirage 2000-9 и 12 Mirage 2000-9D двухместных. Поставки UAE Mirages начались весной 2003 года. Еще 30 старых бортов будут модернизированы до стандарта Mirage 2000-9.
Mirage 2000-9 ОАЭ оборудованы для ударных миссий,с лазерным целеуказателем Shehab (вариант Damocles) и навигацией Nahar,с радаром воздух земля RDY-2. Они также оборудованы классической системой противодействия "IMEWS", сравнимой с ICMS 3. ОАЭ также получили ракеты "Black Shaheen", которые являются вариантом MBDA Apache подобных Storm Shadow..

Mirage 2000-5 Mark 2 дальнейшее развитие Mirage 2000-5,это самая последняя версия Mirage 2000. У самолета расширенные наступательные системы включая шину данных для управления и наведения ракет MICA ER,добавлена FLIR система целеуказания,и новейший всепогодный радар Thales RDY-2 , все это также повышает способность самолета работать по наземным целям. Авионика была модифицирована установкой нового цветного дисплея высокого разрешения,опционально возможен нашлемный дисплей,также добавлен Modular Data Processing Unit (MDPU) разработанный для Rafale. Новая инерциальная навигационная система Thales Totem 3000 с кольцевым лазерным гироскопом и поддержкой GPS была добавлена, эта система гораздо лучше по сравнению с предыдущей навигационной системой ULISS 52. Появился генератор кислорода на борту (OBOGS) для пилота.

Further planned upgrades will include Thales AIDA visual identification pod, a GPS receiver, MIDS datalink, new long-range sensors, and the Topsight E helmet-mounted display. Other technology developed for the Rafale will also be integrated into the Mirage 2000, including infrared and optical sensors for IFF and targeting.

Просто среди этих дождей захотелось солнца и вот оно,пожалуйста!!!.

Тут же я испытывал широкоугольный объектив.

Любопытно,почему окрас такой,а не песчаного цвета например?

Самолет спроектирован по схеме «беcхвостка» с низкорасположенным треугольным в плане крылом, имеющим угол стреловидности по передней кромке 58 градусов, с одним килем.

Фото 8.

Вид из-под самолета. Шасси трехстоечное, с носовой опорой.

А вот теперь нормальным объективом общий вид.Конструктивными особенностями самолета являются мощная и развитая механизация крыла (автоматически управляемые предкрылки по всей передней кромке и двухсекционные элевоны по всему размаху), а также широкое применение композиционных материалов.Сверху и снизу на каждой консоли крыла расположены воздушные тормоза.

Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA M53 имеют традиционную для «Миражей» конструкцию с подвижным полуконусом и установленными на внешних поверхностях небольшими генераторами вихрей.

Носовая стойка с бортовым номером 729.

Кабина. Панели отсека радиоэлектронного оборудования также слоистой конструкции с обшивкой из углепластика и сотовым заполнителем.

Хвостовое оперение. Практически вся обшивка киля и вся обшивка руля направления выполнена из эпоксидных боро- и углепластиков. Заполнитель руля направления сотовый из алюминиевого сплава.

Что это? Отстрел каких то ловушек?.

Сопло двигателя.

Общий вид задней части самолета

Общий вид передней части.

И снова носовая стойка.

Основная стойка.

Фото 21.

Катапультное кресло.

Фото 23.

Общий вид самолета.

Самолет производился с 1978 по 2007
Всего было построено 601 бортов
Цена на момент постройки составляла 23 млн долларов сша

Тактико-технические характеристики
Экипаж: 1 пилот
Длина: 14,36 м
Размах крыла: 9,13 м
Высота: 5,14 м
Площадь крыла: 41,0 м²
Удлинение крыла: 2,0
Стреловидность по передней кромке: 58°
База шасси: 5,0 м
Колея шасси: 3,5 м
Масса пустого: 7500 кг
Нормальная взлётная масса: 14 000 кг
Максимальная взлётная масса: 17 000 кг
Максимальная посадочная масса: 16 700 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3160 кг (+ 4140 кг в ПТБ)
Объём топливных баков: 4000 л
Силовая установка: 1 × ТРДДФ SNECMA M53-P2
Бесфорсажная тяга: 1 × 64,3 кН
Форсажная тяга: 1 × 95,1 кН
Максимальная скорость:
у земли: 1,2 Маха
на высоте: 2,2 Маха
Крейсерская скорость: 885 км/ч
Посадочная скорость: 144 км/ч
Скорость сваливания: 185 км/ч
Практическая дальность: 1852 км
Перегоночная дальность: 3333 км (с ПТБ)
Практический потолок: 16 460 м
Скороподъёмность: 284 м/с
Нагрузка на крыло: 414,6 кг/м²
Тяговооружённость: 0,57 (при максимальной взлётной массе)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,2 g
Вооружение
Стрелково-пушечное: 2 × 30 мм пушки DEFA 554 с 125 патронов на пушку
Точки подвески: 9 (5 под фюзеляжем, 4 под крылом)
Боевая нагрузка: 6200 кг
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»:
1 × ASMP (у Мираж 2000N)
2 × AS.30L или АМ.39 или Armat
APACHE или SCALP (у Мираж 2000D)
ракеты «воздух-воздух»:
2 × Super 530 и/или
2-4 × R550 Magic или MICA (у Мираж 2000-5)
Неуправляемые ракеты: 4 блока MBDA LR F4 с 18 × 68 мм ракетами
Бомбы: различные, среди них:
корректируемые:
1-2 × 990 кг MBDA BGL
GBU-24 или GBU-12
свободнопадающие:
16 × 219 кг MBDA Durandal
5-6 × 305 кг кассетные MBDA Belouga или TDA BM 400
Mk20 и/или Mk82
Подвесные артиллерийские установки: Dassault CC 630 с 2 × 30 мм пушками с 600 патр.
Подвесные топливные баки: 1 × 1300 л под фюзеляжем и 2 × 1700 л или 2000 л под крылом

Dassault Mirage 2000 – французский многоцелевой истребитель, разработанный компанией Dassault Aviation в конце 1960-х годов.

История Mirage 2000

Истребитель является крайней версией семейства самолетов Mirage, являвшихся главными истребителями ВВС Франции в течение десятилетий вплоть до появление машины нового поколения – Dassault .

Разработка началась в 1972 году и была не приоритетной, однако, после сворачивания программы «Avion de Combat Futur» Mirage 2000 оказался единственным вариантом. В 1976 году было разработано техническое задание и полномасштабные работы. Первый из пяти прототипов выполнил первый полет 10 марта 1978 года, он был оснащен ТРДДФ M53-2. Первый серийный самолет поднялся в небо 20 ноября 1982 года, за ним последовало 36 самолетов с двигателями M53-5.

Конструкция Mirage 2000

Mirage 2000, как и все «Миражи» — однодвигательная бесхвостка с дельтовидным крылом. Истребитель имеет крыло с небольшой удельной нагрузкой, снабженное автоматическими маневренными щелевыми предкрылками по всему размаху и двухсекционными элевонами. Воздухозаборники двигателя SNECMA М53 имели традиционную для Mirage конструкцию с подвижным полуконусом и установленными на внешних поверхностях небольшими генераторами вихрей. Самолет строился из традиционных материалов, с незначительным добавлением композитов.

Герметизированная кабина находится в передней части фюзеляжа, она оборудована катапультируемым креслом F10Q фирмы «Мартин-Бейкер», обеспечивающим аварийное покидание самолета и при нулевой скорости и высоте.

Самолет имеет трехстоечное шасси с передней стойкой. Для сокращения пробега при посадке на верхней и нижней поверхностях консолей крыла установлены чегырс воздушных тормоза, а в обтекателе корневой части киля смонтирован контейнер тормозного парашюта.

Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.

Видео Mirage 2000: Видео демонстрационного скоростного полета истребителей

Модификации

  • Mirage 2000 - базовая модификация.
  • Mirage 2000В - двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000С.
  • Mirage 2000С - одноместный истребитель-перехватчик.
  • Mirage 2000D - ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения.
  • Mirage 2000Е - многоцелевой истребитель, предназначенный для экспорта.
  • Mirage 2000ED - двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000 Е.
  • Mirage 2000N - ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
  • Mirage 2000R - одноместный разведчик.
  • Mirage 2000S - экспортная версия 2000D, производимая с 1994 года.
  • Mirage 2000-5 - модернизированная экспортная версия

Эксплуатация Mirage 2000

Производство и поставки продолжались с 1982 по 2007 годы. Всего было выпущено 614 истребителей.

Будучи главным истребителем Франции, а так же нескольких других государств, истребитель участвовал в ряде военных конфликтов:

  • В Балканских конфликтах 1990-х годов. В 1995 году французский самолет был сбит силами ПВО Сербии.
  • Столкновения ВВС Греции и Турции. В 1996 году в бою на Эгейским морем греческий истребитель сбил турецкий .
  • Киргильский конфликт 1999 года. Истребители ВВС Индии совершили более 500 вылетов. В основном они, под прикрытием , применялись для нанесения авиаударов по силам ВС Пакистана.
  • В 2011 году самолеты ВВС Франции применялись против войск Каддафи в Ливии.

Схема истребителя Mirage 2000

Истребитель «Мираж» 2000 Дассо или как он известен Dassault Mirage 2000 это многоцелевой истребитель Франции. Истребитель Мираж был разработан в 70-х годах прошлого века фирмой Дассо. Мираж являлся основным боевым самолетом ВВС Франции в конце XX – начале XXI века. Данный истребитель состоит на вооружении многих стран Латинской Америки, Европы, а так же Азии. Потому его можно обозвать, как «мировое ».

Линия, которая собирал истребители Мираж 2000, была остановлена в 23 ноября 2007 году после того, как был поставлен последний самолет ВВС Греции. Французские ВВС заменяют истребитель Мираж истребителем многоцелевого характера «Шквал», который был принят на вооружение 27 июня 2006 года.

Конструкция и бортовые системы истребителя Мираж

Конструкция самолета напоминает утку, в которой треугольное крыло низко расположено и имеет угол стреловидности по передней кромке всего 58 градусов. Истребитель «Мираж» имеет один киль. Шасси истребителя Dassault Mirage 2000 имеет три стойки и носовую опору.

Отличительными особенностями истребителя Mirage 2000 является широкое использование композиционных материалов и достаточно развитая и мощная механизация крыла. Механизация крыла заключается в автоматически управляемых предкрылках по всей поверхности передней кромки, а так же двухсекционные элевоны по всему размаху. Крыло самолета представляет собой цельнометаллическую конструкцию и состоит из множества лонжеронов. Двухсекционные элевоны имеют углепластиковую обшивку. В качестве заполнителя используется «сотовая» конструкция сплава алюминия AG5. Воздушные тормоза данного истребителя расположены сверху и снизу каждой консоли крыла. Более 90% обшивки киля и обшивки руля направления выполнена из эпоксидного угле- и боропластика. Заполнитель руля то же сотовый и выполнен из того же сплава алюминия. Отсеки панели радиоэлектронного оборудования (РЭО) имеют слоистую структуру с сотовым заполнителем и углепластиковой обшивкой.

Имеет электродистанционную систему управления самолетом (СУС) с четырехтактным дублированием. Помимо этого, есть и аварийный канал, питание которого обеспечивается отдельной батареей. СУС обеспечивает высочайшую управляемость и устойчивость во всей широте скоростей и высот, а так же при полетах на малых высотах, высоких скоростях и экстремальных условиях при небольшой скорости полета, но с большим углом атаки.

Гидравлических систем в истребителе две, рабочее давление каждой из которых составляет 280 атмосфер. Эти системы обеспечивают уборку и выпуск шасси, воздушных тормозов и работоспособность приводов поверхностей управления.

Источники электроэнергии представлены двумя генераторами переменного тока, мощностью в 20 КВ*А и аккумуляторной батареей в 40 амперчасов.

Известно более 9 модификаций истребителя Mirage 2000 , но наиболее известными моделями являются Mirage 2000D (ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения) и Mirage 2000Е (экспортный многоцелевой истребитель).

Всего построено более 600 единиц истребителя Мираж.

Летно-технические характеристики истребителя «Мираж»:

Экипаж, чел 1
Макс. скорость, км/ч: 2340
Макс. скорость у земли, км/ч 1 110 (без форсажа с 8 бомбами по 250 кг и 2 УР «Мажик»)
Макс. скорость на высоте, км/ч 2338
Боевой радиус, км 1480
Дальность полёта с ПТБ, км 3335
Практический потолок, м 18 000
Скороподъёмность, м/мин 17 100
Длина, м 14,36
Высота: 5,30
Размах крыла, м 9,13
Площадь крыла, м² 41
Вес пустого самолета, кг 7600
Вес снаряжённого, кг: 13 800
Макс. взлётная масса, кг 17 000
Двигатели, тип SNECMA M53-P2
Тяга (мощность), кгс 6 560
Тяга форсажная, кгс 9700
Стрелково-пушечное вооружение: 2×30 мм DEFA 554
Боезапас, патронов 2×125
Кол-во точек подвески: 9 (5 под фюзеляжем,4 под крылом)
Масса подвесных элементов, кг 6300