Меню
Бесплатно
Главная  /  Термины   /  Изобразительное искусство месопотамии презентация. Художественная культура междуречья. Ассиро-вавилонская культура XIX–VII вв. до н. э

Изобразительное искусство месопотамии презентация. Художественная культура междуречья. Ассиро-вавилонская культура XIX–VII вв. до н. э

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Культура Древней Месопотамии" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Культура Древней Месопотамии

Слайд 2

Слайд 3

Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют «прародителем современной цивилизации» А ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал Время стерло Шумер из анналов истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере… Столетия умы ученых и теологов поражают месопотамские тексты, являющиеся переработкой шумерских Из текста халдейской Книги Бытия следует, что не менее чем за тысячу лет до нее существовал текст Истории Творения, написанный на старом вавилонском диалекте…

Шумеры – «черноголовые»

Слайд 4

Открытие культуры шумеров

Об особенностях культурного развития древних цивилизаций, возникших в бассейнах рек Тигра и Евфрата в Передней Азии, стало известно в начале ХIХ в после сенсационных открытий французского консула Поля – Эмиля Ботта Он обнаружил в одной из арабских деревушек рельефы с изображением диковинных зверей, некогда украшавших ассирийский царский дворец Ашшурбанапала

Слайд 5

Тайна Шумеров

За последние полтора столетия на месте шумерских городов археологи обнаружили тысячи текстов и иллюстраций по астрономии, математике Большой фрагмент таблички с математическими упражнениями, датированный 1700 г. до н.э., содержит геометрические формы с математическими уравнениями на аккадском языке

Слайд 6

Тайна Шумеров - -неофициальная версия

В государственном устройстве этот народ имел все атрибуты современного развитого государства: суд присяжных, двухпалатную систему парламента, состоящую из избираемых депутатов, гражданские советы (аналог комитетов самоуправления) Их культуре свойственны удивительные музыкальные достижения, они увлекались танцами В медицине использовали фитотерапию, хорошо знали анатомию и химию, фармацевтику, астрономию и многие разделы современной математики)

Слайд 7

Тайна Шумеров - неофициальная версия

Среди них - по фундаментальной математике, вычисление площадей сложных фигур, извлечение корней, решения уравнений с двумя и тремя неизвестными, так называемые золотые пропорции и числа Фибоначчи Шумеры использовали сложнейшую шестидесятеричную систему исчисления, базировавшуюся на комбинации чисел б и 10 Сложные системы исчисления подобного рода стали использоваться с появлением компьютерной технологии В шумерских текстах содержатся сведения о происхождении, развитии и строении Солнечной системы, включая список и характеристики планет...

Слайд 8

Тайна Шумеров неофициальная версия

Развитое ткацкое дело и текстильная промышленность Прогрессивное эффективное сельское хозяйство могли бы стать примером для аналогичных современных отраслей Высокоразвитая религия, удивительные храмы… Все это Шумерия, располагавшаяся в южной части современного Ирака на территории древней Месопотамии

Слайд 9

Тайна Шумеров (неофициальная версия)

Многие поколения ученых бились над загадкой этой появившейся до времени цивилизации, но загадок оставалось более чем достаточно... Что же такое Шумерия? Гениальная народность, появившаяся, как непонятый Леонардо да Винчи в Италии, раньше срока на планете Земля или…?

Слайд 10

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.



  • Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.)


    Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.) Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина 3-го тыс. до н.э. Лувр, Париж Адорант – статуя молящегося, ее дарили храму Инкрустированные глаза. Инкрустация – украшение поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла и т.д., которые отличаются от нее цветом или материалом.






    Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.)с Стела царя Нарамсина. 23 в. до н.э. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.






    Искусство Старовавилонского царства (20 в. до н.э. – 17 в. до н.э.) Статуя молящегося – 1750 гг. до н.э. Лувр, Париж Стела вавилонского царя Хаммурапи с текстом 247 законов. Записанных клинописью. Самый древний из существующих сборников законов. Стела царя Хаммурапи из Суз. 28 в. до н.э. Лувр, Париж


    Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.)






    Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.) Искусство Ассирии (9 – 7 вв. до н.э.)








    Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.) Царь Саргон II. Рельеф из дворца в Дур-Шаррукине. 8 в. до н.э. Статуя царя Ашшурнасирапала II. 883 – 859 гг. до н.э. Британский музей, Лондон Гильгамеш со львом. Рельеф ворот дворца в Дур- Шаррукине. 8 в. до н.э. Лувр, Париж




    Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.) Искусство Ассирии (9 – 7 вв. до н.э.) Искусство Нововавилонского царства (7 – 6 вв. до н.э.)


    Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.) Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э. Этеменанки – «Дом основания неба и земли» Вавилонская башня имела грандиозные размеры = 91 х 91 м в основании и высоту 90 м или по легенде это -




    Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.) Ворота богини Иштар из Вавилона. 6 в. до н.э. Государственные музеи, Берлин Львы. Изразцовая облицовка стены тронного зала царя Навуходоносора из Вавилона. 6 в. до н.э. Государственные музеи, Берлин






    Для искусства Месопотамии характерно: В культуре 1. Обожженные глиняные таблички с письменами – клинопись, предтеча греческого и др. алфавитов. В архитектуре 2. Строительный материал – глина (т.к. поблизости нет ни камня, ни дерева). 3. Арочные конструкции, сводчатые перекрытия, облицовка стен красочными изразцами. 4. Фантастические существа (над богами) – сила судьбы и рока: шеду (крылатые 5-ногие быки с человеческими головами), Ламашту (львиноголовая женщина-демон), Мушхуш или Сируш («огненно-красный» дракон бога Мардука), Анзуд (орел с львиной головой) – посредник между богами и людьми, символизирующий голос судьбы, который воплощал борьбу жизни и смерти. 5. В храмах перед статуями богов – небольшие фигурки (от 10 до 70 см) – адор Анты. Пропорции человеческого тела и портретное сходство не важны. 6. В отличие от Египта, вавилонский жрец не обещал благ после смерти, но в случае послушания обещал их при жизни.

    Ширина блока px

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Подписи к слайдам:

    Художественная культура Древнего Мира Искусство Месопотамии

    • Известные науке древние цивилизации возникли за 4 тыс. лет до н. э. Это прежде всего Древний Восток - Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Египет.
    • Плодородная равнина Тигра и Евфрата стала называться Месопотамией («месос» - середина, «потамос» - река, греч.), что означает Междуречье. На современной карте вы нет этого названия. Сегодня здесь находится арабское государство Ирак со столицей Багдад.
    • Исторические этапы развития Междуречья
    • IV тысячелетие до н. э. - время распада первобытнообщинно-го строя.
    • III тысячелетие до н. э . - образование Шумеро-Аккадского царства.
    • - 27-25-й вв. до н. э. - возвышение шумерских городов-государств.
    • - 24-23-й вв. до н. э. - власть переходит к городу Двуречья - Аккаду.
    • - 23-21-й вв. до н. э. - новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша.
    II тысячелетие до н. э.
    • II тысячелетие до н. э. - возвышение Вавилона. 19-12-й вв. до н. э. - объединение Месопотамии под властью Вавилона.
    • I тысячелетие до н. э .:
    • - 9-7-й вв. до н. э. - усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном.
    • - 7-6-й вв. до н. э. - новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство.
    • - 536 г. до н. э. - завоевание Вавилона Киром, царем Ирана.
    • - 4-2-й вв. до и. э. - господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.
    Достижения народов Месопотамии
    • знали точное время;
    • умели ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света, точно выверяя горизонтали оснований;
    • возводили первые в мире «небоскребы» (Вавилонская башня);
    • соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат;
    • составили солнечные и лунные календари;
    • заложили основы медицинских знаний;
    • установили 7-дневную систему;
    • в начале III тыс. до н. э. появились первые числовые символы (умели пользоваться поразительно большими числами).
    • изобрели письменность, которая позволила прочесть историю Древней Месопотамии.
    Религиозно-мифологические представления народов Междуречья Статуэтка эбих-иля из Мари. Алебастр. Середина III тыс. до н. э. Париж, Лувр
    • Статуэтки- адоранты (от лат. adore - «поклоняться») изображают молящихся людей. Они должны были обращаться к богам (от имени того, кого изображала данная статуэтка) и уверять их в своей преданности.
    Литература и письменность Древней Месопотамии
    • создание первых клинописных книг (первая в мире библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала);
    • месопотамская литература включает в себя эпические поэмы, сказки, собрания пословиц, авторские произведения;
    • самая древняя эпическая поэма «Эпос о Гильгамеше»
    Рельеф с изображением этого мифического героя Междуречья сейчас хранится в Париже в Лувре. Культура Шумеро-Аккадского царства
    • У шумеров было множество богов. Каждому из богов строился храм. Самые древние из известных храмов шумеров посвящены богине Инанне (Иштар) и богу Ану. Это «белый храм» и «красный храм» в Уруке, названные по окраске стен.
    Голова богини из «белого храма» в Уруке. Мрамор. III тыс. до н. э. Багдад, Иракский музей Портретная голова Саргона Древнего. Медь. ХХIII-ХХII вв. до н. э. Багдад, Иракский музей Одним из лучших образцов аккадской скульптуры является победная стела царя Нарам-Сина. В III тыс. до н. э. в царстве Шумера и Аккада сложился главный тип храмовой архитектуры Междуречья - зиккурат.
    • Зиккурат - это ступенчатая храмовая башня, состоящая из нескольких убывающих кверху трапециевидных платформ, сложенных из кирпича-сырца. На вершине - святилище; на фасаде - три крутые лестницы.
    Основные направления шумеро-аккадской культуры:
    • 1) культовое , в котором складывается особый тип храмовой архитектуры - зиккурат и появляются связанные с ним храмовые принадлежности - адоранты.
    • 2) светское проявилось прежде всего в декоративно-прикладном искусстве (глиптике - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях) и в скульптуре (посвятительные стелы с запечатленными на них подвигами царей и портретные статуи правителей).
    Ассиро-вавилонская культура
    • Своего расцвета Вавилон достиг при правлении Хаммурапи - одного из величайших политиков древности.
    • Время Хаммурапи оставило удивительный памятник искусства - диоритовый столб, украшенный рельефами - клинописным сводом законов. Свод законов Хаммурапи охватывал все аспекты жизни вавилонского общества, как религиозные, так и гражданские.
    Стела Хаммурапи из Суз. Диорит. XVIII в. до н. э. Берлин, Государственный музей Оно носило не культовый характер , как в Шумере, а светский . Здесь
    • Ассирийское искусство было исполнено пафосом силы, прославляло мощь, победы и завоевания властителей. Оно носило не культовый характер , как в Шумере, а светский . Здесь строились преимущественно дворцы.
    • Главное достижение вавилонских и, соответственно, ассирийских архитекторов - изобретение арки и свода (впоследствии они были положены в основу всего строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы).
    В Ассирии появился новый тип города - город-крепость с единой планировкой. В основе архитектуры такого города лежит кирпичная стена. Для городской планировки характерны следующие черты:
    • 1) наличие цитадели; в ней находятся дворец и храм (цитадель - укрепленная часть города);
    • 2) расположение цитадели у стены;
    • 3) прямоугольная форма укреплений.
    Шеду из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Песчаник. XVIII в. до н. э. Берлин, Государственный музей Особенности ассиро-вавилонской культуры
    • В развитии ассиро-вавилонской культуры доминирует не культовая, а светская линия. Это проявилось в строительстве великолепных городов с роскошными храмами и дворцами, украшенными рельефами. Искусство призвано было прославлять победы и богатства властителей, увековечивать имена царей.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Древняя Месопотамия (Междуречье, Двуречье) В плодородной долине между рек Тигр и Евфрат в IV – I тыс. до н.э. сформировались такие крупные города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, а также Ассирийская держава. Здесь на протяжении веков в результате многочисленных кровопролитных войн возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и вновь возникали древние сообщества. Здесь жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились с большой точностью вычислять движение планет, время обращения Луны вокруг Земли.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Древние дворцы Ниневии, столицы, построенной ассирийским царем А ш ш у р н а с и р п а л о м II в IX в. до н.э. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью Библии и даже скандинавских саг. В Месопотамии умели возводить высочайшие башни, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали прекрасные сады, изобрели колесо, гончарный круг, строили корабли, изготавливали из меди орудия труда и оружие.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон богов. В отличие от Др. Египта, человек Др. Месопотамии не слишком беспокоился о загробной жизни, гораздо больше его прельщали сиюминутные радости земной жизни. Богиня плодородия, кормящая козлов. 14 век до н.э.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Возникновение письменности К III тыс. до н.э. в южной долине Междуречья образовалось город-государство Шумер. В историю шумеры вошли, прежде всего, благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200 - 300 лет раньше, чем в Др. Египте. Культура древней Месопотамии известна благодаря древним глиняным таблицам с клинописью.

    5 слайд

    Описание слайда:

    В Месопотамии существовали школы для писцов – эддубба, что означало «дом табличек». По сохранившимся глиняным табличкам мы можем судить как строился учебный процесс. Учителя держали учеников в строгости и повиновении. Об этом нам рассказывают многочисленные древние жалобы, оставленные на табличках воспитанниками.

    6 слайд

    Описание слайда:

    «В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце моё бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выпросил мою табличку, он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком… Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!» Я взял свою табличку в руки, писал на ней, но было на табличке и то, чего я не понимал, чего не мог прочесть… Судьба писца мне опостылела, Судьбу писца я возненавидел! (перевод Л. Шаргиной)

    7 слайд

    Описание слайда:

    В г. Неневии была обнаружена библиотека царя А ш ш у р н а с и р п а л а (669 – ок. 633 г. до н.э.), насчитывавшая более 30 тыс. табличек. Священная табличка Урнана.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Выдающийся памятник литературы «Эпос о Гильгамеше» (« О всё видавшем») III тыс. до н.э. – правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, дотируемых началом II тыс. до н.э. «Гильгамеш, куда направляешься ты? Жизни, которой ты так добиваешься, ты никогда не сможешь достичь. Потому что, когда боги создавали человека, они вселили в него смертность, оставив бессмертие самим себе. Гильгамеш, наполняй свое чрево, веселись денно и нощно, пусть дни твои будут полны веселья…»

    9 слайд

    Описание слайда:

    Архитектура Месопотамии Самыми заметными произведениями архитектуры Месопотамии являются храмы и дворцы. Самые ранние из храмов учёные относят ещё к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это были з и к к у р а т ы, что в переводе значит «святая гора». В Междуречье не придавали столь великого значения, как в Египте, погребальным сооружениям, так как население не находило связи между бессмертием и сохранностью тела умершего.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Из-за того, что на этих землях было недостаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и в условиях повышенной влажности требовали постоянного обновления. Традиция не менять место и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловили появление з и к к у р а т а – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объёмов, причём, каждый последующий объём был по объёму меньше предыдущего. На верхней площадке з и к к у р а т а располагалось святилище, в нём помещалась статуя божества. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари или жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Наибольшую известность приобрёл зиккурат бога Луны в Уре (современный Ирак). Частые, а временами катастрофические подъёмы грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    Города занимали площадь 2-4 кв. км и насчитывали не один десяток тысяч жителей. В центре города помещался храмовый комплекс, обнесённый стеной, с зиккуратом, воздвигнутым в честь бога - покровителя города. Здесь же находились дворец царя или правителя и основные государственные хозяйственные строения. Остальная часть города была занята жилыми домами и иными постройками, между ними располагались небольшие храмы менее важных божеств. Дома стояли вплотную друг к другу, образуя извилистые улицы шириной 1,5-3 м. На берегу реки либо канала, около которых вырос город, находилась гавань, где стояли купеческие корабли. На площади, примыкавшей к гавани, шла бойкая торговля. Жизнь горожан была сосредоточена вокруг многочисленных храмов и дворцов.

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    3иккурат Э т е м е н н и г y р у в Уре До нашего времени сохранилось очень немного архитектурных сооружений Месопотамии. Чаще всего это лишь фундаменты зданий. Строились они из необожжённой глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. Не пощадили их и многочисленные войны.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции. Ворота богини Иштар были построены по распоряжению царя Навуходоносора, правителя Др. Вавилона в VI в. до н. э. . Они являют собой огромных размеров полукруглую арку, по сторонам ограниченную высокими стенами. Они выходили на Дорогу Процессий и были сложены из кирпича, покрытого белой, черной, голубой и жёлтой глазурью. Необыкновенной красоты барельефы, изображающие животных, украшали стены ворот и Дороги Процессий. На стенах ворот перемежающимися рядами были изображены быки и сирруши (драконы). В общей сложности на воротах было изображено около 575 животных.

    17 слайд

    Описание слайда:

    В 1930-х годах ворота Иштар и Дорога Процессий были реконструированы в Берлине в Пергамском музее. Восстановленные ворота имеют высоту 14 метров и длину 10 метров. В Ираке была построена копия ворот при входе в музей, который так и не был достроен до конца.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Висячие сады Семирамиды - одно из Семи чудес света. Правильное название этого сооружения - Висячие сады А м и т и с: именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора, ради которой сады были созданы.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Навуходоносор приказал своим воинам выкапывать все неизвестные растения, встречавшиеся им во время военных походов, и немедленно доставлять в Вавилон. Не было караванов или судов, которые бы не привозили сюда из дальних стран всё новые и новые растения. Так в Вавилоне вырос большой и разнообразный по составу сад – первый ботанический сад на свете. Там были миниатюрные речки и водопады, на маленьких прудах плавали утки и квакали лягушки, пчёлы, бабочки и стрекозы перелетали с цветка на цветок.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Само название чуда - Висячие Сады - вводит нас в заблуждение. Сады не висели в воздухе. Сады были, скорее, не висячими, а выступающими. В архитектурном плане сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Пирамида напоминала вечноцветущий зелёный холм. В полости колонн помещались трубы. День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожаными ведрами, подавая воду из Евфрата в сады.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света. Современные археологи всё ещё стараются собрать достаточно подтверждений перед тем, как сделать конечные выводы о местоположении Садов, их системе орошения и об истинных причинах их появления и исчезновения.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Слегка приоткрыть тайну существования грандиозного памятника инженерной мысли удалось лишь в 1898 г. благодаря раскопкам Роберта Кольдевея. При раскопках он обнаружил сеть пересекающихся траншей близ иракского города Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки. Сейчас туристам, приезжающим в Ирак, предлагают посмотреть на развалины, оставшиеся от Садов, но эти обломки вряд ли могут впечатлить.

    23 слайд

    Описание слайда:

    Изобразительное искусство Изобразительное искусство Месопотамии представлено, главным образом, рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние парадные залы храмов и дворцов.

    24 слайд

    Описание слайда:

    Значительная их часть посвящена жизни царей и их приближённых. Главное место занимают темы торжественных процессий. Штандарт Ура 3 тыс. до н.э.

    25 слайд

    Описание слайда:

    Крылатый бык Ш е д у из дворца С а р г о н а II. Барельеф В аккадской мифологии были добрые демоны шеду - крылатые быки (или львы - ламассу) с мужскими головами, украшенными типичными для ассирийской и иранской культуры прямоугольными бородами. Основной функцией шеду была защита жилища. Около дверей обычно ставились две небольшие фигуры шеду (либо под порог закапывалась глиняная табличка с их изображением). Входы в города охраняли статуи колоссального размера, украшенные заклинательной резьбой. Борода отождествлялась с умом.

    26 слайд

    Описание слайда:

    Изразцы Дороги Процессий Благодаря технике эмалированного кирпича, древняя живопись Месопотамии выглядела реалистично и эффектно. Структура кирпича дала возможность строить огромные стены, на которых изображали священные эмблемы, зооморфные фигуры и другие мотивы. Кирпичи могли окрашиваться в разные цвета, а некоторые части рисунка делались объёмными.

    Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия

    2 класс

    Презентацию подготовила

    Преподаватель ИЗО

    МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

    Джасте Саида Юрьевна


    • Самыми первыми мировыми цивилизациями были Месопотамия, Древний Египет, Долина Инда и Древний Китай. Другие крупные цивилизации тоже возникали вблизи больших рек, так как плодородные прибрежные почвы позволяли людям успешно заниматься земледелием.

    • Одними из первых, в IV тыс. до н.э., возникли древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную, благодаря речным наносам, долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.
    • Месопотамия означает «земля между рек». К 5 тысячелетию до н.э. земледельческие общины Месопотамии, образовавшиеся на плодородных берегах Тигра и Евфрата, достигли своего расцвета. На юге сложилось Шумерское царство.

    Шумер и Аккад


    Шумер и Аккад

    Древнейший город (IV тыс. до н.э.) Междуречья - Урук (реконструкция II - III тыс. до н.э.)

    • Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысячелетия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.

    • В разных городах верили в разных богов. Им строили многоступенчатые башни – зиккураты («жилище богов»), с храмом на вершине. Первый зиккурат был построен в Уре.
    • Боги были покровителями городов. В одном городе, это был бог Солнца – Шамаш, в другом – бог Луны Син. Почитали бога Эа – ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.



    • Ученые-жрецы занимались математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием Древних жителей Междуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов. Шумеры почитали также число 12. Особенно чтили они число 7. Они обозначали 7 тем же знаком, что и всю Вселенную. Выражали этим числом шесть главных направлений (вверх, вниз, вперед, назад, влево и вправо) да еще то место, от которого идет этот отсчет. У шумеров, у вавилонян и ассирийцев в храмах было семь ступеней, освещались эти храмы семисвечниками, они знали семь металлов и т.д.

    • Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись.
    • Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне.
    • Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.

    Эпос о Гильгамеше

    • Одним из древнейших литературных памятников того времени является «Эпос о Гильгамеше» на аккадском языке (переведен с более раннего шумерского текста). Поэма была создана в II тыс. до н.э. Гильгамеш, царь шумерского города Урука, в поэме представлен как сын богини и полубога. Храбрец и силач. Он решается померяться силой с богами и узнать тайну бессмертия. Через 12 лет он

    возвращается к стенам своего города Урука (цветок бессмертия крадет у него змея), видит его стены и понимает, что его бессмертие, это величественный и красивый город, который он оставит своим потомкам.



    Шумер и Аккад

    HongNian Zhang . Саргон Великий - рождение Аккадского царства

    • Примерно в 2370 г. до н.э. царь Саргон I , правитель Аккада – города на севере Месопотамии, завоевал Шумерское царство и создал империю, просуществовавшую 200 лет. позднее Шумерское и Аккадское царства стали частью Вавилонской империи Хаммурапи.


    • Топлива было мало, и кирпичи не обжигали, а сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла проехать повозка. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах – насыпях. С середины III тыс. до н.э., шумеры первыми начинают использовать в строительстве арки и своды.

    Белый храм в Уруке

    Фрагмент орнаментальных узоров на поверхности Красного здания в Уруке


    Храм богини Нинхурсаг (матери богов и лесистых гор)

    Рельеф притолоки храма Нинхурсаг с Имдугудом и оленями.

    Нинхурсаг

    Храм Нинхурсаг в Убаиде. Раннединастический период, сер. III тыс. до н.э.

    • Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах – горельефы лежащих бычков. У входа в храм – две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

    Голова Саргона Древнего, Ниневия

    Рельеф Урнанш, правитель города Лагаша

    • Так как исходным материалом для развития искусства была глина, а не камень, то пластичность и мягкость глины обусловило плавность линий, а не угловатость и плоскостность. Месопотамский рельеф и скульптура не высекаются, а лепятся от руки, поэтому нет фронтальности в изображении, а есть объемность, будь то скульптура или барельеф. Сюжеты рельефов и скульптур – культовые процессии, цари и жрецы в общении с богами, битвы и победы над врагом, закладка храма царями и царская охота.

    • Шумерская скульптура была культовой, посвятительной. Единого изобразительного канона не было. Человек изображался условно, схематически, без точных соблюдений пропорций и портретного сходства, большое значение придавалось выразительности поз, жестам и глазам. Например, женская скульптура из Лагаша или скульптура мужа и жены.
    • Чаще, скульптуру заказывали для того, чтобы поставить их в храмы, где они должны были молиться богам за своих реальных хозяев (такие скульптурки назывались адорантами ) их большие уши символизировали мудрость, а также, то, что молитва будет услышана богом.
    • Больше всего, поражали глаза, которые были большими, глубоко посаженными и инкрустировались цветными камнями, что придавало взгляду выразительность. Руки обычно сложены на груди. Скульптуры были небольшими – 15-20 см.


    Геральдический мотив серебряной вазы Энтемены.

    • В шумерском искусстве множество изображений животных. Например, один сюжет присутствует на медном рельефе, добытом из раскопок в Уре и серебряной вазе Энтемены, царя Лагаша. На первом, объемное изображение подчеркивает величественность рисунка – это изображение орла и двух оленей, причем не в профиль, а в фас. На втором, композиция повторяется четыре раза, с добавление двух львов, двух коз. Не смотря на символическое изображение борьбы, поза животных совершенно спокойна.

    Ваза Энтемены из Лагаша : корпус из серебра , днище из меди.


    • В скульптуре животных, явный акцент делается на мощь и устрашение. Как правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Для того чтобы, придать образу гнев и сверкающий взгляд, их изображали с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.
    • Художники того времени очень реалистично умели предавать изображения животных, их движение.

    Что шумеры сделали первыми на Земле:

    • открыли колесо,
    • изобрели гончарный круг,
    • научились отливать бронзу (т.к. для этого нужно олово, а оно не добывалось на их землях и в соседних странах, шумеры установили торговые отношения с народами долины Инд и привозили олово оттуда),
    • научились делать цветное стекло,
    • внесли свой вклад в развитие астрономии (древнейшие календари и наблюдения за планетами – отсюда точное ведение земледельческих, ирригационных работ),
    • открыли практическую математику (вычислили продолжительность года, месяца, дня, стали применять цифры в написании чисел, сложение, вычитание, умножение, деление, таблица квадратов и кубов, таблица обратных чисел),
    • открыли геометрию (вычислили площади геометрических фигур, нашли число «пи»),
    • создали библиотечные каталоги,
    • создали рецептурные справочники,
    • составили правовые кодексы,
    • создали профессиональную армию,
    • создали первые в мире художественные книги (в виде серии глиняных табличек) и многое другое.

    В то же время надо понимать, что в те времена жизнь проходила под чередой непрерывных войн. Не было миролюбивых царей. Города–государства постоянно соперничали друг с другом.